Понимание эмоций: способность к анализу и пониманию эмоций. Раздел «Советы от психолога»

способность к анализу и пониманию эмоций. Раздел «Советы от психолога»


Опубликовано в журнале «Кадры предприятия» №10 год — 2012

Т.С. Киселева,
интегральный
психолог

Еще одной важной составляющей (или «ветвью») эмоционального интеллекта (ЭИ) является анализ и понимание эмоций, как своих, так и эмоций других людей.

Эмоциональный интеллект включает четыре компонента, которые впоследствии были названы «ветвями».

Данная концепция является наиболее разработанной и признанной наукой и практикой. Все программы развития ЭИ, упражнения и методики из которых даны в данном цикле статей, Международный центр «КТК» базирует на данной концепции.

Итак, к «ветвям» эмоционального интеллекта относят способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь» эмоционального интеллекта) и способность использования эмоций в целях решения конкретных задач

(вторая «ветвь» ЭИ) – они являются основой для способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними. Это третья «ветвь» ЭИ.

Понимание и анализ эмоций – способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.


(1) Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000.


Понимание эмоций – это способность предугадать, как эмоциональные состояния меняются со временем, и оценить влияние эмоций на результат (а также способность описать словами чувства и переживания).

Чтобы разобраться с этой «полезностью», стоит найти ответы на такие вопросы:
Правильно ли вы анализируете людей?
Используете ли ваши знания об эмоциях для понимания людей?
А насколько красочно описываете эмоции?

Понимание эмоций означает возможность думать о них правильно, а так же правильно, безошибочно соединять ситуацию с правильными эмоциями. И, разумеется, понимать, что в определенных ситуациях можно испытывать различные, иногда даже противоположные, эмоции.

Это понимание крайне важно для эмоционального интеллекта. Например, раздражение может привести к ярости, если причина раздражения продолжается и усиливается. И если вы знаете это, если понимаете, как эмоции сочетаются и изменяются с течением времени, – вы на полпути в построении эффективных отношений с другими людьми и в укреплении самопонимания.

Волшебной мантрой современного управленца должна стать фраза «Эмоции содержат информацию». И вслед за этой главной мантрой правильного настроя на современный мир приходит понимание себя и окружающих. Но также еще потребуются специальные эмоциональные знания…

Часто встречаются ситуации, когда мы просто не понимаем, какую эмоцию испытывает человек, да и что подразумевается под той или иной эмоцией, например:
1. Интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
2. Радость – удовлетворение, возникающее вследствие обладания реальным или воображаемым благом.
3. Доверие – состояние принятия, защищенности, вера в искренность.
4. Страх – отражает защитную реакцию человека при переживании реальной или мнимой опасности для здоровья и благополучия.

5. Удивление – эмоция, вызванная сильным впечатлением от чего-либо поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью.
6. Печаль – состояние душевной горечи, вызванное утратой.
7. Отвращение – резкая неприязнь, соединенная с брезгливостью.
8. Злость – сильное недовольство, которое возникает, когда потребности или ожидания не были удовлетворены.

Это только восемь базовых эмоций, а ведь есть еще производные базовых эмоций, сложные чувства и т.п.

На программе Развития эмоционального интеллекта мы предлагаем участникам следующие упражнения.

Упражнение «Восприятие». Дети воспринимают мир всеми пятью органами чувств. Для развития своего эмоционально-чувственного ощущения мира нам, взрослым, необходимо следующее: в течение 21 дня каждые полчаса спрашивайте себя:
— ЧТО ЧУВСТВУЕТ СЕЙЧАС

— МОЕ ТЕЛО?
— ЧТО Я ВИЖУ?
— ЧТО Я СЛЫШУ?
— КАКОЙ ЗАПАХ Я ЧУВСТВУЮ?
— КАКОЙ ВКУС У МЕНЯ ВО РТУ?

Уже через несколько дней восприятие мира расширится настолько, что вы увидите новые пути и важные моменты там, где, казалось бы, все уже знаете. Кто-то обнаружит новый, более короткий путь до работы, а кто-то увидит еще один способ решения какой-либо проблемы. Теперь мы начинаем видеть мир и чувствовать его более полно, мы замечаем то, что раньше ускользало из виду: как меняется картинка за окном каждые 30 минут, как по-разному чувствует себя тело, как много разных звуков вокруг, причем одновременно.

Ученые подсчитали, что ребенок до 6 лет живет осознанно 30 минут в день, а взрослые – всего 15. Наши мысли находятся либо в прошлом, где мы что-то недосказали, недоделали или хотели бы изменить, либо в будущем, где мы окажемся уже вот-вот или совсем не скоро. Но жизнь идет именно здесь и сейчас. И часто мы делаем годами то, что надо, не думая о том, что хочется, потому что мы не привыкли слушать свои чувства.

21 день каждые полчаса спрашивайте себя: «Что я чувствую?»

Это упражнение делает жизнь наполненной осознанными чувствами, а не только действиями.

Понимание своих эмоций открывает мир заново. Почти никого из нас не учили обращать на это внимание. С каким интересом вы теперь будете смотреть на других людей, пытаясь прочитать и понять их эмоции!

Упражнение «Алгоритм осознания эмоций». Опишите возникающие эмоции по данному алгоритму, пользуйтесь таблицей, приведенной далее. Сам факт осознания и фиксации того, что происходит внутри нас, вырабатывает навык понимания и анализа эмоций.

1.

Назвать эмоцию.
2. Отследить свои действия.
3. Отследить ощущения в теле.
4. Отследить возникающие при этом мысли (что крутится в голове, когда испытываете данную эмоцию).
5. Обратить внимание на реакцию окружающих.

Важно понять, как эмоция проявляется в выражении лица, позе, движениях.

Зафиксировали злость? Опишите в таблице, какими были руки, ноги, где ощущалась тяжесть, напряжение, взгляните при возможности в зеркало. Хотя каждый день нашей жизни наполнен чувствами, большинство из нас не понимают, что значит испытывать их – ни в физиологическом, ни в духовном смысле. Какое сообщение вы получаете от своего организма, когда сердитесь? Что вам говорит ваше тело? Как вы понимаете, что вы разозлились? Может быть, вам хочется лезть в драку? Ваши дыхание и сердцебиение учащаются, мышцы начинают сокращаться, все ваше тело напрягается и вам по-настоящему становится жарко? У большинства людей, когда они разгневаны, кровь приливает к лицу и заставляет их краснеть.

Не имеет значения, словесная это стычка или физическая, либо даже какой-то небольшой эпизод агрессивного поведения – тело должным образом реагирует.

Страх – возможно, в таблице рядом с этой эмоцией появится такая запись: «пересыхает во рту, чувствуете озноб, ладони увлажняются».

Доверие – чаще всего мы ощущаем это как открытость, легкость в теле, движениях, отсутствие какой-либо стесненности.

Можно привлечь на помощь достижение современной науки, если позволяет ситуация. В мире уже созданы некоторые программы для определения эмоций по выражению лица. Так, ученые из Университета короля Хуана Карлоса (Испания) разработали систему, способную различать выражения лиц в режиме реального времени. Программа анализирует выражение лица человека и классифицирует его в соответствии с шестью заложенными в нее шаблонами: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль и удивление. Анализу может подвергаться как лицо целиком, так и его часть. Для идентификации выражения лица система использует базу данных, содержащую 333 варианта выражения лиц различных людей.

Вероятность совпадения с базой – 89%. Система может работать даже в неблагоприятных условиях, на нее не влияет ни изменение освещенности, ни движение пользователя.

Жить вне эмоций мы не можем, но бывает так, что полноценному пониманию эмоций, как своих, так и других людей, нам мешают наши установки.

Ведь чаще всего мы не пытаемся понять, что испытывает человек в данный момент, а просто по первым проявлениям вешаем ему «ярлык». Карта мира у каждого своя, и мы как бы «накладываем» свою карту на другого человека, а не пытаемся действительно понять, «услышать» его. Ведь это удобнее, а главное – быстрее!

Как мы формируем свою «карту»? Мы обобщаем, упускаем, искажаем реальную ситуацию.

Без обобщения мы не могли бы так хорошо ориентироваться в этом мире.

Нам каждый раз необходимо было бы открывать мир заново и каждый день искать ответ, например, на вопрос: «Кто такой ходит по улице на четырех лапах, с хвостом и «говорит» гавгав?» Без процесса обобщения мы не могли бы ничего запоминать и понимать. Правда, здесь есть и вторая сторона медали. Если что-то происходит два-три раза подряд, то люди склонны считать происходящее закономерностью и начинают распространять свой опыт на все другие случаи жизни, часто не имея для этого никаких оснований. И это тоже обобщение.

Два-три клиента сказали «нет», и тут же идет обобщение: «Я не умею продавать. У меня ничего не получится». Созданное убеждение становится неосознаваемым фильтром, через который мы начинаем смотреть на мир и людей.

Продолжение статьи читайте в журнале «Кадры предприятия № 10/2012»

Лекция 9 Понимание эмоций другого человека

Основные вопросы:

1. Понимание эмоций другого и эмоциональные способности.

2. Информация, используемая человеком при опознании эмоций других людей.

3. Модели характеристик, по которым распознаются эмоции других людей.

4. Идентификация эмоций по мимике и пантомимике.

5. Восприятие эмоционального состояния по речи.

6. «Вербальные эталоны» восприятия экспрессии различных эмоций.

7. Типы «вербальных эталонов» восприятия экспрессии эмоционального состояния другого человека.

8. Невербальное (образное) восприятие эмоций.

9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека.

Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми как в быту, так и в профессиях типа «человек-человек». Кроме того, визуальное слежение за эмоциональным состоянием человека в процессе осуществления им профессиональной деятельности позволяет вовремя принимать меры по регуляции его состояния, что снижает травматизм на производстве, повышает производительность труда (Зинченко, 1983).

Вопрос о генезисе способности (или целого ряда способностей) понимания эмоций другого во многом дискуссионный. Имеются данные, что уже через девять минут после рождения ребенок может опознавать стимулы, схематически напоминающее лицо (Freedman, 1974). С другой стороны, показано, что чем больше матери обсуждают с трехлетними детьми возникающие у них эмоциональные состояния, тем лучше они, достигнув шестилетнего возраста, распознают эмоциональные проявления незнакомых взрослых (Dunn et al., 1991).

Как отмечает Н. Н. Данилова (2000), с эволюционной точки зрения внешняя экспрессия эмоций была бы бесполезной, если бы люди не могли декодировать эти сигналы и, следовательно, понимать и адекватно реагировать на них. Следовательно, у человека должен быть специальный механизм их декодирования. Механизм декодирования экспрессивной информации должен обладать способностью дифференцировать паттерны лицевой экспрессии, а также идентифицировать их как сигналы определенных эмоциональных состояний.

Этот механизм был исследован шведским ученым У. Димбергом (Dimberg, 1988). Он установил, что лицевая экспрессия в зависимости от знака эмоции по-разному влияет на эмоциональное состояние и условнорефлекторные реакции страха у партнеров. Важно, что лицевая экспрессия может воздействовать на уровне подсознания, когда человек не отдает себе отчета в событии и факте его воздействия.

Димберг доказал, что влияние лицевой экспрессии на величину условной вегетативной оборонительной реакции осуществляется автоматически и не зависит от процессов сознания.

Лицевые паттерны особенно сильно действуют на людей, проявляющих социальный страх. При восприятии фотографий они усиливают признаки отрицательных эмоций и ослабляют признаки положительных эмоций.

Очевидно, что пониманию лицевых паттернов различных эмоций способствует то, что реакция на лицевую экспрессию партнера связана с воспроизведением его мимики, т. е. в непроизвольном изменении активности мышц своего лица. Этот процесс подобен «эмоциональному заражению, или резонансу». Таким образом, для распознавания и идентификации паттернов лицевой экспрессии человек использует два канала — зрительный, который производит опознание с помощью гностических нейронов нижневисочной коры, и проприорецептивный, оценивающий паттерны собственной лицевой экспрессии и служащий обратной связью (подкреплением) реакции на информацию со зрительного канала.

Поскольку доказать наличие у человека врожденных механизмов распознавания эмоций часто бывает трудно, ученые обращаются к изучению этой способности у животных. В ряде исследований показано, что распознавание эмоционального состояния своих сородичей осуществляется животными инстинктивно. Когда самка млекопитающего впервые родит, она «знает» смысл криков, выражающих у ее потомства какое-либо страдание. Н. Тинберген (Tinbergen, 1951) исследовал реакции нескольких видов птиц, воспитанных в изоляции, на силуэт, который изображен на рисунке. Когда силуэт двигался влево, так, что был похож на ястреба с короткой шеей и длинным хвостом, он стимулировал реакцию страха и бегство подопытных птиц. При движении в правую сторону силуэт был похож на безвредного для птиц гуся с длинной шеей и не вызывал никакого страха. В состоянии неподвижности этот силуэт не вызывал у птиц никакой реакции. Тот факт, что подопытные птицы никогда не сталкивались ни с ястребом, ни. с гусем, свидетельствует о врожденном механизме распознавания эмоционально значимого для них зрительного стимула.

Несмотря на эти данные некоторые ученые считают, что способность распознавать эмоции даже по лицевой экспрессии не дана человеку от рождения. Известно, что маленькие дети неадекватно воспринимают эмоции других. Эта способность развивается в процессе формирования личности, но не одинаково в отношении разных эмоций. Легче всего распознается ужас, затем по степени убывания отвращение и удивление. Следовательно, пониманию эмоций надо учиться. Это наталкивает ряд ученых на мысль, что существует специальный вид интеллекта — эмоциональный.

Эмоциональный интеллект

Г. Г. Гарскова (1999) пишет, что понятие «эмоциональный интеллект» было введено в научный обиход недавно, Майером и П. Сэловей (Mayer, Salovey, 1990) и получило широкое распространение в англоязычной литературе благодаря работам Д. Го-лемана. Для введения этого понятия было использовано два основания: неоднородность понятия «интеллект» и совершение интеллектуальных операций с эмоциями. По П. Сэловею, «эмоциональный интеллект» включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.

Критика этой концепции основывается на том, что в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции подменяются интеллектом. Как полагает Г. Г. Горскова (1999), эта критика не правомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект как раз и служит для понимания этих отношений. Следовательно, эмоции могут быть объектом интеллектуальных операций. Эти операции осуществляются в форме вербализация эмоций, основанной на их осознании и дифференцировке. Таким образом, по Горсковой, эмоциональный интеллект — это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Необходимым условием эмоционального интеллекта, как пишет далее автор, является понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Эмоциональный интеллект продуцирует неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Мне представляется, что под эмоциональным интеллектом авторы имеют в виду эмоционально-интеллектуальную деятельность.

Т. Рибо посвятил эмоциональной (аффективной) памяти специальную работу (1895), в которой защищал ее существование, используя самые разные аргументы: психологические, физиологические, патологические и др. Приведу эти аргументы так, как они пересказаны П. П. Блонским.

«Единственный критерий, позволяющий на законном основании утверждать существование аффективного воспоминания, это — что оно может быть узнано, что оно носит метку уже испытанного, уже перечувствованного и что, следовательно, оно может быть локализовано в прошлом времени». Но разве мы не сравниваем наши теперешние чувства с прошлыми? Говорят, что любовь не испытывается дважды одинаково, но, «как могли бы это знать, если бы в памяти не оставалось аффективных следов». «»Нет сожаления без сравнения», но «закон контраста, господствующий в жизни чувств, предполагает аффективную память».

«Во всяком комплексе, составляющем воспоминание, аффективный элемент является первым, сначала расплывчатый, смутный, лишь с какой-то общей меткой: печальной или радостной, ужасающей или агрессивной. Понемногу он определяется появлением интеллектуальных образов и достигает законченной формы». В этих воспоминаниях «аффективное прошлое воскресло и узнано раньше объективного прошлого, которое является додатком».

С физиологической точки зрения неправдоподобно, чтобы репродуцирование касалось только образов, т. е. чтобы в нем участвовали только те нервные процессы, которые соответствуют репродуцированию образов, а остальные бы, в частности имеющие отношения к чувствам, не участвовали: воспоминание стремится восстановить весь комплекс прошлого, в области памяти господствует закон реинтеграции, а отрицание аффективной памяти противоречит этому закону. «Нервные процессы, когда-то принимавшие участие в сейчас возрождающемся физиологическом комплексе и соответствующие аффективным состояниям… стремятся также быть вовлеченными в возрождение, следовательно, возбуждают аффективную память». Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что «аффективный образ не то, что, например, зрительный образ» (1979, с. 160-161).

Эмоциональная память

Вопрос о наличии эмоциональной памяти тоже дискутируется. Начало его обсуждению положил Т. Рибо, который показал два способа воспроизведения эмоций: аффективное состояние вызывается либо через посредство интеллектуальных состояний (вспоминание ситуации, объекта, с которыми в прошлом была связана эмоция), либо при непосредственном воздействии стимула, вслед за чем в памяти актуализируется связанные с эмоцией ситуации. Теоретически так и может быть. Однако, как замечает В. К. Вилюнас (1990), какой из этих вариантов встречается в каждом конкретном случае, определить трудно, а в реальном потоке сознания по-видимому невозможно.

Кроме того, Рибо выделил «ложную» аффективную память, когда субъект чисто интеллектуально вспоминает, что в данной ситуации он испытывал какую-то эмоцию, но саму эту эмоцию не переживает. Это наблюдается, например, при воспоминании давно прошедших увлечений.

После появления работы Рибо возникли многочисленные споры, вплоть до того, что вообще ставилось под сомнение существование эмоциональной памяти. Отрицающие ее указывали, что когда мы вспоминаем о приятном, интересном, ужасном и т. п. событии, то воспоминание представляет собой образ или мысль, а не чувство (эмоцию), т. е. интеллектуальный процесс. И именно это интеллектуальное воспоминание о прошедшем вызывает у нас ту или иную эмоцию, которая, таким образом, является не воспроизведением бывшей эмоции, а совершенно новой эмоцией. Старая же эмоция не воспроизводится. При этом сторонники последней точки зрения сузили проблему до произвольного воспроизведения эмоциональных переживаний, хотя очевидно, что возможно не только непроизвольное запоминание эмоций, но и непроизвольное их воспроизведение (Блонский, 1935; Громова, 1980). П. П. Блон-ский, например, пишет, что в своей жизни он дважды пережил уже виденное (этот эффект получил название «дежа вю»). При этом второе переживание не было у него интеллектуальным познанием, что он уже видел эту ситуацию. Для него оно было глубоким, грустным и приятным чувством давно и хорошо знакомого чего-то, что не мог вспомнить, но что чувствовалось, как знакомое.

Как отмечает Блонский, разница между впервые испытанной эмоцией и воспроизведенной не только в интенсивности переживания (представляемая эмоция слабее), но и в его качестве. В ряде случаев возбуждается менее дифференцированное, более примитивное эмоциональное переживание. Автор не указывает конкретно, что это за переживание, однако можно полагать, что им является эмоциональный тон ощущений, поскольку опрашиваемые Блонским лица отмечали при воспроизведении возникновение приятного или неприятного переживания и не более того.

В то же время Блонский приходит к выводу, что произвольное воспроизведение чувств (эмоций) почти невозможно, по крайней, мере для многих. А возможно ли непроизвольное их воспроизведение — это экспериментами не решается. Остается только полагаться на самоанализ и рассказы других людей.

Нельзя не отметить и выделенный Блонским эффект следа от сильно пережитой эмоции: она в последующем может возбуждаться и более слабыми стимулами подобного же рода, т. е. становится для человека латентным доминантным очагом, «больной мозолью», случайно задев которую можно вызвать новую сильную эмоциональную реакцию.

По Блонскому, из трех эмоций, которые хорошо запоминаются (страдание, страх и удивление), не все запоминаются одинаково. О запоминании удивления как чувства, пишет он, лучше вообще не говорить: запоминается удивившее впечатление, а чувство удивления по своему характеру не таково, чтобы возбуждаться при однородном стимуле, так как удивление есть эмоциональная реакция именно на новое. Боль и страдание довольно часто воспроизводятся в виде страха, что неудивительно, так как между страхом и болью имеется генетическая связь.

Наличие эмоциональной памяти подвергнуто сомнению уже в наше время П. В. Симоновым (1981). Основанием этому послужили его исследования по произвольному воспроизведению актерами различных эмоций. Вот что пишет Симонов по этому поводу: «Нам не раз приходилось читать о так называемой «эмоциональной памяти». Согласно этим представлениям, эмоционально окрашенное событие не только оставляет неизгладимый след в памяти человека, но, став воспоминанием, неизменно вызывает сильнейшую эмоциональную реакцию каждый раз, когда какая-либо ассоциация напомнит о пережитом ранее потрясении. Доверчиво следуя этой аксиоме, мы просили своих исследуемых вспоминать о событиях их жизни, связанных с наиболее сильными эмоциональными переживаниями. Каково же было наше изумление, когда такого рода намеренные воспоминания только в очень ограниченном проценте случаев сопровождались выраженными сдвигами кожных потенциалов, частоты сердцебиений, дыхания, частотно-амплитудных характеристик электроэнцефалограммы. Вместе с тем воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угашению при их повторном воспроизведении объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой второй категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент. Как тут было не вспомнить чеховского Ионыча, который с иронической усмешкой проезжает мимо дома любимой им некогда девушки, мимо балкона, где он провел ночь в состоянии потрясения и восторга. Стало ясно, что дело не в «эмоциональной памяти» и не в эмоциях самих по себе, а в чем-то другом, скрывающемся за фасадом эмоциональных переживаний» (с. 3-4).

Думается, что этот вывод Симонова излишне категоричен. Во-первых, он сам отмечает, что в определенном количестве случаев вегетативное выражение эмоций при их воспоминании все же отмечалось (это, кстати, подтвердилось и в исследованиях Е. А. Громовой и др., 1980, см. рис. 9.1). Во-вторых, тот факт, что физиологическое отражение эмоций наблюдалось в основном в случаях вспоминания значимых событий не отрицает наличия «эмоциональной памяти», спаянной с событийной памятью. Неудача же с воспроизведением эмоциональных реакций могла быть связана с различной эмоциональностью исследуемых.

Не случайно в более поздней работе (Симонов, 1987) он уже не так категорично высказывается по поводу эмоциональной памяти. Так, он пишет: «Об эмоциональной памяти в «чистом виде» мы, по-видимому, вправе говорить только в тех особых случаях, когда ни внешний стимул, спровоцировавший воспоминание, ни извлеченная из памяти энграмма не получают отражения в сознании и возникшая эмоциональная реакция кажется субъекту беспричинной (Костандов, 1983)» (с. 80).

Считается, что произвольное воспроизведение эмоциональных переживаний дается человеку с трудом. Однако П. П. Блонский, например, пришел к выводу, что произвольное воспроизведение эмоций почти невозможно для многих людей, однако нельзя опровергнуть тот факт, что эмоциональная память может воспроизводиться непроизвольно. Вероятно, именно непроизвольное воспроизведение эмоций имеет место в случаях, о которых говорит У. Джемс. У. Джемс, наоборот, отметил одну характерную особенность эмоциональной памяти: «Человек может даже приходить в большую ярость, думая о нанесенном ему оскорблении, чем непосредственно испытывая его на себе, и после смерти матери может питать к ней больше нежности, чем при ее жизни» (1991, с. 273).

Еще один спорный вопрос: какие эмоциональные переживания лучше запоминаются — положительные или отрицательные? Среди западных психологов в первой четверти XX века получила распространение точка зрения, что лучше сохраняются в памяти положительные эмоции (Ebbinghaus, 1905; Фрейд, 1925). 3. Фрейд обосновывает это вытеснением из памяти всего, что вызывает тягостные ощущения. Однако эксперименты, подтверждающие это положение, были не всегда безупречными и вызывали критику многих психологов. Например, П. Янг (Young, 1933) критиковал исследования с запоминанием слов приятного и неприятного содержания, указывая на смешение действительного переживания с «холодным познавательным пониманием» приятного и неприятного.

В противовес взглядам западных психологов П. П. Блонский (1935) доказывал, что лучше запоминаются отрицательные эмоции, и подкреплял свой тезис как рассуждениями о биологической целесообразности этого, так и рядом исследований. Так, он пишет, что животное, забывающее то, что причиняет ему страдание, обречено на быструю гибель. С этим постулатом трудно спорить. Но трудно не согласиться и с его оппонентами, которые видят в более легком забывании неприятного полезный для жизни эффект — охрану от болезненных переживаний.

Я полагаю, что спор этот возник по недоразумению. Спорящие стороны не учли, что запоминание, о котором они все время говорят, приводя жизненные примеры, по существу ими не обсуждалось. Речь и у 3. Фрейда, и у П. П. Блонского шла о вспоминании приятного и неприятного. В отношении же последнего реальная картина оче-

Рис. 9.1. Изменение частоты сокращений сердца (ЧСС) у испытуемого при чередовании

эмоционально-отрицательных (-) и эмоционально-положительных (+) воспоминаний (по Е. А. Громовой, 1980)

видно сложнее, чем это представлял себе Блонский. Так, он сам отмечает, что чем ближе события (например, случившиеся вчера), тем чаще вспоминается приятное, чем неприятное, а чем дальше (например, что было в детстве), тем чаще вспоминается неприятное, чем приятное. Приятное чаще вспоминают те, кто неудовлетворен теперешним своим положением (например, неудачники, старики). Отсюда может быть правым и Фрейд со своим постулатом «вытеснения» негативного, т. е. желания его забыть или, в крайнем случае, стараться не вспоминать; ведь он имел дело именно с неудовлетворенными жизнью людьми.

Е. А. Громова (1980) отмечает, что одним из свойств эмоциональной памяти является ее постепенная эволюция во времени. Вначале воспроизведение пережитого эмоционального состояния является сильным, ярким. Однако с течением времени это переживание становится все слабее. Эмоционально окрашенное событие легко вспоминается, но уже без переживания эмоции, хотя и с некоторым аффективным отпечатком: недифференцированным переживанием приятного или неприятного. С моей точки зрения это означает, что эмоция редуцируется до эмоционального тона впечатлений.

При этом наблюдается некоторая генерализация процесса. Если первоначальная эмоция была вызвана каким-то определенным раздражителем, то со временем память о ней распространяется на другие сходные раздражители. П. П. Блонский делает заключение, что при такой генерализации эмоционального переживания происходит снижение способности дифференцировки порождающих его стимулов. Например, если ребенка в детстве напугала какая-то определенная собака, то будучи взрослым, человек боится собак вообще.

Память о пережитой боли сохраняется очень долго (кроме родовых болей). Этот страх заставляет предпочесть людей удалить зуб, чем лечить его с помощью бормашины, знакомство с которой состоялось еще в раннем детстве (Б. М. Федоров, 1977).

П. П. Блонский приводит примеры влияния эмоциональной памяти на формирование характера. Ужасное наказание в детстве может сделать человека боязливым, постоянная память о пережитом несчастье — меланхоличным и т. д.

Интересные данные, свидетельствующие об эмоциональной памяти, приведены Ю. Л. Ханиным (1978) о запоминании спортсменками и спортсменами своей тревоги перед соревнованиями и во время них. В одном случае гимнасткам было предложено оценить свое состояние за час до начала соревнования и перед каждым из четырех снарядов гимнастического многоборья. Затем через 18 дней каждая гимнастка по своим воспоминаниям ретроспективно оценила, «как она себя чувствовала за час до начала соревнования и перед каждым снарядом». Оказалось, что ретроспективные и реальные оценки ситуативной тревоги были достаточно близки между собой. Коэффициенты корреляции были особенно велики в отношении переживаний перед теми снарядами, которых гимнастки боялись больше всего.

На основании результатов, полученных Ханиным, можно предполагать, что у женщин эмоциональная память лучше, чем у мужчин. К такому выводу склоняют следующие факты.

Группе женщин — прыгунов в воду было предложено за 20 дней до важных соревнований оценить ретроспективно на основании своего прошлого опыта с помощью шкалы ситуативной тревожности «свое состояние перед ответственными соревнованиями». Затем непосредственно перед соревнованиями (за два часа до начала выступления) с помощью шкалы ситуативной тревожности был измерен реально на-

Рис. 9.2. Число правильно опознанных эмоций в разных выборках испытуемых По вертикали — процент случаев, по горизонтали — число опознанных эмоций

блюдаемый уровень тревоги. Оказалось, что между этими двумя показателями существует тесная корреляция. У мужчин же в результате проведения такого же исследования достоверной корреляции не было выявлено.

Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаний могут быть объяснены худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью, тревоги, но все это тоже нуждается в доказательстве.

Следует отметить, что термин «эмоциональная память» не всегда используется адекватно. Например, Б. Б. Коссов (1973) говорит об эмоциональной памяти шахматистов, а на самом деле им изучалось влияние эмоции на запоминание (как эмоциональное возбуждение влияет на запоминание позиций в партии).

Эмоциональный слух

Этот термин введен В. П. Морозовым (1991) и означает способность опознания эмоций по речи и пению человека. О том, что такая способность существует, может свидетельствовать тот факт, что между эмоциональным слухом и речевым слухом отсутствует корреляция. Поэтому «эмоциональная глухота» может встречаться и у людей с хорошо развитым восприятием речи. Эмоциональный слух — филогенетически более древняя способность. В пользу существования этой способность, свидетельствует и то, что испытуемые разного возраста, пола и профессии показали существенные различия в правильности опознания эмоций — от 10 до 95 %. Было выявлено, что музыканты и вокалисты обладают более развитым эмоциональным слухом. В связи с этим эмоциональный слух стал рассматриваться как один из критериев художественной одаренности, который стал использоваться на приемных экзаменах в консерваторию. В контексте обсуждаемого в этом параграфе вопроса важно не то, на-

Рис. 9.3. Распределение выборки испытуемых (студенты музыкального факультета) в связи с доминирующим к началу эксперимента эмоциональным фоном

Триада, соответствующая каждому эмоциональному фону, состоит из числа адекватно опознанных эмоций (светлый фон), где число вертикальных столбиков соответствует количеству адекватно опознанных эмоций, а также из значений показателя эмпатии (заштрихованные столбики) и значений уровня ситуативной тревожности (черные столбики). По вертикали — условные единицы

сколько эмоциональный слух пригоден для профотбора, а насколько он помогает опознавать эмоции человека.

А. X. Пашина (1992) показала, что одинаковый у двух субъектов процент опознания всех эмоций может быть при разном количестве правильно опознанных эмоций. В связи с этим она выдвинула представление о структуре эмоционального слуха. Ею было установлено, что испытуемые по-разному опознают количество предъявленных эмоций: одни — все пять, другие — четыре, третьи — три и т. д. Больше всего опознают эмоций музыканты, затем учащиеся математической школы, еще меньше — работники детского дома и самое меньшее число правильных опознаний было у учащихся выпускного класса детского дома (рис. 9.2).

Эти данные свидетельствуют о том, что эмоциональный слух зависит от опыта, приобретаемого людьми в процессе общения. Но, с другой стороны, имеются лица, которые и без опыта способны опознать все пять эмоций, что говорит в пользу того, что эмоциональный слух может быть и врожденным.

Различия между выборками обнаружились и по виду эмоций, которые основная часть испытуемых каждой выборки определяет с максимальной по сравнению с другими эмоциями вероятностью. Так, студенты музыкального факультета с большей точностью идентифицировали «радость» и «нейтрально». Восемьдесят пять процентов учащихся-«математиков» лучше определяли «нейтрально», а затем — «радость». Сотрудники детского дома лучше идентифицировали «нейтрально» и «печаль». У воспитанников детского дома на первом месте были «страх» и «нейтрально». Это наводит на мысль, что лучше опознается то, что переживается самим испытуемым.

Пашина выявила, что лица, которые распознают только одну эмоцию, отличаются низким уровнем эмпатии и нормальным уровнем тревожности, а те, кто распознает все пять эмоций, имеют достаточно высокий уровень эмпатии и очень высокую ситуативную тревожность. Кроме того, имеет значение, какой в данный момент у испытуемого эмоциональный фон, т. е. какую эмоцию он переживает в данный момент (рис. 9.3).

Связь того, что вы чувствуете, с тем, что это означает

Понимание эмоций может помочь улучшить ваши отношения и изменить ваше отношение к миру.

Не всегда легко распознать чувство. Вы можете назвать это гневом на поверхности, но что это такое глубоко внутри? Это разочарование, негодование или, может быть, раздражение?

Эмоции редко бывают одномерными, и естественно знать, что вы чувствуете что-то , но не можете выразить это словами.

Однако понимание своих эмоций может помочь вам определить их у других людей и улучшить ваше взаимодействие со всеми, кого вы встречаете.

Эмоции сложны. Обзор исследований 2017 года предполагает, что они представляют собой комбинацию:

  • физиологических реакций
  • субъективных впечатлений
  • личного самовыражения

То, что «счастливо» для одного человека, может сильно отличаться от того, что «счастливо» для другого, даже в Такая же ситуация.

Какая эмоция для вас, зависит от вашего:

  • восприятия
  • устойчивости
  • механизмов преодоления

Хотя эмоции могут быть сознательными, индивидуальные ощущения возникают в результате специализированной нейронной активации в нескольких областях коры головного мозга.

В обзоре роли мозга в эмоциях за 2021 год исследователи отмечают, что эти переживания происходят из-за того, что миндалевидное тело постоянно получает и оценивает сенсорную информацию.

Мозг оценивает эти сенсорные входные данные по сложности, интенсивности и другим переменным, которые помогают ему определить эмоцию.

Например, если ваше эмоциональное состояние «недовольно» на работе, что-то передало в ваш мозг эту сенсорную информацию, будь то:

  • давление из-за сроков
  • комментарии коллеги
  • сочетание факторов образа жизни, таких как недостаток сна и недостаточное питание

Полное понимание эмоций предполагает знание того, почему эмоции являются частью жизни.

Есть причина, по которой вы испытываете как положительные, так и отрицательные чувства.

Переживание эмоции — это способ, которым ваше тело передает информацию вашему сознанию. Например, если вы боитесь, сенсорные сигналы вокруг вас могут быть восприняты как вредные, и ваш мозг может потребовать, чтобы вы предприняли какие-либо действия.

Этот опыт чувств затем вызывает каскад других важных процессов, которые помогают вам расти, учиться и, в конечном счете, выживать.

Обзор 2017 года оценил важность эмоций с точки зрения эволюции. Исследование определило, что эмоции необходимы для когнитивных процессов, таких как:

  • восприятие
  • внимание
  • память
  • рассуждение
  • решение проблем
  • обучение

Эти процессы связаны с личностным ростом и более широкой концепцией обучения и более широкой концепции обучения. .

Вы чувствуете страх, например, поэтому вы:

  • фокусируетесь на угрозе (восприятие/внимание)
  • определяете угрозу для избегания в будущем (память)
  • мозговой штурм о том, как избежать (решение проблемы)
  • обдумать, чем опасна угроза (рассуждение)
  • понять последствия и почему вы в опасности (обучение)

Эмоциональное осознание

Эмоциональное осознание – это способность идентифицировать эмоции в себе и в других.

«Эмоциональное осознание многогранно, — объясняет доктор Даниэль МакГроу, клинический психолог из Скоттсдейла, штат Аризона. «Это знание того, что эмоции — это физическое ощущение, и знание того, где в вашем теле вы чувствуете определенные эмоции».

Она добавляет, что большинство людей используют только варианты «счастливый», «грустный» или «безумный» для описания своих эмоций, но настоящие эмоции выходят далеко за рамки этих основных конструкций.

Частью развития эмоционального сознания является изучение других способов проявления эмоций.

«Трудно понять наши эмоции, когда у нас нет языка, чтобы описать их, — говорит она.

Если вы чувствуете, что потеряли связь со своими эмоциями, этому может быть несколько причин.

Стиль привязанности

Теория привязанности предполагает, насколько тесно вы были привязаны к своим основным опекунам в детстве, что может определять вашу эмоциональную доступность во взрослом возрасте.

«Эмоциональная отстраненность, недоступность и неприятие объектов привязанности на протяжении всего детства часто являются обычным явлением для людей, которым трудно идентифицировать и обсуждать свои эмоции», — говорит Габриэль Монтана, лицензированный профессиональный консультант из Фитчбурга, штат Висконсин.

Если ваши опекуны были эмоционально апатичными или замкнутыми, вполне естественно, что вы можете научиться моделировать это во взрослой жизни.

Травма

Рома Уильямс, лицензированный брачный и семейный терапевт из Хьюстона, указывает, что травма может помешать эмоциональному осознанию, заставив кого-то эмоционально закрыться.

Это самозащитное состояние может помешать вам чувствовать эмоции или распознавать их у других.

Психические расстройства

«Есть определенные психические расстройства, которые могут привести к тому, что кто-то не будет осознавать свои эмоции, — говорит Уильямс. «Например, люди с пограничным расстройством личности могут испытывать трудности с регулированием своих эмоций и пониманием того, что они чувствуют».

Другие состояния психического здоровья, которые могут препятствовать пониманию эмоций, включают:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • большое депрессивное расстройство
  • генерализованное тревожное расстройство
  • расстройство, вызванное употреблением психоактивных веществ

Эмоции могут иметь основу обучение, ориентированное на выживание, но они также служат важным инструментом для построения отношений с другими.

Фраза «относиться к» указывает на то, что вы можете идентифицировать себя с кем-то другим. Возможно, вы узнаете, что они чувствуют, потому что узнали это в себе.

Понимание эмоций может помочь вам стать более чутким и установить чувство доверия.

Этот навык также может принести пользу вашему психическому благополучию.

Монтана предупреждает, что «когда мы не можем идентифицировать свои эмоции, настроиться на них или взаимодействовать с ними, это может привести к:

  • низкой самооценке
  • негативным мыслям о себе
  • поиску выхода, чтобы найти какое-то облегчение

«Это в конечном итоге приводит к отрицательной обратной связи и заставляет нас чувствовать себя застрявшими».

Есть несколько способов понять эмоции.

Сканирование тела

Когда вы испытываете эмоцию, ее связь с телесными ощущениями может помочь вам понять ее.

«Начните с наблюдения за ощущениями в своем теле во время просмотра фильма или прослушивания песни, которая, как вы знаете, вызывает грусть, радость или расстройство», — предлагает Селеста Лабади, лицензированный брачный и семейный терапевт из Боулдера, штат Колорадо.

После того, как вы определили ощущения, вы можете спросить себя, что они пытаются вам сказать.

«Тогда просто прислушайтесь к чему-то очень простому», — говорит Лабади. «Еще один способ подойти к этому так: «Если бы я был собакой, о чем бы мне говорило урчание в моем животе?» Это действительно упростит задачу и выведет вас из вашего логического мышления».

Использование эмоционального колеса

Понимание эмоций может быть проще, если у вас есть готовый список эмоций на выбор.

Монтана рекомендует использовать эмоциональное колесо, созданное вами или найденное в Интернете, в котором перечислены различные эмоции и сопровождающие их ощущения.

«Возможно, у вас нет эмоциональной осведомленности, а скорее у вас нет доступа к языку, необходимому для описания вашего эмоционального опыта», — говорит она.

Наблюдение за другими

Лабади отмечает, что понимание эмоций можно практиковать, наблюдая за другими. Вы можете сделать это через средства массовой информации, такие как фильмы, или публично.

«Недавно я сидела в автобусе и наблюдала, как резко изменилось лицо женщины, когда она услышала плач ребенка в соседнем ряду», — говорит она.

«Я молча проследил за ее мыслями: «Она расстроена, ее лицо красное, ее глаза слезятся, у нее эмоциональная реакция, этот ребенок что-то вызывает внутри нее, она чувствует какую-то боль. …’»

Написание

Не всегда легко загонять в угол свободно плавающие мысли. Чтобы помочь понять эмоции, вы можете использовать дневник, чтобы сформулировать свои мысли.

Уильямс объясняет, что ведение дневника может помочь избавиться от сырых эмоций несколькими способами:

  1. чувствует себя в большей безопасности, чем рассказывать кому-то другому
  2. позволяет вам быть свободным от суждений
  3. предотвращает размышления

«Если вы чувствуете себя подавленным или даже встревоженным, это может быть хорошим показателем того, что вам нужно остановиться и обдумать свои мысли». эмоции», — говорит она. «Я всегда говорю со своими клиентами о силе письма».

Понять эмоции не всегда легко, особенно если у вас нет слов, чтобы выразить то, что вы чувствуете.

Естественно тяготеть к базовым эмоциям, таким как «счастье» или «грусть», но большинство эмоций гораздо сложнее и часто имеют важные основы в повседневном обучении.

Вы можете идентифицировать эмоции в себе и в других:

  • наблюдая за другими
  • ведя дневник
  • узнавая об эмоциях

может помочь вам определить основные проблемы, такие как стиль привязанности и травма.

Под профессиональным руководством вы сможете найти новые способы определения и выражения своих эмоций, которые поддерживают позитивные отношения в вашей жизни.

Связь того, что вы чувствуете, с тем, что это означает

Понимание эмоций может помочь улучшить ваши отношения и изменить ваше отношение к миру.

Не всегда легко распознать чувство. Вы можете назвать это гневом на поверхности, но что это такое глубоко внутри? Это разочарование, негодование или, может быть, раздражение?

Эмоции редко бывают одномерными, и естественно знать, что вы чувствуете что-то , но не можете выразить это словами.

Однако понимание своих эмоций может помочь вам определить их у других людей и улучшить ваше взаимодействие со всеми, кого вы встречаете.

Эмоции сложны. Обзор исследований 2017 года предполагает, что они представляют собой комбинацию:

  • физиологических реакций
  • субъективных впечатлений
  • личного самовыражения

То, что «счастливо» для одного человека, может сильно отличаться от того, что «счастливо» для другого, даже в Такая же ситуация.

Какая эмоция для вас, зависит от вашего:

  • восприятия
  • устойчивости
  • механизмов преодоления

Хотя эмоции могут быть сознательными, индивидуальные ощущения возникают в результате специализированной нейронной активации в нескольких областях коры головного мозга.

В обзоре роли мозга в эмоциях за 2021 год исследователи отмечают, что эти переживания происходят из-за того, что миндалевидное тело постоянно получает и оценивает сенсорную информацию.

Мозг оценивает эти сенсорные входные данные по сложности, интенсивности и другим переменным, которые помогают ему определить эмоцию.

Например, если ваше эмоциональное состояние «недовольно» на работе, что-то передало в ваш мозг эту сенсорную информацию, будь то:

  • давление из-за сроков
  • комментарии коллеги
  • сочетание факторов образа жизни, таких как недостаток сна и недостаточное питание

Полное понимание эмоций предполагает знание того, почему эмоции являются частью жизни.

Есть причина, по которой вы испытываете как положительные, так и отрицательные чувства.

Переживание эмоции — это способ, которым ваше тело передает информацию вашему сознанию. Например, если вы боитесь, сенсорные сигналы вокруг вас могут быть восприняты как вредные, и ваш мозг может потребовать, чтобы вы предприняли какие-либо действия.

Этот опыт чувств затем вызывает каскад других важных процессов, которые помогают вам расти, учиться и, в конечном счете, выживать.

Обзор 2017 года оценил важность эмоций с точки зрения эволюции. Исследование определило, что эмоции необходимы для когнитивных процессов, таких как:

  • восприятие
  • внимание
  • память
  • рассуждение
  • решение проблем
  • обучение

Эти процессы связаны с личностным ростом и более широкой концепцией обучения и более широкой концепции обучения. .

Вы чувствуете страх, например, поэтому вы:

  • фокусируетесь на угрозе (восприятие/внимание)
  • определяете угрозу для избегания в будущем (память)
  • мозговой штурм о том, как избежать (решение проблемы)
  • обдумать, чем опасна угроза (рассуждение)
  • понять последствия и почему вы в опасности (обучение)

Эмоциональное осознание

Эмоциональное осознание – это способность идентифицировать эмоции в себе и в других.

«Эмоциональное осознание многогранно, — объясняет доктор Даниэль МакГроу, клинический психолог из Скоттсдейла, штат Аризона. «Это знание того, что эмоции — это физическое ощущение, и знание того, где в вашем теле вы чувствуете определенные эмоции».

Она добавляет, что большинство людей используют только варианты «счастливый», «грустный» или «безумный» для описания своих эмоций, но настоящие эмоции выходят далеко за рамки этих основных конструкций.

Частью развития эмоционального сознания является изучение других способов проявления эмоций.

«Трудно понять наши эмоции, когда у нас нет языка, чтобы описать их, — говорит она.

Если вы чувствуете, что потеряли связь со своими эмоциями, этому может быть несколько причин.

Стиль привязанности

Теория привязанности предполагает, насколько тесно вы были привязаны к своим основным опекунам в детстве, что может определять вашу эмоциональную доступность во взрослом возрасте.

«Эмоциональная отстраненность, недоступность и неприятие объектов привязанности на протяжении всего детства часто являются обычным явлением для людей, которым трудно идентифицировать и обсуждать свои эмоции», — говорит Габриэль Монтана, лицензированный профессиональный консультант из Фитчбурга, штат Висконсин.

Если ваши опекуны были эмоционально апатичными или замкнутыми, вполне естественно, что вы можете научиться моделировать это во взрослой жизни.

Травма

Рома Уильямс, лицензированный брачный и семейный терапевт из Хьюстона, указывает, что травма может помешать эмоциональному осознанию, заставив кого-то эмоционально закрыться.

Это самозащитное состояние может помешать вам чувствовать эмоции или распознавать их у других.

Психические расстройства

«Есть определенные психические расстройства, которые могут привести к тому, что кто-то не будет осознавать свои эмоции, — говорит Уильямс. «Например, люди с пограничным расстройством личности могут испытывать трудности с регулированием своих эмоций и пониманием того, что они чувствуют».

Другие состояния психического здоровья, которые могут препятствовать пониманию эмоций, включают:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • большое депрессивное расстройство
  • генерализованное тревожное расстройство
  • расстройство, вызванное употреблением психоактивных веществ

Эмоции могут иметь основу обучение, ориентированное на выживание, но они также служат важным инструментом для построения отношений с другими.

Фраза «относиться к» указывает на то, что вы можете идентифицировать себя с кем-то другим. Возможно, вы узнаете, что они чувствуют, потому что узнали это в себе.

Понимание эмоций может помочь вам стать более чутким и установить чувство доверия.

Этот навык также может принести пользу вашему психическому благополучию.

Монтана предупреждает, что «когда мы не можем идентифицировать свои эмоции, настроиться на них или взаимодействовать с ними, это может привести к:

  • низкой самооценке
  • негативным мыслям о себе
  • поиску выхода, чтобы найти какое-то облегчение

«Это в конечном итоге приводит к отрицательной обратной связи и заставляет нас чувствовать себя застрявшими».

Есть несколько способов понять эмоции.

Сканирование тела

Когда вы испытываете эмоцию, ее связь с телесными ощущениями может помочь вам понять ее.

«Начните с наблюдения за ощущениями в своем теле во время просмотра фильма или прослушивания песни, которая, как вы знаете, вызывает грусть, радость или расстройство», — предлагает Селеста Лабади, лицензированный брачный и семейный терапевт из Боулдера, штат Колорадо.

После того, как вы определили ощущения, вы можете спросить себя, что они пытаются вам сказать.

«Тогда просто прислушайтесь к чему-то очень простому», — говорит Лабади. «Еще один способ подойти к этому так: «Если бы я был собакой, о чем бы мне говорило урчание в моем животе?» Это действительно упростит задачу и выведет вас из вашего логического мышления».

Использование эмоционального колеса

Понимание эмоций может быть проще, если у вас есть готовый список эмоций на выбор.

Монтана рекомендует использовать эмоциональное колесо, созданное вами или найденное в Интернете, в котором перечислены различные эмоции и сопровождающие их ощущения.

«Возможно, у вас нет эмоциональной осведомленности, а скорее у вас нет доступа к языку, необходимому для описания вашего эмоционального опыта», — говорит она.

Наблюдение за другими

Лабади отмечает, что понимание эмоций можно практиковать, наблюдая за другими. Вы можете сделать это через средства массовой информации, такие как фильмы, или публично.

«Недавно я сидела в автобусе и наблюдала, как резко изменилось лицо женщины, когда она услышала плач ребенка в соседнем ряду», — говорит она.

«Я молча проследил за ее мыслями: «Она расстроена, ее лицо красное, ее глаза слезятся, у нее эмоциональная реакция, этот ребенок что-то вызывает внутри нее, она чувствует какую-то боль. …’»

Написание

Не всегда легко загонять в угол свободно плавающие мысли. Чтобы помочь понять эмоции, вы можете использовать дневник, чтобы сформулировать свои мысли.

Уильямс объясняет, что ведение дневника может помочь избавиться от сырых эмоций несколькими способами:

  1. чувствует себя в большей безопасности, чем рассказывать кому-то другому
  2. позволяет вам быть свободным от суждений
  3. предотвращает размышления

«Если вы чувствуете себя подавленным или даже встревоженным, это может быть хорошим показателем того, что вам нужно остановиться и обдумать свои мысли». эмоции», — говорит она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *