Пирамида логических уровней: Пирамида Дилтса: как пользоваться | Модель логических уровней

Пирамида Дилтса: что это и чем она может помочь 🔺🔻

Иногда может казаться, что вы находитесь в безвыходной ситуации с кучей проблем, которые вам не под силу решить. Спешим вас обрадовать – это не так. Нет проблемы, которую нельзя было бы исправить, нужно только знать, как это сделать. Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень». И сегодня мы расскажем, как это сделать.

Чтобы решить проблему, нужно подняться над ней

Кто такой Роберт Дилтс?

Роберт Дилтс – это писатель, психолог и автор книг в области нейролингвистического программирования, подхода к изучению развития личности через поведение, язык и неврологические процессы. Дилтс активно начал заниматься психологией еще в 20 лет, и за долгие годы своей карьеры добился большого успеха в этой сфере. Он основал компанию «Behavioral Engineering», которая занимается изучением взаимодействия человека и компьютера. Компания разработала и выпустила компьютерные программы по работе с внутренними мыслительными стратегиями человека, с его состояниями и поведенческими реакциями. Кроме того, она разработала уникальное устройство биообратной связи, позволяющее управлять компьютером посредством мысленных команд.

Роберт Дилтс

Также Дилтс является автором большого количества книг, которые разошлись миллионными тиражами по всему миру. Одна из самых популярных – «Стратегии гениев», в которой он рассматривает инструменты нейролингвистического программирования на примере мышления важнейших исторических личностей, таких как Аристотеля, Диснея, Моцарта, Эйнштейна, Фрейда, Леонардо да Винчи, Николы Тесла и других.

Он же стал создателем пирамиды логических уровней, о которой мы вам расскажем.

Пирамида Дилтса

Что такое Пирамида Дилтса?


Пирамида логических уровней Роберта Дилтса – это модель логических уровней, которая поможет разобраться в себе, понять, почему вы поступаете именно так, а не иначе и решить любую проблему. Даже ту, которая может мучить вас годами. Поэтому многие считают пирамиду чуть ли не чем-то магическим, хотя, конечно, никакой магии тут нет.

Всего пирамида состоит из шести уровней, которые в целом представляют наш жизненный путь. Каждый из шести уровней затрагивает ту или иную часть вас и вашего внутреннего мира. Однако все они не существуют отдельно, но наоборот оказывают влияние друг на друга.

Уровни пирамиды Дилтса

Пирамида состоит из шести уровней. Каждый из них посвящен определенному понятию, которое требует постановки того или иного вопроса.

Окружение (Что я имею?)

Первый уровень – это окружение. Здесь мы рассматриваем все, что нас окружает: жизненные условия и обстоятельства; место, в котором мы живем; предметы и вещи, которые нас окружают; люди, которые находятся вокруг и с которыми мы контактируем. Другими словами, это все то, что мы видим, и с чем соприкасаемся изо дня в день.

Поведение (Что я делаю?)

Второй уровень – это все наши действия. Как я взаимодействую с другими людьми, кем я работаю, куда я люблю ходить, какие у меня привычки. То есть все то, из чего складывается ваша повседневная жизнь – учеба, работа, досуг, отдых, спорт.

На этих двух уровнях протекает основная часть нашей жизни, и здесь же находится все то, к чему сводятся практически все наши цели.

Способности (Как я выбираю/делаю?)

Сюда входят все ваши таланты, навыки и знания от умения приготовить самый вкусный шоколадный торт до управления компании в сто человек. Все это находится на третьем уровне.

Убеждения и ценности (Во что я верю?)


Это все то, что так или иначе влияет на вашу жизнь и на ваш опыт. Это ваша семья, менталитет, воспитание, образование, культурный контекст, в котором вы росли. Все то, что имеет для вас большое значение и то, что является основой вашего существования.

Пирамида Дилтса

Идентичность (Кто я?)

Один из самых сложных для многих уровней. Это то, чем являетесь вы лично для вас, как вы себя характеризуете, какую роль вы играете в обществе. Как вы видите себя в том или ином социальном институте, в той или иной компаний и в той или иной ситуации.

Миссия (Зачем я живу?)

Это основа всех основ, в которой заключается смысл вашего существования. Это ваше самоопределение, ваша жизненная цель, ваши мечты, желания и глобальные цели, которых вы хотите достигнуть.

Бывает сложно идентифицировать себя и понять личную миссию

Как правильно задавать себе вопросы

В каждом уровне вы можете задать себе несколько вопросов, которые помогут лучше раскрыть вашу проблему и понять, на каком уровне находится она, а на каком – ее решение.

Так, в первом уровне вопросы могут быть: кто, что, где, когда, как, с кем? Второй уровень: что делать, какие у меня могут быть действия? Третий: как и благодаря чему? Четвертый: почему это для меня настолько важно? Пятый: кто же я, и с какой ролью я себя ассоциирую? И наконец, шестой: зачем, ради чего, в чем смысл?

Чтобы стало более понятно, рассмотрим конкретную ситуацию.

Ситуация

Скажем, ваша проблема заключается в следующем – меня не ценят и не уважают мой труд на работе. Как разобрать ее по пирамиде Дилтса?

  1. Окружение. На этом уровне вы должны ответить на вопрос: «Кто именно должен меня ценить?». Начальство.
  2. Поведение. «Что я должен делать, чтобы меня ценили? Что должно сделать начальство, чтобы я понял, что меня ценят?» Например, ваш ответ такой: «Я должен показывать хорошие результаты работы, а начальство должно меня хвалить и поощрять».
  3. Способности. «Какие я должен проявить качества и навыки, чтобы начальство меня ценило?». Например, решительность, креативность и ответственность.
  4. Ценности. «Почему для меня так важно, чтобы меня ценило начальство?». Ваш ответ может быть: «Чтобы я понимал, что я ценный сотрудник, без которого компания будет работать хуже».
  5. Идентичность. «Кем я должен быть, чтобы меня ценило начальство?». Например: «Человеком, в котором нуждаются».
  6. Миссия. Мы доходим до самого сложного и иногда болезненного вопроса: «Зачем мне это?». И здесь нужно приложить немало усилий, чтобы дойти до истины. Может быть, вам откроются воспоминания, которые вы предпочли бы давно забыть или что-то, что вызовет у вас негативные эмоции. Например, ваш ответ: «Потому что так я смогу доказать себе и родителям, что я могу добиться успеха».

Мы наконец-то докопались до истины. Проблема неуважения со стороны начальства лежит на уровне «ценности», тогда как ее решение – на уровне «миссия». Оказывается, вы хотите, чтобы вас уважало начальство, чтобы доказать своей семье, что вы многого стоите и можете добиться чего угодно. Наверное, не стоит говорить, что начальство тут вовсе не при чем?

Как работать с пирамидой Дилтса в бизнесе

Работа с пирамидой Дилтса на уровне команды

Вариант применения на уровне команды — это отслеживать непоследовательное поведение членов вашей команды после объявленных решений. Пирамида Дилтса позволяет объяснить это поведение и принять меры на каждом уровне. На самом низком уровне нужно обратить внимание на корпоративную культуру. В каком контексте находятся сотрудники, существует ли культура открытого признания ошибок и плоская иерархия, в которой они могут задавать вопросы и высказывать конструктивную критику?

На следующих двух уровнях стоит открыто рассмотреть поведение, ввести тренинг общения или методы модерации, чтобы ваши сотрудники научились объективно выражать озабоченность и разрешать конфликты. До этого момента вмешательства хорошо заметны, и их успех можно четко оценить.

Для трех верхних уровней нужно будет провести беседу один на один со своими сотрудниками, чтобы узнать об их убеждениях и прошлом опыте. Вы должны выступать в качестве ролевой модели и ежедневно демонстрировать желаемые ценности, чтобы ваши сотрудники могли ориентироваться на них. В ходе таких бесед вы также можете многое узнать о личности ваших сотрудников. Обратите пристальное внимание на язык общения, в котором уже многое раскрывается об их личности и о том, на каком уровне общается ваш сотрудник или команда. Кроме того, изучение и обсуждение пирамиды Дилтса с вашей командой может помочь вашим сотрудникам и вам понять, с какого уровня стоит начинать. Запаситесь терпением. Вмешательства, особенно на трех верхних уровнях, требуют времени.

Использование пирамиды Дилтса на уровне компании

На уровне предприятия вы можете использовать пирамиду Дилтса для оцифровки различных параметров. Начните с верхнего уровня и определите четкую цель и смысл существования компании. В Интернете можно найти тысячи аргументов в пользу того, почему цифровизация — это хорошо, но что именно это значит в контексте вашей компании? В чем смысл для вас?

Второй уровень касается идентичности компании. Каково ваше самовосприятие? Как вас видят со стороны? И прежде всего: соответствует ли это образу оцифрованной компании или здесь стоит присмотреться?

На третьем уровне ставятся под сомнение ценности и убеждения. Приближают ли они к цели или же мешают? Возможно, здесь необходимо изменить или адаптировать убеждения. Ценности сотрудников также должны быть в состоянии обеспечить достижение цели оцифровки.

Для повышения квалификации сотрудников предлагаются курсы обучения современным методам коммуникации, семинары по agile-методам и т.д. Изменение поведения можно наблюдать при проведении видеоконференций, использовании инструментов управления проектами и тому подобное. Изменения в окружающей среде, опять же, являются наиболее легко заметными и ценными. Это может означать приобретение ноутбука для каждого сотрудника, чтобы быть более гибким, или создание цифровых точек соприкосновения для клиентов. Что касается трех нижних уровней, то в этой статье вам, вероятно, не составит труда найти больше примеров и перенести их на свой бизнес.

Для команд, практикующих Agile-подход

Вполне естественно, что любая учебная деятельность (чтение, лекция, тренинг) останавливается где-то на первых двух уровнях. Переход на верхние уровни во многом зависит от ряда других факторов (некоторые из них носят личный характер).

Когда команда переходит на современную методологию, это уже учебная деятельность, и она соответствует последовательности уровней в пирамиде Дилтса. Очевидно, что каждый член команды может оказаться на разных уровнях пирамиды, но независимо от того, помогает это созданию общей желаемой картины или нет, это не является решающим фактором для эволюции других членов команды. Каждый человек должен пройти через эти уровни самостоятельно, и коротких путей в этом процессе не существует.

Путь от «создавать видимость Agile» к «быть Agile» тернист и долог. Простая декларация принципов и ценностей Agile, например, не гарантирует немедленного перехода на них. Необходимо время, чтобы члены команды поняли истинное значение новых практик и адаптировали их к конкретному контексту.

На этом пути есть ловушки, которые могут заблокировать прогресс команды на определенном уровне. Фокусировка на поиске лучших практик и их автоматическом применении в проектах — это ловушка, из-за которой команда застревает на уровне поведения. Другой ловушкой может стать способность команды к адаптации, что не позволяет ей расти и развиваться. И последнее, но не менее важное: склонность команды к принятию усложненных решений для реализации отдельного проекта может привести к блокировке на уровне убеждений.

Однако самая большая ловушка кроется в том, что IT-компании, коучинговые компании, тренеры и авторы продвигают методологию Agile. Текущая стратегия продвижения создает впечатление, что эту методологию легко изучить и принять, что вы можете стать настоящим Scrum-мастером или Product Owner (и даже сертифицированным!) всего после пары дней тренинга, и что группа людей может стать самоорганизующейся командой по щелчку пальцев, просто следуя определенным процедурам и т. д..

Пирамида Дилтса показывает нам не только то, что такие ожидания нереалистичны, но и то, что они могут привести к неправильным убеждениям или к токсичному командному духу, который может негативно повлиять на ее будущее развитие.

Обратите внимание на то, что:

Изменения в Agile, происходящие на высших уровнях пирамиды, обязательно приведут к изменениям на низших уровнях, но не обязательно наоборот.

Вот простой пример для вашего внимания. Допустим, я иду в магазин для художников (уровень Действия) и покупаю набор из мольберта и красок, но это не превращает меня автоматически в художника (уровень Идентичности). Однако если я уже являюсь художником (уровень Идентичности), то, скорее всего, я уже получил или имел в своем распоряжении вышеупомянутые инструменты.

Как все вышесказанное связано с Agile и изменениями? Agile — это система, состоящая из четырех ценностей и двенадцати принципов (цепочка ценностей). Если мы начнем клеить цветные записки и плакаты на стены и/или будем встречаться по утрам, чтобы участвовать в стенд-ап собраниях (два низших уровня), это не обязательно превратит нас в команду Agile. Таким образом, изменения от низшего уровня к высшему не гарантированы. Однако если Scrum-мастер обладает навыками фасилитации и коучинга, то это неизбежно приведет к изменениям на низших уровнях пирамиды. Чем выше расположена ступень пирамиды, на которой мы внедряем изменения, тем больший эффект они потенциально принесут.

Взглянув на пирамиду логических уровней Роберта Дилтса, можно сразу понять, почему такой подход эффективен — ведь эти компании работают над внедрением изменений в первую очередь на высших уровнях пирамиды.

Использование Пирамиды Дилтса для руководителей

Делегирование полномочий — одна из первоочередных задач руководителя — в одиночку успешную компанию не построишь, нужно решать проблему и выходить на новый уровень.

Возьмите шесть любых предметов. Лучше всего карандаши, это могут быть листы бумаги или что угодно. Выбираем место в комнате и кладем их на расстоянии примерно одного шага друг от друга. То есть у нас должна получиться линия примерно из шести шагов, где каждый предмет просто обозначает границу перехода на новый уровень. Обратите внимание, что делать это нужно физически, ногами. Переходить с уровня на уровень. На бумаге это не так.

Итак, мы встаем на первый уровень — окружение

Задаем себе вопросы: какое окружение будет у меня, когда проблема будет решена? Есть ли уже примеры в моем окружении, когда эта проблема была решена? Кто будет меня окружать, какие предметы, люди, пространство?

Пример с наймом: Меня будут окружать люди, которые знают и понимают свои обязанности. У меня будет команда, которая будет строить бизнес вместе со мной и т.д. Есть ли подобные примеры в моем окружении? Да, есть знакомые бизнесмены, у которых уже есть команды единомышленников и сотрудников. Плюс, комфортный и уютный офис для каждого с оборудованными рабочими местами.

Когда мы отработаем этот уровень, переходим на уровень поведения

Как я должен себя вести, что я буду делать (собирать статистические отчеты, ставить цели, улучшать бизнес-процессы и т.д.). Что будут делать окружающие меня люди: выполнять задания, вносить предложения по улучшению и т.д.).

Поработал и пошел дальше — способности и возможности.

Мы отвечаем на вопрос: Смогу ли я вообще справиться с этой задачей? Есть ли у меня задатки или внешние ресурсы для решения проблемы. Каковы они? Перечисляем.

На некоторых этапах вы можете столкнуться с сопротивлением. Могу ли я вообще управлять людьми, не вступая с ними в конфронтацию? Дружеские отношения и постановка стратегических задач? Поищите из окружения, у кого можно поучиться. А это тоже ресурс. Есть тренинги, есть знакомства, есть готовые инструменты.

Убеждения. Во что я буду верить, когда эта проблема будет решена? Или во что я должен верить?

Главное для меня — это то, что я просто должен поверить, что я могу это сделать, и что люди вокруг меня могут работать без жесткого контроля.

Идентичность. Кто я? Кем я буду, когда цель будет достигнута?

Я — успешный лидер. Это пример. Каждый руководитель на этот вопрос отвечает, исходя из обратной связи, полученной на предыдущих уровнях.

Миссия. Зачем я это делаю?

Потому что невозможно построить успешную компанию в одиночку. Либо вы учитесь этому и становитесь успешным лидером, нанимаете и обучаете людей, либо остаетесь средней руки предпринимателем, забываете о масштабировании и вязните в текучке вплоть до раннего инфаркта лет эдак в 58.

Разобрались на всех уровнях? Отлично. А теперь не уходим с линии, а разворачиваемся. И от вопроса «Зачем?» и «Кто я?» снова проходим все шаги сверху вниз.

  • Теперь, когда я знаю, зачем мне это нужно и кто я?
  • Какие убеждения у меня будут и во что мне нужно верить?
  • Каковы способности и возможности успешного лидера?
  • Каково поведение успешного лидера и его людей?
  • Кто и что его окружает?

Таким образом пирамида Роберта Дилтса помогает понять любую свою проблему и сделать выводы о том, как ее решать. А на каком уровне находятся ваши проблемы и желания?

Бывает непросто самостоятельно провести самоидентификацию по методу Дилтса. Если вы не знаете, с чего или не уверены, что сможете сделать все правильно, то, возможно, стоит заручиться помощью психолога или коуча. Сегодня многие консультирующие специалисты работают удаленно и готовы провести пробную сессию бесплатно, чтобы клиент убедился, что ему комфортно работать именно с этим специалистом. Таких специалистов можно найти и на Invme. Это новая площадка, которая объединяет сотни людей из различных городов России. Это работает довольно просто:

  • Регистрируетесь, указываете реквизиты для заполнения профиля, добавляете фото.
  • Далее попадаете на главную, где уже собраны горячие объявления людей из вашего города. Среди них есть и объявления специалистов по психическому здоровью. Мониторьте эти объявления и жмите «Написать», если одно из объявлений приглянулось.
  • Если ничего стоящего не нашли, то пора создать свое объявление. Жмите на соответствующую кнопку в меню слева.
Сегодня многие консультирующие специалисты работают удаленно и готовы провести пробную сессию бесплатно, чтобы клиент убедился, что ему комфортно работать именно с этим специалистом. Таких специалистов можно найти и на Invme

  • Теперь выберите формат. Если вы специалиста, выбирайте платное мероприятие.
  • Далее следует выбор категории.
  • Теперь нужно указать свой город.
  • На следующей странице укажите, кого вы ищете, а также не забудьте подготовить описание того, что именно вы ищите. Тогда вашим предложением заинтересуются.

Публикуйте объявление и ожидайте откликов. Но не забывайте также мониторить ленту объявлений — там тоже может появиться что-то подходящее уже в ближайшее время. Если у вас проблемы не в самоидентификации, а в семейных отношениях, тогда вам тоже поможет пирамида. Только не пирамида Дилтса, а треугольник Карпмана.

Нейро-логические уровни или путь к осознанности в арсенале практикующего коуча (Н. Дубас)

«Наш самый сильный страх не в том, что мы неполноценны. Наш страх в том, что мы обладаем силой, которую не в состоянии измерить. Это наш свет, а не тьма, который так нас пугает. Мы спрашиваем себя: «Кто я такой, чтобы быть выдающимся, ярким, талантливым, легендарным?».

Мы созданы для того, чтобы светить, как светят дети. Мы рождены для того, чтобы нести славу Божью, которая есть внутри нас. Она не в ком-то из нас, она в каждом из нас. Когда мы даем свободу нашему собственному внутреннему свету, мы тем самым даем разрешение другим людям сделать то же самое. Как только мы освобождаемся от собственного страха, наша проявленность автоматически освобождает других людей.»

«Возвращение к любви» Марианна Вильямсон

В жизни каждого из нас рано или поздно наступает момент, когда мы начинаем задумываться о происходящем с нами, анализировать причинно-следственные связи, искать объяснение тем или иным событиям, случившимся или так и не произошедшим на нашем пути, а также пытаться понять, почему мы имеем что-то, а чем-то, наоборот, не обладаем, хотя вроде как очень стремимся к этому.

Можно посвятить годы, перебирая, как бисер в шкатулке, возможные ответы на эти вопросы, а можно использовать инструменты, которые позволяют упорядочить информацию, выстроить те самые причинно-следственные связи и, наконец, попытаться приблизиться к пониманию, что, где и почему происходит в нашей жизни именно так, и как мы можем на это повлиять.

Одним из таких инструментов является модель нейро-логических уровней, разработанная во второй половине XX века американским тренером и консультантом в области нейро-лингвистического программирования Робертом Дилтсом, более известная как пирамида логических уровней Роберта Дилтса.

Сразу стоит оговориться, что представление нейро-логических уровней в виде пирамиды носит, на мой взгляд, достаточно условный характер, равно как и использование термина «уровень», поэтому я бы предложила читателю так сильно не привязываться к этим формам, а сразу пропутешествовать в суть этого инструмента, после чего уже самостоятельно решать, в каком формате вам логичнее и понятнее представлять его и теорию, на которой он базируется.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что всё имеет связь с чем-то другим, и на любой объект (будь то материальный предмет, эмоция или действие) оказывается определенное воздействие со стороны другого объекта, равно как и этот объект (материальный предмет, эмоция или действие) влияет на другие. В своей работе Роберт Дилтс попытался выявить взаимосвязь между нашим высшим Я, тем, которое находится за пределами видимого материального мира, и тем, как мы проявляемся в этом мире, во что верим, чем живем, как действуем и что получаем. 

Теория Р. Дилтса исходит из следующих иерархических взаимосвязей:
1) наше «осознание» себя как чего-то большего, чем то, что мы можем описать, принадлежащего к чему-то большему, чем всё, что мы можем наблюдать и воспринимать всеми органами чувств (это осознание Дилтс разместил на уровне Миссии пирамиды), определяет нашу собственную идентичность (одноименный уровень в пирамиде Дилтса), нашу самоидентификацию («Кто я?») и нашу роль;
2) наша идентичность, в свою очередь, определяет следующее, более практическое и материальное измерение («уровень» по Дилтсу) нашего существа – наши ценности, то, во что мы верим и то, что движет нами в жизни. Здесь же возникают и убеждения как следствия наших ценностей и верований.
3) ценности и убеждения ведут нас к совершению определенных действий, для которых нам требуются определенные умения и способности, которые в совокупности оказывают влияние на всё то, что нас окружает, чем мы обладаем и с чем взаимодействуем.

Таким образом, модель Дилтса представляется в виде уровней, каждый из которых оказывает влияние на нижеследующий. Так как же предлагается использовать эту модель в работе коуча? Здесь всё достаточно просто: по теории Р. Дилтса, любая проблемная ситуация, возникающая в жизни человека, возникает на определенном уровне пирамиды, и решиться она может только через более высокие ее уровни. То есть обратившись к информации с более высоких уровней, человек может увидеть возможное ее решение, что, в общем-то, не лишено логики.

По моему мнению, работа с пирамидой может строиться в нескольких направлениях:
1) когда у человека есть конкретная проблемная ситуация, которую он хочет решить;

2) когда человека что-то беспокоит, но он пока не смог сформулировать, что именно, и хочет в этом разобраться;
3) когда человек хочет попробовать себя в совершенно новом для себя деле, кардинально сменить вектор своей жизни, но боится решиться на это.

Предлагаю далее рассмотреть каждое из указанных направлений более предметно.

Когда у человека существует какая-то проблемная ситуация, в которую ему хотелось бы внести изменения, первое, с чего стоит начать, это определить, на каком уровне пирамиды располагается эта ситуация. Например, человека беспокоит его лишний вес. В этом случае первое, с чего следует начать работу по пирамиде, это попытаться разобраться в том, а что же этот человек делает такого (или, наоборот, не делает), что эта проблема возникает. Задавая этот вопрос, мы переносимся с уровня «Окружения» модели Дилтса, на котором, по моему мнению, возникает эта проблема, на более высокий уровень «Действий», на котором можем обнаружить очень много всего интересного: от полного отсутствия заботы человека о собственном здоровье и отказа обращаться ко врачам до банально завышенных порций употребляемой человеком пищи. В этой работе очень важно выписать на бумагу все действия и бездействия, которые приходят клиенту в голову. И уже на этом этапе к клиенту могут прийти удивительные осознания, ведь кому-то может оказаться достаточным осознать, что он потребляет пищи сверх допустимой для него меры, визуально представить эту четкую взаимосвязь между количеством потребляемой пищи и размерами своего тела, чтобы сразу понять, как это работает и тут же начать действовать.

(Для целей настоящей работы более сложные сценарии, связанные с психологическими проблемами, вызывающими переедание, не рассматриваются.). В качестве более простого примера можно привести недовольство, которое клиент испытывает со стороны своего руководства в отношении качества его работы. Здесь с уровня действий, когда клиент выполняет некачественно свою работу, можно пригласить клиента подняться выше и посмотреть, а какие знания и умения помогут клиенту повысить качество его работы, а затем уже посмотреть, как оно изменится, если клиент обретет новые знания. Таким образом, пирамида может очень хорошо помочь проработать подобные конкретные запросы, найти то самое искомое решение и повысить удовлетворенность клиента своей жизнью.

В ситуациях, когда клиента что-то беспокоит, но он пока не может понять, что именно, можно предложить использовать пирамиду как инструмент повышения осознанности и фокусировки на искомом источнике беспокойства. Так, проведя клиента с уровня окружения до уровня убеждений и выше коуч может помочь клиенту обнаружить источник беспокойства, и затем проработать его по той же схеме, как было предложено выше.

Если же клиент хочет попробовать себя в совершенно новом для себя деле или занятии, коуч может предложить клиенту совершить путешествие в ту новую для клиента роль, представить себя в ней, пройдя с уровня окружения, где клиент представит, что окружает его, когда он находится в новой роли, чем он там обладает, какие люди рядом и даже как выглядит его рабочее место. И далее провести клиента выше по каждому уровню пирамиды вплоть до уровня идентичности, где клиент сможет взять максимум вдохновения и в полной мере ощутить себя в той интересной для себя роли или работе. После чего коуч может спросить у клиента, что теперь открывается ему оттуда, из того уровня роли, как он теперь видит новое занятие, и если клиенту всё отзывается и всё нравится, то коуч может предложить клиенту посмотреть оттуда на лежащие ниже уровни пирамиды и поразмышлять о том, чему клиенту следует научиться, что, возможно, делать по-другому и где, чтобы новое занятие появилось в его жизни.

Таким образом, модель нейро-логических уровней Роберта Дилтса является инструментом достаточно широкого спектра применения, позволяющего найти решение как существующего проблемного вопроса, так и расширить видение клиента, приближая его к заветной цели.

Логические уровни

Как это ни парадоксально, этот инструмент не является ни особенно логичным, ни основанным на уровнях, но может быть полезен в качестве подспорья для нашего размышления об изменении, облегчения процесса изменения и в любом важном коучинговом диалоге. В нашей собственной работе мы обнаружили, что это полезно как способ организации размышлений о проблемной ситуации или неиспользованной возможности, при условии, что наш общий подход является системным.

Первоначальная модель была предложена Робертом Дилтсом в 1980-х годах, и с тех пор появились вариации под разными названиями, включая «Нейрологические уровни» и «Логические уровни изменений». В своей первоначальной версии Дилтс описал уровни как своего рода лестницу, где каждый уровень поднимается к предыдущему: Окружающая среда → Поведение → Способности и навыки → Убеждения и ценности → Личность → Духовность и цель. Впоследствии это стало пирамидой с Окружающей средой внизу и Идентичностью наверху, с Духовностью и Целью наверху и внешним по отношению к самому верхнему уровню.

Мы предпочитаем рассматривать модель двумя способами: как айсберг (с уровнями в обратном порядке, так что над ватерлинией видны только окружающая среда и поведение) или как форму системной диаграммы. Первый более практичен, помогая нам решить, где и как вмешиваться, хотя второй намного ближе к тому, как работает модель, потому что каждый элемент будет иметь какое-то влияние на любом другом уровне.

Индивидуальные уровни

Если мы рассмотрим каждый уровень в отдельности, мы начнем понимать, как каждый уровень взаимодействует с каждым другим уровнем и, следовательно, как он может способствовать изменениям.

  • Окружающая среда : Это контекст, в котором что-то происходит. Это будет включать в себя имена различных заинтересованных сторон, где и когда что происходит, а также любые внешние ограничения, наложенные на ситуацию. Организационно это может включать, например, предварительно определенные бюджеты.
  • Поведение : Это «что» и включает в себя все действия и действия, связанные с данной ситуацией. Это то, что люди делают на самом деле.
  • Возможности , Навыки и компетенции: Здесь мы определяем «как». В коммерческом контексте это также уровень бизнес-стратегии и оперативного направления.
  • Убеждения и ценности : Этот уровень объединяет два критерия, которые в равной степени можно рассматривать как два отдельных уровня. Этот уровень и последующие, вероятно, будут очень важными в любой сложной среде изменений и в любом сценарии интенсивного коучинга.
  • Личность : Этот уровень учитывает наше ощущение того, кто мы есть, нашу самооценку и самоуважение. Это может быть наша индивидуальность, команда, отдел, организация, отрасль и даже культура. Мы также сочли полезным включить термины «Цель» и «Миссия» на этом уровне, поскольку нам кажется, что в лучшем случае формулировка цели должна отражать, кто мы есть или кем мы становимся.
  • Системы : Мы решили изменить ярлык для этого уровня с Духовность или Цель Дилтса. Наше оправдание — возможная путаница в использовании слова «духовность»; это можно интерпретировать как наличие религии (гораздо более вероятно, что это структура убеждений и, следовательно, на уровне убеждений и ценностей), или это можно рассматривать как «способ существования» в мире, который можно было бы с большей пользой рассматривать как выражение Идентичности.

Не логично — и не уровни!

Прежде чем мы опишем, как можно на самом деле использовать эту концепцию, мы подумали, что было бы полезно описать несоответствия в модели, чтобы, даже если мы считаем ее полезной, читатели могли составить собственное мнение о ее эффективности.

Альберт Эйнштейн косвенно сослался на свою собственную концепцию математической/философской концепции логических уровней мышления:

«Значительные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда создавали их»

… подразумевается, что нам нужно подняться хотя бы на один логический уровень вверх, чтобы решить наши проблемы.

Чтобы модель Дилтса действительно основывалась на уровнях, каждый уровень должен был бы не только концептуально иметь больший размер фрагмента, чем предыдущий уровень, но и включать все предыдущие уровни. Следовательно, любое изменение на более продвинутом или более высоком уровне немедленно повлияет на все более ранние уровни. Точно так же изменение на более низком уровне может повлиять на уровень выше него, но не обязательно существенно его изменит. В качестве крайнего примера рассмотрим кого-то, у кого всегда была смутная мечта о том, как замечательно было бы стать кардиохирургом. Они предпринимают некоторую форму процесса изменения убеждений (полностью выполнимого с помощью техник НЛП), чтобы он или она были в высшей степени уверены в своей «идентичности» как ведущего хирурга. Хотел бы я тогда оказаться на операционном столе с этим человеком, нависшим надо мной, если бы он не провел требуемые годы в медицинской школе, а затем провел хирургическую практику под пристальным наблюдением? Мы так не думаем!

Чтобы быть полезным инструментом, модель должна иметь по крайней мере одно из следующего …

  • непротиворечивый образец относительно ее степени абстракции,
  • последовательность во времени или пространстве
  • какая-то логическая эволюция или процесс внутри него

К сожалению, ничего из этого у него нет. Сказав это, можно описать модель таким образом, чтобы казалось, что она следует логической последовательности. Вот что мы делаем, когда знакомим с ним наших клиентов, чтобы способствовать изменениям или как способ начать переворачивать неудачный проект:

  • Чем больше я практикую правильные вещи, тем лучше у меня получается. Чем лучше я становлюсь, тем больше возрастает моя уверенность в своих навыках и постоянстве. Чем больше возрастает моя последовательность, тем больше я начинаю верить в себя. Чем больше я верю в себя на основе веских доказательств, тем счастливее я становлюсь внутри себя.

Как мы можем использовать модель?

Несмотря на ее несоответствия, мы обнаружили, что модель полезна как способ решить, на каком уровне мышления должна происходить реакция, чтобы результаты были устойчивыми во времени. Общий принцип состоит в том, чтобы определить, какой уровень или уровни занимает проблема или возможность, а затем признать, что, если конкретное вмешательство не сработает, почти наверняка коренная причина будет лежать на более высоком (или более глубоком, в зависимости от того, какой способ используется). «вверх») логический уровень, чем присутствующие симптомы.

Пример: Физическое самочувствие

Температура в офисе становится неприемлемой. Мы находим термостат, меняем его на желаемую настройку и ждем, пока произойдет изменение — изменение на уровне Поведения решает проблему на уровне Среды.

Однако, если ничего не произойдет, нам потребуется помощь извне в виде инженера с необходимыми знаниями. В этом случае вмешательство в Поведение терпит неудачу, но впоследствии преодолевается путем перехода к Компетенциям и Навыкам.

Пример: Личное обучение

Кто-то, кто безуспешно пытался выучить немецкий язык (Поведение) несколько раз на протяжении многих лет, был достаточно компетентен во французском и испанском (подробнее Поведение). Это означало, что у него была базовая предрасположенность к изучению других языков (компетенции и навыки). Несмотря на это, он все еще не мог стать уверенным или компетентным в немецком языке. Когда он рассмотрел убеждения и ценности, которые он привязывал к различным языкам, он понял, что считает французский и испанский языки музыкальными, красивыми и сексуальными. И наоборот, когда он думал о немецком языке, он считал его дерзким и неблагозвучным. Тогда стало очевидно, что ему придется пересмотреть свои убеждения, прежде чем он сможет выучить требуемый новый язык. (Сдвиг на уровне убеждений и ценностей делает изменение возможным, поскольку потенциальный навык уже существует).

Пример: Проблема с мотивацией команды

Команда испытывала недостаток мотивации и рост цинизма (Убеждения и ценности), несмотря на то, что они добились успеха в течение значительного периода времени (Поведение). Были введены новые показатели эффективности (поведение и компетенции), которые изначально были приняты всеми заинтересованными сторонами как хорошая идея (уровень убеждений).

Однако ситуация продолжала ухудшаться, пока лидер группы не начал рассматривать вопрос о смысле группы и миссии (Идентичность). Это привело к жестким дискуссиям об уважении и недоверии (верованиям и ценностям), которые возникли из-за усиливающегося давления. Затем группе потребовалось время, чтобы пересмотреть свое понимание общей цели (Идентификация) и роль, которую она играет в большом обществе (Системы). Эта облегченная дискуссия позволила не только подтвердить их цель, но и определить критерии, по которым они будут нести ответственность. Степень их приверженности этим критериям была проверена еще во время сеанса, и почти сразу же ситуация стала значительно улучшаться.

Пример: Организационная эффективность.

Много говорят о разработке бизнес-стратегии, но неудачи кажутся обычным явлением. Стратегия грубо накладывается на уровни компетенций/навыков/направлений уровней Дилтса, и модель дает нам некоторые подсказки о том, как что-то идет не так, и почему иногда все идет хорошо. Крупные банки в Великобритании постоянно изображают из себя ответственных корпоративных граждан (идентичность), но с 2000 года и далее были случаи деятельности (поведения), которые можно классифицировать только как аморальные, незаконные или и то, и другое. На другом конце шкалы находится местный владелец паба, который по прихоти запирается и демонстрирует поведение, несовместимое с дружественными убеждениями и ценностями, необходимыми для выживания в жестком бизнесе.

Положительным моментом является то, что Apple и Google — это фирмы, которые буквально из ниоткуда вырвались к доминированию на рынке за пару десятилетий. Их эффективность была достигнута за счет ясности стратегической цели в сочетании с логической последовательностью на всех уровнях: их убеждения и ценности, навыки, поведение и даже окружающая среда полностью соответствуют их стратегии.

Точно так же, независимо от того, нравится нам стратегия или нет (Ryanair является классическим примером нелюбимого набора стратегий), гораздо больше шансов на успешную реализацию, когда логические уровни выровнены — в 2014 году были продемонстрированы свидетельства значительных изменений. в направлении Ryanair после того, как его конкурент EasyJet в конце 2013 года объявил о росте прибыли на 51% (немного ранее Ryanair выпустила два предупреждения о прибыли). Изменения в стратегии, кажется, окупаются, поскольку их прибыль, по прогнозам, вырастет примерно на 20% в следующем году.

Неудачный бизнес может потерпеть неудачу из-за проблем на любом из логических уровней, и, следуя совету Эйнштейна, решение может быть найдено только на более высоких уровнях.


Как видно из этих примеров, основное преимущество использования этой модели заключается в том, что она помогает нам определить уровень мышления, который нам необходимо учитывать, чтобы изменение было устойчивым с течением времени. Он также начинает отвечать на вопрос:

  • если верно, что 80 % всех значительных инициатив по изменению терпят неудачу, что отличают 20 %?

 

 

Почему ваша жизнь такая, какая она есть? – Органические амбиции

Каждый из нас ведет разный образ жизни: кто-то очень успешен, кто-то не очень, кто-то доволен своей жизнью, кто-то наоборот. Если вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «Почему у меня такое существование?» тогда пирамида Дилтса поможет вам найти ответы, следуя правильному пути самоанализа вопросов.

Пирамида логических уровней Дилтса (DPLL)  является одним из основных инструментов, на которых основан коучинг. Это иерархическая модель неврологических уровней, разработанная Робертом Б. Дилтсом — одним из самых известных специалистов в области нейролингвистического программирования (НЛП). Он успешно осознал важность действий на нескольких уровнях для успешного достижения изменений.
Пирамида Дилтса — это модель личностного изменения, которая переходит с одного уровня на другой. Изменение чего-либо на более высоком уровне обязательно изменит положение вещей на более низких уровнях. Это может помочь вам увидеть аспекты своей жизни на более глубоком уровне, следовательно, вы сможете улучшить качество своего образа жизни. Это очень эффективное упражнение в ситуациях, когда вам необходимо всесторонне взглянуть на свою цель. Пирамиду Дилтса также можно использовать, когда вы чувствуете себя неуверенно в своем выборе или вам не хватает уверенности в себе.

Уровни

Прежде чем продолжить объяснение, прочитайте вопросы, указанные в пирамиде, и получите ответы. Ответ на любой вопрос можно найти на уровне выше вопроса, вот в чем фишка.

Уровень 1: Окружающая среда

Окружающая среда – это место, где обитает человек. Это ответ на следующие вопросы: «Что?», «Когда?», «Где?» «С кем?», «У кого что?». Здесь мы не видим никакого движения. Движение следует искать по мере продвижения вверх по пирамиде.
Вопрос этого уровня напрямую связан с домашними делами, финансами, семьей, работой, хобби и всем, что связано с вашим окружением. И чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно перейти на уровень выше.

Уровень 2: Что мне делать? (Поведение/Действие)

Уровень поведения — это ответ на вопрос «Что мне делать?». На этом уровне мы можем найти информацию об изменениях и движениях. Логично, что действия влияют на все, что у нас есть в конце всего этого. Вам также необходимо задать себе следующие вопросы: «Как вы действуете или реагируете в той или иной ситуации? Каковы физические признаки с точки зрения языка тела и голоса? Какие привычки? Каков текущий образ жизни? Есть ли какие-либо закономерности, которые вы замечаете?
Ответ на этот вопрос можно найти на следующем уровне.

Уровень 3: Как выбрать? Какие у меня есть навыки? ( Возможности/компетентность )

Мы состоим из решений, которые делаем в повседневной жизни. Различные причины могут изменить наш выбор, цели, здоровье, страсть и так далее. Но опять же, почему мы делаем определенный выбор?
Традиционно ответ на этот вопрос можно найти на шаг выше.

Уровень 4: Во что я верю? Почему это так важно? (Ценности/верования)

Здесь речь идет о убеждениях определенного человека. Например, если вы считаете, что всего можно добиться без особых усилий, вы не будете слишком стараться для этого. Однако, если вы считаете, что все требует больших усилий, вы сделаете все возможное, чтобы достичь своей цели. Но почему мы верим в то, во что верим? Уровень ценностей позволяет вам устранить все препятствия, мешающие вам получить доступ к вашей цели. На этом уровне нет оправданий «Почему я не смог?» Сортировать. Есть только один вопрос «Как я могу это сделать?».

Уровень 5: Кто я? (Идентичность/Уровень «Я/Я/Себя»)

На вопрос «Кто я?» уровне можно узнать, как человек видит себя, кто он, что он за личность, как выстраивает свои отношения с окружающими. Это вопрос самосознания и самопонимания (эти понятия определяют наши убеждения). Очень важно оценивать себя реалистично и избегать умаления сильных сторон и сокрытия своих недостатков.

Уровень 6: Почему я жив? (Жизненная миссия)

И последнее, но не менее важное: поймите, зачем вы живете и какова ваша божественная цель.
Очень важно, чтобы у каждого была миссия, с которой он идет по жизни. Это не должно противоречить вам, вашим убеждениям, выборам или действиям. Здесь задайте такие вопросы, как: «Куда я иду со своей жизнью? », «Чтобы добиться чего?» , «Какой смысл в ____?» «Какова моя цель/конечная цель? «Почему я существую?»

Следовательно, если мы найдем правильные ответы на поставленные выше вопросы,  мы выявим все пробелы в нашей жизни . Как мы знаем, гораздо легче улучшать себя, когда мы знаем, в чем наши слабые места. Кроме того, развитие навыков использования логических уровней повышает точность и глубину как нашего общения с другими людьми, так и нашего понимания других людей.
Логические уровни предоставляют нам структурированный способ понимания того, что происходит в любой «системе», включая человеческую личность, партнерство или брак, семью, команду, отдел или даже организацию.

Мы можем использовать модель, чтобы понять, как взаимодействуют различные уровни и как они связаны. И это предоставляет средства:

  • Запрашивать и проверять актуальность информации
  • Отслеживать в строго структурированном виде огромное количество информации, которая часто доступна при обсуждении проблемы
  • Распознавать, на каком уровне находится проблема происходит
  • Признание наиболее подходящего уровня, на котором мы можем ориентироваться на решение

Пожалуйста, постарайтесь понять, что происходит в вашей жизни, и ответьте на вопросы уровень за уровнем в тетради.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *