Основатель психофизики – Психофизика — Википедия

Густав Фехнер — Основатель психофизики — Genvive

Профессиональная, социальная позиция: Густав Фехнер немецкий экспериментальный психолог, философ и писатель
Основной вклад (чем известен): Он был пионером в области экспериментальной психологии и основателем психофизики.
Вклады: Он предположил, что разум и тело, хотя и появляются как отдельные сущности, на самом деле разные стороны одной реальности. Он также разработал экспериментальные процедуры, которые по-прежнему применяются в экспериментальной психологии, для измерения отношения ощущений к физической величине раздражителей.
Философия Фехнера является философией монизма, утверждающей, что единый мир можно рассматривать с  физической и психологической точек зрения. Он стремился экспериментально подтвердить это понимание, посредством раскрытия тесных количественных соотношений между сознательным опытом и физиологическими стимулами.
В конечном итоге он открыл  закон, утверждающий что интенсивность ощущения возрастает в логарифмическом порядке от роста стимула (S = K log R), характеризующий психофизические отношения. Данный закон доказывал наличие научно обоснованной связи между телом и психикой.
Эта формула была названа законом Фехнера-Вебера, потому что была основана на теории дифференционального порога, ранее выдвинутой Эрнстом Вебером.
Он разработал экспериментальные процедуры для измерения связи ощущений с физической величиной раздражителей. Он предложил три способа измерения:  метод едва заметных различий (метод порога), метод постоянных стимулов, метод средней ошибки.
По мнению автора, метод постоянных стимулов, который также называется методом правильных и ошибочных случаев, стал наиболее важным из этих трех методов.
В свой философии он также придерживался анимистических взглядов,  утверждая, что жизнь проявляется во всех объектах Вселенной. Свое учение Фехнер называл Tagesansicht (Дневным видением) в отличие от современного ему материализма – Nachtansicht (Ночного видения).
Его важным достижением стало исследование точных отношений в области психологии и эстетики. Он продемонстрировал, что поскольку психика поддается измерениям и математической обработке, в психологии как науке, возможно вычисление. Он надеялся объединить психофизику и метафизику таким образом, чтобы создать единую философию и науку о человеке.
Зигмунд Фрейд восхищался Фехнером как пионером психофизики и основателем научной и экспериментальной психологии. Он посещал лекции Фехнера в Лейпциге в 1874 году. Он называл его «великий  Фехнер».
Уильям Джеймс, который отвергал  количественный анализ и статистический подход в психологии, определял психофизические законы, как «логово идола», в котором отсутствуют психологические результаты.
Основные труды: Нанна, или психическая жизнь растений (Nanna, oder des Seelenleben der Pflanzen (1848), Зенд-Авеста, или явления небес и будущей жизни (Zend-Avesta, oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits (1851), Элементы психофизики (1860), Некоторые идеи о создании и развитии организмов (1873), Введение в эстетику (Vorschule der Aesthetik)(1876), На тему психофизики (In Sachen der Psychophysik) (1877), Дневное видение против ночного видения (Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansich (1879), Пересмотр принципов психофизики (Revision der Hauptpunkte der Psychophysik ) (1882).  Густав Фехнер опубликовал также ряд химических и физических работ. Кроме того, под псевдонимом  «Доктор Мизес «, он в молодости писал сатирические статьи.

geniusrevive.com

contemporary psychology: Биографии психологов: Г. Т. Фехнер

Фехнер известен как создатель эмпирического закона (которых в психологии плюс минус 3-4), который говорит о том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Для общего понимания вопроса стоит вернуться к дроби Вебера (или закону Вебера), которая говорит о том, что новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. То бишь если изначально на руку испытуемому мы кладем грузик весом 75 грамм, то надо прибавить к нему 2,7 грамм (прирост груза), чтобы человек почувствовал различия. В тоже время если мы кладем 150 грамм на руку, то надо добавить 5,4 грамм, чтобы появилось ощущение различия по весу. Кстати говоря, эти прибавки веса принято называть едва различными различиями (ЕЗР). 

С учетом дроби Вебера, Фехнер в 1860 году экспериментально выявил основной психофизический закон. Стоит отметить, что многие авторы утверждают, что изначально закон Фехнеру приснился. Тем не менее, экспериментально он его все равно подтвердил. Суть закона Фехнера можно пояснить на таком примере, что люстра из 8 лампочек (при чем лампочки должны быть одинаковыми по яркости и другим характеристикам) кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, как люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То бишь логарифм. Кстати, мне больше нравится такая формулировка закона Фехнера: Для того чтобы интенсивность ощущения могла увеличиться в арифметической прогрессии, стимул должен увеличиться в геометрической. 

Дробь Вебера и Закон Фехнера (иногда называемый законом Вебера-Фехнера) легли в основу психофизики и стали предметами ее изучения. В 20-м веке наработки Вебера и Фехнера подвергались как критике, так и корректировке. На сегодняшний день они принимаются в учет при работе со стимулами средней величины. Было показано что они не очень верно работают с очень малой и очень большой интенсивностью стимулов. Что отчасти связано со Стивенсоном, который сделал свой закон (с блэкджеком и распутными женщинами), тем не менее, это совсем другая история. 

В 1860 году Фехнер опубликовал свой основной двухтомный труд — «Элементы психофизики». После чего он стал заниматься эстетикой. Основная идея тут была в том, что если ощущения поддаются измерению как относительные величины, то скорее всего можно будет измерить и красоту аналогичными методами. Фехнер стал измерять эстетику художественного искусства. Основной метод работы в исследованиях эстетики Фехнера состоял в том, чтобы сравнивать оценки, которые давали не профессионалы. Также была проведена серия экспериментов, на которых испытуемым предлагали разные прямоугольники. Испытуемые выбирали те, которые им нравились. Также была проведена связь с золотым сечением. Тем не менее, эта попытка не удалась, и у него ничего толком не вышло. В 1889 году, в возрасте 86 лет, Густав Теодор Фехнер умер. 

Основной вклад Г.Т. Фехнера в науку сводится к демонстрации экспериментальных процедур, многие из которых до сих пор актуальны и используются, например, для измерения величины ощущений. Также он первым показал, что психология может следовать общепринятой логике науки и давать количественные результаты. Однако на сегодняшний день психофизика по большей части является умершей наукой. Исследования в ее русле все еще проводятся, но сейчас она лучше воспринимается как важная, но не самая большая часть экспериментальной психологии.

Как обычно после биографии интересные факты о Г.Т. Фехнере: 

1) Фехнер интересен тем, что в своей ранней работе о сновидениях Зигмунд Фрейд ссылался только на одного ученого-психолога экспериментатора. И им был Фехнер. Тут стоит отметить, что в популярной психологии за Фрейдом закреплено открытие бессознательного. Это естественно не так. О неосознаваемых процессах психики писали еще классические философы. Но именно Фехнер внес самый большой вклад в эту тему до Фрейда. По его работам можно предположить, что бессознательным является все то, что меньше ЕЗР. А с учетом того, что ЕЗР вычисляется достаточно точно в цифровых значениях, то нельзя отрицать вклад Фехнера в понимание бессознательного. Кстати говоря, и вклад Фрейда я не отрицаю. В оправдание своего мнения отмечу, что Фрейд предельно любил и уважал Фехнера. Основатель психоанализа посещал психофизические лекции в середине 70-х годов. 

2) Кстати принцип удовольствия также впервые был выдвинут Фехнером. Правда, немного в иной формулировке, чем у Фрейда. Стоит отметить, что принцип Фехнера был чем-то вроде провозглашения личного выздоровления и метафизической философской конструкцией. Есть и другие заимствования Фрейда у Фехнера, но это слишком большая тема. 

3) А вот Уильям Джеймс, основатель американской функциональной психологии, терпеть не мог работы Фехнера. Он считал, что психофизика это сотонинское угодье для ученых, которые не хотят видеть никаких психологических результатов. 

4) Традиционно работы Фехнера относят к махровому материализму (особенно на моей памяти этим злоупотребляют практики), тем не менее, сам Фехнер считал себя оппонентом материалистичного миропонимания. 

5) Также Фехнер открыл цветовой эффект, заключающийся в том, что мы видим цвета при определенном движении черного и белого. Этот эффект используется во многих гифках в интернете. 

6) Фехнер ввел понятие медианы, которое на данные момент используется в статистике и анализе данных. 

7) Фехнер считал, что если разрезать мозолистое тело, соединяющее 2 полушария, то мозга станет 2. Он был уверен, что экспериментально его гипотезу никто не проверит. 

8) 22 октября 1850 года, Фехнеру приснился его закон. С 2001 года психофизики стали называть этот день именем Фехнера. 

9) Фехнер признавал идеи о духовности всего мира. Эта концепция достаточно хорошо проработана в его статьях, тем не менее, автор блога читал это с большим трудом, и пересказывать не собирается. По сути, там говорится, что есть разные духи и все мы едины. Ну никак не формат этого блога). 

10) После своей болезни он опубликовал много необычных работ, в том числе и сборник о психологии растений. 

В заключении отмечу, что я не рассказал про юмористические работы Фехнера об эволюции ангелов и много всего другого. Но я и не ставил перед собой задачу написания полной биографии замечательного ученого Густава Теодора Фехнера. Эта статья по большей части должна замотивировать читателей на повторение основного психофизического закона и вызвать интерес к личности его создателя. 

Конец.

Читайте все посты с биографиями известных психологов:

contpsy.blogspot.com

§1. ПСИХОФИЗИКА Г.ФЕХНЕРА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИКИ

В 1860 году была опубликована работа немецкого ученого — физика, математика, психолога и философа — Густава Теодора Фехнера «Основы психофизики». В ней была представлена разработанная автором пороговая теория психофизики, ее экспериментальные методы и полученные фундаментальные результаты по оценке порогов чувствительности.

Год опубликования труда Г.Фехнера называется первым, когда речь заходит о возникновении экспериментальной психологии. В качестве второй даты называют год основания В.Вундтом первой экспериментально-психологической лаборатории (1879). Г.Фехнер нашел тот общий подход к исследованию психических явлений, на базе которого возникла экспериментальная психология, В.Вундт — те организационные формы, в которых она стала развиваться.

Разрабатывая психофизику, Г.Фехнер пытался создать универсальную науку о соотношении между психическим и физическим миром (отсюда и сам термин «психофизика»). При этом ученый исходил из созданной им философской концепции, согласно которой психическое и физическое являются лишь разными сторонами единого целого. Эти две стороны выступают перед нами в зависимости от позиции, принимаемой субъектом: по мнению Г.Фехнера, при внутренней позиции реальность выступает как психическое, при внешней — как физическое.

Рис.4. Процесс создания психического образа

При этом Г.Фехнер полагает, что связь между психическим и физическим может быть количественно выражена. Он обратился к исследованию ощущений (впервые в психологии)

Процесс создания психического образа он представил схемой, изображенной на рис.4.

как к области, где связь психического и физического наиболее проста и доступна для эксперимента. Главными результатами работы Г.Фехнера были созданные им методы исследования сенсорной чувствительности и основной психофизический закон. При этом ощущение выступало как производное от внешней стимуляции. Такой подход открывал возможность строить измерение психического через измерение физического. Г.Фехнер предложил следующие парадигмы классической психофизики, которые являются методологической основой его исследований.

1. Сенсорная система человека — это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

2. Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины.

Из первого утверждения вытекает требование организовывать психофизический эксперимент таким образом, чтобы исключить влияние на его результаты всех психических систем, кроме сенсорной. Это противоречит принципу активности целостной психики. Невозможно вычленить и исследовать в эксперименте одну, даже самую примитивную, психическую систему из целостной структуры человеческой психики.

Второе утверждение позволяет проводить исследование на небольшом количестве испытуемых и распространять выводы на всю генеральную совокупность. Несостоятельность второй парадигмы частично следует из несостоятельности первой — активизация в психофизическом эксперименте всех психических систем — от самых низших до самых высших — приводит к очень большому разнообразию реакций испытуемых, следовательно, к разнообразию их психофизических характеристик. Сегодня успешно развивается дифференциальная психофизика, в которой декларируется индивидуальный подход к каждому исследуемому в эксперименте.

Два постулата Г.Фехнера очень упрощенно представляют изучаемую проблему и сегодня уже устарели, но они помогли начать экспериментальные исследования и получить значительные результаты.

В настоящее время в психофизику входят два больших раздела: учение об измерении сенсорной чувствительности (психофизика-I) и учение о психофизических шкалах (психо- физика-II).

В теории Г.Фехнера эти два раздела были тесно взаимосвязаны, но с течением времени они обособились в самостоятельные направления научного исследования со своими проблемами, теориями, методами. Промежуточное положение занимает проблематика, связанная с основным психофизическим законом.

Различают также классическую и современную психофизику. В области психофизики-I различие между ними заключается в том, что современная психофизика допускает собственные шумы в сенсорной системе, рассматривая обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала из флуктуирующего шума. В классической же психофизике сенсорный шум не сопоставим с уровнем даже слабого сигнала. Поэтому для современной психофизики реакция ложной тревоги — закономерный ответ сенсорной системы, а для классической — поведенческая реакция, вызванная несенсорными факторами. Таким образом, в развитии психофизики-I выделяются классическая исследовательская парадигма (пороговая концепция, идущая от Фехнера) и современная, основанная на теории обнаружения сигналов.

В области психофизики-II классическая психофизика — это построение шкал, накопленных е.з.р. (см. ниже), а современная — шкалирование субъективных оценок стимула. Традиционное понимание психофизики как науки об измерении ощущений в последнее время подвергается пересмотру в сторону расширения предмета ее изучения.

Наблюдается тенденция относить к психофизике не только собственно ощущение, но и все другие психические явления, взаимодействующие в процессе построения чувственного образа. Имеются в виду перцептивные, мнемические процессы, процессы принятия решения, поддержания внимания.

В таком случае психофизику можно рассматривать, как разветвленную область психологической науки, которая исследует основные особенности и законы чувственного отражения.

В настоящее время имеется также тенденция распространить психофизику за пределы исследования чувственного образа. В качестве стимулов при этом рассматриваются не только поддающиеся измерению физические величины, но и любые другие проявления внешней среды, которые можно упорядочить на основе какого-либо признака. Например, произведения искусства — по степени привлекательности, репутации известных актеров — по степени популярности. В таком широком смысле С.Стивенс определяет психофизику как науку об ответах организмов на служащие стимулами формообразования.

В современной психофизике главными являются следующие направления работы:

— развитие методологических оснований психофизики;

— разработка единой теории психофизических методов;

— построение основ теории психофизических явлений и психофизических законов в связи с другими психическими явлениями;

интеграция психофизических и психофизиологических знаний на основе комплексного исследования основных психофизических проблем.

psihologia.biz

Густав Фехнер: идея психофизики | Экспериментальная эстетика: VIKENT.RU

Немецкий физик и медик.

Один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики.

Густав Фехнер был последователем идей Фридриха Шеллинга (Вселенная одушевлена, материя – оборотная сторона психического и т.п.).

В 1851 году Густав Фехнер опубликовал книгу: Зенд-Авеста, или явления небес и потустороннего мира / Zend-Avesta, oder über die Dinge des Himmels und des Jenseits,  где выдвинул идею новой науки — психофизики, которая должна была заниматься изучением связи физических и духовных явлений…


Густав Фехнер
«… считал Землю единым живым организмом. Он называл это существо «Гея» и говорил, что ветра — это дыхание Земли, почва — кожа, реки и моря — вены и артерии. Фехнер выступал за сохранение экологии, что для того времени было весьма необычной мыслью. Немногие обратили внимание на его исследования, хотя они были весьма интересными. Он писал, что тело и разум едины и находятся в гармонии: «относительное увеличение телесной энергии и соответствующий рост энергии умственной возможно описать математически».

К.А. Симпкинс, Подсознание изменит всё! Практическое руководство по самогипнозу, М., «Аст»; «Астрель», 2007 г., с. 85.

 

 

Учёный, обладая плохим зрением «… исходил из того, что материальное и духовное представляют «тёмную» и «светлую» стороны мироздания (включая космос), между которыми должно быть строгое математическое соотношение».

Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Теоретическая психология, М., Издательский центр «Академия», 2003 г., с. 41.

 

В 1860 году Густав Фехнер обобщает свои исследования в книге: Элементы психофизики / (Elemente der Psychophysik и с 1865 года начинает заниматься экспериментальной эстетикой…

 

«По мнению Густава Фехнера, эстетика должна быть эмпирической дисциплиной, свободной от метафизических умозрений, иначе — «ветвью психофизики» (особой науки, предмет которой, согласно Фехнеру, — закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических). Рассматривая эстетику в контексте психофизики, ученый определял её как «гедонику», то есть, в сущности, не проводил грани между прекрасным и просто приятным.

Термин «красота», говорит Фехнер, служит для определения всего, что может обладать способностью доставлять непосредственное и мгновенное удовольствие. В основу эстетического анализа должны быть положены именно эти — простейшие — чувства удовольствия или неудовольствия, которые мы испытываем при восприятии внешнего объекта. Это тот фундамент, на котором, по мнению исследователя, может строиться подлинно «научная эстетика». Фехнер поставил перед собой задачу: анализируя «простые элементы» — «эстетические ощущения», эти своеобразные «психические атомы», выяснить, какие предметы производят на нас приятное впечатление, доставляют наслаждение, а какие вызывают чувство неудовольствия, нравятся либо не нравятся нам и с чем это последнее связано.

Фехнер рассуждал следующим образом. Мы не знаем (или знаем весьма приблизительно), что есть прекрасное, как не знаем, отчего зависит приятное впечатление, получаемое нами от созерцания прекрасного предмета: зависит ли оно от созерцания совершенной формы или от каких-либо побочных, сопровождающих («сопутствующих») обстоятельств. Взять, к примеру, симметрию. Бывает, что принцип симметрии, скажем в произведении искусства, нарушен, между тем оно нам нравится, доставляет эстетическое наслаждение. От чего это зависит? Зависит ли прекрасное (в данном случае — произведение искусства), его восприятие от «прямого фактора» красоты или от неких «привходящих», «сопровождающих обстоятельств»?

Фехнер стремился выявить закон, лежащий в основе причинно-следственной связи между внешним объектом и наслаждением, которое испытывает субъект, его воспринимающий.

Этот закон должен был явиться своеобразным результатом серии экспериментов, задуманных и проведённых учёным задолго до появления «Введения в курс эстетики». Хотя Фехнер с присущей ему научной трезвостью и не надеялся в короткий срок построить «здание» научной экспериментальной эстетики, он всё же в своих экспериментах и выводах пытался приблизиться к той точности, которой характеризуются конкретные науки.

Поскольку для Фехнера эстетика есть прежде всего «гедоника», то есть прекрасное в ней, в отличие, например, от эстетики Канта, неотделимо от приятного, постольку он задается вопросом: какие простые формы, а также какие «комбинации простых форм» нам более всего нравятся?

В своих исследованиях ученый руководствуется тремя «высшими принципами», впрочем, в достаточной мере традиционными:

1) взаимосвязь разнородных элементов;
2) последовательность, согласованность и истинность;
3) ясность.

Эти «высшие формально-эстетические принципы» и пытается Фехнер подтвердить своими экспериментами. Он отбирает значительное число лиц, принадлежащих к «образованным» слоям, вне зависимости от уровня их эстетической культуры и предлагает испытуемым из большого количества геометрических фигур выбрать наиболее нравящиеся им. Это был первый из различаемых Фехнером трёх «экспериментальных методов» — «метод отбора».

Второй — «метод конструкции» — заключается в том, что требовалось, например, установить поперечную линию на вертикальной таким образом, чтобы полученное отношение доставляло удовольствие. Наконец, третий метод состоял в измерении предметов, используемых в повседневном обиходе: Фехнер приносил в аудиторию ряд книг, картин, карт, визитных карточек и т. д. и предлагал испытуемым выбрать наиболее нравящуюся им форму.

Последний метод отличался от первого тем, что в соответствии с первым методом учёный предлагал выбрать чисто геометрическую форму, в соответствии с последним — прикладную.

На основе полученных результатов Фехнер пришёл к следующим выводам:

1) при соответствующем делении горизонтальной линии (линия, параллельная «линии связи глаз») деление по так называемому принципу золотого сечения  во всех отношениях уступает делению на равные части;

2) при соответствующем делении вертикальной линии (линия, перпендикулярная к прямой, «соединяющей наши глаза») наиболее «нравящееся» соотношение отрезков линии получается не при «золотом сечении», а в том случае, когда короткий отрезок относится к длинному, как 1:2. […]

Значение деятельности Густава Фехнера чрезвычайно велико для последующего развития эстетики. Идеалистический характер его «психофизики», его концепции «идентичности души и тела» не могут зачеркнуть тот факт, что введённые Фехнером экспериментально-математические методы обусловили дальнейший прогресс экспериментальной эстетики».


История эстетической мысли в 6-ти томах, Том 4, Вторая половина XIX века, М., «Искусство»,  1987 г.,  с. 164-169.

 

«Основатель экспериментальной психологии Фехнер однажды в кругу преподавателей университета предложил дать объяснение такому своему наблюдению: почему люди чаще режут колбасу наискосок, так что получается эллиптический ломтик вместо круглого?
В написанной позже статье «Почему мы нарезаем колбасу наискосок?» Фехнер привёл 15 ответов, данных на этот вопрос, и разобрал главные из них.
Конечно, вопрос этот имел лишь развлекательное назначение, и сам автор сознается, что ему вспомнился при этом рассказ о короле, опросившем учёных своей страны о причинах, по которым погружение рыбы в наполненный водою сосуд не вызывает перетекания воды через борт: разумеется, было бы оплошностью искать объяснений ранее, чем сам факт надёжно установлен.

Эта развлекательная статья Фехнера говорит о склонности исследователя к постоянным самотренировкам по любому поводу, к постоянным поискам ответа на вопрос «почему?».

Впрочем, несерьёзность темы смущала и Фехнера, а потому он подписал эту статью, как и ряд других научно-сатирических («Сравнительная анатомия ангелов», «Охранительные средства для холеры», «Доказательство, что луна состоит из иодинов» и др.), не своим именем, а псевдонимом – Мизес (Mises. Kleine Schriften. Leipzig, 1875).

Регирер Е.И., Развитие способностей исследователя, М., «Наука», 1969 г., с.175-176.

 

Псиофизические идеи Густава Фехнера явно повлияли на творчество Вильгельма Вундта, Эрнста Маха, Зигмунда Фрейда.

vikent.ru

ПСИХОФИЗИКА — это… Что такое ПСИХОФИЗИКА?

  • психофизика — психофизика …   Орфографический словарь-справочник

  • психофизика — один из классических разделов общей психологии. Создатель П. Г. Т. Фехнер. Специфика П. состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психофизика — Психофизика  наука, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными мысленными переживаниями. Основы психофизики заложили немецкие исследователи XIX в. Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих… …   Википедия

  • ПСИХОФИЗИКА — Учение о связи душевных явлений с телесными. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОФИЗИКА исследование взаимных отношений явлений физических и психических; связь души и тела, их взаимодействие.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • психофизика —         ПСИХОФИЗИКА психологическая дисциплина, изучающая измерение человеческих ощущений по отношению к величинам физических раздражителей. П. основана Г. Т. Фехнером как наука о функциональных отношениях между физическим и психическим миром… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПСИХОФИЗИКА — раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Основана Г. Фехнером во 2 й пол. 19 в. Охватывает две группы проблем: измерение порога ощущений, т. е. предела чувствительности… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Психофизика — раздел психологии, основанный Г. Фехнером , посвященный измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей. Выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических функциях …   Психологический словарь

  • ПСИХОФИЗИКА — ПСИХОФИЗИКА, психофизики, мн. нет, жен. (научн.). Отдел экспериментальной психологии, изучающий соотношение между величиной раздражения и силою вызываемого им ощущения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Психофизика — (psychophysics): наука, изучающая отношения между стимулами и ответными сенсорными реакциями… Источник: ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СЛОВАРЬ. ГОСТ Р ИСО 5492 2005 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 491 ст) …   Официальная терминология

  • психофизика — сущ., кол во синонимов: 1 • физика (55) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • dic.academic.ru

    Психофизика ощущений. Основной психофизический закон

    Психофизика — это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

    Основной психофизический закон

    Густав Фехнер предпринял попытку разработать точный количественный метод измерения ощущений (душевных явлений). То, что сильные раздражители вызывают сильные ощущения, а слабые раздражители – слабые, было известно давно. Задача состояла в том, чтобы определить величину ощущения для каждого предъявляемого раздражителя. Попытка сделать это в количественной форме восходит к исследованиям греческого астронома Гиппарха (ок. 180 или 190-125 до н.э.). Он разработал шкалу звездных величин, делящую видимые невооруженным глазом звезды на шесть категорий: от самых слабых (шестой величины) до самых ярких (первой величины).

    Эрнст Генрих Вебер на основе экспериментов по различению силы давления на кожу (веса поднимаемых на ладони грузов) установил, что вместо того, чтобы просто воспринимать разницу между раздражителями, мы воспринимаем отношение этой разницы к величине исходного раздражителя. До него аналогичный вывод уже был сделан в середине XIX в. французским физиком и математиком Пьером Бугером в отношении яркости зрительных ощущений. Г. Фехнер выразил сформулированную Э. Вебером закономерность в математической форме:

    ΔR — изменение раздражителя, необходимое для обнаружения едва заметного различия в стимуляции;
    Rвеличина раздражителя;
    kконстанта, значение которой зависит от вида ощущений.

    Конкретное числовое значение k называют отношением Э. Вебера. В последующем было обнаружено, что величина k не остается постоянной во всем диапазоне интенсивности раздражителя, а увеличивается в области низких и высоких значений. Тем не менее отношение приращения величины раздражителя и силы ощущения (или отношение увеличения стимула к исходному его значению) остается постоянным для средней области диапазона интенсивности раздражителей, вызывающих практически все виды ощущений (закон Бугера – Вебера).

    В дальнейшем измерение ощущений стало предметом исследований Г. Фехнера. Опираясь на закон Бугера – Вебера, а также на собственное допущение о том, что ощущение раздражителя представляет собой накопленную сумму равных приращений ощущения, Г. Фехнер сначала выразил все это в дифференциальной форме как dR=adI/I, затем проинтегрировал [принимая R=О при интенсивности раздражителя, равной абсолютному порогу (Iο)] и получил следующее уравнение:

    R=clog Iο/I

    где Rвеличина ощущения;
    сконстанта, величина которой зависит от основания логарифма и от отношения Вебера;
    Iинтенсивность раздражителя;
    Iο величина абсолютного порога интенсивности.

    Приведенное выше уравнение получило название основного психофизического закона, или закона Вебера – Фехнера, согласно которому ощущения описываются кривой уменьшающегося прироста (или логарифмической кривой). Например, увеличение яркости, ощущаемое при замене одной лампочки десятью, будет таким же, как и в случае замены десяти лампочек сотней. Иначе говоря, возрастанию величины раздражителя в геометрической прогрессии соответствует прирост ощущения в арифметической прогрессии.

    Позже были сделаны попытки уточнить основной закон психофизики. Так, американский психофизик С. Стивенс выявил степенной, а не логарифмический характер зависимости между силой ощущения и интенсивностью раздражителя:

    где Rсила ощущения;
    сконстанта;
    Iинтенсивность раздражителя;
    Iο —  величина абсолютного порога ощущения;
    nпоказатель степени, зависящий от модальности ощущений (значения приводятся в справочниках).

    Обобщенный психофизический закон, предложенный Ю. Забродиным, учитывал тот факт, что характер зависимости между ощущениями и воздействующими раздражителями обусловлен осведомленностью человека о процессах ощущения. Исходя из этого, Ю. Забродин ввел в формулу закона С. Стивенса показатель z, характеризующий степень осведомленности:

    Из формулы видно, что при z=0 формула обобщенного закона Ю. Забродина принимает вид закона Вебера – Фехнера, а при 2=1 закона Стивенса.

    Современные исследования шкалирования указывают, что уравнение Ю. Забродина не является обобщенным «в последней инстанции» психофизическим законом, т.е. оно не может охватить все существующее многообразие психофизических функций. В целом же Ю. Забродиным разработан системно-динамический подход к анализу сенсорных процессов.

    Ставя перед собой задачу измерения ощущений, Г. Фехнер предполагал, что человек не способен непосредственно количественно оценить их величины. Поэтому он предложил косвенный способ измерения – в единицах физической величины стимула. Величина ощущения представлялась как сумма едва заметных его приращений над исходной точкой. Для ее обозначения Г. Фехнер ввел понятие порога ощущений, измеряемого в единицах стимула. Он различал абсолютный порог чувствительности и различительный (дифференциальный) порог.

    www.psyworld.info

    7.11. История формирования и развития психофизики.

    Веками «обителью» психологии считалась философия. В середине XIX века психология покидает свой «отчий дом» и начинает отстаивать право на самостоятельность в семье других позитивных наук. Свои «сертификаты» на не зависимость она черпала, во-первых, в математике, во-вторых, в эксперименте.

    Что касается математики, то вопреки Канту, учившему, что психология никогда не сможет ее применить, а потому не станет истинной наукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания «статики и динамики» представлений — первоэлементов души. Когда один видный математик решил проверить его аппарат, то к своему удивлению обнаружил, что в нем нет ни одной ошибки. Но, как известно, математика подобна мукомолке — результат, который получают «на выходе», зависит от запущенного сырья. Гербарт «запустил» фиктивный материал, и из его трудоемких расчетов наука ничего не извлекла.

    Другая картина стала вырисовываться, когда физиологи, проводя эксперименты над эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своих экспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементами бестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Теперь предметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.

    Первый фундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Ее основоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств — физиолога Эрнста Вебера (1795-1878).

    Эрнст Вебер: зарождение психофизики.Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении.

    Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого — зависимость между континуумом ощущений и континуумом взывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса — 1/30 и т.д.

    Густав Теодор Фехнер: основы психофизики. Немецкий физик, психолог, философ, профессор физики Лейпцигского университета Г.Т.Фехнер из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений при наблюдениях за Солнцем, занялся философией, уделяя особое внимание проблеме отношений между материальными и духовными явлениями. С улучшением здоровья он стал изучать эти отношения экспериментально, применяя математические методы. В центре его интересов оказался давно установленный рядом наблюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Звон колокола в дополнение к уже звучащему колоколу произведет иное впечатление, чем присоединение одного колокола к десяти. Занявшись изучением того, как изменяются ощущения различных модальностей (опыты ставились над ощущениями, которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятии предметов на расстоянии, при вариациях в их освещенности и т.д.), Фехнер обратил внимание на то, что сходные эксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э.Вебер, который ввел понятие об «едва заметном различии между ощущениями». Причем это «едва заметное различие» не является одинаковым для всех видов ощущений. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. В тех случаях, когда минимальный прирост величины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, стали говорить о разностном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя). Фехнер тщательно разработал технику экспериментов для определения порогов ощущений с тем, чтобы можно было установить минимальное (едва заметное) различие между ними. Фехнеру принадлежит и ряд других методов измерения ощущений (кожных, зрительных и др.).

    Данное направление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержание определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий.

    Книга Фехнера «Основы психофизики» имела ключевое значение для разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновь возникающих лабораториях определение порогов и проверка закона Вебера-Фехнера стали одной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим.

    Работы Фехнера стали образцом и для последующих поколений исследователей, которые, не ограничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространили методические приемы Фехнера на проблемы психодиагностики, изучение критериев принятия решений, эмоциональных состояний у отдельных индивидов.

    Выведенная Фехнером всеобщая форумула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологию строгих математических мер.

    Развитие психофизики начиналось с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах. Но она имела огромный методологический и методический резонанс во всем корпусе психологического знания. В психологию внедрялись эксперимент, число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни, к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия между явлениями.

    Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, что разделил принципы причинности и закономерности. Ведь психофизиология была сильна выяснением причинной зависимости субъективного факта (ощущения) от строения органа (нервных волокон), как этого требовало «анатомическое начало». Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны ее явления.

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *