Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Главная
Информация
Статьи
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.
Психическое развитие детей с нарушением слуха свидетельствует о том, насколько большое значение имеет слух в развитии речи, в формировании всех познавательных процессов, в развитии эмоционально-чувственной сферы и личностных характеристик ребенка. Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.
Сурдопсихология — раздел специальной психологии
Сурдопсихология занимается изучением особенностей психофизического развития детей с нарушенным слухом. Основной задачей этой отрасли психологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование и обеспечить участие в трудовой деятельности.
Сурдопсихологи отмечают следующие особенности развития детей с нарушением слуха:
- отставание в психофизическом развитии от слышащих сверстников, в среднем, на 1-3 года;
- низкая двигательная активность;
- замедлены скорости выполнения отдельных движений и темп двигательной деятельности в целом;
- нарушена координация движений и ориентация в пространстве;
- трудности в переключении внимания;
- запоминание базируется на зрительных образах;
- процесс усвоения информации замедлен;
- трудности в общении со сверстниками и окружающими людьми.
Затруднения в налаживании контактов и своеобразные взаимоотношения с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт, как замкнутость и агрессивность.
Особенности психического развития детей с нарушением слуха заключаются еще и в том, что полная или частичная глухота лишает таких детей важного источника информации и тем самым ограничивает процесс интеллектуального развития. Поскольку личностные и поведенческие особенности детей с нарушенным слухом не обусловлены биологически, то при своевременном оказании коррекционной помощи и создании надлежащих условий, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.
Коррекционная помощь детям с нарушением слуха
Наиболее широко распространенной формой оказания коррекционной помощи при нарушении слуха у детей, является обучение их в специальных детских садах и школах, а также в специальных классах или группах при общеобразовательных учреждениях. В них проводится целенаправленная работа по обучению и воспитанию детей со слуховыми нарушениями, начиная с 1,5-2 лет. Психолого-педагогическое воздействие направлено как на общее развитие ребенка, его двигательную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы, так и на развитие речи и мышления.
Сегодня практически все дети с нарушением слуха имеют возможность выбора — учиться в специализированных коррекционно-образовательных учреждениях или получить инклюзивное образование и интегрироваться в среде со слышащими сверстниками. В любом случае, общение слабослышащего ребенка происходит в процессе коллективной учебной и практической деятельности, при умелом руководстве со стороны взрослых, предоставляющими малышу возможность становиться все более самостоятельным.
Общение, совместная деятельность для ребенка с нарушенным слухом являются важными условиями для нормального психического развития, приобщения к нормам жизни в обществе, расширения кругозора и познания отношений между людьми.
Поделиться ссылкой:
Вернуться к списку
Дети с нарушением слуха – причины и особенности развития
Причины нарушения слуха у детей
Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.
Генетика
40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.
Инфекции
Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.
Неправильная гигиена
Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.
Шумная обстановка
Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.
Ототоксичные препараты
Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.
Признаки снижения слуха у детей
Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.
Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту. Подробнее о проверке слуха у новорождённых
Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.
Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека. Подробнее о проверке слуха у детей и подростков
Классификация снижения слуха
- I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
- II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
- III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
- IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.
Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.
Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.
Характеристика детей с нарушением слуха
Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей.
Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.
В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.
Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха
Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.
Особенности внимания
Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.
Особенности памяти
Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.
Особенности мышления
Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.
Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.
Диагностика нарушения слуха у детей
Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.
Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.
В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» — это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.
Лечение нарушений слуха у детей
Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.
Влияние потери слуха на развитие
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.Слух важен для развития речи и языка, а также для обучения. Аудиологи могут проверить слух вашего ребенка и помочь с любыми проблемами.
На этой странице:
- О слухе и развитии
- слов
- предложений
- Речь
- Успех в школе
- Социальные навыки
- Что вы можете сделать
О слухе и развитии
Слышание звуков и слов помогает детям научиться говорить и понимать. Ребенок с нарушением слуха пропускает эти звуки. Это может вызвать проблемы с речью, чтением, успеваемостью в школе и социальными навыками. Если вы считаете, что у него проблемы со слухом, важно проверить вашего ребенка. Раннее получение помощи является ключевым моментом.
Потеря слуха у детей может привести к:
- Задержке речи и языковых навыков
- Проблемы с обучением в школе
- Недовольство собой
- Не получается завести друзей
Узнайте больше о проблемах, которые могут возникнуть у детей с потерей слуха, ниже.
Слова
Дети с нарушением слуха не учат слова так быстро, как дети с нормальным слухом. Они могут:
- Выучить конкретные слова, такие как кот, прыжок, пять, и красный . Однако у них могут возникнуть проблемы с абстрактными словами, такими как до, равно, и застенчивый . Они не могут использовать такие слова, как the, an, are, и a .
- Проблемы с пониманием различных значений слова. Подумайте о слове летучая мышь . Это может означать летающее животное или то, что мы используем для игры в бейсбол. Ребенок с потерей слуха может не понимать этих значений.
- Чем старше дети с нормальным слухом, тем больше они отстают. Дети с нарушением слуха не догоняют без посторонней помощи.
Предложения
Дети с нарушением слуха могут иметь проблемы с пониманием и использованием предложений. Они могут:
- Понимать и использовать более короткие предложения, чем дети с нормальным слухом.
- Есть проблемы с более сложными предложениями. Они не могут использовать придаточные предложения в своих предложениях. Пример предложения: « Когда я вернусь домой , я поужинаю». Они не могут использовать пассивный залог. Примером этого является «Мяч был брошен Марией ».
- Трудно слышать окончания слов, например -s или -ed . Они могут не понимать или использовать слова во множественном числе, например cat s . Они не могут использовать прошедшее время, например walk ed . И притяжательные имена, такие как Боб , может быть трудно услышать или использовать.
Речь
Дети с нарушением слуха плохо слышат звуки. У них могут быть проблемы с четкой речью. Они могут:
- Не использовать звуки вроде с, ш, ф, т, или к . Это тихие звуки, которые трудно услышать.
- Не слышат собственного голоса, когда говорят. Они могут быть слишком громкими или слишком мягкими. Они могут говорить на высокой ноте. Люди могут думать, что они бормочут или звучат иначе.
Успехи в школе
У детей с нарушением слуха проблемы в школе. Чтение и математика могут быть самыми трудными для них. Вот некоторые факты о потере слуха и успеваемости в школе:
- Дети с потерей слуха от легкой до средней степени без посторонней помощи могут отставать в классе на один-четыре класса.
- Дети с более серьезной потерей слуха могут не учиться дальше третьего или четвертого класса. Поддержка школы поможет им добиться большего успеха.
- Дети с потерей слуха учатся хуже, чем дети с нормальным слухом. Пропасть между ними со временем увеличивается.
- Дети с потерей слуха будут лучше учиться в школе, если им своевременно помогут. Это включает в себя поддержку дома от родителей и семьи.
Социальные навыки
Потеря слуха может затруднить общение с другими людьми. Дети могут не захотеть разговаривать или играть с другими детьми. Дети с потерей слуха могут:
- Чувствуют себя одинокими и будто у них нет друзей.
- Быть несчастным в школе.
What You Can Do
Самое важное, что вы можете сделать, это проверить слух вашего ребенка. При ранней помощи ваш ребенок может говорить или использовать язык жестов так же хорошо, как дети, которые слышат. Аудиолог может проверить слух вашего ребенка. Они могут обсудить с вами наилучший способ лечения потери слуха у вашего ребенка. Это может включать медицинское лечение, слуховые аппараты или речевую и языковую терапию.
Чтобы найти ближайшего к вам аудиолога, посетите сайт ProFind.
Корпоративные партнеры ASHA
Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха
Влияние потери слуха на развитие
Автор: American Speech-Language-Hearing Association
Слух имеет решающее значение для развития речи и языка, общения и обучения. Дети с трудностями при прослушивании из-за потери слуха или проблем со слуховой обработкой по-прежнему остаются недостаточно идентифицированной и недостаточно обслуживаемой группой населения.
Похожие
Что такое проблемы с центральной слуховой обработкой у детей?
Нарушения речи и языка
Здоровый слух
Чем раньше в жизни ребенка наступает потеря слуха, тем серьезнее последствия для развития ребенка. Точно так же, чем раньше будет выявлена проблема и начато вмешательство, тем менее серьезными будут конечные последствия.
Потеря слуха влияет на детей четырьмя основными способами:
- Это вызывает задержку развития рецептивных и экспрессивных коммуникативных навыков (речи и языка).
- Недостаток языка вызывает проблемы с обучением, что приводит к снижению успеваемости.
- Трудности в общении часто приводят к социальной изоляции и плохой самооценке.
- Это может повлиять на выбор профессии.
Специальные эффекты
Словарный запас
- У детей с нарушением слуха словарный запас развивается медленнее.
- Дети с нарушением слуха усваивают конкретные слова, такие как кот, прыгать, пять, и красный , легче, чем абстрактные слова, такие как до, после, равно, и ревнивый. У них также есть трудности со служебными словами, такими как the, an, are, и a.
- Разрыв между словарным запасом детей с нормальным слухом и детей с нарушениями слуха увеличивается с возрастом. Дети с потерей слуха не догоняют без вмешательства.
- Дети с нарушением слуха с трудом понимают многозначные слова. Например, слово банка может означать край ручья или место, куда мы кладем деньги.
Структура предложения
- Дети с нарушением слуха понимают и произносят более короткие и простые предложения, чем дети с нормальным слухом.
- Дети с нарушением слуха часто испытывают трудности с пониманием и написанием сложных предложений, например, с относительными предложениями («Учительница, которую я привела по математике, сегодня заболела») или пассивным залогом («Мяч бросила Мэри». )
- Дети с нарушением слуха часто не слышат окончания слов, такие как -s или -ed. Это приводит к неправильному пониманию и неправильному использованию времени глагола, множественного числа, несоответствию подлежащего и глагола и притяжательных падежей.
Речь
- Дети с нарушением слуха часто не слышат тихие звуки речи, такие как «с», «ш», «ф», «т» и «к», и поэтому не включают их в свою речь. Таким образом, речь может быть трудно понять.
- Дети с нарушением слуха могут не слышать собственный голос во время разговора. Они могут говорить слишком громко или недостаточно громко. У них может быть слишком высокий тон речи. Они могут звучать так, как будто они бормочут из-за плохого ударения, плохой интонации или низкой скорости речи.
Успеваемость в учебе
- Дети с потерей слуха испытывают трудности во всех областях академической успеваемости, особенно в чтении и математических понятиях.
- Дети с потерей слуха от легкой до умеренной степени достигают в среднем на один-четыре уровня ниже, чем их сверстники с нормальным слухом, если не будет проведено соответствующее лечение.
- Дети с потерей слуха от тяжелой до глубокой обычно достигают навыков, не превышающих уровень третьего или четвертого класса, если не будет проведено соответствующее образовательное вмешательство на раннем этапе.
- Разрыв в успеваемости между детьми с нормальным слухом и детьми с нарушениями слуха обычно увеличивается по мере того, как они учатся в школе.
- Уровень достижений связан с участием родителей, а также с количеством, качеством и временем получения детьми услуг поддержки.
Социальное функционирование
- Дети с потерей слуха от тяжелой до глубокой часто сообщают, что чувствуют себя изолированными, без друзей и несчастными в школе, особенно когда их общение с другими детьми с потерей слуха ограничено.
- Эти социальные проблемы чаще встречаются у детей с легкой или умеренной потерей слуха, чем у детей с тяжелой или глубокой потерей слуха.
Что вы можете сделать
Недавние исследования показывают, что дети с выявленной потерей слуха, которые рано начинают получать услуги, могут развивать речь (разговорную и/или жестовую) наравне со своими слышащими сверстниками.