Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности. | Консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему:
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Чем же по требованиям ФГОС раздел «Поддержка детской инициативы» отличается от привычной педагогам «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности:
· самостоятельные сюжетно-ролевые,
· режиссерские и театрализованные игры;
· развивающие и логические игры;
· музыкальные игры и импровизации;
· речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
· самостоятельная деятельность в книжном уголке;
· самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
· самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
· развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
· создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
· постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
· тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
· ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
· необходимо своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу; «дозировать» помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае.
· поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Способы поддержки и развития детской инициативы, используемые в практике дошкольного образования:
• Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
• Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
• Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
• Моделирование разных устройств.
• Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
• Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей детей.
• Игры‐ представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическими фольклорным произведениям.
• Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
• Создание воображаемых миров.
•Совместное (дети и взрослые) сюжето-сложение с элементами режиссуры.
• Коллекционирование со смыслом и действием (интересных предметов, игровых возможностей, впечатлений, способов создания
предметов).
• Проектирование «культурного» пути, создания «полноценного» творческого продукта.
• Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
• Использование социо- культурного окружения(музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
• Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре.
• Проблемные вопросы, задающие детям разные типы поисков ответа – единственно верного и разных вариантов «верных» ответов.
•Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
• Проектирование содержания, которое дети и взрослые могут обсудить в группе и дома.
Рассмотрим некоторые способы поддержки детской инициативы на примерах из образовательной практики педагогов.
Экспериментирование для установления связей и закономерностей, развития идей.
Возьмем для примера опыты с участием детей. Автор пространства для детских исследований «Удивительная вода» отмечает, что о педагогическом мастерстве и образовательной ценности опыта можно судить по тому, как продолжают его дети в свободной самостоятельной деятельности. Педагог наблюдала, как после занятий дети продолжают импровизировать, запуская предложенные педагогом опыты по своим детским маршрутам и находя разнообразные и интересные пути и способы получения результата, часто более простые и оригинальные.
Экспериментирование – практические действия для конкретизации понятий.
Например, проект «Время и его история во времени», включал разнообразные практические действия с временными отрезками и моделями времени, способами его измерения.
Сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств.
Такие макеты позволяют детям разыгрывать своеобразные «квесты» (разновидность игр, в которых герой должен выполнить какое-то задание связанные с обследованием пространства). Например, педагоги использовали макет‐ карту района, где проживают их воспитанники, для вовлечения детей в игровые ситуации типа: «Найди свой дом», «Потерялся котенок» и др. В результате котенка находили то на крыше одного из домов, то под капотом припаркованного автомобиля в одном из переулков. Определяя наиболее удобные и безопасные пути следования, дети решали проблемные ситуации, выполняли практические задания и воссоздавали их на макете. Они вместе с взрослыми учились ориентироваться в городской среде, среди объектов и магистралей района, придумывали различные ситуации и прогнозировали их развитие.
Моделирование разных устройств.
И взрослые, и дети сегодня используют множество разных устройств, облегчающих жизнь человека, делающих ее интересной, насыщенной. Это устройства для перемещения в пространстве, улучшения зрения, слуха, передачи информации и общения. Смоделировать инструмент для письма, транспортное средство и даже подводную лодку – невероятно интересные задачи. Если, конечно, речь идет не о создании внешне похожей игрушки‐
самоделки, а об экспериментировании с учетом назначения и принципа действия устройства. Например, можно «поиграть» с инструментами для письма (с резервуарами для красящего вещества и без них) или с яйцом от «киндер‐ сюрприза» (если сделать в нем отверстия, то можно понять, как погружается, плавает и всплывает подводная лодка).
Игры, игровые приемы, игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели.
Сюда можно отнести различные групповые игры с правилами. Например,
командную игру «Ковер‐ самолет» .Задача – пронести «Аладдина» (один или несколько мячей) на «ковре‐ самолете» по определенному маршруту.
Условие – во время движения члены команды должны договариваться без слов, только при помощи взглядов. Для детей это нелегкая работа. Но педагоги убеждены, что нет смысла делать то, что не на пределе возможностей.
Дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительное отношение к неточностям, ошибкам в их деятельности.
Целенаправленное педагогическое воздействие на группы детей, которые существуют в сообществах (выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей). Дифференцированный подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка, а для отдельных категорий детей.
Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной, работой с каждым ребенком. Он облегчает образовательную деятельность педагога, так как позволяет определять содержание и формы обучения не для каждого ребенка, а для отдельной категории детей.
Образно‐ смысловые задания на импровизацию с учетом возможностей всех и каждого.
В процессе подготовки спектакля по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» дети сами придумали многие события и мизансцены – например, что на птичьем дворе может жить червяк, который наблюдает за развитием всех событий и всегда спасается бегством, как только кто‐ то из птиц хочет его съесть. На протяжении театрального действия ребенок, играющий червячка, находился в поисках траектории своего движения в сценическом пространстве. Он был органичен и выразителен, поскольку не воспроизводил заученную роль, а импровизировал.
Игры‐ представления по мотивам народных сказок о животных, по поэтическим и фольклорным произведениям.
Педагоги традиционно разыгрывают с четырехлетними детьми сказки «Теремок», «Заячья избушка», сюжеты которых позволяют вводить без нарушения художественного замысла многочисленные дополнительные роли для всех желающих (лисичка, ежик, петушок и др.), а также эпизодических персонажей для участия в хороводных играх (снежинки, комарики и др. ). У детей есть возможность попробовать себя в разных образах и часто они сами вызываются играть ту или иную роль.
Наряду с классическими кумулятивными сказками, большой интерес с точки зрения включения всех детей в общее действие представляют поэтические произведения. Сюжеты, в которых много однотипных главных ролей, позволяют принять участие в игре‐ представлении каждому ребенку.
Пример такого сюжета – стихотворение М. Моравской «Новоселье». Очень важно, что в нем есть роль и для взрослого.
Дожди, как из ушата,
Но в прудике веселье:
Лягушка Толстопята
Справляет новоселье,
И пляшут лягушата
Уж целую неделю.
А сколько песен спели!
А сколько мух поели!!!
Все прыгают, все пляшут,
Все лапочками машут,
Головками качают
И звонко подпевают:
«Дан! Дан! Дан!».
И в листики кувшинки
Стучат для них дождинки,
Словно в барабан.
Использование алгоритмов при создании разных целостностей.
Пробудить инициативу детей могут ритмические фрагменты (в музыке, движении, изобразительной деятельности), а также тексты, в которых однотипные события нанизываются одно за другим (по типу кумулятивных сказок). Это дает основу для многократных повторений, дополнений, встраивания в более широкий контекст. В результате каждый ребенок (или группа детей) получает продукт своей деятельности. Процесс создания
Этих продуктов, как правило, отличается стихийностью, случайными находками и совпадениями, комическими ситуациями, а главное – насыщен положительными эмоциями.
Организация среды, задающей структуру партнерских действий взрослых и детей.
Создание условий, которые побуждают детей и взрослых к совместному исследованию, ведет к тому, что у каждого по отдельности и у всех вместе появляется больше разных идей. Приведем пример работы педагогов. Они предлагают для экспериментов сухой и мокрый песок, воду и обычные предметы, упакованные в «ларцы»: солонку, стаканчик с отверстиями для зубных щеток, разные емкости с цветными шариками и т. п.Дети полутора–трех лет вместе со взрослым по очереди закапывают в песок «сокровища» и находят их; увлажняют песок с помощью пульверизатора, делают куличики; рисуют на песке картинки и узоры пальцами или крышками от пластиковых бутылок; по отпечаткам угадывают игрушку ит.д.Старшие дошкольники, со взрослыми или самостоятельно, с помощью разных предметов и складывая по‐ разному руки, стараются оставить на песке как можно больше разнообразных следов и из этих отпечатков создают картины‐ коллажи; рисуют на песке картины, используя разные материалы; создают картины из цветного песка; придумывают свою волшебную страну, проигрывают различные роли.
Использование социокультурного окружения (музей, библиотека, театр, цирк, парк и другие культурные ресурсы городской среды).
Традиционным для дошкольного образования является сотрудничество с детскими библиотеками, знакомство с театральными постановками, включение различных аспектов музейной педагогики. Связанные с данным направлением
события рождают у детей ощущение не обыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспоминать о событиях. Приведем пример. Все дети старшего дошкольного возраста знают сказку К.Чуковского «Доктор Айболит», педагоги неоднократно включали данный литературный материал в разные образовательные ситуации. Однако настоящим событием и для детей, и для
взрослых СОШ No1474 стало посещение музыкального спектакля (зоологической оратории) «Доктор Айболит, или Путешествие в страну
обезьян» Театра Российской Армии. Этот поход в театр положил начало и самодеятельной детской игре, и новым задумкам педагогов.
Примеры проектирования различных видов детской деятельности, основанной на музейных впечатлениях, широко известны (см.книгуЛ.В.Пантелеевой«Дети в музее» и др.).
Сегодня в больших городах социокультурная среда становится все более разнообразной, и прогулка даже в отдаленном районе может дать толчок для самых разных инициатив в освоении культурного пространства.
Сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям и культуре. В современном мире существует много новых средств приобщения людей к культуре и социальным действиям. Дети с интересом относятся к подобным акциям. Например, воспитанники и их родители участвуют в традиционном флешмобе в Международный день чтения. Традиция заключается в том, что взрослые с детьми по всему миру в один день и час читают одну и ту же книгу – каждый год разную. Эта акция дает всем ее участникам особое ощущение включенности в мировое читательское пространство. После чтения дети выражают свои эмоции и впечатления с помощью самых разных средств.
Рассмотренные примеры показывают, что разные способы поддержки детской инициативы эффективно работают только при определенных обстоятельствах: будучи включенными в наполненную совместную жизнь детей и взрослых; при условии возникновения традиций на основе образовательных ситуаций в жизни группы; увлеченности педагогов; интереса родителей к детским инициативам; открытости образовательного процесса к происходящему за стенами образовательной организации.
Свое выступление хотелось бы закончить словами:
«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».
Л.С. Выготский.
Создание условий для поддержки детской инициативы | Дошкольное образование
Автор: Ульзутуева Елена Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №68»
Населенный пункт: Забайкальский край, г. Чита
Одним из основных принципов дошкольного образования согласно ФГОС в ДОУ является построение образовательной деятельности детей на основе главного принципа соблюдения индивидуальных особенностей каждого ребенка , при этом ребенок сам по себе становится полноценным участником образовательных отношений, что влечет за собой поддержку инициативы детей во всех видах деятельности.
Инициативность – или так называемая активность в начинании, активность продвигать новые дела, вовлекая в этот процесс окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть,, рисовать, конструировать, сочинять и многое другое, в соответствии с собственным интересам и потребностям.
Возникла задача создание условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности. Отсюда вытекает и то , что предметно — развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Так, например, в одно время несколько детей могут заниматься в одном центре, но каждый делает свое дело. Очень важно , чтобы отводилось время для занятий по индивидуальному выбору — так дети учатся самостоятельно , и сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей самостоятельно выбирать и решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить перед собой цели и достигать их – вот , что является главным для освоения образовательной программы в ДОУ .
Игровая и образовательная среда , должна побуждать у ребенка развитие поисково – познавательную деятельность. Следует брать во внимание и тот факт , что особенно легко запоминается и сохраняется в памяти у ребенка тот материал, с которым ребенок работал сам; ощупывал, составлял, строил , изображал.
Дети должны обогащать свои знания и приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигать новые идеи, актуализировать прежние знания при решении новых задач.Развивающая среда должна содержать в себе все аспекты и учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. А из этого следует, что все материалы, и оборудование которые находятся в группе и интерьер способствуют развитию и росту каждого из детей, и то что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровня развития всех детей.
Не все дети из группы занимают активную позицию и не могут определится с выбором деятельности которая им наиболее подходит, и тут возникает необходимость воспитателя помочь ребенку оказать недирективную помощь. Важно помнить о партнерской позиции взрослого в группе, взаимное уважение между воспитателем и детьми. Когда педагог показывает пример уважительного отношения к каждому ребенку в группе, все дети учатся принятию всех детей-кто плохо разговаривает, или медленно бегает, а так же дети с необычным поведением.
Для всеобщего развития ребенка- дошкольника необходима самостоятельная, или так называемая спонтанная игра, которая возникает и развивается по собственной инициативе ребенка. Эта игра и является ведущей деятельностью ребенка. Инициатива — это одна из основ уверенности в себе, умение , практические навыки, инициативу проявляет тото, кто верит в себя.
Первостепенной задачей воспитателя является- создание ситуации, которая будет побуждать детей активно изменять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не стоит при первых затруднениях спешить ребенку на помощь ребенку, лучше посоветовать, подсказать, постараться активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацелить на поиск нескольких вариантов ответа, тем самым вызвать у ребенка чувство веры в себя , радости и гордости от успешных инициативных действий.
Для развития детской инициативности и ее поддержки необходимо:
- Поддерживать детскую инициативу во всех ее начинаниях.
- Давать ребенку такие задания, которые ему интересны , или к которым он проявляет интерес самостоятельно.
- Давать ребенку – дошкольнику несложные задания , и помогать ему справиться со своими страхами не уверенности в себе.
Условия для развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- Создавать ситуации успеха для каждого ребенка: « Это очень просто, я тебе помогу».
- Давать предвосхищающую положительную оценку « Ты , очень творческий ребенок у тебя все получится»
- Вдохнуть в ребенка уверенность в своих силах.
Отсюда вытекает следующее:
- Предоставлять детям самостоятельность во всех видах деятельности, которые не представляют собой опасности ,для жизни и здоровья ребенка, и помогает им реализовывать свои собственные замыслы.
- Не оставлять без внимания даже самые минимальные успехи ребенка.
- Создавать необходимые условия, для поддержки инициативы и творческой досуговой деятельности ребенка.
- Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться пособиями и игрушками.
- Углублять интерес ребенка в той области знаний , на которую он обращает повышенное внимание во время режимных моментов.
Важно понимать, что для полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, не достаточно для поддержки детской инициативы и развития ее .Для этого очень важно сделать все необходимое , чтобы создать условия, которые будут способствовать принятию детьми решений, обеспечивающих выражение своих чувств, и мыслей.
Как показывает практика , что самой эффективной формой работы по поддержки детской инициативы является групповой сбор.
Групповой сбор представляет из себя, неотемлимую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы , планируют индивидуальную, и совместную деятельность.
К задачам группового сбора относятся:
- Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми,создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
- Обмен информацией о прошедших или о прдстоящих событиях, выявление детских интересов.
- Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
- Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
- Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Круг лучше всего сделать свободным и подальше о игровых зон чтобы дети не отвлекались. Такой сбор необходимо проводить для того , чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности.
Инициатива ввсего происходящего принадлежит детям , воспитатель наблюдает , организует и поддерживает идеи выдвинутые детьми.Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака , и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а так же после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения .Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность ,для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитафон, звоночек , тамбурин, игрушки , картинки.
Так же можно создать «Зону выбора» в группе, обозначить центры активности, в фотографиях, рисунках , символах, надписях, количество детей и их фото, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор. В группе также может присутствовать и «Модель трех вопросов»
- «Что мы знаем ?»
- « Что мы хотим узнать ?»
- « Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»
Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.
- Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
- Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают , и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором , не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
- Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами решают с чего начнут. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно –развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно , что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.
Проектная деятельность, как никакая другая деятельность , поможет ребенку поддержать его инициативу, и раскрыть возможности каждого ребенка. Суть проектной деятельности заключается в том , что педагог должен помочь ребенку создав для него проблемную ситуацию, но он не должен предлагать свои варианты решения, а дать возможность ребенку самому прийти к правильному решению. То есть воспитателю необходимо отойти от традиционного и привычного всем действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Под субъектной деятельностью в проекте подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности ребенка. Ребенок сам может предложить оригинальную идею, либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. И в этом случае задача воспитателя заключается акцентировании своеобразия этой идеи . Например при обсуждении подарков к 23 февраля один мальчик предложил нарисовать открытку для папы, а девочка добавила , что еще можно сделать открытку для братьев и дедушек. В такой ситуации более продуктивным является то, то можно поддержать инициативу девочки, акцентируя тот момент что еще никто не предлагал изготовить открытку для братьев и дедушек . В током случае у педагога возникает несколько преимуществ: первое он открывает возможность для творческой деятельности; второе , поддерживает инициативу ребенка, который получает позитивный опыт в высказываниях , и при возникновении подобных ситуаций, будет предлагать другие варианты своих замыслов. Положительные стороны в подобных ситуациях заключаются в том, что стоит поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно будет похоже на высказывание другого ребенка. Это сподвигнет пассивных детей, не имеющих положительного похожего социального опыта для проявления самостоятельной инициативы в последующих подобных ситуациях. Главное , что детская инициатива выражается не в том, что он захотел помочь в какой либо деятельности взрослому, а ребенок становится сам значимым тогда, когда он сделал сам по собственной инициативе, и именно это оказалось важным для других. Так ребенок становится инициатором, и исполнителем , и полноправным участником, и самое главное субъектом социальных отношений.
- Фрадкина А.Д. Развитие инициативы в игре ребенка раннего детства. // В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой — М.: Просвещение, 2019 г.
- Чиркова Т.В. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования — М: Педагогическое общество России, 2018 г.
- Щербакова Е., Голицын В. К вопросу о развитии инициативы // Дошкольное воспитание, 1991 г. №10 — С.56-58
Приложения:
- file0.docx.. 22,3 КБ
Раннее обучение
Избранное Информационный бюллетень Добро пожаловать на веб-сайт раннего обучения Министерства США Найдите последнюю информацию о работе ED по поддержке самых юных учащихся нашей страны. Присоединяйтесь к нашему списку рассылки новостей раннего обучения, чтобы получать регулярные обновления раннего обучения ED и ежемесячный информационный бюллетень раннего обучения. Высококачественное раннее обучение имеет важное значениеО Информационный бюллетень Подключить Избранное ED, HHS выпускает рекомендации по улучшению социально-эмоционального развития и психического здоровья детей младшего возраста Департаменты образования, здравоохранения и социальных служб 14 июня опубликовали письмо «Уважаемый коллега» с четырьмя рекомендациями по справедливой поддержке социально-эмоционального развития и психическое здоровье детей раннего возраста. Эти рекомендации и шаги предназначены для государственных, территориальных, племенных, местных администраторов и политиков, чтобы побудить системы раннего детства работать совместно, чтобы гарантировать, что маленькие дети и их опекуны имеют доступ к высококачественным ресурсам и услугам для поддержки здоровья детей младшего возраста. благополучие, социально-эмоциональное развитие и раннее обучение. В письме есть ссылки на ресурсы для поддержки четырех рекомендаций, а именно:
Серия видеороликов, которые будут выпущены в течение лета и размещены на веб-сайте Управления HHS по делам детей и семей, освещает вопросы поддержки психического здоровья и благополучия детей младшего возраста. Письмо, рекомендации и ресурсы являются частью текущей работы федерального правительства по удовлетворению потребностей психического здоровья детей и их семей. Связанные ресурсы
14/06/2022 Информационный центр передового опыта более безопасных школ и кампусов Департамент запустил Информационный центр передового опыта в более безопасных школах и студенческих городках (Информационный центр), веб-сайт, который освещает продолжающуюся инновационную работу в стране вновь открыть программы для детей младшего возраста, школы K-12 и высшие учебные заведения. Через Информационный центр Департамент предоставляет примеры того, как программы для детей младшего возраста, школы и другие образовательные учреждения могут безопасно возобновить очные услуги и вновь открыться по мере того, как сообщества продолжают восстанавливаться после COVID-19.пандемия. 19.05.2021 Старые избранные товары Информационный бюллетень Информационный бюллетень ED для раннего обучения ежемесячно предоставляет подписчикам обновленную информацию об инициативах в области раннего обучения, проводимых Департаментом и нашими партнерами в агентствах и на местах. Присоединяйтесь к нашему списку рассылки, чтобы получать регулярные обновления раннего обучения ED и ежемесячный информационный бюллетень Early Learning . Прошлые информационные бюллетени также доступны. Версия для печати Последнее изменение: 15. 06.2022 |
Дошкольное образование | ЮНИСЕФ
Каждый ребенок заслуживает доступа к качественному дошкольному образованию
ЮНИСЕФ/UNI123643/Знидарчич
Качественное дошкольное образование является основой пути ребенка: каждый последующий этап образования зависит от его успеха. Тем не менее, несмотря на доказанные и пожизненные преимущества, более 175 миллионов детей — почти половина всех детей дошкольного возраста во всем мире — не охвачены дошкольным образованием.
Почти половина всех детей дошкольного возраста во всем мире не посещают дошкольные учреждения.
В странах с низким уровнем доходов картина более мрачная: в программу зачислен только 1 из 5 детей младшего возраста. Дети из бедных семей реже всего посещают программы дошкольного образования . Для детей, которые имеют доступ к do , плохо подготовленные педагоги, переполненная и не стимулирующая среда, а также неподходящие учебные программы снижают качество их опыта.
Неспособность обеспечить качественное дошкольное образование ограничивает будущее детей, лишая их возможности полностью раскрыть свой потенциал. Это также ограничивает будущее стран, лишая их человеческого капитала, необходимого для сокращения неравенства и создания мирных и процветающих обществ.
Почему всеобщий доступ к дошкольному образованию должен быть глобальным приоритетом?
Дети, прошедшие хотя бы один год дошкольного образования, с большей вероятностью разовьют важные навыки, необходимые им для успешной учебы в школе, и с меньшей вероятностью останутся на второй год или бросят учебу. Став взрослыми, они вносят свой вклад в мирное общество и процветающую экономику. Доказательства того, как дошкольное образование способствует развитию, существуют во всем мире.
Тем не менее, глобальное неравенство в зачислении сохраняется. Более половины стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего не в состоянии обеспечить к 2030 году как минимум один год качественного дошкольного образования для каждого ребенка, как это предусмотрено Целями в области устойчивого развития.
ЮНИСЕФЧто должны сделать правительства, чтобы обеспечить дошкольное образование для всех?
1. Расширение инвестиций
Дошкольное образование обеспечивает самую высокую отдачу от инвестиций из всех подсекторов образования. Тем не менее, оно получает наименьшую долю государственных расходов по сравнению с начальным, средним и высшим образованием.
2. Постепенное расширение системы дошкольного образования при одновременном повышении качества
Усилия по расширению доступа к дошкольному образованию не должны осуществляться за счет качества. Качество — это сумма многих составляющих, включая учителей, семьи, сообщества, ресурсы и учебные программы.
Без надлежащих гарантий качества усилия по расширению могут усилить несправедливость в сфере образования. Только инвестируя в качество по мере роста систем образования, а не после, правительства могут расширять доступ и поддерживать качество.
9,3 миллиона для обеспечения всеобщего дошкольного образования необходимы новые учителя Только 50% учителей дошкольных учреждений в странах с низким уровнем доходов обучены-Учителя начальных классов во всем мире работают в странах с низким уровнем дохода
3. Убедитесь, что уязвимые группы населения не в последнюю очередь получают выгоду
Доступ к дошкольному образованию был медленным и неравным как между странами, так и внутри них. Во всем мире уязвимые дети несоразмерно исключены из качественного дошкольного образования, даже несмотря на то, что оно может оказать на них наибольшее влияние.
Чтобы ни один ребенок не остался без внимания, правительства должны принять политику, которая обязуется обеспечить всеобщее дошкольное образование и отдавать приоритет самым бедным и труднодоступным детям в начале, а не в конце пути к универсальности.
*Дошкольное образование
Самые богатые дети в 7 раз в чаще посещают программы ECE*, чем дети из беднейших слоев населения
Дети матерей со средним образованием 5 раз чаще посещают программы ECE*
Дети в городских районах в 1,5 раза чаще посещают программы ECE*, чем дети в сельской местности
Равномерное посещение программ ECE* между девочками и мальчиками
видео ЮНИСЕФ В Монголии многие люди живут кочевниками, что затрудняет доступ детей в дошкольные учреждения. Таким образом, ЮНИСЕФ и партнеры предоставляют им дошкольное учреждение.К чему призывает ЮНИСЕФ для достижения всеобщего дошкольного образования?
Что делает ЮНИСЕФ для развития дошкольного образования?
ЮНИСЕФ работает над тем, чтобы дать каждому ребенку достойный старт в образовании.