Переживание в психологии: Переживание. Что такое «Переживание»? Понятие и определение термина «Переживание» – Глоссарий

Содержание

Переживание. Что такое «Переживание»? Понятие и определение термина «Переживание» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Переживание – процесс осознания субъектом некоторого явления действительности как события собственной жизни и последующее отражение в сознании. При этом под этим явлением действительности могут пониматься следующие компоненты. Любая ситуация, результатом которой стало психологическое переосмысление ее как личной для конкретного человека. Мечты, идеалы и стремления человека, которые приводят его к пониманию связи с внешним миром. Форма активности, возникающая в результате осознания субъектом.

Переживание – ключевое понятие в трудах многих русских ученых, однако среди них не существует единого мнения относительно точного определения данного понятия.

Различается, главным образом, эмоциональная составляющая – одни ученые приписывают ей главную роль в процессе, именуемом «переживание», другие же не считают ее важным элементом. Это связано в первую очередь с тем, что исследователи ставили перед собой разные задачи при изучении этого явления.

Среди трудов, посвященных изучению природы переживания, особое место занимают работы Льва Выготского. Ученый связывал понятие «переживание» с такими терминами, как возрастной кризис и психологический возраст. Так, согласно его теории, возрастное развитие человека – это история его переживаний.

Кроме того, переживание имеет целостный характер и представляет собой нечто, находящееся между личностью (ребенок) и окружающей средой и неразрывно связывающее эти две субстанции. При этом невозможно определить, является ли переживание отражением среды или представляет собой особенность этой личности.

< Педология

Переживание потока >

Популярные термины

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Как психологические абьюзеры отнимают нашу энергию и деньги
    • Постоянно проверяете соцсети и мессенджеры? Вероятно, у вас синдром FOMO
    • Как перестать врать по мелочам: 3 верных способа
    • «Возможна ли полноценная семья с мужчиной, который не может и не хочет иметь детей?»
    • Не психолог и не коуч: кто такой наставник
    • Лагом: почему шведы такие счастливые — 5 шагов к благополучной жизни
    • «После расставания с мужчиной махнула рукой на свою фигуру и набираю вес»
    • Неудовлетворенность отношениями: как любовь к одиночеству мешает счастью в браке — научные данные

    Сегодня читают

    • Как понять, что человек на самом деле несчастлив: простой способ — проверьте окружающих
    • «Хочу, чтобы бывший муж — абьюзер, эгоист и газлайтер — перестал надеяться на воссоединение семьи»
    • Найти свою половинку в Эмиратах: две истории с (не)счастливым концом
    • «После расставания с мужчиной махнула рукой на свою фигуру и набираю вес»

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Переживание — Психологос

    Фильм «Мир эмоций: искусство быть счастливее.

    Занятие проводит проф. Н.И. Козлов»

    ​​​​​​​Переживание — телесное проживание душевных состояний. То, что произошло, можно осмыслить, то есть пропустить через голову и получить анализ и выводы. А можно пойти другим путем: запустить в тело и воплотить в тело, в процессе чего от радостного события нас наполнит радость и тяжелое событие, воплотившись в плач, вырвется всем телом наружу и уйдет.

    Как правило, люди склонны переживать негативные состояния, хотя те, кто склонен переживать в принципе, переживают всё подряд. Для людей, склонных к переживаниям, это не просто возбужденная физиология, а особая внутренняя жизнь души, имеяющая свою этику и эстетику. Это внутренние движения заряженных и очень живых событий: трепет ожидания, вспышка радости, терзание сомнениями, импульс ярости, прокручивание потери.

    Обратите внимание: внутренние события бывают не мертвыми, а вполне себе живыми, заряженными, взаимодействующими друг с другом и влияющими на другие внутренние процессы в человеке. А иногда настолько живыми, что люди начинают их воспринимать уже как субличности. Вслед за психотерапевтами люди начинают верить, что Страх заботится о нас…

    У тех, кто создает себе переживания, обращает на них серьезное внимание, кто их нередко вначале раскручивает, а потом холит и лелеет, в первую очередь раскачивается физиология, но люди думают, что у них становится более богатый внутренний мир…

    Люди, склонные к переживаниям, умеют их запускать, однако возникшее переживания уже живет своей жизнью. Происходит уже непроизвольное визуальное, аудиальное и кинестетическое прокручивание одного и того же эмоционально заряженного события несколько раз, возвращение кругами раз за разом к тому, что уже произошло. Как результат, переживание — длящееся живое эмоциональное состояние,

    Переживание часто является синонимом чувства, и это правомерно в той мере, в какой чувство сопровождается кинестетикой, неспокойным телом. См.→

    Способность к переживанию формируется прижизненно, переживание социально по своему происхождению и семиотически опосредовано, что позволяет отнести его к высшим психическим функциям.

