Поддержка детской инициативы в доу по фгос – ѻ. , — .

Консультация (младшая группа) на тему: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности, через проектную деятельность в ДОУ»

«Расскажи – и я забуду»,

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

 

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности».

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для развития детской инициативности нужно:

1.Давать простые задания (снимать Страх «не справлюсь»), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:

— создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;

— выбор ребенком сотоварищей;

— обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
— формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
— создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
— предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: 
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. 
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. 
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

 

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого. Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Именно инициативность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.

Организация проектов, основанных на детской заинтересованности является наиболее эффективным методом развития познавательных способностей. Что же способствует личностному развитию человека? Одним из главных условий является поддержка активности личности и развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

Примером проекта, основанного на поддержке детской инициативы, может служить проект «Маленькие помощники».

Детей заинтересовал старый вянущий цветок с гниющими и засыхающими листьями в центре «природы». Перед детьми встал вопрос: «Что случилось с цветком?» и вследствие этого определилась проблема: «Что сделать, чтобы помочь растению?». Предположения детей: сухой, надо полить. После проверки выясняем, что земля влажная. Какая причина может быть ещё? Предположения детей: жарко, холодно, скучно, состарился.

После обсуждения каждого предположения выясняем, что фиалка наша действительно уже старая  и она погибает от старости.

Проблема: что делать? как помочь?

Цель: сохранить растение в группе.

Пути решения: предложения детей: купить другой.

Так как у нас нет денег, то первое предложение отпадает, решаем посадить сами.

Проблема: как это сделать?

Форма работы: задание на дом

: спросить родителей, поискать в интернете.

Цель: побуждать самостоятельно находить ответы и решения.

Предложения детей: посадить семечком (семенами), посадить листочки. После обсуждения решаем, что семян у нас нет, их нужно покупать, решаем использовать второй способ.

 Форма работы: показ с объяснением. (срезаем у старой фиалки нижние листочки, которые послужат черенками, помещаем их в воду)

Цель: дать детям наглядное представление о способе размножения черенкованием, побуждать участвовать в трудовых действиях.

-Пока черенок находится в воде, наверное он как-то будет меняться. Пройдёт много времени, и как бы нам не забыть, каким он был.

 Предложения детей:  сфотографировать (Но я сегодня забыла фотоаппарат дома, как быть, зарисовать.

Форма работы: рисование черенка в баночке с водой.(заранее нарисовать прозрачные баночки, а дети дорисовывают листок и воду.)

Цель: поддержать интерес к наблюдению.

Форма работы: беседа о том, что когда мы посадим нашу молодую фиалочку, она может одна заскучать.

Цель: подвести детей к самостоятельному решению того, что растению тоже нужны друзья.

Форма работы: задание на дом:  вместе с родителями дома поставить в воду черенки разных комнатных растений и наблюдать за ними, затем посадить их в землю. Нарисовать с родителями эти растения.

Цель: привлечь родителей к поддержанию интереса у детей к проекту, к совместной деятельности детей и родителей. Привлекать родителей участвовать в жизни группы, предоставить детям самостоятельность в выборе «друга» для фиалочки.

Форма работы: наблюдение с зарисовками изменений у черенка (появление корней)

Цель: поддерживать интерес, вызвать чувство ожидаемого переживания за будущий результат.

Форма работы: посадка черенка с корнями в землю, полив. Пополнение центра природы принесёнными детьми растениями.

Цель: дать детям почувствовать значимость их работы, увидеть результаты своего труда.

Форма работы: беседа о комнатных растениях. (спросить детей, что нужно цветам для нормального роста (свет, тепло, вода, воздух, земля, чтобы наша фиалка и её друзья- цветы не погибли (ухаживать за ними).

Цель: пополнить знания детей о растениях и их потребностях.

Форма работы: вопросы по определению работы в центре природы на будущее.

Цель: помочь осмыслить необходимость ухода за комнатными растениями и дежурства( с учетом возрастных особенностей) в центре природы.

-кто хочет помочь нашим цветам, ухаживать за ними, чтобы им у нас было хорошо?

-а вы знаете, как правильно это делать?

-чтобы никому не было обидно, ухаживать за цветами будут все по очереди. Дети, чья очередь подошла, будут называться дежурными в центре природы.

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Используемая литература:

Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.

Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.:   Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.

Использовала интернет ресурсы.

 

nsportal.ru

Методическая разработка на тему: Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

1 Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

2 Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.

3 ФГОС ДОУ в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.
Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

4 Целевые ориентиры  ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
  • способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности;
  • ребенок способен к волевым усилиям;
  • пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способен к принятию собственных решений.

5 Инициативность  определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Выделяют 4 сферы инициатив:

  1. творческая
  2. целеполагания и волевого усилия
  3. коммуникативная
  4. Познавательная

Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

6 Сферы инициативности ребенка

  • Творческая инициативность – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление.
    Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
    Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи.
    Познавательная инициатива – любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения.

7 Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:

1.Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом.

3.  В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения.

4. Общение (дети-дети, дети-родители).

5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.

8  Для поддержки детской инициативы необходимо:

  • Предоставлять  детям самостоятельность во все, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные мысли и замыслы;
  • Отмечать и приветствовать даже минимальны успехи детей;
  • Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя  любовь и заботу ко все детям: выражать радость при встречи, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Поддерживать интерес ребенка к тому , что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
  • Содержать в открытом доступе  различны атрибуты  к развлечениям;

Поощрять различны творчески начинания ребенка.

9   Эффективные формы поддержки детской инициативы:

1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.

2. Совместная познавательно- исследовательская деятельность взрослого и детей- опыты и экспериментирование.

3. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.

4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

5. Создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития

10  «Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников»

     Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшее социально- нормативные характеристики.

     Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты,, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.

nsportal.ru

Методическая разработка (старшая группа) на тему: Методическая разработка. Развитие детской инициативы в ДОУ. Старшая группа

Методическая разработка. Развитие детской инициативы в ДОУ. Старшая группа

АНЖЕЛИКА ЛИТВЯКОВА 
Методическая разработка. Развитие детской инициативы в ДОУ. Старшая группа

Введение

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия — ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы.

Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это значит? Программы дошкольного образования достаточно точно очерчивают это личностное качество ребенка:

1) В 2-3 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;

• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их и следить за их выполнением всеми детьми;

2) В 3-4 года приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;

• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;

3) В 4-5 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением;

• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;

4) В 5-6 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;

• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу;

5) В 6-8 лет приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а для поддержки детской инициативы необходимо:

• вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

• спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;

Наиболее эффективной формой работы, для поддержки детской инициативы является работа с каталогом методических материалов по технологиям поддержки детских инициатив в процессе деятельности.

Реализация инициативы и самостоятельности в детском саду

Я, как воспитатель, подключалась к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помогаю тому или иному ребенку войти в группу сверстников. Предметно – развивающая среда организована мной таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого оформлены:

Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах, а также уголок ряженья с зеркалом, где есть наряды как для девочек, так и для мальчиков;

Центр «Мы – строители», в котором кроме строительных материалов есть парковка и мастерская с инструментами;

Спортивный уголок с оборудованием для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

Цент исследований с уголком природы и разнообразными коллекциями;

Центр художественного творчества, где есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки;

Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а также формированию сенсорных эталонов;

Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

Театральный уголок, в котором представлены различные виды театра: настольный театр, пальчиковый, театр резиновых игрушек и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Такая среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Моя задача, как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости — даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку — это необходимое условие развития его самостоятельности. Я развиваю самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, развивающие вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Также в своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т. д., что позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его материал и творить яркие красочные работы. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, образовательная деятельность, в тоже время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребёнка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает содержательность интересов. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, важен мотив. Мотивация побуждает ребёнка к деятельности, придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности мы всегда используем разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги игрушке» (кукла Анечка не знает, когда надо надевать варежки, при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь взрослому – «Помоги мне» (взрыхлить почву у цветочков, им «дышать» трудно, когда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину, который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких.

Мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы. При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком, знакомим его со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, даю детям новые знания, обучаю их определённым умениям, формирую необходимые навыки.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников применяются компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников,

Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», это натолкнуло нас на создание различных тематических презентаций для детей, которые помогли нам интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях.

Так же планирую использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшится обучение детей, значительно возрастет мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволит активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что поспособствует достижению поставленных целей.

Я считаю, что наша роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения и запоминающиеся работы.

Практические методы и приёмы

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести также дидактические и развивающие игры, которые помогают приобрести уверенность в своих действиях и направляют их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной деятельностях:

1) сначала дети излагают уже изученный материал;

2) затем детям предлагается ответить на вопросы;

3) после этого дети учатся обобщать знания.

К таким дидактическим играм относятся такие упражнения, как «Подбери одежду кукле», «Помоги другу выбрать книгу», «Выбери платье для мамы» и т. д. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно.

Роль воспитателя в данных упражнениях– это контроль правильности выбора. Если ребенок выбрал платье для куклы, не учитывая погодные условия или, например, куда собирается кукла в данном наряде, то воспитатель может ненавязчиво подсказать, оставляя при этом право выбора за самим ребенком.

Самостоятельность прививается также в течении всего дня:

1) Во время выполнения оздоровительных процедур.

Детям предоставляется выбор вида гимнастических упражнений, оздоровительных ковриков, спортивных игр. Также предлагается им самим добавлять какие — то движения, условия игры или игровые методы. Таким образом, пробуждаетсяне только инициативность, но и интерес, развивается фантазия и мышление.

2) В процессе трудовой деятельности

Самая обширная область привития самостоятельности- это трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности дети выполняют простые поручения воспитателя без его помощи.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: развитие самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия:

стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда;

поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке;

предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

3) В процессе совместной деятельности детей с воспитателем.

Во время совместной деятельности стараться максимально дать свободу выбора детям различных средств или предметов, с которыми идёт работа в это время. Особенно увлекательна для детей театрализованная деятельность. Перед театрализованной постановкой совместно с детьми изготавливаются атрибуты для спектакля. Дети самостоятельно, хоть и под руководством воспитателя, изготавливают отдельные части тел или же одежды героев, самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления.

4) В процессе развития коммуникативных качеств.

Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:

— развить умение сотрудничать;

— развить умение активно слушать;

— развить умение самостоятельно высказываться;

-развить умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.

Кроме этого, создана игротека на эту тему, содержащая речевые игры и упражнения, которые преследуют общие цели: развивать слуховое восприятие; учить задавать открытые и закрытые вопросы; развивать речевое творчество, умение перевоплощаться; умение выделять основную идею сказанного, подводить итог, развивать мысли собеседника, развивать умение правильно перерабатывать информацию.

5) В процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности, которые я применяю в своей практике, следующие:

1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры, в ответ и высказываю сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать.

2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.

3. Объем и содержание обязанностей стараюсь сформулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».

4. Стараюсь объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.

5. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, прошу его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми лепкой животного,рисованием самолета и т. д. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:

• предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

• образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

• содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда поддержка детской инициативы реализуется в образовательной деятельности через проектную и познавательно-исследовательскую, художественно-творческую деятельность.

Проектная деятельность осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Занимательные опыты, эксперименты вызывает у детей интерес к объектам живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют их активность в процессе познания окружающего мира.

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей предполагает решение следующих задач:

1. Обогащать первичные представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей).

3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

5. Воспитание добрых чувств, любопытства, любознательности, эстетического восприятия, переживаний, связанных с красотой природы.

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Детям дошкольного возраста свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Художественно- творческая деятельность

Работа в данном направлении осуществляется в соответствии с комплексно- тематическим планом, а также в детском саду созданы условия для поддержки инициативы в самостоятельной художественно-творческой деятельности. Понимание важности поддержки инициативы в художественно-творческой деятельности детей позволяет развивать творческую активность. Ребенок получает возможность самореализации, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя. Ребенок актуализирует способности и умения, складывающиеся как на занятиях, так и в совместной деятельности со взрослым. Поддержка инициативы ребенка создает необходимый базис для познавательной мотивации и интереса к собственной деятельности.

Задачи поддержки инициативы в художественно-творческой деятельности:

1. определить уровень способов действий, приобретенных детьми в процессе художественно-продуктивных занятий;

2. установить состояние предметно-развивающей среды, способствующей проявлению инициативы в художественно-творческой деятельности детей;

3. создать условия, стимулирующие проявления инициативы дошкольником в художественно-творческой деятельности;

4. формировать интерес к художественно-творческой деятельности, используя наиболее эффективные методические приемы;

5. изучить особенности семейного окружения, способствующего развитию стремления ребенка к художественным проявлениям.

Заключение

Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. (в приложении предложены игры по развитию инициативы детей)

nsportal.ru

Презентация на тему: Создание условий для поддержки детской инициативы в Дошкольном учреждении.

Слайд 1

«Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад c Генеральское»

Слайд 2

Для развития детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы: Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию; Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей; Содержание среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей; Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

Слайд 3

В развитии инициативы и самостоятельности важно : Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов; «Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть; Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка;

Слайд 4

Для поддержки детской инициативы необходимо: Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

Слайд 5

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения. Если это важнейшее условие не будет выполнено, то работа по развитию инициативы не получится.

Слайд 6

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность Общение; Игра; Познавательно-исследовательская деятельность; Проектная деятельность; Продуктивная деятельность; Самообслуживание и элементарный бытовой труд Коммуникативная и другие.

Слайд 7

Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей 1. «Физическое развитие»: Предоставлять возможность видоизменять подвижные игры новым содержанием, усложнением правил, введением новых ролей. Поддерживать диалоги детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада. 2. «Художественно-эстетическое развитие»: Организация выставок и красочное оформление работ, показ выступлений детей и взрослых на утренниках.

Слайд 8

3 .«Познавательное развитие»: Организовывать обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу. Регулярно предлагать вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления. 4. « Речевое развитие » Внимательно выслушивать детей, помогать делить ся своими переживаниями и мыслями. Участие в речевых играх, поощрения, создание ситуации успеха.

Слайд 9

5. «Социально-коммуникативное развитие» Создать ситуации, в которых дети при помощи разных средств (игра, рисунок) могут выразить свое отношение к значимым для них событиям происходящими в детском саду и дома.

Слайд 10

Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку: Доброжелательное отношение взрослого к проявлению инициативы, оказание помощи, совместная деятельность. Постоянное одобрение и создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Обеспечение благоприятной атмосферы, его отказ от высказываний, оценок и критики в адрес ребенка. Предоставить детям возможность задавать вопросы и решать задачи своим способом.

Слайд 12

Благодарим за внимание!

nsportal.ru

Презентация на тему: Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ

Слайд 1

Поддержка инициативы детей в рамках реализации ФГОС ДОУ Воспитатель МБДОУ детского сада № 43 «Снежинка» комбинированного вида города Белово Абдуллаева Елена Анатольевна

Слайд 2

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач

Слайд 3

ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка. Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместной деятельности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей .

Слайд 4

Целевые ориентиры ФГОС ДО: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений.

Слайд 5

Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Выделяют 4 сферы инициатив: творческая целеполагания и волевого усилия коммуникативная Познавательная Каждая сфера инициативы оценивается через конкретный вид деятельности:

Слайд 6

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы: 1.Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности. 2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом. 3. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения. 4. Общение (дети-дети, дети-родители). 5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.

Слайд 7

Для поддержки детской инициативы необходимо: Предоставлять детям самостоятельность во все, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовать собственные мысли и замыслы; Отмечать и приветствовать даже минимальны успехи детей; Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко все детям: выражать радость при встречи, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребенку; Поддерживать интерес ребенка к тому , что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты; Содержать в открытом доступе различны атрибуты к развлечениям; Поощрять различны творчески начинания ребенка.

Слайд 8

«Баланс взрослого и детской инициативы достигается не за счет жесткого разделения сфер господства взрослого и свободы ребенка, а за счет гибкого проектирования партнерской деятельности, где обе стороны выступают как центральные фигуры образовательного процесса и где встречаются, а не противопоставляются педагогические интересы и интересы конкретной группы дошкольников» Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшее социально- нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты,, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о