Пирамида потребностей Маслоу. Применение в жизни и маркетинге
Пирамида Маслоу — это модель, которая последовательно представляет все человеческие потребности, от простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням. При этом стремление к возвышенным потребностям возникает только тогда, когда человек удовлетворит низшие.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он в такой ситуации будет тратить много времени и сил на саморазвитие. Но если человек уже обеспечил себя питанием и проживанием, то у него возникает мотивация добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
- Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые необходимы для нормального существования организма.
- Безопасность. Далее возникает желание стабильности, стремление защитить себя от внешних угроз.
- Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
- Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих достижений.
- Самоактуализация. На самом высоком уровне у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей было опубликовано в 1975 году в учебнике У. Стоппа. С тех пор схему используют неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу, или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее отображаются более узкие следующие уровни:
- Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
- Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
- Принадлежность и любовь.
- Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
- Познание (получение знаний, умений и навыков).
- Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
- Самоактуализация (реализация способностей).
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Люди по-прежнему нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви. А вот далее на первый план выходят репродуктивные цели: сохранение отношений, поиск подходящего партнёра и воспитание детей. Самоактуализация объединена с признанием. При этом учёные отмечают, что потребности порой смещаются и взаимозаменяются.
Обновленная пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии.
Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — сильнее нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу объяснял особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в социологических исследованиях, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика пирамиды Маслоу
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными.
Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
- «Дефицитарные» (низшие). Это потребности, обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
- «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории. Это помогает узнать, какие потребности наиболее выражены у выбранной ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы узнаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят 24/7», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости потребностей аудитории и отследить динамику изменений. В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У людей действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для реального решения конкретных задач лучше использовать точные инструменты.
Главные мысли
Пирамида Маслоу в работе и бизнесе
Вернуться к списку постов
Теги: Пирамида Маслоу теория Маслоу в маркетинге колл-центру Руководителю
3 октября 2022
Особенность классических или базовых инструментов — их актуальность во все времена и применимость для разных сфер жизни.
Содержание
В этой статье:
Пирамида Маслоу: что это, откуда и в чём суть
В 1943 году в статье «Теория мотивации человека» американский психолог Абрахам Маслоу предположил, что принимая решение, человек опирается на иерархию психологических потребностей. В своей первоначальной статье и последующей книге 1954 года «Мотивация и личность» Маслоу предположил, что основу поведенческой мотивации человека составляют пять основных потребностей.
В теории Маслоу группы потребностей расположены в форме пирамиды: базовые нужды — у основания, нематериальные нужды — ближе к вершине. Человек может перейти к удовлетворению потребностей более высокого уровня только когда удовлетворены его основные потребности. Без крыши над головой, еды и сна, человека мало интересуют уважение от окружающих и вопросы вдохновения.
Преимущества и недостатки теории Маслоу
Простота для понимания | Невозможно измерить уровни |
Даже неспециалист может понять и применить эту теорию, переложить на свой опыт. Ведь все мы проходим ту или иную стадию пирамиды потребностей в течение жизни. | Теорию нельзя проверить эмпирически. Как понять, когда удовлетворен один уровень потребности и что можно переходить к потребностям следующего уровня? |
Объясняет человеческую природу Теория раскрывает основные мотивы человека и почему невозможно «перепрыгнуть» уровни. | Не учитывает разность культур Понятия «самоуважение» и «безопасность», имеют разную интерпретацию в культурах по всему миру. По этой причине исследователям трудно измерить эти потребности или обобщить их для всех стран. |
Применимость в разных сферах Теорию можно использовать в работе с людьми: продавая им, управляя ими, создавая что-то для них. |
Пирамида Маслоу и управление персоналом
Прежде чем человек сможет полностью раскрыть свой потенциал, необходимо удовлетворить физиологические потребности (питание, здоровье), потребности в безопасности (кров, стабильность) и социальные (дружба, принадлежность).
Эти же принципы применимы и к бизнесу. Лучший способ поддержать и раскрыть своих сотрудников начинается с понимания того, что их мотивирует. Собрали несколько идей, как поощрять и поддерживать вовлечённость сотрудников на каждом этапе их карьеры.
Выпускники = физиологические потребности
Молодые люди, которые только вышли из стен альма-матер, в начале карьеры больше всего сосредоточены на удовлетворении основных потребностей: оплата жилья, расходы на проживание и кредиты за обучение (если были).
Как поддержать этих сотрудников: справедливая оплата труда, не ниже рынка, и их страсть к работе не будет иметь себе равных. Прибавки к зарплате и бонусы особенно мотивируют выпускников — каждая мелочь помогает строить новую жизнь и жить её на полную.
Специалисты = потребность в безопасности
Сотрудники, которые уже несколько лет работают в своей отрасли и готовятся к новому этапу жизни: приобретение жилья и создание семьи. Чтобы проявить себя с лучшей стороны, они должны чувствовать себя в безопасности на работе.
Как поддержать сотрудников этого уровня: важны стабильная оплата труда, активное признание достижений, вклад в развитие, работа на дому, гибкий график и щедрая медицинская страховка. С каждой похвалой и новым обучением сотрудник будет чувствовать себя более уверенным в том, что компания намерена удержать его. А это даёт чувство безопасности.
Середина карьеры = потребность в принадлежности
Сюда относятся сотрудники, которые наработали свою ценность как эксперта. Они гордятся личными и профессиональными достижениями, уровнем знаний, который побуждает других сотрудников обращаться к ним за советом.
Как поддерживать таких сотрудников: повышения, признание достижений. Из профессионалов третьего уровня получаются отличные менеджеры среднего звена. Поскольку они по-прежнему близки с коллегами на первом и втором уровнях, они являются идеальным связующим звеном между рядовыми сотрудниками и высшим руководством.
Пик карьеры = потребность в признании и уважении
Когда сотрудник находится на пике карьеры, материальных стимулов уже недостаточно. Такие сотрудники выполняли почти всю работу в организации, все поручения руководства, и теперь хотят встать у руля. Они заслужили место за столом.
Как поддержать этих сотрудников: дать им роль лидера, вовлечение в процессы принятия решений. Такие сотрудники не только обладают профессиональными способностями, но повышенным уровнем мотивации. Поэтому, если дать им возможность принимать решения и руководить командой, то результат будет наилучшим.
Предпенсионный возраст = потребность в самоактуализации
После 30 с лишним лет работы в отрасли, у сотрудника часто есть внушительный список достижений и самое главное — глубокие знания в профессии.
Как поддержать этих сотрудников: возможности наставничества других с помощью личного коучинга, выступлений, тренингов и т. д. Привлекайте их к планированию преемственности.
Теория Маслоу в маркетинге
Маркетинг становится всё более персонализированным, поэтому получить доступ к мотивам клиента становится важнее, чем когда-либо. Здесь и помогает иерархия потребностей Маслоу.
Сегментация
Способность эффективно адресовать рекламные кампании к одной из пяти потребностей — ключевой фактор, который влияет на потенциальный успех. Услуги — например, индивидуальный пошив одежды — могут быть успешно проданы тем, кто находится на четвертом или пятом уровне иерархии Маслоу, потому что этими людьми движет потребность в повышении самооценки и полной реализации своего потенциала. Та же маркетинговая кампания не сработает на людях, которые находится на первом уровне пирамиды. Так, пирамида Маслоу помогает в сегментации клиентов. Вы знаете, какие болевые точки, нематериальные желания, побуждают клиентов разного уровня совершать покупки.
Презентация предложения
Возникает вопрос: «Как использовать эту теорию, если продукт подходит для потребителей разных уровней?». Поставьте себя на место потребителя и подумайте над ответами на эти вопросы:
- Как использование продукта/услуги влияет на физиологические потребности: питание, жильё, сексуальное поведение?
- Как использование продукта/услуги влияет на личную безопасность?
- Как использование продукта/услуги положительно влияет на положение в обществе? Может продукт даёт доступ к особым социальным кругам?
- Как использование продукта/услуги положительно влияет на мнение других о пользователе?
- Повлияют ли использование продукта/услуги на чувство самореализации?
Ответы на эти вопросы помогут определить способы продвижения на рынок для потребителей с разными уровнями потребностей.
Также для потребителей с разными уровнями потребностей нужны разные сообщения о продукте. Предположим, человек получил повышение по службе и хочет приобрести машину премиум-класса. Клиент пытается удовлетворить потребность в самореализации, а машина — это символ статуса, который принесёт ему уважение в новом окружении. С другой стороны, тому, кто живет от зарплаты до зарплаты и только что получил новую работу, просто нужен способ передвижения, на который можно положиться.
Бренды и реклама, иллюстрирующие каждый уровень
Физиологические потребности. Яндекс.Еда
Посыл рекламы Яндекс.Еда — с помощью приложения голод клиента будет удовлетворён в самые короткие сроки.
Источник: moskva.beeline.ruБезопасность. Вольво
Физическая безопасность про защиту от опасных ситуаций или рисков для здоровья и болезней. Реклама Volvo как раз транслирует безопасность.
Источник: muizre.ruПричастность. Coca-Cola
Реклама Coca-Cola демонстрирует любовь и заботу между людьми. Coca-Cola транслирует, что может объединять людей. И вместе будет вкуснее!
Источник: Coca-Cola РоссияУважение и признание. Dove
Стремление человека к признанию, престижу и уважению связано с его потребностью в самоуважении. Маркетинг Dove доносит сообщение, что женщины красивы, такими, какие они есть и не нужно гнаться за безупречностью.
Источник: novochag.ruСамоактуализация. Тесла
Источник: php.ruВладение Tesla (или акциями Tesla) в последние годы «актуализировало» многих людей: транслируют ощущение супер крутости и экологичности.
Как видно из примеров, при маркетинге продукта теория Маслоу — важный инструмент. Естественно, как и все теории, она имеет свои ограничения. Но всё же помогает сегментировать потребителей и доносить рекламные сообщения нужным образом.
Теги: Пирамида Маслоу теория Маслоу в маркетинге колл-центру Руководителю
3 октября 2022
Вернуться к списку постов
Популярные посты:
Работа с возражениями «Дорого» и «Нам ничего не надо»
Теги: скрипт , продажи , Холодные звонки
Как преодолеть страх холодных звонков
Теги: скрипт , продажи , Холодные звонки
Как правильно составить вакансию менеджера по продажам. Пример вакансии.
Теги: поиск сотрудника , отдел продаж
Пирамида потребностей А.Маслоу
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (need theory) или теория иерархии (hierarchy theory)[1]. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность» (Motivation and Personality)[2].
Анализ человеческих потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — весьма известная работа Абрахама Маслоу, знаменита больше под названием «Пирамида потребностей Маслоу». Хотя сам автор никаких пирамид никогда не рисовал. Тем не менее, иерархия потребностей, изображенная в виде пирамиды, стала весьма популярной моделью мотивации личности в США, Европе и России. В большей степени её используют менеджеры и маркетологи.
Теория иерархии потребностей
Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании — физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью — достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них». Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей — основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество — это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса. Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.
Ступени (снизу вверх):
1. Физиологические
2. Безопасность
3. Любовь/Принадлежность к чему-либо
4. Уважение
5. Познание
6. Эстетические
7. Самоактуализация
Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
(низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
(высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Иерархия потребностей Маслоу в реальной жизни
Рост
Норберт Хайрс
• 6 мин чтения
Иерархическая пирамида Маслоу неправильно понята, неправильно истолкована, многими считается устаревшей и нуждается в расширении в соответствии с заметками ее создателя, тем не менее, она может легко объяснить основные источники нашей мотивации и подоплеку наших действий.
Иерархия потребностей Маслоу дает нам инструмент для изучения не только идей, стоящих за нашими собственными решениями, но и факторов, мотивирующих других.
Однако учебники, журналы по менеджменту и корпоративное обучение придают слишком большое значение этому научно недоказанному инструменту, поэтому у многих из нас активируется детектор чуши, когда мы много раз видим знаменитую модель американского психолога в виде египетской пирамиды в презентации PowerPoint. .
Изучение и применение пирамиды Маслоу может помочь мотивировать себя и других и может быть полезно при постановке целей, планировании и расстановке приоритетов.
В дополнение к объяснению Маслоу иерархии потребностей, вы можете прочитать о неправильно понятых и неверно истолкованных выводах пирамиды и ограничениях инструмента.
Что такое иерархия потребностей Маслоу?
Иерархия потребностей Маслоу — это мотивационная теория, которая объединяет потребности человека на пяти уровнях. Различные уровни потребности часто изображаются в виде пирамиды. Отсюда теория и получила свое название.
Популярная мотивационная модель названа в честь психолога Абрахама Маслоу, который резюмировал свои взгляды в статье 1943 года в The Theory of Human Motivation. Согласно Маслоу, удовлетворение наших потребностей мотивирует наши действия, а наши потребности можно разделить на категории.
Согласно оригинальной теории Маслоу, потребности образуют иерархию. Чтобы попасть на более высокие уровни потребностей, необходимо сначала удовлетворить более низкие уровни
(мнение Маслоу по этому поводу также изменилось с момента публикации исходной статьи, мы вернемся к вопросу в статье).
Во избежание лженауки стоит отметить, что выводы пирамиды Маслоу не подтверждены научными исследованиями. Пирамида — это идея, основанная на наблюдениях, а не на научной теории.
Уровни пирамиды Маслоу
Хотя Абрахам Маслоу никогда не рисовал пирамиду, корпоративный консультант, искавший эффектный иллюстративный инструмент для своей презентации, сделал теорию широко известной благодаря пирамидальному представлению иерархии потребностей Маслоу.
Модель изначально разделяла потребности на пять уровней, но, детализировав и расширив уровни, мы теперь можем говорить о нескольких уровнях. Нижние уровни — это так называемые дефицитные потребности, а затем, приближаясь к вершине пирамиды, мы обнаруживаем потребности, основанные на росте.
В то время как потребности дефицита проистекают из отсутствия основных потребностей человека (еда, здоровье, безопасность) и стремятся удовлетворить их на каком-то уровне, потребности роста начинаются не с нехватки чего-то, а с желания человека для разработки.
Традиционная интерпретация иерархии потребностей Маслоу:
- Физиологические потребности
- Потребности в безопасности
- Любовь, необходимость приходить где-то
- Необходимость распознавания
- Эстетические потребности
- . Самопревосхождение
Физиологические потребности
Внизу пирамиды Маслоу находятся наши самые основные потребности для выживания. Под физиологическими потребностями мы подразумеваем все элементы, без которых человеческий организм не функционировал бы, а при его отсутствии стал бы единственным средоточием наших мыслей и усилий.
Еда, питье, воздух, адекватная температура, сон, одежда входят в число первых уровней иерархии потребностей.
Потребность в безопасности
Люди любят порядок, предсказуемость и контроль над своей жизнью, говорит Маслоу. Потребности в безопасности означали пещеру для доисторического человека, обеспечивающую убежище от неопределенности погоды, нападений животных и полчищ врагов.
Сегодня безопасность может означать наше состояние здоровья, нашу физическую безопасность или, например, нашу финансовую безопасность.
В то время как в доисторические времена пещера покрывала большую часть потребностей безопасности, сегодня в дополнение к жилью социальные сооружения, такие как полиция, больницы, школы или даже пенсионная система, считаются потребностями безопасности.
Потребность в любви и принадлежности к чему-либо
После удовлетворения базовых дефицитных потребностей пирамида Маслоу принимает социальное направление. Чувство принадлежности к чему-либо может быть удовлетворено человеческими отношениями, семьей, друзьями и различными сообществами.
Третий уровень включает поведенческие модели и явления, такие как дружба, доверие, принятие и командный дух.
Принятие и любовь к другим — это важная эмоциональная потребность, которая помогает предотвратить и преодолеть такие проблемы, как одиночество, депрессия и тревога.
Потребность в признании
Четвертый уровень иерархии потребностей теперь включает не только потребность в принятии, но и потребность в признании.
Маслоу различает стремление к признанию по двум категориям:
- Самоуважение: самоуважение, достоинство, независимость
- Завоевание уважения окружающих: статус, престиж, популярность, признание
Потребность в признании особенно важна для детей и всех, кто не но иметь достаточное самопознание и самооценку.
Познавательные потребности
Стремление к знаниям, жажда знаний, открытие неизведанного представляет собой следующий уровень пирамиды Маслоу. Некоторые типологии обсуждают познавательные и эстетические потребности в рамках самореализации.
Однако в век безграничной информации и работников умственного труда стоит обратить особое внимание на наше отношение к информации.
Эстетические потребности
Потребность в красоте, порядке, чистоте и непорочности. Один из высших уровней иерархии потребностей.
Самореализация
Благодаря самореализации мы можем стать личностью, которая максимально использует свои способности и в полной мере использует имеющиеся у него или нее возможности.
В своем первоначальном исследовании 1943 года Абрахам Маслоу считал самореализацию вершиной иерархии потребностей, но в его более поздних работах и заметках мы уже можем прочитать о коррекции пирамиды Маслоу и новом уровне.
Новый пик справедливо забыт большинством исследователей, так как Маслоу не опубликовал о нем в крупном научном журнале, а его обсуждение отстало со смертью психолога.
Самотрансценденция
«Трансцендентность относится к самым высоким и наиболее всеобъемлющим или целостным уровням человеческого сознания, действующему и относящемуся скорее как цель, чем как средство, к самому себе, к значимым другим, к человеческим существам в целом, к другим видам, к природе и к космосу.» — Абрахам Маслоу
Спустя почти тридцать лет после изложения теории иерархии потребностей, в последние годы своей жизни Маслоу занимался самопреодолением, которое он описал как недостающий элемент своей теории, вершину пирамиды.
Так почему бы нам не говорить о самопревосхождении как части оригинальной пирамиды Маслоу?
Потому что трансценденция вызывает фундаментальные духовные проблемы, которых психологи все еще опасаются. Кроме того, пирамида Маслоу сама по себе является управленческим клише, описывающим, что необходимо сделать, чтобы мотивировать ЛИЧНОГО человека с помощью простых для понимания уровней. Трудная для интерпретации духовная концепция, выходящая за рамки личности, просто разрушила бы простоту пирамиды Маслоу.
В то же время самопреодоление можно также рассматривать как ответ на частую критику иерархии потребностей. По мнению критиков пирамиды Маслоу, модель бесконечно эгоистична , имеет дело исключительно с индивидом, а также рассматривает отношения индивида к обществу с точки зрения индивида. Введение состояния за пределы индивидуума обезоружило бы саму эту критику, так что мотивация нового уровня более чем подозрительна.
Основная критика иерархии потребностей Маслоу
- Пирамида основана на особенностях и ценностях англосаксонской культуры, поэтому она практически не применима к обществам различных культур .
- Модель не учитывает различий между индивидуумами или разных предпочтений на разных этапах жизни. Все мотивированы по-разному, и у всех разное отношение к разным потребностям, и это может даже меняться со временем.
- Пирамида Маслоу на самом деле не пирамида. Уровни нельзя рассматривать как перекрывающиеся потребности, поскольку иногда мы готовы пожертвовать потребностями более низкого уровня ради цели более высокого уровня. Подумайте о бесчисленных голодающих поэтах, которые ставили самореализацию выше своих физиологических потребностей.
