Пассивная арт терапия: Значение арт-терапии в современной практике психолога / Консультирование / Публикации / Армине Воронова

Содержание

Глава 14. Арт-терапия. Психотерапия. Учебное пособие

Глава 14. Арт-терапия

Арт-терапия – совокупность психологических методов воздействия, осуществляемого в контексте творческой деятельности пациента и психотерапевтических отношений с целью лечения, профилактики, коррекции, реабилитации, обучения.

Термин «арт-терапия» может употребляться в широком смысле и обозначать терапию с помощью искусства, творчества пациентов. В узком – обозначать одну из модальностей – психотерапия посредством изобразительного творчества, наряду с другими: драматерапия (психотерапия посредством сценической игры), танцевально-двигательная терапия (психотерапия посредством движения и танца) и музыкальная терапия (психотерапия посредством звуков и музыки). В рамках данного методического пособия мы будем говорить, прежде всего, о терапии изобразительным творчеством.

Арт-терапия делится на пассивную – анализ, интерпретация восприятия уже существующих произведений искусства, и активную

– побуждение участников арт-терапевтического процесса к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной психокоррекционный фактор. Необходимым условием арт-терапии является психотерапевтический альянс, что позволяет рассматривать ее как одну из форм психологического консультирования либо психотерапии, в зависимости от направленности арт-терапевтических вмешательств и задач работы специалиста.

Термин «арт-терапия» впервые использовал в 1938 г. врач-терапевт А. Хилл, описывая свою работу по психотерапевтическому сопровождению больных туберкулезом. Вскоре этот метод получил широкое распространение в реабилитации пациентов с психическими и физическими заболеваниями. До 40-х гг. XX в. творчество пациентов, страдающих психическими проблемами, использовалось врачами в основном в диагностических целях. Согласно психоаналитическим представлениям результат творческой работы пациентов рассматривался как символическое отражение бессознательных процессов психики (З. Фрейд, К. Юнг).

Исследования X. Принцхорна и М. Наумбург показали, что рисование, лепка, другие формы занятия искусством позволяют не только диагностировать заболевания пациентов, но проводить терапию. Возможность выразить изобразительными, невербальными средствами свои чувства, состояния помогает осознавать проблемы и работать с ними.

М. Наумбург опиралась на идею З. Фрейда о том, что бессознательное и предсознание заполнено образами без словесных обозначений. Отображение этих образов в процессе арт-терапии позволяет обеспечить доступ к вытесненному материалу и врачу и самому пациенту. Кроме того, эстетическая реакция, возникающая в процессе творчества, связана с катарсическими переживаниями, что обеспечивает снижение напряжения, отреагирование в безопасной обстановке психотерапевтического взаимодействия различных импульсов и эмоциональных состояний.

Творчество в арт-терапии этого направления рассматривается в качестве максимального самовыражения и устранения напряжения за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Это происходит в процессе сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений (Б. Д. Карвасарский).

Кроме облегчения доступа к вытесненному материалу занятия искусством способствуют улучшению состояния за счет гармонизирующей, оздоравливающей функции творчества. Этот аспект арт-терапии прежде всего рассматривается Э. Крамер и ее последователями. В арт-терапии этого направления именно творческий процесс и эстетически ценный результат являются основными терапевтическими факторами. Этот подход в большей степени соответствует

гуманистическим моделям развития личности (К. Роджерс и др.). Коррекционный эффект арт-терапии рассматривается в связи с самой сущностью искусства, а также с творческим потенциалом человека, который можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности. В основе адаптирующего действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

Занятия искусством имеют образовательную ценность. Процесс создания произведения связан с подключением интеллектуальных операций: планирование, организация деятельности, овладение моторными навыками, изобразительными материалами, обсуждение результатов.

Творческое самовыражение связано с развитием когнитивных способностей, выработкой адекватных стратегий поведения и повышением самооценки (Р. Сильвер и др.). Эти аспекты позволяют использовать терапию искусством и в рамках

когнитивно-бихевиорального подхода.

Совместное творчество объединяет участников арт-терапевтического процесса, позволяет преодолеть социальную изоляцию, свойственную людям с психическими проблемами, развить коммуникативные навыки. В процессе творческого самовыражения человек легче преодолевает дистанцию в общении с другими людьми, вырабатывает адаптационные стратегии социальной интеграции.

Пластическое изображение оказывает физическое и координационно-кинетическое влияние на организм и психику, что способствует восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Непосредственное оздоравливающее воздействие на организм оказывают цвета, линии, формы.

Функции арт-терапии:

1.  Диагностическая – дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Наглядно демонстрирует динамику терапевтического процесса.

2. Адаптивная – помогает снять тревогу при работе с тяжелыми переживаниями, преодолеть сопротивление к психотерапевтическому процессу, способствует укреплению терапевтических взаимоотношений и отношений в группе, развитию эмпатии и положительных чувств. При помощи зрительных образов пациенту зачастую легче выразить свои переживания, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.

3. Коммуникативная – способность изобразительного материала передавать информацию о ценностях и представлениях от одного человека к другому, а также являться инструментом коммуникации между внешним и внутренним миром, сознательным и бессознательным.

4. Регуляторная, или социализирующая, – в основном направлена на коррекцию поведения, предоставляет пациентам возможность для выражения социально неприемлемых, отрицаемых чувств (агрессивных, сексуальных) в социально приемлемой манере; способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, навыков планирования и организации деятельности.

5. Экспрессивно-катартическая – обеспечивает разрядку эмоционального напряжения за счет экспрессивности, выражения неосознаваемых переживаний, моторной активности, чем ускоряет прогресс в терапии.

6. Объективизирующая – способность изобразительного продукта делать зримыми скрытые конфликты и внутренние переживания, потребности, установки, опредмечивать их.

7. Стуктурирующая – способствует упорядочиванию собственных чувств и потребностей в процессе создания изобразительного продукта.

8. Смыслообразующая – позволяет осознать смысл переживаний.

9. Фунция рефрейминга – изменение характера восприятия образа или его смысла.

10. Контейнирующая – способность изобразительного продукта накапливать психологические чувства, энергию либидо, трансформировать ее в более сложные формы.

11. Защитная – способность изобразительного продукта удерживать чувства клиента в рамках визуального образа, давать участнику чувство безопасности, власти над сильными переживаниями.

12. Развивающая – помогает в освоении новых или развитии имеющихся навыков, например приобретение нового когнитивного опыта, способности осознавать переживания, переводить внутренний опыт во внешние образы; усиление ощущения собственной личностной ценности.

Психотерапевтический арсенал расширяется также за счет психологических функций изобразительного материала и продукта (Копытин А. И., 2003).

Показания к арт-терапии. Арт-терапия может использоваться как самостоятельный метод лечения, коррекции, реабилитации, обучения или входить в общий курс психотерапевтических мероприятий.

Особенно успешен этот метод в терапии пациентов с выраженными затруднениями в области осознания и вербализации собственных переживаний (дети, подростки, депрессивные пациенты, пациенты с зависимостями, психосоматическими заболеваниями).

Элементы арт-терапии, используемые в индивидуальных консультациях, при работе с различными категориями пациентов способствуют созданию безопасной атмосферы на начальных стадиях лечения, помогают справиться с сопротивлением в кризисные моменты и зафиксировать положительные результаты в конце курса.

Использование арт-терапевтических приемов в групповой психотерапии позволяет ускорить развитие группы, поддерживать необходимый баланс между напряжением и сплоченностью, привлекать участников к общей работе.

Использование арт-терапии должно быть оправдано общей целью терапевтической работы, планом коррекционных мероприятий и всегда завершаться обсуждением процесса и результата.

Психотические расстройства не являются однозначным противопоказанием к арт-терапии. Однако опасность провоцирования сильных переживаний и мало предсказуемых поведенческих реакций требует особой осторожности, продуманности и учета индивидуальных особенностей пациентов в применении экспрессивных методов. Кроме того, экспрессивные методы облегчают процесс регрессирования к раннему травматическому опыту в процессе художественного творчества, что может вызвать ухудшение состояния пациента, так как тяжелые психические нарушения не позволят интегрировать пережитый опыт. Терапия искусством в этом случае требует высокой квалификации специалиста не только в области арт-терапии, но и в психиатрии, и психотерапии психотических расстройств.

Оборудование кабинета (студии) арт-терапии. Для занятий арт-терапией могут использоваться отдельное помещение, комната для групповых или индивидуальных занятий. Желательно, чтобы помещение было достаточно просторным, для того чтобы разделить его на рабочее пространство и зону для обсуждения. Если в самом кабинете или поблизости будет источник воды, это позволит сэкономить силы и время занятия. Помещение должно быть хорошо освещено и оборудовано столами и стульями для занятий изобразительным творчеством, а также необходимыми материалами – красками, карандашами, плотной бумагой разных размеров, клеем, журналами, ножницами, пластилином и т. д. Расходные материалы должны быть хорошего качества и постоянно обновляться, что создает необходимую творческую атмосферу и повышает ценность занятий в глазах пациентов. Творческому самовыражению способствует сопровождение процесса фоновой музыкой или специально подобранными музыкальными произведениями.

Арт-терапия в психотерапевтическом процессе. Арт-терапия включается в процесс основного лечения как вспомогательный метод, способствующий преодолению сопротивления в процессе лечения, а также применяется как самостоятельный метод терапии, обеспечивающий пациентам дополнительные стратегии осознавания проблем и совладания с собственными патологическими реакциями.

Изобразительная деятельность осуществляется в присутствии специалиста (арт-терапевта), который создает психологически безопасную среду, помогает пациенту творчески проявить себя, а также организовать и осознать свой опыт. Таким образом, в арт-терапии мы имеем дело с совокупностью трех основных лечебно-коррекционных факторов – творчество пациента, психотерапевтические отношения, вербализация.

Для введения пациентов в арт-терапию необходимо снять напряжение, связанное с необычностью лечебной процедуры, отсутствием навыков изобразительного творчества. Пациентам нужно дать возможность освоить материал – краски, карандаши и т. д. На начальных этапах могут помочь нестандартные приемы рисования – рисование пальцами, рисование на влажной бумаге, создание абстрактных фигур и т.  д. В качестве подготовки к арт-терапии можно использовать рисунки контуров. Участники обводят контур ладони и раскрашивают пространство внутри и снаружи, символически изображая, например, внешний и внутренний мир (границы ладони – то, что внутри, остальной лист – то, что снаружи). Варианты заданий: «мое имя», «мои интересы», «я и другие», «что я хочу сказать миру», «мои цели» и т. д. Введению пациента в творческий процесс также способствуют медитативные техники в начале занятий.

Рисование или лепка могут быть на свободную тему или на темы, заданные арт-терапевтом. На первых занятиях пациентам лучше предлагать темы и формы рисунков. Раскрытию эмоциональных переживаний пациентов может мешать отсутствие навыков рисования. Опасение, что рисунок не сможет отразить переживания, окажется «детским», «низкого» качества, не позволяет сосредоточиться на передаче своих состояний, возникает потребность в ущерб содержанию сделать рисунок привлекательным по форме. В результате пациенты рисуют не то, что хотели бы, а то, что умеют рисовать. Чтобы максимально освободить творческую энергию, необходимо перенести акцент с техники выполнения рисунков на содержание. Рисование абстрактных фигур в качестве обязательного условия дает возможность, не беспокоясь о технике и результате, сосредоточиться на передаче внутренних образов.

Темы произведений должны быть подобраны с учетом ситуации пациентов, их индивидуально-личностных особенностей, этапов психотерапевтического процесса.

Темы индивидуальных рисунков могут быть направлены на познание себя, расширение кругозора, активацию пациента, повышение творческого потенциала, выработку навыков, проработку скрытого или явного конфликта, проективную диагностику. Приведем примеры часто встречаемых тем для индивидуальной работы с пациентами.

Рисование чувств. В курсе арт-терапии участникам предлагается на каждом занятии изображать какое-либо чувство, внутреннее состояние, настроение. Эта техника позволяет освоить навык осознания собственных переживаний, их анализа, вербализации. Может использоваться в качестве вспомогательной техники на начальных стадиях групповой психотерапии и для преодоления ангедонии.

Инструкция: «Сейчас у вас будет возможность изобразить чувство печали (страха, гнева и др.). Вспомните, когда вы в последний раз переживали его. Какого оно цвета? Какой формы? С чего начинается это переживание, как развивается и чем заканчивается? Попробуйте изобразить это чувство. Используйте абстрактные образы и заполните весь лист».

Лучше начинать с негативных и «простых» чувств – страх, горе и т. д. Постепенно переходить к различным нюансам и состояниям – нарисовать отвращение, зависть, обиду и др. Завершать курс следует позитивными чувствами, чувствами, возникающими у участников в данный момент, чувствами по отношению к группе, ситуации расставания и т. д.

Не менее половины времени сессии отводится обсуждению рисунков. Участники рассказывают о своих впечатлениях в процессе рисования, поясняют выбранные образы. Арт-терапевт задает вопросы и поощряет вопросы участников друг к другу.

Рисование ситуаций и состояний. «Болезнь», «Развод», «Конфликт», «Прошлое», «Здоровье», «Успех» и др. Упражнение помогает анализировать актуальные для пациентов ситуации, прояснять проблемы, формулировать цели. Процедура проведения та же, что и в «рисовании чувств».

Рисование отношений. Рисунки «Семья», «Мужчина и женщина», «Я и другие», «Ссора», «Любовь» и др. Упражнение позволяет выявлять сложности в отношениях, неадаптивные стратегии взаимоотношений, дефициты, желаемые отношения. Может использоваться в групповой психотерапии в качестве подготовки к тематической дискуссии.

Проблема и решение. Перед началом рисования можно предложить участникам вспомнить свои трудные ситуации. Для усиления эффекта провести медитацию-визуализацию.

Инструкция: «Сейчас у вас есть возможность вспомнить ситуацию, которая казалась вам трудной, неразрешимой, вызывала негативные переживания. Вспомните, что происходило, как это выглядело. Может быть, это был конфликт с другими людьми, или вы переживали нечто в одиночестве… Представьте себе, что вы сидите в зрительном зале и смотрите фильм про эту ситуацию… Кто еще участвует в ней? Где это происходит? Какие чувства вы испытываете? В чем главная сложность этой ситуации для вас? Вы можете смотреть этот фильм про себя, оставаясь наблюдателем, зрителем, не только переживать, но и оценивать ситуацию… Возможно, сейчас вам приходят в голову и другие сложные случаи из вашей жизни… Есть ли в них что-то общее? Может быть, вам удастся вспомнить ситуацию, в которой вы впервые пережили подобные чувства? Продолжайте просто наблюдать… Возможно, сейчас перед вашим мысленным взором проходят какие-то образы, отрывочные воспоминания, лица и т. д.».

После медитации предложите участникам нарисовать образ проблемы. Следующим шагом предложите участникам придумать или представить в медитации способы решения проблем, найти в себе силы и ресурсы для реализации этих способов.

Инструкция: «Сейчас у вас будет возможность побыть наедине с собой. Вспомните еще раз свои трудные ситуации, возможно, сейчас они не кажутся столь сложными и неразрешимыми. Сейчас вы точно знаете, что у вас есть силы, возможности, способности переживать и решать проблемы. Возможно, пока вы не знаете о них… а, может, просто забыли о своих способностях… Сейчас у вас будет возможность вновь почувствовать, заново пережить ощущение собственных сил… и т. д.»

После медитации участникам предлагается продолжить работу с образом проблемы – найти возможности изменить его, переделать.

Ресурсные техники. Как правило, проводятся с использованием медитации. Такими могут быть «Любимое место», «Тишина и покой», «Росток», «Зародыш», «Звуки природы», «Ситуация успеха» и др.

Мой герб. После краткого представления участников, ведущий предлагает придумать и нарисовать свой герб. В гербе с помощью символических образов, форм, цвета необходимо передать особенности личности, истории, свои установки, жизненное кредо. После выполнения задания участники обсуждают гербы друг друга, сравнивают свои впечатления от рисунков, рассказывают, что нового им удалось узнать об участниках группы и т. д.

Портрет. Участникам предлагается нарисовать свои портреты. В процессе рисования участники не должны видеть портреты друг друга. Ведущий собирает рисунки и предъявляет их группе по одному. Автор не называется. Участники делятся своими впечатлениями. Ведущему необходимо ориентировать группу на обсуждение чувств, которые вызывает рисунок, впечатление, которое производит человек, изображенный на рисунке. После завершения обсуждения автор рисунка рассказывает о своих впечатлениях от обсуждения – что было для него приятным в оценках группы, что удивило и т. д.

Для развития навыков вербальной и невербальной коммуникации, разрешения конфликтов выполняются упражнения в парах и в группе.

Разговор. Упражнение выполняется в парах. Сидя спиной друг к другу, участники на одном листе бумаги рисуют то, что хотели бы сказать. После нескольких сообщений обсуждают в парах, удалось ли общение, насколько был понятен смысл образов и т. д. В группе участники делятся своими впечатлениями от упражнения.

Темами парных рисунков могут также стать «Ведущий и ведомый», «Немой диалог», «Рисунок одним карандашом» и др.

Групповые техники арт-терапии могут применяться для знакомства участников друг с другом, развития сплоченности группы, выявления роли пациента в группе, преодоления тревоги и напряжения, освоения навыков коммуникации невербальными и вербальными способами, прояснения скрытых конфликтов, мотивов, получения обратной связи о собственной личности. Группа, являясь микросоциумом, способствует проявлению наиболее типичных для пациентов конфликтов, что способствует их проработке. Как правило, участникам предлагается выполнить рисунки на одном листе (ватмане) или, после завершения обсуждения, соединить отдельные рисунки и перейти к обсуждению получившихся коллективных образов.

Мое отражение. Участники поочередно прислоняются к ватманам, закрепленным на стене, в позе, наиболее для них характерной, отражающей их эмоциональное состояние. Участники обводят контуры друг друга. Раскрашивая свои контуры, участники должны передать цветом, линиями, образами характерные телесные ощущения – напряжения, зажимы, боль и т. д. Группа получает «психосоматические» портреты, изображение характерных поз, жестов и телесных ощущений. При обсуждении ведущий делает акцент на взаимосвязи телесных ощущений и эмоциональных переживаний, особенностях личности автора рисунка. После обсуждения можно вернуться к получившимся образам и нарисовать на них желаемые очертания, телесные ощущения и т. д. К коррекции рисунков можно вернуться на последних групповых занятиях для наглядной демонстрации динамики. Поскольку упражнение связано с телесным контактом между участниками, его выполнение способствует уменьшению физической и эмоциональной дистанции.

Дом в городе. На ватмане участникам предлагается нарисовать дом, каким бы они хотели его видеть. После обсуждения особенностей личного пространства участников, группе предлагается рассмотреть общий рисунок – воображаемый город группы – поделиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями, которые у них вызывают рисунки друг друга, найти общие черты, настроения, переживания. После завершения обсуждения группа заполняет оставшуюся часть ватмана – рисует общее пространство. При обсуждении делается акцент на настроении рисунка, вкладе каждого участника в общий рисунок, наличии (отсутствии) связей на рисунке – дорожек между домами и т. д. Эта техника может применяться на переходе к рабочей стадии как мягкий вариант социограммы. В этом случае ведущий предлагает участникам после завершения рисования домов нарисовать дорожки к домам участников, которые им наиболее близки, к которым бы хотелось ходить в гости и т. д.

Волшебный магазин. Участники рисуют на отдельных листах свои качества, черты характера, которые им нравятся в себе и которые мешают, от которых бы хотелось избавиться. Все рисунки «хороших», «полезных» качеств – ассортимент волшебного магазина. Рисунки «плохих» качеств – деньги. Один из участников становится продавцом в магазине, другой покупателем. Покупатель может купить недостающие качества, но только предложив продавцу взамен то, от чего хотелось бы избавиться. Его задача – показать продавцу важность «негативных» чувств, их ценность. Например, покупатель хочет приобрести уверенность и избавиться от страха. Он должен убедить продавца, что страх тоже важен и нужен – предохраняет от необдуманных поступков, защищает и т. д. Если покупателю удается убедить продавца, происходит обмен. Покупателю дается рисунок с изображением уверенности и забирается рисунок его страха. После обсуждения играет следующая пара участников и т. д. Упражнение способствует самораскрытию, анализу собственной личности, наглядно показывает участникам, что не существует однозначно плохих и хороших качеств, черт, переживаний. Для полноценной жизни нам необходимо испытывать весь спектр эмоций – переживать сомнения и неуверенность, горе, страх, гнев, отчаяние. Только в этом случае нам будут доступны «положительные» переживания – уверенность в себе, радость, беспечность, сила, терпение и т. д.

С развитием арт-терапевтической группы необходимо инициировать самостоятельность участников в выборе тем, способов исполнения произведений, делать акцент на изображении актуальных переживаний, ситуации в группе. Эффективным завершением работы арт-терапевтической группы может стать подготовка и реализация совместного проекта – изготовление группового рисунка, коллажа и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 3. ТЕРАПИЯ ПОТЕРЬ

Глава 3. ТЕРАПИЯ ПОТЕРЬ Когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом. Но, с другой стороны, ему очень важно разделить с кем-то свое горе. Поговорить об этом с тем, кто понимает его состояние без слов, кто не дает полезных советов и

Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165]

Глава 8 ГЕШТАЛЬТ–ТЕРАПИЯ[165] Фредерик Соломон Перлз (1893–1970) Фредерик (Фриц) Соломон Перлз родился в Берлине. В автобиографической книге «Внутри и вне помойного ведра» свой жизненный путь Перлз описывает так: «От безвестного мальчика из еврейской семьи среднего класса к

Глава 11 Принудительная терапия

Глава 11 Принудительная терапия Молодой женщине-терапевту, проходящей обучение, поручили случай мальчика с делинквентным поведением, арестованного за воровство. Его родителям сказали, что если мальчик будет ходить на терапию, судья, возможно, благосклонно отнесется к

Глава 22 Терапия депрессии

Глава 22 Терапия депрессии Дефицит необходимых для выживания ресурсов вызывает подавленность. Человек нуждается в пище, укрытии, пространстве, безопасности, чистой воде, чистом воздухе и человеческом контакте (или поглаживаниях). Люди, которым тесно, которые голодны,

Глава 23 Терапия безумия

Глава 23 Терапия безумия Как я уже говорил, безумие — это результат систематического игнорирования в течение длительного времени.Игнорирование — это взаимодействие. Как и любая другая межличностная ситуация, оно развивается как результат действий (или бездействия)

Глава 24 Терапия безрадостности

Глава 24 Терапия безрадостности Установить связь с телесными ощущениями радости и боли — значит достичь центрированности, необходимой для излечения пристрастия к наркотическим веществам.Работа с телом с целью центрирования лишь недавно стала использоваться в анализе

Глава 15.

Актуализирующая терапия

Глава 15. Актуализирующая терапия Ну хорошо, если я манипулятор, то как мне стать актуализатором? Как я могу изменить мужа-манипулятора или жену, сына, дочь, босса, родных? Я надеюсь, что многим обычным манипуляторам достаточно просто прочитать и обсудить эту книгу с

Глава 9. ТЕРАПИЯ СКАЗКИ

Глава 9. ТЕРАПИЯ СКАЗКИ И снова ловлю себя на противоречии. Нет! Китеж не похож на реальный мир.Наши подопечные уже больно обожглись о реальность и сперепугу завили себя в кокон, прекратили развитие. Наша задача убедить их, что мир безопасен и познаваем, что он по-прежнему

Глава 17. ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА

Глава 17. ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА Для детей, получивших жизненный опыт в детском доме, особенно важно чувство причастности к группе. Подросток, скорее, поделится страшной тайной с товарищем во дворе, чем с любящим его родителем. Поле сознания окружающих, «своих», оказывается во

Глава 4 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Глава 4 ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ Начиная писать эту главу, я чувствую себя как музыкант, пытающийся передать, что такое Девятая симфония Бетховена, насвистывая несколько тактов основной темы. Гештальт — немецкое слово. Оно означает структурированное целое, подчеркивает

Глава 10. Гештальт-терапия

Глава 10. Гештальт-терапия Гештальт-терапия традиционно рассматривается как один из эффективных методов терапии тревожных, фобических и депрессивных расстройств. Она также с успехом применяется при терапии многих психосоматических расстройств, в работе с широким

Глава 14. Арт-терапия

Глава 14. Арт-терапия Арт-терапия – совокупность психологических методов воздействия, осуществляемого в контексте творческой деятельности пациента и психотерапевтических отношений с целью лечения, профилактики, коррекции, реабилитации, обучения. Термин «арт-терапия»

Арт-терапия — новый подход в развитии детей

Вы здесь

Главная » Новости » Арт-терапия — новый подход в развитии детей

Back to top
Арт-терапия — новый подход в развитии детей

Консультация для родителей

«Арт–терапия – новый подход в развитии детей»

           Занятия арт-терапией рекомендуется начинать с 5-6 лет. В старшем возрасте формируется символическая функция мышления, необходимая для восприятия арт-терапии. Основой для развития символической функции является игровая деятельность, ролевая игра.

           Существует две формы арт-терапии: активная и пассивная. Активная форма – создание собственных творений: рисунков, рассказов, поделок из пластилина и глины и т.д. Пассивная форма это восприятие произведений искусств и возможность осознать и выразить свои чувства с помощью этих произведений.

Виды арт-терапии:

  • Изотерапия (рисованиецветным песком, пальчиками на зеркале и на бумаге, пластилиновое рисование)
  • (разноцветные игрушки, игры в сухом бассейне, разноцветный фон)
  • Водотерапия (игры с водой)
  • Игротерапия (игры с любимыми игрушками, ролевые, подвижные игры)
  • Музыкотерапия (прослушивание музыкальных произведений)
  • Сказкотерапия (показ и участие в кукольном театре, прослушивание сказок, инсценировки)
  • Танцевально-двигательная терапия (народные танцы, современные танцы)
  • Песочная терапия (игры с песком)

Арт-терапия способствует:

  • Раскрытию внутреннего потенциала личности в целом;
  • Формированию творческого подхода к жизни;
  • Развитию творческих способностей;
  • Изучению и выражению своих чувств, мыслей и переживаний;
  • Познанию окружающего мира;
  • Улучшению коммуникативных навыков;
  • Снятию психоэмоционального напряжения.

     Применять самостоятельно методы арт-терапии несложно. В летний период на море или речке стройте со своим ребенком замки из песка, играйте в мяч. Если за окном идет дождь, займитесь рисованием, а перед сном почитайте сказку.

    Начинать лучше всего с рисунка. Предложите ребенку нарисовать поздравительную открытку, другу или родителю и т.д.

    Игры с песком, можно рисовать любое изображение, если не получилось, провести ладошкой по песку и начать сначала.

    Хорошо слушать релаксирующую музыку, наполненную звуками природы ( шелест листьев, голоса, птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка).

          Уважаемые родители! Не навязывайте ребенку тот или иной процесс, старайтесь увлечь его различными видами деятельности. Если ребенок с желанием и радостью выполняет задания, тогда они будут интересны и полезны для его развития.

Подготовила:

Учитель-дефектолог:

Добронравова Е. Н.

 

Вопрос к специалисту

Ваше имя *

Ваш электронный адрес *

Возраст вашего ребенка

Список выбора * Выберите специалистаПедагог-психологУчитель-дефектологУчитель-логопедВоспитательИнструктор по ФК

Список выбора времени * Выберите время оказания услуг9:009:3010:0010:3011:0011:3012:0012:3013:0013:3014:0014:3015:0015:3016:0016:3017:0017:30

Список выбора формата * Выберите формат предоставления услугиОчно (в Службе)Очно (выездная консультация)Дистанционно

Список выбора тематики Выберите тематику обращенияВозрастные и индивидуальные особенности развития ребенкаорганизация образовательного процессавопросы межличностной коммуникациисопровождение развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностьювопросы подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устройства детей в семьи приемных родителей, опекунов, усыновителейвопросы правового характера, связанные с воспитанием и обучением (в т. ч. вопросы получения пособий)вопросы определения и развития способностей и мышления ребенкавопросы компьютерной зависимости, оптимального времени взаимодействия ребенка с гаджетом и социальными сетямииное (указать в комментарии)

Ваш вопрос

Нажимая кнопку «Отправить» вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами

Back to top

Источники пассивного дохода для арт-терапевтов и терапевтов — жаждущих искусства

В этом посте я расскажу об источниках пассивного дохода, которые вы можете иметь как терапевт, арт-терапевт, фасилитатор, коуч или целитель. В наше время не редкость иметь несколько источников дохода. Терапевты, арт-терапевты и другие целители также со временем развиваются с точки зрения заработка.

Диверсификация источников дохода также может быть выгодной и разумной. Если вы полагаетесь только на один источник дохода, когда этот источник иссякает, что вы делаете? Вы можете остаться неподготовленным или какое-то время находиться в нестабильной ситуации.

Вот почему многие люди в наши дни (включая терапевтов) диверсифицируют свои источники дохода, т.е. имеют несколько источников дохода, включая пассивный доход. Когда один источник дохода прекращается, у вас остаются другие источники, на которые можно положиться. Таким образом, вы можете чувствовать себя более стабильно, не говоря уже о большем количестве возможностей заработать больше (!), когда у вас есть несколько источников, которые платят вам каждый месяц.

Терапевты могут иметь два разных источника дохода. Один из них я называю «активным доходом». Второй — пассивный доход.

Активный доход — это когда вам платят за то, что вы приходите на работу (сумма, которую вам платят, прямо пропорциональна тому, сколько времени вы тратите на работу). Мне также нравится называть это доходом, основанным на времени. Это требует вашего присутствия. То есть вам платят по часам.

Активный доход бывает двух типов: клинический и неклинический.

Итак, с точки зрения активного дохода:

Клинический, Активный доход

Если вы (арт) терапевт, то вы, вероятно, занимаетесь клинической работой. Клиническая работа — это когда вы лечите клиента. Это один из самых распространенных источников дохода для многих терапевтов.

В этой категории есть два основных источника дохода:

Неклинический, активный доход

Помимо клинической сферы, у вас также может быть несколько активных источников дохода.

Помните, что это неклинические исследования.

Эти источники дохода включают в себя:

Для некоторых людей одним из недостатков повременного/активного дохода является то, что он требует вашего присутствия, и вам платят по часам. Это означает, что это отнимает ваше время — и у вас есть только определенное количество часов в день для работы (= потолок дохода).

Если вы хотите масштабировать свой доход (и свою работу), повременная работа имеет ограничения. Если это так, вы хотели бы изучить «пассивный» доход.

Теперь вы здесь, чтобы узнать об источниках пассивного дохода. Итак, давайте углубимся в это.

(Неклинический) Пассивный доход

Пассивный, не зависящий от времени доход — это когда вы зарабатываете без вашего присутствия. То есть вы зарабатываете, пока спите. Кроме того, это по своей сути неклинический, конечно.

Этот тип источника дохода по-прежнему требует от вас работы. Тем не менее, это дает вам больше свободы и гибкости (и дополнительную безопасность благодаря несколько источников дохода, а не полагаясь только на один).

Вот некоторые источники дохода, которые могут быть пассивными:

  • онлайн -курсы

  • .

    Членство

  • Ведение групповой частной практики

  • Affiliate sales

  • YouTube (or other ad-paid content creation)

  • Blogging

  • Printables

  • Artworks

  • Products (ручная работа или самовывоз)

Я искренне рекомендую и верю в создание пассивного дохода для себя как арт-терапевта/терапевта.

Когда у меня есть пассивный доход, я могу добиться большего в жизни.

Я могу путешествовать, встречаться с людьми, делать то, что хочу, и приспосабливаться к своему стилю жизни.

Как человек с хроническим заболеванием и колеблющимся уровнем энергии в зависимости от дня/недели, мне в основном приходилось выбирать пассивный доход, а не полагаться исключительно на повременной доход.

Бьюсь об заклад, некоторые терапевты/арт-терапевты тоже находятся в похожей ситуации. У вас может быть маленький ребенок дома, у которого есть свой график, и вы должны подстраиваться под него. Возможно, у вас есть кто-то, о ком нужно позаботиться. У вас может быть физическая потребность, как у меня.

Или вам просто нравится идея иметь больший доход (что тоже здорово!).

Пришло время, чтобы терапевты и арт-терапевты начали зарабатывать больше, иметь больше свободы и гибкости, выполняя важную работу, которую мы делаем, т. е. приносим свои дары миру.

Чем больше вы можете владеть своей жизнью и быть лучшим, тем больше вы можете быть образцом для клиентов и побуждать их жить лучше.

Скажите, вы думали о пассивном доходе? Какие источники пассивного дохода вы хотели бы иметь? Поделитесь в комментариях ниже!

И если вам нужна поддержка в создании собственного пассивного дохода в качестве терапевта/арт-терапевта, я могу помочь вам через мое членство Visionary Art Therapists здесь .

С учетом сказанного, я очень надеюсь, что это было полезно для вас. Спасибо и увидимся в следующий раз!

 —

Терапия экспрессивными искусствами | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Терапия экспрессивными искусствами сочетает в себе психологию и творческий процесс, способствующий эмоциональному росту и исцелению. Этот многосторонний или интермодальный подход к психотерапии и консультированию использует наше врожденное желание творить; такой терапевтический инструмент может помочь инициировать изменения. Для некоторых людей, которым трудно сформулировать то, что они чувствуют, самовыражение через искусство может быть полезным. Терапия экспрессивным искусством опирается на различные формы искусства, и эта интеграция методов может помочь пациентам получить доступ к своим эмоциям. Между тем, арт-терапия, как правило, основана на одном конкретном виде искусства.

Терапия выразительными искусствами изучалась в учреждениях сестринского ухода и может быть эффективным методом для пациентов.

Содержимое
  • Когда это используется
  • Что ожидать
  • Как это работает
  • Что искать в терапевте экспрессивных искусств

Когда это используется

Терапия экспрессивным искусством используется как для детей, так и для взрослых, индивидуально или в группах, для обеспечения глубокого личностного роста и трансформации. Например, терапия выразительными искусствами для детей с поведенческими проблемами может включать музыку, движение или рисование пальцами. Этот тип терапии может быть особенно полезен для детей, которые могут быть не в состоянии озвучить то, что они чувствуют. Терапевт наблюдает за поведением и импульсами ребенка, а затем побуждает ребенка рассказать о пережитом.

Ведение дневника, рассказывание историй, чтение литературы и стихов, а также создание жизненных карт, видео и книг памяти — все это формы экспрессивной арт-терапии; это может помочь более зрелым клиентам пересмотреть свою жизнь и придать ей смысл; это способ рассказать истории своей жизни, а также проработать и исцелиться от травматического опыта. Это также помогает пациентам лучше взаимодействовать с семьей и другими значимыми людьми в их жизни.

Вот некоторые из многих форм выразительного искусства:

  • Воспроизведение музыки
  • Прослушивание музыки
  • Написание текстов
  • Театр или импровизация
  • Чтение или написание стихов
  • Ведение журнала
  • Чтение художественной литературы
  • Чертеж
  • Рисование или рисование пальцами
  • Скульптура
  • Танцы

Что ожидать

Терапия экспрессивным искусством может быть достигнута путем создания различных форм искусства; общность заключается в использовании нескольких органов чувств для исследования вашего внутреннего и внешнего мира. Терапевт или консультант помогает вам выразить свои чувства по поводу процесса и достижений в создании искусства, и вместе вы используете творческий процесс, чтобы выделить и проанализировать проблемы и трудности. Терапевтическая работа основана на творческом процессе, а не на конечном результате, поэтому для того, чтобы воспользоваться этой экспрессивной терапией, не обязательно иметь опыт или образование в области искусства. На протяжении всего процесса вы изучаете новые и различные способы использования в основном невербального языка творчества для передачи внутренних чувств, которые ранее были недоступны для вас, просто думая или говоря о них.

Как это работает

В основе экспрессивной арт-терапии лежит концепция poiesis, греческого слова, означающего поэзию, которое относится к естественному процессу перехода от повседневных ожиданий в мир воображения и творчества, что приводит к творчеству. Искусство исходит из глубокого эмоционального места внутри вас, поэтому творческие усилия позволят вам пройти глубокий процесс самопознания и понимания. Творчество становится путем к выражению внутренних чувств, ведущим к процессу самопознания и понимания; ваш творческий процесс становится вашей дорогой к эмоциональному здоровью. Многие терапевты также используют другие методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия или когнитивная терапия, основанная на осознанности.

Что искать в терапевте экспрессивных искусств

Проверьте своего потенциального терапевта лично, по видеосвязи или по телефону. Во время этого первоначального знакомства спросите у терапевта:

  • Как они могут помочь с вашими конкретными проблемами
  • Имели ли они дело с этим типом проблемы до
  • Каков их процесс
  • Каковы сроки лечения

Психотерапевты, консультанты и преподаватели со стандартной квалификацией могут использовать в своей работе различные формы арт-терапии. Пройдя определенную подготовку, специалисты в области психического здоровья могут быть зарегистрированы в различных учреждениях. Обычно существует минимальное требование степени магистра в области терапии выразительными искусствами, психологии, изящных искусств, образования или смежных областях, и в зависимости от уровня образования есть клиническая работа под наблюдением и повышение квалификации, а также рекомендации и другие требования. Уточните у своей страховой компании покрытие этого вида терапии.

Ссылки

Эллен Г. Левин и Стивен К. Левин. (ред.) Искусство в действии: терапия выразительными искусствами и социальные изменения. Издательство Джессики Кингсли. 2011.

Международная ассоциация экспрессивной арт-терапии.

Эффективность терапии выразительными искусствами: обзор литературы, Австралийский журнал психотерапии и консультирования

Levine, SK. Дао Поэзиса: экспрессивная художественная терапия и даосская философия. Креативное искусство в образовании и терапии. 2015 г.; 1(1):15-25

Арт-терапия психосоциальных проблем у детей и подростков: систематический повествовательный обзор арт-терапевтических средств и форм выражения, поведения терапевта и предполагаемых механизмов изменения взрослые и семьи: использование нарративной терапии и изобразительного искусства для запоминания и повторного написания историй устойчивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *