Идеи бихевиористов в современных дидактических подходах
Возникновение бихевиоризма было обусловлено исторической необходимостью пересмотра предмета психологии и ее методологических основ. Представители бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Толмен, К. Халл, Б.Ф. Скинер и др) одними из первых решили разрушить все старые стереотипы и предложить в замен новый подход. Бихевиоризм дал психологии множество полезных идей и методик и оказал сильнейшее влияние на всю психологию в целом. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии.
В зарубежной психологии существует два подхода, две точки зрения на проблему психического развития и связи его с обучением:
1) теории, исходящие из признания независимости развития от обучения (воспитания). З.Фрейд, А.Л. Гезелл, Жан Пиаже
2) теории, отождествляющие эти два процесса, сводящие развитие к обучению. Теории научения. Нас интересует второй подход и идеи с ним связанные. Понятие в современной науке «научение» стало употребляться в педагогической психологии применительно к человеку для обозначения не столько процесса, сколько результата обучения (научение «учитель научил, а ученик научился»). Задача обучающего – учить с целью научиться.
Э. Торндайк «обучение — это и есть развитие». Им были сформулированы ряд законов научения, имеющих, по его мнению универсальный характер («закон упражнения», «закон эффекта», «закон готовности») Однако бихевиористов не интересовало, как психическое развитие связано с обучением, они считали, что все связанное с психикой недоступно для объективного научного исследования и отождествляли развитие и обучение. При этом следует отметить исторические достижения бихевиористов в области обучения:
- Были установлены многие закономерности выработки навыков;
- Разработаны практические методики обучения, основанные на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получение разного рода подкрепления, обуславливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции.
Однако все методики обучения строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интеоризации деятельности. Т.о. из специфики обучения исключается один из его главнейших компонентов осознанность и интеоризация действий.
Методики активно разрабатывались Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществить процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение. Программированное обучение составляет систему теоретических представлений и организационных форм, обеспечивающих возможности самостоятельного приобретения знания и навыков различными категориями учащихся. В настоящее время программированное обучение рассматривается как одно из средств самостоятельной работы школьников. Бихевиористами были разработаны основные системы программированного обучения: линейное (Скиннер), разветвленное (Краузер), адаптивное .
Можно выделить основные принципы и достоинства программированного обучения:
- Дозированность учебного материала;
- Активная самостоятельная работа самого ученика;
- Постоянный контроль усвоения;
- Индивидуальный темп обучения;
- Возможность использования ТСО, АОС;
- Возможность перевода на язык программирования любого материала.
Практический материал для анализа был представлен начальной образовательной школой (прогимназия) №10 г. Сарапула. В школе работает экспериментальная площадка по изучению и практическому применению системы развивающего обучения А.В. Занкова. В школе созданы образовательные программы по основным курсам начальных классов
Анализ программ на основе развивающего обучения Л.В. Занкова показывает наличие основных принципов программированного обучения, а именно:
- Каждая тема структурирована следующим образом: дается система заданий, вопросов поискового типа, которая ведет к раскрытию определенной единицы усвоения, после чего вводятся определения или правила.
- Происходит постоянная корректировка самостоятельной работы учащихся;
- Даются упражнения на применение знаний, полученных на предыдущих этапах;
- Многократное возвращение к теме (через определенные временные интервалы) ;
- Весь материал представлен в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения;
- Шаг усвоения – минимальная единица учебной информации. В случае неправильного решения предоставляется правильная информация;
- Дается несколько вариантов усвоения. На более сложном уровне, в случае ошибки учащиеся получают разъяснение допущенной ошибки, и ему излагаются необходимые знания и дается указание о повторном выполнении того или иного учебного задания.
Был проведен психолого-педагогический мониторинг, результатов академической успеваемости прогимназии №10 г. Сарапула. Результаты представлены в таблице:
Академическая успеваемость
Мы видим, что эффективность обучения по системе Занкова выше, чем при обучении по другим программам. Такие же результаты получены и при сравнении по основным учебным курсам: русский язык, математика, литература, окружающий мир, технология.
Таким образом, целостная система Л.В. Занкова развивая и совершенствуя принципы лучших представителей деятельностного подхода и программированного обучения позволяет:
- обучать на высоком уровне каждого ребенка;
- осознавать процесс обучения;
оптимизировать общее развитие ребенка;- отдавать приоритет теоретическим знаниям.
БИХЕВИОРИЗМ. Методологические основания бихевиоризма.
Возникновение бихевиоризма связывают с выступлением Джона Уотсона (1913 г.), в котором он критиковал традиционные психологические концепции и выдвинул новые требования к психологической науке: 1) объективность; 2) повторяемость; 3) опора на эксперимент. Основные идеи бихевиоризма развивались в рамках психологии уже в течение нескольких лет, Уотсон лишь развил и озвучил эти положения. При этом он опирался на три основных источника: 1) философские традиции позитивизма и механицизма; 2) зоопсихологию и исследования рефлексов, и 3) функциональную психологию.
Методологические основания бихевиоризма. Объективизм в философии восходит корнями к Р. Декарту, который пытался объяснить функционирование организмов, исходя из простых механистических представлений. Наиболее крупной фигурой в истории позитивизма был Огюст Конт. Согласно Конту, единственно истинным является знание, социальное по своей природе и объективно наблюдаемое.
Эти критерии исключали из научной сферы интроспекцию как метод и данные самонаблюдения. Влияние этих положений на методологию Уотсона привело к тому, что в новой программе не упоминались в качестве объектов изучения ни душа, ни сознание, ни разум. В результате такого подхода стало возможным появление психологии как науки о поведении, которая рассматривала людей как некоторые, достаточно сложные машины.Зоопсихология во многом явилась предшественницей бихевиоризма. Развиваясь на основе эволюционной теории, она породила многочисленные попытки продемонстрировать наличие разума у животных и показать непрерывность перехода от разума низших организмов к разуму человека.
Наиболее значительными в рамках данного направления явились работы Э. Л. Торндайка.
Эдвард Ли Торндайк первым утверждал, что психология должна исследовать поведение, а не психические элементы или опыт сознания. Торндайк создал свой подход, названный им коннекционизмом (от англ. сonnect – связывать). Подход был основан на изучении связей между раздражением (ситуацией, элементами ситуации) и реакциями организма. Торндайк первым ввел понятие связи между ситуацией (стимулом) и реакцией организма, настаивал на том, что для изучения поведения его необходимо разбить на пары стимул — реакция (S-R).
Свои исследования поведения Торндайк начал с изучения процессов научения. Он попытался количественно измерить научение, подсчитывая проявления “неправильного” поведения и регистрируя время, необходимое животным для достижения цели. Метод научения, применявшийся в экспериментах Торндайка, получил название “метод проб и ошибок”. В ходе своих экспериментов Торндайк вывел два закона научения: закон эффекта и закон упражнения.
Закон эффекта: каждое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она появляется вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде.
Закон упражнения: чем чаще действие или реакция используется в данной ситуации, тем сильнее ассоциативная связь между действием и ситуацией (повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению). Впоследствии Торндайк выяснил, что поощрение способствует закреплению действия (реакции) эффективнее, чем простое многократное повторение.
Из вышесказанного видно, что Торндайк во многом предвосхитил основные положения бихевиоральной психологии и разработал ряд положений и схем, которые впоследствии лягут в основу бихевиоризма.
Другим важнейшим основанием бихевиоральной психологии явились работы русских рефлексологов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Эти великие русские ученые независимо друг от друга заложили основы отечественной науки о поведении. В своих работах они разрабатывали такие фундаментальные понятия, как рефлекс (условный и безусловный), стимул, ассоциативная связь между стимулом и реакцией, подкрепление. Павлов и Бехтерев занимались изучением процесса образования условных (у Бехтерева – сочетательных) рефлексов; оба ученых считали, что сложное поведение человека (поведение высшего уровня (Бехтерев), можно рассматривать как результат накопления значительного количества условных рефлексов. Американские бихевиористы признают тот вклад, который внесли в мировую науку о поведении эти русские ученые, а также то, что бихевиоризм многими положениями обязан именно им.
Функциональная психология оказала определенное влияние на бихевиоризм. Кеттелл, Уолтер Пилсбери, Вильям Монтегю, Макс Мейер, и, наконец, сам Вильям Мак-Даугалл говорили о том, что психология должна стремиться быть более объективной, и поэтому изучать поведение, а не сознание, душу или разум. Таким образом, мысль о том, что психология должна стать наукой о поведении, начала собирать своих сторонников.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
БИХЕВИОРИЗМ. Методологические основания бихевиоризма.
От 250 руб
Контрольная работа
БИХЕВИОРИЗМ. Методологические основания бихевиоризма.
От 250 руб
Курсовая работа
БИХЕВИОРИЗМ. Методологические основания бихевиоризма.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Образовательные технологии и теории обучения
Бихевиоризм
Бихевиоризм возник на рубеже 20-го века как подход к обучению, основанный на науке о поведении. Теоретики рассматривают учащегося как tabula rasa, как правило, без какой-либо умственной интернализации или самоанализа (за исключением). С этого момента на ученика может влиять его окружение (называемое «стимулом»), на которое он реагирует (называемое «реакцией») и которое, в свою очередь, вызывает другую реакцию (в скиннеризме, называемую «подкреплением»). «).
Ключевые понятия
|
Ключевые слова
| Ключевые цифры
|
Два подхода
Подходы к бихевиоризму: изображение К. Флиппена [владелец веб-сайта]
Применение в образовательных технологиях
Бихевиоризм как образовательная теория обучения привел к развитию нескольких аспектов обучения и производства обучения, некоторые из которых мы все еще используем в классах сегодня, включая прямое обучение, лекцию, поведенческую цель как управление классом, поведенческую систему вознаграждения, положительное подкрепление, и индивидуальное обучение, среди прочего.
Отличным примером бихевиоризма в чистом виде в области образовательных технологий является веб-сайт BrainPop. На этом учебном веб-сайте размещены видеоролики, объясняющие различные образовательные темы, за которыми сразу же следует короткий тест, после которого, в зависимости от результата, учащиеся могут оценить свое собственное понимание видео и содержательных материалов. Результаты отображаются сразу после завершения и содержат краткие пояснения, чтобы помочь учащимся лучше понять. Студенты будут готовы приложить больше усилий после подкрепления более высокими баллами (и, следовательно, положительными результатами). Ключевым моментом являются мгновенные ответы и оценки, которые могут быть источником похвалы или критики, оба из которых являются сильными факторами в успеваемости учащихся.
Еще одна новая технология, использующая как геймификацию, так и бихевиоризм, — ClassDojo. Используя эту систему управления поведением, учитель может вознаграждать И снимать баллы в зависимости от поведения в классе. Звуки и изображения отражают добавление или уменьшение баллов, поэтому хорошее поведение легко подкрепляется, а плохое также легко обескураживает. |
Инструмент сбора данных: оперантное обусловливание Иллюстрировано
Авторы изображений и видео
Крыса-бихевиорист. Получено 4 октября 2012 г. с:
http://blog.wsd.net/jreeve/behaviorism-not-as-dead-as-previously-thought/
Теория большого взрыва: Шелдон тренирует Пенни. [Видео] Получено 4 октября 2012 г. с:
http://youtu.be/qy_mIEnnlF4
Бихевиоризм — теории обучения
• Бихевиористские теории, парадигмы и перспективы • 0
Бихевиоризм — мировоззрение, работающее по принципу «стимул-реакция». Все поведение, вызванное внешними раздражителями (оперантное обусловливание). Любое поведение можно объяснить без необходимости рассмотрения внутренних психических состояний или сознания [1] .
Содержание Участники
Ключевые понятия
Ресурсы и ссылки
- Джон Б. Уотсон
- Иван Павлов
- Б. Ф. Скиннер
- Э. Л. Торндайк
- Альберт Бандура
Ключевые концепции
Бихевиоризм — это мировоззрение, которое предполагает, что учащийся по существу пассивен, реагируя на стимулы окружающей среды. Учащийся начинает с чистого листа (т. е. tabula rasa), и его поведение формируется посредством положительного или отрицательного подкрепления [2] . Как положительное, так и отрицательное подкрепление увеличивают вероятность того, что предшествующее поведение повторится. Напротив, наказание (как положительное, так и отрицательное) снижает вероятность повторения предшествующего поведения. Положительный указывает на применение стимула; Отрицательный указывает на отказ от стимула. Таким образом, обучение определяется как изменение поведения учащегося. Много (ранних) бихевиористских исследований было проведено с животными (например, с собаками Павлова) и обобщено на людей [3] .
Бихевиоризм предшествует когнитивистскому мировоззрению. Он отвергает структурализм и является продолжением логического позитивизма.
Радикальный бихевиоризм
Радикальный бихевиоризм, разработанный Б. Ф. Скиннером, описывает особую школу, возникшую во времена правления бихевиоризма. Он отличается от других школ бихевиоризма тем, что имеет существенные различия в принятии опосредующих структур, роли эмоций и т. д.
Дополнительные ресурсы и ссылки
Ресурсы
Ссылки
- Skinner, B. F. (2011). О бихевиоризме. Винтаж.
- Уотсон, Дж. Б. (2013). Бихевиоризм. Читать книги ООО
- Павлов, И. П., и Анреп, Г. В. (2003). Условные рефлексы. Курьерская корпорация.
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!
Хотите получить удобную электронную книгу в формате PDF без рекламы с обзорами и руководствами на этом сайте?
Мгновенно загрузите официальную электронную книгу Learning Theories In Plain English (том 1 из 2)
39,95 $ 9,95 $!
Получить электронную книгу
Скидка на премиум-членство!
Новогодняя акция: Скидка 30% на премиум-членство!
Станьте подписчиком Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!
Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 сентября 2022 г.
Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , How Do You Play , Групповые игры и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для занятий.
Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.
Полезные загрузки
Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2
Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.
9,95 $Теории обучения на простом английском, том.