Ориентированная на решение краткосрочная терапия: Ориентированная на решение краткосрочная терапия

Содержание

Краткосрочная терапия или ОРКТ психология (SFBT, Solution Focused Brief Therapy), методы

ПОДОБРАТЬ ПСИХОЛОГА

Ориентированная на решение краткосрочная терапия, краткосрочная стратегическая терапия и коучинг

alter

ГИД ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

Здесь вы можете ознакомиться с различными подходами в психологии: краткосрочная стратегическая терапия, SFBT ориентированная на решение, краткосрочная системная терапия и терапия фокусированная на проблему SFBT, которые могут помочь вам быстро найти решение ваших проблем согласно пошаговой стратегии.

Бывают случаи, когда проходить долгую глубинную психотерапию нет ни времени, ни необходимости. Тогда на помощь приходят краткосрочные подходы: как правило, их длительность не превышает 20 сессий.

Особенности краткосрочных подходов:

  • Фокусировка на настоящем и будущем, а не на прошлом

  • Четкая постановка задачи терапии

  • Активная позиция психолога

Оглавление

1. Ориентированная на решение краткосрочная терапия: создавая будущее

2. Как работает ОРКТ

3. Основные принципы ОРКТ

4. Эффективность метода

5. С какими проблемами работает ОРКТ

6. Краткосрочная стратегическая терапия: выход из заколдованного круга

7. Как работает КСТ

8. Эффективность метода

9. С какими проблемами работает КСТ

10. Коучинг: «вижу цель, вижу препятствие»

11. Принципы коучинга

12. Как проходит коучинг-сессия

13. Эффективность метода

14. Случай из практики

15. Что почитать?

Ориентированная на решение краткосрочная терапия: создавая будущее


Ориентированная на решение краткосрочная терапия (ОРКТ) работает над поиском и созданием решений, а не над анализом прошлого опыта клиента. На сеансах клиент вместе с терапевтом обозначает образ будущего, к которому он хочет прийти. Для того, чтобы прийти к такому будущему, нужно выработать определенные модели поведения, освоить нужные навыки и найти ресурсы. Этому посвящена терапия.

Психологи Стив де Шейзер и Инсу Ким Берг работали в русле семейной психотерапии. Они заметили, что основное время на терапии уделяется обсуждению симптомов и проблем, а не ресурсов и возможностей. Это негативно сказывалось на эффекте терапии. Тогда они задумались, можно ли вести терапевтический процесс таким образом, чтобы как можно быстрее находить решение проблемы. Так в 1980-х годах стала зарождаться ОРКТ.

Историческая справка

Как работает ОРКТ


По мнению Шейзера и Берг, решение проблемы надо искать в «исключениях» — тех ситуациях, когда проблема никак не проявлялась в жизни человека. Например, если клиент жалуется на робость и замкнутость, необходимо вспомнить ситуации, в которых ему легко было идти на контакт. Эти ситуации — ключ к желаемому будущему. На терапии клиент анализирует, чем исключения отличаются от его обычного опыта, и ищет в них ресурс для изменений.

Терапевт помогает клиенту отыскать те стратегии, которые для него уже работают, развивать эти стратегии и оценивать свой успех. В ОКРТ большую роль играет терапевтический альянс — доверительные, открытые взаимоотношения терапевта и клиента, построенные на сотрудничестве и общей цели. Клиент — эксперт по своей жизни. Он знает, каких результатов хочет добиться. Терапевт направляет его и помогает найти инструменты достижения этих результатов. Он не оценивает и не критикует клиента — только поощряет его успех.

Цель ОРКТ — как можно быстрее найти эффективное решение для конкретной проблемы и, в конечном счете, повысить качество жизни.

Основные принципы ОРКТ


Стив де Шейзер выделил основные принципы, которых терапевт придерживается при работе с клиентом в ОРКТ:

  • «Не надо чинить то, что не сломано»

    В ОРКТ основное внимание уделяют тем стратегиям, которые работают для клиента и помогают ему. Если клиента все устраивает в этих стратегиях, терапевт не будет предлагать ему вмешиваться в них.

  • «Если что-то работает — надо делать это больше»

    Как только мы нашли ключ к изменениям — надо превратить его в рабочий инструмент. То есть, закрепить желательное поведение, чаще прибегая к эффективной стратегии.

  • «Если что-то не работает — делай что-то другое»

    «Пробовать, пока не получится» — не всегда хорошая стратегия. Если инструмент не подходит, его стоит заменить. Только таким образом можно добиться нового результата.

  • «Небольшие шаги ведут к большим переменам»

    Перед клиентом не стоит цели резко поменять жизнь. Терапевт должен помочь ему увидеть, как даже небольшие шаги ведут к позитивным изменениям.

  • «Язык для поиска решения отличается от языка описания проблемы»

    В ОРКТ часто используется техника «разговора, свободного от проблемы». Это беседа о тех моментах жизни, когда проблема еще не возникла или имела наименьший эффект на клиента. Такие разговоры помогают клиенту отделить себя от проблемы и решать ее более конструктивно.

Некоторые из принципов ОРКТ звучат, как житейские истины. В этом есть своя логика: мы часто догадываемся, что нужно делать для решения проблемы, но по какой-то причине не делаем этого. ОРКТ помогает клиенту понять, что у него уже есть все необходимое, чтобы найти решение.

Эффективность метода


В 2013 году ученые провели метаанализ 43 исследований эффективности ОКРТ. 74% исследований показали, что клиенты, прошедшие ОРКТ, улучшили свою жизнь.
Несмотря на краткосрочность подхода, ОРКТ работает в длительной перспективе. Ученые (Де Джонг & Берг,1998) проходили исследование, которое длилось от 7 до 9 месяцев и включало 141 клиента. В 77% случаев терапия была успешной. Схожее исследование (Макдоналд, 1994, 1997) показало 70% успешности ОРКТ после одного года и 64% — после трех лет.

С какими проблемами работает ОРКТ

Может показаться, что краткосрочный подход подходит только для решения небольших жизненных трудностей. На самом деле, ОРКТ доказывает успешность в работе с серьезными проблемами и расстройствами:

  • Семейные конфликты, проблемы в паре, детско-родительские отношения

  • Депрессивные расстройства

  • Расстройства пищевого поведения

  • Проблемы самооценки

  • Проблемы дизайна поведения (в том числе у детей)

В индивидуальной работе ОРКТ для меня — дополнительный метод. Чаще всего ко мне обращаются люди, которые хотят не только решить возникшую проблему, но и разобраться в причинах, чтобы предотвратить угрозу ее повторного появления. Кроме того, я работаю с тревожностью, фобиями, депрессивными состояниями и экзистенциальными вопросами — а работа с ними предполагает довольно глубокий уровень понимания себя и причин своих реакций. Но иногда бывает полезно остановиться, отвлечься от проблемы и взглянуть на желаемые изменения так, как будто они уже произошли.

Ксения Линкевич, психолог, использует в работе ОРКТ:

Краткосрочная стратегическая терапия: выход из заколдованного круга


Краткосрочная стратегическая терапия (КСТ) возникла на основе стратегической терапии. Ее цель — решить проблему клиента максимально быстро (как правило, не более чем за 10 сеансов), не углубляясь в причины проблемы и прошлый опыт клиента. Для этого терапевт дает четкие указания, которые клиент обязуется исполнять. В КСТ терапевт играет активную роль и фактически «ведет» клиента в течение всего терапевтического процесса. КСТ часто сравнивают с игрой в шахматы: мы делаем ход, анализируем его результаты и влияние на ход игры, делаем выводы — и делаем следующих ход.

Стратегическая терапия возникла в 1950-х годах. Ее практиковал Милтон Эриксон — психотерапевт, известный своим «Эриксоновским гипнозом». Главное отличие стратегической терапии от других известных подходов — ведущая роль терапевта. Он должен заранее продумать ход работы, распланировать действия и корректировать план, если необходимо. Сам Эриксон использовал в работе внушение, манипуляции и непосредственно гипноз. Практика гипноза во многом повлияла на то, как он проводил психотерапию. Эриксон считал, что не стоит ждать, пока клиент сам осознает корни своей проблемы и придет к решению. Он старался «взорвать проблему изнутри», радикально изменив убеждения клиента.

Первая модель краткосрочной стратегической терапии была разработана в институте Пало Альто в 70-х годах. Над ней работали Пол Вацлавик и его ученик Джорджио Нардонэ. Они заметили, что многие клиенты обращаются к терапевту с проблемами, который зашли в «заколдованный круг». Что бы человек не предпринимал, он не может выйти из круга. Более того, попытки изменить ситуацию только усугубляют ее, потому что человек снова и снова получает негативный опыт. Выяснилось, что искать корни проблемы и работать с ними не всегда эффективно — и занимает слишком много времени. Ориентация на решение, четкая стратегия и анализ показали большие результаты для работы с семейными проблемами, расстройствами пищевого поведения и другими психологическими проблемами.

Джорджио Нардонэ создал собственный Центр Стратегической Терапии в Ареццо. Он создал протоколы работы с клиентами, благодаря чему КСТ стало легче исследовать и оценивать.

Историческая справка

Как работает КСТ


С точки зрения КСТ, человек не может решить проблему, мешающую жить, по нескольким причинам:

  • Он извлек из негативного опыта определенный набор стереотипов, которые мешают взглянуть на ситуацию здраво.

  • Он пытается решить проблему, используя одни и те же нефункциональные шаблоны действий, что приносит новый негативный опыт и усугубляет ситуацию.

Также следует упомянуть такое понятие как ППР — предпринятые попытки решения. Это то, что человек делает для решения своей проблемы. Если действия, которые предпринимает человек, эффективны — проблема решается. Но если эти действия не приносят результата, они начинают подпитывать проблему. Находясь внутри своей системы восприятия реальности, человек не может обнаружить, что именно его действия усугубляют проблему. Поэтому ППР — основная мишень терапии для стратегического терапевта.

Например, при панических атаках и фобиях одна из основных ППР — избегание. Когда человек избегает опасности, он дает себе два сообщения. Одно более явное — «ты в безопасности», а другое скрытое — «ты не способен справиться». Оно скрытое, потому что не осознается клиентом. Но оно несет в себе больший заряд и закрепляет страх, делает его еще более «обоснованным» для человека.

Татьяна Альмухаметова,
терапевт КСТ:

Иными словами, человек выбирает неправильную стратегию, и задача терапевта — предложить ему новую.

В основе КСТ — убеждение, что система не может изменить сама себя изнутри. Единственный способ достичь изменений — выйти из системы. Поэтому терапевт предлагает клиенту выйти из рамок своего восприятия. Сделать это можно только с помощью конкретных действий: клиент действует не так, как привык, и видит, что результат изменился. Это расширяет его опыт и помогает посмотреть на ситуацию со стороны. Оценив эффективность этих действий, клиент продолжает двигаться по стратегии, которую предложил терапевт.

Выработанная на терапии стратегия — мощный инструмент для решения других проблем, которые могут возникать в жизни клиента. Поэтому КСТ, несмотря на краткосрочность, может иметь долговременный результат.

Терапевт КСТ может предложить клиенту выполнить домашнее задание, не объясняя, для чего именно оно предназначено. Например, первое задание при панических атаках — вахтенный журнал. Клиент должен заполнить его, как только он чувствует, что началась паническая атака. Ни минутой раньше, ни минутой позже. Клиент считает, что это задание дается для того, чтобы исследовать его проблему. Однако же основная цель задания — получение эмоционально-корректирующего опыта. Если внимание клиента во время панической атаки направлено не внутрь (на свои ощущения), а во вне (на заполнение журнала) — то, как правило, количество атак и их интенсивность снижается.

На следующей сессии полученный опыт реструктуризируется таким образом, чтобы клиент понял основную цель задания. То есть, терапевт объясняет цель задания уже после его выполнения. Это правило оговаривается на первой встрече с клиентом при заключении контракта с ним. В стратегической терапии считается, что клиента сложно убедить на рациональном уровне, пока его система восприятия и реакции не будет сломана. Эмоционально-корректирующий опыт направлен на слом этой системы.

Часто на КСТ дается задание «Как ухудшить». Терапевт предлагает клиенту подумать, что он делал бы, если бы парадоксальным образом хотел ухудшить свою ситуацию. Так клиент сам осознает, что он уже делает многое из того, что помогает ухудшить, а не улучшить ситуацию.

Татьяна Альмухаметова,
терапевт КСТ:

Эффективность метода


В 1993 году ученые Б. Кейд и В. О’Хенлон провели исследование эффективности КСТ, которое включало 97 пациентов. Каждый из них прошел до 10 сессий. По окончании терапии 40% сообщили, что полностью избавились о проблеме, 32% почувствовали значительное улучшение и 28% не ощутили прогресса. Самой эффективной КСТ оказалась для клиентов с невротическими расстройствами (для них успешность терапии достигала 95%) и пар (успешность достигала 100%).

В КСТ есть понятие «follow up» — отсроченное отслеживание. После достижения результата происходит контроль за его стабильностью в течение почти 2 лет (через 1, 3, 6 и 12 месяцев). Исследования, которые проводились в Центре стратегической терапии (Ареццо, Италия) показали, что эффект от терапии сохраняется надолго.

Татьяна Альмухаметова,
терапевт КСТ:

С какими проблемами работает КСТ


  • Проблемы в семейных и партнерских взаимоотношениях

  • Проблемы в сексуальной сфере

  • Фобии, фобические расстройства

  • Панические атаки

  • Тревожно-депрессивные расстройства

  • Расстройства пищевого поведения

  • Обсессивно-компульсивное расстройство

Коучинг: «вижу цель, вижу препятствие»


Коуч в переводе с английского — «тренер». Однако «коуч» в психологическом консультировании отличается от тренера, который создает программу тренировок в зале и следит за тем, чтобы вы правильно ее выполняли. Коучинг — метод, который позволяет быстро и четко ставить цели и добиваться их. Коуч помогает клиенту создать условия для этого, увидеть и использовать собственные возможности максимально эффективно.

Термин «коучинг» пришел в психологию из спорта. На развитие этого направления повлиял Тимоти Голви, преподаватель Гарварда и тренер по теннису. Тренируя учеников, он заметил, что психологическая поддержка не менее важна для успеха, чем отработка ударов. Его метод заключался в том, чтобы помочь теннисистам преодолеть внутреннее сопротивление и реализовать имеющийся потенциал. «Противник в голове намного страшнее противника по ту сторону сетки», — считал Голви. Он не давал подопечным четких инструкций, потому что был уверен, что дидактичность лишает человека чувства личной ответственности. Вместо этого он учил личной эффективности. В 1974 году Тимоти Голви написал книгу «Внутренняя игра в теннис», где рассказал, как применить эти принципы в бизнесе. Книга имела ошеломительный успех. Голви основал свое консалтинговое агентство The Inner Game и с тех пор работает бизнес-тренером.

Бизнес и карьерное консультирование — первые области, где начал применяться коучинг в известном нам смысле. Позже от него отделилось направление «лайф-коучинг» — работа с личными смыслами человека, улучшение качества жизни и помощь в решении проблем.

Историческая справка

Принципы коучинга


Основные принципы коучинга сформулировал Милтон Эриксон — психотерапевт, который также сделал вклад в КСТ.

  • Со всеми все ОК

    В основе коучинга лежит безоценочное восприятие. Цель — не переделать человека, а научить его использовать уже имеющиеся возможности.

  • У вас уже есть все необходимые ресурсы

    Представьте человека, который легко мог бы справиться с вашей проблемой. Какой у него характер, опыт, стиль мышления? А теперь мысленно попросите у него совета. Он знает, как решить вашу проблему в несколько простых шагов — ведь он уже миллион раз имел дело с похожими проблемами!

  • У вас уже есть все необходимые ресурсы

    Представьте человека, который легко мог бы справиться с вашей проблемой. Какой у него характер, опыт, стиль мышления? А теперь мысленно попросите у него совета. Он знает, как решить вашу проблему в несколько простых шагов — ведь он уже миллион раз имел дело с похожими проблемами!

    Ответ, который вы получите от этого человека — на самом деле ваш собственный, ведь все происходило только в вашем воображении. В нас уже есть все необходимое, чтобы достичь цели — нужно только это увидеть. Именно с этим помогает коуч.

  • Человек делает наилучший выбор в любой момент времени

    Этот принцип помогает людям, которые корят себя за прошлые ошибки. Мы каждый раз выбираем наиболее оптимальный вариант действий. То, как вы поступали в прошлом, было единственным оптимальным вариантом для вас на тот момент. Не сожалейте об упущенных возможностях — их не существует.

  • В каждом поступке есть позитивное намерение

    Даже если человек делает что-то, что может ему навредить — в глубине у него есть позитивное намерение. Понимать свое позитивное намерение очень важно, потому что иногда оно заставляет делать нерациональный выбор: например, отменить свидание ради того, чтобы избежать неудачи.

    Также этот принцип помогает лучше понять других людей и их поступки. Они действуют из позитивного намерения, даже если не осознают этого. Не стоит обижаться и злиться на них.

  • Изменения неизбежны

    Жизнь невозможна без изменений. Более того. одно изменение неизбежно ведет за собой другое. Стоит начать работать над одной сферой жизни — в остальных все тоже придет в движение.

Как проходит коучинг-сессия


Коучинг проходит в формате разговора офлайн или онлайн. Первая встреча всегда посвящена обсуждению запроса и постановке цели. Так как успешность коучинга измеряется тем, достиг ли клиент цели — очень важно сформулировать ее максимально четко. Коуч вместе с клиентом исследуют цель и проверяют, соответствует ли она критериям «хорошей» цели. Часто бывает так, что запрос, с которым клиент пришел изначально — на самом деле не то, что его волнует. Тогда надо сделать реконтракт — изменение изначальной цели на новую, более аутентичную.

Следующий шаг — понять, какие препятствия есть у клиента на пути к цели. С учетом преодоления препятствий клиент и коуч вместе создают план действий. Коуч не навязывает свое видение ситуации и не рассказывает, что именно должен делать клиент. Он только помогает клиенту видеть ситуацию со стороны, понимать себя и действовать поступательно.

Чтобы сделать это, коуч может задавать наводящие вопросы и «сталкивает» клиента с теми стереотипами, которые живут в его сознании. Если клиент понимает, что стереотипы и ограничения противоречат сами себе и мешают достичь желаемого — он отказывается от них в пользу цели.

Коучинг учит клиента мыслить системно, смотреть на любую ситуацию со стороны, видеть «всю картину целиком» и в любой преграде искать возможности.

Эффективность метода


Life Coach Spotter провел исследование, используя данные ICF — самой авторитетной коуч-организацией в мире. Данные показали, что 80% обратившимся удалось повысить самооценку, 73% — улучшить отношения, 52% — развить навыки управления.

Случай из практики


У меня была клиентка, которая хотела преодолеть трудности в отношениях и профессиональном самоопределении. Когда она стала лучше справляться с тревогой по этим вопросам, я предложила вообразить: если в один прекрасный день тревожащие ее проблемы будут решены, как этот день будет проходить, чем будет отличаться от сегодняшнего дня? Когда она описала эту картину, я уточнила у нее, когда, как она думает, сможет этого достичь. Выяснилось, что все это достижимо в ближайшие пару лет, хотя изначально казалось, что это — планы на пенсию. Обращение к ОКРТ помогло спланировать реальные шаги, которые очевидным для клиентки образом уже сейчас ведут к тому, чего хочется. Это помогает добавить человеку уверенности в собственных действиях.

Ксения Линкевич, психолог, использует в работе ОРКТ:

Мы проводили выездную групповую работу и заложили принципы ОРКТ в основу программы. Выбрали тему для проработки — «Свобода». Мы опирались на то, что каждый уже что-то думает, чувствует, знает про свободу. Что были, есть и будут моменты, когда мы переживаем себя свободными. Что у нас часто не столько проблемы со свободой, сколько вопросы, на которые интересно отвечать.

Использовали разные упражнения, в которых через интеллектуальный, телесный и эмоциональный опыт помогали увидеть, что значит «свобода» для каждого. В начале семинара мы всегда собираем ожидания, а в конце возвращаемся к ним и смотрим, что изменилось. Так в результате этого выезда участники говорили о том, что довольно абстрактное понятие наполнилось для них содержанием, взятым из их собственных жизней. В этом одна из главных целей ОРКТ — от трудностей прийти к конкретным ответам и решениям, что делать на пути к своим целям.

Ксения Линкевич и Руслан Котенко в групповой работе:

Что почитать?

« Искусство быстрых изменений».
Джорджио Нардонэ, Пол Вацлавик

В книге описана модель краткосрочной терапии, которая помогает наиболее быстро и эффективно найти решение для жизненных трудностей и психологических проблем. Подойдет как для специалистов, так и для людей, интересующихся темой «problem solving».

«Волшебство клиента».
Виктор Богомолов

Первая часть книги — теория и история становления краткосрочной стратегической терапии. Вторая — описание практических случаев. Полезно для всех. кто хочет понять, как проходит КСТ.

«Работа как внутренняя игра».
Тимоти Голви

Как быть свободным и достигать успеха? Книга от создателя бизнес-коучинга и теории «Внутренней игры».

ПОДОБРАТЬ ПСИХОЛОГА В КСТ И ОРКТ

Вам был полезен материал? Поделитесь им:

Краткосрочная терапия или ОРКТ психология (SFBT, Solution Focused Brief Therapy), методы

ПОДОБРАТЬ ПСИХОЛОГА

Ориентированная на решение краткосрочная терапия, краткосрочная стратегическая терапия и коучинг

alter

ГИД ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

Здесь вы можете ознакомиться с различными подходами в психологии: краткосрочная стратегическая терапия, SFBT ориентированная на решение, краткосрочная системная терапия и терапия фокусированная на проблему SFBT, которые могут помочь вам быстро найти решение ваших проблем согласно пошаговой стратегии.

Бывают случаи, когда проходить долгую глубинную психотерапию нет ни времени, ни необходимости. Тогда на помощь приходят краткосрочные подходы: как правило, их длительность не превышает 20 сессий.

Особенности краткосрочных подходов:

  • Фокусировка на настоящем и будущем, а не на прошлом

  • Четкая постановка задачи терапии

  • Активная позиция психолога

Оглавление

1. Ориентированная на решение краткосрочная терапия: создавая будущее

2. Как работает ОРКТ

3. Основные принципы ОРКТ

4. Эффективность метода

5. С какими проблемами работает ОРКТ

6. Краткосрочная стратегическая терапия: выход из заколдованного круга

7. Как работает КСТ

8. Эффективность метода

9. С какими проблемами работает КСТ

10. Коучинг: «вижу цель, вижу препятствие»

11. Принципы коучинга

12. Как проходит коучинг-сессия

13. Эффективность метода

14. Случай из практики

15. Что почитать?

Ориентированная на решение краткосрочная терапия: создавая будущее


Ориентированная на решение краткосрочная терапия (ОРКТ) работает над поиском и созданием решений, а не над анализом прошлого опыта клиента. На сеансах клиент вместе с терапевтом обозначает образ будущего, к которому он хочет прийти. Для того, чтобы прийти к такому будущему, нужно выработать определенные модели поведения, освоить нужные навыки и найти ресурсы. Этому посвящена терапия.

Психологи Стив де Шейзер и Инсу Ким Берг работали в русле семейной психотерапии. Они заметили, что основное время на терапии уделяется обсуждению симптомов и проблем, а не ресурсов и возможностей. Это негативно сказывалось на эффекте терапии. Тогда они задумались, можно ли вести терапевтический процесс таким образом, чтобы как можно быстрее находить решение проблемы. Так в 1980-х годах стала зарождаться ОРКТ.

Историческая справка

Как работает ОРКТ


По мнению Шейзера и Берг, решение проблемы надо искать в «исключениях» — тех ситуациях, когда проблема никак не проявлялась в жизни человека. Например, если клиент жалуется на робость и замкнутость, необходимо вспомнить ситуации, в которых ему легко было идти на контакт. Эти ситуации — ключ к желаемому будущему. На терапии клиент анализирует, чем исключения отличаются от его обычного опыта, и ищет в них ресурс для изменений.

Терапевт помогает клиенту отыскать те стратегии, которые для него уже работают, развивать эти стратегии и оценивать свой успех. В ОКРТ большую роль играет терапевтический альянс — доверительные, открытые взаимоотношения терапевта и клиента, построенные на сотрудничестве и общей цели. Клиент — эксперт по своей жизни. Он знает, каких результатов хочет добиться. Терапевт направляет его и помогает найти инструменты достижения этих результатов. Он не оценивает и не критикует клиента — только поощряет его успех.

Цель ОРКТ — как можно быстрее найти эффективное решение для конкретной проблемы и, в конечном счете, повысить качество жизни.

Основные принципы ОРКТ


Стив де Шейзер выделил основные принципы, которых терапевт придерживается при работе с клиентом в ОРКТ:

  • «Не надо чинить то, что не сломано»

    В ОРКТ основное внимание уделяют тем стратегиям, которые работают для клиента и помогают ему. Если клиента все устраивает в этих стратегиях, терапевт не будет предлагать ему вмешиваться в них.

  • «Если что-то работает — надо делать это больше»

    Как только мы нашли ключ к изменениям — надо превратить его в рабочий инструмент. То есть, закрепить желательное поведение, чаще прибегая к эффективной стратегии.

  • «Если что-то не работает — делай что-то другое»

    «Пробовать, пока не получится» — не всегда хорошая стратегия. Если инструмент не подходит, его стоит заменить. Только таким образом можно добиться нового результата.

  • «Небольшие шаги ведут к большим переменам»

    Перед клиентом не стоит цели резко поменять жизнь. Терапевт должен помочь ему увидеть, как даже небольшие шаги ведут к позитивным изменениям.

  • «Язык для поиска решения отличается от языка описания проблемы»

    В ОРКТ часто используется техника «разговора, свободного от проблемы». Это беседа о тех моментах жизни, когда проблема еще не возникла или имела наименьший эффект на клиента. Такие разговоры помогают клиенту отделить себя от проблемы и решать ее более конструктивно.

Некоторые из принципов ОРКТ звучат, как житейские истины. В этом есть своя логика: мы часто догадываемся, что нужно делать для решения проблемы, но по какой-то причине не делаем этого. ОРКТ помогает клиенту понять, что у него уже есть все необходимое, чтобы найти решение.

Эффективность метода


В 2013 году ученые провели метаанализ 43 исследований эффективности ОКРТ. 74% исследований показали, что клиенты, прошедшие ОРКТ, улучшили свою жизнь.
Несмотря на краткосрочность подхода, ОРКТ работает в длительной перспективе. Ученые (Де Джонг & Берг,1998) проходили исследование, которое длилось от 7 до 9 месяцев и включало 141 клиента. В 77% случаев терапия была успешной. Схожее исследование (Макдоналд, 1994, 1997) показало 70% успешности ОРКТ после одного года и 64% — после трех лет.

С какими проблемами работает ОРКТ

Может показаться, что краткосрочный подход подходит только для решения небольших жизненных трудностей. На самом деле, ОРКТ доказывает успешность в работе с серьезными проблемами и расстройствами:

  • Семейные конфликты, проблемы в паре, детско-родительские отношения

  • Депрессивные расстройства

  • Расстройства пищевого поведения

  • Проблемы самооценки

  • Проблемы дизайна поведения (в том числе у детей)

В индивидуальной работе ОРКТ для меня — дополнительный метод. Чаще всего ко мне обращаются люди, которые хотят не только решить возникшую проблему, но и разобраться в причинах, чтобы предотвратить угрозу ее повторного появления. Кроме того, я работаю с тревожностью, фобиями, депрессивными состояниями и экзистенциальными вопросами — а работа с ними предполагает довольно глубокий уровень понимания себя и причин своих реакций. Но иногда бывает полезно остановиться, отвлечься от проблемы и взглянуть на желаемые изменения так, как будто они уже произошли.

Ксения Линкевич, психолог, использует в работе ОРКТ:

Краткосрочная стратегическая терапия: выход из заколдованного круга


Краткосрочная стратегическая терапия (КСТ) возникла на основе стратегической терапии. Ее цель — решить проблему клиента максимально быстро (как правило, не более чем за 10 сеансов), не углубляясь в причины проблемы и прошлый опыт клиента. Для этого терапевт дает четкие указания, которые клиент обязуется исполнять. В КСТ терапевт играет активную роль и фактически «ведет» клиента в течение всего терапевтического процесса. КСТ часто сравнивают с игрой в шахматы: мы делаем ход, анализируем его результаты и влияние на ход игры, делаем выводы — и делаем следующих ход.

Стратегическая терапия возникла в 1950-х годах. Ее практиковал Милтон Эриксон — психотерапевт, известный своим «Эриксоновским гипнозом». Главное отличие стратегической терапии от других известных подходов — ведущая роль терапевта. Он должен заранее продумать ход работы, распланировать действия и корректировать план, если необходимо. Сам Эриксон использовал в работе внушение, манипуляции и непосредственно гипноз. Практика гипноза во многом повлияла на то, как он проводил психотерапию. Эриксон считал, что не стоит ждать, пока клиент сам осознает корни своей проблемы и придет к решению. Он старался «взорвать проблему изнутри», радикально изменив убеждения клиента.

Первая модель краткосрочной стратегической терапии была разработана в институте Пало Альто в 70-х годах. Над ней работали Пол Вацлавик и его ученик Джорджио Нардонэ. Они заметили, что многие клиенты обращаются к терапевту с проблемами, который зашли в «заколдованный круг». Что бы человек не предпринимал, он не может выйти из круга. Более того, попытки изменить ситуацию только усугубляют ее, потому что человек снова и снова получает негативный опыт. Выяснилось, что искать корни проблемы и работать с ними не всегда эффективно — и занимает слишком много времени. Ориентация на решение, четкая стратегия и анализ показали большие результаты для работы с семейными проблемами, расстройствами пищевого поведения и другими психологическими проблемами.

Джорджио Нардонэ создал собственный Центр Стратегической Терапии в Ареццо. Он создал протоколы работы с клиентами, благодаря чему КСТ стало легче исследовать и оценивать.

Историческая справка

Как работает КСТ


С точки зрения КСТ, человек не может решить проблему, мешающую жить, по нескольким причинам:

  • Он извлек из негативного опыта определенный набор стереотипов, которые мешают взглянуть на ситуацию здраво.

  • Он пытается решить проблему, используя одни и те же нефункциональные шаблоны действий, что приносит новый негативный опыт и усугубляет ситуацию.

Также следует упомянуть такое понятие как ППР — предпринятые попытки решения. Это то, что человек делает для решения своей проблемы. Если действия, которые предпринимает человек, эффективны — проблема решается. Но если эти действия не приносят результата, они начинают подпитывать проблему. Находясь внутри своей системы восприятия реальности, человек не может обнаружить, что именно его действия усугубляют проблему. Поэтому ППР — основная мишень терапии для стратегического терапевта.

Например, при панических атаках и фобиях одна из основных ППР — избегание. Когда человек избегает опасности, он дает себе два сообщения. Одно более явное — «ты в безопасности», а другое скрытое — «ты не способен справиться». Оно скрытое, потому что не осознается клиентом. Но оно несет в себе больший заряд и закрепляет страх, делает его еще более «обоснованным» для человека.

Татьяна Альмухаметова,
терапевт КСТ:

Иными словами, человек выбирает неправильную стратегию, и задача терапевта — предложить ему новую.

В основе КСТ — убеждение, что система не может изменить сама себя изнутри. Единственный способ достичь изменений — выйти из системы. Поэтому терапевт предлагает клиенту выйти из рамок своего восприятия. Сделать это можно только с помощью конкретных действий: клиент действует не так, как привык, и видит, что результат изменился. Это расширяет его опыт и помогает посмотреть на ситуацию со стороны. Оценив эффективность этих действий, клиент продолжает двигаться по стратегии, которую предложил терапевт.

Выработанная на терапии стратегия — мощный инструмент для решения других проблем, которые могут возникать в жизни клиента. Поэтому КСТ, несмотря на краткосрочность, может иметь долговременный результат.

Терапевт КСТ может предложить клиенту выполнить домашнее задание, не объясняя, для чего именно оно предназначено. Например, первое задание при панических атаках — вахтенный журнал. Клиент должен заполнить его, как только он чувствует, что началась паническая атака. Ни минутой раньше, ни минутой позже. Клиент считает, что это задание дается для того, чтобы исследовать его проблему. Однако же основная цель задания — получение эмоционально-корректирующего опыта. Если внимание клиента во время панической атаки направлено не внутрь (на свои ощущения), а во вне (на заполнение журнала) — то, как правило, количество атак и их интенсивность снижается.

На следующей сессии полученный опыт реструктуризируется таким образом, чтобы клиент понял основную цель задания. То есть, терапевт объясняет цель задания уже после его выполнения. Это правило оговаривается на первой встрече с клиентом при заключении контракта с ним. В стратегической терапии считается, что клиента сложно убедить на рациональном уровне, пока его система восприятия и реакции не будет сломана. Эмоционально-корректирующий опыт направлен на слом этой системы.

Часто на КСТ дается задание «Как ухудшить». Терапевт предлагает клиенту подумать, что он делал бы, если бы парадоксальным образом хотел ухудшить свою ситуацию. Так клиент сам осознает, что он уже делает многое из того, что помогает ухудшить, а не улучшить ситуацию.

Татьяна Альмухаметова,
терапевт КСТ:

Эффективность метода


В 1993 году ученые Б. Кейд и В. О’Хенлон провели исследование эффективности КСТ, которое включало 97 пациентов. Каждый из них прошел до 10 сессий. По окончании терапии 40% сообщили, что полностью избавились о проблеме, 32% почувствовали значительное улучшение и 28% не ощутили прогресса. Самой эффективной КСТ оказалась для клиентов с невротическими расстройствами (для них успешность терапии достигала 95%) и пар (успешность достигала 100%).

В КСТ есть понятие «follow up» — отсроченное отслеживание. После достижения результата происходит контроль за его стабильностью в течение почти 2 лет (через 1, 3, 6 и 12 месяцев). Исследования, которые проводились в Центре стратегической терапии (Ареццо, Италия) показали, что эффект от терапии сохраняется надолго.

Татьяна Альмухаметова,
терапевт КСТ:

С какими проблемами работает КСТ


  • Проблемы в семейных и партнерских взаимоотношениях

  • Проблемы в сексуальной сфере

  • Фобии, фобические расстройства

  • Панические атаки

  • Тревожно-депрессивные расстройства

  • Расстройства пищевого поведения

  • Обсессивно-компульсивное расстройство

Коучинг: «вижу цель, вижу препятствие»


Коуч в переводе с английского — «тренер». Однако «коуч» в психологическом консультировании отличается от тренера, который создает программу тренировок в зале и следит за тем, чтобы вы правильно ее выполняли. Коучинг — метод, который позволяет быстро и четко ставить цели и добиваться их. Коуч помогает клиенту создать условия для этого, увидеть и использовать собственные возможности максимально эффективно.

Термин «коучинг» пришел в психологию из спорта. На развитие этого направления повлиял Тимоти Голви, преподаватель Гарварда и тренер по теннису. Тренируя учеников, он заметил, что психологическая поддержка не менее важна для успеха, чем отработка ударов. Его метод заключался в том, чтобы помочь теннисистам преодолеть внутреннее сопротивление и реализовать имеющийся потенциал. «Противник в голове намного страшнее противника по ту сторону сетки», — считал Голви. Он не давал подопечным четких инструкций, потому что был уверен, что дидактичность лишает человека чувства личной ответственности. Вместо этого он учил личной эффективности. В 1974 году Тимоти Голви написал книгу «Внутренняя игра в теннис», где рассказал, как применить эти принципы в бизнесе. Книга имела ошеломительный успех. Голви основал свое консалтинговое агентство The Inner Game и с тех пор работает бизнес-тренером.

Бизнес и карьерное консультирование — первые области, где начал применяться коучинг в известном нам смысле. Позже от него отделилось направление «лайф-коучинг» — работа с личными смыслами человека, улучшение качества жизни и помощь в решении проблем.

Историческая справка

Принципы коучинга


Основные принципы коучинга сформулировал Милтон Эриксон — психотерапевт, который также сделал вклад в КСТ.

  • Со всеми все ОК

    В основе коучинга лежит безоценочное восприятие. Цель — не переделать человека, а научить его использовать уже имеющиеся возможности.

  • У вас уже есть все необходимые ресурсы

    Представьте человека, который легко мог бы справиться с вашей проблемой. Какой у него характер, опыт, стиль мышления? А теперь мысленно попросите у него совета. Он знает, как решить вашу проблему в несколько простых шагов — ведь он уже миллион раз имел дело с похожими проблемами!

  • У вас уже есть все необходимые ресурсы

    Представьте человека, который легко мог бы справиться с вашей проблемой. Какой у него характер, опыт, стиль мышления? А теперь мысленно попросите у него совета. Он знает, как решить вашу проблему в несколько простых шагов — ведь он уже миллион раз имел дело с похожими проблемами!

    Ответ, который вы получите от этого человека — на самом деле ваш собственный, ведь все происходило только в вашем воображении. В нас уже есть все необходимое, чтобы достичь цели — нужно только это увидеть. Именно с этим помогает коуч.

  • Человек делает наилучший выбор в любой момент времени

    Этот принцип помогает людям, которые корят себя за прошлые ошибки. Мы каждый раз выбираем наиболее оптимальный вариант действий. То, как вы поступали в прошлом, было единственным оптимальным вариантом для вас на тот момент. Не сожалейте об упущенных возможностях — их не существует.

  • В каждом поступке есть позитивное намерение

    Даже если человек делает что-то, что может ему навредить — в глубине у него есть позитивное намерение. Понимать свое позитивное намерение очень важно, потому что иногда оно заставляет делать нерациональный выбор: например, отменить свидание ради того, чтобы избежать неудачи.

    Также этот принцип помогает лучше понять других людей и их поступки. Они действуют из позитивного намерения, даже если не осознают этого. Не стоит обижаться и злиться на них.

  • Изменения неизбежны

    Жизнь невозможна без изменений. Более того. одно изменение неизбежно ведет за собой другое. Стоит начать работать над одной сферой жизни — в остальных все тоже придет в движение.

Как проходит коучинг-сессия


Коучинг проходит в формате разговора офлайн или онлайн. Первая встреча всегда посвящена обсуждению запроса и постановке цели. Так как успешность коучинга измеряется тем, достиг ли клиент цели — очень важно сформулировать ее максимально четко. Коуч вместе с клиентом исследуют цель и проверяют, соответствует ли она критериям «хорошей» цели. Часто бывает так, что запрос, с которым клиент пришел изначально — на самом деле не то, что его волнует. Тогда надо сделать реконтракт — изменение изначальной цели на новую, более аутентичную.

Следующий шаг — понять, какие препятствия есть у клиента на пути к цели. С учетом преодоления препятствий клиент и коуч вместе создают план действий. Коуч не навязывает свое видение ситуации и не рассказывает, что именно должен делать клиент. Он только помогает клиенту видеть ситуацию со стороны, понимать себя и действовать поступательно.

Чтобы сделать это, коуч может задавать наводящие вопросы и «сталкивает» клиента с теми стереотипами, которые живут в его сознании. Если клиент понимает, что стереотипы и ограничения противоречат сами себе и мешают достичь желаемого — он отказывается от них в пользу цели.

Коучинг учит клиента мыслить системно, смотреть на любую ситуацию со стороны, видеть «всю картину целиком» и в любой преграде искать возможности.

Эффективность метода


Life Coach Spotter провел исследование, используя данные ICF — самой авторитетной коуч-организацией в мире. Данные показали, что 80% обратившимся удалось повысить самооценку, 73% — улучшить отношения, 52% — развить навыки управления.

Случай из практики


У меня была клиентка, которая хотела преодолеть трудности в отношениях и профессиональном самоопределении. Когда она стала лучше справляться с тревогой по этим вопросам, я предложила вообразить: если в один прекрасный день тревожащие ее проблемы будут решены, как этот день будет проходить, чем будет отличаться от сегодняшнего дня? Когда она описала эту картину, я уточнила у нее, когда, как она думает, сможет этого достичь. Выяснилось, что все это достижимо в ближайшие пару лет, хотя изначально казалось, что это — планы на пенсию. Обращение к ОКРТ помогло спланировать реальные шаги, которые очевидным для клиентки образом уже сейчас ведут к тому, чего хочется. Это помогает добавить человеку уверенности в собственных действиях.

Ксения Линкевич, психолог, использует в работе ОРКТ:

Мы проводили выездную групповую работу и заложили принципы ОРКТ в основу программы. Выбрали тему для проработки — «Свобода». Мы опирались на то, что каждый уже что-то думает, чувствует, знает про свободу. Что были, есть и будут моменты, когда мы переживаем себя свободными. Что у нас часто не столько проблемы со свободой, сколько вопросы, на которые интересно отвечать.

Использовали разные упражнения, в которых через интеллектуальный, телесный и эмоциональный опыт помогали увидеть, что значит «свобода» для каждого. В начале семинара мы всегда собираем ожидания, а в конце возвращаемся к ним и смотрим, что изменилось. Так в результате этого выезда участники говорили о том, что довольно абстрактное понятие наполнилось для них содержанием, взятым из их собственных жизней. В этом одна из главных целей ОРКТ — от трудностей прийти к конкретным ответам и решениям, что делать на пути к своим целям.

Ксения Линкевич и Руслан Котенко в групповой работе:

Что почитать?

« Искусство быстрых изменений».
Джорджио Нардонэ, Пол Вацлавик

В книге описана модель краткосрочной терапии, которая помогает наиболее быстро и эффективно найти решение для жизненных трудностей и психологических проблем. Подойдет как для специалистов, так и для людей, интересующихся темой «problem solving».

«Волшебство клиента».
Виктор Богомолов

Первая часть книги — теория и история становления краткосрочной стратегической терапии. Вторая — описание практических случаев. Полезно для всех. кто хочет понять, как проходит КСТ.

«Работа как внутренняя игра».
Тимоти Голви

Как быть свободным и достигать успеха? Книга от создателя бизнес-коучинга и теории «Внутренней игры».

ПОДОБРАТЬ ПСИХОЛОГА В КСТ И ОРКТ

Вам был полезен материал? Поделитесь им:

Что такое терапия, ориентированная на решение · Институт терапии, ориентированной на решение

Перейти к содержимому

Что такое терапия, ориентированная на решение? Целевая страницаЭнн Лутц2022-04-21T18:32:03+00:00

Кратковременная терапия, ориентированная на решение (SFBT), также называемая терапия, ориентированная на решение (SFT), была разработана Стивом де Шейзером (1940–2005) и Инсу Кимом Бергом (1934–2007) в сотрудничестве со своими коллегами из Центр краткосрочной семейной терапии Милуоки, основанный в конце 1970-х годов. Как следует из названия, SFBT ориентирована на будущее, направлена ​​на достижение цели и фокусируется на решениях, а не на проблемах, которые привели клиентов к поиску терапии.

Кратковременная терапия, ориентированная на решение (SFBT) — это краткосрочный, основанный на доказательствах терапевтический подход, который включает в себя принципы и практики позитивной психологии и помогает клиентам измениться, создавая решения, а не сосредотачиваясь на проблемах. В самом общем смысле SFBT — это дружественное к надежде, вызывающее положительные эмоции, ориентированное на будущее средство для формулирования, мотивации, достижения и поддержания желаемых изменений в поведении.

Практики, ориентированные на решение, разрабатывают решения, сначала создавая подробное описание того, как изменится жизнь клиента, когда проблема исчезнет или его ситуация улучшится до степени, удовлетворяющей клиента. Затем терапевт и клиент тщательно изучают жизненный опыт и поведенческий репертуар клиента, чтобы обнаружить необходимые ресурсы, необходимые для совместного создания практичного и устойчивого решения, которое клиент может легко реализовать.

Обычно этот процесс включает выявление и изучение предыдущих «исключений», т.е. времена, когда клиент успешно справился или решил предыдущие трудности и проблемы. В уважительном и практическом процессе собеседования SF-терапевты и их клиенты последовательно сотрудничают в определении целей, отражающих самые лучшие надежды клиентов, и разработке удовлетворительных решений.

Практичность подхода SFBT может частично объясняться тем фактом, что он был разработан индуктивно в городской амбулаторной психиатрической службе, куда клиентов принимали без предварительного скрининга. Разработчики SFBT провели бесчисленные часы, наблюдая за терапевтическими сеансами в течение нескольких лет, тщательно отмечая любые вопросы, утверждения или поведение со стороны терапевта, которые привели к положительному терапевтическому результату. Вопросы, заявления и действия, связанные с отчетами клиентов о прогрессе, впоследствии были сохранены и включены в подход SFBT.

С момента своего раннего развития SFBT не только стала одной из ведущих школ краткосрочной терапии, но и оказала большое влияние в таких различных областях, как бизнес, социальная политика, образование и службы уголовного правосудия, защита детей, правонарушители, виновные в домашнем насилии. уход. Отличительной чертой SFBT, описываемой как практичная, целеустремленная модель, является акцент на четких, кратких и реалистичных переговорах о целях.

Популярность SFBT продолжает расти благодаря ее полезности и краткости, и в настоящее время она является одной из ведущих школ психотерапии в мире.

Предназначен для начинающих и опытных практикующих специалистов в области психического здоровья, социальных услуг, образования и здравоохранения; предлагая дружественный к надежде, прагматичный подход к включению принципов и практики позитивной психологии.

Индивидуальное онлайн-обучение и консультации по доказательной практике краткосрочной терапии, ориентированной на решение (SFBT). Мы обучаем отдельных лиц, персонал и рабочую силу практическим и устойчивым навыкам, которые можно сразу же применить с клиентами.

Ключевые концепции и инструменты

Почти вся психотерапия основана на использовании языка, и каждая использует свою форму специализированных бесед. С SFBT разговор направлен на разработку и реализацию предполагаемых клиентом решений. Следующие методы и вопросы помогают прояснить эти решения и средства их достижения.

Вопросы по развитию цели

SF-терапевты по-разному начинают первую сессию с одного или нескольких вопросов по развитию цели. Они могут по-разному включать в себя просьбу клиентов описать свои наилучшие надежды на то, что изменится в результате прихода на терапию, что должно произойти в результате прихода, чтобы впоследствии клиент (и/или человек, который о нем заботится) сможет оглянуться назад и подумать, что прийти было хорошей идеей, или что должно произойти, чтобы клиенты потом могли сказать, что приход не был пустой тратой времени.

Как только цель определена, терапевты НФ задают своим клиентам вопросы, предназначенные для получения подробного описания того, какой будет жизнь клиента, когда цель будет достигнута. В некоторых случаях это может включать Чудо-вопрос научной фантастики (см. ниже). Как только составлено подробное описание того, как изменится жизнь клиента после того, как цель будет достигнута, терапевт и клиент начинают искать исключения в жизненном опыте и поведенческом репертуаре клиента. времена, когда хотя бы в некоторых частях цель уже случилась.

Вопрос об изменении перед сеансом

На первых сеансах, как только клиент определил цель, психотерапевт обычно задает один из вариантов следующего вопроса: приходя, что-то происходит, чтобы улучшить ситуацию. Было ли что-то подобное в вашем случае?

Если клиент ответит «нет», терапевт SF просто продолжит работу, однако, если клиент ответит утвердительно, возможно, процесс разработки решения уже начался, и в этом случае терапевт SF продолжает вопросы о деталях того, как, когда и где дела пошли на поправку и как это может продолжаться.

Поиск предыдущих решений

Как показано выше, SF-терапевты узнали, что большинство людей ранее решали очень много проблем и, вероятно, могут иметь некоторые идеи о том, как решить текущую проблему. Чтобы помочь клиентам обнаружить эти потенциальные составляющие решения, они могут спросить: «Были ли времена, когда это было меньшей проблемой?» или «Что полезного сделали вы (или другие люди)?» Или «Когда в последний раз что-то подобное (описание цели клиента) случалось, хотя бы немного?»

Поиск исключений

Даже если у клиента нет полностью разработанного предыдущего решения, которое можно было бы легко повторить, у большинства есть недавние примеры, по крайней мере, частичных исключений для их проблемы; ни одна проблема не возникает в одинаковой степени все время. Например, бывают случаи, когда проблема может возникнуть, но не возникает.

Разница между предыдущим решением и исключением небольшая, но потенциально существенная. Предыдущее решение — это то, что раньше работало у клиентов, но, возможно, позже было прекращено. Исключением, с другой стороны, является то, что происходит вместо проблемы, иногда спонтанно и без сознательного намерения. Терапевты SF могут помочь клиентам определить эти исключения, спросив: «Чем отличаются те времена, когда это менее проблематично?»

Вопросы, ориентированные на настоящее и будущее, и вопросы, ориентированные на прошлое

Вопросы, которые задают психотерапевты, обычно сосредоточены на настоящем или будущем. Это отражает базовое убеждение, что проблемы лучше всего решаются, если сосредоточиться на том, что уже работает, и на том, какой клиент хотел бы видеть свою жизнь, а не на прошлом и происхождении проблем. Например, они могут спросить: «Что вы будете делать на следующей неделе, что покажет вам, что вы продолжаете делать успехи?»

Комплименты

Прямые и косвенные комплименты, основанные на внимательном наблюдении за положительными поступками, которые клиент сделал или сказал, являются неотъемлемой частью кратковременной терапии, ориентированной на решение, и используются на протяжении всего терапевтического процесса. Подтверждение того, что клиенты уже делают хорошо, и признание того, насколько сложны их проблемы, побуждает клиента измениться, давая понять, что терапевт слушает (то есть понимает) и заботится.

Комплименты на терапевтических сеансах подчеркивают и подтверждают, что действия клиента работают. В SF-терапии косвенные комплименты часто передаются в форме оценочных вопросов «Как ты это сделал?» которые приглашают клиента к самовосхвалению в силу ответа на вопрос.

Приглашение клиентов делать больше из того, что работает

Как только терапевты SF и их клиенты определили некоторые предыдущие решения и исключения проблемы, терапевты мягко предлагают клиентам делать больше из того, что раньше работало, или попробовать изменения, которые они предложили, которые они хотели бы попробовать, часто называемые «экспериментом» или «экспериментом с домашним заданием».

Чудо-вопрос (MQ)

Чудо-вопрос, ориентированный на решение, часто используется клиентами в качестве средства выявления уникальных деталей первых небольших поведенческих шагов, которые постепенно ведут к жизнеспособному решению в контексте их повседневной жизни. Вот пример чудо-вопроса:

Т: Я хочу задать вам довольно странный вопрос. . . это требует некоторого воображения с вашей стороны. . . у тебя хорошее воображение.
C: Думаю, да, я постараюсь.

Т: Хорошо. Странный вопрос заключается в следующем; После того, как мы поговорим, вы идете домой (возвращаетесь к работе), и у вас еще много работы до конца дня (перечислите здесь обычные задачи). И пора ложиться спать. . . и все в вашем доме крепко спят, и в доме очень тихо. . . и посреди ночи происходит чудо, и проблема, о которой вы мне рассказали, полностью решена. Но поскольку это происходит, когда вы спите, вы не представляете, что произошло чудо и проблема решена. . . так что, когда вы медленно выходите из вашего крепкого сна. . . какой будет первый маленький знак, который заставит вас задуматься. . .должно быть чудо . . .проблема ушла! Как бы вы это обнаружили?
C: Полагаю, мне захочется встать и встретить день вместо того, чтобы прятать голову под одеяло и просто прятаться там.

Т: Предположим, вы встанете и встретите день лицом к лицу. Какую мелочь вы бы сделали, чего не сделали сегодня утром?
C: Пожалуй, я поздороваюсь со своими детьми, вместо того, чтобы кричать на них, как сейчас.

Т: Что бы сделали ваши дети в ответ на ваше веселое «доброе утро»?
К: Они сначала удивятся, услышав, как я разговариваю с ними веселым голосом, а потом успокоятся, расслабятся. Боже, это было давно.

Т: Итак, что бы вы сделали, чего не сделали сегодня утром?
C: Я пошутю и подниму им настроение.

Эти маленькие шаги становятся строительными блоками совершенно другого дня, поскольку клиенты могут начать реализовывать некоторые из поведенческих изменений, которые они только что представили.
Большинство клиентов заметно меняют свое поведение, а некоторые даже улыбаются, описывая свои решения в контексте Чудо-вопроса. мельчайшие части) описания их чудес (исключения) и предложите им поэкспериментировать с их воспроизведением в контексте их повседневной жизни.

Вопросы для масштабирования

Вопросы для масштабирования одновременно позволяют как клиенту, так и терапевту оценить ситуацию клиента, определить их текущую дистанцию ​​от цели, что необходимо для поддержания текущего уровня прогресса и движения вперед. Клиентам можно по-разному предложить оценить уровень их мотивации, уверенности, а также определить, что конкретно помогает им продвигаться по шкале в направлении их цели, «надежды» или «чуда».

Пара из следующего примера обратилась за помощью, чтобы решить, сможет ли их брак сохраниться или им следует развестись. Они сообщили, что боролись 10 лет из 20 лет их брака и больше не могли бороться.

T: Поскольку вы двое знаете свой брак лучше, чем кто-либо другой, предположим, я спрошу вас так. По числу от 1 до 10, где 10 означает, вы можете быть полностью уверены, что этот брак состоится, а 1 означает обратное, что мы можем просто уйти прямо сейчас, и это не сработает. Какой номер вы бы дали своему браку? (После паузы муж говорит первым.)
H: Я бы поставил 7. (жена вздрагивает, услышав это)

T: (жене) А ты? Какой номер вы бы ему дали?
П: (долго думает) Я бы сказал, что я на уровне 1.1.

Т: (удивленно) Так что же делает его 1.1?
З: Думаю, это потому, что сегодня мы оба здесь. Это как минимум начало.

Вопрос «Чудо 10»

Гибрид Вопроса «Чудо» и «Масштабирования». Вопрос «Чудо 10» сформулирован следующим образом: Представьте себе шкалу от 0 до 10, где 10 означает, что вы полностью достигли своей цели, а 0 – прямо противоположное. Давайте предположим, что сегодня ночью, пока вы спите, что-то смещается, и когда вы проснетесь завтра, вы вдруг окажетесь на 10. Но поскольку вы спали, когда это произошло, вы сначала этого не осознаете. Какими будут первые отличия, которые вы или люди вокруг вас начнете замечать в вас, которые начнут давать вам (и/или им) представление о том, что что-то изменилось, что на самом деле вам сейчас 10 лет?

Вопросы о преодолении трудностей

Этот вопрос является сильным напоминанием о том, что все клиенты занимаются многими полезными делами даже во времена огромных трудностей. Даже посреди отчаяния многим клиентам удается встать с постели, одеться, накормить детей и сделать много других вещей, требующих больших усилий. Справляясь с такими вопросами, как «Как вам удалось продолжать?» или «Как вам удалось предотвратить ухудшение ситуации?» открыть новый взгляд на устойчивость и решимость клиента.

Перерыв на консультацию и приглашение добавить дополнительную информацию

Терапевты, ориентированные на поиск решения, традиционно делают короткий перерыв на консультацию во второй половине каждого сеанса терапии, во время которого терапевт тщательно размышляет о том, что произошло на сеансе. За некоторое время до перерыва клиента спрашивают: «Есть ли что-то, о чем я не спрашивал, что, по вашему мнению, мне было бы важно знать?» Во время перерыва терапевт или терапевт и команда тщательно обдумывают все, что произошло на сеансе.

После этого клиенту делают комплимент и обычно предлагают терапевтическое сообщение, основанное на заявленной цели клиента. Обычно это принимает форму приглашения клиентам понаблюдать и поэкспериментировать с поведением, которое помогает поддерживать или приводит к дальнейшему позитивному движению в направлении поставленной цели.

Результаты исследований

Краткосрочная терапия, ориентированная на решение, представляет собой доказательный психотерапевтический подход. Было проведено около 150 рандомизированных клинических контролируемых исследований с различными контрольными популяциями в различных клинических условиях во многих странах, и почти все они показали положительный эффект SFBT. Также было проведено восемь мета-анализов ряда исследований исходов с общей величиной эффекта от малой до большой для детей, подростков и взрослых, для выявления таких проблем, как депрессия, стресс, тревога, поведенческие проблемы, проблемы с воспитанием детей, и психосоциальные и межличностные проблемы (Ким и др. , 2010; 2019). Нажмите здесь, чтобы узнать больше об исследованиях в области SFBT.