Иерархия потребностей Маслоу — это упрощающая модель, которая может помочь нам понять мотивацию себя и других.
Пирамида — это не простое решение, которое может быть применено ко всем, но оно наглядное и простое, поэтому его использует так много людей.
Используйте версию пирамиды 1943 года или расширенную модель, но не забывайте об ее ограничениях и искажающих обобщениях!
У вас есть мнение о пирамиде Маслоу? Добавьте свой комментарий! Заинтересованы в подобном контенте для самосовершенствования? Подпишитесь на рассылку!
Наконец, некоторые часто задаваемые вопросы о теории потребностей Маслоу:
Что означает мотивация?
Мотивация — это не что иное, как общая готовность действовать для достижения чего-либо.
Что такое потребности человека?
У каждого живого существа есть потребности — предпосылки для выживания или процветания, — которые необходимо удовлетворить. Основные потребности связаны с выживанием человека, а другие потребности связаны с улучшением качества жизни.
Что означает иерархия?
Иерархия — это система зависимостей, в которой люди или вещи классифицируются по определенным признакам с указанием отношения подчиненности между ними.
Иерархия потребностей Маслоу — теории обучения
• Гуманистические теории, теории мотивации • 1
Иерархия потребностей Маслоу (часто представляемая в виде пирамиды с пятью уровнями потребностей) — это мотивационная теория в психологии, которая утверждает, что, хотя люди стремятся удовлетворить основные потребности, они стремятся последовательно удовлетворить более высокие потребности в форме пирамиды.
Содержание Участники
Основные концепции
Ресурсы и ссылки
Авторы
- Абрахам Маслоу (1908 – 1970)
Ключевые концепции
Абрахам Х. Маслоу считал, что теории обусловливания неадекватно отражают сложность человеческого поведения. В статье 1943 года под названием «Теория мотивации человека» Маслоу представил идею о том, что человеческие действия направлены на достижение цели [1] . Любое заданное поведение может удовлетворять нескольким функциям одновременно; например, поход в бар может удовлетворить потребность в самоуважении и социальном взаимодействии.
Иерархия потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу часто представлялась в виде иерархической пирамиды с пятью уровнями. Четыре уровня (потребности более низкого порядка) считаются физиологическими потребностями, а верхний уровень пирамиды считается потребностями роста. Потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены, прежде чем потребности более высокого порядка смогут влиять на поведение. Уровни следующие (см. пирамиду на рисунке 1 ниже).
- Самоактуализация – включает нравственность, творчество, решение проблем и т. д.
- Уважение – включает в себя уверенность, самоуважение, достижения, уважение и т. д.
- Принадлежность – включает любовь, дружбу, близость, семью и т. д.
- Безопасность – включает безопасность окружающей среды, занятости, ресурсов, здоровья, имущества и т. д.
- Физиологические – включают воздух, пищу, воду, секс, сон, другие факторы, влияющие на гомеостаз и т. д.
Рис. 1. Иерархия пирамиды потребностей Маслоу.
Потребности в депривации
Первые четыре уровня считаются потребностями дефицита или депривации («D-потребности») в том смысле, что их неудовлетворенность вызывает дефицит, мотивирующий людей удовлетворять эти потребности. Физиологические потребности, самый низкий уровень в иерархии, включают в себя такие потребности, как воздух, пища и вода. Они, как правило, удовлетворяются для большинства людей, но становятся преобладающими, когда их не удовлетворяют. Во время чрезвычайных ситуаций на первый план выходят такие потребности в безопасности, как здоровье и безопасность. Как только эти два уровня удовлетворены, становятся важными потребности в принадлежности, такие как любовь и интимные отношения или близкая дружба. Следующий уровень, потребность в уважении, включает в себя потребность в признании со стороны других, уверенности в себе, достижениях и самоуважении.
Потребности роста
Высший уровень — самореализация или самореализация. Поведение в этом случае движимо и мотивировано не недостатками, а стремлением к личностному росту и потребностью стать всем тем, чем человек способен стать [2][3] .
Критика
Будучи полезным руководством для общего понимания того, почему учащиеся ведут себя так, а не иначе, и для определения того, как обучение может быть затронуто физиологическими недостатками или недостатками безопасности, Иерархия потребностей Маслоу имеет свою долю критических замечаний. Некоторые критики отмечают неясность в том, что считается «недостатком»; то, что является недостатком для одного, не обязательно является недостатком для другого. Во-вторых, часто встречаются различные исключения. Например, некоторые люди часто рискуют собственной безопасностью, чтобы спасти других от опасности.
Дополнительные ресурсы и ссылки
Ресурсы
- Иерархия потребностей: теория мотивации человека: классическая публикация Маслоу — возможно, необходимая литература для студентов-психологов, преподавателей и специалистов.
- «На пути к психологии бытия: расцвет человека» — полезная книга, которая поможет вам понять, как достичь самореализации (иногда называемой «потоком» или «позитивной психологией». Одна из лучших работ Маслоу. ).
Каталожные номера
- Маслоу, А. Х. (1943). Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50(4), 370.
- Маслоу, А. Х., Фрагер, Р., и Кокс, Р. (1970). Мотивация и личность (Том 2, стр. 1887-1904). Дж. Фадиман и К. Макрейнольдс (ред.). Нью-Йорк: Харпер и Роу.
- Маслоу, А. Х. (2013). К психологии бытия. ООО «Старт Паблишинг».
Получите электронную книгу с резюме по теории обучения!
Хотите получить удобную электронную книгу PDF без рекламы с обзорами и руководствами на этом сайте?
Загрузите официальную электронную книгу Learning Theories In Plain English (том 1 из 2) мгновенно
39,95 $ 9,95 $!
Получить электронную книгу
Скидка на премиум-членство!
Новогодняя акция: Скидка 30% на премиум-членство!
Станьте подписчиком Premium , чтобы получить полный доступ, функцию печати, удаление всей рекламы, бесплатную пожизненную загрузку и обновления для всех электронных книг и контента. Гораздо дешевле учебника!
Используйте код скидки: THIRTYOFF , чтобы получить скидку 30% на подписку Premium. Цены снова поднимаются после конца месяца!
Срок действия предложения истекает 30 сентября 2022 г.
Для получения других полезных ресурсов посетите Игры для вечеринок , How Do You Play , Групповые игры и Ледоколы для бесплатных руководств и идей для занятий.
Также ознакомьтесь с дизайном образовательных игр, руководствами EdTech и отличными групповыми играми.
Полезные загрузки
Теории обучения на простом английском, том. 1 из 2
Краткое изложение теорий обучения на веб-сайте Learning-Theories.com в виде электронной книги, удобно организованной в один файл PDF, который вы можете распечатать и использовать для своих статей или заданий.
9,95 долл. СШАТеории обучения на простом английском, том. 2 из 2
Получите официальную электронную книгу Learning Theory in Plain English, том 2 из 2. Эта электронная книга содержит вторую половину руководств и резюме.
8,95 $Лучшие ледоколы Том. 1
Электронная книга лучшего руководства по ледокольной деятельности с подробными пошаговыми инструкциями, шаблонами и многим другим. Только лучшие ледоколы для занятий. Отлично подходит для создания командной работы и помогает студентам лучше узнать друг друга! 63 страницы.
6,94 $Отличные групповые игры! Руководство по активности
Пошаговые инструкции к лучшим групповым играм, занятиям и ледоколам. Рекомендуется для студентов, лагерей, корпоративных встреч, семейных встреч и многих других мест. Более 300 страниц в файле PDF для печати и БЕЗ рекламы!
5,95 $Теории обучения Печатные карточки для изучения
Хотите быстрый способ запомнить и изучить теории обучения? Получите печатные карточки для изучения теорий обучения! Набор из 80 карточек с теориями и моделями обучения. Цветовая маркировка по категориям, готовые к печати в двойном размере. Приблизительно 9 карточек на печатном листе (18 листов, лицевая и оборотная стороны). Отличный инструмент для учебы!
1,97 $
Иерархия мотивационных потребностей Маслоу
Абрахам Маслоу в 1943 году разработал иерархию потребностей, которая плодотворно объясняет мотивацию, в статье под названием «Теория мотивации человека». Позже он опубликовал книгу под названием «Мотивация и личность», в которой упомянул, что для мотивации людей важны многочисленные потребности. Это было названо в его честь как иерархия потребностей Маслоу в мотивации.
Мотивация — это термин, используемый для описания потребности или желания, которые стимулируют и управляют поведением. Иерархия потребностей Маслоу — одна из известных теорий, объясняющая, как мы мотивируемся что-то делать.
Иерархия потребностей Маслоу. Объяснение
Согласно Маслоу, у каждого человека в разные периоды жизни был свой набор потребностей. Он сказал, что все потребности человека можно расположить в иерархии. Говорят, что каждый человек движется по иерархии, удовлетворяя потребности каждого уровня. Некоторые люди могут иметь доминирующие потребности на определенном уровне и, таким образом, никогда не перемещаться по всей иерархии.
Уровни представлены в виде треугольника или пирамиды с самыми большими и фундаментальными уровнями потребностей на нижнем ярусе, а потребностью в самореализации наверху. Согласно Маслоу, физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности и потребности в уважении — это потребности в дефиците или D-потребности, которые возникают из-за депривации. Самый высокий уровень пирамиды называется потребностями роста или B-потребностями.
Маслоу также упомянул, что мы можем удовлетворить 2 или более потребностей одновременно. Например, если человеку нужна финансовая поддержка, он может обратиться за помощью к своей семье или друзьям. Таким образом, его потребности в принадлежности и безопасности удовлетворяются одновременно.
Различные потребности, описанные в иерархии потребностей Маслоу, могут быть субъективными, но порядок не обязательно фиксирован. Например, люди работают в течение долгих часов без полного удовлетворения своих физиологических потребностей (еда или вода).
Физиологические потребности: Это основные биологические потребности, такие как голод и жажда. Эти потребности лежат в основании пирамиды. Эти потребности необходимы для выживания. Например, воздух, тепло, вода, пища, кров и сон. Если эти потребности не удовлетворяются, люди могут заболеть и в экстремальных обстоятельствах умереть.
Потребности в безопасности: Это потребность быть физически здоровым и невредимым. Они приходят чуть выше физиологических потребностей. Например, политическая безопасность, страховые полисы, безопасность на рабочем месте. Если эти потребности удовлетворяются надлежащим образом, человек может чувствовать себя в безопасности в своем мире. Если эти потребности не удовлетворяются, это может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР) и другим нарушениям психического здоровья. Человек также может быть физически небезопасным, если эти потребности не удовлетворяются должным образом.
Потребность в принадлежности и любви: Это потребность давать и получать любовь и быть принятым. Они приходят после потребности в безопасности. Например, дружба, семья, отношения с коллегами, социальные группы. Эти потребности могут быть удовлетворены с помощью встреч в колледже, семейных посиделок, пикников, свиданий или участия в социальной группе. Эта потребность полезна во время стресса и давления.
Например, Рейя живет отдельно от своей семьи из-за смены места работы. Раньше она чувствовала себя одинокой. Теперь она сформировала группу с людьми с ее работы, что помогает ей чувствовать себя лучше, чем раньше. Если эти потребности не удовлетворяются должным образом, человек может впасть в депрессию или тревогу. Он или она может столкнуться с одиночеством и неуравновешенным психическим здоровьем.
Потребность в уважении: Это потребность в компетентности и достижениях. Они приходят после потребности в принадлежности и любви. Например, награды, награды, сертификаты, акции, почетные упоминания. Важно, чтобы наши коллеги, друзья и семья уважали и чувствовали себя уважаемыми. Маслоу показал, что уважение и восхищение других — это потребность в уважении более низкого уровня, а уважение, которое мы испытываем к себе, — потребность в уважении более высокого уровня. Это называется более высоким уровнем, потому что вы всегда являетесь единственной константой в своей жизни, поэтому самоуважение важно для комфортного выживания. Если эти потребности не удовлетворяются, человек может чувствовать себя бесполезным и недооцененным и испытывать из-за этого чувство грусти.
Потребности в самореализации: Это потребность полностью реализовать свой потенциал. Он находится на вершине пирамиды иерархии потребностей и не каждый может достичь его. Маслоу считал, что эта потребность возникнет, когда будут удовлетворены все другие потребности более низкого уровня.
В основном это относится к тому, что мы должны делать. Это может быть воодушевление других или достижение чего-то огромного в одиночку. По Маслоу, люди, достигшие этой потребности, креативны и проявляют самопринятие. Он проводил эксперименты на тематических исследованиях людей и истории их жизни, которые, как он обнаружил, самореализуются. Затем он назвал некоторые общие характеристики самоактуализирующихся людей. Маслоу упомянул, что Авраам Линкольн, Мать Тереза и другие достигли этого уровня.
Им комфортно со своими ограничениями и ограничениями других. У них нет необходимости зависеть от внешних сил или властей, чтобы они давали им направление, поскольку они независимы. Они способны формировать значимые отношения и глубоко ценят жизнь и ее опыт. Некоторые реальные примеры самоактуализирующихся людей включают Альберта Эйнштейна, Уильяма Джеймса и Джейн Адамс. Если эта потребность не удовлетворена, человек может чувствовать себя неудовлетворенным своей жизнью.
Расширенная иерархия потребностей
Первоначальная версия модели иерархии потребностей Маслоу включала 5 потребностей, а именно физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации. Позже Маслоу включил в свою модель некоторые дополнительные потребности. Он добавил познавательные потребности, эстетические потребности и потребность в трансцендентности.
Познавательные потребности включают потребность в знаниях и любознательность.
Например, Стейси интересно решать очень сложные задачи по алгебре. Эти проблемы она решает в свободное время.
Эстетические потребности включают потребность в красоте и признании.
Например, Тия хочет составить свой гардероб таким образом, чтобы он выглядел сбалансированным и красивым.
Потребности в трансцендентности включают потребность в смысле за пределами себя.
Например, Ким хочет отправиться в путешествие в Гималаи в одиночку, чтобы исследовать это место и найти в нем какой-то смысл.
Потребности дефицита и роста
Все вышеперечисленные иерархии потребностей можно разделить на 2 типа: потребности дефицита или потребности низшего порядка и потребности роста или потребности более высокого порядка. Первые четыре потребности относятся к дефициту или D-потребностям, а остальные верхние относятся к росту или B-потребностям.
Дефицитные потребности возникают в результате депривации. Чем дольше отрицаются дефицитные потребности, тем сильнее стремление к их удовлетворению.
Например, Джейк сегодня забыл в школе свою бутылку с водой. У него был очень напряженный день, насыщенный занятиями, и он не мог пить воду в течение многих часов. К тому времени, когда он добрался до дома, его потребность в питьевой воде была чрезвычайно сильной.
Потребности роста, с другой стороны, возникают из стремления стать лучше как личность. Эти потребности продолжают оставаться постоянными или усиливаются даже после удовлетворения. Человек может достичь уровня самореализации, если потребности роста полностью удовлетворены.
Например, Тина работает профессионалом. Она также художник и считает, что рост и развитие могут происходить в любом возрасте. Недавно она закончила 12-часовую работу, которая получила широкое признание. Возможно, она была бы в состоянии сделать это, учитывая, что ее потребности более низкого уровня удовлетворялись удовлетворительно.
Research Study
Исследование, проведенное Джоном Паттоном и его коллегами, проанализировало взаимосвязь между переменными потребности дефицита (физиологические потребности, потребность в безопасности, любви) и переменными потребности роста (успеваемость в учебе).
Многие дети испытывают дефицит потребностей, поэтому это исследование может помочь понять взаимосвязь между этими переменными и максимизировать результаты обучения.
Эксперимент
Выборка для исследования состояла из 390 экономически ограниченных учащихся из более чем 40 школ в США. Потребности в дефиците измерялись факторами, полученными из опросов родителей, а потребности роста оценивались с использованием факторов, полученных из опроса родителей, и результатов опроса родителей. Индивидуально проводимый нормативный тест достижений.
Наблюдение
Опрос родителей состоял из 81 вопроса, ответы на которые давались в формате ответов по 4-балльной шкале Лайкерта. Варианты ответов по каждому пункту варьировались от «полностью согласен» до «полностью не согласен». Результаты показали положительную связь между потребностями дефицита и потребностями роста.
Здоровье и стоматологическая помощь (что является потребностью в безопасности) оказалось фактором, который в наибольшей степени связан с результатами достижений (что является потребностью роста).
Результат
Это исследование предоставляет доказательства теории Маслоу в том смысле, что академический прогресс (потребность роста) может быть достигнут за счет улучшения дефицитных потребностей, таких как безопасность и принадлежность.
Применение теории Маслоу
Теория Маслоу очень широко используется для объяснения мотивации. Его можно применять в различных сферах жизни. Например, его можно использовать на рабочих местах, чтобы заботиться о сотрудниках и мотивировать их. Лидер может позаботиться о потребностях сотрудника в уважении, предоставляя вознаграждение за ценную работу. Иерархия потребностей также полезна для саморефлексии. Мы можем сесть и проверить, удовлетворяются ли все наши потребности, и перейти к самореализации.
Другое применение теории Маслоу — удовлетворение физиологических потребностей на рабочем месте. Доступ к надлежащей воде и пищевым ресурсам, комфортная температура и безопасный туалет необходимы для того, чтобы сотрудники чувствовали себя комфортно и обрели душевное спокойствие. О потребностях сотрудников в безопасности можно позаботиться, своевременно выплачивая заработную плату, что обеспечивает финансовую безопасность. Это также повышает мотивацию, поскольку сотрудники чувствуют себя в безопасности.
Потребность в сопричастности может быть удовлетворена на рабочем месте путем предоставления средств для тимбилдинга, комнаты отдыха, рабочих вечеринок и праздников, групповых проектов. Это также может повысить мотивацию к работе.
Помимо работы, эту теорию можно применять и в других сферах жизни. Если человек переживает кризис, он может обратиться за помощью к своей семье или друзьям. Потребность в принадлежности будет удовлетворена, и человек сможет справиться с этим лучше.
Критика
- Теория Маслоу имеет и определенные недостатки. Основное беспокойство вызывает то, как он собирал данные для формирования концепции самоактуализации. Он использовал биографии и труды нескольких человек, чтобы завершить свой анализ самоактуализации. Его сбор данных может быть предвзятым из-за его собственного мнения, а некоторые люди не похожи на все население, поэтому его нельзя обобщить на всех.
- Ограничения этой теории заключаются в том, что в разных культурах у людей может быть разная иерархия потребностей.
- Большинство людей, которых он изучал, были высокообразованными белыми мужчинами. Он изучил только несколько самок. Эта ошибка в сборе данных делает теорию менее применимой к женщинам, неграмотным и людям из неблагополучных семей.
- Другая критика заключается в том, что люди, у которых не удовлетворены их низшие потребности, все же могут удовлетворить свои высшие потребности. Например, Ван Гог, известный художник, жил в нищете, но сумел добиться самореализации через свое искусство.