Особенности восприятия объективной реальности психикой: 2.4.Соотношение субъективной и объективной реальности.

Содержание

2.4.Соотношение субъективной и объективной реальности.

Психика как субъективное отражение объективного мира. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов.

Хотя до известной степени каждый человек реагирует и репродуктивно и созидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков. Иногда один из видов восприятия атрофируется.

Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что человек — совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но неспособен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него —это только общая сумма того, что уже материализовалось. Но с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (в результате тяжелой психической болезни — психоза, поэтому его называют психотик) — безумен. Психотик строит в своем внутреннем мире реальность, к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, а всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации.

Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реальность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная реальность. «Реалист» видит только поверхность вещей, он может фотографически воспроизвести окружающий мир в своем уме, он может действовать путем манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Психотик не в состоянии видеть реальность как она есть, он воспринимает реальность только как символ и отражение его внутреннего мира.
Оба — неадекватно, искаженно воспринимают мир. Болезнь психотика, утратившего контакт с реальностью, такова, что он не может функционировать социально. Поверхностное восприятие «реалиста» обедняет его как человека. Хотя он дееспособен в своем социальном функционировании, его взгляд на реальность так искажен из-за отсутствия глубины и перспективы, что он впадает в заблуждение, когда дело касается чего-то большего, чем манипуляция непосредственными данными и достижение близлежащих целей. Нормальный человек обладает обеими способностями; наличие и репродуктивной и созидательной способностей позволяет человеку эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного. При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в своем предмете и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением думающего к своему объекту,
способностью видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему.
А критерием истинности, правильности психического отражения окружающего мира, как известно, является практика, реальность практической деятельности человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских проблем о критериях истины.

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Как слово наше отзовется

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.126-130

Цукерман Г.А.

подробнееСкачать PDF

293

Жизнь с любовью как смысл бытия в экзистенциальной парадигме отношений

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.119-125

Утробина В.Г.

подробнееСкачать PDF

301

Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.108-188

Лидская Э.В. Панов В.И.

подробнееСкачать PDF

287

Применение методики «Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет» в клинической психологии и психиатрии

Национальный психологический журнал 2022.

№ 3. c.97-107

Трушкина С.В. Скобло Г.В.

подробнееСкачать PDF

302

Российский музей детства: к вопросу о разработке научной концепции

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.89-96

Собкин В. С. Калашникова Е. А. Лыкова Т.А.

подробнееСкачать PDF

237

От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.77-88

Абдулаева Е.А.

подробнееСкачать PDF

172

Е.О. Смирнова о нравственном воспитании детей

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.69-76

Бурлакова И.А.

подробнееСкачать PDF

168

Современное детство и дошкольное образование — на защите прав ребенка: к 75-летию со дня рождения Е.О. Смирновой

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.60-68

Карабанова О.А.

подробнееСкачать PDF

166

Вклад Е.О. Cмирновой в практику образования

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.52-59

Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

подробнееСкачать PDF

138

Смешное и страшное в детских нарративах: когнитивный аспект

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.44-51

Шиян О.А.

подробнееСкачать PDF

218

Подход Е.О. Смирновой к оценке игрушек для детей

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.35-43

Рябкова И.А. Шеина Е.Г.

подробнееСкачать PDF

208

Художник в ребенке

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.26-34

Мелик-Пашаев А.А.

подробнееСкачать PDF

212

Детская игра как территория свободы

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.13-25

Юдина Е.Г.

подробнееСкачать PDF

195

Диалектическая структура игры дошкольника

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.4-12

Веракса Н.Е.

подробнееСкачать PDF

198

Вступительное слово

Национальный психологический журнал 2022. № 3. c.3

Зинченко Ю. П.

подробнееСкачать PDF

199

Восприятие и объективная реальность — психическое здоровье дома

21 июля 2020 г. 4 августа 2022 г.

Наш разум играет с нами всевозможные шутки. У нас есть всевозможные когнитивные предубеждения, которые влияют на то, что мы делаем с нашими мыслями, и наш мозг делает интересные вещи с тем, что он воспринимает через наши чувства.

Существует философский спор о том, существует ли действительно объективная реальность, но для наших целей допустим, что она есть. Информация об этой объективной реальности доходит до наших органов чувств, но на этом объективность заканчивается.

Наш мозг и наши чувства

Органы чувств определяют, что мы можем обнаружить во внешнем мире, но оттуда наш мозг собирает информацию в аккуратный небольшой пакет, который, по его мнению, будет наиболее полезным для нас (то есть наше сознание).

Бесшовное поле зрения, которое мы видим, является конструкцией нашего мозга. Мозг объединяет смещенные изображения каждого из наших глаз в непрерывное целое. Интересно, какое зрение у моих морских свинок и других животных-жертв с глазами по бокам головы?

Мои глаза видят вещи совершенно по-разному. Мне сделали операцию LASIK на обоих, но 10 лет спустя мне потребовалась повторная операция, так как мое зрение ухудшилось. Хирург хотел переделать только один глаз по стратегическим причинам. Теперь этот глаз хорошо видит вдаль, а мой другой глаз хорошо видит вблизи. Моему мозгу потребовалось около года, чтобы понять это, но теперь он автоматически выдает наиболее сфокусированное изображение.

Тогда есть все виды забавных зрительных иллюзий. Юная леди/старушка ниже – классика. Я вижу обоих, но сначала я вижу юную леди.

Платье

Потом было бело-золотое и сине-черное платье, которое несколько лет назад стало вирусным в сети. Фактическая фотография, которая была распространена, была той, что была посередине. Те, что по обе стороны от него, настроены по цвету, чтобы дать представление о том, что видят разные люди. Я вижу белое и золотое, и как бы я ни старалась увидеть синее и черное (которым на самом деле и является платье), я просто не могу.

Wired.com; исходное фото на swiked.tumblr.com

Янни или Лорел?

Наш мозг делает то же самое со звуками. Некоторое время назад Янни против Лорел стал вирусным. Я слышу Янни и совсем не понимаю Лорел. В этом видео они регулируют высоту тона, и только тогда я слышу Лорел (что, собственно, и было исходным звуком).

Получение теории

Философия и другие области имеют разные представления о том, что такое реальность, но нет единого общепризнанного истинного пути. С социологической точки зрения социальные конструкционисты сказали бы, что реальность в том виде, в каком мы ее воспринимаем, социально сконструирована, и какой бы объективный элемент ни существовал, он необъяснимым образом переплетается с нашим социальным пониманием ее.

Реализм — это идея о том, что существует единая неизменная версия реальности. Однако это не обязательно означает, что мы все воспринимаем его одинаково. Например, мои морские свинки не воспринимают сенсорную информацию так же, как я.

Еще есть эпистемологический дуализм, точка зрения, что наш сознательный опыт на самом деле не является прямым представлением реальности. Итак, реальность где-то рядом, но это не то же самое, что та реальность, которую мы придумываем в своей голове.

Когда возникает психическое заболевание

Галлюцинации могут затрагивать любые органы чувств, хотя чаще всего встречаются слуховые галлюцинации. Они могут возникать как симптом психоза, хотя некоторые галлюцинации считаются непсихотическими, например, гипногогические или гипнопомпические галлюцинации, возникающие при засыпании или пробуждении.

Если то, что воспринимает любой из нас, определяется нашим мозгом, а не исключительно какой-то формой объективной реальности, кто может сказать, что галлюцинации «реальны» или нет?

Ключевым моментом, отличающим галлюцинации от «реальности», является источник ввода. Когда мы с вами слушаем запись Янни/Лорела, мы интерпретируем ее по-разному, но уши обоих воспринимают звуковые волны из одного и того же внешнего источника. При галлюцинациях существует внутренний (то есть внутри мозга), а не внешний стимул.

Однако, независимо от источника стимула, мозг по-прежнему кладет его в аккуратную маленькую упаковку для вас, и то, что он подает на основе внутренних стимулов, не обязательно будет сильно отличаться от того, что мозг складывается на основе внешних раздражителей.

Так что же такое реальность?

Кто знает. Но наш мозг всегда будет стоять между нашим сознанием и тем, что происходит в мире. Так что реальность может быть одной, но то, что вы и я воспринимаем, может быть совсем другим.

В Уголке психологии есть обзор терминов из серии «Что такое…», а также коллекция научно обоснованных психологических тестов.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Объективное восприятие | Ридван

Объективное восприятие в опыте единства

В опыте единства объективное восприятие реальности заключается в том, что границы, которые вы видите, на самом деле являются творениями вашего разума. Они плод вашего воображения. Вы создали этот образ и идею в своем уме, а затем сказали: «Это я. Я заканчиваю здесь, а другой человек начинает там. Я заканчиваю здесь, а стул начинается там. Ты начинаешь там и заканчиваешь там». Именно так мы ощущаем себя. Но что, если на самом деле это не так? Вы просто думаете, что это именно так, и поскольку вы думаете, что это именно так, вы так и видите реальность. Конечно, если вы видите реальность через представление о том, что вы начинаете здесь и здесь заканчиваете, — конечно, вы проживете свою жизнь определенным образом. Интересы других людей могут не совпадать с вашими интересами, а ваши интересы могут конфликтовать с интересами других, и тогда возникает вопрос, что мое, а что ваше. Могу ли я получить свою долю, вы можете получить свою долю? С предположением отделенность приходят вопросы отдавать и получать, любить и быть любимым, иметь и приобретать, и все такое. Все эти вещи, которые являются причинами проблем людей, основаны на предположении, что у нас есть окружность. Если у вас нет окружности, все эти заботы уходят. Тогда вы не говорите: «Я хочу, чтобы ты любил меня». «Я хочу, чтобы ты любил меня» означает, что здесь есть человек, и этот человек будет любить этого человека здесь. Но этой границы нет; есть только одно, есть только единство. В этом единстве что может означать то, что вы хотите, чтобы кто-то любил вас? Что может означать, что вы собираетесь любить кого-то? Что значит, что ты собираешься дать что-либо кому-либо? Что значит, что ты собираешься получить что-то от вселенной? Вы вселенная.

Алмазное сердце Книга четвертая, стр. 98

Видение вещей такими, какие они есть

Объективное восприятие означает восприятие реальности, всего того, что противостоит нашему осознанию, как оно есть. Это вопрос видения вещей такими, какие они есть, а не видения их с определенной точки зрения или положения. Таким образом, под объективным мы подразумеваем не научно-позитивистский смысл, в котором объективное означает то, что существует физически вне нас, а не в уме. Мы также не имеем в виду объективность в том смысле, что мы не эмоциональны или не переживаемы. Мы имеем в виду видение вещей, видение внутренних или внешних вещей такими, какие они есть, а не субъективными. Субъективное есть антитеза; это означает в соответствии с нашими позициями, чувствами, фильтрами, убеждениями и установками. Таким образом, объективное восприятие означает чистое восприятие, свободное от всех позиций, предубеждений, фильтров, конфликтов, намерений и т. д. Это восприятие того, что есть, без каких-либо затемнений или посредников, поэтому мы видим это таким, какое оно есть само по себе.

Пустота, стр. 151

Оставаться со своим опытом

Чтобы оставаться со своим опытом, не манипулируя им, нужно быть объективным в том, что здесь происходит. Объективность не означает быть холодным. Объективность означает не полагаться на то, что есть на самом деле. Истинная объективность означает не то, что вы бесчувственны, а то, что вы полны любви к истине. Быть объективным означает, что вы не отягощаете то, что есть на самом деле, своими предубеждениями и идеями из прошлого. Вы просто позволяете этому быть таким, какое оно есть. Исследуя свою слабость, вы видите, что должны устранить свои ассоциации, реакции и убеждения по этому поводу. Вы должны выяснить, что это за слабость прямо сейчас. Если вы действительно будете действовать таким образом, появится дыра слабости, открывающая доступ аспекту силы. И вдруг возникает сила, и ты — этот бушующий огонь. В тебе есть смелость и азарт, открытость и любопытство узнать, кто вы и что такое мир.

Алмазное сердце Книга пятая, стр. 210

То, как мы обычно видим мир, не является таким, каким он есть на самом деле

Когда наше восприятие подобно чистому зеркалу, без субъективных суждений, мы находим реальность в самый раз. Если наше зеркало создает какое-либо искажение, если наше восприятие реальности содержит какие-либо субъективные предпочтения или представления, то мы видим реальность с обманчивой точки зрения и упустим присущее ей совершенство. Это делает нашу работу очень очевидной: выяснить, что мешает восприятию реальности такой, какая она есть, — выяснить, что именно0063 наши омрачения находятся там, где наше восприятие обманчиво. То, как мы обычно видим мир, не является таким, какой он есть на самом деле, потому что мы видим его с точки зрения наших суждений и предпочтений, наших симпатий и антипатий, наших страхов и наших представлений о том, как все должно быть. Поэтому, чтобы видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, то есть видеть вещи объективно, мы должны отбросить их в сторону — другими словами, мы должны отпустить свой ум. Объективное видение вещей означает, что не имеет значения, считаем ли мы то, на что смотрим, хорошим или плохим — это значит просто видеть это таким, какое оно есть. Если ученый проводит эксперимент, он не говорит: «Мне это не нравится, поэтому я это проигнорирую». Он может лично не заботиться о результатах, потому что они не подтверждают его теорию, но чистая наука означает видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Если он говорит, что не собирается обращать внимание на эксперимент, потому что он ему не нравится, это не наука. Тем не менее, именно так большинство из нас относится к реальности, внутренне и внешне.

Грани единства, стр. 141

Нет объективного восприятия или опыта чего бы то ни было

Посмотрите на гору. Он идет вверх, наверху лежит снег. Вы когда-нибудь просто смотрели на гору? Или вы смотрите на это через призму этой собственной точки зрения? Ты просто смотришь на гору, или ты чувствуешь то или иное по поводу нее? Вы думаете, что это напоминает вам об этом, это связано с этим. Может быть, вы хотите покататься на лыжах или заняться альпинизмом. Может быть, это заставляет вас чувствовать себя маленьким или большим. Вы видите гору только так, как она относится к вам, а не гору как гору саму по себе. Таким образом, вы никогда не увидите горы. Никогда! То, что вы видите, это ваше собственное отражение в горе. То, что вы видите, это ваш собственный остров с зеркалом снаружи. То же самое происходит с каждым объектом и человеком, с которым вы сталкиваетесь. Вот как вы действуете, как вы всегда функционировали, как вы чувствуете, что всегда будете функционировать, как действуют все остальные. Что это значит? Первый вывод заключается в том, что вы не видите вещи или людей сами по себе. Вы не видите их объективно. Нет объективного восприятия или опыта чего-либо. Вы действительно не видите горы. Вы плохо знаете человека. По-настоящему знать людей — значит смотреть на них без какой-либо собственной точки зрения. Тогда вы не сможете смотреть на них с точки зрения своих идей, своих стандартов, своей линзы.

Алмазное сердце Книга вторая, стр. 136

Вы можете открыть для себя, что мир, в котором вы живете, определяется тем, каким вы считаете этот мир

Видеть вещи такими, какие они есть, значит видеть их без фильтров, без завесы. Видеть то, что есть, значит воспринимать объективно. Объективное восприятие требует, чтобы мы постигали или воспринимали без обычных фильтров, без проекций прошлого на настоящее. То, что есть, очевидно, должно быть в данный момент — сейчас, потому что существует только сейчас. Существует только этот самый момент. Вы сами видите это логически. Я не говорю здесь ничего эзотерического; то, что есть сейчас. Прошлой реальности здесь нет. Будущее еще не наступило. Увидеть то, что есть, значит увидеть настоящее таким, какое оно есть. Но видеть настоящее таким, какое оно есть, значит видеть без влияния прошлого. В различных аспектах проделанной нами работы мы увидели, что многие наши проблемы и иллюзии исходят из прошлого опыта.

Мы видели, как мы проецируем наши паттерны на наши межличностные отношения, как мы проецируем наши отношения с родителями и другими людьми в раннем детстве на нашу настоящую жизнь, как мы реагируем способами, которые не имеют ничего общего с настоящим. Это один из способов увидеть некоторые из наиболее очевидных психологических и эмоциональных фильтров. Мы не видим людей такими, какие они есть; мы видим их в соответствии с нашим прошлым опытом. Мы всегда проецируем образы и модели отношений, которых сейчас на самом деле не существует. Наиболее фундаментальной и самой тонкой из этих проекций является проекция понятий. Понятия фактически составляют материал нашего опыта. Они составляют содержание нашего ума. Мы увидели, насколько разум неотделим от мира, в котором мы живем, — что мир, в котором, как мы верим, мы живем, и наш разум — это не две вещи. Мы можем прийти к прямому восприятию этого факта — это не идея. Вы можете обнаружить, что мир, в котором вы живете, определяется тем, каким вы считаете этот мир.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *