Пассивное воображение это: ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ | это… Что такое ПАССИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ?

пассивное (преднамеренное (грезы), непреднамеренное (сновидения, галлюцинации)); активное (творческое, воссоздающее), мечта

Studopedia.info — Студопедия — 2014-2023 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Пассивное воображение – вид воображения, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.

1. Пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью».

Это картины приятного, но заведомо несбыточного.

2. Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет.

Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).

Активное воображение Особенностью активного воображения является тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления. Также имеет два подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение.

1. Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

2. Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность.

Мечта — это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. Из всех проявлений активного, произвольного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов.

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 6062. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности. ..

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями…

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм…

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени…

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления…

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами. ..

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл…

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения…

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого…

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА).

..

Воображение — Қазақша медицина

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым “психическим” из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни. Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной степени.

Сущность и виды воображения.

Как и всякий другой, психический познавательный процесс, воображение может быть рассмотрено с разных сторон. Если учитывать доминирующее значение отельных психологических компонентов в образах воображения, тогда мы должны говорить, например, об эмоциональном и интеллектуальном воображении. Если за основу классификации взять связь образов воображения с реальностью, то нужно говорить о воссоздающем и творческом воображении.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное, при котором не ставится цель использования его результатов и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.

Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные. Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремотном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного, но заведомо несбыточного. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причины возникновения грез: под влиянием умиротворения, благодушия и довольства; в результате утомительной работы, длительных переходов, когда сознание человека притупляется; под влиянием специальных раздражителей (любимой музыки и пр.). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, чем она и отличается как от галлюцинаций, так и от иллюзий. Грезы возникают без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любым раздражителем.

Часто в житейской психологии грезы считаются синонимом либо сновидения («грезить наяву»), либо мечте, но тогда ее определяют как «пассивную» мечту, подчеркивая этим изначально нереалистичность созданного образа.

Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. По мнению З.Фрейда и его последователей сновидения – это символическое выражение бессознательного для сознания. Галлюцинации это психологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что он в данную минуту имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него не действует данный предмет. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический характер (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры недостатка кислорода и т.п.) и психогенный характер (состояние аффекта).

Активное воображение также имеет два подвида: воссоздающее воображение и творческое воображение. Особенностью активного воображения является тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче – научной, художественной, учебной или практической.

Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу этих условий относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.

Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).

Но есть и другой вид воображения –мечта.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то есть в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности.

 

Функции воображения и его развитие.

Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций, первая из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

 Заключение

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т. к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты. И как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать.

Память и воображение в архитектуре Размышление о процессе творчества Особое… | Джора Касапи

Память и воображение в архитектуре
Размышление о процессе творчества

В процессе проектирования меня всегда интересовал вопрос, откуда архитектор/художник черпает вдохновение или источник его творчества. Приходится ли нам постоянно изобретать велосипед или можно полагаться на какие-то уже существующие настройки? Согласно Viollet le Duc в «Entreties sur l’Architecture» 1863
В архитектуре нет изобретения ex-nihilo (из ничего) . Мы обязательно должны обратиться к прошлому, чтобы исходить из настоящего ’.
Я действительно считаю, что воображение является основным источником в акте творения, но, как утверждает Viollet le Duc , существует два вида воображения: «пассивное воображение», широко известное как память, и активное воображение. Пассивное воображение — это основная установка для творческой работы, но одного его использования недостаточно. Активное воображение есть применение рассуждения, сравнения, выбора к пассивному воображению, которое само по себе представляет собой очень беспорядочную массу. Память также связана с воспоминанием, с ностальгией, с меланхолией по прошлому, и кто не способен вспомнить, тот вряд ли способен представить, потому что память есть почва воображения и напрямую связана с самотождественностью. «Мы то, что мы помним», Юхани Палласма .

С другой стороны, каждый творческий процесс — это акт, в который всегда вкладывается что-то от себя, а воспоминания — фундаментальная часть нас. Я не мог выбрать никакой другой ссылки, связанной с этим вопросом, кроме удивительной книги И.Кальвино «Невидимые города» . Марко Поло (известный купец), главный герой беседует с императором Хубилай-ханом, описывая ему всякие абстрактные, волшебные, забавные города, которые он якобы пережил и видел, а на самом деле он все время ссылается на родной город, беспрерывно в его уме и сердце, Венеция. Все его воспоминания о Венеции помогают ему конструировать, проектировать разные миры, реальности. Он использует свое воображение и действует как «архитектор».

Проектирование архитектурных сооружений, зданий и ландшафтов стало возможным благодаря этому доступу к нашей памяти, но в то же время они содержат память проекта. Все воспоминания нашего детства связаны с домами и пространствами, в которых мы жили. Мы помним фрагменты пространств, условия освещения, запахи, ощущения близости и закрытости, потому что, хотя наши глаза забывают нашу кожу, скелеты, мышцы и все часть нашего тела помнит, это «воплощенная» память.
Я был ребенком этого дома, наполненным воспоминаниями о его запахах, наполненным прохладой коридоров, наполненными голосами, которые дали ему жизнь. Была даже песня лягушек в лужах; Они пришли, чтобы быть со мной здесь. Антуан де Сент-Экзюпери

Каждое великое здание, которое мы видим сегодня, — это не просто индивидуальная работа, это своего рода сотрудничество, возможно, неосознанное, творческой работы его архитектора с его предшественниками, потому что мы постоянно учимся у прошлых архитектурных опыт.

Графическая иллюстрация J.Kasapi

Как использовать технику активного воображения Карла Юнга для поиска ответов внутри себя

Любой, кто знаком с осознанными сновидениями, знает силу контроля во сне. Но что, если бы вы могли просто вытащить человека из сна и поговорить с ним, пока вы бодрствуете? Какие вопросы вы бы задали? Могут ли их ответы помочь нам стать лучше?

Это может показаться надуманным, но Карл Юнг разработал именно такую ​​технику. Он назвал это « активное воображение».0004 .

Что такое активное воображение?

Активное воображение — это способ использования снов и творческого мышления для разблокировки бессознательного. Разработанный Карлом Юнгом между 1913 и 1916 годами, он использует изображения из ярких снов, которые человек помнил после пробуждения.

Затем, пока человек расслаблен и находится в медитативном состоянии, он вспоминает эти образы, но пассивно. Позволить своим мыслям оставаться на образах, но позволить им измениться и проявиться во что бы то ни стало.

Эти новые образы могут быть выражены с помощью различных средств, включая письмо, живопись, рисование и даже лепку, музыку и танец. Цель состоит в том, чтобы позволить уму свободно ассоциировать. Это позволяет нашему бессознательному разуму проявить себя.

Техника активного воображения Юнга делает еще один шаг вперед в анализе сновидений. Вместо того, чтобы смотреть непосредственно на содержание сна человека, идея состоит в том, чтобы выбрать один образ из недавнего сна и просто позволить нашему разуму блуждать .

Делая это, Юнг предположил, что мы смотрим прямо в наше бессознательное. Таким образом, активное воображение похоже на мост от нашего сознательного к бессознательному. Но чем это полезно?

И Юнг, и Фрейд считали, что только заглянув в самые глубокие тайники нашего бессознательного, мы можем справиться со своими страхами и тревогами.

Итак, действительно ли активное воображение лучше анализа сновидений или любого другого вида терапии? Что ж, психотерапия может быть довольно эффективной. Конечно, во-первых, нужно уметь им пользоваться.

Как работает активное воображение и как его практиковать

1. Начало работы

Активное воображение лучше всего развивать в одиночестве, в тихом месте, где вас ничто не будет отвлекать. По сути, вы будете медитировать, поэтому найдите удобное и теплое место.

Большинство людей используют сны как отправную точку своего активного воображения. Тем не менее, смысл упражнения состоит в том, чтобы преодолеть разрыв между вашим сознательным и бессознательным умом . Таким образом, вы также можете использовать эмоции, такие как недавнее разочарование или грустное чувство, чтобы дать толчок сеансу.

Возможно, вы не визуал, но не волнуйтесь. Вы также можете использовать разговор или письмо, чтобы начать сеанс. Например, сядьте тихо и спросите человека, который, по вашему мнению, может помочь вам соединиться со своим внутренним «я». Или напишите вопрос на листе бумаги, а затем расслабьтесь и посмотрите, что произойдет.

2. Погрузитесь в свое воображение

Итак, для начала вспомните фигуру или предмет или ощущение из сна или ситуации, которая важна.

Для тех, кто визуализирует, образ вашего сна может начать меняться и принимать другую форму. Если вы задали вопрос, который, возможно, слышите сами, ответьте на него. Если вы написали вопрос, вы можете найти ответ, пришедший к вам.

Например, вы могли видеть во сне своего соседа в каюте на лодке, уплывающей прочь. Вы можете спросить у соседки, почему она на лодке, уплывающей от вас. Или вы можете просто посмотреть, изменится ли изображение на что-то другое.

Пока происходят эти изменения, вы должны быть расслаблены, спокойны и восприимчивы к происходящему.

Что бы ни случилось, вы должны записать детали. Опять же, то, как вы записываете детали, зависит от вас. Вы можете писать, рисовать, рисовать, записывать свой голос, на самом деле, вы можете использовать любой носитель, который позволяет вам выразить то, что вы чувствуете.

На этом этапе важно отметить пару моментов. Юнг подчеркивал важность того, чтобы не попасть в ловушку наблюдения за пассивными фантазиями.

«Намерение должно состоять не в том, чтобы контролировать изображение, а в том, чтобы наблюдать за изменениями, возникающими в результате спонтанных ассоциаций. Вы сами должны вступить в процесс со своими личными реакциями… как если бы драма, разыгрываемая на ваших глазах, была реальной». Карл Юнг

Вы также должны помнить о своих личных ценностях, этических кодексах и морали . Не позволяйте своему разуму блуждать в сфере того, что вы никогда бы не сделали в реальной жизни.

3. Анализ сеанса

Как только вы почувствуете, что больше нечего собирать, вы должны остановить сеанс и сделать небольшой перерыв. Это делается для того, чтобы вы могли вернуться в нормальное сознательное состояние. Вам понадобятся все ваши способности для следующей части, которая представляет собой анализ сеанса активного воображения .

Теперь пришло время интерпретировать детали, взятые из вашего сеанса . Взгляните на то, что вы произвели, в новом свете. Что-то сразу кажется вам очевидным? Посмотрите, есть ли сообщение в письмах или рисунках.

Вам что-то напоминает слово или картинка? Что-нибудь имеет смысл или работает с вами? Какие чувства или эмоции вы испытываете? Попробуйте интерпретировать сообщение от вашего бессознательного разума.

Если и когда к вам придет сообщение или ответ, не менее важно подтвердить это. В конце концов, какой смысл во всем этом самоанализе, если вы сейчас не действуете в соответствии с ним?

Например, ваш сосед и сеанс активного воображения на лодке могли привести вас к осознанию того, что вы пренебрегаете своей семьей. В таком случае, почему бы не попытаться связаться с ними?

Или, может быть, образовалась форма, которая казалась вам темной и пугающей. Это может быть отражением вашего теневого «я». Таким образом, ваш сеанс может указывать на что-то внутри вас, что вы не желаете принимать сознательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *