Ошибки восприятия в психологии – Ошибки восприятия: определение, виды, особенности

Содержание

Ошибки восприятия: определение, виды, особенности

В процессе обработки данных, принятия решений, межличностных коммуникаций и так далее, существенную роль играет явление перцепции (или восприятия). Ошибки приводят к искажению данных, что оказывает негативное влияние на происходящие процессы.

Немного теории

Прежде чем изучать вопрос ошибок межличностного восприятия, стоит изучить теоретические основы данной категории. Восприятие — это чувственное познание предметов и явлений окружающей среды. Считается, что перцепция является основой познания. Восприятие происходит на следующих уровнях:

  • Обнаружение — это исходная фаза развития перцепции.
  • Различение — это процесс формирования эталонного образа ситуации.
  • Идентификация — отождествление полученного образа с теми, что хранятся в сознании.
  • Опознание — определение объекта к определенному классу или категории.

Восприятие обладает такими специфическими свойствами:

  • Предметность — объекты перцепции являются не хаотичным набором ощущений, а складываются в конкретные образы по определенным принципам.
  • Структурность — предмет или образ воспринимается в качестве структурной модели, которая абстрагирована от чувственных ощущений и имеет объективную природу.
  • Апперцептивность — общее состояние психики человека влияет на содержание информации, полученной посредством восприятия. То есть, она может быть интерпретирована в пользу интересов субъекта.
  • Константность — один и тот же объект или ситуация воспринимается одинаково даже при изменении условий.
  • Избирательность — преимущественное восприятие одного объекта по сравнению с другими, менее значимыми.
  • Осмысленность — воспринимаемый предмет подсознательно относится к какой-то категории или классу.

Три правила перцепции

Особенности человеческого восприятия подчиняются трем основным правилам. А именно:

  • Перцепция имеет личностную основу. Разные люди могут воспринимать одни и те же объекты и события по-разному. При этом именно свой взгляд они считают максимально приближенным к действительности.
  • Когда человек считает, что именно его восприятие наиболее приближено к реальности, возникают трудности в межличностных коммуникациях, связанные со столкновением интересов.
  • Если позволить эмоциям контролировать восприятия, можно пропустить важную информацию для объективной оценки действительности. Таким образом, возникает проблема ложной перцепции.

Формы организации восприятия

Выделяют такие основные формы организации восприятия:

  • Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
  • Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
  • Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.

Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.

Проблемы восприятия

Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:

  • Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей.
  • Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры. А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию.
  • Перцепция является системой с обратной связью. Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям.
  • Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.

Типичные ошибки понимания личности

Некоторые типичные ошибки восприятия мешают правильно понимать и оценивать людей. Вот основные из них:

  • Эффект предварительного знакомства. Имеется в виду, что у вас задолго до непосредственного общения складывается впечатление о собеседнике на основании ранее полученных сведений и собственных предубеждений.
  • Эффект стереотипа. Наличие определенных стереотипов о самом человеке или о социальной группе, к которой он относится. В процессе общения вы преследуете цель подтвердить правильность ваших убеждений.
  • Эффект торопливости. Ошибка восприятия человека, связанная со стремлением сделать заключение о личности собеседника до получения полной информации о нем.
  • Эффект структурирования. Умозаключение о человеке по отдельным наиболее ярким его чертам без учета других характеристик.
  • Эффект ореола. Перенесение первого сложившегося впечатления на оценку качеств и всех последующих поступков человека.
  • Эффект проецирования. Ошибка восприятия, при которой человек приписывает собеседнику собственные черты, чувства и качества.
  • Эффект первичности. Первая информация, полученная о человеке лично или из сторонних источников, перекрывает все объективные факты и влияет на отношение к этой личности.
  • Эффект настроения. Ошибка восприятия человека связана с тем, что эмоциональный подъем или уныние могут лечь в основу впечатления о собеседнике. При этом его объективные характеристики не принимаются во внимание.
  • Эффект глухоты. Связан с отсутствием желания прислушиваться к чужому мнению, привычка полагаться только на собственные ощущения.
  • Эффект консерватизма. Имеется в виду отказ пересматривать мнение о человеке, даже если с течением времени он существенно изменился.
  • Эффект последней информации. Получение позитивной или негативной информации о человеке может в корне изменить давно сложившееся впечатление о нем.

Проблемы понимания

Не только на восприятие людьми друг друга, но и на понимание в процессе общения могут влиять ошибки восприятия. Эффекты, оказывающие влияние на данные процессы:

  • Эффект сопровождающих событий. Если определенные явления часто сопровождают общение или предшествуют ему, они могут ассоциироваться с определенным человеком, увязываться с его персоной.
  • Эффект необычности. Если поступок не вписывается в общепринятые рамки, но ему предшествовало какое-то событие, то именно его пытаются выставить причиной, поясняющей поведение.
  • Эффект равновероятных возможностей. Ошибка восприятия может быть связана с тем, что одна и та же линия поведения может иметь несколько пояснений, которые в равной степени имеют право на жизнь.
  • Эффект недооценки ситуации. Поступок человека интерпретируется с точки зрения его личных качеств, но совершенно не берутся во внимание внешние обстоятельства, которые могли повлиять на выбранную линию поведения.
  • Эффект влияния культуры. Поведение трактуется исходя из философии, которого придерживается общество. Например, в западной культуре особое внимание уделяется влиянию внешних обстоятельств, а на Востоке верят в воздействие высших сил.

Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии

Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:

  • Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша.
  • Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму.
  • Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте. Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания.
  • Иллюзия прозрачности. Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность.
  • Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки.
  • Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности.
  • Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети.
  • Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности.
  • Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях.
  • Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

Проблемы фонематического восприятия

Также стоит обратить внимание на ошибки фонематического восприятия. Они связаны с трудностями восприятия и интерпретации фонем, которые имеют артикуляционное и акустическое сходство. В устной речи это выражается в подмене или смешении звуков. Таким образом, возникает две основные проблемы:

  • непонимание сказанного;
  • неправильная интерпретация полученной информации, связанная со схожим звучанием слов.

Проблемы зрительного восприятия

На интерпретацию информации также оказывают влияние ошибки зрительного восприятия. Причины таких ошибок могут крыться как в физиологии зрительного аппарата, так и в психологических проблемах, которые приводят к неверной интерпретации форм и размеров. Вот основные виды ошибок:

  • Иллюзия восприятия размера — отрезки одинаковой длины при наличии дополнительных элементов или при различном положении могут казаться разными.
  • Искажение геометрических фигур — связано с тем, что параллельные прямые могут не казаться таковыми, а правильные фигуры могут выглядеть искаженными.
  • Иллюзия цвета и контраста — на разном фоне один и тот же цвет может восприниматься по-разному.
  • Иллюзия движения — при определенном расположении статических объектов они могут казаться динамичными.
  • Двойные образы — в одном изображении могут усматриваться разные образы.
  • Иллюзии восприятия глубины — при фокусировании взгляда поверхность может выглядеть то вогнутой, то выпуклой.
  • Эффект перцептивной готовности — в соответствии с ним, человек видит то, что ожидает. В связи с этим он может не замечать каких-то дефектов или деталей изображения.
  • Парейдолическая иллюзия — мысленное преобразование реального объекта в нечто иное. В качестве примера можно привести ситуацию, когда люди видят в облаках фигуры животных и так далее.
  • Эффект последействия — связан с тем, что на сетчатке глаза может на короткое время сохраняться изображение, которое переносится на другой объект, меняя его восприятие.

Факторы ошибок восприятия

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:

  • Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
  • Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
  • Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
  • Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.

Барьеры

Ошибки восприятия ситуации или человека связаны с существованием некоторых барьеров. Вот ключевые из них:

  • Эстетический барьер. Как правило, он связан с внешним видом собеседника. Если человек неряшлив, неопрятен или его имидж не соответствует вашим представлениям об эстетике, вы на подсознательном уровне будете негативно к нему относиться.
  • Барьер отрицательных эмоций. Он возникает в том случае, если вы общаетесь с человеком, который чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Это может стать причиной неприветливости и даже грубости. Вами это может быть воспринято как грубость и невежество. Если вам предстоит какая-то важная встреча, обязательно предварительно поинтересуйтесь обстановкой и настроением потенциального собеседника, чтобы избежать ошибок восприятия ситуации.
  • Барьер психологической защиты. Возможно, вы ведете себя слишком грубо или стоите на ступень выше своего собеседника. Это может стать причиной агрессии оппонента, как защитного механизма.
  • Барьер установки. Возможно, собеседник обладает негативной установкой в отношении конкретной тематики или ситуации, в которой происходит ваше общение.
  • Барьер двойника. Заключается в том, что вы ждете от собеседника такого же поведения и таких же решений, как и от себя самого. Если этого не происходит, вы меняете отношение об оппоненте в негативную сторону.

Борьба с перцептивными ошибками

Чтобы предотвратить возникновения ошибок восприятия информации, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Уделяйте внимание не только текстовой информации, но также сопутствующим обстоятельствам. В частности, говоря о собеседнике, стоит уделять особое внимание невербальным сигналам (жестикуляция, поза, мимика, интонация и так далее).
  • Не притворяйтесь, что слушаете. Если вы расконцентрированы, попытайтесь собраться или перенесите беседу. От недополучения информации пострадаете в первую очередь вы сами.
  • Не будьте слишком чувствительны. Концентрируйтесь на информационной, а не на чувственной составляющей.
  • Не спешите с выводами. Не проведя тщательного анализа полученной информации, не делайте умозаключений и не принимайте никаких решений.
  • Не поддавайтесь поспешному протестному порыву. Прежде чем возразить своему собеседнику, до конца выслушайте его доводы и проанализируйте их.

Рассматривайте вопросы последовательно. Стремительный поток вопросов выбивает собеседников из колеи, заставляет занять оборонительную позицию. К тому же так ни одна проблема не будет рассмотрена полностью.

fb.ru

2. Роль восприятия в процесс общения. Ошибки восприятия. Психология общения

Похожие главы из других работ:

Восприятие текста

Глава 2. Процесс восприятия

Исследование коммуникативного процесса и видов общения

1.2 Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия

Общение определяется тем понятием о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения предполагается не элементарно создание целостного вида на базе оценки его наружного вида и поведения…

Общение как процесс взаимодействия

3. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения

общение восприятие взаимодействие общество Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения…

Особенности общения в молодёжной сфере

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ

Особенности познавательных психических процессов у людей с формами зависимости

1.1 Роль ощущения и восприятия в формировании представления об окружающей действительности

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами…

Понятие, виды и функции общения

Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных…

Прием информации человеком

2. Определение восприятия

Восприятие — это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений…

Признаки человеческого сознания. Особенности общения

Вопрос 2. Охарактеризуйте основные виды общения. В чем сущность барьеров общения и почему некоторые из них относят к ошибкам восприятия человека человеком

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др…

Психология общения

2.2 Роль различных видов общения в психическом развитии общения

Выделенные мной выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков…

Психофизиология профессиональной деятельности

1. Роль системы восприятия в адаптации трудовой деятельности

В самом общем виде адаптация (лат. adapto-приспособляю) — процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки…

Регуляционная функция познавательных процессов

3. Общее понятие о восприятии. Особенности восприятия пространства и времени. Проявление закономерностей ощущений и восприятия в формировании свидетельских показаний при производстве обыска и следственном осмотре

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди, и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления…

Роль деятельности младших школьников в развитии восприятия

1.4 Элементы деятельности и их роль в развитии восприятия

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками. Умения — это элементы деятельности…

Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью

1.2 Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса…

Факторы возникновения аттракции при межличностном восприятии

2.2 Особенности восприятия внешнего вида человека в процессе общения

Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические признаки, образующие физический облик человека, взаимодействующие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлежности, возрасте, состоянии здоровья и пр…

Физиологические основы восприятия

1. Физиологические основы восприятия. Отличие восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию…

psy.bobrodobro.ru

Ошибки восприятия Википедия

Люди способны очень хорошо догадываться о лежащей в основе категории 3D-формы / идентичности / геометрии, учитывая силуэт этой формы. Специалисты по компьютерному зрению смогли построить вычислительные модели для восприятия, которые проявляют сходное поведение и способны генерировать и восстанавливать разумные 3D-формы из одномерных или многомерных карт глубины или силуэтов[1] Закон закрытия. Человеческий мозг имеет тенденцию воспринимать полные формы, даже если эти формы являются неполными.

Восприя́тие, перце́пция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным[2].

ru-wiki.ru

Эффекты восприятия

Одним из важных результатов психологических исследований социальной перцепции, в том числе и формирования первого впечатления, было обнаружение некоторых типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной степени используются всеми людьми. Эти схемы получили название – эффекты восприятия.

Эффект первичности и новизны – при взаимодействии с малознакомыми людьми большее значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми – последним сведениям.

Эффект ореола – формирование специфической установки на воспринимаемого человека через направленное приписывание ему определенных качеств. Наиболее явно этот эффект проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. В первую очередь «ореол» создают факторы внешней привлекательности, превосходства, хорошего отношения к нам.

Эффект привлекательности – заключается тенденции переоценивать качества внешне привлекательного, симпатичного человека. Примером данного эффекта может служить цитата из «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красиво, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».

Эффект превосходства – проявляется в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то существенному для них параметру. Для определения этого параметра используются 2 основных источника информации:

одежда, все внешнее оформление, включая такие атрибуты как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности и т.п.; манера поведения (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.п.).

Человеку, вызывающему у нас восхищение по какому-либо весьма значительному для нас показателю, мы приписываем целый ряд хороших качеств. Действует и обратный эффект: склонность недооценивать человека, у которого важное для нас положительно качество выражено слабо.

Эффект хорошего отношения к нам – воспринимающий также склонен переоценивать человека, относящегося к нему с симпатией. Очевидно, что, то, как относится к нам другой человек, влияет на наше впечатление о нём. Более того очень часто на возникающее у нас впечатление о человеке влияет его согласие или несогласие с нами по какому-то вопросу.

Эффект проекции – проявляется в приписывании приятному собеседнику своих достоинств, а неприятному – своих недостатков.

Классический пример проекции: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности будут раздражать в подчинённых эти же качества.

Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое имидж личности?

  2. Какие механизмы межличностного восприятия вы можете назвать?

  3. Перечислите фундаментальные ошибки каузальной атрибуции?

  4. Назовите механизмы межгруппового восприятия?

  5. Какие бывают виды социальных стереотипов?

  6. Перечислите основные эффекты восприятия?

  7. Как проявляется в общении эффект ореола?

  8. Какие факторы способствуют возникновению аттракции?

studfiles.net

Контрольная работа: Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии

Тема: Психология общения: функции общения, ошибки в восприятии

Раздел: Бесплатные рефераты по социальной психологии и этике делового общения

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.38K | Скачано: 92 | Добавлен 05.10.10 в 22:54 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ


Содержание

1. Понятие, виды и функции общения 3

2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 8

3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды

могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать 14

Литература 15

 

1. Понятие, виды и функции общения

Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (формули­ровка мысли, идеи). Итогом общения становится вза­имное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рас­сматривать как взаимо­связанные стороны развивающей человека социальной активности. В реаль­ной жизнедеятельности человека общение и деятельность как спе­цифические формы социальной активности выступают в единстве, но в опре­делённой си­туации могут быть реализованы и независимо друг от друга. Со­держание ка­тегории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельно­сти, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен инфор­мацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне чело­века оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжи­тельного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами. Поэтому общение стало объектом социально-психоло­гического анализа в 20 веке.

Содержание в общении — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому. Содержанием общения мо­гут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоя­нии живого существа, информация о со­стоянии внешней среды, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости биологически значимых факторов, например, пищи. У человека содержание общения значительно шире, чем у жи­вотных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире: богатый, прижиз­ненно приобретенный опыт, знания, способ­ности и навыки. Челове­ческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внут­реннему содержанию. По содержанию обще­ние может быть представлено как:

  • Материальное — обмен продуктами и предметами деятельности, которые слу­жат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.
  • Когнитивное — обмен знаниями.
  • Деятельное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

Иллю­страцией когнитивного и деятельного общения может служить об­щение, свя­занное с различными видами познавательной или учебной дея­тельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяю­щая круго­зор, совершенствующая и развивающая способности.

  • Кондиционное — обмен психическими или физиологическими состоя­ниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчи­танное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например поднять настроение или испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счёте — оказать опре­делён­ное воздействие на самочувствие друг друга.
  • Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами. Та­кое общение имеет своим содержанием пере­дачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к дей­ствиям в определённом направ­лении. Например, один человек желает до­биться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию, актуализировалась некоторая потребность и т.п.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид актив­ности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необхо­димо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения биологических потребностей, то у чело­века они представ­ляют собой средство удовлетворения многих разнообраз­ных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, по­требностей интеллектуального роста, нравственного разви­тия и ряда других.

По целям общение делится на:

  • Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органиче­ских потребностей.
  • Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межлич­ностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо со­вместную продуктивную деятельность людей и служит средством повыше­ния качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир. Сущест­вует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребно­стей, например:

  • Личностное общение сосредоточено в основном вокруг психо­логических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глу­боко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, опре­деление своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит во­круг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.
  • Инструментальное — общение, которое не является самоцелью, не стимули­руется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
  • Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетво­рения специфической потребности, а именно – потребности в обще­нии.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или са­мостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помо­щью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого, вос­приятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, ко­торые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие зна­ковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тек­сты, схемы, рисунки), технические средства записи, передачи и хранения инфор­мации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная и др.). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные живые существа, обитающие на планете Земля.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают про­цессам общения конкретную специфику в конкретных формах:

1) Инструментальная функция характеризует общение как социальный ме­ха­низм управления и передачи информации, необходимой для исполнения дей­ствия. 2) Интегративная — раскрывает общение как средство объединения лю­дей. 3) Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопони­ма­ния психологического контекста. 4) Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельно­сти), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в со­ответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, мас­совом и межличностном. При этом под прямым общением понимается есте­ственный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и не­вербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому. Косвенное общение характери­зуется включением в процесс общения «до­полнительного» участника как по­средника, через которого происходит пере­дача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных орга­нов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голо­совые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой фор­мой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного об­щения. Опосредствованное (т.е. посредством чего-либо) общение может рас­сматриваться как неполный психологический контакт при помощи письмен­ных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Такое общение свя­зано с использованием специальных средств и орудий для орга­низации об­щения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, бро­шенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевиде­ние и т.д.).

Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты не­знакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными ви­дами массовой информации. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понима­ния, совместного опыта деятель­ности.

Общаясь, люди стремятся понять друг друга; чем глубже отношения, тем сильнее желание понять не только значение, но и смысл слова.

 

2. Роль восприятия в про­цессе общения. Ошибки восприятия

Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств; отражение в сознании человека непосредственно воз­действующих на его органы чувств предметов, явлений в целом, а не от­дельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:

Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Пер­вич­ный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной анали­тико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отли­чие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целост­ного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Од­нако об­раз восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и вклю­чает их в свой состав. Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определен­ное обобщенное значение. Обобщенность является высшим проявлением осознанности челове­ческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида. Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием инфор­мации, посту­пающей прямо из внешней среды. При этом формируются об­разы, с кото­рыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В за­висимости от анализаторов различают следующие виды воспри­ятия: зрение, осязание, слух, кинестезию, обоняние, вкус.

Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его ин­тере­сам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение целена­прав­ленно и само является активной деятельностью. Помимо ощущений в про­цессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс воспри­ятия включаются психиче­ские процессы еще более высокого уровня, такие как память, внимание, на­правленность, т.е. желание (т.к. огромную роль в восприятии играет желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанно­сти воспринять его, волевые усилия) и мышление. Поэтому восприятие часто называют пер­цептивной (воспринимающей) системой человека. В свою оче­редь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес и т.д.) основных признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Предмет может быть интересен или безразличен, т.е. он может вызывать у человека различные чувства. Естественно, что интересный предмет воспринимается более активно, и наоборот, безразличный человек может даже не заметить.

Помимо восприятия человеком окружающего мира, предметов, других людей, важная роль отводится и восприятию самого себя. Самовосприятие — это процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в ре­зультате самопознания и сравнения себя с другими людьми. Самовосприятие контролирует всё, что человек может сделать и что не может, то, что явля­ется для него трудным и что лёгким и даже то, как другие реагируют на него. Необходимо управление самовосприятием. Человек всегда ведёт себя только так, как себя воспринимает, и его воспринимают в полном соответствии с восприятием себя. Действия, чувства, мотивы, способности, мнения других людей изменить нельзя. Можно изменить самовосприятие и автоматически изменится вся жизнь, люди вокруг, даже способности и таланты. Адекватное самовосприятие – это всегда самое положительное восприятие себя. Подсоз­нание чутко отзывается на мнение человека о себе и срабатывает автомати­чески только на то, на что он его настроили, либо на достижение успеха и счастья, либо поражения и несчастья. А настройка – это самовосприятие.

Что касается изучения биологической обратной связи, то этот процесс уходит корнями в учение И. П. Павлова об условных рефлексах. П. К. Ано­хин показал, что принципу обрат­ной связи принадлежит решающая роль в регулировании как высших приспособительных реакций человека, так и его внутренней среды. Н. Винер определил «обратную связь» как способ регулиро­вания на основе непрерывного поступления новой информации о функционировании сис­темы. Л.С. Миллер и его соавтор обратили внимание на существование двух типов телесного самовосприятия: личного (ощуще­ние себя изнутри) и пуб­личного (ощущение «извне» своего физического об­лика), и предположили, что успешность обратной связи должна быть связана главным образом с соб­ственным внутренним телесным самовосприятием.

Обратная связь – это сообщение, адресованное человеку о том, как другой человек его воспринимает, что чувствует при общении с ним. Существуют следующие правила обратной связи:

  • говорить о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают какие-либо чувства;
  • если говорить о том, что не нравиться в данном человеке, то отмечать то, что он сможет при желании в себе изменить;
  • не давать оценку.

Важной сферой исследования межличностной перцепции является изу­че­ние процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Оха­рактеризуем следующие перцептивные барьеры делового обще­ния:

1. Фактор превосходства — когда наблюдатель ощущает превос­ход­ство парт­нера по какому-то важному для него параметру — уму, ма­те­риаль­ному поло­жению и т.п. Суть происходящего заключается в том, что чело­век, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному пара­метру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Т.е. происходит его общая личностная переоценка. Так, в экстре­мальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слу­шать в спокойной обстановке.

2. Фактор привлекательности — восприятие партнера по общению как привле­кательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне при­влека­тельного человека люди также склонны переоценивать по другим важ­ным для них социально-психологиче­ским параметрам. Существует так назы­вае­мый стереотип привлекательности: что красиво — то хорошо. Дети усваи­вают этот стереотип очень рано. Зо­лушка и Белоснежка красивые — и хоро­шие. Сводные сестры и колдунья без­образ­ные — и плохие.

3. Фактор отношения к наблюдателю — вос­при­ятие партнера, в основе кото­рой лежит характер отношения к наблюда­телю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разде­ляют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Таким образом, общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Мно­жество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечат­ления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуни­кацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологи­ческие особенности участников обще­ния. Укажем на некоторые из них.

Влияние самооценки. Полнота и характер оценки другого человека зави­сят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, при­су­щее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уве­рен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздей­ствие первого впечатления может оказаться решающим. Возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что делает или говорит один чело­век, дру­гой человек не реа­гирует на его поведение, поскольку уже сделал свое заключение, на которое невозможно повлиять.

Проецирование. Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнару­жили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложен­ных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.

Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать одно­родность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатле­ние об одном качестве человека на все его другие качества. Действует не­сколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Люди склонны систематиче­ски переоцени­вать различные психологические качества тех, кто превосхо­дит их по ка­кому-то существенному для них параметру. В одном остроумном экспери­менте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В од­ной группе его представляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как преподавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профессора. После того как гость уходил, участ­ников эксперимента просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного муж­чины неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса.

При формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного че­ловека. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недо­оценка) происхо­дит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть дейст­вием фактора превосходства.

Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нравится внешне, то другой человек склонен считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. переоценивать многие его психологические характеристики.

Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «от­ношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто отно­сится к нам плохо.

Стереотипизация. Социальные стереотипы — основа формирования пер­вого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы; привычное представление о группе людей, о которой существует скудная информация. Любой стереотип является порождением опреде­ленной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том слу­чае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что ви­димым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете сте­реотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следствие ограниченного опыта, невеже­ства. Стерео­типизация предполагает определенную оценку неиз­вестных вос­принимаю­щему свойств и качеств его партнера, что может при­вести к неаде­кватному общению в дальнейшем, за пределами ситуации пер­вой встречи.

Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, более точно в отношении главных в данный мо­мент характеристик и менее точно в отношении остальных. Вот почему тре­буются дополнительные уси­лия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми. Важно отме­тить, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт об­щения, вполне способен точно определить наиболее значимые харак­тери­стики партнера — его социально-демографическую, профессиональную при­надлежность, психологические черты. Однако эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах. Чем менее нейтральны отношения, чем бо­лее люди заинтересованы друг в друге, тем выше вероятность ошибок. Поведе­ние человека во многом зави­сит от того, как он вос­принимает ситуа­цию, в которой находится. Воспри­ятие является важ­ным источником объяс­нения поведения. К тому же, изме­няя восприятие той жиз­ненной ситуа­ции, в кото­рой находится человек, можно изменить его поведе­ние. Следовательно, изу­чение восприятия — одна из основных задач психоло­гии.

 

3. Соотнесите предлагаемые  социально-психологические понятия и их определения:

На мой взгляд, правильным будет следующее соотношение:

Стереотип – это личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискри­минаци­онной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участ­вовать; Предубеждение – это односторонний, искаженный и, как правило, предубеж­денный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрас­тных, социальных, этнических групп или классов.

Другими словами, предубеждение – это отрицательное отношение к той или иной группе (категории) людей или к культурной практике, чаще всего безосновательное; ложное, предвзятое, отрицательное мнение о ком-чем-либо, предрассудок. Например, вообразите, что кто-то старается убедить о полезности употребления в пищу вареных насекомых. Можно ответить: — Они отвратительные.- Но крабы тоже отвратительные, тем не менее многие любят их. — Да, но в насекомых нет питательной пользы, — продол­жаете вы. — На самом деле в них очень много белков, — отвечает оппонент. Он может использовать и другие аргументы, но дело в том, что не есть насеко­мых – это результат пищевого предубеждения, которое существует в некото­рых культурах. Некоторые предубеждения происходят от единичного лич­ного опыта (пришлось пережить неприятную встречу с представите­лем какой-то этнической, социальной, религиозной или другой группы, и эта встреча породила предубеждение относительно всей группы). Другие преду­беждения происходят от родительских поучений типа «мы не имеем ничего общего с такими людьми». Люди, которые чувствуют себя в опасности, мо­гут использовать другую группу как козла отпущения, т.е. как социально признанную цель, которую обстреливают из-за этой опасности. Так фашисты поступали с евреями, большевики с помещиками и капиталистами.

Стереотипы — это психологические связи, либо врожденные, либо образо­вавшиеся в далеком прошлом, и ставшие настолько автоматическими, что человек их даже не осознает. Стереотипы определяют и регулируют львиную долю мышления и поведения человека. Они отвечают за походку, почерк, ак­цент, привычки, характер, способы обработки информации, поведение в по­хожих ситуациях, и т.д. Благодаря тому, что стереотипы практически не осознаются, они почти не поддаются контролю со стороны сознания, зачас­тую заставляя человека поступать определенным образом даже вопреки его воле. Так, на набережной города Сочи один предприимчивый молодой чело­век зарабатывает неплохие деньги на одном из стереотипов нашей культуры. Все мы в детстве учились ездить на велосипеде, и со временем этот процесс стал автоматическим и превратился в стереотип. Наблюдательный предпри­ниматель соединил руль велосипеда с колесом зубчатой передачей, и теперь, когда ездок поворачивает руль влево, колесо поворачивается вправо, и на­оборот. За определенную плату любому желающему предлагается с трех по­пыток (для женщин — с пяти), проехать на этой необычной конструкции всего шесть метров в любую сторону, не касаясь ногами земли. Приз — десятикрат­ная сумма первоначального взноса. Многим это предложение кажется легкой возможностью заработать, тем более, что они видят, как лихо разъезжают на этом велосипеде сам хозяин и его помощник. На моих глазах десятки же­лающих проверить свою ловкость объезжали непокорного железного коня. Результат — разбитые об асфальт локти, колени и носы, и ни одного справив­шегося с такой простой, казалось бы, задачей. Человек садится в седло, на­страивается, хорошо понимая, что ему нужно всего лишь поворачивать руль в обратном направлении, при этом смещая центр тяжести в другую сторону. Но — его стереотип настроен иначе, а подсознание охотнее подчиняется сте­реотипу, чем разуму. Итог: велосипед летит в одну сторону, человек, вместе с непокорённым стереотипом, — в другую.

Таким образом, предубеждение непосредственно связано со стереотипом, а именно оно часто основывается на отрицательном стереотипе.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001г.

2. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаи­модействий. СПб.: Нева, 2003г.

3. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005г.

4. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002г.

5. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред. Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006г.

7. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

studrb.ru

Ошибки восприятия в процессе общения

Несколько черт, присущих человеку, ведут к неадекватным или не­правильным выводам о вещах, которые он воспринимает. Оптический обман служит хорошим примером того, как одни и те же характеристи­ки объекта воспринимаются людьми по-разному. Наиболее важна предвзятость в восприятии, возникающая в отноше­ниях между людьми. На работе возникает много ситуаций, когда пред­взятость в восприятии могут спровоцировать такие простые вещи, как манера говорить или манера одеваться кого-либо из коллег. Предвзя­тость восприятия вызывает искажения, причины которых особенно важны для понимания. Рассмотрим различные виды реакции человека и типы возникающих при этом ошибок (т.н. тенденции в процессе вынесения суждений).

На процессе восприятия и понимания другого человека, помимо действия стереотипов, накладывают свой отпечаток и другие факторы, которые способствуют искажению образа другого чело­века и затрудняют взаимопонимание.

 

Первое впечатление: «Какая обаятельная улыбка. Он мне нравится».

Ореол: «Я думаю, что у него нет недостатков».

Проекция: «Я думаю, что его отец похож на меня».

Собственная теория личности: «Он такой скромный. Он никогда не присоединится к нашей команде».

Стереотип: «У него есть мотоцикл? Когда он покажет свои татуировки?».

Атрибуция: «Что он здесь делает? Наверняка его заставил прийти начальник».

Первое впечатление (гало-эффект). Впечатления о других людях формируются при знакомстве. Эта тенденция представляет проблему, потому что первое впечатление часто бывает самым длительным. Обычно первые контакты довольно короткие, следовательно, можно сделать вывод, что ранние впечатления основаны на ограниченной информации. Другими словами, при оценке человек использует только некоторые факты, а затем поддерживает сложившееся мнение.

Суть «гало-эффекта» заключается в том, что понравившийся с первого взгляда человек будет в дальнейшем восприниматься как приятный и независимо от того, что он будет делать или говорить, его слова и действия буду рассматриваться менее критически, т. е. более благосклонно. И наоборот, если человек не понравится с первого взгляда, то что бы он ни делал потом, все будет «не так». При этом необходимо помнить, что люди воспринимают позитивно похожих на себя (по манере одеваться, по взглядам, убеждениям, статусу) или просто привлекательных.

Ореол или акцент на одну характеристику. Многие люди сильно любят или не любят в других только что-то одно. Например, если одежда играет для человека большую роль, то манера одеваться может стать доминантой при оценке других людей. Если другой человек плохо одет, то результатом может быть общее негативное впечатление о нем. Эта тенденция называется эффектом ореола, что приводит к ситуации, когда одна или несколько характеристик индивидуума влияет на его оценку других характеристик.

Ореол также относится к нашей самооценке. Мы вынесем самое положительное мнение о человеке, обладающем такими же чертами, как и мы сами. Менеджер, всегда приходящий на работу вовремя, ско­рее всего, будет положительно относиться к подчиненным, которые пунктуальны, и негативно к тем, кто опаздывает.

В действии этого эффекта фиксируется зависимость восприятия частных свойств человека от влияния, вызываемого общим впечатлением о нем.

Он проявляется в том, что в целом неблагоприятное впечатле­ние о человеке мешает его коллегам увидеть его позитивные характеристики. И, наоборот, при общем благоприятном впечатлении негативные факторы не учитываются. В соответствии с этим эффектом восприятия жестко фиксируется сложившийся образ, без учета многогранности проявлений характера человека и его изменения.

 

Проекция. Проекция является формой защитного механизма, при помощи которого люди защищают себя от нежелательных характери­стик, которыми они обладают, но не хотят в этом себе признаться. По сути, мы видим в других те черты, которыми обладаем сами. Напри­мер, можно обвинить сослуживца в неряшливости, если неряшливость раздражает вас в себе самом. Проекция служит для создания неверных представлений. Если другие не обладают проецируемыми на них чер­тами, то неверное впечатление, созданное нами, будет довлеть над на­шим поведением, и последуют дальнейшие неверные выводы.

Собственная теория личности. Практически каждый человек явля­ется психологом-любителем и имеет свои собственные суждения о личности. Люди обладают чертой группировать характеристики других, или формировать собственную теорию личности. Это побуждает человека делать о личности других выводы, которые он считает правильными. Например, утверждения, что «честные люди упорно работают», «сони ленивы», «тихони опасны», привязывают одну характеристику личности к другой. Но любая связка может быть опасна. Упорный труд и честность не всегда связаны между собой. Сони не обязательно плохие работники. Тихоня может быть по-настоящему стеснительным или трусливым.

Попытки создать свою собственную теорию личности являются худшим проявлением любительской психологии. Самый безопасный способ сделать вывод о людях — это связать две характеристики вместе только при условии, что есть доказательство постоянной повторяемо­сти обеих характеристик.

Стереотипы. В собственной теории личности человек связывает вместе две или более характеристик. Стереотипы являются другим ви­дом привязки, т.е. мы привязываем характеристики людей к характе­ристике группы, к которой мы относим этих людей. Если мы выясня­ем, что человек итальянец, то мы можем подумать, что он очень эмо­ционален и склонен к жестикуляции. Если он ирландец, мы можем сделать вывод, что он любит виски. Другими, кроме национальности, группами стереотипов являются старики или дети, профессора, про­давцы, журналисты, начальники или любые другие категории, кото­рые что-либо значат для человека.

Члены групп, особенно однородных, имеют общие ценности и убе­ждения и могут даже иметь общие черты или особенности поведения. В некоторых случаях человек спокойно делает выводы о людях на ос­нове их принадлежности к той или иной группе. Скорее всего, он прав, делая вывод, что атлеты имеют хорошее здоровье, что средняя женщи­на поднимает меньше тяжести, чем средний мужчина, однако есть женщины, которые превосходят мужчин по поднятию тяжестей.

Часто стереотипы — это перепевы старых мифов и предрассудков. Тщательное исследование может показать, что лишь немногие члены группы обладают приписываемыми им характеристиками. Тем не ме­нее стереотипы очень распространены и сохраняются потому, что они полезны и помогают людям организовать мир вокруг них. Они основа­ны на неопределенности, а иногда и на страхе или угрозе, которые по­стоянно подкрепляются.

Стереотипы также подкрепляются языковой практикой, например, слово «очкарик», сказанное по отношению к школьнику, понимается как прилежный ученик, что не всегда соответствует действительности.

Атрибуция. Подоплекой нашего восприятия и суждений является желание знать, почему происходят те или иные события. В самой природе человека заложено фундаментальное желание объяснить причину собственного и чужого поведения. Вопрос «почему?» служит ключом для объяснения, организации и оправдания человеческого поведения. Неспособность объяснить причину события может привести нас в состояние дискомфорта и даже стресса. Если мы знаем, почему происходят события, то мы можем предусмотреть их в будущем и выбрать правильную линию поведения.

Установки. Искаженное представление о личности другого человека часто формируется под действием установок.

В психологии установкой называют сформировавшуюся в чело­веке неосознанную готовность к определенному поведению, готов­ность положительно или отрицательно реагировать на те или иные факты, события. Установка проявляется привычными суждени­ями, представлениями, поступками. Однажды выработанная она остается на более или менее длительное время. Скорость образо­вания и затухания установок, их подвижность разная.

 

Вопрос

Роль(в социальной психологии) (от франц. rуle) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от ихстатуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие Р. ввел в социальную психологию Д. Мид (см. интеракционизм). Индивидуальное исполнение человеком Р. имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной P., от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих. Диапазон и количество Р. определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в к-рые включена личность, ее потребностями и интересами. Различают Р. социальные, обусловленные местом индивида в системе объективных социальных отношений (Р. профессиональные, социально-демографические и др.). и Р. межличностные, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и др.). Выделяют также Р. активные, исполняемые в данный момент, и латентные, не проявляющиеся в данной ситуации. Кроме того, различают Р. институционализированные (официальные, конвенциональные), связанные с официальными требованиями организации, в к-рую входит субъект, и стихийные, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.

Неотъемлемой частью любого человеческого бытия выступает необходимость играть определенные роли в обществе, поскольку без этого невозможно функционирование общественного организма и невозможна сама самореализация индивида. Ролевое поведение представляет собой поведение индивида, проявляемое в зависимости от выполняемых задач в соответствии с ожиданиями окружающих. Основными его условиями считаются приемлемость и ясность самой роли. Ясность роли показывает, что данному человеку (который ее исполняет) понятно содержание роли, а также связь осуществляемой им деятельности с другими личностями. Приемлемость роли заключается в осознанной готовности к ее исполнению для получения определенного удовлетворения. Сама по себе роль не является моделью поведения. Характер индивида служит связующим звеном между ожиданиями и поведением. В результате, ролевое поведение выступает в качестве уникального продукта, свойственного для истолкования и интерпретации.

Любое поведение человека начинается с роли, выполняемой им в социальной среде. Таким образом, человек может оценивать и познавать себя, определяя свое место в конкретной среде, после чего контролирует, направляет и корректирует собственное поведение. Этот процесс проходит индивидуально в каждом отдельном случае и зависит исключительно от параметров психической личности, при подвергании ее влиянию производственной и социальной среды.

все социальные роли накладываются определенные ограничения в сочетаемости. В определенных условиях личность может столкнуться с тем, что определенные потребности приводят к противорению и, как следствие, разрыванию ролей. Так и возникает ролевой конфликт.

Ролевой конфликт представляет собой ситуацию, в которой человек сталкивается одновременно с несколькими требованиями, при которых осуществление одной из ролей приводит к невозможности исполнить все остальные. В общем виде выделяются два типа таких конфликтов:

межролевой — при возникновении между ролями;


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Вопрос 2. Типичные ошибки восприятия и понимания личности собеседника

ИЖЕВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

Утверждаю

Заведующий кафедры ГСЭЕНД

____________ А.В. Метелев

«__»________________ 2015 г.

 

Конспект лекции

по дисциплине «Психологическое обеспечение деятельности юристов в сфере национальной безопасности»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – «Правоохранительная деятельность»

КВАЛИФИКАЦИЯ– «ЮРИСТ»

по теме 18

«Психология восприятия и понимания собеседника»

Составитель:

канд. психол. наук, доцент, А.В. Метелев

Рассмотрена на заседании кафедры ГСЭЕНД.

Протокол № ___

от ___ _________ 2015г.

Ижевск 2015

 

Тема 18 «Психология восприятия и понимания собеседника»

 

План:

 

 

Введение

1. Общение как восприятие людей друг другом;

2. Типичные ошибки восприятия и понимания личности собеседника;

3. Барьеры восприятия и понимания

4. Виды психологического влияния

Заключение

Литература

 

Введение

 

Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа партнера по общению на основе оценки его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.

При этом понимание рассматривается с двух сторон:

1) как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга;

2) как принятие этих целей, позволяющее установить взаимоотношения.

Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или о межличностном восприятии.

Личное восприятие — получение и обработка одним субъектом общения информации о другом — ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.

Целью данной лекции является рассмотрение вопросов перцепции в общении, его механизмов и возможных барьеров.

 

 

Вопрос 1. Общение как восприятие людей друг другом.

 

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией (восприятием). Человек вступает в общение всегда как личность и другим человеком – партнером по общению, он тоже воспринимается как личность.

Одним из самых простых способов попытаться понять другого человека является уподобление себя ему – идентификация. Это попытка поставить себя на место другого («не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе»).

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – эмпатией.

Эмпатия – способ восприятия человека, но это не рациональное осмысление проблем другого (взаимопонимание), а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, сочувствовать другому.

Выделяют три уровня развития эмпатии:

1. Низший уровень – своеобразная слепота к состоянию, переживаниям другого.

2. Средний уровень – в процессе общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях собеседника.

3. Высокий уровень – умение сразу войти в состояние собеседника, прочувствовать его переживания на протяжении всего общения.

Логическая форма познания себя и других людей – рефлексия. Это попытка логического анализа своего поведения и состояния или поведения и особенностей другого человека. Процесс понимания друг друга может осложняться и усложняться из-за рефлексии. Здесь под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга (представление о том, как другой человек понимает меня).

 

 

Вопрос 2. Типичные ошибки восприятия и понимания личности собеседника

 

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

1. Эффект предварительного знакомства. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у Вас задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Например, Вам рассказывали, что этот человек не честный и Вы еще не общаясь с ним лично уже ждете, что он вас может обмануть.

2. Эффект стереотипа. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми другой человек заранее относятся к определенной категории, и Вы в процессе общения имеете установку на поиск черт, подтверждающих правильность вашей стереотипной установки.

3. Эффект торопливости. Стремление делать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена достоверная исчерпывающая информация.

4. Эффект структурирования. Безотчетное структурирование личности другого человека. Логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты, а всякое понятие, которое не вписывается в сложившийся образ, отбрасывается. Например, если человек вспыльчивый, неаккуратный – значит он плохой. При этом то, что он добрый и честный не учитывается.

5. Эффект «ореола» — первоначальное отношение к какой-то одной частной характеристике личности переносится на весь образ человека, а затем это общее неполное впечатление о человеке влияет на оценку отдельных его качеств. Так, если в начале знакомства человек произвел впечатление очень доброго, то в дальнейшем все его поступки, опровергающие это впечатление, все равно будут восприниматься как проявление своеобразной доброты.

6. Эффект проецирования – другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и чувства.

7. Эффект первичности – первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, остается очень существенной или малозабываемой и способна влиять на все последующее отношение к этому человеку.

8. Эффект собственного настроения. На восприятие другого человека Вами влияет Ваше собственное настроение. Если оно мрачное – первое впечатление о собеседнике может стать негативным, если настроение хорошее, то и собеседник вам понравится.

9. Эффект глухоты. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке.

10. Эффект консерватизма. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, которые изменились со временем. То есть когда однажды составленное мнение не меняется, несмотря на то, что накапливается о нем новая информация.

11. Эффект последней информации. Получение последней негативной информации о давно знакомом Вам человеком может повлиять на Ваше отношение к нему. Может перечеркнуть все прежнее сложившееся мнение о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция – это объяснение субъектом причин и методов поведения других людей Процессы каузальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга:

1. Эффект сопровождающих событий – те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему. Обычно рассматриваются как его возможные причины.

2. Эффект необычности – если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен, и ему предшествовало какое-то уникальное событие, то мы склонны именно это событие считать основной причиной поступка.

3. Эффект равновероятных возможностей. Неверное объяснение поступков часто бывает тогда, когда есть много различных, равновероятных возможностей для интерпретации поведения и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать вариант, который его больше устраивает.

4. Эффект недооценки ситуации. Недооцениваются особенности ситуации, спровоцировавшей тот или иной поступок, и переоценивается влияние черт характера. Поведение других людей мы часто склонны объяснять, например, сложностью их характера, а свое поведение – как результат влияния ситуации. Таким образом, часто от других людей ожидают, что они должны сами отвечать за свои поступки, в то время как ответственность за собственные поступки перекладывается на обстоятельства.

5. Эффект влияния культуры. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Восточная философия часто трактует поведение, как результат ситуации, влияния извне, предопределенности событий Свыше.

 


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *