Особенности психосоциального развития: Особенности психосоциального развития

Содержание

Теория психосоциального развития | Блог 4brain

Теория психосоциального развития была придумана известным американским психологом Эриком Эриксоном и включает в себя 8 этапов развития личности. На каждом из них человек сталкивается с определённым конфликтом, и в итоге формирует у себя определённое качество или навык.

Теория охватывает весь возрастной диапазон – от рождения до смерти. Поэтому статья будет интересна и полезна для каждого. Возможно, этот материал поможет вам успешно пережить ваш этап психосоциального развития или помочь это сделать кому-то из близких.

Лучше познать себя, свои особенности, сильные и слабые стороны вам поможет онлайн-программа «Самопознание».

Младенчество


(от рождения до 1 года)

На первом этапе психосоциального развития у ребёнка вырабатывается чувство доверия. Здесь важную роль играет близкое окружение ребёнка, в первую очередь – его мать.

В соответствующих условиях чувство базового доверия у ребёнка успешно формируется, и он начинает чувствовать себя в безопасности. Младенец будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый и, например, не будет чрезмерно беспокоиться, если мать на какое-то время отлучится от него.

Важно подчеркнуть, что, по мнению Эриксона, у ребёнка не может быть ни абсолютного доверия, ни абсолютного сомнения. Речь идёт скорее о смещении к тому или иному полюсу, о таких понятиях, как надежда и готовность к испытаниям, настороженность и осознание возможной опасности.

Раннее детство


(1-3 года)

В виду биологического созревания, у ребёнка появляется возможность проявлять целый ряд самостоятельных действий: кушать, одеваться, манипулировать игрушками, передвигаться по комнате и т.д.

Поэтому на втором этапе психосоциального развития происходит становление автономии ребёнка. Необходимо давать как можно больше возможностей для самостоятельных действий и самоконтроля.

Гиперопека и завышенные требования к ребёнку заставляют его переживать чувство стыда и неуверенности в себе, сомнения и приниженность.

При позитивном исходе у ребёнка формируется чувство воли: он достигает баланса между автономией и стыдом. Он действует согласно своим замыслам, но при этом не нарушает установленные правила.

Дошкольный возраст или возраст игры


(3-6 лет)

Дети начинают более активно и более сознательно контактировать со сверстниками, интересоваться различными трудовыми занятиями. Социальный мир требует от ребёнка формирования новых навыков и решения новых для ребёнка задач.

На этом этапе формируется инициативность ребёнка. Родители должны поощрять самостоятельные начинания ребёнка, должны давать ему возможность проявить фантазию, любознательность и творческие способности.

Гиперопека и слишком жёсткие рамки ограничивают поле для фантазии ребёнка, а также формируют у него чувство вины. Дети в такой ситуации становятся пассивными и скованными.

Школьный возраст


(6-12 лет)

«Я – то, чему я научился», – так идентифицирует себя ребёнок на этом этапе. У детей формируется трудолюбие и желание признания – ребёнок уже ощущает гордость за свои способности и достижения. В этом возрасте большинство детей стараются прилежно учиться, чтобы заявить таким образом о себе.

Также возникает чувство соревнования и здоровой конкуренции – многие дети хотят выделиться на фоне остальных, победить, показать лучший результат и т.д.

При наличии похвалы за активную деятельность у ребёнка возникает чувство компетентности и уверенности в своих силах. Если рассматривать трудовую деятельность ребёнка, как баловство и помеху учёбе в школе, то он начнёт сомневаться в своих способностях, может возникнуть комплекс неполноценности.

Юность


(12-20 лет)

На пятом этапе психосоциального развития подросток получает вторую попытку развития своей автономности через вызов общественным нормам и родительскому контролю.

Подросток начинает размышлять об обществе и его устройстве, своём месте в мире и т.п. С помощью рефлексии формируется самосознание.

Положительное качество, которое индивид выносит из кризиса подросткового возраста, – это верность. Верность обязательствам, которые он взял на себя, верность нормам общества, в котором он живёт, и т. п.

Молодость


(20-25 лет)

Важную роль на этом этапе играют любовные отношения. Причём Эриксон отмечает, что особую роль в них играет то, сформировались ли необходимые навыки и качества на предыдущих этапах. Отсутствие автономии, доверия и т.д. препятствует созданию надёжных отношений.

На этом этапе человек сталкивается перед выбором между близостью и изоляцией. Положительным результатом этого этапа является способность формировать устойчивые взаимоотношения.

Зрелось


(25-65 лет)

Важным моментом этого этапа является творческая реализация. В зрелом возрасте человеку необходимо сделать выбор между генеративностью и стагнацией, между продуктивностью и инертностью.

На этом этапе человек сосредотачивается на карьере и семье. Успешное прохождение этого этапа приносит индивиду ощущение того, что он реализует собственный потенциал и вносит свой посильный вклад в развитие мира.

Но многие люди переживают ощущение бессмысленности, безнадёжности и разочарования – кризис среднего возраста.

Важными вопросами этого этапа являются:

  • Какое значение имеет моя жизнь на сегодняшний день? Чего я добился? Чем я могу гордиться?
  • Как мне следует провести остаток жизни? Что я должен успеть и что я способен успеть?

На этапе зрелости формируется забота, причём не только о семье, но и забота по отношению к себе. Не нужно обесценивать свои достижения и принижать себя.

Старость


(65 лет и старше)

Конфликт этого этапа – цельность и безнадёжность. В старости люди производят оценку своей жизни – чего я достиг? Имела ли моя жизнь какую-то ценность?

На последнем этапе психосоциального развития происходит принятие себя. Жизнь уже не получится прожить второй раз – это факт, и не стоит горевать об этом. Необходимо избавиться от гнетущих мыслей, что что-то не получилось или на что-то не хватило времени. Такими размышлениями прошлое не исправишь, а вот будущее испортишь без особого труда.

«Я – тот, кем я стал. Моя жизнь такова, какой я её прожил. Всё хорошо», – такие мысли говорят об успешном завершении психосоциального развития личности.

Надеемся, эта статья оказалась полезной для вас. А чтобы еще лучше узнать себя, предлагаем пройти наш курс «Самопознание». На этой онлайн-программе всего за 4 недели с помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, чего действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Желаем успехов!

Ключевые слова:1Самопознание

Особенности психосоциального развития

Ширшова Е.А. Особенности психосоциального развития // Совушка. 2020. N3 (21). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/21/ (дата обращения: 02.05.2023).

Заказ № 699579


 

Стремление к самоактуализации – это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, «опредмечивать» себя, свои способности, свою сущность. У одаренных дошкольников доминирующим мотивом поведения является радость от использования своих способностей.

Перфекционизм – это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного).

Самостоятельность предполагает: независимость суждений и действий дошкольников, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения.

Самостоятельность формируется всем стилем жизни, побуждающим человека с детства принимать решения, совершать поступки и нести за них ответственность.

Социальная автономность. Воспитатели, родители, сверстники нередко бывают нетерпимы к самостоятельной позиции творчески одаренного ребенка. Чем ниже уровень развития окружающих, тем менее тактичны и внимательны они к ребенку, тем чаще могут прибегать к насилию. С социальной автономностью связана и отмечаемая многими исследователями неприязнь творчески одаренных детей к традиционному воспитанию. Неприятие конформизма, свойственное творчески одаренному ребенку старшего дошкольного возрастов, не следует отождествлять с интеллектуальным и нравственным нигилизмом.

Эгоцентризм. Многие исследователи отмечают высокую степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей. Они утверждают, что чем лучше знаешь что-либо, тем больше шансов в связи со своим знанием вести себя эгоцентрически.

Познавательный эгоцентризм проявляется в познавательной сфере. Этот вид эгоцентризма наиболее характерен для одаренных детей как дошкольного, так и младшего школьного возрастов. Одаренные дети практически неспособны понять, как простое и понятное им, не могут постичь окружающие.

Моральный эгоцентризм. Одаренному ребенку так же, как и его «нормальному» сверстнику, бывает нелегко выявить основания моральных действий и поступков других людей. Однако в этом плане одаренный ребенок часто обнаруживает превосходство над сверстниками.

Коммуникативный эгоцентризм. В большинстве случаев маленький ребенок в своей речи не пытается поставить себя на место слушающего. Одаренные дети легче встают на позицию другого человека.

Лидерство. Настоящий лидер – редкое явление, дар, истинный лидер всегда творец. В общении со сверстниками (неодаренными детьми) одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр, и дел. Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками в группе детского сада — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость его мышления.

Соревновательность – важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Источник склонности к соревновательности у одаренных детей следует искать в превышающих обычные возможностях ребенка, в способности к высоко дифференцированной оценке. Многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одаренными детьми.

Особенности эмоционального развития. В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Способность улавливать причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия окружающих явлений и событий, рождает более глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, действия воспитателя могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

Творческое восприятие случайностей. Умению находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств можно и нужно учиться. Это одна из черт человека с высокими умственными способностями. Это серьезно повышает шансы на успех практически во всех сферах жизни.

Юмор. Без способности обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты. Одаренность существует в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.

Психосоциальные стадии развития Эриксона: краткое изложение

Многие люди надеются оглянуться на свою жизнь с чувством гордости и достижения. Интересно то, что для этого человек должен разрешать определенные конфликты на протяжении всей своей жизни и развиваться психосоциально.

  • Кем был Эрик Эриксон?
  • Что такое конфликт?
  • Каковы восемь стадий психосоциального развития Эриксона и каковы их основные конфликты?

Стадии психосоциального развития Эриксона: определение

Эрик Эриксон был психологом, разработавшим одну из наиболее широко применяемых и популярных теорий развития — теорию психосоциального развития. Эриксон был похож на Зигмунда Фрейда, невролога, основателя психоанализа. Они разделяли убеждение в том, что личность человека развивается в определенной последовательности стадий. Разница заключалась в том, что Эриксон считал, что социальный опыт человека влияет на него на протяжении всей его жизни, а не только в подростковом возрасте. Его интересовало, как социальные взаимодействия и отношения с другими будут играть роль в развитии и росте людей.

Эриксон выдвинул теорию о восьми различных стадиях психосоциального развития.

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона

Эриксон сказал, что на каждой из этих восьми стадий нам приходится сталкиваться с конфликтом или кризисом. То, как мы реагируем на этот конфликт, влияет на нашу личность и отношения. Этот опыт конфликта обычно сосредоточен либо на росте положительного качества на каждом этапе, либо на неспособности развить его и потерпеть неудачу. При этом есть возможность для положительного и успешного роста, но также всегда есть вероятность неудачи и невозможности развить важные качества. Достижение успеха на каждом этапе помогает вам вести позитивную и успешную жизнь. Неудачи на каком-либо конкретном этапе затрудняют превращение в успешного взрослого человека с навыками, необходимыми для достижения успеха.

восемь стадий психосоциального развития : младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, подростковый возраст, юношеская взрослость, средняя взрослость и зрелость (поздняя взрослость). Эриксон полагал, что каждая из этих стадий имеет следующее:

Стадия 1 (от рождения до 1 года) — доверие против недоверия

Младенчество — это первая стадия, которая происходит в возрасте от 0 до 1 года. На этом этапе основным конфликтом является доверие против недоверия .

Этот конфликт вращается вокруг безопасности окружающей среды ребенка. Если их мир безопасен, в результате ребенок может развить доверие к надежному и заботливому опекуну, что приведет к тому, что в будущем он станет доверчивым человеком. Однако, если младенец не находится в теплой, заботливой и надежной среде, позже у него возникнут проблемы с установлением близких отношений.

Стадия 2 (от 2 до 3 лет) —

Утономия против Стыда и Сомнения .

Второй этап наступает, когда ребенку 2 года. На этом этапе основным конфликтом является автономия против стыда и сомнения .

Подумай о страшных двойках!

На этом этапе малыш пытается понять, как делать что-то самостоятельно. Они могут попытаться и потерпеть неудачу, но они хотят иметь возможность сделать это самостоятельно. Поскольку малыши все еще учатся основным двигательным навыкам, их попытки стать автономными приводят к несчастным случаям. Это их способ обучения и развития независимости.

С другой стороны, если ребенку не разрешают пробовать что-то новое и делать что-то самостоятельно, это может привести к стыду и сомнениям. Без попыток и неудач они никогда не разовьют способность самостоятельно, что приведет к стыду. Ребенок, которого чрезмерно опекают или презирают, может быть неуверенным в своих способностях и в конечном итоге может испытывать чувство стыда за свои действия.

Например, ребенок, выросший в среде, где ценится и поощряется независимость, с большей вероятностью разовьет чувство независимости и автономии. Ребенок, который не вырос в ободряющей и поддерживающей среде, которая поощряет и учит независимости, с большей вероятностью разовьет чувство неудачи и/или сомнения в себе.

Стадия 3 (от 3 до 5 лет) — I

инициатива против чувства вины

Дети находятся на третьей стадии Эриксоновского развития, от 3 до 5 лет. На этом этапе основным конфликтом является инициатива против чувства вины.

Вы когда-нибудь слышали фразу «плохих вопросов не бывает?» Есть шанс, что вы впервые услышали это, когда были на этом этапе!

Ключевым аспектом этой стадии психосоциального развития является увеличение количества вопросов со стороны ребенка. Они учатся планировать, решать вопросы самостоятельно, использовать свое воображение и делать собственный выбор. Однако, если им мешают сделать собственный выбор или высмеивают за то, что они задают вопросы, они будут чувствовать себя виноватыми.

Рис. 1 Дети должны чувствовать себя комфортно, задавая вопросы, чтобы преодолеть конфликт между инициативой и чувством вины. pixabay.com.

Стадия 4 (от 6 до 11 лет) — I

Промышленность vs. Неполноценность

Четвертая стадия возникает у детей школьного возраста в возрасте от 6 до 11 лет. На этой стадии основным конфликтом является Промышленность vs. неполноценность .

Здесь дети продолжают развиваться и пытаются освоить новые, более сложные навыки. В связи с этим они нуждаются в положительном подкреплении и поощрении со стороны родителей, учителей и тренеров, чтобы развить собственное чувство трудолюбия. Это также приводит к тому, что у детей развивается сильное и здоровое чувство собственного достоинства.

Если ребенка не поощрять и не высмеивать за его попытки, у него останется плохая самооценка, поскольку он продолжит расти.

Стадия 5 (от 12 до 20 лет) — I

идентичность и смешение ролей

Подростки вступают в пятую стадию, которая происходит в возрасте от 12 до 18 лет. путаница ролей .

Подростки пытаются понять, кто они. В этот период их жизни их отношения со сверстниками становятся более заметными. Прежде чем отношения со сверстниками стали приоритетными, человек был окружен семейными отношениями. На этом этапе человек может столкнуться с конфликтом между ценностями своих сверстников и семьи, и ему придется определить, во что он верит.

Подумайте о кризисе личности! Эриксон был человеком, который придумал этот термин.

Если человек не может найти свою идентичность, он столкнется с ролевой путаницей и потеряет представление о том, кто он такой, за что он выступает и что ждет его дальше в жизни.

Например, подростки, которые довольны тем, кто они есть, и имеют сильную группу друзей в средней и старшей школе, с большей вероятностью будут уверены в своей идентичности и будут иметь крепкие социальные отношения со своими сверстниками. У подростка, который не уверен в том, где он находится, и которому не хватает поддерживающих друзей и сверстников, может развиться слабое чувство собственного достоинства и/или чувство неудачи.

Стадия 6 (от 21 до 40 лет) — I

близость против изоляции

Молодые люди вступают в шестую стадию, которая происходит в возрасте от 21 до 40 лет. На этой стадии основным конфликтом является близость против изоляции. изоляция .

Конфликт на этом этапе более прямолинеен, чем на других. Без близости в своей жизни люди чувствуют себя изолированными. Эриксон считал, что люди на этом этапе должны делиться важными периодами своей жизни с другими (включая близких).

Стадия 7 (от 40 до 65 лет) — G

генеративность против застоя

Седьмая стадия приходится на средний возраст от 40 до 65 лет. На этой стадии основной конфликт генеративность против застоя .

Здесь взрослые стремятся помочь другим и сделать мир лучше для будущих поколений. Это может быть наставничество или работа, направленная на то, чтобы сделать мир лучше.

Если средние взрослые не обладают продуктивностью и не фокусируются на других, они будут стагнировать. В застое взрослые будут поглощены собой и не будут заботиться о других.

Рис. 2 Помощь другим людям среднего возраста может оставить свой след. pixabay.com.

Стадия 8 (от 65 до смерти) — I

Честность против Отчаяния

Восьмая и последняя стадия начинается с 65 лет и заканчивается смертью в позднем взрослом возрасте. На этом этапе основным конфликтом является целостность против отчаяния .

На этом этапе своей жизни люди среднего возраста будут размышлять о своей жизни и пытаться понять, насколько они довольны своей жизнью. Если они довольны своей жизнью, то почувствуют целостность и покой. Однако, если они сожалеют о прошлых поступках, они почувствуют отчаяние.

Эриксоновская таблица стадий психосоциального развития

901 34
Стадия Возраст Конфликт
Стадия 1 0-1 год (младенцы) Доверие против недоверия
Этап 2 2 года (малыши) Автономия против стыда и сомнения
Стадия 3 3-5 лет (дети) Инициатива против вины
Этап 4 6–12 лет (дети школьного возраста) Трудолюбие или неполноценность
Стадия 5 6
Ступень 6 21–40 лет (молодые взрослые) Близость или изоляция
Стадия 7 40–65 лет (средняя взрослость) Генерация или застой
Стадия 8 65 лет до смерть (поздняя взрослость) Целостность против отчаяния

Краткое изложение книги Эрика Эриксона «Этапы психосоциального развития»

Стадии психосоциального развития Эрика Эриксона десятилетиями служили основой личности в психологии. Его конфликты восьми этапов подчеркивают ключевые достижения, необходимые людям этой возрастной группы. Если кто-то не достигнет цели на этом этапе, он столкнется с социальными неудачами либо сразу, либо в будущем.

Эриксон считал, что когда кто-то справился с конфликтом сцены, это привело к повышению уверенности, также называемой силой эго.

Сила эго — это термин, который Зигмунд Фрейд использовал для описания способности своего эго справляться с требованиями своего суперэго, ид и окружающей их реальности. Эриксон считал, что сила эго возрастает на каждом этапе по мере того, как растет мастерство в конфликте.

Психосоциальные стадии развития Эриксона. Ключевые выводы

  • Эрик Эриксон был психологом, разработавшим одну из наиболее широко применяемых и популярных теорий развития — теорию психосоциального развития.
  • Существует восемь стадий психосоциального развития: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст, юность, юношеская взрослость, средняя взрослость и зрелость или поздняя взрослость.
  • Зрелость (или поздняя взрослость) является восьмой и последней стадией от 65 до смерти и имеет основной конфликт эго-идентичности против отчаяния.
  • Сила эго описывает способность своего эго справляться с требованиями своего суперэго, ид и окружающей реальности. Сила эго создается за счет окончательного чувства мастерства после каждой стадии психосоциального развития.

Становление психопата через этапы психосоциального развития – детская жизнь, дикая жизнь

Наставник по детской жизни, теория/теоретики

Опубликовано childlifewildlife на

Я настоятельно рекомендую этот сайт для всех ваших вопросов, касающихся психосоциальных стадий развития Эрика Эриксона. Я действительно не думаю, что вы можете ошибиться со всем их потрясающим контентом. На их сайте очень легко ориентироваться, и я не могу сказать о нем достаточно хороших слов! Их графика качается, как на картинке ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *