Освоение деятельности — Психологические основы деятельности человека — Личность в деятельности и общении
2. Личность в деятельности и общении
2.1. Психологические основы деятельности человека
2.1.3 Освоение деятельности
Освоение деятельности происходит через освоение действий, с помощью которых она реализуется. В каждом действии выделяют моторные (двигательные), сенсорные (чувственные) и центральные компоненты, которые соответственно осуществляют ее выполнения, контроль и регулирование.
Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которые использует человек в процессе деятельности, называются приемами деятельности. В зависимости от поставленной цели и уровня овладения деятельностью каждую из этих функций человек осознает неодинаково.
Для характеристики уровня автоматизации и осознание отдельных движений, входящих в состав действий, используют термин «навык», а действия, которые выполняются в условиях, которые постоянно изменяются и характеризуются высоким уровнем осознания, обозначают термином «умения». Навык является составной умение.
Навык.
Овладение действием может происходить по-разному. В зависимости от цели в одних случаях человек сам конструирует необходимое действие путем «слепого» сочетание разных движений, в других — она как бы «присваивает» ее, следуя образцы ее выполнения другими людьми.
Первый путь сложный и долгий, связанный со значительными трудностями и возможностью неуспеха. Второй приводит к цели быстрее. Здесь освоение действия начинается с восприятия образца ее выполнения. Наблюдая за выполнением действия и слушая словесные наставления, человек пытается выделить ее основные моменты, опорные ориентиры, запомнить ее этапы и особенности. В ней создается двигательное представление действия. При этом в головном мозге формируется ее своеобразная нервная модель. Чтобы выполнить это действие, человеку нужно воспринятый образ и словесные наставления перевести на язык моторики (совокупности движений).
Первые попытки выполнения действия, то есть практической реализации нервной модели, тяжелые: затрачивается много времени и усилий, допускается много ошибок, зачастую они и завершаются безрезультатно. Как метко говорится в народной пословице — «первый блин всегда комом». Пробуя повторно выполнить действие, сознательно замечая и исправляя ошибки, человек начинает подмечать его двигательные особенности, в ней появляются двигательные ощущения, необходимые для регуляции действия. Чтобы закрепить действие, человек выполняет ее много раз, то есть упражняется. Упражнения — многократное выполнение определенных действий или видов деятельности с целью их освоения, которое основывается на понимании и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.
В процессе вправления происходят изменения в приемах выполнения действия: уменьшается количество ошибок, постепенно отсеиваются лишние движения. При этом действие как бы сворачивается, ускоряется, облегчается ее выполнения, движения стандартизируются, растет их автоматизация, следовательно, формируется навык.
Навык — частичная автоматизация выполнения и регуляции целесообразных движений.
Основой для формирования навыков является стереотипность условий, в которых происходит вправление. Навыки производят и у животных путем дрессировки. Но если навыки животные являются бессознательными условными рефлексами, то у человека это сознательно автоматизированное действие, в котором сознание освобождается от контроля над выполнением приемов действия, переключается на цель и условие действия.
Психологические исследования нейродинамики мозговых процессов, что происходят во время формирования навыков, показали, что при выполнении человеком упражнений в условиях, которые стереотипно повторяются, в коре головного мозга образуется динамический стереотип (упорядоченная система условных реакций). Функционирования навыков основывается преимущественно на першосигнальних динамических стереотипах, которые работают за минимального контроля со стороны второй сигнальной системы.
В процессе формирования навыка в ее структуре происходят определенные изменения, связанные с процессом автоматизации. Меняются прежде всего приемы:
1) выполнение действия — лишние движения, которые в процессе вправления не получают положительного подкрепления, отсеиваются; действие сворачивается, выполняется легче, ловчее и быстрее;
2) сенсорного контроля за процессом выполнения — постепенно сфера зрительного контроля сужается, его функции передаются мышечном контроля;
3) центральной регуляции действия — внимание перемещается с процесса выполнения действия на его результат; вследствие этого значительно уменьшается количество ошибок.
Формирование каждого навыка не является самостоятельным изолированным процессом, оно происходит в системе навыков, которыми уже владеет человек. Одни из них облегчают формирование нового навыка, другие мешают, некоторые его видоизменяют. Это явление называют взаимодействием навыков.
Общая особенность выработки навыка заключается в том, что человек каждое новое задание старается выполнять уже известным способом, используя сформированные приемы деятельности. Успешность такого переноса способов деятельности зависит от степени сходства проблем с точки зрения способов их решения.
Если объекты или условия двух действий человек воспринимает как схожие, в то время как на самом деле они различны по приемам исполнения, контролем и регуляцией, то использование ранее усвоенных приемов деятельности является неэффективным. Чтобы обнаружить их ошибочность и заменить другими, нужны время и усилия — тогда формирование нового навыка задерживается и усложняется. Негативное влияние существующей навыки на формирование новой называется интерференцией навыков (отрицательным переносом). Так, переход в некоторых странах с левостороннего движения автомобилей на правостороннее длительное время сопровождался автомобильными авариями, поскольку навык левосторонней езды негативно влияла на формирование навыка правостороннего движения.
Если объекты или условия обоих действий разные, в то время как действия похожи по приемам выполнения, контролем и регулированием, то формирование нового навыка облегчается и ускоряется. Положительное влияние навыки, сформировавшейся ранее, на формирование новой называется индукцией навыков (положительным переносом).
Проблема переноса имеет не только большое практическое значение — она является фундаментальной психологической проблемой. Это касается переноса и навыков, и умений.
Умение.
Для успешной деятельности нужны не только навыки как частично автоматизированные действия, лишь контролируются сознанием, но и вполне осознанные действия, которые опираются на знания. Такие действия принято называть умениями.
Умение — обусловлена знаниями и навыками готовность человека успешно достигать сознательно поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.
В зарубежной науке не существует четкого разграничения между умением и навыком. Отечественные психологи считают, что отличительной признаком умения является использование правильных приемов и способов деятельности в новых или радикально измененных условиях путем сознательного и целенаправленного применения соответствующих знаний в процессе выполнения заданий.
Физиологической основой умения является структура условных связей, которая состоит из связей второй сигнальной системы, в которой представлены знания человека, и межсистемных связей, благодаря которым комплексы возбуждений, вызванные словом, могут динамически передаваться в первую сигнальную систему.
Если в навыках знания используются лишь на этапе формирования, а затем действие выполняется на основе стереотипа, то для умений характерным является применение знаний и на этапе функционирования.
Умеет тот, кто знает, как выполнять определенную деятельность, и обладает соответствующими техническими приемами (навыками). Формирование умения может происходить двумя путями. В первом случае человеку дают определенную систему знаний и ставят перед ней задачи. Она должна сама найти пути его выполнения. Прибегая к различным попыток и допуская ошибки, человек ищет необходимые ориентиры, способы обработки информации, приемы деятельности. Такой подход в основном реализуется в условиях школьного обучения, хотя он является недостаточно эффективным. Второй путь заключается в том, что наставник (учитель) дает ученику определенное задание и управляет его психической деятельностью так, чтобы он самостоятельно добывал и применял имеющиеся знания. Такой путь называется проблемным обучением.
Итак, в зависимости от поставленной цели основные способы деятельности (навыки и умения) формируются по-разному. Вырабатывают и закрепляют навыки путем повторения в неизменных условиях деятельности, а для формирования умений условия деятельности следует все время менять.
schooled.ru
Освоение деятельности.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей.
- Внешнеторговые расчёты.
- Формы безналичных расчётов.
- Платежный оборот и безналичные расчёты.
- Организация денежного обращения.
- Возникновение денежного обращения.
- Субъективная социология Лаврова.
- Социальные проблемы рынка труда. Дискриминация на рынке труда.
- Эволюционизм и первобытная культура.
- Источники предпринимательского права.
- Фотореклама в России в начале 20 века.
Психология Освоение деятельности.
Количество просмотров публикации Освоение деятельности. — 668
Наименование параметра Значение Тема статьи: Освоение деятельности. Рубрика (тематическая категория) Психология
1. Практика включает в себя использование умений и навыков, которые выступают ступенями, уровнями овладения человеком знаний. В психологии сложились две позиции относительно трактовки данных понятий. Первая трактовка предполагает, что умения– это первая ступень, навыки – вторая ступень овладения действием, предполагающая хорошее, безошибочное выполнения действия. Умение означает, что человек усвоил знания и может ᴇᴦο применять, контролируя ᴇᴦο выполнение. Навык – применение знаний носит автоматизированный характер.
2.Вторая трактовка˸умение и навыки относятся к разным действиям. Навык – автоматизированное выполнение простейшего действий. Умения предполагают владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у человека знаниями и навыками. Навык – изменение структуры действия, которое становиться возможным благодаря автоматизации действия.
Потребностно-мотивационная сфера включает в себя потребности, мотивы, цели, результат деятельности.
Потребность это состояние живого организма, выражающее ᴇᴦο зависимость от конкретных условий существования. Потребности бывают витальные (биологические), социальные, духовные (высшие). Существует масса классификаций потребностей˸ например витальные (биологические потребности в еде, питье, сне, отдыхе, продолжении потомства), психофизиологические (потребности в эмоциях, переживаниях), социальные (потребности в труде, познании и общении), духовные (потребности в вере, любви, красоте). Деятельность всегда потребностна, т.е. имеет в своей базе потребность, без нее она не возникает, т.к. в процессе деятельности происходит удовлетворение потребности. Уровень развития личности определяется по наличию доминантных потребностей, по тому какие потребности преобладают и управляют жизненной траекторией личности, вписаны в канву её достижений и притязаний. Может наблюдаться баланс материальных и духовных потребностей, а должна быть превалирование одних над другими. Современная эра потребления, о которой писал Э.Фромм в работе ʼʼДуша человекаʼʼ демонстрирует превалирование потребительского начала на уровне удовлетворения витальных потребностей. Личностный рост на каждом этапе жизненного пути человека отмечен преобладанием тех или иных потребностей, осмыслением их насущности и борьбы личности с псевдодеятельностью, каковой является удовлетворение материального.
Деятельность человека всегда целенаправленна, этим она отличается от активности животных, основанной на инстинктивном поведении. Деятельность человека – это целенаправленная активность для удовлетворения потребности, всегда имеющая определенный результат. Цель – модель потребностного будущего, предполагает планирование и прогнозирование. Существует конечная цель и промежуточные. Цели могут быть реальные и невыполнимые. Невыполнимая, нереальная цель – это мечта. Результат – опредмеченная потребность, достигнутая цель. Может быть ожидаемым и неожиданным, быстрым и затянутым во времени, качественным, количественным, удовлетворительным и неудовлетворительным. Неудовлетворительный результат приводит к разочарованию и одновременно (при наличии зрелости личности) к желанию совершенствоваться и развиваться.
Освоение деятельности. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Освоение деятельности.» 2015, 2017-2018.
Читайте также
- — Освоение деятельности
Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками. Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и… [читать подробнее].
- — Освоение деятельности. Навыки и умения
При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в… [читать подробнее].
- — Освоение деятельности.
1. Практика включает в себя использование умений и навыков, которые выступают ступенями, уровнями овладения человеком знаний. В психологии сложились две позиции относительно трактовки данных понятий. Первая трактовка предполагает, что умения– это первая ступень, навыки… [читать подробнее].
- — II 6.3. Освоение деятельности. Навыки
Автоматизация движений и возникновение навыка Рассмотренные стороны любого действия можно соответственно назвать его моторными (двигательными), сенсорными (чувственными) и центральными компонентами. Соответственно функции, которые выполняют эти компоненты в… [читать подробнее].
- — Структура и освоение деятельности.
Деятельность – это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием значимых ценностей или освоением социального опыта. В ней проявляются, формируются и развиваются человек и его… [читать подробнее].
- — II 6.3. Освоение деятельности. Навыки
Автоматизация движений и возникновение навыка Рассмотренные стороны любого действия можно соответственно назвать его моторными (двигательными), сенсорными (чувственными) и центральными компонентами. Соответственно функции, которые выполняют эти компоненты в… [читать подробнее].
- — Освоение деятельности. Навыки и умения
При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в… [читать подробнее].
- — Освоение деятельности. Условия формирования умений и навыков.
Освоение деятельности = овладение операциями, формирование умений, навыков и привычек. Первичные умения ® навыки комбинируются ® вторичные умения. Формирование навыков. Первичные умения – начальная стадия. Важнейшее условие формирования навыков –… [читать подробнее].
- — Освоение деятельности. Умения. Навыки. Привычки
Умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности. Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством (например, какую-либо операцию). Они включают… [читать подробнее].
- — Вопрос 23. Виды человеческой деятельности, их классификация. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.
Виды действий Предметные Умственные Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира Разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания Возникновение и развитие различных видов… [читать подробнее].
referatwork.ru
Освоение деятельности. Знания, навыки, умения — МегаЛекции
Тема 10
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Психологическая характеристика деятельности
Структура деятельности
Освоение деятельности. Знания, навыки, умения
Основные виды деятельности
Нарушения деятельности
Психологическая характеристика деятельности
Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта (рис. 1).
1. Обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей |
2. Становится фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей |
3. Является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов |
4. Создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов |
5. Является источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития |
6. Обеспечивает познание и преобразование окружающего мира |
Рис. 1. Основные черты деятельности
Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность (рис. 2).
Особенности деятельности |
Общественный характер |
Целенаправленность |
Систематичность |
Все виды деятельности по своему содержанию и способам выполнения – продукт общественно-исторического развития человека |
Человек в своей деятельности всегда руководствуется сознательно поставленными целями, которые достигаются им с помощью сознательно организуемых средств или способов действия |
Любые действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определенному плану |
Деятельность человека носит длительный, повседневный, систематический характер |
Рис. 2 Особенности деятельности
Основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность (рис. 3).
Характеристики деятельности |
Проявляется в социальной обусловленности деятельности, в ее связи со знаниями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, ценностях, ролях и социальных связях |
Выражается в таких аспектах активности, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности |
Рис. 3. Характеристики деятельности
При анализе деятельности выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический (рис. 4).
Основные аспекты анализа деятельности |
Генетический |
Исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики выступает интериоризация, в ходе которой происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю |
В основе такого рассмотрения лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяется содержание психического отражения |
При рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности |
Структурно-функциональный |
Динамический |
Рис. 4. Аспекты анализа деятельности
Структура деятельности
В структуре деятельности следует, прежде всего, различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также и на другого человека.
Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
Далее в структуре деятельности можно выделить: мотивы, цели, способы и приемы (действия) (рис. 5).
Близкие – далекие |
Личные – общественные |
Близкие – далекие |
Экстериоризация |
Интериоризация |
Внешние, предметные |
Внутренние, умственные |
Личные – общественные |
Способы и приемы (действия) |
Рис. 5. Структура деятельности
Мотивы – те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека – на создание условий, в наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это – производство продуктов питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Тип деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими различными мотивами).
Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав деятельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятельный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности. С возрастом по мере развития человека происходит изменение мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются. Прогрессивное развитие человека характеризуется движением мотивов в сторону их все большего одухотворения (от органических к материальным, от материальных к социальным, от социальных к творческим, от творческих к нравственным).
Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.
Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).
Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей с разными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить свой кругозор, подняться на более высокий уровень нравственного развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало чьего-либо расположения.
Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения конечной цели.
Цели могут быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Цель определяется тем точнее, чем лучше субъект деятельности знает, каковы средства и условия достижения цели.
Способы и приемы(действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.
Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п. Действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать целого ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты или звенья, на которые распадается действие, являются операциями.
Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.
Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек осуществляет действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.
Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели (рис. 6). Выделяют практические (предметные) и умственные действия (рис. 7).
Основные характеристики действия |
Включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели |
Действие – одновременно акт поведения, но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием |
Через понятие действия утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности |
Понятие «действие» выводит деятельность человека в предметный и социальный мир |
Рис. 6. Характеристики действия
Виды действий |
Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира |
Разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания |
Рис. 7. Виды действий
В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части (рис. 8).
Структура действия |
Система представлений о критериях эффективности данного действия. Человек действует в зависимости от того, на основе каких знаний он ориентируется в данных условиях, какие связи и отношения вещей учитывает |
Действия исполняются определенным способом – системой операций. В зависимости от уровня психического развития человека, его опыта, знаний и других индивидуальных особенностей каждый человек осуществляет деятельность характерными для него способами. Действия отличаются количеством промежуточных операций. Исполнительские действия – это система простых действий, реализуемых комплексом движений. Коррекция действия производится на основе анализа промежуточных результатов и изменений во внешней обстановке |
Полученный результат рассматривается с точки зрения его соответствия тому побуждению, которое вызвало действие. Правильность выполнения практического действия выявляется непосредственно в его результате. Правильность выполнения познавательных действий контролируется и оценивается с помощью других контрольных действий |
Достижение результата и его итоговая оценка (контрольная часть действия) |
Исполнение действия и его корректировка |
Ориентировочная основа действия |
Рис. 8. Структура действия
Освоение деятельности. Знания, навыки, умения
Знания.Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных о сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности. Знания и действия тесно взаимосвязаны. Действия с предметами дают человеку знания одновременно об их свойствах и о возможностях обращения с ними. Сталкиваясь с незнакомым предметом, человек стремится прежде всего получить знания о том, как с ним действовать, как его использовать. Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности и повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.
Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля.
Выделяют простые и сложные навыки (рис. 9).
Несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания |
Усвоенные автоматизированные двигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека |
Автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее |
Автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета |
Автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее проблемы |
Интеллектуальный |
Рис. 9. Виды навыков
Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий (рис. 10). По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Навык возникает и функционирует как автоматизированный прием выполнения действия. Его роль заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.
Например, при обучении спортивному плаванию человек вначале осознанно, целенаправленно двигает руками, ногами, головой. Это для него действия, подчиненные цели: делать правильно. Но по мере обучения, поэтапно данные действия сокращаются, обобщаются и, наконец, выполняются как бы автоматически, без участия внимания. Каждое из них переходит на уровень операции, реализующей в комплексе с другими действие самого плавания. В итоге формируется соответствующий навык, и новая осознаваемая цель плывущего заключается не в выполнении правильных движений, а в достижении определенного результата, в победе.
Аналитический |
Синтетический |
Этапы формирования навыка |
Вычленение отдельных элементов действия и овладение ими |
Объединение элементов в целостное действие |
Упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости |
Автоматизация |
Рис. 10. Основные этапы формирования навыка
Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Поскольку в структуру действий и различных видов деятельности входит множество навыков, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного влияния (рис. 11).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координация нарушается, движения начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля.
Взаимодействие навыков |
Интерференция |
Положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием переноса является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения как в усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности |
Отрицательное влияние навыка на вновь образуемый. Одним из важнейших средств устранения и предупреждения интерференции является четкое различение и противопоставление старого и нового способов выполнения действия (при упражнениях), старых и новых условий, целей действия |
Рис. 11. Взаимодействие навыков
Умение– это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Однако умения личности не следует психологически отождествлять лишь с практической, прагматической стороной поведения. Если человек, например, не умеет водить автомобиль, то это не означает обязательного отсутствия у него соответствующих способностей или возможностей. Человек может вообще не хотеть этого делать, да и просто не заниматься вождением. Отношения между умения ми и способностями характеризуются неоднозначностью, динамичностью. Это отношения психологической взаимозависимости. Умения могут быть охарактеризованы множеством психологических параметров: направленностью, широтой, действенностью, гибкостью, обобщенностью, прочностью, осознанностью и осмысленностью. В системе и качестве умений в значительной мере проявляется и реализуется опыт личности как одна из необходимых составляющих, подсистем ее психологической структуры.
Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия.
Одно из основных качеств умений заключается в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.
Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия различных решений.
Умения делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.
Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.
Еще один элемент деятельности – это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Освоение деятельности — реферат
Освоение деятельности происходит через освоение действий, с помощью которых она реализуется. В каждом действии выделяют моторные (двигательные), сенсорные (чувствительные) и центральные компоненты, соответственно осуществляют ее выполнения, контроль и регулирование.
Способы выполнения, контроля и регулирования действий, которые использует человек в процессе деятельности, называют приемами деятельности. Зависимости от поставленных целей и уровня овладения деятельностью каждую из этих функций человек осознает неодинаково.
Для характеристики уровня автоматизации и осознания отдельных движений, входящих в состав действий, используют термин «навык», а действия, которые выполняются в условиях, которые постоянно меняются и характеризуются высоким уровнем осознания, обозначают термином «умения». Навык является составной умения.
Навык.
Овладение действием может происходить по-разному. В зависимости от цели в одних случаях человек сам конструирует необходимое действие путем «слепого» сочетания различных движений, в других — она как бы «присваивает» ее, следуя образцы ее выполнения другими людьми.
Первый путь сложный и долгий, связан со значительными трудностями и возможностью неуспеха. Второй приводит к цели быстрее. Здесь освоения действия начинается с восприятия образца ее выполнения. Наблюдая за выполнением действия и слушая словесные наставления, человек пытается выделить ее основные моменты, опорные ориентиры, запомнить ее этапы и особенности. В ней создается двигательное представление действия. При этом в головном мозге формируется ее своеобразная нервная модель. Чтобы выполнить это действие, человеку нужно воспринят образ и словесные наставления перевести на язык моторики (совокупности движений).
Первые попытки выполнения действия, т.е. практической реализации нервной модели, тяжелые: затрачивается много времени и усилий, допускается много ошибок, зачастую они и заканчиваются безрезультатно. Как метко утверждается в народной пословице — «первый блин всегда комом». Пробуя повторно выполнить действие, сознательно замечая и исправляя ошибки, человек начинает замечать ее двигательные особенности, у него появляются двигательные ощущения, необходимые для регуляции действия. Чтобы закрепить действие, человек выполняет ее многократно, т.е. управляется. Упражнение — многократное выполнение определенных действий или видов деятельности с целью их освоения, основанное на понимании и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой.
В процессе упражнения происходят изменения в приемах выполнения действия: уменьшается количество ошибок, постепенно отсеиваются лишние движения. При этом действие как бы свертывается, ускоряется, облегчается ее выполнения, движения стандартизируются, растет их автоматизация, следовательно, формируется навык.
Навык — частичная автоматизация выполнения и регулирования целесообразных движений.
Основой для формирования навыков является стереотипность условий, в которых происходит упражнения. Навыки производят и у животных путем дрессировки. Но если навыки животные являются бессознательными условными рефлексами, то у человека это сознательно автоматизированная действие, в котором сознание освобождается от контроля за выполнением приемов действия, переключается на цель и условие действия.
Психологические исследования нейродинамики мозговых процессов, происходящих при формировании навыков, показали, что при выполнении человеком упражнений в условиях, которые стереотипно повторяющиеся в коре головного мозга образуется динамический стереотип (упорядоченная система условных реакций). Функционирование навыков основывается преимущественно на першосигнальних динамических стереотипах, работающих при минимальном контроле со стороны второй сигнальной системы.
В процессе формирования навыка в ее структуре происходят определенные изменения, связанные с процессом автоматизации. Меняются прежде приемы:
1) выполнение действия — лишние движения, которые в процессе упражнения не получают положительного подкрепления, отсеиваются; действие сворачивается, выполняется легче, умело и быстрее;
2) сенсорного контроля за проведением — постепенно сфера зрительного контроля сужается, его функции передаются мышечном контроля;
3) центральной регуляции действия — внимание перемещается из процесса выполнения действия на его результат; вследствие этого значительно уменьшается количество ошибок.
Формирование каждой навыки не является самостоятельным изолированным процессом — оно происходит в системе навыков, которыми уже обладает человек. Одни из них облегчают формирование новой навыки, другие мешают, некоторые его видоизменяют. Это явление называют взаимодействием навыков.
Общая особенность выработки навыка заключается в том, что человек каждое новое задание пытается выполнять уже известным способом, используя сложившиеся приемы деятельности. Успешность такого переноса способов деятельности зависит от степени сходства проблем с точки зрения способов их решения.
Если объекты или условия двух действий человек воспринимает как похожи, в то время как в действительности они разные по приемам исполнения, контролем и регуляцией, то использование ранее усвоенных приемов деятельности неэффективно. Чтобы обнаружить их ошибочность и заменить другими, нужны время и усилия — тогда формирование новой навыки задерживается и усложняется. Негативное влияние существующей навыки на формирование новой называется интерференцией навыков (негативным переносом). Так, переход в некоторых странах с левостороннего движения автомобилей на правостороннее длительное время сопровождался автомобильными авариями, поскольку навык левосторонней езды негативно влияла на формирование навыка правостороннего движения.
Если объекты или условия обоих действий разные, в то время как действия похожи по приемам исполнения, контролем и регулированием, то формирование новой навыки облегчается и ускоряется. Положительное влияние навыки, сформировавшейся ранее, на формирование новой называется индукцией навыков (положительным переносом).
Проблема переноса имеет не только большое практическое значение — она является фундаментальной психологической проблемой. Это касается переноса и навыков и умений.
Умения.
Для успешной деятельности нужны не только навыки как частично автоматизированы действия, лишь контролируются сознанием, но и вполне осознанные действия, опирающиеся на знания. Такие действия принято называть умениями.
Умение — обусловлена знаниями и навыками готовность человека успешно достигать сознательно поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания.
В зарубежной науке не существует четкого разграничения между умением и навыком. Отечественные психологи считают, что отличительным признаком умения является использование правильных приемов и способов деятельности в новых или радикально изменившихся условиях путем сознательного и целенаправленного применения соответствующих знаний в процессе выполнения задач.
Физиологической основой умение является структура условных связей, состоящая из связей второй сигнальной системы, в которой представлены знания человека, и межсистемных связей, благодаря которым комплексы возбуждений, вызванные словом, могут динамически передаваться в первую сигнальную систему.
Если в навыках знания используются только на этапе формирования, а потом действие выполняется на основе стереотипа, то для умений характерно применение знаний и на этапе функционирования.
Умеет тот, кто знает, как выполнять определенную деятельность, и обладает соответствующими техническими приемами (навыками). Формирование умения может происходить двумя путями. В первом случае человеку дают определенную систему знаний и ставят перед ней задачи. Она должна сама найти пути его выполнения. Прибегая к различным проб и допуская ошибки, человек ищет необходимые ориентиры, способы обработки информации, приемы деятельности. Такой подход в основном реализуется в условиях школьного обучения, хотя он является недостаточно эффективным. Второй путь состоит в том, что наставник (учитель) дает ученику определенную задачу и руководит его психической деятельностью так, чтобы он самостоятельно получал и применял имеющиеся знания. Такой путь называется проблемным обучением.
Итак, в зависимости от поставленной цели основные средства деятельности (навыки и умения) формируются по-разному. Производят и закрепляют навыки путем повторения в неизменных условиях деятельности, а для формирования умений условия деятельности следует все время менять.
worldofscience.ru