Отвлекаемость внимания
2.01.2012Отвлекаемость (отвлечение) внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Как было сказано, в ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс. Во время учебных занятий школьников как в классе, так и дома должны быть устранены предметы и воздействия, отвлекающие детей от их основного дела.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.
Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами или желаниями, в коре мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания; по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.
Ключевые слова: ВниманиеИсточник: Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Материалы по теме |
---|
Теории фильтра внимания … |
Нарушения внимания при психических и соматических заболеваниях Т. П. Пушкина Медицинская психология |
Расстройства воли и внимания Гейслер Е.В., Психиатрия |
Виды внимания Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Внимание и память Халтагарова О.Д., Основы психологии. Часть 1 |
Творчество и внимание Ушаков Д. В., Психология интеллекта и одаренности |
Внимание. Физиологические механизмы. Виды и качества внимания шпаргалки |
Внимание и его нарушения Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
7. Отвлекаемость внимания.
Отвлекаемость внимания — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.
Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.
Физиологической основой внешней отвлекаемости внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних раздражителей, не имеющих отношения к выполняемой деятельности. При внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами и желаниями, в коре головного мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать более слабый очаг, соответствующий объекту внимания, по закону отрицательной индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающемся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.
Рассеяностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течении длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.
Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры головного мозга, находящихся в состоянии торможения.
Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек , страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии.
Причины подлинной рассеянности внимания разнообразны, их знание необходимо, чтобы не укреплять рассеянность, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие вентиляцию легких и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений.
Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность. Еще одной причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли — один из источников рассеянности внимания учащихся.Отвлечение — Инструменты психологии
Эксперимент по тренировке внимания
Самососредоточенное внимание может привести к тому, что люди с меньшей вероятностью будут воспринимать свою социальную активность в позитивном свете, и способствует поддержанию социальной … https://www.psychologytools.com/resource/attention-training-experiment
Упражнения
Запись практики тренировки внимания
Когда люди изо всех сил пытаются контролировать фокус своего внимания, им гораздо труднее прерывать циклы беспокойства, размышлений и других форм се . .. https://www.psychologytools.com/resource/attention-training-practice-record
Упражнения
Заземление объектов (аудио)
Упражнение «Заземление объектов» — это простая техника, которая учит людей с посттравматическим стрессовым расстройством или диссоциативными расстройствами использовать объекты с особыми сенсорными … https://www.psychologytools.com/resource/grounding-objects-audio
Звук
Заявления о заземлении (аудио)
Методы заземления используются, чтобы помочь людям переориентироваться на настоящий момент и на безопасность. Утверждения заземления являются формой познавательного… https://www.psychologytools.com/resource/grounding-statements-audio
Аудио
Техники заземления
Людям, пережившим траму, часто трудно оставаться в «окне терпимости». Техники заземления (которые могут быть сенсорными/физическими). https://www.psychologytools.com/resource/grounding-techniques
Упражнения
Меню методов заземления
Диссоциация может быть описана как отключение внимания человека от настоящего момента. При работе с травмированными клиентами эта смена часто… https://www.psychologytools.com/resource/grounding-techniques-menu
Информационные раздаточные материалы
Восстановление после кошмара (аудио)
Упражнение «Выход из кошмара» дает прямую информацию, советы и стратегии, как быстро переориентироваться после кошмара… https://www.psychologytools.com/resource/recovering-from-a-nightmare-audio
Аудио
Расслабленное дыхание
Практика расслабленного дыхания служит для снижения физиологического возбуждения и может быть отличной техникой заземления. Этот информационный раздаточный материал для клиентов описывает … https://www.psychologytools.com/resource/расслабленное-дыхание
Упражнения
Дыхательное упражнение на расслабление 1 (аудио)
Дыхательное упражнение 1 дает слушателю простые инструкции, чтобы сделать его дыхание медленнее, глубже и более регулярным. … https://www.psychologytools.com/resource/relaxed-breathing-exercise-1-audio
Аудио
Дыхательное упражнение на расслабление 2 (аудио)
Дыхательное упражнение 2 использует образ надувания воздушного шара, чтобы помочь слушателю сделать свое дыхание медленнее, глубже и регулярнее. … https://www.psychologytools.com/resource/relaxed-breathing-exercise-2-audio
Звук
Дыхательное упражнение на расслабление 3 (аудио)
Дыхательное упражнение 3 использует образы вдыхаемого воздуха разных цветов, чтобы помочь слушателю сделать свое дыхание медленнее, глубже и регулярнее . .. https://www.psychologytools.com/resource/relaxed-breathing-exercise-3-audio
Аудио
Упражнение на расслабленное дыхание 4 (аудио)
Дыхательное упражнение 4 дает слушателю простые инструкции по более расслабленному дыханию. … https://www.psychologytools.com/resource/relaxed-breathing-exercise-4-audio
Аудио
Сенсорное заземление с помощью запахов (аудио)
Упражнение «Сенсорное заземление с помощью запахов» представляет собой звуковую дорожку из сборника аудио «Психологические инструменты для преодоления посттравматического стрессового расстройства». Он предназначен для обучения… https://www.psychologytools.com/resource/sensory-grounding-using-smells-audio
Звук
Сенсорное заземление с помощью пяти чувств (аудио)
Упражнение «Сенсорное заземление с помощью пяти чувств» представляет собой звуковую дорожку из сборника аудио «Психологические инструменты для преодоления посттравматического стрессового расстройства». Он разработан … https://www.psychologytools.com/resource/sensory-grounding-using-your-five-sense-audio
Аудио
Подавление мыслей и навязчивые мысли
Подавление — распространенный подход к нежелательным мыслям, беспокойствам, сомнениям или побуждениям. К сожалению, есть веские причины, по которым эта стратегия терпит неудачу. Этот … https://www.psychologytools.com/resource/thought-suppression-and-intrusive-thoughts
Информационные раздаточные материалы
Психология внимания и отвлечения.
Введение.
Пока мы путешествуем по этому быстро меняющемуся миру постоянной связи, мы должны сделать паузу, чтобы подумать о психологии, стоящей за нашим вниманием. В современном обществе, где мы всегда в движении, как никогда важно понять, как работает наше внимание и как мы можем его оптимизировать. Давайте отправимся в захватывающее путешествие в увлекательное царство осознания! Вместе мы раскроем секреты его внутренней работы и найдем несколько ценных приемов, позволяющих полностью раскрыть его потенциал. Так что приготовьтесь к приключениям и приготовьтесь использовать невероятную силу вашего внимания! В этой статье мы рассмотрим факторы, влияющие на то, обращаете ли вы внимание на что-либо, и как отвлекающие факторы могут повлиять на вашу способность сосредоточиться. Мы рассмотрим объем памяти, быстротечность, сигналы заметности и многое другое!
Внимание — ограниченный ресурс.
Вы можете сосредоточиться только на очень многих вещах одновременно и должны выбирать, на чем сосредоточиться. Вы не можете работать в режиме многозадачности; ваша производительность пострадает в обеих задачах, если вы попытаетесь. Поэтому очень важно не только уделять внимание вещам, которые этого заслуживают, но и не тратить его попусту, уделяя его тому, в чем оно не нужно или не нужно (например, когда кто-то пытается с вами поговорить).
Предвзятость внимания.
- Предвзятость внимания — это склонность обращать внимание на определенные вещи, которые могут быть положительными или отрицательными. Например, у вас может быть смещение внимания к красным автомобилям, если вы попали в аварию. Это означает, что каждый раз, когда вы видите красный автомобиль, приближающийся к вам на дороге, ваш мозг автоматически думает о том, какой ущерб может нанести этот автомобиль, если он столкнется с вашим.
- С другой стороны, некоторые люди имеют положительное предубеждение по отношению к определенным вещам, таким как щенки или радуга, потому что они находят их такими милыми! Они могут даже помнить больше деталей об этих вещах, чем о других, из-за этой особой связи между ними и тем, на что они смотрят (или о чем думают).
- Смещение внимания происходит в основном за пределами нашего сознания — мы не осознаем, когда что-то вызвало нашу автоматическую реакцию, пока мы уже не отреагировали каким-либо образом (например, резко нажали на тормоз, когда увидели, что другой водитель пишет текстовое сообщение во время вождения). Однако с практикой и осознанностью с течением времени мы можем контролировать эти автоматические реакции, а не направлять их; это дает нам большую свободу в том, как мы реагируем на любой стимул, вступивший в игру в любой момент нашей повседневной жизни.
Эмоции могут отвлекать ваше внимание.
Что значит «завладеть» вашим вниманием? В контексте данной статьи это означает, что эмоции могут контролировать то, о чем вы думаете, что чувствуете и какие действия предпринимаете. Эмоции являются мощными силами в нашей жизни, как положительными, так и отрицательными. Когда мы испытываем что-то интересное или захватывающее (положительная эмоция), мы, естественно, хотим уделять этому больше внимания, чем другим вещам вокруг нас одновременно — это называется избирательным вниманием. Предположим, нас что-то пугает (отрицательная эмоция). В этом случае наш мозг автоматически переходит в режим повышенной готовности, чтобы как можно быстрее избавиться от того, что вызывает страх; это называется бдительностью или процессами, связанными с бдительностью (повышенное возбуждение).
Ваш мозг за миллионы лет превратился в сложную машину, способную быстро принимать решения на основе ограниченной информации из окружающей среды; однако эти ярлыки, как правило, не идеальны, поскольку они в значительной степени основаны на прошлом опыте, который может быть уже не актуален сегодня из-за таких изменений, как новые технологии, такие как смартфоны, которые позволяют нам получать доступ к неограниченному количеству информации 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, не имея представления о том, сколько времени ушло. прошло с момента открытия Facebook прошлой ночью перед сном!
Вы можете управлять своим вниманием с помощью исполнительного контроля.
Вы можете управлять своим вниманием с помощью исполнительного контроля. Это означает, что вы можете заставить свой мозг сосредоточиться на том, что вы хотите, игнорировать отвлекающие факторы и оставаться сосредоточенным на конкретной задаче.
Знаете ли вы, что префронтальная кора, интересная область мозга, контролирует наши исполнительные функции и навыки принятия решений? Эта замечательная область, расположенная в передней части мозга, играет ключевую роль в принятии решений и преодолении сложностей повседневной жизни. Итак, давайте исследуем чудеса префронтальной коры и узнаем, как она формирует наши мысли, действия и, в конечном счете, нашу судьбу! Он также связан с рабочей памятью (способностью удерживать информацию в уме при выполнении какой-либо задачи). Когда мы используем свои способности исполнительного контроля, эта часть нашего мозга становится более активной, чем обычно, и это помогает нам эффективно выполнять задачи, удерживая нас сосредоточенными на текущей работе, вместо того, чтобы отвлекаться на другие вещи вокруг нас или быть не в состоянии вспомнить, что мы должны делать дальше!
Внимание также имеет физический компонент.
Внимание — сложный процесс, включающий координацию нескольких областей мозга. Он состоит из двух компонентов: осознанности и концентрации. Познание относится к тому, насколько вы обращаете внимание на что-либо. В то же время внимание сосредоточено на способности направлять это осознание на конкретные задачи или действия.
Внимание называют «исполнительной функцией», потому что оно помогает нам не отвлекаться от задачи, не отвлекаться, расставлять приоритеты и планировать будущие события. Вы можете использовать свое внимание, когда едете домой с работы, чтобы не застрять в пробке; или во время подготовки к экзамену, чтобы ничто не отвлекало вас от просмотра (например, проверка социальных сетей). В общих чертах, людям с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) может быть трудно, потому что им трудно сосредоточить свое внимание на чем-то одном одновременно — они часто отвлекаются на внешние раздражители, такие как шум вокруг них или другие действия, происходящие вокруг них. пока они достаточно стараются, сосредоточьтесь на том, что они делают прямо сейчас, не отвлекаясь ни на что другое!
Мы находимся в экономике внимания.
В экономике внимания нас постоянно бомбардируют информацией и отвлекающими факторами. Цифровая эпоха привела к тому, что огромное количество информации находится у нас под рукой, и это может быть хорошо! Но это также означает, что нам нужно найти способы сосредоточиться на самом важном в нашей жизни.
Интернет — это мощный инструмент для тех, кто ищет информацию или развлечения. Тем не менее, это также благодатная почва для маркетологов, которые хотят, чтобы вы покупали их товары или услуги. Вы когда-нибудь ловили себя на том, что часами просматриваете Facebook или Twitter только для того, чтобы понять, что потратили впустую драгоценное время, которое можно было бы потратить на другие важные вещи? Что ж, это не случайно! Платформы социальных сетей стратегически разработаны, чтобы удерживать вас на крючке как можно дольше, что часто приводит к значительному отвлечению от работы, учебы и даже отношений с близкими. Но не бойтесь, есть способы освободиться от чар социальных сетей и восстановить контроль над своей жизнью. Давайте изучим практические советы, как высвободить время и использовать социальные сети более осознанно и целенаправленно!
Правильное управление вниманием поможет вам эффективно выполнять задачи. Однако легко потерять фокус без надлежащих инструментов и стратегий.
Внимание является ключом к успеху в современном мире, будь вы студентом или профессионалом. Сосредоточение внимания на своей работе и избегание отвлекающих факторов может существенно повлиять на выполнение задачи. Если вам трудно оставаться сосредоточенным, пришло время попробовать несколько новых стратегий. Давайте рассмотрим, как психологи предлагают управлять своим вниманием, чтобы не отвлекаться от задачи.
Заключение.
Не боритесь с отвлекающими факторами — используйте их для мотивации к обучению и творчеству! Информационная перегрузка может повлиять на производительность, но признание проблемы — это первый шаг к поиску практических решений.