Отношение к родителям обломова – Семья обломова и его родители в романе «обломов» гончарова, родители (отец и мать)

Важно!

На сайте представлено личное мнение авторов сайта, которое может не совпадать с вашим мнением, мнением вашего учителя, авторов учебников, литературоведов, общепринятой авторской позицией и т.п. Спасибо!

- Поиск по авторам - Андреев Астафьев Бажов Булгаков Бунин Васильев Гайдар Гоголь Гончаров Горький Грибоедов Грин Достоевский Жуковский Казаков Карамзин Короленко Крылов Куприн Лермонтов Лесков Некрасов Островский Пастернак Платонов Погорельский Пушкин Пришвин Радищев Распутин Салтыков-Щедрин Солженицын Твардовский Толстой Л. Троепольский Тургенев Фонвизин Чехов Шолохов Шукшин
- Поиск по произведениям - А зори здесь тихие Алые паруса Анна Каренина Анна на шее Ася Барышня-крестьянка Басни Крылова Бедная Лиза Бедность не порок Бежин луг Белый Бим Черное Ухо Белый пудель Бесприданница Бирюк Борис Годунов В дурном обществе Василий Теркин Васюткино озеро Вишневый сад Возвращение Война и мир Вольность Воскресенье Выстрел Герой нашего времени Горе от ума Господа Головлевы Господин из Сан-Франциско Гранатовый браслет Гроза Дама с собачкой Дворянское гнездо Демон Дети подземелья Детство (Горький) Детство (Толстой) Дикий помещик Доктор Живаго Дом с мезонином Дубровский Евгений Онегин Женитьба Заколдованное место Злоумышленник Изумруд Ионыч История одного города История села Горюхина Кавказ Кавказский пленник (Толстой) Капитанская дочка Карась-идеалист Каштанка Кладовая солнца Коляска Кому на Руси жить хорошо Конь с розовой гривой Коняга Крыжовник Кусака Куст сирени Левша Легкое дыхание Лошадиная фамилия Мастер и Маргарита Матренин двор Медведь на воеводстве Медной горы Хозяйка Медный всадник Мертвые души Метель Моцарт и Сальери Муму Мцыри На дне Наталья, боярская дочь Невский проспект Недоросль О любви Обломов Обыкновенная история Один день Ивана Денисовича Олеся Орел-меценат Отцы и дети Очарованный странник Палата №6 Певцы Первая любовь Песня про царя Ивана Васильевича... Пиковая дама Повести Белкина Повесть о Петре и Февронии Муромских Повесть о настоящем человеке Повесть о том, как один мужик двух.. Поединок Полтава Помпадуры и помпадурши Попрыгунья Портрет После бала Премудрый пискарь Преступление и наказание Пропала совесть Прощание с Матерой Путем-дорогою Путешествие из Петербурга в Москву Ревизор Рождественская сказка Руслан и Людмила Светлана Свои люди — сочтемся! Сказка о золотом петушке Сказка о царе Салтане Смерть чиновника Слепой музыкант Слово о полку Игореве Солнечный удар Собачье сердце Срезал Станционный смотритель Старуха Изергиль Старый гений Судьба человека Тапер Тарас Бульба Темные аллеи Тимур и его команда Тихий Дон Тихое утро Толстый и тонкий Тоска Три сестры Тупейный художник Уроки французского Фотография, на которой меня нет Хамелеон Хирургия Хорь и Калиныч Христова ночь Цыганы Чайка Челкаш Человек в футляре Человек на часах Черная курица Чистый понедельник Чудесный доктор Чудик Шинель Юность Юшка

www.literaturus.ru

Содержание

Детство Обломова в романе “Обломов” Гончарова: описание, характеристика в цитатах, роль детства в жизни героя

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой Андрея Штольца в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Рекомендуем ознакомиться с характеристикой Ольги Ильинской в поучительном произведении Ивана Гончарова “Обломов”.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.

В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.

Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

Последствия событий детства в жизни Ильи Ильича Обломова

Несомненно, что детство героя напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Илья Ильич в скором времени перенял манеру и стиль жизни своих родителей – он стал таким же ленивым и апатичным. Никакие доводы не могли повлиять на уже взрослого Обломова – он почти все время проводил лежа на диване, игнорируя даже самые необходимые дела и занятия.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову в дальнейшем стать успешным чиновником, помещиком и даже мужем. Из-за своей лени, которую в романе символически называют Обломовщиной, Илья Ильич потерял не только возможности, предоставляемые ему судьбой, но и все то, что у него уже было.

r-book.club

Обломов опека родителей — Адвокатский кабинет

Образ Обломова в романе Гончарова Обломов

Произведение “Обломов” Гончарова – социально-психологический роман, увидевший свет в 1859 году. В книге автор затрагивает ряд вечных тем: родителей и детей, любви и дружбы, поиска смысла жизни и другие, раскрывая их через жизнеописание главного героя – Ильи Ильича Обломова – человека ленивого, апатичного, чрезмерно мечтательного и совершенно неприспособленного к реальной жизни. Образ Обломова в романе Гончарова является центральным и наиболее ярким мужским образом произведения. По сюжету книги читатель знакомится с Ильей Ильичем, когда герой уже достиг тридцати с лишним лет и представляет собой полностью сформировавшуюся личность. Как многие мужчины в его возрасте он мечтает о большой семье, детях, милой, хозяйственной жене и благополучном закате жизни в родном поместье – Обломовке. Однако все эти представления о далеком прекрасном будущем остаются только в грезах героя, в реальной жизни Илья Ильич не делает абсолютно ничего, что хотя бы на шаг приблизило его к идиллической картине, которую он давно распланировал в своих мечтах.

Дни Обломова проходят в непрерывном безделье, ему даже лень подняться с постели, чтобы поприветствовать гостей. Вся его жизнь – это сонное царство, мечтательная полудрема, состоящая из непрерывного нанизывания и создания несбыточных иллюзий, которые изматывали его морально и от которых он порой уставал и изнеможенный засыпал. В этой однообразной, приводящей к деградации жизни Илья Ильич прятался от реального мира, отгораживался от него всеми возможными способами, боясь его активности и не желая брать на себя ответственность за свои действия, а уж тем более трудиться и уверенно переступать через неудачи и поражения, продолжая движение вперед.

Почему Обломов старается уйти от реальной жизни?

Чтобы понять причины эскапизма Обломова, стоит кратко описать атмосферу, в которой воспитывался герой. Родная деревня Ильи Ильича – Обломовка, находилась в отдаленной от столицы, живописной и тихой местности. Красивая природа, спокойная размеренная жизнь в поместье, отсутствие необходимости трудиться и чрезмерная опека родителей привели к тому, что Обломов не был готов к трудностям жизни вне Обломовки. Воспитанный в атмосфере любви и даже обожания, Илья Ильич думал, что встретит подобное отношение к себе и на службе. Каково же было его удивление, когда вместо подобия любящей семьи, где все поддерживают друг друга, его ждал коллектив, настроенный совершенно по-другому. На работе никто не интересовался им, никому до него не было дела, так как каждый думал лишь о повышении собственного жалования и продвижения по карьерной лестнице. Чувствуя себя неуютно, после первой же ошибки на службе Обломов, с одной стороны, опасаясь наказания, а с другой, найдя повод для увольнения, сам уходит с работы. Больше герой не пытался куда-то устроиться, живя на деньги, которые ему присылали из Обломовки и все дни проводя в постели, таким образом, надежно укрывшись от забот и проблем внешнего мира.

Обломов и Штольц – образы-антиподы

Антиподом образа главного героя в романе “Обломов” Ильи Ильича является его друг детства – Андрей Иванович Штольц. По характеру и жизненным приоритетам Штольц – полная противоположность Обломова, хотя они и являются выходцами из одного социального класса. В отличие от ленивого, апатичного, мечтательного и живущего исключительно своим прошлым Ильи Ильича, Андрей Иванович всегда стремится вперед, его не пугают неудачи, так как он знает, что в любом случае сможет достигнуть своей цели, достичь все больших высот. И если смыслом жизни Обломова является иллюзорный мир, который он выстраивает в своем воображении и ради которого живет, то для Штольца таким смыслом остается упорный труд.

Несмотря на то, что в произведении герои противопоставляются как два разнонаправленных начала и два антитетичных типа личности – интровертный и. экстравертный, Штольц и Обломов органично дополняют друг друга и нуждаются друг в друге. Без Андрея Ивановича Илья Ильич наверняка бы окончательно запустил дела в Обломовке либо продал ее за копейки кому-то вроде Тарантьева. Штольц яснее всего понимал пагубное влияние на друга “обломовщины”, поэтому всеми силами старался вернуть его в реальную жизнь, забирая с собой на светские приемы либо заставляя читать новые книги. Введение автором в повествование такого персонажа как Андрей Иванович помогает лучше понять образ Ильи Ильича. На фоне своего друга Обломов, с одной стороны, выглядит пассивным, ленивым, не желающим ни к чему стремится тюфяком. С другой же стороны, раскрываются и его положительные качества – душевное тепло, доброта, нежность, понимание и сочувствие к близким людям, ведь именно в беседах с Ильей Ильичем Штольц обретал душевное равновесие, потерянное в постоянной жизненной гонке.

Раскрытие образа Обломова через любовь

В жизни Ильи Ильича было две разных любви – стихийная, всеохватывающая, бурная и оживляющая любовь к Ольге Ильинской и тихая, умиротворяющая, основанная на уважении, полная спокойствия и однообразия любовь к Агафье Пшеницыной. Образ Ильи Ильича Обломова по-разному раскрывается в отношениях с каждой из женщин.

Любовь к Ольге была тем ярким лучом, который мог бы вытащить героя из “болота обломовщины”, ведь именно ради Ильинской Обломов забывает о любимом халате, начинает вновь читать книги, у него словно вырастают крылья, так как появляется реальная цель – возможное счастливое будущее с Ольгой, семья и собственное благоустроенное поместье. Однако Илья Ильич не был готов полностью меняться, ему чужды были стремления Ильинской к постоянному развитию и достижению новых высот. В отношениях с Ольгой Обломов первый начинает отступать и первый пишет ей письмо, в котором говорит, что ее любовь – не истинные чувства. Этот поступок можно рассматривать не только как слабость героя, его страх перед изменениями и внутреннюю пассивность, но и как лучшее понимание сферы чувств, отличное интуитивное чутье и понимание психологии других людей. Илья Ильич подсознательно ощущал, что их жизненные пути слишком разные, что Ольге нужно намного больше, чем он готов ей дать. И даже если он попробует стать для нее тем самым идеалом нежного, доброго, чувственного, но при этом непрерывно развивающегося, деятельного человека, то будет до конца жизни несчастным, так и не обретя желанного счастья.

После тяжелого, но заранее предначертанного расставания Обломова и Ольги, герой находит утешение окруженный заботой Пшеницыной. Агафья по натуре своей является идеалом “обломовской” женщины – малообразованной, но при этом очень доброй, душевной, хозяйственной, заботящейся о комфорте и сытости мужа и обожающей его. Чувства Ильи Ильича к Пшеницыной строились на уважении, которое постепенно переросло в тепло и понимание, а затем в спокойную, но сильную любовь. Вспомним, что когда Штольц пытался забрать Обломова с собой он не хочет ехать не потому, что ему лень, а потому что ему важно остаться со свое женой, которая смогла дать ему то счастье, о котором он так долго грезил.

Анализ образа Обломова дает понять, что интерпретировать Илью Ильича как однозначно положительного либо отрицательного героя нельзя. Он по-своему привлекает читателя, но и вызывает антипатию своей ленью и пассивностью, что указывает на многогранность натуры персонажа, его внутреннюю глубину и, возможно, мощный нереализованный потенциал. Обломов – сборный образ типичного русского человека, мечтательной, созерцательной личности, которая всегда надеется на лучшее и истинное счастье видит в однообразии и спокойствии. Как указывают критики, Илью Ильича Гончаров во многом списал с самого себя, что делает роман еще более интересным для современного читателя, интересующегося творчеством великого русского писателя.

schoolessay.ru

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов» (Гончаров И. А.)

Иван Александрович Гончаров написал свой роман «Обломов» еще в середине 19 века, однако данное произведение остается актуальным и в наши дни. Недаром критика приняла его бурной реакцией, ведь в романе рассматривается множество вечных философских и нравственных вопросов, которыми человек задавался во все времена.

Прежде всего, в романе рассматривается проблема закрепощения крестьян. Ярким примером может служить образ Захара, представляющего крепостного, и образ главного героя – Ильи Ильича Обломова, являющегося помещиком.

Из этой проблемы исходит другая – влияние технического прогресса на человека. Главный герой не приветствует его и даже сочувствует своему другу Штольцу: «В десять мест в один день — несчастный. И это жизнь. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

В романе мы также можем увидеть вечный вопрос, мучающий человека: чему же отдать предпочтение – холодному рассудку или искренним чувствам? Эти две противоположности мы можем найти в образе мягкого и доброго Обломова и рассудительного Штольца.

В произведении есть место и для любви. Герои романа проходят испытание любовью, именно благодаря этому трепетному чувству раскрываются их характеры, определяются судьбы. Это еще одна из вечных философских тем.

Но самой главной проблемой, на мой взгляд, является «обломовщина». Эта формулировка настолько прочно вошла в русскую литературу, что даже Вл.Даль в «Толковом словаре» дает ей определение : «русская вялость, лень, косность».

Эти качества принадлежали главному герою романа, однако если мы окунемся в его детство, то сможем понять, что Илья Ильич был таким не всегда. Он нам представляется любопытным и активным мальчиком, однако бесконечное стремление ребенка к познанию окружающего мира всегда пресекалось его няней, обязанностью которой было следить, чтобы с Илюшей ничего не случилось. На него повлияла чрезмерная опека родителей, искоренившая живость в характере мальчика. У Илюши не было необходимости трудиться, ведь за ним присматривало множество слуг. Это привело к нежеланию трудиться, а после сформировало мнение, что труд – удел низшего сословия. Именно «обломовщина», по моему мнению, разрушила впоследствии жизнь главному герою.

«Обломов» — это не просто история жизни одного человека, это социальный роман, который, на мой взгляд, будет еще не одно столетие являться великим памятником русской литературы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Детство Обломова в романе «Обломов»

Илья Ильич Обломов – главный герой романа «Обломов», апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе «Сон Обломова», где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе «Обломов».

Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками. Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только «людям», хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото «обломовщины».

Отрицательное влияние «обломовщины» на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие «обломовской» жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои. Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.

Обломов и Штольц

Андрей Иванович Штольц – лучший друг Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Это яркий, деятельный мужчина, искренне переживающий за судьбу друга и всеми силами старающийся помочь ему реализовать себя в реальном мире и забыть об идеалах «обломовщины».

Описания детства Штольца и Обломова позволяют увидеть, как разное воспитание может создать из достаточно похожих по натуре и характеру детей две совершенно разные личности – апатичного, ленивого, но добросердечного, нежного Илью Ильича и деятельного, активного, но совершенно непонимающего сферы чувств Андрея Ивановича.

Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Кроме лени, безвольности и полного отказа от социальной жизни Обломову была присуща такая неоднозначная черта, как чрезмерная мечтательность. Герой все дни проводил в мыслях о возможном будущем, придумывая множество вариантов счастливой жизни в Обломовщине. Искренне переживая каждую свою мечту, Илья Ильич не понимал, что все его планы – только иллюзии, прекрасные сказки, подобные тем, которые в детстве ему рассказывала няня и которыми он был так восхищен, представляя себя то храбрым героем, то справедливым и сильным богатырем.

В сказках и легендах, рассказываемых няней, мир вне Обломовки был изображен как нечто пугающее и страшное, где его поджидают чудища и драконы, с которыми нужно бороться. И только в родной Обломовке можно жить спокойно, ничего не боясь и не опасаясь. Постепенно герой перестает разграничивать мифическое и реальное: «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Герой, боясь неведомой, пугающей, неблагоприятной реальной жизни просто уходит от нее в мир иллюзий и мечтаний, боясь встретится с ней «один на один» и проиграть в неравном бою. Проводя все дни в мечтах об Обломовке, Илья Ильич пытается вернуться в тот безопасный мир детства, где его оберегали и заботились о нем, не понимая, что это невозможно.

В романе описание детства Ильи Обломова является ключом ко всей его жизни, позволяющим лучше понять характер и психологию героя, чье имя стало нарицательным для русской литературы и культуры. В «Обломове» Гончаров изобразил яркий типичный образ душевного, но безвольного русского человека, который остается интересным для читателей и сегодня.

Воспитание и образование Обломова

В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.

Детство Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.

Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.

obrazovaka.ru

Образ Обломова

Последние записи

И. А. Гончаров — роман «Обломов». В этом романе ав­тор глубоко исследует натуру своего героя, истоки его харак­тера, прежде всего, в картинах детства Обломова.

Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие срод­ни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там, «как ро­дительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…». И вся при­рода там представляет «ряд… веселых, улыбающихся пейза­жей…». Эта среднерусская природа с неторопливым течением рек, безмятежным духом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи.

Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянс­кого быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суе­верны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсег­да останутся в памяти героя бесконечные зимние вечера, сказ­ки няни о чудесной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красавицы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обло­мовке, в далекие детские годы, сформировалась важная черта его характера — поэтическая мечтательность. Легенды и сказ­ки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова — неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь ради карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказы­ваются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!», — заявляет Обло­мов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жиз­ни, который указала природа целью человеку». В своих по­ступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его «чиста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Так постепенно в ребенке разви­валась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова.

Таким образом, детские годы, по мысли писателя, полнос­тью определяют наш характер и жизненный сценарий.

sochineniye.ru

advokatnik.ru

Помогите ответить на вопросы по роману Гончарова "Обломов")))

1)Кто такой Обломов? Обломов Илья Ильич – дворянин «лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением… всей души» . О. целыми днями лежит у себя на диване, ничем не занимаясь. Он не способен не только управлять своим имением, но даже собраться и поехать на званый вечер. Все это представляет для него большую трудность. Важно заметить, что такое бездействие, - сознательный выбор героя: «Жизнь: хороша жизнь!... нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены совета и общества! » Идеал жизни О. мы узнаем из главы «Сон Обломова» . Герою снится его детство в родной Обломовке: спокойное, мирное, праздное, наполненное любовью и теплотой. Путь О. – типичный путь провинциальных дворян начала 19 века. О. служил в департаменте, занимался рутинной работой, из года в год ждал повышения. Но такая никчемная жизнь была не нужна герою. Он выбрал лежание на диване и стороннее созерцание пороков своего времени. Душа О. не лишена мечтательности. Он лирик, умеющий глубоко чувствовать. Но его образ жизни приглушил эту душевную особенность героя. Ненадолго разбудить ее способен только старый друг О. – Штольц. 3)Жизнь Обломова в Петербурге: (Илья Ильич живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы — упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры — не могут сдвинуть его с места, и только его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, и знакомство с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется, заставляют героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь, прежде чем он окончательно угаснет в «обломовщине» . 4) Илюша воспитывался в дворянской семье в родовом селе Обломовка, где жизнь проходила по своим особым законам. В Обломовке царил культ еды, сна, ничегонеделания и полного безупречного спокойствия. Образованием родители старались Илюшу не обременять, считая, что терять здоровье и пропускать праздники ради учебы не стоит. Поэтому при каждом удобном случае они не пускали ребенка на занятия. Вскоре и сам Илюша понял, что такое размеренное и вялое существование ему по душе. Его устраивало, что за него все делают слуги, что ему ни о чем не надо волноваться и беспокоиться. Крепостническое воспитание Обломова обусловило его характер и поведение — равнодушие к науке и служебной карьере, праздную мечтательность, неспособность к действию, даже несостоятель­ность в отношениях с любимой девушкой. «Трогает жизнь, везде достает» , — вот что больше всего беспокоит Илью Ильича. В воспитании не бывает пустяков. «Началось с неумения надевать чулки, а кон­чилось неумением жить» , — говорит Штольц, объясняя, почему Илья Ильич ду­ховно гибнет, превращается в «клад, заваленный всякой дрянью» . Илья Ильич считал покой не результатом кипучей деятельности, не наградой за нее, а постоянным, единственно возможным и правильным состоянием человека. Споря со Штольцем, Обломов убеждал его в том, что “цель всей.. . беготни — ...это выделка покоя, стремление к идеалу утраченного рая”. Следовательно, зачем трудиться, делать что-либо, если все равно придешь к тому, что Обломов хотел иметь всегда?

развернутый ответ на проблемный вопрос "Каковы причины деградации Обломова?"

touch.otvet.mail.ru

Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей.

"Сон Обломова" является ироничным описанием "рая на Земле". Это -своеобразная увертюрой романа. Сон даёт представление об окружавшей маленького мальчика атмосфере, описывается вся будущая жизнь главного героя. Гончаров описал жизнь барина "от черты до черты",показал, как Обломов становится нравственно "мертвым",постепенно охладевает к жизни. И сам автор, и его герой задумываются над тем, почему Илья Ильич такой. В конце восьмой главы первой части романа Обломов мучается этим вопросом, спрашивает себя: "Отчего же я такой?" Так и не ответив на поставленный самим собою вопрос, герой засыпает и видит сон. Именно этот сон и помогает понять, как сформировался характер Обломова. "Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте". Там мы встречаем юного Обломова. Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: "А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским... умом". Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивается автором. Но вся его пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально спелёнут. "И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос..." Обломовка это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром. В господском доме живут размеренно и не спеша. Главную заботу здесь составляют "кухня и обед" - об обеде совещаются "целым домом", долго и основательно. После обеда весь дом погружается во "всепоглощающий" сон, после которого пьют "чашек по двенадцати" чаю. Илюша растет здесь в атмосфере любви и обожания. Его страстно, самозабвенно любит мать, им живёт заботливая няня, которая рассказывает Илюше сказки о Емеле, о неведомых краях, где текут реки меда и молока и "никто ничего круглый год не делает" Здесь верят в приметы, соблюдают обряды и традиции, чтут старину и больше всего на свете боятся перемен. Лень и нелюбовь ко всякому активному действию были присущи всем обломовцам - от крестьян до господ. Отец героя, Илья Иванович, был занят тем, что ходил из угла в угол, нюхал табак или наблюдал за происходящим на дворе. Мать также была "сильно занята" - обсуждала часа по три, как перешить из старой фуфайки детскую курточку; следила, чтобы портной не украл остатки сукна; ходила поглядеть," хороню ли наливается яблоко". Обломов жил в отчем доме," как экзотический цветок в теплице". Всякое его желание предупреждалось, всегда к его услугам были "трое-четверо слуг" и верный Захар. Иногда Илюша чувствовал в себе стремление вырваться на простор жизни, ускакать на савраске в ноля или поиграть в снежки с крестьянскими мальчишками. Но такие порывы воспринимались и Обломовке с ужасом и со временем угасли. "Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая", - с горечью творит Гончаров, подводя итог повествованию о детстве героя.

Обломовка расположена довольно далеко от столицы - на расстоянии 1200 верст (почти 1300 км): "...в одной из отдаленных губерний, чуть не в Азии..." "...Что же с: тысячу двести верст не Бог знает что!.." Обломовка расположена в тихом месте: "...Обломовка была в таком затишье, в стороне, а теперь ярмарка, большая дорога!.." Обломовка - это хорошее и живописное имение, но, к сожалению, сильно запущенное: "...Имение хорошее, но сильно запущено..." "...Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей..." Обломовка это "царство" лени, тишины и неподвижности: "...все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью..." Раньше жизнь в Обломовке всегда была похожа на праздник. Жители деревни (и хозяева, и крестьяне) никогда не любили работать: "...Обломовка: там вечный праздник! Там сбывают с плеч работу, как иго; там барин не встает с зарей и не ходит по фабрикам около намазанных салом и маслом колес и пружин..."

touch.otvet.mail.ru

Мое отношение к Обломову сочинение-рассуждение

Социально-психологический роман Гончарова Обломов это классика второй половины девятнадцатого века, где в образах героев перед нами предстают представители поколения писателя. Многие из них так и не смогли поменять свое отношение к труду, оставаясь бездельниками и лентяями, поэтому в романе и появился персонаж в образе Обломова. Давайте кратко познакомимся с образом героя, его отношением к жизни, службе, родителям, чтобы потом выразить мое отношение к Обломову.

Внешность и внутренний мир Обломова

Знакомя с главным героем романа, Гончаров представляет на суд читателя мужчину тридцати двух лет. У него средний рост и даже неплохая внешность. Однако из-за лени и недостатка движения, его тело обрюзгло в самом расцвете сил. Все в поведении Обломова говорит не только о его изнеженности, но и лени. Ему постоянно хочется спать, и хотя в юности у Обломова были неплохие планы на будущее, но с возрастом они исчезли. Лень настолько поглотила Обломова, что он стал ко всему равнодушен. Его внутренний мир стал скудным, он не интересовался книгами и происходящими событиями. Как не пытались друзья пробудить Обломова, результата они не добились. Обломовщина захватила его с головой и засосала. Тому виной было воспитание родителей и та жизнь, которую он вел, где все делалось за него и вместо него. Обломов потерял интерес к жизни и не видел смысла в ее участии, ведь окружающее общество с его лживыми натурами для него было чуждо. Людей он видит такими же сонными, как и он сам, и не понимает, чем он хуже, выбирая свою ленивую, размеренную жизнь. Обломов не признает высший свет с его бесчувственностью и отсутствием вольной мысли.

Отношение Обломова к жизни

Какое отношение Обломова к жизни, семье и родителям? В целом, никакое. Представление о будущей семейной жизни его напрягает, ведь это ответственность, которую он не хочет брать на себя из-за лени. Далее он рассуждает о будущем, но никаких действий для его реализации не предпринимает. Он не двигается вперед и его все устраивает. И действительно, зачем работать и зарабатывать, когда имение и так приносит доход. Зачем стремиться к большему, когда на первом месте стоят деньги и их приумножение. И подобное отношение мы видим ко всему. Ему неинтересна служба, поэтому сделав ошибку в работе, он поспешил уволиться. Теперь он предпочитает жить в своей комнатушке, среди пыли и хлама, и носит ужасный халат, который никогда не стирался. Иногда поражаешься равнодушию Обломова к своей внешности и судьбе, и действительно не понимаешь, почему так происходит с человеком.

Мое отношение к Обломову

Если честно, то мне очень жаль Обломова и всех подобных ему людей. Ведь, как я понимаю, такое состояние было привычно в ир время для многих. Страшно, что обломовщина настолько сильна у людей, что даже любовь к Ольге не смогло его подвигнуть что-то изменить в своей жизни. С одной стороны видим некое движение, но груда сомнений, боязнь ответственности все вмиг меняет и сонливое состояние вновь затягивает Обломова. А это становится причиной утраты любви и единственного шанса изменить свою судьбу. Потеряв любовь, Обломов стал угасать и его сердце действительно прекращает биться.

Очень обидно за героя, что не смог заставить себя идти к своей цели. И здесь мне действительно сложно описать мое отношение к Обломову. Вроде бы хороший, добрый человек, никому не желающий зла. Но такой слабохарактерный. Мне не нравятся такие люди. Я целеустремленный человек, и таких же людей желаю видеть рядом. Очень хочется, чтобы люди смогли побороть обломовщину в душе, и она не погружала их в бесцельную жизнь и примитивное существование. Только двигаясь вперед и развиваясь, мы сможем жить полноценно. А преград, которые повстречаются на пути, бояться не нужно. Нам все по силам, и любое препятствие можно преодолеть. Именно поэтому мое отношение к Обломову отрицательное.

Мое отношение к Обломову сочинение-рассуждение

А какую оценку поставите вы?

sochinyshka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *