Піраміда маслоу: Выбраться из пирамиды Маслоу / Хабр

Содержание

Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей

2. Абрахам Маслоу

ААбрахам МаА слоу — известный американский психолог, основатель
гуманистической психологии.
Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая
«Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически
представляющая человеческие потребности. Его модель
иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике,
занимая важное место в построении теорий мотивации и
поведения потребителей.
Первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали
негативную реакцию в американском психологическом
сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по
факультету сторонились его, ведущие психологические журналы
отказывались публиковать научные работы. В 1951 году Маслоу
стал первым деканом психологического факультета недавно
созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969
года. Именно в этот период началось признание его идей, стала
оформляться как отдельное направление, гуманистическая
психология. В 60-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году
был избран президентом Американской психологической
ассоциации, что вызывало удивление его самого.
«Пирамида Маслоу» —
неофициальное название теории
мотивации, разработанной в 1950-е
годы ХХ века выдающимся
американским психологом Абрахамом
Харольдом Маслоу
В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу
лежит тезис о том, что поведение человека
детерминировано
рядом
базовых
потребностей, которые можно выстроить в
определенной иерархии.
С точки зрения Маслоу, эти потребности являются
универсальными, т.е. объединяют всех людей
независимо от цвета кожи, национальности, стиля
жизни, привычек, манеры держаться и прочих
внешних проявлений.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество
различных потребностей, но также полагал, что эти потребности
можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда и т. д.
Экзистенциальные:
безопасность
комфорт, постоянство условий жизни.
существования,
Социальные: социальные связи, общение, привязанность,
забота о другом и внимание к себе, совместная
деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны
других, признание, достижение успеха и высокой оценки,
служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение,
самоидентификация.

6. Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

(низший) Физиологические потребности: голод,
жажда, половое влечение и т. д.
Потребность в безопасности: чувство уверенности,
избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха,
одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь,
исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок,
красота.
(высший) Потребность в самоактуализации:
реализация своих целей, способностей, развитие
собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих
потребностей, все более актуальными
становятся потребности более высокого
уровня, но это вовсе не означает, что
место предыдущей потребности занимает
новая,
только
когда
прежняя
удовлетворена
полностью.
Также
потребности не находятся в неразрывной
последовательности
и
не
имеют
фиксированных положений, как это
показано на схеме. Такая закономерность
имеет место как наиболее устойчивая, но
у разных людей взаимное расположение
потребностей может варьироваться.
Маслоу отмечает, что иерархия
потребностей
вовсе
не
так
стабильна, как это может показаться
на
первый
взгляд.
Базовые
потребности большинства людей, в
общем
виде,
подчиняются
описанному порядку, но встречаются
и исключения. У некоторых людей,
например,
потребность
в
самоутверждении проявляет себя как
более насущная, чем потребность в
любви. Это самый распространенный
случай реверсии.

9. Спор о пирамиде

Образ пирамиды, широко распространенный во всем
мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу, в
действительности является далеко не бесспорным.
Маслоу в своих работах о пирамиде не
упоминает!
Напротив, в трудах Маслоу встречается иной
визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о
переходе индивида к потребностям более высокого
уровня: «мотивационная спираль начинает новый
виток»). Образ спирали, несомненно, лучше
отражает основные постулаты теории мотивации
Маслоу: динамичность, развитие, плавное
«перетекание» одного уровня в другой (в
противовес статичности и строгой иерархичности
пирамиды).

11. Презентацию выполнила студентка 2 курса группы ПОБ-б-о-15-1 Фесенко Мария

English     Русский Правила

Пирамида Маслоу Чего вы хотите на самом деле. Книга решений [50 моделей стратегического мышления]

Пирамида Маслоу Чего вы хотите на самом деле. Книга решений [50 моделей стратегического мышления]

ВикиЧтение

Книга решений [50 моделей стратегического мышления]
Крогерус Микаэль

Содержание

Пирамида Маслоу

Чего вы хотите на самом деле

«Есть три самых важных вопроса, – так начинается немецкий фильм „Hierankl“ („Хиранкль“, 2003). – Занимаешься ли ты сексом, есть ли у тебя семья, прогрессируешь ли ты? Трижды „да“ означает рай, два „да“ достаточно для счастья, одно „да“ необходимо, чтобы выжить». Про фильм вы можете тут же забыть, а вот вопросы хороши. Философ Абрахам Маслоу опубликовал в 1943 году модель, расшифровыва– ющую потребности человека. Он пришел к следующему, совершенно упрощенному, но многозначительному распределению:

1. Основные физические потребности (еда, сон, тепло, секс).

2. Безопасность (жилье, постоянная работа, здоровье, защищенность от опасностей).

3. Отношения (друзья, партнеры, любовь).

4. Признание (статус, власть, деньги).

5. Самореализация (индивидуальность, развитие талантов, но в то же время вера и трансцендентность).

В первых трех пунктах речь идет о потребностях. Если они удовлетворены, у человека исчезает мотивация в этом направлении. Пункты четвертый и пятый относятся к мечтам, так называемым потребностям в росте, и удовлетворить их в полной мере невозможно. Модель становится интересной, если пирамиде потребностей противопоставить пирамиду мечты.

Основное правило, действующее в западном мире: больше всего мы мечтаем о том, что нам нужно меньше всего.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Введение.

Что же вы хотите на самом деле?

Введение. Что же вы хотите на самом деле? Почему вас интересует психология?— Что мы хотим от сегодняшней встречи, что каждый из вас хочет? Если мы это не выясним, то скорее всего уйдем неудовлетворенными, так и не поняв, зачем приходили. Как вы считаете, нужно ли нам это

Глава 1 Как понять, чего вы боитесь на самом деле? Ложные и настоящие страхи

Глава 1 Как понять, чего вы боитесь на самом деле? Ложные и настоящие страхи В этой главе мы перейдем к увлекательнейшему занятию – «расшифровке» тех страхов, которые у вас имеются. Во всяком случае тех, что затронуты в этой книге. Подобно тому, как люди на досуге пытаются

УРОК ТРЕТИЙ Как понять, чего хочешь на самом деле

УРОК ТРЕТИЙ Как понять, чего хочешь на самом деле В этой главе: — Экологичность результата — Роль подсознания — Представление результатов — Вопросы по Декартовой схеме — Система ценностей и результаты К этому уроку вы уже смогли определить несколько правильно

Глава 5.

Дилемма Кенны: можно ли узнать, чего на самом деле хотят люди?

Глава 5. Дилемма Кенны: можно ли узнать, чего на самом деле хотят люди? Рок-музыкант Кенна вырос в Вирджиния-Бич. Он — сын эмигрантов из Эфиопии. Его отец получил ученую степень в Кембриджском университете и занимал должность профессора экономики. Дома семья смотрела

Чего же в конечном итоге нам на самом деле хочется?

Чего же в конечном итоге нам на самом деле хочется? Нижеприведенная таблица есть результат опроса более 15 000 мужчин и женщин в возрасте от 17 до 60 лет. В ней приведены данные в порядке убывания приоритета о том, что женщины ищут в постоянном партнере и что воображают мужчины

Чего же на самом деле хотят мужчины и женщины?

Чего же на самом деле хотят мужчины и женщины? Современный мужчина мало отличается от своего предка и почти не изменился за последние столетия. Восемьдесят семь процентов мужчин заявляют, что наиболее важная вещь в их жизни — работа, и 99 % жаждут яркой сексуальной жизни. В

Глава 5. Дилемма Кенны: можно ли узнать, чего на самом деле хотят люди?

Глава 5. Дилемма Кенны: можно ли узнать, чего на самом деле хотят люди? Рок-музыкант Кенна вырос в Вирджиния-Бич. Он — сын эмигрантов из Эфиопии. Его отец получил ученую степень в Кембриджском университете и занимал должность профессора экономики. Дома семья смотрела

Шаг первый Не надо задумываться о том, чего вы хотите. Если вы все-таки осознали, чего именно вы хотите, не надо задумываться о том, почему вы этого хотите. Если же вы тем не менее поняли, почему вы этого хотите, заставьте себя поверить в то, что вам это не дано

Шаг первый Не надо задумываться о том, чего вы хотите. Если вы все-таки осознали, чего именно вы хотите, не надо задумываться о том, почему вы этого хотите. Если же вы тем не менее поняли, почему вы этого хотите, заставьте себя поверить в то, что вам это не дано Цитата, которую

4 Как узнать, чего мы хотим на самом деле

4 Как узнать, чего мы хотим на самом деле Питайте высокие, благородные мечты – ведь каким вы себя видите в своих грезах, таким и станете. Ваша высокая мечта – это обещание того, кем вы однажды будете; ваш идеал – это прорицание того, каким вы должны предстать миру

Чего вы на самом деле хотите для своих детей?

Чего вы на самом деле хотите для своих детей? Это основа любого начинания в области воспитания или развития вашего ребенка. Мы не можем ничего дать своим детям, кроме мира, в котором живем сами, и навыков того, как МЫ умеем и привыкли в нем жить. Ничего другого. Все наши

Глава пятидесятая ТАК РАДИ ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ РИСКОВАЛИ ЖИЗНЯМИ ДЕКАБРИСТЫ?

Глава пятидесятая ТАК РАДИ ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ РИСКОВАЛИ ЖИЗНЯМИ ДЕКАБРИСТЫ? В чем именно заключалась цель общества, объявленная всем членам, и сокровенная, известная только некоторым? Генерал-адъютант Бенкендорф, главный следователь, 1826 год …Казалось мне, что со

Чего вы на самом деле хотите?

Чего вы на самом деле хотите? Мы говорим, что хотим перемен, но как мы поняли из этой главы, не всегда сознание управляет процессом. А что, если бы вы могли контролировать ваше подсознательное беспокойство и руководствоваться той частью вашего сознания, которая готова к

Пирамида Маслоу — Маркетинговый психопат

Абрахам Гарольд Маслоу был американским психологом и создателем популярной мотивационной модели, известной как иерархия потребностей Маслоу. В этой концепции Маслоу систематизировал базовые потребности, влияющие на поведение человека и принятие решений, в многоуровневую последовательную структуру, где низшая ступень должна быть удовлетворена (хотя бы частично), прежде чем перейти к высшей.

Впервые эту идею ученый изложил в статье «Теория мотивации человека» в 1943 и затем более подробно описал ее в книге «Мотивация и личность» в 1954 г. В этих публикациях нет визуального представления иерархии, но позднее уровни стали изображать в виде пирамиды, которая сейчас самый узнаваемый символ этой теории, поэтому часто можно встретить и другое название – пирамида Маслоу. Первоначально Маслоу разделил потребности на пять категорий:

Физиологические потребности

Этот уровень является самым первым в иерархии, его значение в мотивации человека трудно переоценить, поскольку эти потребности необходимы для выживания. К ним относятся воздух, жажда, голод, секс и т. д.  

Потребности в безопасности

После удовлетворения первоначальных биологических потребностей следуют потребности в безопасности, которые мотивируют человека к дальнейшей деятельности. В этот раздел входят здоровье (физическое и психологическое), стабильность (финансы, работа), комфорт, гарантии, порядок и т. д. 

Потребности в принадлежности

Когда люди позаботились о себе физически, они переходят к психологическим стадиям. В этой категории рассматривается стремление людей быть принятыми в обществе. Это проявляется в общении, совместной деятельности и т. д. Чувство одиночества может привести к тревоге и депрессии. К таким потребностям относятся любовь, семья, дружба, привязанность, доверие и т. д.

Потребность в уважении

Маслоу относит к этой категории как самоуважение, так и уважение со стороны других людей. Это могут быть уверенность в себе, независимость, свобода, статус, карьерный рост, успех и т.д. сейчас сосредоточен на себе, на своем потенциале. Это желание стать лучше и достичь большего. Это такие потребности, как постановка и достижение больших целей, использование и развитие своих талантов и способностей и т. д. 

Со временем Маслоу расширил свою теорию и последовательно добавил еще три уровня.

Первые две – это когнитивные потребности и эстетические потребности. Он поставил их перед самореализацией, тем самым увеличив путь к достижению этого уровня.

Познавательные потребности

На этом уровне у людей появляется желание учиться и получать знания, они исследуют, анализируют, хотят понимать и удовлетворять свою любознательность, познавать мир, искать информацию, интересуются новая вещь.

Эстетические потребности

Для движения к Самореализации человек должен уметь ценить красоту окружающего мира, должен стремиться к идеальным образам, к равновесию, ко всему, что вызывает симпатию.

Затем появился еще один уровень – Трансцендентность   или Самопревосхождение. Ее часто не включали в современный образ пирамиды, останавливаясь на самореализации, но сам ученый в конце жизни пересматривал свои взгляды и выделял этот этап.

Трансцендентные потребности

Это духовные потребности, они выше самореализации, так как ориентированы не на самого человека и его внутренние желания, а на более высокие ценности, такие как помощь другим, духовность, служение высшим благам. На этом уровне человек выходит за пределы самого себя.

В результате пирамиду потребностей Маслоу можно представить в следующем виде:

В своих более поздних исследованиях Маслоу объединил эти 8 категорий в 2 группы:

  • Дефицит Потребности — это первые четыре уровня: Физиологический, Безопасность, Принадлежность и Уважение . Если вам не хватает одной из этих потребностей, у вас будет чувство беспокойства и желание их достичь. Эти потребности могут быть полностью удовлетворены (хотя некоторые из них носят временный характер).
  • Рост потребности — остальные виды, отличительной чертой которых является постоянное стремление развиваться как личность.

Иерархия потребностей Маслоу используется для изучения того, как определенные потребности влияют на мотивацию людей. Это касается не только повседневной жизни, но и других видов деятельности, в частности, в сфере маркетинга.

В маркетинге это понятие используется как один из дополнительных вариантов сегментации потребительского рынка. Наиболее распространенными критериями сегментации являются: демографический, географический, психографический и поведенческий. Пирамида потребностей Маслоу поможет вам более точно описать вашу целевую группу и точно определить, что им нужно в данный период времени. Если аудитория находится на первых уровнях пирамиды, то она в первую очередь будет покрывать эти потребности, и, наоборот, если удовлетворяются дефицитные потребности, то в этом случае на первый план выходят потребности роста.

Например, если человек очень голоден и не имеет много денег, то он купит продукты в обычном магазине и приготовит себе или пойдет в недорогое кафе быстрого питания, но когда у человека есть возможность приобрести более качественные продукты, они выберут элитный магазин и кто-то для них приготовит или пойдет в дорогой известный ресторан, что позволит удовлетворять потребность в признании, статусе и успехе. Поэтому, когда вы уже знаете, какая мотивация движет вашими потенциальными клиентами, вы сможете предложить им подходящее решение. Чтобы продвигать продукт, вы также можете сосредоточиться на том, какую потребность он удовлетворяет.

Теорию Маслоу часто критикуют, главный аргумент – ее иерархичность. Человек может одновременно испытывать потребности разного уровня, при этом для разных людей некоторые потребности роста могут быть важнее некоторых потребностей дефицита, для других людей может быть важна только часть потребностей. Поэтому используйте пирамиду потребностей Маслоу как вспомогательный инструмент и адаптируйте ее под свой бизнес.

Восстановление пирамиды Маслоу на эволюционном фундаменте

Если вы когда-либо посещали курс общей психологии, вы видели пирамиду мотивов Маслоу — это один из самых ярких и запоминающихся образов в этой области. Маслоу предложил иерархию мотивов, в которой те, что внизу, имеют приоритет над теми, что выше. Например, если вы голодаете, базовая физиологическая тяга к еде будет преобладать над всеми другими целями и доминировать в ваших мыслительных процессах. Как только вы сыты, вы начинаете беспокоиться о безопасности, а как только вы в безопасности, вы начинаете беспокоиться о любви. На вершине пирамиды Маслоу находилась самореализация — стремление реализовать свой уникальный творческий потенциал (если вы музыкант и удовлетворили все свои низшие биологические потребности, вы можете перейти к музыке ради нее самой; ты поэт, можешь посвятить себя своей поэзии).

В некотором смысле идеи Маслоу были блестящими, и более поздние исследования и теория подтвердили их. Например, Маслоу восстал против традиционного бихевиористского предположения о том, что существует лишь несколько первичных мотивов (таких, например, как голод и жажда) и что все остальные мотивы были получены из них посредством классического обусловливающего опыта. Он утверждал, что существует множество независимых мотивационных систем, связанных с поиском безопасности, стремлением к любви и потребностью в уважении, и что они не были напрямую связаны с этими основными физиологическими желаниями. Более поздние исследования в области нейробиологии и эволюционной биологии довольно хорошо подтвердили эту идею.

Маслоу также предположил, что разные системы мотивации включаются в работу на разных фазах развития. Младенец озабочен только базовыми физиологическими потребностями, а не поиском друзей. У ребенка детского сада начинает проявляться интерес к дружбе, и он не беспокоится о том, чтобы завоевать уважение, пока его не волнует общественное мнение.

Новый взгляд на Маслоу

Но современная интеграция идей нейробиологии, биологии развития и эволюционной психологии предполагает, что у Маслоу было несколько ошибок. Во-первых, он никогда особо не задумывался о размножении. Он понимал «высшие потребности» как совершенно личные стремления, не связанные с другими людьми и совершенно оторванные от биологических потребностей. Родительские мотивы полностью отсутствовали в его иерархии, и он поместил «сексуальные потребности» в самый низ — вместе с голодом и жаждой. Предположительно, сексуальные побуждения были биологическим раздражением, которое можно было так же хорошо устранить с помощью мастурбации, как и с помощью полового акта, прежде чем человек вернулся к более высоким занятиям, таким как игра на гитаре или сочинение стихов.

С точки зрения современной эволюции это любопытный набор допущений. Во-первых, все живые организмы, включая нас с вами, унаследовали набор мотивационных механизмов, побуждающих нас к размножению. Как и другие млекопитающие, люди также сильно привязаны к потомству, которое они производят, и, в отличие от большинства млекопитающих, оба пола развивают привязанность к своим партнерам и их потомству. В обновленной пирамиде репродуктивные цели находятся наверху, а не внизу. Кроме того, существует более чем один независимый набор мотиваций, участвующих в размножении. Во-первых, нужно привлечь партнера. После того, как это достигнуто, нужно поддерживать отношения (совершенно другой набор проблем, как некоторые из нас узнали). Наконец, нужно заботиться о своем потомстве.

Пересмотренная пирамида потребностей

Источник: Оригинальный рисунок Дэвида Лундберга Кенрика. Используется с разрешения

Некоторые архитектурные изменения

Самореализация не появляется в новой пирамиде не потому, что это не интересно и важно, а потому что это не принципиально. Исследования показывают, что творческие выступления практически неотделимы от других социальных мотивов — они связаны с получением статуса и приобретением партнеров, особенно для мужчин (именно поэтому мужчины хвастаются гораздо больше, чем женщины, которые ничуть не менее талантливы, но менее хвастаются своими способностями). Это).

Есть и другие интеллектуально привлекательные особенности обновленной пирамиды, о которых я расскажу позже. Например, новая структура выделяет три важных уровня анализа, которые были размыты или проигнорированы Маслоу: эволюционная функция, развитие и непосредственные связи между мотивами и социальной средой. Важно отметить, что мотивы в новой пирамиде не складываются, как в пирамиде Маслоу. Вместо этого новая пирамида изображает более поздние развивающиеся цели, которые перекрываются с более ранними развивающимися целями, а не полностью заменяют их.

Для получения дополнительной информации см. исходную статью, которая была опубликована вместе с несколькими комментариями известных психологов-исследователей (некоторые из которых, такие как Джон Барг, Соня Любомирски, Крис Петерсон и Джош Акерман, по совпадению, также являются блогерами журнала Psychology). Сегодня ).

Чтобы ознакомиться с некоторыми исследованиями, подтверждающими эти идеи, перейдите по трем ссылкам ниже.

Блоги по теме:

Оцените себя по новой мотивационной пирамиде. Новая шкала измеряет индивидуальные различия в фундаментальных мотивах.

Чем самореализация отличается от смысла жизни?

Нужно ли быть эгоцентричным, чтобы реализовать себя?

Ссылки

Ackerman, J.M., & Bargh, J.A. (2010). Целеустремленная жизнь: комментарий к Kenrick et al. (2010). Перспективы психологической науки, 5, 323–326.

Кенрик, Д.Т., Грискявичюс, В., Нойберг, С.Л., и Шаллер, М. (2010). Обновление пирамиды потребностей: современные пристройки, построенные на древнем фундаменте. Перспективы психологической науки, 5 , 292–314.

Кесебир, С., Грэм, Дж., и Ойши, С. (2010). Теория человеческих потребностей должна быть ориентирована на человека, а не на животных: Commentary on Kenrick et al. (2010). Перспективы психологической науки, 5, 315–319.

Любомирский С. и Бем Дж.К. (2010). Человеческие мотивы, счастье и загадка отцовства: комментарий к Kenrick et al.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *