Отрицательное подкрепление: как использовать — Психологос
Фильм «Змея в тени орла»
Отрицательного подкрепление — метод изменения нежелательного поведения. Заключается в моментальной и неприятной для обучаемого реакции на его нежелательное поведение, которая прекращается, как только поведение хоть чуть-чуть улучшилось.
Для животных используют электропастух — изгородь, которая, если животное к ней подойдет и дотронется ударит его током. Но действие изгороди моментально кончается, как только животное перестало с ней каким-либо образом соприкасаться.
Как пользоваться методом отрицательного подкрепления?
По-первых, только как добавлением к позитиву, на фоне положительного подкрепления. Это общее и самое главное правило использования отрицательного подкрепления, без него метод отрицательного подкрепления приводит к слабым и низким результатам. Как редкое дополнение к методу положительного подкрепления, для более быстрого результата — отрицательное подкрепление использовать можно и нужно, примерное соотношение позитива и негатива — 7:1 (на семь «поглаживаний» — один «тычок»).
Второе — когда обучаемый «в ресурсе». Отрицательное подкрепление хорошо работает только в том случае, если обучаемый находится в ресурсном состоянии, позитивен и готов принять в том числе и отрицательное подкрепление. Глупо пытаться поддеть человека, который сейчас сам в трудных чувствах. Вначале его нужно вернуть в позитивное или как минимум спокойное состояние.
И, третье, в качестве профилактики «звездной болезни». Отрицательное подкрепление хорошо работает с перспективными, быстро развивающимися, талантливыми обучаемыми, в качестве профилактики «звездной болезни». В этом случае также разумно использовать отрицательное подкрепление не как основной метод обучения, а как дополнение к позитивному подкреплению, и применяется, когда обучаемый в позитивном и спокойном состоянии.
Как иллюстрация правильного использования метода: одна из команд по гандболу регулярно выигрывала и легко побеждала матч за матчем. Впереди оставалось два матча. Первый, который не был решающим и второй, финал с сильным противником.
Тренер заведомо выстроил игру в первом матче так, что команда оказалась проигравшей. Это было стимулом для игроков, которые уже расслабились собраться и снова выложиться. В результате команда стала чемпионом.Примеры грамотного метода отрицательного подкрепления?
В современных иномарках, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, включается звуковой сигнал, который прекращается, как только вы пристегнулись. По тому же принципу действует датчик закрытия двери в машинах и еще некоторых холодильниках. Он будет пищать до тех пор, пока дверь не окажется закрытой. Это вариант грамотного использования негативного подкрепления.
В отношениях — если например, любимый долго и нудно ворчит без дела, начинайте заниматься своими делами и не обращайте внимание до тех пор, пока тема его ворчания не исчерпается и он не начнет говорить о чем-то еще.
Если ребенок шумит и закатывает истерику, например в машине — останавливайте машину и сообщайте, что дальше вы не поедете, пока не станет тихо. Все уговоры игнорируются, ведь тихо не стало. Как только воцарилась тишина — едем дальше.
Или, хотите себя приучить (или отучить) к чему-то новому? Придумайте маленькую штрафную санкцию, которая легко осуществима в момент неправильного поведения: например наденьте на руку небольшую канцелярскую резинку и, совершив то, что не хотели, оттяните и несильно стукните себя по руке: это не больно, а внимание привлекает.
Отрицательное подкрепление — Психологос
Фильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»
Фильм «Мефисто»
Отрицательное подкрепление — неприятное воздействие, которым сопровождают нежелательное действие с целью его изменения.
Отрицательное подкрепление имеет свои разновидности, основные из которых:
- Негативный кликер,
- Негативное сопровождение,
- Наказание.
В реальности люди нередко используют все эти разновидности отрицательных подкреплений одновременно, что создает для теоретиков путаницу. Тем не менее — постараемся разобраться!
Негативный кликер — это мгновенное негативное послание адресату в момент принятия им ответственного решения. Иногда это похоже на напоминание…
Важно, что послание мгновенное, и что посылается именно в мгновение принятия решения. Если все сложилось, то решение поворачивается в нужную сторону, как в первом ролике: маленький динозаврик задумал остановиться, но папа динозавр резко хрюкнул: «Вперед, а не то!». Малыш пискнул и побежал вперед…
Ситуация «Чтение в темноте». Дочери 13 лет. Вы заглядываете к ней в комнату и видите, что окна зашторены и она читает в темноте. «Ты что в темноте читаешь? Сядь к свету или включи свет!» — (кстати, как такое обращение можно сделать более эффективным, смотри…)
— А мне нормально, мне светло! (играет дурочку)
— Подойди сюда. (дождались, пока она встанет и подойдет).
— (глядя в глаза) Ты сказала, что тебе нормально, что тебе светло. Это не так, и ты это знаешь. Пожалуйста, если я говорю тебе дельные вещи, то реагируй на них как следует, серьезно. Хорошо?
— Хорошо…
— Ну тогда целуй папу (подставил щеку, чмок) — и пойдем завтракать, мама сделала там что-то очень вкусное!
— Иду! (все весело)
Тут было отрицательное подкрепление на реакцию дурочки и не было наказания, см.↑ Кстати, обратите внимание на внимание к формату.
Негативный кликер — прием очень эффективный, но очень трудный в исполнении: нужно все время отслеживать поведение объекта и иметь техническую возможность доносить до него негативное послание… Подробнее об этом читайте здесь: Правило нужного момента, или точка бифуркации.
Негативное сопровождение — длящийся негатив, сопровождающий нежелательное поведение до тех пор, пока оно не прекратится и не превратится в поведение допустимое. Наградой здесь является прекращение неприятности… Именно эту разновидность негативного подкрепления чаще всего использовал лидер бихевиоризма Бересс Скиннер.
Я нередко использовал свои педагогические разговоры с детьми именно как негативное давление на них. Мои разговоры были умными и добрыми, но дети хотели не меня слушать, а играть. Но пока они меня слушать не хотели и играли Дурика, я с ними по доброму все разговаривал и разговаривал. И скоро они понимали, что единственный способ освободиться от этой доброй папиной педагогики — это включить голову и сделать нужные выводы. И тогда — на свободу!!
Наказание (в большом объеме — возмездие, в бытовых ситуациях упреки или ругань) — неприятность, которая свершается после нежелательного (с чьей-то точки зрения) поступка. Наказание делать несложно, сложно сделать его эффективным…
В видео фрагменте из фильма «Мефисто» премьер-министр не просто отказывает директору театра в его просьбе. Он орет на него и бьет его словами, создавая тем самым отрицательное подкрепление и обеспечивая то, что в следующий раз у директора не возникнет желания к нему с подобными просьбами приходить. Плюс создавая установку, что если дано распоряжение «Уходите», то уходить надо немедленно, а не стоять и колебаться…
Отрицательное подкрепление и наказание
Отрицательное подкрепление и наказание — это разные вещи. Отрицательное подкрепление — заключается в моментальной реакции и причинении неприятных переживаний в момент свершения нежелательного поведения. Все неприятное заканчивается, как только прекратилось поведение. Наказание — свершается после поведения, независимо от того, было изменено поведение или не было. См.→
Отрицательное подкрепление в практической психологии
Отрицательное подкрепление часто и успешно используется в психологической помощи и консультативной практике. См.→
Что это такое и как это работает?
Что такое отрицательное подкрепление?
Отрицательное подкрепление — это метод, который можно использовать для обучения определенному поведению. При отрицательном подкреплении в ответ на стимул отнимается что-то неудобное или иное неприятное. Со временем целевое поведение должно нарастать с ожиданием того, что неприятную вещь отнимут.
Читайте дальше, чтобы узнать больше об этом типе обучения.
Отношения между поведением и последствиями являются частью типа обучения, называемого оперантным обусловливанием. Он восходит к концу 1930-х годов.
Чтобы отрицательное подкрепление сработало, все, что отнимается, должно быть убрано сразу же после рассматриваемого поведения. Конечный результат состоит в том, чтобы любое поведение продолжалось и даже усиливалось.
Примеры
Человек слышит громкий сигнал тревоги. Они нажимают кнопку STOP на будильнике, чтобы остановить шум. Теперь всякий раз, когда срабатывает будильник, они как можно быстрее нажимают кнопку «СТОП».
- Поведение до: громкий будильник
- Поведение: человек выключает будильник
- поведение после: больше нет раздражающего звука не убирать свою комнату. Ребенок начинает убирать свою комнату, чтобы остановить жалобы. Теперь ребенок убирает свою комнату более регулярно, чтобы не жаловаться.
- До поведения: жалобы родителей
- Поведение: Ребенок убирает в комнате
- Поведение после: Хватит жаловаться
- Будущее поведение: Ребенок поддерживает чистоту в комнате
Положительное подкрепление — это когда вы даете что-то человеку в ответ на определенное поведение. Это может включать что угодно: от пособий до особых мероприятий и словесной похвалы. Идея состоит в том, что предоставление этой вещи повысит вероятность того, что поведение будет продолжаться.
Например, ребенку говорят, что он будет зарабатывать 5 долларов за каждую пятерку в своем табеле успеваемости. Ребенок начинает получать хорошие оценки. Положительным подкреплением здесь являются 5 долларов за каждую пятерку. Достигаемое поведение — это хорошие оценки ребенка.
Целью как положительного, так и отрицательного подкрепления является улучшение поведения. Разница в том, что при отрицательном подкреплении поведение приводит к убиранию чего-то неприятного. При положительном подкреплении поведение приводит к зарабатыванию или достижению чего-то желаемого.
Многие путают отрицательное подкрепление с наказанием. Ключевой областью, в которой эти два метода различаются, является конечный результат. При подкреплении добавление или удаление чего-либо предназначено для улучшения поведения. С наказанием добавление или удаление чего-либо предназначено для уменьшения или ослабления поведения.
Возможно, вы уже знакомы с конкретными примерами наказаний. К ним относятся такие вещи, как тайм-ауты, заземления или потеря привилегий. Однако, как и в случае с подкреплением, наказание можно разделить на положительное и отрицательное.
- При положительном наказании вы добавляете что-то неприятное в ответ на поведение. Например, ребенок жует жвачку на уроке, что противоречит правилам. Наказание — это учитель, дисциплинирующий их перед классом. Ребенок перестает жевать резинку в стакане.
- При отрицательном наказании вы убираете положительное подкрепление в ответ на поведение. Например, старшая сестра придирается к младшему брату. Наказание — родитель забирает любимую игрушку. В результате девушка перестает приставать к брату.
Итак, вы должны использовать отрицательное подкрепление или наказание? Вспомните свою цель. Если нужно усилить определенное поведение, лучшим подходом будет отрицательное подкрепление. Если нужно уменьшить поведение, наказание может быть лучшим способом.
Хотя слово «негатив» может вас сбить с толку, использование этого метода для изменения поведения не обязательно плохо. В негативном подкреплении слово «негативное» больше относится к акту отнятия чего-либо, подобно знаку минус в математическом уравнении.
Обычно то, что удаляется в ответ на такое поведение, является чем-то, что человеку кажется неприятным или неудобным. Удаление часто приводит к благоприятному исходу для человека.
Отрицательное подкрепление может быть эффективным инструментом при правильном использовании. Однако использование отрицательного подкрепления не всегда может привести к желаемым результатам. Этот тип обусловливания поведения предназначен просто для усиления поведения. В результате это может работать в обоих направлениях, усиливая как благоприятное, так и неблагоприятное поведение.
Примеры отрицательного подкрепления за неблагоприятное поведение
Ребенок кричит всякий раз, когда ему предлагают макароны и сыр во время еды. Когда они кричат, родители тут же отбирают еду. Каждый раз, когда предлагаются макароны и сыр, истерики ребенка усиливаются, и родители уступают.
- Поведение до: Макароны с сыром на тарелке ребенка
- Поведение: Ребенок кричит
- После поведения: Родители забирают еду
- Поведение в будущем: Ребенок будет кричать всякий раз, когда ему предлагают макароны с сыром
Ребенку не нравится носить определенную рубашку, которую ему купила мать. Ребенок заметил в прошлом, что мать не заставляет его носить испорченную одежду, поэтому ребенок разрезает рубашку ножницами. Когда мать обнаруживает это, она забирает рубашку.
- Поведение до: Ужасная рубашка
- Поведение: Ребенок портит одежду
- Поведение после: Мать забирает рубашку
- Поведение в будущем: Ребенок портит одежду, которую не хочет носить
Негативное подкрепление может работать в классе.
Пример отрицательного подкрепления в классе
Учащийся с аутизмом учится общаться с помощью картинок. Учащийся работает с символом «нет» в виде круга с перечеркнутой линией, также известным как изображение «нет» в PECS. Учитель помогает ученику научиться показывать картинку «нет», когда ему предлагают что-то, что ему не нравится. Теперь, когда ребенку предлагают что-то, чего он не хочет, он показывает картинку «нет».
- Поведение до: Ребенку дали что-то, чего он не хочет
- Поведение: Ребенок показывает картинку «нет»
- Поведение после: Убрали нежелательный предмет
- Поведение в будущем: Ребенок показывает картинку «нет», когда хочет что-то взять прочь
В этом примере отрицательное подкрепление полезно для ребенка. Тем не менее, положительное подкрепление, как правило, является лучшим подходом к поведению в классе. Это может включать такие вещи, как мотивация детей с использованием небольших призов, социальных мероприятий и особых привилегий для повышения позитивного поведения.
Положительное подкрепление в классе
Чтобы создать метод положительного подкрепления в классе:
- Узнайте, что мотивирует ваших учеников. Вы можете рассмотреть вопрос о написании опроса, чтобы они заполнили.
- Сосредоточьтесь на определенном поведении, которое вы хотите изменить. Например, может быть, вы хотите, чтобы учащиеся лучше сдавали задания.
- Четко определите желаемое поведение для ваших учеников. Например, сообщите учащимся, что вы хотите, чтобы они сдавали задания вовремя. Будьте как можно более конкретными при определении ваших ожиданий.
- Предъявите поощрение сразу после того, как увидите желаемое поведение. Например, если класс сдал все задания вовремя, немедленно похвалите их или поощрите другими мотиваторами, например особыми привилегиями.
Не все дети одинаково реагируют на подкрепление. Возможно, вам придется изменить свой подход, чтобы учесть различия.
Существует множество способов поощрения и сдерживания поведения. Отрицательное подкрепление может быть полезным инструментом, если вы хотите усилить определенное поведение. Наказание, с другой стороны, предназначено для уменьшения поведения. Слово «негативный» просто относится к изъятию чего-то и не означает, что этот метод плохой и не стоит изучения.
Независимо от того, какой метод дисциплинарного взыскания вы выберете, наиболее важными аспектами являются последовательность и время наступления последствий.
Что такое отрицательное подкрепление и как оно работает?
Б. Ф. Скиннер , американский психолог, изучавший бихевиоризм, впервые ввел термин «отрицательное подкрепление» в свою теорию оперантного обусловливания. Скиннер обнаружил, что при использовании отрицательного подкрепления поведение усиливается за счет остановки, устранения или избегания отрицательного результата или аверсивного стимула (Skinner, 19). 63 , Оперативное поведение ).
Чтобы подтвердить эту теорию, Скиннер провел эксперименты по отрицательному подкреплению, поместив крысу в коробку Скиннера и подвергнув ее серии слабых ударов электрическим током. Крыса двигалась по коробке, а затем наткнулась на рычаг, который отключал электрический ток. Последствие действия (отсутствие удара током) подкрепляло поведение (переключение рычажного переключателя).
Скиннер обнаружил, что крысы научились избегать поражения электрическим током, щелкая рычагом еще до того, как подавался ток. Они узнали, что когда загорается свет, начинается электрический ток, поэтому они научились сразу же нажимать на рычаг.
Отрицательное подкрепление включает в себя одно из следующего в ответ на поведение:
- Что-то удаляется
- Что-то прекращается
- Что-то уменьшается
- Что-то откладывается через удаление
- 90 , уменьшение или отсрочка, аверсивное событие не произойдет. Примеры отрицательного подкрепления
Люди ежедневно используют отрицательное подкрепление и могут не осознавать этого. См. следующие примеры:
Вы идете на пляж в жаркий солнечный день. Боязнь солнечных ожогов заставляет вас заранее намазаться солнцезащитным кремом. Ваш страх получить солнечный ожог является аверсивным стимулом. Положительный результат – отсутствие солнечных ожогов.
Ваши дети начинают заниматься своими делами без просьб (положительный результат), чтобы вы не принуждали их выполнять работу по дому (отрицательный стимул). отталкивающий раздражитель). Вы начинаете движение по этому маршруту, чтобы сэкономить время (положительный результат).
Учитель исключает домашнее задание, если его ученики усердно работают и выполняют свои задания в классе. В свою очередь, учащиеся работают усерднее и продуктивнее (положительный результат), поэтому им не нужно делать домашнюю работу (аверсивный стимул).
Чем не является отрицательное подкреплениеЧтобы понять, что такое отрицательное подкрепление, давайте посмотрим, чем оно не является.
- Отрицательное подкрепление — это не то же самое, что наказание.
- Отрицательное подкрепление не противоположно положительному подкреплению.
- Отрицательное подкрепление не усиливает отрицательное поведение.
Во-первых, отрицательное подкрепление и наказание — это не одно и то же. Отрицательное подкрепление включает удаление чего-то негативного для усиления поведения . С другой стороны, наказание включает либо наложение чего-то нежелательного, либо устранение положительного стимула для ослабления или устранение поведения .
Например, ребенок лжет, выполняя свою работу по дому, поэтому родители дают ему дополнительную работу. Лишние хлопоты — нежелательное последствие для устранения лживого поведения.
Другой пример: учитель отнял у ученицы перемену, потому что она слишком много говорила в классе. Здесь учитель убирает что-то положительное (перерыв), чтобы ученик не говорил слишком много в классе.
Отрицательное подкрепление не противоположно положительному подкреплению.
Иногда отрицательное и положительное подкрепление ошибочно принимают за противоположности. Однако это не так; как отрицательное, так и положительное подкрепление имеют один и тот же конечный результат: усиление поведения.
Положительное подкрепление сосредоточено на предоставлении благоприятного стимула для получения желаемой реакции. Например, если ваш ребенок выполнит все домашние задания, он сможет играть на своем iPad. Ребенок положительно подкрепляется использованием iPad; поэтому он выполняет домашнее задание.
Положительное подкрепление относится к доставке чего-то положительного, тогда как отрицательное подкрепление относится к удалению или уменьшению чего-то отрицательного. Хотя это разные процессы, они оба имеют одинаковый эффект усиления определенного поведения.
Отрицательное подкрепление не усиливает отрицательное поведение.
Отрицательное подкрепление для поведенческого подкрепления вовсе не является отрицательным. Термин «негативный» в этом смысле просто означает «отнимать что-то».
Аналогично, негативное подкрепление не усиливает негативное поведение. Это усиливает поведение, которое устраняет негативный стимул. Устранение этого стимула приводит к положительному результату.
Когда использовать отрицательное подкреплениеОтрицательное подкрепление является наиболее эффективным для закрепления желаемого поведения и должно использоваться сразу после поведения. Если между поведением и подкреплением проходит слишком много времени, реакция может быть неэффективной.
Отрицательное подкрепление можно применять где угодно:
- Самостоятельность
- Развитие ребенка/воспитание детей
- Классная обстановка
- Рабочая среда
- Отношения в семье/друзьях
- Дрессировка домашних животных
Отрицательное подкрепление можно использовать в любой ситуации, когда необходимо изменить поведение.