    Виды переживаний

    Чаще (видимо, в силу традиционного негативизма) под переживанием имеют в виду нечто негативное. «Ах, я так переживала!» — имеется в виду переживала неприятность. При этом вполне правомерно говорить и о положительных переживаниях: под «пиковым переживанием» подразумевается безусловно положительное и одно из высших личностных переживаний.

    Переживания бывают разными по внутренней температуре, намеренные и случайно возникшие (непроизвольные), пустые и осмысленные, надуманные и серьезные… См.→

    Психологический анализ переживаний

    Как правило, переживание сопровождается напряжением тела. Если тело спокойно, о переживании не говорится. Переживание — это кинестетика, это всегда про тело.

    Если Штирлиц в ситуации опасности думает без повышенного сердцебиения, он не переживает, а только думает: взвешивает, прикидывает… В худшем случае — зациклился.

    Больные переживания, похоже, тесно связаны с инграммами. Инграмма — впечатанная в нас и хранящаяся в памяти запись умственного образа-картинки, связанная с переживанием боли, страха и других болезненных эмоций. Думается, что инграмма — умственная основа переживания. Смотри Работа с неприятными переживаниями и Что делать с переживаниями близких и окружающих,

    Переживания в жизни

    Можно согласиться, что переживания — это естественный фон нашей жизни, такой же, как сериалы и навязчивая реклама, но это не значит, что на переживания обязательно нужно обращать внимание. Переживания переживаниям — рознь. Есть переживания низкие, дешевые, бывают переживания высокие и дорогие. В любом случае, переживания требуют своей культуры: знания, какие эмоции когда и как лучшим образом переживать, а какие эмоции — когда и как не надо переживать. И не просто знание, а еще умение и привычка это делать. См.→

    Есть люди, по характеру склонные переживать, и люди, склонные действовать. См.→ У людей, не привыкших думать, переживания заменяют мышление. Сильные переживания выключают мышление, человек спускается на предыдущие стадии интеллектуального развития. См.→

    В мужской культуре и в профессиональной деятельности переживать глупо и непорядочно.

    Представьте: хирург делает сложную операцию, вдруг у пациента началось сильное кровотечение, возникла опасность для его жизни — хирург имеет право переживать? Он должен действовать быстро и профессионально. Если же он начнет переживать, еще и своими переживаниями делиться — это уже не хирург, и к операциям допускать его нельзя.

    Люди дела занимаются делом, решают задачи и помогают людям. Люди, разрешающие себе отвлекаться от дела, в это время переживают и делятся своими переживаниями.

    Переживание — это непорядочное поведение, используемое чаще всего как скрытое влияние, как манипуляция.​​​​​​​​​​​​​​​ Переживания — традиционный способ управления людьми, находящихся с вами в личных отношениях. Смотри Переживания как способ управления окружающими

    Процесс переживания в женской культуре вопринимается как нечто трудное, но обязательное для любого живого (то есть чувствующего) человека. В женской культуре переживать принято, переживать интересно и переживания возведены в ранг особой ценности со своими обслуживающими ритуалами.

    См. →

    В связи с этим подсказка: милые женщины, если вы хотите жить рядом с умным и сильным мужчиной, если вы хотите, чтобы вас мужчина уважал, убирайте свои переживания. Если вы согласны, что в цивилизованных отношениях невозможно рукоприкладство, то так же недопустимо давление своими переживаниями. Выключайте свои переживания, когда обсуждаете серьезные вопросы. Цивилизованные люди решают вопрос с помощью разума, а не ссылкой на «Я очень переживаю!».

    опыта | Психология Вики | Фэндом

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


    См. Опыт (значения) для других значений

    Опыт как общее понятие включает в себя знание, умение или наблюдение за чем-то или событием, полученные в результате вовлечения или воздействия на этот предмет или событие. [1] История слова опыт тесно связана с понятием эксперимент . Например, слово «опыт» можно использовать в таком утверждении, как: «У меня есть опыт рыбалки».

    Понятие опыта обычно относится к ноу-хау или процедурным знаниям, а не к пропозициональным знаниям: обучение на рабочем месте, а не книжное обучение. Философы называют знание, основанное на опыте, «эмпирическим знанием» или «

    апостериорным знанием».

    Исследование опыта имеет давнюю традицию в континентальной философии. Опыт играет важную роль в философии Сёрена Кьеркегора. Немецкий термин Erfahrung , часто переводимый на английский язык как «опыт», имеет несколько иное значение, подразумевая связность жизненного опыта.

    Человек, обладающий значительным опытом в определенной области, может получить репутацию эксперта.

    Некоторые религиозные традиции (такие как виды буддизма, Сурат Шабд Йога, мистицизм и пятидесятничество) и образовательные парадигмы, например, обусловленные обучением новобранцев (также известные как «учебные лагеря»), подчеркивают эмпирический характер эпистемология человека. Это контрастирует с альтернативами: традициями догмы, логики или рассуждения. Участники таких видов деятельности, как туризм, экстремальные виды спорта и рекреационное употребление наркотиков, также склонны подчеркивать важность опыта.

    Содержание

    • 1 Виды опыта
      • 1.1 Физический опыт
      • 1.2 Психический опыт
      • 1.3 Эмоциональный опыт
      • 1.4 Духовный опыт
      • 1.5 Опыт
      • 1.6 Социальный опыт
      • 1.7 Виртуальный опыт и игровые симуляторы
      • 1.8 Непосредственность опыта
      • 1.9 Субъективный опыт
    • 2 Контексты опыта
    • 3 Изменения в опыте через историю
    • 4 Альтернативы опыту
    • 5 Письмо
    • 6 Арт.
    • 7 См. также
    • 8 Каталожные номера
    • 9 Внешние ссылки

    Типы опыта

    Слово «опыт» может относиться, несколько двусмысленно, как к необработанным умственно непосредственно воспринимаемым событиям, так и к предполагаемой мудрости, полученной в последующем размышлении над этими событиями или их интерпретации.

    Некоторый опыт мудрости накапливается со временем, [2] хотя можно также испытать (и получить общий мудрый опыт) одно конкретное мгновенное событие.

    Можно также различать (например) физический, ментальный, эмоциональный, духовный, альтернативный и виртуальный опыт(ы).

    Физический опыт

    Основная статья: Физическое свойство

    Физический опыт возникает всякий раз, когда изменяется объект или окружающая среда. [3] Другими словами, физические переживания относятся к наблюдаемым. Они не обязательно должны включать модальные свойства или ментальные переживания.

    Умственный опыт

    Основная статья: Разум

    Умственный опыт включает в себя аспекты интеллекта и сознания, воспринимаемые как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли все бессознательные познавательные процессы. Термин может косвенно относиться к мыслительному процессу. Психический опыт и его связь с физическим мозгом составляют область философских дебатов: некоторые теоретики тождества изначально утверждали, что тождество мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт. [4]

    Математики могут служить примером совокупного умственного опыта в подходах и навыках, с которыми они работают. Математический реализм, как и реализм в целом, считает, что математические объекты существуют независимо от человеческого разума. Таким образом, люди не изобретают математику, а скорее открывают ее и испытывают на себе, и любые другие разумные существа во Вселенной, по-видимому, поступали бы так же. Эта точка зрения рассматривает только один вид математики как открываемый; он видит треугольники, прямые углы и кривые, например, как реальные объекты, а не только творения человеческого разума. Некоторые работающие математики поддержали математический реализм, поскольку они видят, что испытывают на себе естественные объекты. Примеры включают Пола Эрдёша и Курта Гёделя. Гёдель верил в объективную математическую реальность, которую можно воспринимать аналогично чувственному восприятию. Некоторые принципы (например, для любых двух объектов существует совокупность объектов, состоящая именно из этих двух объектов) могут быть непосредственно признаны истинными, но некоторые предположения, такие как континуум-гипотеза, могут оказаться неразрешимыми уже на основании таких данных. принципы. Гёдель предположил, что квазиэмпирическая методология, такая как опыт, может предоставить достаточно доказательств, чтобы можно было обоснованно предположить такое предположение. С опытом существуют различия в зависимости от того, какое существование предполагается иметь у математических объектов и откуда мы знаем о них. [ цитирование требуется ]

    Эмоциональный опыт

    Основная статья: Эмоция

    Люди могут рационализировать влюбленность (и выход из нее) как «эмоциональный опыт». Общества, в которых отсутствуют организованные браки по договоренности, могут использовать эмоциональный опыт людей, чтобы повлиять на выбор партнера. [5] Понятие эмоционального опыта также фигурирует в понятиях эмоционального интеллекта [6] и эмпатии.

    Духовный опыт

    Основная статья: Религиозный опыт

    Ньюберг и Ньюберг представляют взгляд на духовный опыт. [7]

    Experiencee

    Основная статья: Религиозный опыт

    Опыт experiencor. [8] Мистики могут описывать свои видения как «духовные переживания». Тем не менее, психология может объяснить те же самые переживания с точки зрения измененных состояний сознания, которые могут возникать случайно из-за (например) очень высокой температуры, инфекций, таких как менингит, лишение сна, голодание, кислородное голодание, азотный наркоз (глубокое погружение), психоз, височная эпилепсия или травматический несчастный случай. Люди также могут достичь такого опыта более осознанно с помощью признанных мистических практик, таких как сенсорная депривация или методы контроля над разумом, гипноз, медитация, молитва или мистические дисциплины, такие как медитация на мантры, йога, суфизм, йога сновидений или сурат-шабда-йога). Некоторые «примитивные религии» поощряют духовный опыт посредством приема психоактивных веществ, таких как алкоголь и опиаты, но чаще всего с энтеогенными растениями и веществами, такими как каннабис, Salvia divinorum , псилоцибиновые грибы, пейот, ДХМ, аяхуаска или дурман . Другой способ вызвать духовный опыт через измененное состояние сознания включает психоакустику, бинауральные ритмы или свето-звуковую стимуляцию.

    Социальный опыт

    Основная статья: Социализация

    Взросление и жизнь в обществе может способствовать развитию и наблюдению за социальным опытом. [9] Социальный опыт обеспечивает людей навыками и привычками, необходимыми для участия в жизни их собственных обществ по мере формирования самого общества 9. 0110 [ нужна ссылка ] посредством множества общих переживаний, формирующих нормы, обычаи, ценности, традиции, социальные роли, символы и языки.

    Виртуальный опыт и игры-симуляторы

    Основная статья: Виртуальная реальность

    Использование компьютерного моделирования может позволить человеку или группе людей получить виртуальный опыт в виртуальной реальности. [10] В ролевых играх «опыт» (и его приобретение) рассматривается как важный, измеримый и ценный товар. Многие ролевые видеоигры, например, имеют единицы измерения, используемые для количественной оценки или помощи в продвижении персонажа игрока в игре, называемые очками опыта.

    Непосредственность опыта

    Кто-то, кто может рассказать о событии, свидетелем которого он был или в котором принимал участие, имеет «первый опыт». Непосредственный опыт типа «ты должен был быть там» может показаться особенно ценным и привилегированным, но он часто остается потенциально подверженным ошибкам в чувственном восприятии и личной интерпретации.

    Опыт, полученный из вторых рук, может предложить более богатые ресурсы: он записан и/или обобщен от непосредственных наблюдателей или людей, получивших опыт, или от инструментов, и потенциально может выражать несколько точек зрения.

    Опыт из третьих рук, основанный на косвенных и, возможно, ненадежных слухах или слухах, может (даже при наличии достоверных сведений) потенциально опасно приблизиться к слепому почитанию авторитета.

    Субъективный опыт

    Субъективный опыт может включать в себя состояние индивидуальной субъективности, восприятие, на котором человек строит свое собственное состояние реальности; реальность, основанная на взаимодействии человека с окружающей средой. субъективный опыт зависит от индивидуальной способности обрабатывать данные, хранить и усваивать их. Например: наши чувства собирают данные, которые мы затем обрабатываем в соответствии с биологическим программированием (генетикой), неврологическими сетевыми отношениями и другими переменными, такими как относительность.

    1. перенаправление Шаблон: Неоднозначная ссылка
     и т. д. Шаблон: Ха, все это влияет на наше индивидуальное восприятие любой данной ситуации таким образом, что делает его субъективным.
     

    Контексты опыта

    Опыт играет важную роль в экспериментальных группах. [11]

    Изменения в опыте на протяжении истории

    Некоторые постмодернисты предполагают, что природа человеческого опыта (совершенно независимо от деталей переживаемого окружения) претерпела качественные изменения при переходе от досовременного к современному к постмодерну. [12]

    Альтернативы опыту

    Иммануил Кант противопоставлял опыт разуму: «В самом деле, ничто не может быть вреднее или недостойнее философа, чем вульгарное обращение к так называемому опыту. существовали бы вообще, если бы в свое время эти учреждения были созданы в соответствии с идеями». [13]

    Письмо

    Американский писатель Ральф Уолдо Эмерсон написал эссе под названием «Опыт» (опубликовано в 1844 г. ), в котором он просит читателей игнорировать эмоции, которые могут оттолкнуть их от божественного; он дает несколько пессимистическое представление о трансцендентализме, связанном с Эмерсоном.

    Art

    В 2005 году арт-группа Monochrom организовала серию хэппенингов, которые иронично подхватили значение термина «опыт»: Experience the Experience. 3wes rgg setaa

    См. также

    • Опыт работы с клиентами
    • Эмпиризм
    • Опыт (события)
    • Уровень опыта
    • Опыт (практика)
    • Опыт эконом
    • Опытное обучение
    • Эмпирический маркетинг
    • Эмпирическая психотерапия
    • Уровень опыта работы
    • Жизненный опыт
    • Откройте для себя опыт
    • Восприятие

    Ссылки

    1. ↑ Сравните различные современные определения, данные в OED (2-е издание, 1989 г.): «[…] 3. Фактическое наблюдение за фактами или событиями, рассматриваемое как источник знаний. […] 4. а. Факт быть сознательно субъектом состояния или условия или быть сознательно затронутым событием. […] b. В религиозном использовании: состояние ума или чувство, формирующее часть внутренней религиозной жизни; человека) в отношении религиозного чувства.[..] 6. То, что было пережито; события, которые произошли в пределах знания отдельного человека, сообщества, человечества в целом, либо в определенный период, либо вообще.[. ..] 7. а. Знание, полученное в результате фактического наблюдения или того, что человек испытал […] 8. Состояние, когда человек был занят в какой-либо области обучения или практики, в делах в целом или в жизненном общении. , степень или продолжительность времени, в течение которого человек был так занят, способности, навыки, суждения и т. д. приобретенный.»
    2. ↑ Обратите внимание, например, на Левитт, Хайди М. (1999). Развитие мудрости: анализ опыта тибетского буддизма. Журнал гуманистической психологии 39 (2): 86–105.
    3. ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг , Берлин: Springer International. «Вы, я думаю, согласитесь, что в нашем восприятии мира все приходит к нам через чувства […]»
    4. (1993) Народная психология и философия сознания , 437, Рутледж. Доступ к URL-адресу 2009-12-01. «Некоторые теоретики идентичности изначально утверждали, что идентичность мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт».
    5. Ким, Юнгсик, Элейн Хэтфилд (2004). Типы любви и субъективное благополучие: кросс-культурное исследование. Социальное поведение и личность 32 (2): 173–182.
    6. ↑ Обратите внимание на рукопись Университета Нью-Гэмпшира 1994 года, написанную Дж. Майером и М. Килпатриком: «Обработка горячей информации становится более точной при открытом эмоциональном опыте», цитируется в 9.0279 Пресная вода, Рассвет, Теодор Стикли (2004). Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Справочная служба медсестер 11 (2): 91–98.
    7. Ньюберг, Эндрю Б.; Ньюберг, Стефани К. (2005), «Нейропсихология религиозного и духовного опыта», у Палуциана, Раймонда Ф.; Park, Crystal L., Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
    8. Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
    9. ↑ Сравнивать: Блюмин, Стюарт М. (1989). Появление среднего класса: социальный опыт в американском городе, 1760-1900 , 434, издательство Кембриджского университета. Доступ к URL-адресу 2009-12-02.
    10. ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг г., Берлин: Springer International. «С появлением компьютеров можно создавать симуляции для обеспечения виртуальной реальности [. ..]»
    11. Браун, Нина В. [1998] (2003). Психообразовательные группы: процесс и практика , 2, 263, Рутледж. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 06 марта 2010 г. «Экспериментальная групповая деятельность может быть эффективной частью психообразовательных групп».
    12. ↑ Сравните: (1996) Время: современный и постмодернистский опыт , 192, Wiley-Blackwell. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 21 января 2010 г.
    13. Кант, Иммануил (1781 г.). «Книга 1, раздел 1» Критика чистого разума .

    Внешние ссылки

    Посмотрите эту страницу в Викисловаре
    : Опыт

    • Опытный проект
    • The Virtual Experience Company
    1. redirectTemplate:Philosophy
    На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

    Опыт | Психология Вики | Фэндом

    Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
    Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

    Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


    См. Опыт (значения) для других значений

    Опыт как общее понятие включает в себя знание, умение или наблюдение за чем-то или событием, полученные в результате вовлечения или воздействия на этот предмет или событие. [1] История слова опыт тесно связана с понятием эксперимент . Например, слово «опыт» можно использовать в таком утверждении, как: «У меня есть опыт рыбалки».

    Понятие опыта обычно относится к ноу-хау или процедурным знаниям, а не к пропозициональным знаниям: обучение на рабочем месте, а не книжное обучение. Философы называют знание, основанное на опыте, «эмпирическим знанием» или « апостериорным знанием».

    Исследование опыта имеет давнюю традицию в континентальной философии. Опыт играет важную роль в философии Сёрена Кьеркегора. Немецкий термин Erfahrung , часто переводимый на английский язык как «опыт», имеет несколько иное значение, подразумевая связность жизненного опыта.

    Человек, обладающий значительным опытом в определенной области, может получить репутацию эксперта.

    Некоторые религиозные традиции (такие как виды буддизма, Сурат Шабд Йога, мистицизм и пятидесятничество) и образовательные парадигмы, например, обусловленные обучением новобранцев (также известные как «учебные лагеря»), подчеркивают эмпирический характер эпистемология человека. Это контрастирует с альтернативами: традициями догмы, логики или рассуждения. Участники таких видов деятельности, как туризм, экстремальные виды спорта и рекреационное употребление наркотиков, также склонны подчеркивать важность опыта.

    Содержание

    • 1 Виды опыта
      • 1.1 Физический опыт
      • 1.2 Психический опыт
      • 1.3 Эмоциональный опыт
      • 1.4 Духовный опыт
      • 1.5 Опыт
      • 1.6 Социальный опыт
      • 1.7 Виртуальный опыт и игровые симуляторы
      • 1.8 Непосредственность опыта
      • 1.9 Субъективный опыт
    • 2 Контексты опыта
    • 3 Изменения в опыте через историю
    • 4 Альтернативы опыту
    • 5 Письмо
    • 6 Арт.
    • 7 См. также
    • 8 Каталожные номера
    • 9 Внешние ссылки

    Типы опыта

    Слово «опыт» может относиться, несколько двусмысленно, как к необработанным умственно непосредственно воспринимаемым событиям, так и к предполагаемой мудрости, полученной в последующем размышлении над этими событиями или их интерпретации.

    Некоторый опыт мудрости накапливается со временем, [2] хотя можно также испытать (и получить общий мудрый опыт) одно конкретное мгновенное событие.

    Можно также различать (например) физический, ментальный, эмоциональный, духовный, альтернативный и виртуальный опыт(ы).

    Физический опыт

    Основная статья: Физическое свойство

    Физический опыт возникает всякий раз, когда изменяется объект или окружающая среда. [3] Другими словами, физические переживания относятся к наблюдаемым. Они не обязательно должны включать модальные свойства или ментальные переживания.

    Умственный опыт

    Основная статья: Разум

    Умственный опыт включает в себя аспекты интеллекта и сознания, воспринимаемые как комбинации мысли, восприятия, памяти, эмоций, воли все бессознательные познавательные процессы. Термин может косвенно относиться к мыслительному процессу. Психический опыт и его связь с физическим мозгом составляют область философских дебатов: некоторые теоретики тождества изначально утверждали, что тождество мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт. [4]

    Математики могут служить примером совокупного умственного опыта в подходах и навыках, с которыми они работают. Математический реализм, как и реализм в целом, считает, что математические объекты существуют независимо от человеческого разума. Таким образом, люди не изобретают математику, а скорее открывают ее и испытывают на себе, и любые другие разумные существа во Вселенной, по-видимому, поступали бы так же. Эта точка зрения рассматривает только один вид математики как открываемый; он видит треугольники, прямые углы и кривые, например, как реальные объекты, а не только творения человеческого разума. Некоторые работающие математики поддержали математический реализм, поскольку они видят, что испытывают на себе естественные объекты. Примеры включают Пола Эрдёша и Курта Гёделя. Гёдель верил в объективную математическую реальность, которую можно воспринимать аналогично чувственному восприятию. Некоторые принципы (например, для любых двух объектов существует совокупность объектов, состоящая именно из этих двух объектов) могут быть непосредственно признаны истинными, но некоторые предположения, такие как континуум-гипотеза, могут оказаться неразрешимыми уже на основании таких данных. принципы. Гёдель предположил, что квазиэмпирическая методология, такая как опыт, может предоставить достаточно доказательств, чтобы можно было обоснованно предположить такое предположение. С опытом существуют различия в зависимости от того, какое существование предполагается иметь у математических объектов и откуда мы знаем о них. [ цитирование требуется ]

    Эмоциональный опыт

    Основная статья: Эмоция

    Люди могут рационализировать влюбленность (и выход из нее) как «эмоциональный опыт». Общества, в которых отсутствуют организованные браки по договоренности, могут использовать эмоциональный опыт людей, чтобы повлиять на выбор партнера. [5] Понятие эмоционального опыта также фигурирует в понятиях эмоционального интеллекта [6] и эмпатии.

    Духовный опыт

    Основная статья: Религиозный опыт

    Ньюберг и Ньюберг представляют взгляд на духовный опыт. [7]

    Experiencee

    Основная статья: Религиозный опыт

    Опыт experiencor. [8] Мистики могут описывать свои видения как «духовные переживания». Тем не менее, психология может объяснить те же самые переживания с точки зрения измененных состояний сознания, которые могут возникать случайно из-за (например) очень высокой температуры, инфекций, таких как менингит, лишение сна, голодание, кислородное голодание, азотный наркоз (глубокое погружение), психоз, височная эпилепсия или травматический несчастный случай. Люди также могут достичь такого опыта более осознанно с помощью признанных мистических практик, таких как сенсорная депривация или методы контроля над разумом, гипноз, медитация, молитва или мистические дисциплины, такие как медитация на мантры, йога, суфизм, йога сновидений или сурат-шабда-йога). Некоторые «примитивные религии» поощряют духовный опыт посредством приема психоактивных веществ, таких как алкоголь и опиаты, но чаще всего с энтеогенными растениями и веществами, такими как каннабис, Salvia divinorum , псилоцибиновые грибы, пейот, ДХМ, аяхуаска или дурман . Другой способ вызвать духовный опыт через измененное состояние сознания включает психоакустику, бинауральные ритмы или свето-звуковую стимуляцию.

    Социальный опыт

    Основная статья: Социализация

    Взросление и жизнь в обществе может способствовать развитию и наблюдению за социальным опытом. [9] Социальный опыт обеспечивает людей навыками и привычками, необходимыми для участия в жизни их собственных обществ по мере формирования самого общества 9. 0110 [ нужна ссылка ] посредством множества общих переживаний, формирующих нормы, обычаи, ценности, традиции, социальные роли, символы и языки.

    Виртуальный опыт и игры-симуляторы

    Основная статья: Виртуальная реальность

    Использование компьютерного моделирования может позволить человеку или группе людей получить виртуальный опыт в виртуальной реальности. [10] В ролевых играх «опыт» (и его приобретение) рассматривается как важный, измеримый и ценный товар. Многие ролевые видеоигры, например, имеют единицы измерения, используемые для количественной оценки или помощи в продвижении персонажа игрока в игре, называемые очками опыта.

    Непосредственность опыта

    Кто-то, кто может рассказать о событии, свидетелем которого он был или в котором принимал участие, имеет «первый опыт». Непосредственный опыт типа «ты должен был быть там» может показаться особенно ценным и привилегированным, но он часто остается потенциально подверженным ошибкам в чувственном восприятии и личной интерпретации.

    Опыт, полученный из вторых рук, может предложить более богатые ресурсы: он записан и/или обобщен от непосредственных наблюдателей или людей, получивших опыт, или от инструментов, и потенциально может выражать несколько точек зрения.

    Опыт из третьих рук, основанный на косвенных и, возможно, ненадежных слухах или слухах, может (даже при наличии достоверных сведений) потенциально опасно приблизиться к слепому почитанию авторитета.

    Субъективный опыт

    Субъективный опыт может включать в себя состояние индивидуальной субъективности, восприятие, на котором человек строит свое собственное состояние реальности; реальность, основанная на взаимодействии человека с окружающей средой. субъективный опыт зависит от индивидуальной способности обрабатывать данные, хранить и усваивать их. Например: наши чувства собирают данные, которые мы затем обрабатываем в соответствии с биологическим программированием (генетикой), неврологическими сетевыми отношениями и другими переменными, такими как относительность.

    1. перенаправление Шаблон: Неоднозначная ссылка
     и т. д. Шаблон: Ха, все это влияет на наше индивидуальное восприятие любой данной ситуации таким образом, что делает его субъективным.
     

    Контексты опыта

    Опыт играет важную роль в экспериментальных группах. [11]

    Изменения в опыте на протяжении истории

    Некоторые постмодернисты предполагают, что природа человеческого опыта (совершенно независимо от деталей переживаемого окружения) претерпела качественные изменения при переходе от досовременного к современному к постмодерну. [12]

    Альтернативы опыту

    Иммануил Кант противопоставлял опыт разуму: «В самом деле, ничто не может быть вреднее или недостойнее философа, чем вульгарное обращение к так называемому опыту. существовали бы вообще, если бы в свое время эти учреждения были созданы в соответствии с идеями». [13]

    Письмо

    Американский писатель Ральф Уолдо Эмерсон написал эссе под названием «Опыт» (опубликовано в 1844 г. ), в котором он просит читателей игнорировать эмоции, которые могут оттолкнуть их от божественного; он дает несколько пессимистическое представление о трансцендентализме, связанном с Эмерсоном.

    Art

    В 2005 году арт-группа Monochrom организовала серию хэппенингов, которые иронично подхватили значение термина «опыт»: Experience the Experience. 3wes rgg setaa

    См. также

    • Опыт работы с клиентами
    • Эмпиризм
    • Опыт (события)
    • Уровень опыта
    • Опыт (практика)
    • Опыт эконом
    • Опытное обучение
    • Эмпирический маркетинг
    • Эмпирическая психотерапия
    • Уровень опыта работы
    • Жизненный опыт
    • Откройте для себя опыт
    • Восприятие

    Ссылки

    1. ↑ Сравните различные современные определения, данные в OED (2-е издание, 1989 г.): «[…] 3. Фактическое наблюдение за фактами или событиями, рассматриваемое как источник знаний. […] 4. а. Факт быть сознательно субъектом состояния или условия или быть сознательно затронутым событием. […] b. В религиозном использовании: состояние ума или чувство, формирующее часть внутренней религиозной жизни; человека) в отношении религиозного чувства.[..] 6. То, что было пережито; события, которые произошли в пределах знания отдельного человека, сообщества, человечества в целом, либо в определенный период, либо вообще.[. ..] 7. а. Знание, полученное в результате фактического наблюдения или того, что человек испытал […] 8. Состояние, когда человек был занят в какой-либо области обучения или практики, в делах в целом или в жизненном общении. , степень или продолжительность времени, в течение которого человек был так занят, способности, навыки, суждения и т. д. приобретенный.»
    2. ↑ Обратите внимание, например, на Левитт, Хайди М. (1999). Развитие мудрости: анализ опыта тибетского буддизма. Журнал гуманистической психологии 39 (2): 86–105.
    3. ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг , Берлин: Springer International. «Вы, я думаю, согласитесь, что в нашем восприятии мира все приходит к нам через чувства […]»
    4. (1993) Народная психология и философия сознания , 437, Рутледж. Доступ к URL-адресу 2009-12-01. «Некоторые теоретики идентичности изначально утверждали, что идентичность мозга и психических состояний сохраняется только для нескольких ощущений. Однако большинство теоретиков обобщили эту точку зрения, чтобы охватить весь психический опыт».
    5. Ким, Юнгсик, Элейн Хэтфилд (2004). Типы любви и субъективное благополучие: кросс-культурное исследование. Социальное поведение и личность 32 (2): 173–182.
    6. ↑ Обратите внимание на рукопись Университета Нью-Гэмпшира 1994 года, написанную Дж. Майером и М. Килпатриком: «Обработка горячей информации становится более точной при открытом эмоциональном опыте», цитируется в 9.0279 Пресная вода, Рассвет, Теодор Стикли (2004). Суть искусства: эмоциональный интеллект в обучении медсестер. Справочная служба медсестер 11 (2): 91–98.
    7. Ньюберг, Эндрю Б.; Ньюберг, Стефани К. (2005), «Нейропсихология религиозного и духовного опыта», у Палуциана, Раймонда Ф.; Park, Crystal L., Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
    8. Справочник по психологии религии и духовности , Нью-Йорк: Guilford Press, стр. 199–215, ISBN 9781572309227, http://books.google.com/books?id=mGscSLMA_P4C
    9. ↑ Сравнивать: Блюмин, Стюарт М. (1989). Появление среднего класса: социальный опыт в американском городе, 1760-1900 , 434, издательство Кембриджского университета. Доступ к URL-адресу 2009-12-02.
    10. ↑ Сравнивать: (1977) Я и его мозг г., Берлин: Springer International. «С появлением компьютеров можно создавать симуляции для обеспечения виртуальной реальности [. ..]»
    11. Браун, Нина В. [1998] (2003). Психообразовательные группы: процесс и практика , 2, 263, Рутледж. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 06 марта 2010 г. «Экспериментальная групповая деятельность может быть эффективной частью психообразовательных групп».
    12. ↑ Сравните: (1996) Время: современный и постмодернистский опыт , 192, Wiley-Blackwell. URL-адрес, доступ к которому был осуществлен 21 января 2010 г.
    13. Кант, Иммануил (1781 г.). «Книга 1, раздел 1» Критика чистого разума .

    Внешние ссылки

    Посмотрите эту страницу в Викисловаре
    : Опыт

    • Опытный проект
    • The Virtual Experience Company
    1. redirectTemplate:Philosophy
    На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотреть авторов).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *