Основоположник отечественной дефектологии: Л. С. Выготский — основоположник отечественной дефектологии

Л. С. Выготский — основоположник отечественной дефектологии

Библиографическое описание:

Харина, Л. В. Л. С. Выготский — основоположник отечественной дефектологии / Л. В. Харина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35965/ (дата обращения: 20.07.2023).



Annotation: the article is devoted to the contribution of the outstanding Russian psychologist Vygotsky and pathologists in the formation of modern defectology.

Keywords: education of abnormal child, effectiveness of the educational system, cultural historical theory, primary and secondary defect, zone of the nearest development, compensation theory.

Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — есть наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их воспитания и обучения.

Предмет изучения — дети с физическими и умственными недостатками или, с точки зрения современной дефектологии, дети с особыми образовательными потребностями, а также проблемы их обучения и воспитания [4, c. 7].

Дефектология как наука имеет своей целью подготовку детей данной категории к активной жизни в социуме и сформировать у них необходимые социальные качества. Влияние генетической наследственности и социальной среды может быть корригировано воспитанием. Воспитание — это основополагающий элемент механизма полноценного развития личности, способный дать полезного для общества гражданина.

Основополагающим компонентами эффективности системы воспитания являются такие общенаучные принципы, как целенаправленность и системность. Становление человека, как личности происходит не только в процессе общения с другими людьми, но и с обществом, в котором он живет. Вне человеческого общества социальное, интеллектуальное и духовное развитие личности практически невозможно. Вопросы теории и практики обучения, воспитания детей с особыми образовательными потребностями решает рассматриваемая нами наука [4, c.

9].

Дефектология, как наука неразрывно связана с именем выдающегося отечественного психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского, который внес неоценимый вклад в развитие дефектологии, как науки и практики. Л. С. Выготского по праву считают основоположником современной дефектологической науки.

В отечественной дефектологической науке Л. С. Выготский оставил след не только как теоретик, исследующий проблемы детской (возрастной) психологии, но и что особенно важно, как практик в области аномального психического развития данной категории детей. В 1929 г. Л. С. Выготский, занимаясь вопросами обучения и воспитания аномальных детей, организует лабораторию по психологии аномального детства, которая в последствии «выросла» в Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ). На протяжении многих лет он возглавлял ЭДИ и был научным руководителем ряда ученых, проводившихся в исследования в этой области. Областью его научных интересов становится особая сфера практики — работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами.

Одной из основных проблем, которой он занимался, была проблема закономерностей развития как нормальных, так и аномальных детей. Он систематически участвовал в консультациях детей, осуществляя там руководящую роль. На его консультациях побывали сотни детей с различными отклонениями в психическом развитии [5]. На основе собственных экспериментов Л. С. Выготский пришёл к следующему выводу: «Социальные условия играют важную роль в формировании личности ребенка». Анализ каждого случая той или иной аномалии Л. С. Выготский рассматривал как конкретное выражение какой-либо общей проблемы. Результаты своих исследований в 1928 г. он публикует в статье «Дефект и сверхкомпенсация», в которой дает системный анализ аномалий психического развития. Предложенные им в статье научные тезисы имеют место и в современной дефектологии: «…Всякий дефект создает стимул для выработки компенсации». Понятие дефекта и особенно понятие сверхкомпенсации понимаются Л. С. Выготским достаточно широко: «Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий, затруднение функции есть стимул к ее повышению» [2, с.
36].

В 1931 г. он публикует фундаментальный труд «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», где подробно проанализировано состояние диагностики того времени и намечены пути ее развития. В этот же период Л. С. Выготским создана монография «История развития высших психических функций», в которой развёрнуто изложена культурно-историческая теория развития психики. В ней он предлагает различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Учение Л. С. Выготского является основой для развития отечественной дефектологии. Нет ни одного направления в современной дефектологии, которое не базировалось бы на фундаментальных экспериментальных и теоретических исследованиях Л. С. Выготского [6, c. 18].

Несмотря на то, что Л. С. Выготский был активным исследователем и талантливым экспериментатором, он в то же время был и выдающимся теоретиком. Свои теории, аномального психического развития, он доказывал с помощью экспериментов. При анализе результатов своих исследований, он изучал не только поведение ребенка, но и обогащал через свое знание о детях и их развитие это знание, поднимая теорию на новый уровень. Л. С. Выготский в одном из своих психологических трудов говорил: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства». Он умело совмещал обоснование теоретической мысли с повседневным общением с детскими душами.

Л. С. Выготский является основоположником теории о первичной и вторичной природе дефекта. По результатам своих исследования в этой области он утверждал, что необходимо строго различать первичные и вторичные отклонения, которые ведут к задержке развития ребенка с особыми образовательными потребности. Он утверждал, что одни дефекты связаны с материалистической стороной умственной отсталости, другие дефекты являются наслоениями над этими первичными. Эти вторичные наслоения — продукт особого положения, которое ребенок занимает в социальном обществе вследствие своего патологического развития.

Источники первичных дефектов связаны с органическим нарушением ЦНС, и эти нарушения очень трудно ослабить. Все педагогические усилия должны быть направлены на предупреждение появления вторичных дефектов и устранение ранее возникших, так как вторичные дефекты легче поддаются коррекции. По результатам своих исследований Л. С. Выготский выделил два вида дефектов, которые стали основополагающим фундаментом для построения коррекционно-воспитательной работы с данной категорией детей [1].

Результаты исследований Л. С. Выготского подвергли критике учение о слабоумии, которое характеризует ребенка с негативной стороны. Основной задачей своего изучения данного вопроса он выдвинул «определение всего лучшего», что есть в аномальном ребенке. Он утверждал, что в коррекционной работе с данной категорий детей необходимо опираться на сохранные стороны его личности. При этом Л. С. Выготский обращал внимание на своеобразие развития аномальных детей. Он говорил, что аномальная личность формируется только в процессе взаимодействия биологических, социальных и педагогических факторов.

Основным смыслом педагогического воздействия Л. С. Выготский определял содействие развитию личности. Он считал, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые при соблюдении определенных условий, откроют большие возможности для развития личности. Но для этого необходимо определить их уровень и создать благоприятные условия. Только в таком случае аномальные дети могут в своем развитии перейти на качественно новый уровень. Эти перспективные возможности ребенка были названы автором зоной ближайшего развития. Данное понятие, введённое Л. С. Выготским и означающее расхождение между уровнем существующего развития ребёнка (какую задачу он может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого он же способен достигнуть под руководством педагога и в сотрудничестве со сверстниками. Или, как писал Л. С. Выготский: «обучение ведёт за собой развитие» [2, c. 42].

Суть теории компенсации Л. С. Выготского в следующем: «Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненным дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны — именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.

Несмотря на то, что в середине XX века учение Л. С. Выготского не признавалось — сегодня имя Л. С. Выготского приобрело признание во всем мире. Работы Л. С. Выготского такие, как «Педагогическая психология», «Учение об эмоциях», «Психология искусства», «Орудие и знак», «Язык и мышление», «Мышление и речь» хорошо известны в нашей стране и за рубежом [2, c. 56].

Л. С. Выготский был человеком удивительной эрудиции в различных научных сферах, начиная от литературы и заканчивая медицинскими знания, интеллектуалом, мыслителем.

Многие известные дефектологи такие, как Р. Е. Левина, Э. С. Бейн, Ж. И. Шиф, Н. Г. Морозова работали со Львом Семеновичем. Они так оценивают его вклад в развитие теории и практики психологии и дефектологии: «Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики аномальных детей. Л. С. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу отечественной и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук».

Научное наследие Л. С. Выготского — это около двухсот исследовательских работ, среди которых Собрание сочинений в 6-ти томах, научный труд «Психология искусства».

Литература:

  1. Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. — М., 1996.
  2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Под ред М. Г. Ярошевского. М., 1982–1984.
  3. Мещеряков Б. Г. Л.С. Выготский и его имя. //Культурно-историческая психология. — 2007, № 3, С.90–95.
  4. Назарова Н. М. Коррекция дефектологии: пятнадцать лет спустя.//Коррекционная педагогика. — 2007, № 5, С.5–10
  5. Эткинд А. М. Еще о Л. С. Выготском: забытые тексты и ненайденные контексты.// Вопросы психологии. — 1993, № 4.
  6. Ярошевский М. Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. — СПб., 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дефект, категория детей, современная дефектология, аномальное психическое развитие, аномальный ребенок, воспитание, психическое развитие, развитие личности, Учение.

Л.С.Выготский и дефектология | Логопедия для всех

04 Окт 2011 Автор Ekaterina

Кузнецова Наталия Алексеевна

Логопед высшей категории,

Детская городская поликлиника №1, г. Владимир

Kuznetsova Natalia Alekseevna

higher qualification speech-therapist, City Children Polyclinic №1, Vladimir

L.S.VYGOTSKY AND DEFECTOLOGY

Abstract. The article tells us about great contribution of the famous psychologist  and defectologist  L.S. Vygotsky to Russian defectology as a science.

Keywords. Education of abnormal child, cultural historical theory, primary and secondary defect, zone of the nearest development, compensation theory.

Дефектология (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) – это наука, изучающая психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения и развития. Предметом изучения этой науки являются дети с умственными и физическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания.

Дефектология состоит из следующих наук:

1. Логопедия

2. Олигофренопедагогика

3. Тифлопедагогика

4. Сурдопедагогика. Дефектология также включает в себя и специальную психологию.

Дефектология как наука имеет главную задачу:  подготовить аномальных детей к активной жизни в обществе и сформировать их социальные навыки (качества). Влияние наследственности и среды может быть скоррегировано воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать полезную для общества личность.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, системности и в квалифицированном руководстве. Слабость обучения заключается в том, что оно основано на сознании личности и требует участия личности в этом процессе. Человек становится личностью в процессе общения с другими людьми и с обществом, в котором он живет. Вне человеческого общества духовное, социальное и интеллектуальное развитие  личности  невозможно.  Все вопросы теории и практики обучения  и  воспитания аномальных детей решает наука дефектология.

Изучение дефектологии неразрывно связано с именем выдающегося отечественного психолога и дефектолога Льва Семеновича Выготского (05.11.1896 – 11.06.1934гг.), который  внес неоценимый вклад в развитие дефектологии. Л.С.Выготского по праву считают «отцом» современной дефектологической  науки.

Настоящая  фамилия  учёного – Выгодский.  В начале 20-х годов  ХХ века Л.С. Выготский  изменил букву в своей фамилии, чтобы отличаться от своего двоюродного брата Давида Исааковича Выгодского, уже известного тогда поэта и литературоведа.

В 1917 году Л.С. Выготский окончил одновременно юридический факультет  Московского университета и  историко-философский факультет Народного  университета им. А.П. Шанявского. Он работал преподавателем литературы  в  Гомеле  и в это же время серьезно занимался психологией. В 1924 году в Петербурге после блестящего доклада на II-ом Всероссийском съезде  по психоневрологии он стал известен и был приглашен в Москву.

С переездом в Москву его привлекает особая сфера практики – работа с детьми, страдающими различными умственными и физическими дефектами. Л.С. Выготский организует лабораторию по психологии аномального детства в Москве, восприемником которой в 1929г. стал Экспериментально-дефектологический институт. Одна из проблем, которой он тогда занимался, была проблема закономерностей развития нормальных и аномальных детей. Л.С. Выготский ставил много экспериментов и пришёл к выводу, что социальные условия играют важнейшую роль в формировании ребенка. Учение Л.С. Выготского создало основу для развития отечественной дефектологии.  Нет ни одного направления  в  современной  дефектологии,  которое не базировалось бы на фундаментальных экспериментальных и теоретических исследованиях Л. С.Выготского.

В фундаментальной монографии Л.С.Выготского «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Л.С.Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Он отмечал, что структура сознания – это динамическая, семантическая система, которая объединяет аффективные, волевые и интеллектуальные процессы.

Л.С.Выготский был активным исследователем, талантливым экспериментатором  и  в то же время выдающимся теоретиком. Он доказывал свои теории аномального психического  развития с помощью экспериментов.  Он не только анализировал результаты своих исследований,  но смотрел на поведение ребенка через свое знание о детях, их развитии, обогащая это знание и поднимая теорию на новый уровень.  В одном из своих психологических этюдов Л.С.Выготский написал: «Никакое большое дело в  жизни  не делается без большого чувства.» Он умело совмещал  полет  теоретической мысли с повседневным общением с детскими душами.

Л.С.Выготский выдвинул теорию о первичной и вторичной природе дефекта. Он считал необходимым строго различать первичные и вторичные отклонения, которые ведут к задержке развития аномального ребенка. Это говорит о том, что одни дефекты связаны с материалистической стороной умственной отсталости, другие дефекты являются  наслоениями  над этими первичными. Эти вторичные наслоения – продукт того особого положения, которое ребенок занимает в социальном обществе вследствие своего патологического развития. Он говорил, что корни первичных дефектов связаны с органическим нарушением ЦНС, и эти нарушения очень трудно ослабить. Легче поддаются коррекции  вторичные дефекты, поэтому педагогические усилия должны быть направлены на предупреждение появления вторичных  дефектов  и  устранение ранее возникших. Он выделил два вида дефектов, которые стали основой для построения коррекционно-воспитательной работы с аномальным детьми.

Л.С.Выготский раскритиковал учение о слабоумии, которое характеризует ребенка с негативной стороны. Он выдвинул задачу найти все лучшее, что есть в аномальном ребенке. Необходимо опираться на сохранные стороны аномального ребенка в коррекционной работе. Л.С.Выготский обращал внимание на своеобразие развития аномальной личности. Он говорил, что аномальная личность формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных и педагогических факторов. Смысл педагогического  воздействия  Л.С.Выготский видел в содействии развитию личности.  Л.С. Выготский говорил, что каждый аномальный ребенок имеет резерв здоровых задатков, которые в определенных условиях открывают большие возможности для развития личности. Необходимо определить их уровень и создать благоприятные условия. Тогда аномальные дети могут развиваться в новом качественном скачке. Эти перспективные возможности ребенка Л. С.Выготский назвал зоной ближайшего развития. «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой,» – писал он.

Суть теории компенсации Л.С.Выготского в следующем: “Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненным дефектом, есть двойственная роль  органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой стороны – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии: всякий дефект создает стимул для выработки компенсации.”

В сталинскую эпоху учение Л.С.Выготского не признавалось. Сейчас имя Л.С.Выготского получило мировую  славу. Работы Л.С.Выготского такие, как “Педагогическая психология”, “Учение об эмоциях”, “Психология искусства”, “Орудие и знак”,  “Язык  и мышление”,  “Мышление и речь” хорошо известны в нашей стране  и за рубежом. Джанни Родари, итальянский писатель, человек, далекий от науки, но по существу великий знаток  детской  психологии, был восхищен книгой Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте». “…Сплошь из серебра и чистого золота”, – сказал Д.Родари.

Л.С.Выготский  был  человеком огромной  эрудиции в различных областях знания (от литературы до медицины), интеллектуалом, мыслителем. В классической работе Л.С.Выготского  “Мышление и речь” мы можем найти его известную  формулу: “Мысль не выражается в слове, но совершается в слове.” Эпиграфом к работе служат строки из О. Мандельштама:  «Я слово позабыл, что я хотел сказать. И мысль бесплотная в чертог теней вернётся.» Мысль без слова становится бесплотной. Слово – плоть мысли. Это означает, что ни мысли, ни слова в их отдельности  нет, а есть процесс их становлений и взаимных превращений.

Такие известные дефектологи, как Э.С.Бейн, Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф, которым посчастливилось работать со Львом Семеновичем, так оценивают его вклад в развитие теории и практики: “Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики аномальных  детей. Л.С.Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу отечественной и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук”.

Список литературы:

  1. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. – М., 1996.
  2. Из истории дефектологии. Переписка Л.С.Выготского с А.М.Щербиной //Дефектология. – 1992, №1.
  3. Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.,1998.
  4. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе.// Логопедия. – 2005, №1.
  5. Мещеряков Б.Г. Л.С. Выготский и его имя. //Культурно-историческая психология. – 2007, №3.
  6. Назарова Н.М. Коррекция дефектологии: пятнадцать лет спустя.//Коррекционная педагогика. – 2007, №5.
  7. Эткинд А.М. Еще о Л.С.Выготском: забытые тексты и ненайденные контексты.// Вопросы психологии. – 1993, №4.
  8. Ярошевский  М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. –  СПб., 1993.
  9. Ярошевский М.Г. Л. С. Выготский — жертва «оптического обмана». // Вопросы психологии. – 1993,  №4.
  10. Ярошевский М.Г. Л.С.Выготский: поиск принципов построения общей психологии (к 90-летию со дня рождения). // Вопросы психологии. – 1986, №6.
  11. Ярошевский М. Г.Когда Л. С. Выготский и его школа появились в психологии?//Вопросы психологии. – 1996, №5.

List of references:

  1. Vygodskaya G.L., Lifanova T.M. Lev Semenovich Vygotsky. Life. Work. Portrait Marks. – Мoscow, 1996.
  2. From history of defectology. Correspondence of Vygotsky with Scherbina A.M.//Defectologia.- 1992, №1.
  3. Correctional pedagogics. In redaction of  Puzanov B.P. – Moscow, 1998.
  4. Lalaeva R.I. Interconnection of intellect development and language ability with normal and abnormal ontogeny.// Speech-therapy. – 2005, №1.
  5. Mescheryakov B.G. L.S. Vygotsky and his name.//Cultural-historical psychology. – 2007, №3.
  6. Nazarova N.M. Correction of defectology: fifteen years later.//Correctional pedagogics. – 2007, №5.
  7. Etkind A.M. Again about  L.S.Vygotsky: Forgotten texts and unsuspected contexts.//Voprosi psychologii. – 1993, №4.
  8. Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky: searching the new psychology. – St.-Petersburg, 1993.
  9. Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky – a victim of “optical illusion”.//Voprosi psychologii. – 1993, №4.

10.  Yaroshevsky M.G. L.S.Vygotsky: searching the principles of building general psychology (to 90-th anniversary from the date of  birth).// Voprosi psychologii.-1986, №6.

11.  Yaroshevsky M.G. When did L.S.Vygotsky and his school appear in psychology?// Voprosi psychologii. – 1996, №5.

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

Нравится

Автор: Ekaterina

Здравствуйте! Меня зовут Екатерина и я рада приветствовать Вас на сайте «Логопедия для Всех» Если вам понравились материалы сайта, то вы можете подписаться на новые публикации по RSS или Email. Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в Facebook и Вконтакте.

Автор опубликовал 485 статей.

Предыдущий материал из рубрики —

Логопеду в помощь:
  • План работы учителя-логопеда с родителями на 2011-2012 учебный год [средняя группа]
  • Развитие зрительного восприятия
  • Игры-рифмушки



Рубрики: Логопеду в помощь  Метки: дефекты речи, логопед, статья

Федеральное государственное научное учреждение «Научная педагогическая библиотека имени Ушинского» Российской академии образования

Только точные совпадения

Точные совпадения только

Поиск по заголовку

Поиск по заголовку

Поиск по содержанию

Поиск по содержанию

Искать в отрывке

Скрытый

Скрытый

Скрытый

Скрытый

Скрытый

Моя информационная панель

Профиль
Фото
Карта
отзыва
Связанный список
  • Ушинская научно-педагогическая библиотека основана в 1925. Библиотека – государственное научное учреждение при Российской академии образования, решающее научно-исследовательские задачи библиотечно-информационного обеспечения в сфере образования, наряду с обслуживанием специалистов Российской академии образования. В 1942 г. старый усадебный особняк был передан Библиотеке, где и стоит сейчас. Усадьба (главный корпус усадьбы) построена А.П.Демидовым не позднее 1777 г. в стиле раннего классицизма (арх. М.Ф.Казаков). После пожара 1812 года дом был реконструирован и получил изящное и гармоничное убранство фасада, сохранившееся до наших дней. Пространство парадного двора отделено от улицы чугунной оградой с крупным пластическим растительным орнаментом решетки, выполненной в формах барокко, эта уникальная ограда (сделана по эскизу Ф.С. Аргунова, отлита в 1760-х гг. на уральских демидовских заводах мастером А.Т. Сизовым) придает завершенность ансамблю, оттеняет строгость его форм и изысканно соответствует в своем изяществе архитектурному декору. С 1857 г. усадьба принадлежала графине М.Ф.Соллогуб, которая основала литературный салон, где завсегдатаями были: публицист Ю.Ф.Самарин, философ, В.С.Соловьев, поэт И.С.Аксаков, его жена, мемуаристка А.Ф.Аксакова (в девичестве Тютчева), философ, основоположник славянофильства А.С.Хомяков. С 1882 года здание занимала 6-я мужская гимназия. В составе интерьера главного дома сохранились сводчатые помещения первого этажа, элементы парадной анфилады..


    Сегодня:

    • Уникальная чугунная ограда, отлитая в 1760-х гг. на Уральских заводах Демидовых.
    • Главный дом усадьбы, построенный в конце XVII века, пережитый пожаром 1812 года.
    • Специализированный библиотечный фонд, насчитывающий более 1,5 млн единиц хранения, включает литературу исторического, теоретического и практического характера по педагогике, образованию, психологии, дефектологии и междисциплинарным наукам.

    Фонд редких отечественных и зарубежных книг (более 7 тыс. единиц хранения)

     

Кожа к коже: Утопия и «дефект» в советском образовании слепоглухих детей, 1920-е и 1930-е годы

Лекция

Среда, 18 января 2023 г., 17:40 – 19:00

Докладчик

Ирина Сандомирская

В духе социального конструктивизма раннесталинского общества конца 1920-х – начала 30-х гг. в Москве и Харькове (Советская Украина) развивалась прогрессивная советская теория и практика обучения слепоглухих детей. Школа претендовала на пионерскую роль в специальном образовании и, благодаря своим уникальным методам и приемам, заявляла, что способна воспитывать развращенных и тяжелобольных, в основном детей-сирот с тяжелыми нарушениями зрения, слуха и развития, которые почти никогда не знали, кто они такие, и воспитать из них общественно полезных людей, активных участников советского проекта социально-культурного строительства. В риторике того времени целью было «достичь гуманизации этих полуживотных-полурастений». Дисциплина слепоглухонемого образования была институционализирована в рамках более широкой области «дефектологии», области, объединяющей элементы психологии, педагогики, медицины и социальной работы и занимающейся конкретно глухими, слепыми, слепоглухими или умственно отсталыми детьми, или просто «трудными», или «социально/педагогически запущенными».

В идеале обучение и воспитание должны были компенсировать потерю естественной речи, слуха и зрения, помогая ребенку различными дополнительными агентами, как человеческими, так и нечеловеческими (учителями и помощниками, техническими устройствами, тренирующими телесными техниками и множественными коммуникационными кодами, переводимыми из одного в другой). На практике все оказалось, конечно, гораздо сложнее, чем предполагалось. Я основываю свое изложение на трудах теоретиков и педагогов, но в основном на воспоминаниях слепоглухой писательницы и педагога Ольги Ивановны Скороходовой (19 лет). 14?–1982). В 1920-е годы Скороходова была ученицей, а затем помощником учителя в школе для слепоглухих детей в Харькове; позже она прославилась своими книгами ретроспективного анализа и воспоминаний, описывающих ее опыт глухой и слепой девочки, взрослеющей и тренирующейся, чтобы приобрести желаемые свойства нормального советского стиля: как правильного советского субъекта с правильными человеческими чувствами и правильная коммунистическая идеология.

***

Ирина Сндоммирская — профессор Школы культуры и образования и Центра балтийских и восточноевропейских исследований Седерторнского университета, Швеция. Ее исследования связаны с историей советской культуры (теории языка, литература и кино, критическая теория, исследования памяти).

Среди публикаций Ирины Сандомирской книги Прошлое Прерывистое: Фрагменты реставрации (Прошлое Прерывистое: Фрагменты реставрации) М.: НЛО, 2022; Блокада в слове: очерки критической теории и биополитики языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *