Основные периоды жизни — Портал «История Казахстана»
Ахмет Дюсенбаев,
Научный
сотрудник-хранитель
Музея истории
казахстанской науки
РГП «Ғылым ордасы» МОН РК
Когда мне было четырнадцать лет, мой отец был
так глуп, что я с трудом переносил его, но когда
мне исполнился двадцать один год, я был изумлен,
насколько этот старый человек
за истекшие семь лет поумнел.
Марк Твен
Обычно у нас большинство людей отмечают юбилеи в 50, 55, 60, 65 лет и так далее. Но соответствуют ли отмечаемые «нулевые» даты реальным этапам человеческой жизни, ступеням биологической и социальной зрелости? В этом вопросе нам поможет возрастная физиология и психология.
Дифференциация возрастов и налагаемые ею особенности на отношения между людьми присутствуют во всех странах. Рассматриваемая проблема волновала мыслителей во все времена. Высказывание Конфуция: «В 15 лет я погрузился в учебу. В 30 обрел самостоятельность, в 40 избавился от сомнений, в 50 познал волю неба, в 60 научился отличать правду от лжи, в 70 я стал следовать желаниям моего сердца». Сложившиеся в нашем обществе возрастные стереотипы не во всем отличаются целесообразностью.
Норберт Винер сравнивал жизнь человека с пламенем свечи: в каждый момент мы те же и уже не те.Для специалиста психофизиологические перемены от одной ступени жизни к другой видны невооруженным глазом. Ученые выявили взаимосвязь между возрастом и темпераментом, типами характеров и стилем поведения, установили также, что характер формируется к 17 годам, а трем типологическим группам характера соответствуют три ключевых периода жизни: импульсивному – молодость, конформному – зрелость и критичному – старость.
По данному поводу В. Белинский писал: «Человек имеет свои эпохи возрастания, не сообразуясь с которыми, можно затушить в нем всякое развитие».
Поскольку это модель, то здесь речь идет отенденциях, и границы возрастных периодов и этапов условные. Это своеобразный идеал, к которому человек должен стремиться по мере своих возможностей. Импульсивный тип – напористый, активный, энергичный. Конформный – гибкий, податливый, осторожный. Критичный – принципиальный, придирчивый, рациональный.
Самому экспрессивному, крикливому, шумливому и слезливому истеричному периоду жизни отводится всего один год, но это самый интенсивный временной отрезок молодости.
Применительно к этому вопросу очень точно замечено А. Шопенгауэром: «Час ребенка длиннее, чем день старика».
В пору подсознательно пребывающего младенчества (1 год) ребенок растет и развивается чрезвычайно быстро, и оно, включая внутриутробный период (изучаемый самостоятельной наукой – эмбриологией) по своей значимости равносильно последующему 12-летию.
Особенность данного возраста удачно раскрыта С. Торайгыровым: «Вот я – младенец. Начинаю путь! Я – ангел. Я не ведаю стыд. Всегда я волен, и во всем я прав. Расту я по часам – мятежно, навзрыд!»
В беззаботном детстве (1-13 лет) наблюдается самая высокая общая двигательная активность. Условно можно разбить его на три этапа: ясельный(1-3 года), детсадовский(3-7 лет) и младший школьный(7-13 лет), когда эмоциональность психики постепенно убывает и динамизм становится уже более осознанным и менее подсознательным, чем прежде.
Оригинально высказывание по этому поводу у Амброза Бирс: «Детство – это период жизни, промежуточный между идиотизмом младенчества и безрассудством юности; находится в двух шагах от греха зрелости и в трех – от раскаяния старости».
В потенциально мобильной молодости
Этот период тоже состоит из трех этапов: отрочество(13-17 лет), юность(17-21 год) и венец молодости(21-25 лет). Если на первом этапе преобладает динамизм психики, то на третьем уже превалирует ее пластичность.
Так восторгался молодостью Омар Хайям: «Юность – птица: не помню, когда прилетала. И когда унеслась, легкокрылая, вдаль».
Об этом свидетельствует короткая, но яркая жизнь смелых и благородных людей. Например,А. Молдагулова прожила 18 лет, Жанна Д’Арк 19 лет, М. Маметова 20 лет, Э. Галуа 21 год, Н. Абдиров 23, Н. Добролюбов 25.
