Теория интеллектуального развития ребенка Жана Пиаже
Швейцарский психолог Жан Пиаже посвятил свою научную жизнь изучению интеллекта и мышления детей. Он написал более 60 книг на эти темы и огромное количество научных работ. Жан Пиаже разработал теорию интеллектуального развития ребенка, на которую и сегодня опираются в своей работе детские психологи.
1 Основа теории
2 Понятия, входящие в теорию Пиаже
3 Стадии интеллектуального развития ребенка по Жану Пиаже
3.1 0-2 года. Сенсомоторная стадия
3.2 2-7 лет. Дооперационная стадия
3.3 7-11 лет. Стадия конкретных операций
3.4 Старше 12 лет. Стадия формальных операций
Основа теории
Начало теории об интеллектуальном развитии ребенка Жаном Пиаже было положено в период его работы в школе для мальчиков в Париже. Руководил этим учебным заведением Альфред Бине. Он известен тем, что разработал аналог современного IQ-теста и использовал его в работе для оценки интеллекта учеников. Жан Пиаже помогал обрабатывать результаты тестов и обратил внимание на одну интересную закономерность. Он заметил, что дети одного возраста часто делают аналогичные ошибки, не присущие старшим ученикам. Это привело его к мысли о том, что когнитивные процессы, характерные для малышей, сильно отличаются от тех, что присущи взрослым.
Впоследствии Жан Пиаже разработал теорию об интеллектуальном развитии ребенка, разбив его на стадии. Чтобы у человека сформировалось взрослое мышление, он должен последовательно пройти все этапы. Также Жан Пиаже обращает внимание на тесную связь интеллекта, мышления ребенка и его речи: чем более развито мышление, тем быстрее формируется логически правильная, связная речь. И наоборот: быстрое становление и расширение речевых навыков способствует развитию мышления, согласно теории Жана Пиаже.
Понятия, входящие в теорию Пиаже
- Схема действия и мышления. Теория Пиаже утверждает, что знания и процесс восприятия, которыми обладает человек, влияют на его понимание и взгляд на окружающий мир.
- Ассимиляция. Например, ребенок может быть знаком со стрекозой: она имеет вытянутую форму, стремительные крылья и может парить. Когда малыш впервые увидит вертолет, то воскликнет: «Мама, смотри! Стрекоза!», ведь для него вертолет сопоставим с тем, что он уже знает – длинным и быстро движущимся, способным летать. Таким образом, ребенок успешно интегрировал новые сведения в уже имеющееся понимание.
- Аккомодация. Имеется в виду процесс изменения существующей модели поведения в соответствии с новыми обстоятельствами. В качестве примера можно привести ребенка, который понимает, как схватить ложку, но держит ее в сжатом кулаке. Когда малыш подрастает, родители начинают учить его правильному способу действий, который требует держать посуду между пальцами. Ребенок должен полностью изменить подход: хотя конечная цель является неизменной (поднести ложку ко рту), требуются другие мышцы и движения кисти.
- Уравновешивание. Жан Пиаже подчеркивал, что в психике должны гармонично сочетаться ассимиляция и аккомодация. Дисбаланс между ними может стать причиной того, что поведение ребенка станет негибким, если ассимиляции будет слишком много, и хаотичным, если будет слишком много аккомодации. Для позитивного развития интеллектуальных способностей на всех этапах познания необходимо, чтобы ассимиляция и аккомодация находились в равновесии.
Стадии интеллектуального развития ребенка по Жану Пиаже
0-2 года. Сенсомоторная стадия
На начальном этапе Жан Пиаже выделяет две области: сенсорную и моторную. То есть ребенок познает мир за счет совершаемых движений и получаемых ощущений. В этот период малыши начинают осознавать, в зачаточном виде, взаимосвязь между своими действиями и их результатами. Изучая окружающую среду с помощью моторного и сенсорного восприятия, младенцы развивают понимание предметов и явлений, существующих в реальности.
Малыш начинает с элементарных действий, которые постепенно становятся более сложными. Формирует мнение о себе и близких ему предметах путем экспериментов. Эта стадия состоит исключительно из действий, связанных с реальными вещами; малыш этого возраста абсолютно не способен распознавать символы. К моменту завершения этой стадии у ребенка формируется единая система действий по отношению к окружающему физическому миру.
Двухлетний ребенок, играющий с сортером, является прекрасной иллюстрацией сенсомоторной стадии развития. Малыш будет пробовать вставить деталь в каждую щель наугад, экспериментируя до тех пор, пока ему, наконец, не удастся разместить ее правильно. Также, у нас вы можете прочитать про дидактические игры и игрушки, которые являются помощниками в развитии ребенка
2-7 лет. Дооперационная стадия
Ребенок потихоньку начинает применять символы и словесные выражения. У него появляется способность изображать и объяснять словами картинки и предметы. Но, согласно теории развития Жана Пиаже, это должны быть реальные, конкретные предметы, с которыми можно выполнять определенные действия. Ребенок еще не до конца осознает обратимость и необратимость некоторых действий. Например, чтобы понять, можно ли обратно соединить сломанный надвое кусочек мела, ему нужно самому выполнить действие: сломать мел и попробовать соединить снова. Другая иллюстрация – сборка пирамидки. Если на сенсорно-моторной стадии ребенок методом проб и ошибок старается подбирать кольца, то на дооперационной стадии он кладет их рядом друг с другом, чтобы оценить размеры.
В этот период у детей проявляется эгоцентризм, то есть неспособность представить, как кто-то другой может рассматривать объект. Например, играя в прятки, дети просто закрывают лицо или прячут голову под стол, не оценивая, как это выглядит для других людей. Это связано с ограниченными когнитивными способностями. Малыши правда считают, что если они ничего не видят, то это должно быть так же и для всех остальных.
На этом этапе развития малыши способны распределять вещи по категориям на основе определенных характеристик и находить решения практических вопросов, связанных с взаимодействием между людьми. Однако им трудно выразить свои мысли в устной форме.
7-11 лет. Стадия конкретных операций
В сознании ребенка можно заметить упорядоченный и последовательный метод мышления. В то же время это мышление остается несколько негибким. Ребенок такого возраста не способен одновременно оценивать различные подходы к ситуации, не может осмыслить абстрактные идеи или предположения. Однако дети уже способны мысленно представлять результаты действий – например, ребенок знает, что невозможно сложить два сломанных кусочка мела, просто представив это в голове. Это можно заметить и по таким предметам, как кольца пирамидки – ребенок может сравнить их размеры в голове.
Старше 12 лет. Стадия формальных операций
Этот тип интеллекта остается с человеком до конца его дней. Начиная с двенадцати лет, ребенок становится все более искусным в гибком рассуждении. Подростки начинают мыслить рационально, систематически и в единой манере. Появляется способность к абстрактному и гипотетическому мышлению, рассматривая окружающую реальность лишь как один из возможных вариантов того, что может существовать теоретически. Они становятся способными различать переменные, имеющие отношение к решению проблемы, методично перебирая все возможные их комбинации для поиска наилучшего варианта.
Теория когнитивного развития Пиаже предполагает, что, хотя возрастные рамки каждого этапа могут немного варьироваться в зависимости от особенностей конкретного ребенка, необходимо пройти все стадии, чтобы достичь полной «взрослости» интеллектуальных способностей.
Концепция интеллектуального развития Жана Пиаже
Похожие презентации:
Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже
Когнитивная теория Жана Пиаже
Ж. Пиаже глазами отечественных психологов
Теория Жана Пиаже
Когнитивная теория Жана Пиаже
Теория развития интеллекта Жана Пиаже
Психическое развитие, как развитие интеллекта у ребенка. Концепция Ж. Пиаже. (Лекция 8)
Морально-нравственное развитие в работах Ж. Пиаже и Л. Колберга
Развитие интеллекта в концепции Ж. Пиаже
Тория когнитивного развития Жана Пиаже
1.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯФакультет “Психология образования”Направление «Психолого-педагогическое образование»
Программа «Педагогика и психология дошкольного образования»
ПСИХОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
Третья лекция
2. Концепция интеллектуального развития Жана Пиаже
Третья лекция3. Литература
• Казанская, К.О. Детская и возрастнаяпсихология. Конспект лекций: Пособие для
подготовки к экзаменам. – М.: А-Приор, 2010. –
160 с.
• Обухова Л. Ф. Возрастная психология:
Электронный учебник. / Л.Ф. Обухова. — М.:
Московский городской психологопедагогический университет, 2005.
4. Жан Пиаже (1896 — 1980)
5. Ж. Пиаже и семья
8. Стадии интеллектуального развития
Период I. Сенсомоторный интеллектПодпериод А. Центрация на собственном теле
1. Упражнение рефлексов
2. Первые навыки и первичные круговые реакции
3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции
Подпериод Б. Объективация практического интеллекта
4. Дифференциация средств и цели. Начало практического интеллекта
5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям
6. Начало интериоризации схем и дедукции
Период II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции
Подпериод А. Предоператорный интеллект
1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия
2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие
3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные
представления
Подпериод Б. Конкретные операции
4. Простые операции (классификация, сериация, взаимнооднозначное
соответствие)
5. Система операций (система координат, проективные понятия)
Период III. Репрезентативный интеллект и формальные операции
Подпериод А. Становление формальных операции
1. Гипотетико-дедуктивная логика
Подпериод Б. Достижение формальных операций
2. Структура «решетки» и группа четырех трансформаций (прямая, обратная,
коррелятивная операции, операция реципрокности)
от рожд. до 1 мес.
от 1 до 4,5 мес.
от 4,5 до 8-9 мес.
от 8-9 до 11-12 мес.
от 1 года до 2 лет
от 1 года до 2 лет
от 2 до 3,5-4 лет
от 4 до 5,5 лет
от 5,5 до7-8 лет
от 8-9 до 10 лет
от 9-10 до 11-12 лет
от 11-12 до 13-14 лет
от 13-14 лет
9. Стадии интеллектуального развития
10. ЭГОЦЕНТРИЗМ
Тест «Три горы»11. СОХРАНЕНИЕ
12. СОХРАНЕНИЕ
13. ОБРАТИМОСТЬ
14. 2. Л.С. Выготский и Ж. Пиаже: заочный спор об источниках и движущих силах развития
16. Стадии морального развития по Ж. Пиаже
СтадияВозраст
Характерные признаки
Нравственный реализм
4-6
Дети считают, что правила и нормы
поведения нужно соблюдать, потому что
реальные, нерушимые условия
существования, а не абстрактные принципы.
Нравственность поступка оценивается по
его последствиям: виновнее тот, кто
причинил больше вреда.
Нравственный релятивизм
7 и старше
Дети считают, что правила создаются
людьми на основе взаимной договоренности
и что люди, при необходимости, могут их
изменять, заключив новое соглашение.
Следовательно, не существует ничего
абсолютно правильного и неправильного, и
нравственность поступка определяется
прежде всего намерениями, а не его
последствиями.
18. Стадии морального развития по Л.Кольбергу (1927 — 1987)
20. Спасибо за внимание!
English Русский Правила
Этапы когнитивного развития Жана Пиаже
Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что независимо от культуры когнитивное развитие детей следует заранее определенному порядку стадий, которые широко известны как стадии когнитивного развития Пиаже.
Существует четыре стадии когнитивного развития по Пиаже:
- Сенсомоторная стадия : от рождения до 2 лет
- Предоперационная стадия : от 2 до 7 лет
- Стадия конкретной операции : 7-11 лет
- Стадия формальных операций : 11 лет и старше
Согласно теории когнитивного развития Жана Пиаже, дети не способны выполнять определенные задачи или понимать определенные понятия до тех пор, пока они достигают определенной стадии Пиаже.
Кроме того, Пиаже считал, что дети переходят от одной стадии к другой после интенсивного воздействия соответствующих стимулов и переживаний. Благодаря этому опыту, как физическому, так и когнитивному, они готовы овладеть новыми навыками, которые необходимы детям для прохождения стадий Пиаже.
Этапы когнитивного развития по Жану Пиаже
Сенсомоторная стадия
Возрастной диапазон: От рождения до 2 лет 90 004
Согласно теории Пиаже, дети любят исследовать на сенсомоторной стадии. Они узнают об окружающей среде с помощью ощущений: наблюдают, хватают, сосут и манипулируют объектами, до которых могут дотянуться глазами и руками. На этом этапе они обычно не думают о том, что делают эти объекты.
По мере того, как младенцы становятся малышами, дети наслаждаются быстро улучшающимися способностями передвигаться и получать новый опыт. Они сосредотачиваются на осмыслении мира, связывая свой опыт со своими действиями.
На поздней сенсомоторной стадии дети начинают изучать концепцию постоянства объекта . Другими словами, они знают, что объект будет продолжать существовать, даже если они больше не смогут его видеть. Это считается вехой данного этапа.
Практические знания, полученные на сенсомоторной стадии, сформируют основу для способности детей формировать мысленные представления об объектах на более поздних стадиях Пиаже.
Предоперационная стадия
Возрастной диапазон: 2-7 лет
На второй стадии когнитивного развития по Пиаже дети:
- Научиться мыслить абстрактно
- Понимание символических понятий
- Использование языка более изощренным способом
Теперь, когда дети могут лучше выражать свои мысли, они становятся ненасытно любопытными и начинают задавать вопросы обо всем, что видят. Они могут представить людей или объекты, которых не существует (например, ящерицу с крыльями), с большей готовностью, чем младшие дети, и им нравится придумывать свои собственные игры.
Теория Пиаже предполагает, что на этом этапе дети настолько поглощены эгоцентрическими мыслями, что верят, что их мировоззрение разделяется всеми остальными. Они не могут понять, что есть другие способы смотреть на мир и интерпретировать информацию. Например, ребенок в игре в прятки может просто закрыть глаза и поверить, что другие его не видят (поскольку он не может видеть других).
На дооперационном этапе дети проявляют тенденцию сосредотачиваться на одном аспекте ситуации или одном измерении формы. Это известно как centration . Они не понимают концепции сохранения. Они не понимают, что изменение внешнего вида объекта не меняет его свойства или количества.
Конкретная рабочая стадия
Возрастной диапазон: 7-11 лет
К тому времени, когда они достигают третьей стадии Пиаже, дети могут понимать гораздо более сложные абстрактные понятия, такие как время, пространство и количество . Они также начинают понимать концепцию сохранения.
Пиаже указывал, что на этапе конкретной операции детские представления о времени и пространстве иногда бывают противоречивы. Они могут довольно легко выучить правила, но у них могут возникнуть проблемы с пониманием логических следствий этих правил в необычных ситуациях.
Кроме того, дети могут использовать индуктивную логику — тип рассуждения, который начинается с конкретной идеи и ведет к обобщению. Например, ребенок понимает, что его золотистый ретривер — это собака, то есть животное.
Дети на стадии конкретной операции также менее эгоцентричны. Они начинают смотреть на вещи с точки зрения других людей.
Еще одной важной вехой развития ребенка на этом этапе является идея обратимости. Дети понимают, что некоторые предметы можно изменить, а затем вернуть их первоначальную форму. Например, сдутый воздушный шар можно снова наполнить воздухом, чтобы он стал надутым.
Формальная операционная стадия
Возрастной диапазон: 11 лет и старше
На заключительном этапе когнитивного развития по Пиаже дети способны к более абстрактным, гипотетическим и теоретическим рассуждениям. Они больше не привязаны к наблюдаемым и физическим событиям. Они могут систематически подходить к проблемам и решать их, формулируя гипотезы и методично проверяя их.
Согласно теории когнитивного развития Пиаже, дети теперь могут применять свои рассуждения к различным ситуациям, включая контрфактические ситуации «если-то». Например, «если бы собаки были рептилиями, они были бы хладнокровны». Они могут принять это как правильное рассуждение, даже если посылка явно ложна.
По мере взросления детей формальная логика становится возможной, и словесных объяснений понятий обычно достаточно без демонстрации. Они могут рассматривать возможные результаты и последствия своих действий, фактически не выполняя их.
Кроме того, игры, основанные на стратегиях, становятся для них более увлекательными, тогда как механические игры, такие как «желоба и лестницы», становятся слишком однообразными и скучными.
Критика теории когнитивного развития Пиаже
На протяжении многих лет столики Piaget подвергались некоторой критике. Некоторые кросс-культурные психологи задаются вопросом, уникальны ли эти стадии для западных детей, в то время как другие задаются вопросом о возрастных диапазонах этих стадий.
Некоторые психологи, такие как Выготский, предположили, что когнитивное развитие происходит посредством социальных взаимодействий и является непрерывным процессом.
Несмотря на критику, теория Пиаже оказалась бесценной и легла в основу ряда других известных психологических идей, включая теорию морального развития Кольберга.
Источники:
- Бове, Магали (1976), «Теория когнитивного развития и индивидуальных различий Пиаже», Пиаже и его школа, Берлин, Гейдельберг: Springer Berlin Heidelberg, стр. 269–279.
- Бергер, Кэтлин Стассен (2008). Развивающийся человек на протяжении всей жизни (7-е изд.). Ценность. п. 44.
- Сантрок, Дж.В. (2008). Актуальный подход к увеличению продолжительности жизни (стр. 221–223). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
- Розе, Н. (1997). «Контрфактическое мышление». Психологический вестник. 121 (1): 133–148.
- Кайл, Роберт (2007). Дети и их развитие (4-е изд.). Пирсон.
- Каллаган, Тара С. (30 ноября 2004 г.). «Когнитивное развитие после младенчества». Кембриджская энциклопедия детского развития.
Как цитировать этот пост:
Жан Пиаже Этапы когнитивного развития. (2018, 25 мая). Штаб-квартира Psychology Notes. https://www.psychologynoteshq.com/piagetstheory/
Теория когнитивного развития: как ее могут поддержать родители
Одной из популярных теорий развития детей является теория когнитивного развития.
У вас могут возникнуть вопросы о том, что это такое и как вы можете поддержать своего ребенка как родитель.
Мы определим теорию когнитивного развития , ее этапы , и как родители могут поддерживать своих детей по мере их прохождения.
Связанный: Параллельная игра — использование игрового времени для поощрения социального развития
Что такое когнитивное развитие?
Энциклопедия психического здоровья определяет когнитивное развитие как « процесс, посредством которого люди приобретают, организуют и учатся использовать знания. »
Систематические исследования когнитивного развития начались в конце 1950-х годов и проводились под руководством Жана Пиаже. Пиаже заинтересовался когнитивным развитием детей, наблюдая за своей дочерью и племянником.
Благодаря своим наблюдениям он пришел к выводу, что детский разум — это не просто уменьшенная копия взрослого разума. Вместо этого он предложил интеллект развивается и растет через ряд стадий развития . Он назвал эту теорию теорией когнитивного развития.
Хотите ускорить развитие вашего ребенка? Нажмите здесь, чтобы получить детскую коробку, которую любят родители и малыши!
Теория когнитивного развития Пиаже
Пиаже разделил когнитивное развитие детей на четыре этапа: сенсомоторный, предоперационный, конкретно-операционный и формально-операционный.
Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
На этой ранней стадии когнитивного развития младенцы и дети ясельного возраста приобретают знания посредством манипулирования объектами и сенсорного опыта. Точно так же ребенок познает мир на этой ранней стадии через основные чувства, двигательные реакции и рефлексы .
Изменения в развитии и важные характеристики этой стадии включают:
- Понимание того, что то, что они делают, может вызывать события в окружающем их мире
- Познай мир через ощущения и движения
- Поймите, что они являются отдельными сущностями от объектов и людей вокруг них
- Изучите и начните понимать постоянство объекта
- Познайте мир с помощью основных действий, таких как слушание, взгляд, сосание и хватание
Способы, которыми родители могут поддержать своих детей на сенсомоторной стадии развития
Отличный способ поддержать своих детей на сенсомоторной стадии — это отвечать на их болтовню, постоянно и преувеличенно общаясь с ними счастливыми вокализациями. Поиграйте в прятки, чтобы научить их постоянству объектов.
В этом возрасте вы можете позволить им использовать игрушки в качестве инструментов. Позвольте детям экспериментировать и учиться в безопасной среде, трясти, брать в рот и брать игрушки и предметы разных форм, размеров, цветов и текстур.
Вы также можете увеличить словарный запас вашего ребенка, часто читая и разговаривая с ним.
Предоперационный этап (от 2 до 7 лет)
В то время как основы языкового развития были заложены на предыдущем этапе, на предоперационном этапе действительно начинается появление языка .
Изменения в развитии и важные характеристики этой стадии включают:
- Дети на этой стадии могут быть эгоистичными и им трудно смотреть на вещи с точки зрения других людей.
- Дети начинают мыслить символически и учатся связывать картинки и слова, обозначающие предметы.
- Несмотря на то, что дети совершенствуют свое мышление и речь, они по-прежнему думают более конкретно, чем абстрактно.
Связанный: Игры для малышей. Время игр, которые способствуют развитию
Способы, которыми родители могут поддержать своих детей на дооперационном этапе
Дооперационный этап — прекрасное время для поощрения воображаемой игры . Попробуйте работать с элементами «Теории разума», которая заключается в способности думать не только о своем психическом состоянии, но и о психическом состоянии окружающих.
Вы можете рассказывать истории и играть в простые ролевые игры, чтобы расширить понимание ребенком человеческих эмоций. Детские стишки, мыслительные игры и головоломки также могут быть очень полезными на этом этапе.
Стадия конкретной операции (от 7 до 11 лет)
Дети на стадии конкретной операции все еще очень буквально мыслят и лучше используют логику. Однако некоторая часть эгоизма дооперационной стадии начинает ослабевать по мере того, как они начинают лучше понимать, как другие могут видеть ситуацию.
Изменения в развитии и важные характеристики этой стадии включают:
- Дети начинают использовать индуктивную логику или способны рассуждать от конкретной информации к общему принципу.
- Ребенок начинает мыслить более логично и организованно.
- Они могут начать понимать абстрактные концепции, такие как концепция сохранения. Для сравнения, количество жидкости в высоком узком стакане такое же, как и в низком и широком.
Как родители могут поддержать своих детей на стадии конкретной операции
Вам нужно быть терпеливым с детьми на стадии конкретной операции. Пока они начинают постигать логику, их мышление все еще может быть ригидным, и они могут бороться с теоретическими и абстрактными концепциями.
Еда — отличный способ помочь им понять абстрактные понятия, такие как обратимость и дроби, так что прием пищи может стать отличным обучающим моментом. Вы также можете использовать строительные блоки, чтобы научить идее сохранения.
На этом этапе дети теряют часть своего эгоизма и начинают сочувствовать тому, как думают и чувствуют другие.
Формально-операциональная стадия (от 12 лет и старше)
Заключительная стадия теории когнитивного развития Пиаже, формальная операциональная стадия, вводит увеличение использование логики
, понимание абстрактных идей и использование дедуктивных рассуждений .Начиная с этого этапа, подростки могут смотреть на мир более научно и могут иметь множество потенциальных решений проблем.
Изменения в развитии и важные характеристики этой стадии включают:
- Подростки могут использовать дедуктивную логику и рассуждать от общих принципов к конкретной информации.
- Подростки начинают мыслить более абстрактно и применять разум к гипотетическим проблемам.
- На заключительном этапе можно думать и понимать моральные, этические, философские и политические вопросы, которые можно понять только с помощью теоретических и абстрактных рассуждений.
Способы, которыми родители могут поддержать своих детей на официальном этапе работы
Волонтерство — отличный способ вовлечь подростка и научить его ценить отдачу обществу.
Вы можете вступить с ними в сложные дискуссии и помочь им ответить на некоторые вопросы, которые у них могут возникнуть. Это прекрасное время, чтобы научить их пробовать смотреть и изучать информацию из разных источников.
Настало время представить более сложные настольные игры, которые могут бросить им творческий и интеллектуальный вызов.
Хотите узнать больше о 123 Baby Boxes и получить бесплатные подарки и коды скидок? Нажмите здесь, чтобы узнать о нас и подписаться на нашу рассылку!
Поддержите своего ребенка по мере его когнитивного развития
У вас, как у родителя, будет множество возможностей поддержать его по мере его когнитивного развития.
На сенсомоторной стадии вы можете играть в прятки, чтобы научить их постоянству объектов. Дайте им потрогать и ощупать игрушки разных цветов, форм и текстур, чтобы улучшить их тактильные и моторные навыки.
Вы можете развивать их языковые навыки на дооперационном этапе, разговаривая, читая и решая с ними головоломки. На этом этапе им пора подумать о том, как другие воспринимают жизнь.
Конкретный операционный этап позволяет использовать время приема пищи и пищу для обучения абстрактным понятиям, таким как математика.