Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста | Педагогический опыт (ДОУ) | Журнал «Педмастерство»
Автор: Помазкина Евгения Сергеевна
Организация: МБДОУ д/с «Зёрнышки» села Работки
Населенный пункт: Нижегородская область, Кстовский р-н, с. Работки
Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?»
Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями, не представляется им столь значимым, как например, последующий 7-й год жизни.
6-й год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправленной систематической коллективной, произвольной регуляции деятельности своего поведения.
Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.
Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержаниюколлективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.
У детей 5-6-летнего возраста продолжается процесс окостенения скелета, развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Повышающаяся способность к координации движений неразрывно связана с развитием мозга ребёнка.
Дети 5 лет, если они не изнежены, оказываются физически здоровыми, крепкими, выносливыми.
Самое важное достижение ребёнка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые ими движения и действия становятся подконтрольными сознанию. Ребёнок не только отбирает их, но и точно регулирует их силу, т.е. направляет их на достижение результата, контролирует, согласовывает между собой. Поэтому, например, дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить.
В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем общего развития старшего дошкольника. Качественные изменения в развитии 5-летних детей отчётливо обнаруживаются в играх. Понаблюдайте за детской игрой. Вы увидите, что, прежде всего в ней отражается деятельность людей, их взаимоотношения, и уже значительно более содержательно, чем раньше. Играя в детском саду, дети объединяются общим замыслом, действуют согласованно и каждый из них стремится внести в игру свою инициативу, выдумку и опыт. Нельзя быть равнодушным к тому, во что и как играют дети, надо советовать им, подсказывать, не мешая, конечно, самостоятельности, т.к. игра должна быть средством воспитания.
Освоение движений и способность к управлению ими наиболее заметно сказываются в новых возможностях трудовой деятельности ребёнка. Дети старшей группы в состоянии выполнять более сложные трудовые обязанности в группе, дома, требующие согласованных действий, способны работать сосредоточенно, не отвлекаясь, вместе с другими, помогать друг другу, чувствовать ответственность перед сверстниками. Ребята умеют уже довольно справедливо оценить, как выполняет ту или иную задачу каждый из детей или он сам.
У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать ка в детском саду, так и дома.
Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интереск причинно-следственным связям (почему? зачем?), выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т.д.).
Жизнь детей этого возраста значительно эмоциональнее, богаче, чем на предыдущем этапе, их чувства более глубоки и продолжительны. Появляются зачатки интеллектуальных чувств. Эстетические переживания детей разнообразны – их радует красота в природе и обстановке, они испытывают удовольствие от хороших песен, картин, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, игры. Особенное развитие получают нравственные чувства – дети радуются, когда помогают товарищам, стремятся быть полезными окружающим, сопереживают близким им людям, стремятся на деле выразить эти чувства.
Итак, учитывая названные выше возрастные особенности детей 6-ого года жизни, необходимо осуществлять следующие задачи:
- развивать движения детей, в том числе тонкие движения руки, необходимые для овладения навыками письма; добиваться большей их координации, точности, быстроты;
- воспитывать самостоятельность и быстроту движений при самообслуживании;
- расширять представления детей об общественной жизни, природе, труде взрослых, воспитывать правильное отношение к ним;
- воспитывать умение удерживать цель, следовать указаниям взрослого, сосредоточенность и целеустремлённость;
- формировать у детей отдельные понятия, развивать логическое мышление;
- развивать связную речь детей;
- совершенствовать художественные умения в рисовании, пении, танце, чтении стихов, пересказывании сказок, рассказов, обогащать эстетические восприятия и переживания;
- воспитывать у детей навыки коллективного труда
- развивать произвольное управление детей своим поведением.
1. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 1. — с. 38-4
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 304 с.
3. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, — Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. — 297 с.
4. О. Н. Земцова. Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление. 5-6 лет — М.: Махаон, 2007. — 18 с.
5. Детская психология: / / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. — Минск: Изд-во Университетское, 1988. — 398 с.
6. А. Г. Маслаков. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 518 с.
7. Д. В. Менджерицкая. Воспитание о детской игре. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
8. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание.-2005 — № 8 — 48-52 с.
9. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психологический словарь — М.: Просвещение, 1990 — 494 с.
10. В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . — 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233
11. А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1997. — 95 с.
12. М. Султанова. Весёлые домашние задания для детей. — М.: Хатбер-М, 2005. — 20 с.
Опубликовано: 15.03.2017Курс повышения квалификации «Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)»
О курсе
ЦЕЛЬСкачать копию программы курса
Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций профессиональной деятельности в области развития и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
ЗАДАЧИ
— изучить нормативно-правовые акты в области дошкольного образования в Российской Федерации;
— изучить особенности теории и методики организации разных видов деятельности;
— изучить особенности теории и методики развития детей;
— изучить особенности педагогической и психологической диагностики и ее результатов для выявления уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе;
— изучить особенности педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования в ДОО.
КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Работники в сфере дошкольного образования, осуществляющие образовательную деятельность по воспитанию детей дошкольного возраста, бакалавры психологии и педагогики; бакалавры психологии или педагогики, обучающиеся в магистратуре, а также лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Промежуточная аттестация в форме тестов, итоговое тестирование
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:
знания:
— основ законодательства Российской Федерации в области образования дошкольников;
— санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
— особенностей познавательного, речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического развития раннего возраста;
— особенностей теории и методики развития детей;
— современные подходы к проектированию и созданию предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО;
— образовательную программу дошкольной образовательной организации;
— структуру и содержание программ нового поколения в дошкольном образовании;
умения:
— применять теории и методики развивающего обучения дошкольников в ходе реализации требований ФГОС ДО;
— применять ресурсы социально-коммуникативного развития в дошкольной образовательной организации в ходе реализации требований ФГОС ДО;
— применять ресурсы художественно-изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации в ходе реализации требований ФГОС ДО;
— планировать игровую деятельность;
— давать психолого-педагогическую оценку подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе;
навыки:
— организации и осуществления социально-коммуникативного развития дошкольника в ДОО;
— организации и осуществления физического развития дошкольника в ДОО;
— организации предметно-пространственной среды для детей раннего возраста.
Знать свои потребности и особенности
Что нужно дошкольникам? Родителям важно знать, что нужно их дошкольнику для подготовки к детскому саду и миру за пределами дома. Когда вы записываете своего малыша в дошкольное учреждение, вы должны убедиться, что в нем есть все, что поможет в социальном, интеллектуальном и эмоциональном развитии вашего ребенка. Вот некоторые вещи, которые дошкольники должны приспособить к своей новой среде:
- Поощрение родителей и учителей к исследованию и обучению.
- Чистая и светлая дошкольная среда, в которой они чувствуют себя комфортно, как только входят в нее.
- Аккуратный и опрятный класс, в котором каждый предмет находится на подходящем месте, чтобы детям было легко найти то, что они хотят.
- Социальное взаимодействие с большими и малыми группами других маленьких детей.
- Практический опыт с игрушками и другими предметами, которые учат их чему-то новому.
- Игрушки и игры, которые развивают навыки решения проблем и манипулятивной игры.
- Равный баланс занятий в помещении и игр на свежем воздухе.
- Обучение развитию интеллектуальных, когнитивных и моторных навыков, которые потребуются им при поступлении в детский сад.
Родители и другие взрослые, участвующие в жизни детей дошкольного возраста, должны поощрять малышей к любопытству, самостоятельному мышлению и творчеству.
Каковы социальные характеристики детей дошкольного возраста? В этом возрасте дети не способны понимать эмоции или восприятие других людей. Они в своем собственном мире, и мир виден только их глазами. Да, они эгоцентричны; однако взрослые в их жизни по-прежнему оказывают на них большое влияние. Они начинают проявлять свою независимость и способности. В этом возрасте они также хотят встречаться и играть с новыми детьми, но могут не знать, как к ним подойти из-за застенчивости или страха быть отвергнутыми. Есть дошкольники, которые предпочитают играть в одиночестве, поэтому родители и учителя должны побуждать их прилагать усилия, чтобы играть в группе с другими детьми их возраста.
Каковы интеллектуальные характеристики детей дошкольного возраста? Дети дошкольного возраста обладают очень конкретным и буквальным мышлением. Они не мыслят образно, как дети постарше или взрослые. Они также еще не обладают способностями к рассуждению. В этом возрасте дети любят исследовать и трогать, чувствовать, обонять, пробовать на вкус, смотреть и удивляться всему, что их окружает. Они также начинают проявлять признаки инициативы и творчества. Книги, строительные блоки и маленькие головоломки — вот лишь некоторые из вещей, которые очаровывают дошкольников, поскольку они позволяют им использовать свой интеллект для изучения новых вещей и улучшения развития мелкой моторики.
Каковы эмоциональные характеристики детей дошкольного возраста? Дети в этом возрасте проявляют свои эмоции так, как только могут. Гнев и ссоры довольно распространены среди детей дошкольного возраста. Они не признают концепцию самоконтроля, поэтому часто набрасываются на любого, кто их злит. Другими характеристиками детей этой возрастной группы являются ревность и поиск внимания. У них нет возможности выразить свои чувства или эмоции словесно, поэтому многие склонны к истерикам дома и в классе.
Родители и другие взрослые лица, осуществляющие уход, несут много обязанностей по отношению к дошкольникам, так как это идеальное время для обучения их навыкам, необходимым для их эмоционального, интеллектуального и социального развития. Воспитателям дошкольных учреждений необходимо включать различные виды деятельности, которые помогут им, особенно когда они переходят в детский сад. На этом этапе решающее значение имеет сочетание веселых и образовательных мероприятий. Родители и воспитатели дошкольных учреждений должны работать вместе, чтобы убедиться, что дошкольники развиваются в своем собственном темпе. Также важно развивать их сильные стороны. Пусть они исследуют, экспериментируют и познают окружающий мир!
Дороти Гастингс
Дороти Хастингс является директором Первой школы, состоящей из трех дошкольных учреждений и центров по уходу за детьми, расположенных по всей Южной Калифорнии. First School предлагает практический подход к программам дошкольного образования и ухода за детьми, в котором особое внимание уделяется всестороннему развитию ребенка. В дополнение к интуитивно понятному академическому подходу, First School также уделяет особое внимание развитию социальных навыков и уверенности в себе ребенка, что стало возможным в их интимной учебной атмосфере.Эта запись была опубликована в разделе Воспитание с пометкой Уход за детьмиЦентр присмотра за детьмиродителишколаСоциальная деятельность
10 самых важных навыков для развития дошкольника
15 января 2020 г.
Дошкольные годы ребенка — это время критического роста во всех сферах развития: адаптивной, когнитивной, языковой, физической и социальной.
Большинству детей не менее трех лет, когда они поступают в дошкольные учреждения, и остаются в дошкольных учреждениях примерно два года до поступления в детский сад.
В этой статье мы познакомим вас с навыками, которые развиваются у ребенка в дошкольном возрасте, и с тем, как педагоги дошкольного образования помогают детям раскрыть свой потенциал.
ПОЧЕМУ ВАЖНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ?В нашем дошкольном учреждении в Харрисонбурге, штат Вирджиния, наши воспитатели лично вкладывают средства в каждого ученика, чтобы ваш ребенок получил целостную основу развития, которая подготовит его к следующим шагам в жизни.
В течение первых пяти лет мозг ребенка развивается быстрее и значительнее, чем в любой другой период его жизни в будущем.
Вот почему дополнение воспитания на дому экспертной поддержкой воспитателя дошкольного учреждения, а также обеспечение вашего ребенка социальным взаимодействием с одноклассниками дошкольного возраста — это такой бесценный вклад в будущее вашего ребенка.
КАКИЕ НАВЫКИ ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ ДЕТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ?
Дошкольное учреждение предоставляет вашему ребенку возможность расширить и углубить свои основные навыки, которые подготовят его к жизни, связанной с обучением, и дадут ему возможность внести положительный вклад в окружающий мир.
Вот десять навыков, которые ваш ребенок должен развить в дошкольном возрасте:
- Эмоциональное развитие
Дошкольный опыт вашего ребенка должен помочь ему понять свои чувства, а также понять чувства других.
Это включает в себя как обучение распознаванию чувств, так и управление этими чувствами и связанным с ними поведением.
- Социальные навыки
Благодаря совместной игре и обучению вместе друг с другом дети дошкольного возраста учатся уважать других и ладить с ними, что еще больше развивает их языковые навыки, самоконтроль и общие социальные навыки.
Учителя помогают детям разрешать конфликты, которые могут возникнуть во время творческой игры или структурированных учебных проектов.
- Раннее развитие грамотности
К трем годам дети могут начать учиться писать свои имена и читать простые слова.
Практика, которую они получают в дошкольных учреждениях, настраивает их на успех в развитии грамотности в детском саду и начальной школе.
- Навыки слушания
Чтобы ребенок мог следовать указаниям и понимать, чему его учат, развитие навыков слушания имеет решающее значение для его общего социального и академического обучения. В дошкольных учреждениях поощряются занятия, которые развивают у вашего ребенка навыки слушания.
- Навыки общения
Способность вашего ребенка задавать вопросы, выражать свои чувства и выражать свои потребности как с помощью слов, так и с помощью языка тела имеет первостепенное значение для его способности добиться успеха в обществе и учебе.
Дошкольные занятия и отзывы учителей предназначены для оттачивания всех этих коммуникативных навыков.
- Навыки мелкой моторики
Занятия на уровне дошкольного возраста, требующие от детей использования маркеров, работы с ножницами, лепки предметов и других творческих игр, ориентированных на ловкость, развивают у детей навыки мелкой моторики, которые понадобятся для более сложных проектов, когда они станут старше.
- Продолжительность концентрации внимания
Мы все можем сочувствовать тому, как трудно молодым ученикам усидеть на месте и сосредоточиться более нескольких минут.
Структурированная, но заботливая среда дошкольного учреждения является ключом к тому, чтобы дети развивали объем своего внимания и готовились к предстоящим более сложным школьным занятиям.
- Ранние математические навыки
Обучение распознаванию чисел и началу счета в дошкольном возрасте помогает детям начать понимать, как математика используется в мире, и обеспечивает их основу для более сложной математической учебной программы каждого последующего года.
- Навыки решения проблем
Каждый аспект жизни требует навыков решения проблем. Развитие навыков решения проблем, лежащих в основе успеха в школе, личных отношениях и даже в самых простых жизненных делах, должно начинаться в дошкольном возрасте.
Обучение и развитие навыков решения проблем у детей может происходить посредством личного общения, игр и заданий.
- Творчество
Когда ребенка поощряют к самовыражению через творчество, он становится увереннее в себе и может решать задачи с новой точки зрения.
Творческие занятия помогают детям развить их индивидуальное чувство собственного достоинства и могут быть способом для взрослых в жизни детей отметить уникальность каждого ребенка.
В дошкольных учреждениях, где детям уделяется много индивидуального внимания, таких как наша христианская школа Cornerstone в Харрисонбурге, штат Вирджиния, учителя обеспечивают вашим детям поддержку во всех областях их обучения.
В соответствии с индивидуальными и уникальными интересами каждого ребенка воспитатели дошкольных учреждений разрабатывают уроки, развивающие игры и другие мероприятия, которые вызывают у ваших детей любовь к учебе и способствуют развитию у них всех описанных выше навыков.
Учителя дошкольных учреждений также следят за тем, чтобы стандарты раннего обучения их штата применялись к школьной программе.
Это стандарты, определяющие, что дети должны знать и уметь к определенному возрасту. Вы можете ознакомиться с учебным планом и инструкциями Министерства образования штата Вирджиния для детей младшего возраста.
Вот несколько примеров того, как воспитатели дошкольных учреждений помогают детям развивать соответствующие возрасту навыки:
Развитие навыков мышления:
- Задавайте детям вопросы, которые расширят их кругозор
- Предоставлять возможности для изучения интересных материалов
- Предложите, как дети могут сделать свое мышление и игру более сложными или сложными
Развитие языковых навыков:
- Знакомство с новым словарем
- Задавать вопросы, требующие большего, чем ответ «да» или «нет», чтобы увеличить использование разговорной речи вашими детьми
- Чтение рассказов и поощрение детей к созданию собственных сюжетных линий
- Разработка совместных игр, требующих разговоров или другого языкового обмена между одноклассниками
Развитие навыков чтения:
- Помощь детям в изучении алфавита
- Предоставление привлекательных материалов, иллюстрирующих примеры письма
- Пойте песни, играйте в рифмованные игры и читайте книги на забавном языке
- Маркировка предметов в классе, чтобы помочь детям связать письменные слова с устной речью
Развитие навыков письма:
- Помощь детям в написании букв алфавита и написании имен
- Поощрение письма детей путем предоставления забавного ассортимента бумаги и письменных принадлежностей
- Предоставление детям различных видов бумаги и письменных принадлежностей, таких как мелки, маркеры и карандаши
- Поощрение детей писать как часть их повседневной деятельности
- Обучение детей правильному написанию слов предметов, с которыми они сталкиваются в классе
Развитие математических навыков:
- Предоставление детям разнообразных увлекательных предметов для счета и сортировки
- Укажите числа, которые существуют в течение дня ребенка: в классе, на улице и на продуктовых наборах во время перекуса
- Поощряйте детей сравнивать и измерять различные предметы
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О НАШЕЙ ЧАСТНОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ШКОЛЕ В ХАРРИСОНБУРГЕ
В нашей христианской школе Pre-K в Вирджинии мы предлагаем учащимся различные способы личностного роста и ощутить истинное чувство принадлежности к их класс.