Около половины общего развития умственных способностей у детей проходит в первые три года жизни, треть – между тремя и семью, остальное – между семью и семнадцатью годами. Не менее велико значение этих лет и для формирования эмоциональной сферы для всей последующей жизни. Вот как писал о «необозримости» одного лишь периода молодости-отрочества Борис Пастернак: «Сколько бы нам потом ни набегало десятков, они бессильны заменить этот ангар, в который мы залетаем за воспоминаниями, порознь и кучно, днем и ночью, как учебные аэропланы за бензином. Другими словами, эти годы в нашей жизни составляют часть, превосходящую целое, и Фауст, переживший их дважды, прожил сущую невообразимость, измеряемую только математическим парадоксом».
Взрелом возрасте(25-61) реакция организма, скорость психических процессов заметно уступают предыдущему периоду, но зато больше уступчивости в стратегии поведения, чем в молодости.
С этой высоты иронично воскликнул Анри Этьенне: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!»
Начальному этапузрелости – активноплодотворному возрасту (25-37) – в большей степени свойственно сочетание высокого динамизма психических процессов с гибкостью поведения, или, говоря иначе, налицо пластично-динамичное проявление психики. В творческом плане данный этап наиболее продуктивен. Именно в этом возрасте одаренные люди чаще всего испытывают взлет интеллектуальных способностей. Ярким примером тому служат жизнь и творчество великих людей.
Однако некоторые, по определению Конфуция, лишь огорчают близких:«Тот, кто дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, – конченый человек».
Не преодолели рокового возраста: Н. Абель (27 лет), М. Лермонтов (27 лет), В. Цой(28 лет), Ч. Валиханов (29 лет), С. Есенин (30 лет), А. Македонский (33 года), А. Грибоедов (34 года), В. Чкалов (34 года), Ю. Гагарин (34 года), В. Моцарт (35 лет), Дж. Байрон (36 лет), принцесса Диана (36 лет), А. Пушкин (37 лет), Ван Гог (37 лет), В. Белинский (37 лет), А. Рембо (37 лет), В. Маяковский (37 лет).
Для среднего этапа – вершины зрелости (37-49 лет) – характерно наиболее рациональное и результативное поведение. Это «золотая пора», когда человек накопил много знаний, жизненного опыта, профессиональных навыков и достиг вершины своих потенциальных возможностей. Это пиксоциальной зрелости и служебной карьеры, возраст новых лидеров.
В лучших традициях восточной мудрости рассуждал древнетюркский мыслитель Юсуф Баласагуни: «Сорокалетье – вот рубеж извечный. Попутный ветер был, теперь он встречный».
Не достигли полувекового возраста: Муса Джалиль(38 лет), Эрне́сто Че Гева́ра (39 лет), Джэк Лондон (40 лет), А. Блок (41 год), Ф. Магеллан (41 год), Джо Дассен (42 год), В. Высоцкий (42 года), Н. Гоголь (43 года), А. Чехов (44 года), С. Сейфуллин (44 года), И. Шиллер (46 лет), Кенесары (46 лет), Дж. Кеннеди (46 лет), Аттила (47 лет), Т. Шевченко (47 лет), А. Колчак (47 лет), С. Юлаев (48 лет), Л. Корнилов (48 лет), Эдит Пиаф (48 лет), Ж. Фуко (49 лет), Ф. Дзержинский (49 лет).
Позднему этапу зрелости – солидному возрасту (49-61 год) – соответствует все еще гибкое, но несколько степенное поведение, то есть субпластичность психики. По существу это посткульминационный этап, когда человек становится уже менее убежденным и более осторожным, чем раньше, обретает степенность и внешнюю солидность, начинает впервые ностальгически оглядываться назад, вспоминать невозвратимые годы юности, причем в каких-то случаях стараясь походить на импульсивных молодых людей.
Прожили более полувека: Майкл Джексон (50 лет), Ж.Б. Мольер (51), О. Бальзак (51), Б. Наполеон (52), Петр I (53), В. Ленин (53), М. Ломоносов (54), Х. Колумб (55), Шакен Айманов (56), Авиценна (57), Л. Бетховен (57), А. Мицкевич (57), Г. Гейне (59), Стендаль (59), Г. Флобер (59), Абай (59), Ф. Достоевский (60), Д. Боккаччо (61), Г. Гегель(61), А. Ампер (61), Н. Чернышевский (61).
В большинстве случаев тактичны люди пожилого – предстарческого возраста (61-73 года). В это время человек склонен поучать других, мудрствовать, а порою излишне. Иногда от этих «мудрецов» уходят собственные дети, такчто старики тянутся к внукам. К этим годам люди действительно накапливают много знаний ибольшой жизненный опыт. Это почтенный возраст, и такие люди заслуживают уважительного отношения в семье и обществе. Но они выглядят несколько навязчивыми.
Их душевное состояние изнутри высветил 43-летний Абай: «В кручине, в бессоннице ты весь поник. Гнев – горький яд, думы – желчь, ты уже старик!» Прожили на свете более 60 лет: Н. Лобачевский(63 года), А. Нобель (63), М. Копеев (63), Ф. Рузвельт (63), А. Собчак (63), К. Сатпаев (64), Хафиз (65), Тамерлан (69), Абылайхан (70), Б. Момышулы (71), Чингисхан (72), Имам Шамиль (72), Ч. Дарвин (73).
Как правило, в значительной степени категоричен старческий возраст (73-85 лет), когда человек становится замкнутым, вдумчивым и критичным – чаще, или самокритичным – реже. Характер все больше обретает черты упрямого и убежденного интроверта, обращенного в свой внутренний мир. Высокий динамизм психической деятельности сменяется инертностью психофизиологических процессов. Это возраст мудрецов – людей рассудительных, их девиз – семь раз отмерь! Данная возрастная категория избегает шумных, веселых компаний так же, как и одежды ярких и броских расцветок. Они предпочитают уединение, критикуют всех, особенно молодежь, за что их называют ворчунами.
О чем говорил великий персидский математик и астроном: «Старость– дерево, корень которого сгнил. Возраст алые щеки мои посинил. Крыша, дверь и четыре стены моей жизни. Обветшали и рухнуть грозят со стропил».
Значительно дольше прожили А. Ясауи (73года), М. Ганди (79), А. Маргулан (80), Л. Толстой (82),Саади (85), Г. Потанин (85).
Сентиментальны в основном престарелые (85-97 лет) люди. Для них свойственный депрессивный стиль поведения является зеркальным отражением экспрессивного младенчества с противоположным знаком, поскольку чрезмерно повышенная эмоциональность психики, угасая, сменяется на сенситивность, то есть на сверхчувствительность и легкую ранимость, когда нет слез на глазах, как это бывает у младенцев, но тайком плачет легкоранимая мнительная душа.
Как писал Рудаки: «Да, был я молод и счастлив, имел все блага земли. Недаром Саманиды меня высоко вознесли. Но годы весны сменились годами суровой зимы. Дай посох! Настало время для посоха и сумы».
Все меньше тех, кому выпало долголетие: М. Тэтчэр (88 лет), Ш. Чокин (90), Н. Мандела (95), Жамбыл (99).
Период престарелого возраста начинается в 85 лет и от этой вершины до 100 лет уже остается чуть больше одного «круга» – сегментного возраста, то есть «мушел». Это удел глубокой старости.
Удел не из легких и простых, считал Омар Хайям: «Книга жизни моей перелистана – жаль! От весны, от веселья осталась печаль».
Все эти вышеперечисленные периоды укладываются в 12-летний цикл восточного календаря, где каждый круг называется «мушел», что означает «сегмент». Пик социальной зрелости приходится на 43-й год жизни, а зрелость завершается в 61 год, период старости начинается с 73 лет.
Видимо, по этой причине японцы и корейцы отмечают 1 год и справляют юбилей в 61, не признавая «нулевых» дат.
Детство завершается в 13 лет, когда начинается физиологическая зрелость, одним из важных критериев которой является начало половой зрелости. Молодость завершается в 25 лет, и это не просто четверть века, а пик биологической зрелости, за которой следует уже социальная зрелость, когда человек способен принимать самостоятельные решения, поскольку мозг уже обладает достаточным набором нужной и полезной информации для этого.
Перешагнув этот рубеж, отговорил милым языком сверстников С. Есенин: «Я полон дум о юности веселой, но ничего в прошедшем мне не жаль».
Осознают ли дети, что старше 13 лет они уже не маленькие? Понимают ли сами молодые люди, что в 25 лет они переступили порог зрелости? В личностном плане у дам «бальзаковский возраст» – зрелость или перезрелость? В 50 лет человек считает себя кем: молодым, взрослым, пожилым или стариком? А после 61, за 73?
На подобную крайность в свое время обратил внимание Омар Хайям: «Тот, кто с юности верует в собственный ум, стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, виноградом не став, превратился в изюм».
В повседневной суете мы не придаем этому большого значения, и во многих семьях столь важный вопрос жизни всерьез не рассматривается. Часто мы снижаем требования к своим домочадцам, жалея их без всякого на то основания. В результате чего нередко вырастают безответственные великовозрастные детины. До иждивенческой психологии отсюда лишь один шаг. Предостерегает от такого подхода народная педагогика.
И индивиду, и обществу в наибольшей степени важен период зрелости, особенно его первый этап, приходящийся на годы становления личности (25-37 лет), который выделяется у всех народов. На Западе – это «джентльмен», с которым можно «иметь дело». У русского народа – это «добрый молодец», у казахов – «джигит». Названия разные, но суть одна.
О необходимости сочетания молодых и старых сил говорит и тот факт, что многие выдающиеся люди прожили менее полувека, а оставили в истории глубокий след. В идеале смысл жизни человека не в количестве прожитых лет, а в поступках, свершениях и делах созидательных на благо другим. Но при всем этом народная традиция уважения к старости должна быть возрождена.
На редеющие ряды указывал А.С. Пушкин, ссылаясь на изречение из поэмы Саади «Бустан»: «Иных уж нет, а те далече, как Саади некогда сказал».
Каждый человек растет и развивается, а затем стареет незаметно для окружающих, и это вполне естественно. Поэтому границы возрастных периодов размытые. Обычно мы говорим: 2-3 года – пора ребенку идти в детский сад, 6-7 лет – в школу, 16-17 лет пришло время продолжить учебу или начинать работать. Эти стандарты общество освоило давно, и тут особых проблем нет.
Другое дело в отношении к последующим возрастным периодам, когда таких общепринятых критериев нет. У нас от 17 до 63 лет, кроме круглых дат не имеется общепринятых жизненных этапов, что зачастую приводит к путанице. Дети, родители, педагоги и в целом общество на этом фоне зачастую снижают требования к человеку. Хотя говорим мы часто: «Тебе столько лет, и ты еще ребенок!», это чаще звучит неубедительно, голословно, так как не аргументировано в виде социальной нормы. Поэтому нужно выработать единый стандарт по возрастам с учетом достижений геронтологии, чтобы люди знали о себе, на каком этапе жизни они живут, учатся или трудятся.
Вольтером не случайно сказано: «Тот, кто не ведет себя соответственно своему возрасту, всегда расплачивается за это».
В этом деле, на наш взгляд, наиболее подходящий критерий – это «мушел». Подобный подход, бесспорно, облегчит человеку осознавать свою роль в обществе, не забывая обязанности перед Отечеством и близкими людьми. Да и обществу, окружающим поможет правильнее строить свои отношения с каждым.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». 8 (7172) 57 14 08 (вн — 1164)
Переходный возраст подростка
Что это такое?
Переход к юности Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию. Начинается подростковый возраст с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.
Признаки переходного возраста:
Во время полового созревания, приблизительно в 10-летнем возрасте, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 летнему возрасту, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.
Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.
У мальчиков:
Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения и наступления кризисного возраста?
- Мускулатура начинает резко развиваться.
- Расширяются плечи.
- В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
- Ломается голос.
- На спине и лице появляется угревая сыпь.
- Запах пота становится более резким.
- Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
- Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
- Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.
У девочек:
У девочек переходный возраст начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. В этом возрасте появляются первые признаки взросления девочки:
- Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
- К 10-летнему возрасту становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
- К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
- В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию, иногда присущему этому возрасту – анорексии.
Почему подростковый возраст называют переходным?
Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.
Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом возрасте рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки, сопровождающие переходный возраст.
Проблемы и трудности у подростков
Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.
Растущему организму кризисного возраста необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.
Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей того же возраста, с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.
Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании людей его возраста. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.
Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь в этом возрасте все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового возраста. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом возрасте.
Возникают проблемы переходного, такого трудного взрослеющего возраста, также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.
Виды подростковой депрессии
Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:
Классическая депрессия. В этом возрасте юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии подросткового возраста относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.
Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому возрасту, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.
Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для юного человека подросткового возраста (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия этого возраста может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.
Особенности контакта с подростком
При достижении ребенком подросткового возраста, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.
Единые требования в семье к взрослеющему ребенку этого возраста имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание требований человеку подросткового возраста на этапе становления личности может не пройти.
Стоит учесть, что нередко поколение взрослеющего возраста совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики этого возраста, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.
Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду проблемного возраста с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.
Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному возрасту – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку этого возраста поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.
Как пережить кризис?
- Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в переходный возраст.
- Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
- Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
- Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
- То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
- Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
- Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
- Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.
Видео: Подростковый возраст – советы психолога
Чтобы такой трудный и сложный переходный возраст у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет.
Развитие подростков
Что такое подростковый возраст?
Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Дети, вступающие в подростковый возраст, претерпевают множество изменений в своем теле и мозге. К ним относятся физические, интеллектуальные, психологические и социальные проблемы, а также развитие собственного морального компаса. Изменения происходят быстро и часто с разной скоростью. Это может быть захватывающим, но сложным периодом в жизни подростка. Подростковый возраст — это время, когда ваш ребенок становится более независимым и начинает исследовать свою личность.
Каковы физические изменения подросткового возраста?
Физическое развитие в подростковом возрасте включает изменения, происходящие в процессе, называемом половым созреванием. Во время полового созревания мозг вашего ребенка выделяет определенные гормоны. Гормоны заставляют тело вашего ребенка физически меняться, а его половые органы созревать.
Ваш ребенок, скорее всего, испытает скачок роста. За это время они быстро растут в росте и весе. Другие физические изменения могут включать запах тела, прыщи и рост волос на теле. Всплески роста обычно происходят раньше у девочек и подростков, отнесенных к женскому полу при рождении (AFAB), чем к мальчикам и подросткам, отнесенным к мужскому полу при рождении (AMAB). У большинства девочек и подростков с AFAB всплески роста наблюдаются в возрасте от 10 до 14 лет. У большинства мальчиков и подростков с AMAB всплески роста наблюдаются в возрасте от 14 до 17 лет9.0005
У девочек и подростков AFAB начинает развиваться грудь. Это может произойти в возрасте 10 лет и должно начаться к 14 годам. У них также будет первая менструация (менструация) — обычно примерно через два года после того, как грудь и лобковые волосы станут заметными.
Мальчики и подростки AMAB увидят, как растут их пенис и яички. Они начнут испытывать эрекцию и эякуляцию. (Эрекция также может происходить нормально в период до рождения — как видно на УЗИ внутриутробно — до старости.)
Эти физические изменения случаются с каждым, но время и порядок могут варьироваться от человека к человеку. Одни подростки взрослеют рано, другие позже. Нахождение на любом конце этого спектра может вызвать дополнительный стресс от выделения среди сверстников.
Если половое созревание происходит рано (до 8 лет для девочек и подростков AFAB и до 9 лет для мальчиков и подростков AMAB) или поздно (после 14 лет для девочек и подростков AFAB и после 15 лет для мальчиков и подростков AMAB), обратитесь к своему лечащему врачу. педиатр или врач-подросток. Они могут помочь справиться с этой проблемой полового созревания. Игнорирование этих проблем может повлиять на развитие и рост костей.
Каковы когнитивные изменения в подростковом возрасте?
Развитие мозга в подростковом возрасте находится на более высоком уровне, чем в детстве. Дети способны логически мыслить только о конкретном — здесь и сейчас. Подростки выходят за эти пределы и могут думать о том, что может быть правдой, а не только о том, что они считают правдой. Они могут иметь дело с абстракциями, проверять гипотезы и видеть безграничные возможности. Тем не менее, подростки по-прежнему часто демонстрируют эгоцентричное поведение и установки.
Во время когнитивного развития в подростковом возрасте быстро растет большое количество нейронов. В теле вашего ребенка увеличивается количество способов соединения этих пучков нервов. Это позволяет более сложное, изощренное мышление.
Какая часть мозга развивается последней в подростковом возрасте?
Передняя часть мозга вашего ребенка — лобная кора — полностью развивается одной из последних частей мозга. Он не созреет до тех пор, пока вашему ребенку не исполнится от 20 до 20 лет. Эта область мозга контролирует исполнительные функции, такие как планирование, расстановка приоритетов и контроль импульсов. Поскольку он развивается так поздно, у вашего подростка могут быть ошибки в суждениях. Вы можете заметить рост рискованного поведения и перепадов настроения.
Когда подросток не использует свою лобную кору и действует импульсивно, этот мыслительный процесс называется горячим познанием. Холодное познание означает использование логической части вашего мозга, а не «холодность». Родители могут помочь подростку перенаправить его с «горячего» на «холодное» познание, реагируя с сочувствием, задавая вопросы, а не поучая и возлагая на него большие надежды.
Какая психическая характеристика развивается в подростковом возрасте?
Умственные характеристики, развивающиеся в подростковом возрасте, включают улучшение:
- Абстрактное мышление.
- Навыки рассуждения.
- Импульсное управление.
- Творчество.
- Способность решать проблемы.
- Навыки принятия решений.
Каковы эмоциональные изменения подросткового возраста?
В подростковом возрасте ваш ребенок начнет наблюдать, измерять и управлять своими эмоциями. Это означает, что они начнут лучше осознавать свои собственные чувства и чувства других. Процесс эмоционального развития даст вашему ребенку возможность развить свои навыки и раскрыть свои уникальные качества. По мере того, как они становятся более независимыми, некоторые подростки приветствуют эти новые вызовы. Другим может потребоваться дополнительная поддержка, чтобы укрепить уверенность в себе.
Как формируется самооценка в подростковом возрасте?
Физические, гормональные и эмоциональные изменения, с которыми сталкивается ваш ребенок в подростковом возрасте, могут повлиять на его самооценку. Подростки, которые развиваются рано или поздно по сравнению со своими сверстниками, могут стесняться своего тела. Приспособление становится все более важным для их самооценки. Самооценка может быть сложной. Некоторые подростки могут иметь высокую самооценку в семье, но низкую самооценку в кругу сверстников.
Вместо «родителя-вертолета», который налетает и спасает положение, или «родителя-снегоочистителя», который убирает все трудности с пути своего ребенка, подростки больше всего выигрывают от родителя-«маяка». Такой родитель держит своего ребенка в рамках, когда речь идет о безопасности или этике, позволяя ему исследовать свои собственные способности принимать решения. Роль заботливых взрослых, которые служат маяком, может изменить жизнь подростков.
Несмотря на то, что подростковый возраст является трудным, важно, чтобы ваш ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, и обрел чувство способностей. Они могут развить свою самооценку с помощью:
- Делая ошибки.
- Учиться на своих ошибках.
- Взять на себя ответственность за свои действия.
В это время подростки также развиваются в социальном плане. Важнейшей задачей социального развития в подростковом возрасте является поиск идентичности. Часто это путешествие длиною в жизнь, которое начинается в подростковом возрасте. Наряду с поиском идентичности идет борьба за независимость. Ваш ребенок может:
- Развивайте интерес к их сексуальности и романтическим отношениям.
- Меньше обращайся к себе в разгар испытаний.
- Проявите больше независимости от вас.
- Проводите меньше времени с вами и больше со своими друзьями.
- Чувство беспокойства, грусти или депрессии, что может привести к проблемам в школе или рискованному поведению.
Что такое развитие личности в подростковом возрасте?
Развитие личности происходит, когда ваш ребенок обнаруживает сильное чувство себя и личности, а также связь с другими. Позитивная самоидентификация важна, потому что она формирует у вашего ребенка восприятие принадлежности на протяжении всей его жизни.
Положительная самоидентификация также связана с более высокой самооценкой. Вы можете помочь укрепить положительную самоидентификацию вашего ребенка, если:
- Поощряя его усилия.
- Восхваление их правильного выбора.
- Вдохновляющая настойчивость.
Социальные сети могут негативно повлиять на здоровье и развитие вашего ребенка. Подростки сообщают о киберзапугивании и просмотре неприемлемого контента в Интернете. Кроме того, общение в Интернете — это не то же самое, что личное общение. Подростки упускают ключевые выражения лица и язык тела, которые они видят только тогда, когда общаются с человеком лицом к лицу. Подростки также могут плохо себя чувствовать, сравнивая себя с другими людьми, которых они видят в Интернете. Все эти факторы могут привести к снижению самооценки, депрессии и тревоге.
Каковы нравственные изменения подросткового возраста?
В подростковом возрасте ваш ребенок может начать думать о мире более глубоко и абстрактно. Это помогает сформировать то, как ваш ребенок видит мир и как он хочет взаимодействовать с ним. Ваш ребенок также начнет развивать мораль и ценности, которых он будет придерживаться на протяжении всей своей жизни.
Ваш ребенок может начать понимать, что не каждое решение является черным или белым. У них разовьется эмпатия, когда они начнут понимать, почему люди делают выбор, отличный от их собственного. Они также начнут глубже понимать, почему в мире существуют правила. Они начнут формировать собственное мнение о том, что правильно и что неправильно. Они также могут проводить время, думая о своих религиозных убеждениях и духовности. Поощряйте эти разговоры с ребенком всякий раз, когда у вас есть возможность. Практикуйте искусство слушать и учиться, пока ваш ребенок учится думать над проблемами и ситуациями.
Может ли СДВГ развиться в подростковом возрасте?
Медицинские работники обычно диагностируют синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) в детстве. Но некоторым людям не ставят диагноз до подросткового или даже взрослого возраста. Подростки с невыявленным СДВГ могут еще больше бороться с симптомами СДВГ по мере того, как они достигают подросткового возраста. Другие подростки имеют нераспознанные расстройства обучения или способы обработки, которые отличаются от нормы. Плохие оценки — это красный флаг для разоблаченного СДВГ, расстройств обучения или признаков стресса, включая депрессию.
Как родители могут способствовать здоровому развитию подростков?
Подростковый возраст может быть периодом испытаний как для вас, так и для вашего ребенка. Но ваш дом не должен становиться полем битвы, если вы прилагаете особые усилия, чтобы понять друг друга. Следующие рекомендации могут помочь родителям:
- Уделите своему ребенку все свое внимание, когда он хочет поговорить. Не читайте, не проверяйте электронную почту, не смотрите телевизор и не занимайтесь другими делами.
- Слушайте спокойно и сосредоточьтесь на том, чтобы услышать и понять точку зрения вашего ребенка. Отразите то, что вы услышали.
- Говорите с ребенком так же вежливо и приятно, как с незнакомцем. Ваш тон голоса может установить настроение разговора.
- Понимайте чувства вашего ребенка, даже если вы не всегда одобряете его поведение. Старайтесь не осуждать. Держите дверь открытой по любому вопросу. Будьте «открытым/доступным» родителем.
- Не унижайте своего ребенка. Не смейтесь над тем, что может показаться вам наивным или глупым вопросом и утверждением.
- Поощряйте ребенка «проверять» новые идеи в разговоре. Не осуждайте их идеи и мнения. Вместо этого выслушайте, а затем выскажите свое мнение как можно более прямо и честно. Любовь и взаимоуважение могут сосуществовать с разными точками зрения.
- Помогите ребенку обрести уверенность в себе. Поощряйте их участие в мероприятиях по их выбору (не по вашему).
- Старайтесь часто и уместно хвалить своего ребенка. Слишком часто мы принимаем хорошее как должное и сосредотачиваемся на плохом. Ваш ребенок должен знать, что вы его цените.
- Поймайте их, делая что-то правильно, и поощряйте их делать это чаще.
- Поощряйте вашего ребенка участвовать в принятии семейных решений и решать семейные проблемы вместе с вами. Поймите, что ваш ребенок должен бросить вызов вашему мнению и тому, как вы делаете что-то. Именно так они достигают отделения от вас, необходимого для их собственной взрослой идентичности.
Чем могут заниматься подростки в это время?
- Не смотрите на родителей как на врага. Скорее всего, они любят вас и думают о ваших интересах, даже если вы не согласны с тем, как они это демонстрируют.
- Постарайтесь понять, что ваши родители — люди со своими страхами, потребностями и чувствами.
- Непредвзято слушайте своих родителей. Попробуйте посмотреть на ситуацию с их точки зрения.
- Поделитесь своими чувствами с родителями, чтобы они могли лучше вас понять.
- Выполняйте свои обязанности дома и в школе. Таким образом, ваши родители будут более склонны предоставить вам ту независимость, которую вы хотите и в которой нуждаетесь.
- Подкрепите свою критику в адрес семьи, школы и правительства предложениями по практическим улучшениям.
- Будьте так же вежливы и внимательны к своим родителям, как вы были бы к родителям своих друзей.
Записка из клиники Кливленда
Подростковый возраст — это захватывающее, но напряженное время, когда ваш ребенок переходит во взрослую жизнь. За это время происходит много изменений, и это не всегда гладко. Изменения происходят быстро и часто с разной скоростью. От физического развития до эмоциональных изменений, будьте готовы поддержать своего ребенка, когда он начнет открывать для себя, кто он и каково его место в мире.
Половое созревание и подростковый возраст | UF Health, University of Florida Health
Определение
Половое созревание — это время, когда половые и физические характеристики ребенка созревают. Это происходит из-за гормональных изменений.
Подростковый возраст – это период между половым созреванием и взрослой жизнью.
Альтернативные названия
Созревание — половое; Подростковый возраст; репродуктивное развитие; Половое созревание; Менархе; Adrenarche
Информация
Точный возраст, в котором ребенок достигает половой зрелости, зависит от ряда факторов, таких как гены, питание и пол. В период полового созревания железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, вызывающие изменения тела и развитие вторичных половых признаков.
- У девочек яичники начинают увеличивать выработку эстрогена и других женских гормонов.
- У мальчиков яички увеличивают выработку тестостерона.
Надпочечники вырабатывают гормоны, вызывающие повышенную потливость подмышек, неприятный запах тела, прыщи, оволосение подмышек и лобка. Этот процесс называется адренархе. В это время ребенку часто понадобится дезодорант или антиперспирант для подмышек.
ПОЛОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ У ДЕВОЧЕК
Развитие груди является основным признаком того, что девочка вступает в период полового созревания. Первый менструальный период (менархе) обычно следует в течение примерно 2 лет.
Перед первой менструацией у девочки в норме наблюдаются:
- Увеличение роста
- Увеличение размера бедер
- Прозрачные или беловатые вагинальные выделения
- Рост волос на лобке, в подмышечных впадинах и на ногах происходят в течение примерно 1 месяца (от 28 до 32 дней). В первое время менструации могут быть нерегулярными. Между менструациями у девочки может быть 2 месяца, или может быть две менструации за 1 месяц. Со временем месячные становятся более регулярными. Отслеживание того, когда наступает менструация и как долго она длится, может помочь предсказать, когда произойдет следующая менструация.
После начала менструации яичники начинают производить и выпускать яйцеклетки, которые хранятся в яичниках с момента рождения. Примерно каждый месяц после начала менструации яичник выпускает яйцеклетку, называемую яйцеклеткой. Яйцеклетка движется по фаллопиевой трубе, которая соединяет яичник с маткой.
Когда яйцеклетка достигает матки, слизистая оболочка матки становится густой от крови и жидкости. Это происходит для того, чтобы, если яйцеклетка была оплодотворена, она могла расти и развиваться в слизистой оболочке, чтобы произвести ребенка. (Важно помнить, что фертильность предшествует эмоциональной зрелости, а беременность может наступить до того, как подросток будет готов к отцовству. )
Если яйцеклетка не встречается со сперматозоидом самца и не оплодотворяется, она растворяется. Утолщенная оболочка отпадает и образует менструальный кровоток, который выходит из организма через влагалище. Между менструациями могут быть прозрачные или беловатые выделения из влагалища. Это нормально.
Во время или непосредственно перед каждой менструацией девочка может чувствовать себя подавленной или эмоциональной, а ее тело может ощущаться опухшим или вздутым. Может начать развиваться предменструальный синдром (ПМС), особенно по мере взросления девочки.
У девочек половое созревание обычно заканчивается к 17 годам. Любое увеличение роста после этого возраста встречается редко. Хотя в это время девочка достигла полной физической зрелости, ее образовательная и эмоциональная зрелость продолжают расти.
ПОЛОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ У МАЛЬЧИКОВ
Первым признаком полового созревания у мальчиков является увеличение обоих яичек. После этого мальчики обычно испытывают:
- Более быстрый рост, особенно в росте
- Рост волос под мышками, на лице и в лобковой области
- Увеличение ширины плеч
- Рост полового члена, мошонки (с покраснением и складками кожи) и яичек
- Ночные эякуляции (ночные поллюции или поллюции)
- Изменение голоса
Яички постоянно вырабатывают сперму . Некоторые сперматозоиды могут храниться в структуре, называемой придатком яичка. Иногда сохраненная сперма высвобождается как часть нормального процесса, чтобы освободить место для новой спермы. Это может происходить автоматически во время сна (ночные поллюции) или после мастурбации или полового акта. Ночные поллюции являются нормальной частью полового созревания.
ПОДРОСТОК
Подростковый возраст – это время между началом полового созревания (половой зрелостью) и взрослой жизнью. Это время психологического взросления, когда человек становится «взрослым» в поведении.
Подростковый возраст считается периодом между 13 и 19 годами. Подросток переживает не только физический рост и изменения, но и эмоциональные, психологические, социальные и умственные изменения и рост.
См. также:
- Подростковая депрессия
- Подростковая беременность
- Стресс в детстве
- Смерть среди детей и подростков
- Самоубийство
Анатомия женской репродуктивной системы
Анатомия мужской репродуктивной системы 2 Ссылки Подростковый возраст.