Основные понятия гуманистическая психология: ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Реферет ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Гуманистическая психология особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г


Подборка по базе: эссе психология дружба.docx, Оразбек Айжан БТ-21-11 психология 1 такырып.docx, Правовая психология личности (1).docx, Пономарев Я.А. — Психология творчества.doc, Кейс Психология и педагогика.docx, Практическое задание Дифференциальная психология. Психология инд, Клиническая психология в геронтологии Практическое задание 3, М, Практика в школе психология.docx, Болатбеков Манап ЮР-202. психология срс.pptx, ОГСЭ. 05 Психология общения.docx

Введение

Гуманистическая психология — особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.
Она оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам возможность строить обоснованный терапевтический процесс. Основу гуманистической психологии заложили такие всемирно известные мыслители, как Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт. и др. Согласно представлениям гуманистической психологии, человек наделен врожденным и неодолимым стремлением к самореализации и самоактуализации, причем важен, как внутренний сокровенный уровень сознания так и уровень самосознания в пространстве социума. В определенной степени, самоактуализация не может протекать бесконфликтно: свобода и социальность, творчество и ответственность, любовь и долг – коллизии, которые нуждаются в глубоком философском осмыслении для каждого человека. Особое внимание придается тому, что реальность, воспринимаемая человеком согласно стереотипных представлений большинства, имеет условный характер, в то время, как истинной реальностью являются только внутренние переживания самого человека.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных психологов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал «выздоровления», относительно всех явлений человеческой жизни. При наличии определенных условий человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для восстановления личности в процессе психологических консультаций. Гуманистического психолога отличает особая степень безусловного принятия клиента, поддержки, эмпатии (сопереживание), внимания к индивидуальности, стимулирования осуществления выбора и принятия решений, подлинности. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьезной феноменологической научной базе и использует широкий набор терапевтических технологий и методов. Гуманистическая терапия помогает: найти себя, разрешить внутренние и межличностные конфликты, принять трудные решения, справиться с зависимостями, выйти из депрессии, преодолеть одиночество, научиться получать удовольствие от жизни, вернуть интуицию и спонтанность, восстановить здоровье, преодолеть конфликты в отношениях с близкими, восстановиться после перенесенных психологических травм и насилия, повысить качество жизни.

Поэтому целью нашей работы будет являться изучение основных принципов гуманистической психологии.

Для достижения поставленной цели нами будут решены следующие задачи:


  • Изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования.

  • Рассмотрение основных теорий гуманистической психологии.

  • Сравнительный анализ теорий гуманистической психологии.

  • Обобщение информации по теме исследования.

Глава 1 Основные понятия гуманистической психологии, принципы и положения

Глава 2 Основные теории гуманистической психологии

Глава 1 Основные понятия гуманистической психологии, принципы и положения
«Гуманистическая психология» — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающая своим главным предметом личность, как уникальную, целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Основные положения гуманистической психологии:


  • — человек должен изучаться в его целостности;

  • -каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

  • -человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологтческой реальностью;

  • человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

  • человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смаслам и ценносям, которыми он руководствуется в своем выборе»;

  • человек- это активное интенциональное, творческое существо.

Гуманистическая психология противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда, как главное в ней, согласно гуманистическая психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олплрт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» ( К. Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение (конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства), а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого признана поддержать особая форма психотерапии. К. Роджерс назвал эту форму «терапией, централизованной на клиенте», что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как «клиента», который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу в которой клиенту легче организовать свой внутренний ( «феноменальный») мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смясл ее существования («экзистенции»). Выражая протест против, концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуманистическая психология неадекватно и односторонне представляет последнюю, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами. (с.91 Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд. Испр. И доп.-м.: Политиздат,1990.-494с.)

Как уже было сказано выше, существует несколько концепций гуманистической психологии, каждая из которых использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов. Такими принципами являются:


  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

  • Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

  • Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

  • Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.

  • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

  • Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

  • Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия). (М., 1996 Михаил Григорьевич Ярошевский

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с. )

Глава 2 Основные теории гуманистической психологии

1.1.Теория Г. Олпорта

Гордон Олпорт (1897-1967) профессор психологии Гарвардского университетета. В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности(Хьелл)

Гордон Олпорт рассматривал созданную им концепцию личности как альтернативную механизацию поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному психоаналитического, подчёркивая необходимость разработки третьего пути, третьего направления в психологии личности. Таким направлением и стала, по его мысли, гуманистическая психология.( Ярошевский )

Одним из главных постулатов теории Олпорта, было положение о том, что личность представляет собой открытую и саморазвивающуюся систему. Он исходил из того, что человек – прежде всего социальное, а не биологическое существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Утверждая, что личность – это открытая система, он как бы подчёркивал значение окружающего для её развития, открытость человека для контактов и влияния внешнего мира. При этом Олпорт утверждал, что это общение личности с обществом представляет собой стремление не к уравновешиванию со средой, но к взаимообщению, взаимодействию.

Олпорт утверждал, что любой человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей которые Олпорт называл – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врождёнными, генотипическими, а инструментальные – оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т. е. представляют собой фенотипические образования. Набор этих черт и составляет ядро личности, придаёт ей уникальность и неповторимость.

Хотя основные черты и являются врождёнными, они могут видоизменяться, развиваться в процессе жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних качеств личности и тормозит развитие других. Таким образом, постепенно и формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе «Я» человека. Важным для Олпорта было и положение об автономности этих черт, которая также развивается со временем. У ребёнка ещё нет этой автономности, так как его черты ещё неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, и даёт ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. (Марцинковск)

1.2.Новый подход А. Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).

В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации. 9Ярошевский М.Г.История психологии)

Особенно большое внимание на проблему развития личности обращал Абрахам Маслоу. Одной из главных его идей была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, а наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно грозит смертью для личности. Равновесие, адаптация, укоренённость в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития человека и общества.

Так же Маслоу считал, что самое ценное в психике – «её Самость», её стремление к саморазвитию – нельзя описать и понять с позиций поведенческой психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена психологией сознания, психологией, которая бы исследовала «Я-концепцию», Самость личности.

Маслоу считал, что каждый человек рождается с определённым набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его «Я», его Самости и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных.  Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает её рост, приводит к неврозам.

Таким образом,  общество необходимо человеку, так как самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. В тоже время общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считал Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от её сути, от её индивидуальности, делает её конформной.

В тоже время отчуждение, сохраняя Самость, индивидуальность личности, ставит её в оппозицию к окружающему и так же лишает возможности самоактуализироваться. Поэтому в своём развитии человеку необходимо сохранять равновесие между этими двумя механизмами. Оптимальными Маслоу считал индентификацию во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход даст возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в тоже время оставаться самим собой.

Одно из наиболее значительных открытий Маслоу – исследование самоактуализации, которое стало одним из центральных понятий гуманистической психологии. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определённая иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

Физиологические потребности – пища, вода, сон и т.д.; потребность в безопасности – стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности – семья, дружба; потребность в уважении – самоуважении, признание; потребность в самоактуализации – развитие способностей.

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу, научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить своё поведение исходя из неё. При этом самоактуализация – не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца. Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношения человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации.

11.3. Гуманистическая психология. Поведение: эволюционный подход

11.3. Гуманистическая психология

Основателями гуманистической психологии считаются американские психологи А. Маслоу (1908–1968) и К. Роджерс (1902–1987). Хотя их подходы различаются, но в гуманистической психологии нельзя найти двух авторов с одинаковыми взглядами. По своей раздробленности и эклектичности она превосходит все ранее рассмотренные направления. Несмотря на критику психоаналитической методологии, в подходах представителей гуманистической психологии наблюдается много общего с идеями социально-психологического крыла психоанализа. Более того, в этом течении можно видеть корни гуманистической психологии. Такие психологи, как Г. Олпорт (1897–1967) или Э. Фромм (1900–1980), в разных книгах «приписаны» то к одному, то к другому направлению.

Идеологической основой нового направления послужила философия

экзистенциализма, в которой трудно разделить психологию и философию. У истоков этого течения стоял датский философ С. Кьеркегор (1813–1855), но пика своей популярности экзистенциализм достиг как раз в 1960-е гг. в разгар молодежных движений, протестующих против западной культуры. Этот протест активно поддерживали экзистенциалисты.

Гуманистическая психология, прикрываясь демагогическим лозунгом «человек – не лабораторная крыса», абсолютизировала абстрактное понятие свободы. Она окончательно разорвала связь психологии и естествознания. Акцент на свободе воли и вере в возможность совершенствования человека был сделан без анализа его природы. Так, одно из центральных понятий гуманистической психологии – самоактуализация, представляет собой крайне идеализированную систему творческой реализации человека. Другим популярным идеализированным понятием стала эмпатия – способность воспринимать внутренний мир другого со всеми его оттенками. Как говорит в своем фундаментальном руководстве по психологическим системам американский психолог Н. Смит: «…

гуманистическая психология заменила душу понятием Я» (Смит Н., 2003).

Еще более крайнюю позицию заняли представители экзистенциальной психологии. Наиболее известными из них являются швейцарский психиатр Л. Бинсвангер (1881–1966) и американский психолог Р. Мэй (1909–1994). В экзистенциальной психологии не только отвергались такие понятия, как инстинкт, драйв, электрические процессы мозга, архетипы, но и само явление причинности и причинно-следственных отношений. Открыто отвергался экспериментальный подход. Целью психологии провозглашалось максимально точное описание феноменов, а не их объяснение.

Р. Мэй приобрел большую популярность в 1960-е гг. среди молодежи, выступая с резкой критикой «общества потребления». В своем бестселлере 1969 г.

«Любовь и воля» он называл «нормального» человека современного индустриального общества «шизоидным» человеком (May R., 1969).

Направления гуманистической и экзистенциальной психологии можно рассматривать как рецидив давней болезни антропоцентризма в западной культуре. Человек при этом рассматривается как нечто уникальное, принципиально отличное от животного мира, как совершенно особый вид живых существ.

На пике своей популярности представители гуманистической психологии называли себя «третьей силой», что было, конечно, явным преувеличением. В своих работах «гуманисты» принимали гипотетическое за искомое, путали теории и спекуляции, исследования заменяли риторикой (Холл K., Линдсей Г., 1997). С критикой этих работ выступил такой глубокий психолог, как Г. Айзенк. В настоящее время можно наблюдать сближение «гуманистов» с идеями мистицизма. В связи с этим некоторые критики окрестили это направление «гуманно-мистической психологией». Многие психологи и специалисты по методологии науки склонны видеть скорый конец гуманистического направления (Смит Н.

, 2003).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 11. Психология в поисках психики

Глава 11. Психология в поисках психики Никакая наука не водила человека за нос и не выдавала свои измышления за действительность больше, чем психология. Л. Фейербах (1804–1872), немецкий философ Что включает в себя понятие психики? Как и когда психика возникла? Что является ее

11.4. Когнитивная психология

11.4. Когнитивная психология Другое направление с полным правом получило название «третьей силы», а затем стало ведущим направлением психологии. Это когнитивная психология. Ее становление и развитие обусловили революционные открытия в нейрофизиологии, развитие

11.

5. Эволюционная психология

11.5. Эволюционная психология Эволюционная психология – это единственное направление в психологии, в котором адекватно отражены достижения генетики и эволюционной биологии. Сильной ее стороной является междисциплинарный подход. Анализ взаимодействия биологического и

Психология отношения к природе

Психология отношения к природе Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого

Психология отношения к природе

Психология отношения к природе Еще одним из аспектов понимания эффективности и основ воздействия зоотерапии на психику человека является анализ его взаимоотношения с природой. Мир природы мы рассматриваем не случайно, ведь и человек, и собака являются частью этого

Электрошоковый ошейник и психология обучения

Электрошоковый ошейник и психология обучения 1. Недопонятый ПавловЧтобы убедить владельца собаки использовать ошейник, производители, продавцы и сторонники метода выдвигают несколько аргументов. Основным из них является ссылка на теорию И. П. Павлова об условных

1.7. Психология

1.7. Психология В психологии, науке об уме, проблемы взаимоотношения между умом и телом можно избежать, игнорируя существование ментальных состояний. Таков подход школы бихевиоризма, который сосредотачивает свое внимание исключительно на объективно наблюдаемом

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ НА ЖИВОТНЫХ [ 1 ]

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОПАТОЛОГИЯ НА ЖИВОТНЫХ[ 1 ] Считая лучшим красноречием язык фактов, позволю себе прямо обратиться к тому опытному материалу, который дал мне право говорить на тему моей речи. Это будет прежде всего история обращения физиолога от чисто

ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ [ 25 ]

ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ[ 25 ] Прежде всего я считаю своим долгом благодарить Философское общество, что оно в лице своего председателя изъявило готовность выслушать мое сообщение. Мне трудно было сообразить, насколько это

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА [ 41 ]

ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА[ 41 ] Самое важное и даже неспоримое давнее приобретение психологии как науки есть установление факта связи субъективных явлений — ассоциация слов, как самое как самое очевидное явление, а за нею и связь мыслей, чувств и импульсов к действию. Поэтому

📖 Основные принципы гуманистической психологии, Глава 10.

Гуманистическое направление в теории личности: Абрахам Маслоу. Теории личности. Хьелл Л. А. Страница 117. Читать онлайн
. . .

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать ее как движение (то есть особую группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход

психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления (Durant, 1977). Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский

взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное несуществование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Как сказал Сартр: «Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма» (Sartre, 1957, р. 15). Следовательно, экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда «жизнь есть то, что мы из нее делаем». Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за придание своей жизни смысла не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой и даже пугающей ношей. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр — «Я есть мой выбор».

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, чем может быть человек, так как он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человеческую сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования. Кто я? Моя жизнь имеет смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать мою человеческую природу, даже если я навеки один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом подчинении ожиданиям общества, и о нем говорят, что он живет неподлинной жизнью (он неаутентичен).

Несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путеводными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Так, многие люди становятся отчужденными и отстраненными — чуждыми себе и окружающим. Другим не хватает «мужества быть» — уйти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные пути для лучшей самоактуализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Но свобода строить свое существование может быть как проклятьем, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь — свою собственную. Избегать свободы и ответственности — значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто» (Maslow, 1966, р. 45).

В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Как вскоре станет совершенно очевидно, его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредоточивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Пользуясь избитой метафорой, психологи изучали деревья, а не лес. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта холистическая точка зрения, сформулированная в часто цитируемом метком выражении гештальт-психологии: «Целое — больше чем и отлично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.

В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.

Психология bookap

«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка… когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (Maslow, 1987, р. 3).

Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них человек — нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения человека. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Он полагал, что бихевиоризм и соответствующая ему философия «дегуманизировали» человека, трактуя его без малого как машину, составленную из цепочек условных и безусловных рефлексов. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Справедлива или нет эта точка зрения, но Фрейд мало верил в добродетель человека и с пессимизмом размышлял о его судьбе. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если во время вечерней прогулки в парке на вас нападут грабители. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечество Маслоу придерживался всю жизнь.

Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал (Maslow, 1950). Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу (Maslow, 1987) рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.

Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека — темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой тому, что они рассматривали как механистические и дегуманизированные модели поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу (Leonard, 1983).

Гуманистическая психология — объяснение, теория, развитие и часто задаваемые вопросы

Философия помогает понять важность факторов, связанных с человеком, вместо того, чтобы рассматривать религиозные, божественные или духовные вопросы, — это гуманизм. Он подчеркивает достоинство людей и их ценности. Это также говорит о том, что люди могут решить свои проблемы с помощью науки и причин. Существуют различные виды гуманизма, в том числе:

  1. Гуманистическая психология

  2. Религиозный гуманизм

  3. Светский гуманизм

Гуманистическая перспективная психология делает упор на человека в целом и на концепции свободы воли, самоактуализации и самоэффективности. Это направление возникло в 1950-х годах, и в нем доминировала психология, реагирующая на бихевиоризм и психоанализ. Понимание бессознательных движений было сделано с помощью психоанализа, а поведение, обусловленное этими реакциями, было обнаружено с помощью бихевиоризма.

В ответ на ограничения, обнаруженные в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда и Б. Ф. Скиннера, в середине 20 века возникли бихевиоризм и гуманистическая теория личности. Этот тип теории в первую очередь фокусируется на внимательности и самосознании, которые помогают изменить состояние ума и поведение на более здоровое за счет нескольких продуманных действий и продуктивного осознания. Это помогает объединить осознанность и поведенческую терапию.

Преимущества этой гуманистической теории личности описываются как наличие решающей возможности вести таким образом, чтобы она вела к более здоровому пути от неспокойной культуры. В психологии ее называют третьей силой, отличной от предыдущей.

Одним из первых источников гуманистической психологии является работа по теории личности Карла Роджерса. На это сильно повлиял Отто Ранк. Роджерс стремился сделать процесс развития более здоровым и творческим. Роджерс также ввел термин актуализирующая тенденция; это концепция, которая привела к изучению самоактуализации Абрахамом Маслоу. Она анализируется как одна из потребностей человека. Маслоу и Роджерс представили гуманистическую психологию как ответ на обзор психоанализа.

Гуманистический подход к психологии привел к изобретению других источников философии, таких как экзистенциализм и феноменология. Этот подход уходит своими корнями в феноменологическую и экзистенциальную мысль. С условной релаксацией бихевиоризм вырос из работы Ивана Павлова, заложившей основу академической психологии в сотрудничестве с Джоном Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером, а также Абрахамом Маслоу. Они назвали бихевиоризм «первой силой». Это систематически исключало субъективные данные сознания и дополнительную информацию о влиянии на сложность человеческой личности и ее развитие. Но на людях его больше не применяли, за исключением лиц, находящихся в закрытом психоневрологическом отделении.

Отсюда возникла вторая сила, которую составили такие психологи, как Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карл Юнг, Эрих Фромм, Карен Хорни, Мелани Кляйн, Гарри Стэк Салливан и Зигмунд Фрейд. Таким образом, необходимость третьей силы была подчеркнута Маслоу, упомянув, что «Фрейд дал половину психологии, а другая половина должна быть заполнена нами».

Гуманистическая психотерапия сводится к принципам:

  • Человеческие существа вытесняются как сумма частей.

  • Существование людей находится в уникальном человеческом контексте, а также в космической экологии.

  • Люди осознают и осознают. Это сознание включает в себя осознание одного человека в другом человеке.

  • Люди способны делать выбор и несут за него ответственность.

  • Они преднамеренны, они нацелены на достижение целей, осведомленность о будущих событиях и, таким образом, стремятся к ценности, смыслу и творчеству.

Развитие терапевта-гуманиста

Предварительная встреча привела к другим разработкам, кульминацией которых стало описание «третьей силы» в психологии. Эти важные события привели к созданию AHP (Ассоциация гуманистической психологии) в 1916 году. Смысл этого заключается в развитии сотрудничества между AHP, Уэслианским университетом и фондом Хазена. Там, где AHP спонсировал конференцию, Уэслианский университет принимал встречу, а Фонд Хазена предоставил финансирование.

Цель участников — сформулировать новое видение психологии. По их мнению, целостный образ человека лучше, чем тот образ, который был представлен бихевиоризмом и фрейдистской психологией. Конференция была описана как историческое событие, имевшее важное значение для академического статуса гуманистической психологии и ее будущих устремлений.

Выпускные программы высших учебных заведений по гуманистической психологии постепенно расширялись. В 1971 году АПА (Американская психологическая ассоциация) признала гуманистическую психологию областью. Таким образом, АПА выделила собственное подразделение, а именно 32-е подразделение, которое помогает издавать собственный журнал под названием «Психолог-гуманист».

Гуманистический подход к консультированию

Цель гуманистической терапии — помочь более здоровому и сильному самоощущению. Эта терапия пытается научить людей самореализации.

1. Подходы: В гуманистической психологии существует несколько подходов к консультированию и терапии. Теория развития Абрахама Маслоу — это самый ранний найденный нами подход, подчеркивающий иерархию потребностей и мотиваций. Экзистенциальная психология Ролло Мэя признает выбор людей и трагические аспекты их существования, а также клиент-центрированную или личностно-центрированную терапию Карла Роджерса, которая направлена ​​на способность клиента к самоуправлению и пониманию своей собственной жизни. собственное развитие. Клиентоцентрированная терапия не является директивной. Терапевт слушает клиента без суждений, позволяя клиенту вернуться к озарениям самостоятельно. Терапевт должен убедиться, что все чувства клиента учитываются, и терапевт твердо понимает проблемы клиента, обеспечивая при этом атмосферу принятия и тепла. Терапевты, ориентированные на клиента, активно слушают во время сеансов терапии.

Экзистенциальная психотерапия — это приложение гуманистической психологии, которое подчеркивает идею о том, что люди способны иметь свободу придавать смысл своей жизни. Они вольны определять себя и делать все, что хотят. Это тип гуманистической терапии, которая заставляет людей исследовать смысл, а также цель своей жизни. Существует конфликт между наличием ограничений и наличием свобод. Экзистенциальная терапия предполагает разрешение этого конфликта.

Гештальт-терапия — это еще один подход к гуманистическому консультированию, который обращает внимание на то, что происходит здесь и сейчас, особенно как на возможность взглянуть в прошлое на любые предвзятые представления, и фокусируется на том, как прошлое влияет на настоящее. Ролевые игры также играют большую роль в этой терапии и позволяют по-настоящему выразить чувства, которые, возможно, не были разделены в других обстоятельствах. В гештальт-терапии невербальные сигналы являются важнейшим индикатором того, что клиент вполне может чувствовать, несмотря на выраженные эмоции.

2. Эмпатия и самопомощь. Одной из наиболее важных особенностей гуманистической терапии является эмпатия. Эта идея фокусируется на способности терапевта видеть мир глазами клиента. Без этого терапевты часто вынуждены использовать внешнюю систему отсчета, когда терапевт больше не понимает действия и мысли клиента, как понимал бы клиент, а строго как терапевт, что противоречит цели гуманистической терапии. Это гарантирует, что терапевт не станет авторитетом в отношениях, позволяя более открытому потоку данных, а также более добрым отношениям между ними. Терапевт, практикующий гуманистическую терапию, должен показать готовность сконцентрироваться и обеспечить комфорт пациента, где искренние чувства также могут быть разделены, но не навязаны кому-либо. Один из учеников Карла Роджерса, Маршалл Розенберг, подчеркивает, что эмпатия в отношениях — это концепция ненасильственного общения.

Самопомощь также является частью гуманистической психологии: Шейла Эрнст и Люси Гудисон описали использование ряда наиболее гуманистических подходов в группах самопомощи. Гуманистическая психология применима к самопомощи, потому что она ориентирована на изменение способа мышления человека. Человек может стать лучше только тогда, когда он планирует изменить свое отношение к себе, когда он планирует помочь себе. Совместное консультирование, которое представляет собой подход, основанный исключительно на самопомощи, также считается исходящим из гуманистической психологии.

3. Я-идея: Идеальное я и реальное я включают в себя понимание проблем, возникающих из-за того, что у вас есть представление о том, кем вы хотите быть как личность, и это не будет соответствовать тому, кем вы на самом деле являетесь как личность. Идеальное «я» — это то, что, по мнению человека, следует делать, а также его основные ценности. Настоящее я — это то, что на самом деле называется жизнью. Благодаря гуманистической терапии понимание этого позволяет клиентам сочетать положительный опыт с их реальной самооценкой. Цель состоит в том, чтобы овладеть двумя концепциями себя, чтобы они стали конгруэнтными. Роджерс считал, что только терапевт готов быть конгруэнтным, в терапии возникают настоящие отношения. Гораздо легче доверять тому, кто готов открыто делиться чувствами, хотя это и не всегда будет тем, чего хочет клиент; это позволяет терапевту развивать прочные отношения.

Заключение

Гуманистическая теория Роджерса хорошо объясняет гуманистическую психологию. Акцент гуманистической психологии на творчестве и целостности создал основу для новых подходов к человеческому капиталу на рабочем месте, подчеркивая креативность и, следовательно, актуальность эмоциональных взаимодействий. Коннотации «творчества» ранее были зарезервированы и в основном ограничены работающими художниками. В 1980-х годах, с ростом числа людей, работающих в рамках когнитивно-культурной экономики, творчество стало рассматриваться как полезный товар и конкурентное преимущество для международных брендов.

Хотите читать в автономном режиме? скачать полный PDF здесь

Скачать полный PDF

Гуманизм — теории обучения

• Гуманистические теории, парадигмы и перспективы • 0

Гуманизм — это парадигма/философия/педагогический подход, согласно которому обучение рассматривается как личный акт, направленный на реализацию своего потенциала.

Содержание

Участники
Ключевые понятия
Ресурсы и ссылки

  • Абрахам Маслоу
  • Карл Роджерс
  • Малкольм Ноулз

Ключевые концепции

Гуманизм, парадигма, возникшая в 1960-х годах, фокусируется на свободе, достоинстве и потенциале человека. Согласно Huitt (2001), центральным допущением гуманизма является то, что люди действуют намеренно и ценно [1]. Это противоречит бихевиористскому понятию оперантного обусловливания (которое утверждает, что любое поведение является результатом применения последствий) и убеждению когнитивной психологии в том, что открытие знаний или построение смысла занимает центральное место в обучении. Гуманисты также считают, что необходимо изучать человека в целом, особенно по мере того, как индивидуум растет и развивается на протяжении всей жизни. Из этого следует, что изучение личности, мотивации и целей представляет особый интерес.

Ключевыми сторонниками гуманизма являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Первичную цель гуманизма можно описать как развитие самоактуализированных, автономных людей[2]. В гуманизме обучение сосредоточено на студенте и персонализировано, а роль преподавателя — роль фасилитатора. Аффективные и когнитивные потребности являются ключевыми, и цель состоит в том, чтобы развивать самоактуализирующихся людей в совместной, поддерживающей среде [3].

Дополнительные ресурсы и ссылки

Ссылки

  1. Хьюитт, В. (2001). Гуманизм и открытое образование. Педагогическая психология Интерактив. Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты. Получено 11 сентября 2007 г. с URL-адреса: http://chiron.valdosta.edu/whuitt/col/affsys/humed. html.
  2. Роджерс, К., и Фрайберг, Х. Дж. (1994). Свобода учиться (3-е изд.). Нью-Йорк: Макмиллан.
  3. ДеКарвальо, Р. (1991). Гуманистическая парадигма в образовании. Гуманистический психолог, 19 (1), 88-104.
[цитировать]
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!

Хотите получить удобную электронную книгу в формате PDF с обзорами и руководствами на этом сайте без рекламы?

Загрузите официальную электронную книгу Learning Theories In Plain English (том 1 из 2) мгновенно

39,95 $ 9,95 $!

Получить электронную книгу

Скидка на премиум-членство!

Новогодняя акция: Скидка 30% на премиум-членство!

Стать участником Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!

Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 сентября 2022 г.

Разблокируйте доступ для участников!

Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , How Do You Play , Групповые игры и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для класса.

Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.

Полезные загрузки
  • Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2

    Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.

    9,95 $
  • Теории обучения на простом английском, том. 2 из 2

    Получите официальную электронную книгу Learning Theory in Plain English, том 2 из 2. Эта электронная книга содержит вторую половину руководств и резюме.

    8,95 $
  • Лучшие ледоколы Том. 1

    Электронная книга лучшего руководства по ледокольной деятельности с подробными пошаговыми инструкциями, шаблонами и многим другим. Только лучшие ледоколы для занятий. Отлично подходит для создания командной работы и помогает студентам лучше узнать друг друга! 63 страницы.

    6,94 $
  • Отличные групповые игры! Руководство по активности

    Пошаговые инструкции к лучшим групповым играм, занятиям и ледоколам. Рекомендуется для студентов, лагерей, корпоративных встреч, семейных встреч и многих других мест. Более 300 страниц в файле PDF для печати и БЕЗ рекламы!

    5,95 $
  • Теории обучения Печатные карточки для изучения

    Хотите быстрый способ запомнить и изучить теории обучения? Получите печатные карточки для изучения теорий обучения! Набор из 80 карточек с теориями и моделями обучения. Цветовая маркировка по категориям, готовые к печати в двойном размере. Примерно 9карточек на печатный лист (18 листов, лицевая и оборотная сторона). Отличный инструмент для учебы!

    1,97 $

История психологии — бихевиоризм и гуманизм — общая психология

Перейти к содержанию

Психологические основы

Цели обучения

  • Дать определение бихевиоризму и вкладу Павлова, Уотсона и Скиннера в психологию
  • Объясните основные принципы гуманизма и вклад Маслоу в психологию

Поведенческая психология

Ранние работы в области поведения проводились русским физиологом Иваном Павловым (1849–1936). Павлов изучал форму обучающего поведения, называемую условным рефлексом, при которой животное или человек вырабатывали рефлекторный (бессознательный) ответ на стимул и со временем были вынуждены производить реакцию на другой стимул, который экспериментатор связывал с исходным. стимул. Рефлексом, с которым работал Павлов, было слюноотделение в ответ на присутствие пищи. Рефлекс слюноотделения можно было вызвать с помощью второго стимула, такого как специфический звук, который предъявлялся несколько раз в сочетании с первоначальным пищевым стимулом. Как только реакция на второй стимул была «выучена», пищевой стимул можно было исключить. «Классическая обусловленность» Павлова — это лишь одна из форм обучения поведению, изучаемая бихевиористами.

Рисунок 1 . Джон Б. Уотсон известен как отец бихевиоризма в психологии.

Джон Б. Уотсон (1878–1958) был влиятельным американским психологом, чья самая известная работа была сделана в начале 20 века в Университете Джона Хопкинса. В то время как Вундт и Джеймс были озабочены пониманием сознательного опыта, Уотсон считал, что изучение сознания ошибочно. Поскольку он считал, что объективный анализ разума невозможен, Уотсон предпочел сосредоточиться непосредственно на наблюдаемом поведении и попытаться взять это поведение под контроль. Уотсон был главным сторонником смещения фокуса психологии с разума на поведение, и этот подход к наблюдению за поведением и контролю за ним стал известен как . Основным объектом изучения бихевиористов было усвоенное поведение и его взаимодействие с врожденными качествами организма. Бихевиоризм обычно использовал животных в экспериментах, предполагая, что то, что было изучено с использованием моделей животных, может быть в некоторой степени применено к поведению человека. Действительно, Толмен (1938) заявил: «Я считаю, что все важное в психологии (за исключением… таких вопросов, как общество и слова) может быть исследовано, по существу, путем непрерывного экспериментального и теоретического анализа детерминантов поведения крыс в момент выбора. в лабиринте».

Бихевиоризм доминировал в экспериментальной психологии в течение нескольких десятилетий, и его влияние ощущается до сих пор (Thorne & Henley, 2005). Бихевиоризм в значительной степени ответственен за становление психологии как научной дисциплины благодаря своим объективным методам и особенно экспериментам. Кроме того, он используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. Модификация поведения обычно используется в классе. Бихевиоризм также привел к исследованиям влияния окружающей среды на поведение человека.

Б. Ф. Скиннер (1904–1990) был американским психологом. Как и Уотсон, Скиннер был бихевиористом и сосредоточился на том, как последствия влияют на поведение. Поэтому Скиннер говорил о подкреплении и наказании как о главных факторах поведения за рулем. В рамках своего исследования Скиннер разработал камеру, которая позволила тщательно изучить принципы изменения поведения посредством подкрепления и наказания. Это устройство, известное как камера оперантного обусловливания (или, более привычно, ящик Скиннера), остается важным ресурсом для исследователей, изучающих поведение (Thorne & Henley, 2005).

Рисунок 2 . а) Б. Ф. Скиннер известен своими исследованиями оперантного обусловливания. (b) Модифицированные версии камеры оперантного кондиционирования, или ящика Скиннера, до сих пор широко используются в исследовательских учреждениях. (кредит: модификация работы «Глупый кролик»/Wikimedia Commons)

Ящик Скиннера — это камера, которая изолирует субъекта от внешней среды и имеет индикатор поведения, такой как рычаг или кнопка. Когда животное нажимает на кнопку или рычаг, коробка способна обеспечить положительное подкрепление поведения (например, еда), наказание (например, шум) или символический кондиционер (например, свет), который коррелирует либо с положительное подкрепление или наказание.

Акцент Скиннера на положительном и отрицательном подкреплении выученного поведения оказал длительное влияние на психологию, которое несколько ослабло с ростом исследований в области когнитивной психологии. Несмотря на это, условное обучение по-прежнему используется для модификации поведения человека. Две широко читаемые и противоречивые научно-популярные книги Скиннера о ценности оперантного обусловливания для создания более счастливой жизни остаются аргументами в пользу его подхода (Greengrass, 2004).

В начале 20 века в американской психологии доминировали бихевиоризм и психоанализ. Однако некоторых психологов не устраивало то, что они считали ограниченными взглядами, столь влиятельными в этой области. Они возражали против пессимизма и детерминизма (все действия, обусловленные бессознательным) Фрейда. Им также не нравился редукционизм или упрощение бихевиоризма. Бихевиоризм также детерминирован по своей сути, потому что он рассматривает поведение человека как полностью определяемое комбинацией генетики и окружающей среды. Некоторые психологи начали формировать свои собственные идеи, которые подчеркивали личный контроль, намеренность и истинную предрасположенность к «хорошему» как важные для нашей самооценки и нашего поведения. Так появился гуманизм.

Маслоу, Роджерс и гуманизм

— это точка зрения психологии, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. Двумя наиболее известными сторонниками гуманистической психологии являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс (О’Хара, nd). Абрахам Маслоу (1908–1970) был американским психологом, который наиболее известен тем, что предложил иерархию человеческих потребностей в мотивации поведения. Хотя эта концепция будет обсуждаться более подробно в следующем разделе, здесь будет представлен краткий обзор.

Рисунок 3. Иерархия потребностей Маслоу подчеркивает, что основные потребности в еде и безопасности должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого уровня смогут служить мотиваторами.

Маслоу утверждал, что до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности, необходимые для выживания (например, в еде, воде, крове), потребности более высокого уровня (например, социальные потребности) начинают мотивировать поведение. Согласно Маслоу, потребности самого высокого уровня связаны с самореализацией — процессом, посредством которого мы полностью раскрываем свой потенциал. Очевидно, налицо направленность на положительные стороны человеческой натуры, характерные для гуманистической точки зрения (Thorne & Henley, 2005).

Психологи-гуманисты в принципе отвергли исследовательский подход, основанный на редукционистском экспериментировании в традициях физических и биологических наук, потому что он упускал из виду «всего» человека. Начиная с Маслоу и Роджерса, существовала настойчивость в гуманистической исследовательской программе. Эта программа была в основном качественной (не основанной на измерениях), но в рамках гуманистической психологии существует ряд количественных направлений исследований, включая исследования счастья, самооценки, медитации и результатов гуманистической психотерапии (Friedman, 2008).

Карл Роджерс (1902–1987) также был американским психологом, который, как и Маслоу, подчеркивал потенциал добра, который существует во всех людях. Роджерс использовал терапевтическую технику, известную как клиентоцентрированная терапия, помогая своим клиентам решать проблемные вопросы, которые привели к их обращению за психотерапией. В отличие от психоаналитического подхода, при котором терапевт играет важную роль в интерпретации того, что сознательное поведение говорит о бессознательном, клиент-центрированная терапия предполагает, что пациент играет ведущую роль в терапевтическом сеансе. Роджерс считал, что терапевт должен демонстрировать три качества, чтобы максимизировать эффективность этого конкретного подхода: безусловное положительное отношение, искренность и сочувствие. Безусловное положительное отношение относится к тому факту, что терапевт принимает своего клиента таким, какой он есть, независимо от того, что он или она может сказать. Роджерс считал, что при наличии этих факторов люди более чем способны справляться со своими проблемами и решать их (Thorne & Henley, 2005).

Гуманизм оказал влияние на психологию в целом. И Маслоу, и Роджерс хорошо известны среди студентов-психологов (подробнее об обоих мужчинах вы прочтете далее в этом тексте), и их идеи оказали влияние на многих ученых. Кроме того, подход Роджерса к терапии, ориентированный на клиента, до сих пор широко используется в психотерапевтических учреждениях (O’hara, n.d.).

Лицензии и атрибуции (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее

  • История психологии. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-2-history-of-psychology.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *