📖 3. Психоанализ, ЛЕКЦИЯ № 7. Основные психологические школы. История психологии: конспект лекций. Лучинин А. С. Страница 33. Читать онлайн
…
До основания подорвал психологию сознания психоанализ. Он обнажил за покровом сознания мощные пласты не осознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. В предмет науки область бессознательного превратил психоанализ. Так назвал свое учение австрийский врач 3. Фрейд (1856–1939). Он долгие годы занимался изучением центральной нервной системы, приобретя солидную репутацию специалиста в этой области.
Став врачом и занявшись лечением больных психическими расстройствами, он на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов.
Чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. В поисках выхода он обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью.
Первый импульс к их изучению придало применение гипноза. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением. Анализом этих сил и занялись Фрейд и его последователи. Они создали одно из самых мощных и влиятельных направлений в современной науке о человеке. Используя различные методики истолкования психических проявлений, они разработали сложную и разветвленную сеть понятий, оперируя которой уловили глубинные «вулканические» процессы, скрытые за осознанными явлениями в «зеркале» самонаблюдения.
Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Ее назвали словом «либидо». Испытывая различные трансформации, она подавляется, вытесняется и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям, разряжаясь в различных симптомах, в том числе патологических (расстройства движений, восприятия, памяти и т. д.).
Этот взгляд привел к пересмотру прежней трактовки сознания. Его активная роль в поведении не отвергалась, но представлялась существенно другой, чем в традиционной психологии
Только благодаря осознанию причин подавленных влечений и потаенных комплексов удается (с помощью техники психоанализа) избавиться от душевной травмы, которую они нанесли личности. Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии Проделанная им и множеством его последователей психотерапевтическая работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения и, стало быть, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».
Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг (1875–1961) и А. Адлер (1870–1937).
Первый назвал свою психологию аналитической, второй индивидуальной. Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.
Архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело разделение Юнгом человеческих типов на экстравертированный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертированный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг вслед за Фрейдом дал имя «либидо», однако считал неправомерным отождествлять с сексуальным инстинктом).
Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверхкомпенсации с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.
Психология bookap
Психоаналитическое движение широко распространилось в различных странах. Возникали новые варианты объяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов, психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру и динамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которой являются: «оно» (слепые иррациональные влечения), «я» (эго) и «сверх-я» (уровень моральных норм и запретов).
От напряжения, под которым оказывается «я» из-за давления на него, с одной стороны, слепых влечений, с другой моральных запретов, человека спасают защитные механизмы: вытеснения (устранения мыслей и чувств в область бессознательного), сублимации (переключения сексуальной энергии на творчество) и т. п.
Основные психологические школы — Студопедия
Поделись
Раздел первый. Введение в психологию.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ.. 1
Раздел первый. Введение в психологию. 3
1. Зарождение психологии, основные этапы развития. 3
2. Предмет психологии. 5
3. Методы исследования, применяемые в психологии. 6
4. Отрасли психологии, их взаимосвязь. 10
5. Основные задачи и трудности изучения психологии. 11
Раздел второй. Познавательные процессы, их место и роль в психике человека. 14
1. Ощущение. 14
2. Память. 19
3. Мышление. 23
4. Речь и язык. 24
5. Интеллект. 26
6. Восприятие. 27
Раздел третий. Эмоционально-волевая характеристика личности. 35
1. Эмоции. 35
2. Воля. 39
Раздел четвёртый. Личность. 42
Раздел пятый. Психологические особенности личности. 51
1. Темперамент. 51
2. Характер. 56
Раздел шестой. Мотивация. 65
Рефлексология – данный подход к предмету психологии появился под воздействием работ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Экспериментальная психология возникла из исследований органов чувств. Она считала своим предметом продукты деятельности этих органов – ощущения. Павлов и Бехтерев изучали головной мозг – орган управления поведения целостного организма в окружающей среде.
Фрейдизм – название психологического направления, связанное с именем австрийского психолога З. Фрейда. Формирование его учения относится к началу 20 века. Широкое распространение в буржуазном обществе фрейдизм приобрел в 20-е годы.
Генетическая психология Ж. Пиаже.Швейцарский психолог Ж. Пиаже(1896-1960) разработал теорию развития интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится познавать и понимать окружающий мир, как в этом процессе формируется его мышление. Теория Ж. Пиаже оказала громадное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде всего детской.
Когнитивная психология.Название этого направления восходит к латинскому слову cognitio – знание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным становлением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации. Это направление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера.
Гуманистическая психология.Гуманистическая психология – современное направление в психологии, имеющее большое число сторонников в разных странах, особенно среди психологов, занимающихся психологией личности, психотерапией, психологией творчества и т.
Классический бихевиоризм.Дж.Уотсон. (1878 -1958) – лидер радикального бихевиоризма. Предмет психологии по Уотсону состоит в изучении поведения объективным путем с конечной целью – служение практике. Поведение понимается как цепь врожденных и приобретенных реакций (R) в ответ на внешние стимулы (S), с помощью которых индивид приспосабливается к условиям внешней среды.
Гештальтпсихология.Эта теория выступала прежде всего против механицизма и «разрушающего» анализа, за идею целостности психики. Именно целостность объявлялась центральной проблемой психологии.
При разработке гештальтпсихологии за основу была взята идея Маха о том, что восприятие мелодий и геометрических форм относительно независимо от составляющих их элементов. Слово «гештальт» означает образ, структура.Глубинная психология.Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский врач – психиатр, создал теорию и практику психоанализа, которая оказала огромное влияние не только на науку, но и на всю последующую европейскую культуру. Он сосредоточился на проблеме бессознательного и его болезненных проявлениях и создал систему проникновения в содержание бессознательного через толкование сновидений, свободных ассоциаций, двигательных расстройств, оговорок, забываний и т.п.
Описательная психология.В.Дильтей (1833-1911, Германия) в своей «философии жизни» критиковал все другие психологические теории за умозрительность. Жизнь, по его мнению, представляет собой единственную реальность, постигаемую через творческие инстинкты и интуицию.
Когнитивная психология. Когнитивная психология возникла в конце 50-х годов и является одним из ведущих направлений современной психологии. Сторонники когнитивной психологии критикуют другие психологические школы, особенно бихевиоризм и глубинную психологию, с интеллектуальной точки зрения.
Анализ различных психологических школ | by Valentina Solci
Описание 6 школ психологии
Photo by John Rodenn Castillo on UnsplashКак и любая другая академическая область, психология, изучение разума, имеет сотни школ мысли (или теорий). Эти школы мысли предлагают разные точки зрения для изучения предмета и, в свою очередь, могут повлиять на то, как вы воспринимаете данную тему.
Начиная с первых египтян и до древнегреческих философов, людей всегда интересовало понимание человеческого мышления и поведения (WIP). Происходя из биологии и философии, психология официально превратилась в самостоятельную науку, когда Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в Лейпциге, Германия, в 1879 году. . Из-за этого Вундт широко известен как основатель психологии и положил начало первой школе мысли, известной как структурализм.
После этого многие ученые и академики спорили и критиковали друг друга за свою работу, что неизбежно привело к созданию других теорий. На данный момент существует шесть основных направлений, на которые ссылаются и изучают больше всего.
Фото Андрея Александру Попеску на UnsplashСтруктурализм
Как упоминалось ранее, структурализм является первой официальной психологической школой. Вундт получил большую часть признания за то, что основал эту школу, однако на самом деле многие мысли и исследования исходили от его ученика Эдварда Б. Титченера (WIP). Структурализм направлен на исследование структуры разума. Психологи этой школы хотели определить и понять основные элементы сознательного разума и сделать это с научной точки зрения. Вундт приблизился к этой цели, используя инструмент самоанализа, который «предполагает взгляд внутрь себя; размышляя, анализируя и пытаясь осмыслить наши собственные внутренние переживания по мере их возникновения» (WIP). Хотя у самоанализа есть свои преимущества, многие критики отмечали, что этот научный инструмент менее идеален, поскольку «две личности не воспринимают одно и то же совершенно одинаково» (WIP). В результате экспериментальные отчеты субъектов часто были субъективными и противоречивыми.
Функционализм
Ведущим ученым этой школы мысли был Уильям Джеймс, американский психолог и ученый, который верил в изучение функций разума, а не его структуры. Для этой теории функция относится к тому, как работает разум и как психические процессы способствуют адаптации (WIP). Функционалисты были сосредоточены на том, почему происходят определенные психические процессы, что привело их к изучению адаптации, мотивации, животных и детей. Эти психологи подошли к своим экспериментам, используя самоанализ в сочетании с ментальными тестами, опросниками и физиологическими показателями. (НЗП)
Психоанализ
Чтобы полностью понять человека, психологи психоаналитической школы верили в изучение бессознательного. Лидером этой школы мысли был Зигмунд Фрейд. Один из наиболее упоминаемых психологов, Фрейд определенно оставил свой след в психологии, поскольку он беззастенчиво погрузился в изучение всех элементов бессознательного, что контрастировало с работой, которую структуралисты и функционалисты проделали для сознательной части разума. Фрейд считал, что большинство «факторов, влияющих на наши мысли и действия, лежат за пределами нашего сознания и действуют исключительно в нашем бессознательном» (WIP). Он сравнил человеческий разум с айсбергом, только часть которого видна другим, а остальная часть живет и процветает под поверхностью сознания.
Важно помнить, что не все психологи следуют открытиям Фрейда и сосредотачиваются на бессознательном, однако большинство специалистов в области психологии признают его крупномасштабное влияние на эту область. Его работа над бессознательным и ранним развитием личности привела к тому, что более поздние психоаналитики использовали, например, психотерапию. Хотя усилия Фрейда в области бессознательного проложили путь к современной психологии, многие скептически относились к его работе, поскольку его концепции не всегда поддавались проверке. Кроме того, он не смог понять, как жизнь после детства повлияла на личность, и сосредоточился в основном на психологических расстройствах. (НЗП)
Бихевиоризм
Отказавшись от акцента на психических процессах, Джон Б. Уотсон внес новшества в психологию, основав бихевиоризм, школу мысли, сосредоточенную на объективном изучении разума посредством изучения стимулов (событий в окружающей среде) и реакций ( наблюдаемое поведение) (WIP). В своей простейшей форме бихевиоризм — это изучение наблюдаемого поведения.
Дополняя работу Уотсона, бихевиорист Б. Ф. Скиннер продвигал идею изучения человеческого поведения с помощью «поощрения и наказания — наблюдаемых факторов окружающей среды — без необходимости учитывать внутренние психические процессы» (WIP). Позже появились когнитивные бихевиористы, объединившие исследования явного и скрытого поведения.
Желание Уотсона изучать разум сквозь призму объектива помогло психологии стать более «научной» областью, а не философией. Однако, как и во всех теориях, критики этой школы считали, что большинство психических влияний имеют внутреннее происхождение, поэтому изучения объективного поведения недостаточно для понимания разума в целом.
Гештальт
Термин «гештальт» означает «форма, образец или целое». Эти психологи верили в изучение разума и человеческого опыта в целом, а не в разбивку на отдельные элементы. Гештальт-психологи известны своей поговоркой: «Целое больше, чем сумма его частей». Это подчеркивает их взгляд на то, как смысл теряется, когда идеи разбиты на части; только когда части анализируются как единое целое, можно понять истинный смысл человеческих переживаний. Макс Вертхаймер — пример гештальт-психолога, изучавшего познание, восприятие, решение проблем и мышление. (НЗП)
Гуманистическая
В результате неудовлетворенности взглядами и работой ранее упомянутых школ мысли возникла гуманистическая психология. Гуманисты рассматривали людей как «свободных агентов, способных контролировать свою жизнь (в отличие от того, чтобы их контролировали), делать собственный выбор, ставить цели и работать для их достижения» (WIP). Визуализируя таким образом человечество, эти психологи более позитивно подходили к человеческой природе и считали, что люди по своей природе хороши.
Карл Роджерс — один из самых известных психологов-гуманистов, который не согласился с детерминистским подходом (идеей о том, что наши действия контролируются силами, находящимися вне нашего контроля), который лежал в основе психоанализа и бихевиоризма. Еще один гуманист — Абрахам Маслоу, который наиболее известен созданием своей «Иерархии потребностей», а также преподавал в аспирантуре моего университета, Новой школе социальных исследований и других. Эта школа привела к особой форме терапии, направленной на то, чтобы помочь людям полностью раскрыть свой потенциал.
Photo by Vishal Banik on UnsplashПсихологи сегодня предпочитают интегрировать в свою работу несколько направлений мысли, чтобы получить максимально полный анализ. Из-за сложности ума и человеческого опыта психология никогда не будет статичной областью науки. Со временем появятся новые теории, раскрывающие новые аспекты нашего развитого ума.
Основы, резюме и лучшие экспертные ресурсы
Человеческий разум так огромен. Нет двух одинаковых мозгов. Вот почему психологи посвятили свою жизнь изучению того, что движет человеком. Почему мы такие, какие мы есть? Почему мы так себя чувствуем? Почему мы действуем и реагируем именно так, а не иначе? Почему, почему, действительно.
Психологи посвящены пониманию того, как кто-то думает и ведет себя, и после многих лет совместных исследований родились основные школы мысли в психологии.
В психологии есть семь школ: структурализм, функционализм, гештальт-психология, бихевиоризм, психоанализ, гуманизм и когнитивная психология. (Примечание: это отличается от семи подходов к психологии, еще одной темы, которую стоит исследовать.)
Эти «школы» представляют собой точки зрения групп экспертов, которые разделяют общие характеристики мнений или взглядов на дисциплину, убеждения, социальные, культурные, или художественное движение. Семь школ психологии предлагают различные точки зрения, необходимые для понимания человеческой жизни. Вот разбивка всех семи школ и их отдельных путей к пониманию того, что движет всеми нами.
Структурализм
Что такое структурализм?
Структурализм фокусируется на отношениях контраста между элементами в концептуальной системе, которые отражают закономерности, лежащие в основе поверхностного разнообразия. Немецкий физиолог, философ и профессор Вильгельм Вундт посвятил свою жизнь экспериментальной психологии [1]. Сегодня это известно как структурализм. В 1800-х годах Вундт основал исследовательскую лабораторию с целью разбить сознание на управляемые части, которые можно было бы измерить. Понимая структурные компоненты сознания, Вундт надеялся понять, как работает разум в целом.
Ключевым принципом структурализма Вундта был самоанализ. Самоанализ — это процесс попытки изолировать отдельные компоненты восприятия, чтобы понять сознание.
Например, участников лаборатории могут попросить описать опыт наблюдения за одноцветной плиткой или черным пятном на листе бумаги. В конце концов, структурализм уступил место функционализму, который на очереди.
Лучшие ресурсы по структурализму
Ознакомьтесь с этими ресурсами:
Master Вводная психология
Вильгельм Вундт в истории: создание научной психологии
Систематическая психология: Prolegomena
Функционализм
What Functionalalism?
Функционалисты считают, что процессу обучения способствовало сознание. Изучение функционализма также касается личности, интеллекта и других практических проблем, связанных со сферой образования. Функционалиста интересует процесс обучения, поскольку процесс обучения является одним из средств приспособления человека к среде, в которой он живет.
Основным сторонником функционализма был Уильям Джеймс, профессор Гарварда в 1800-х годах, который считал, что сознание нельзя понять, разбивая его на части [2]. Вместо этого он считал, что психологи должны понимать функцию своих умственных способностей и опыта, чтобы понять, как работает разум. Возьмем, к примеру, эмоциональное переживание страха. Джеймс хотел бы понять, как страх служит адаптивной цели (например, мотивируя человека избегать определенной ситуации), а не сосредотачиваться на самом переживании страха (как это сделал бы структуралист).
Лучшие ресурсы для функционализма
Проверьте эти ресурсы:
Функционализм- Стэнфордская энциклопедия философии
William James Psychology Biography
Master Invident of Psychology 9000 3 9008
Master Invident of Psychology
9008Master Invident of Psychology
9008
Гештальт-психолог анализирует опыт по конфигурации, целостной или структурированной. Эти психологи придают большое значение целостности в процессе обучения. Они подчеркивают, что целое больше, чем сумма его частей. Это означает, что для того, чтобы понять восприятие, мы должны думать не с точки зрения отдельных частей, а с точки зрения того, как эти части объединяются.
Гештальт-терапия была первоначально разработана Фредериком Перлзом, более известным как Фриц, в ответ на психоаналитическую теорию Фрейда. В гештальт-терапии человек рассматривается как имеющий естественную тенденцию регулировать себя: то есть расти и развиваться, люди стремятся поддерживать баланс между удовлетворением потребностей и устранением напряжения. Этот процесс называется саморегуляцией организма. В любой момент времени человек сталкивается с дисбалансом либо из-за внутренних, либо из-за внешних требований, так что баланс никогда не поддерживается.
Лучшие ресурсы для гештальт -психологии
Проверьте эти ресурсы:
Гестальт -терапия: возбуждение и рост человеческой личности
Гестальт терапия: краткое введение
Мастер Введение в психологическое. Бихевиоризм
Что такое бихевиоризм?
Поведенческая психология фокусируется на процессе обучения и поведении, а также на том, как окружающая среда контролирует людей. Он вращается вокруг идеи о том, как наше наблюдаемое поведение (реакция) является результатом факторов окружающей среды (стимулов). Есть надежда, что если психологи смогут использовать поведенческую психологию, чтобы помочь нам предсказать, как люди будут себя вести, человечество сможет выработать лучшие привычки как личности, создавать лучшие продукты как компании и улучшать жизненные условия как сообщества [3].
Джон Б. Уотсон обычно считается основателем бихевиоризма, а его публикация «Бихевиоризма» в 1925 году стала поворотным моментом в этой области и одной из первых книг по поведенческой психологии [4]. Уотсон считал, что классическая обусловленность необходима и достаточна для описания и объяснения всех случаев обучения у всех видов. Около 25 лет спустя Б. Ф. Скиннер разработал теорию и принципы оперантного состояния. Оперантное обусловливание утверждает, что поведение, которое подкрепляется, более вероятно, но подкрепление может стать сложным предложением.
В конечном счете, поведенческий подход к психологии отвергает идею о том, что люди обладают свободой воли и что окружающая среда определяет все наше поведение. Его величайшей силой является способность четко наблюдать и измерять поведение.
Лучшие ресурсы по бихевиоризму
Проверьте эти ресурсы:
Изучение поведенческой психологии
https://nobaproject.com/modules/conditioning-andwearning
Психология B-Fchonnying
Психология B-Fkening
.0003
Психоанализ
Что такое психоанализ?
Психоанализ был разработан доктором Зигмундом Фрейдом. Он разработал эту теорию, объясняющую физические, нервные и эмоциональные расстройства органическими объяснениями. Зигмунд Фрейд интересуется подсознанием [5]. По его словам, на наше поведение и чувства сильно влияют бессознательные мотивы. Бессознательное включает психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства или поведение. Согласно Фрейду, подсознание является основным источником человеческого поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть ума — это та часть, которую вы не можете видеть. Наши чувства, мотивы и решения на самом деле сильно зависят от нашего прошлого опыта и хранятся в подсознании.
Бессознательные мысли и чувства могут переходить в сознание в форме парапраксов, широко известных как оговорки по Фрейду. Мы раскрываем то, что на самом деле у нас на уме, говоря то, что не хотели говорить.
Лучшие ресурсы по психоанализу
Проверьте эти ресурсы:
Основные работы Sigmund Freud
Психодинамический подход
Психодинамическая терапия
666669
.0067
Что такое гуманизм?
Гуманистическая психология фокусируется на идее о том, что люди стремятся расти, делать все возможное и совершенствоваться. Это точка зрения, которая подчеркивает потенциал добра, присущий всем людям. В то время как бихевиоризм фокусируется на том, как окружающая среда влияет на человека, гуманистическая психология понимает истинную природу человека [6]. Этот подход предполагает, что мы, как личности, обладаем некоторой степенью самоконтроля и способны определять свое собственное поведение, обладаем свободой воли и в конечном итоге несем ответственность за свои действия и поведение. Покойный Карл Роджерс, основатель движения гуманистической психологии, произвел революцию в психотерапии своей концепцией «клиент-центрированной терапии». Его влияние длилось десятилетия, но это влияние настолько стало частью господствующей психологии, что гениальный характер его работы был почти забыт.
Лучшие ресурсы по гуманизму
Проверьте эти ресурсы:
О Стаивании человека: мнение терапевта о психотерапии
Прикладная психология: практическое руководство по психологии: применение и исследование
6666. Психология. Психология: Психология.
Что такое когнитивная психология?
Эта область психологии фокусируется на психических процессах, таких как память, мышление, решение проблем, речь и принятие решений. Он сравнивает человеческий разум с компьютером в том, как он получает и обрабатывает информацию, а также как эта информация хранится и используется. Когнитивных психологов интересуют ментальные планы и мысли, которые направляют и вызывают поведение и влияют на чувства людей. Теории тестирования интеллекта и обработки информации являются примерами когнитивной метатеории [7].
Он основан на идее, что если мы хотим узнать, что вызывает реакцию людей и почему они ведут себя так, а не иначе, нужно выяснить, какие процессы на самом деле происходят в их сознании. Подумайте о том, когда кто-то говорит вам смотреть на светлую сторону. Они исходят из когнитивной точки зрения. А когда случается что-то плохое, большинство людей чувствуют себя лучше, если проблема решена. Но что вы должны чувствовать, если ничего не меняется? Вы должны чувствовать себя плохо навсегда? Когнитивные психологи говорят, что нет. В большинстве случаев люди могут изменить свое отношение к ситуации.
Лучшие ресурсы по когнитивной психологии
Проверьте эти ресурсы:
Психология для чайников
Когнитивная психология
CBT: практическое руководство о том, как повторно проникать в мыслитель Негативные мысли, депрессия и беспокойство без использования вредных лекарств
Руководство для покупателей
Если вы хотите узнать больше о психологии, подумайте о том, чтобы пройти курсы от Coursera.