Понятие адаптация – Адаптация человека — понятие, виды и факторы адаптации

адаптация — это… Что такое адаптация?

   АДАПТАЦИЯ (с. 25) (от лат. adaptatio — приспособление) — термин, введенный в научный оборот физиологами в конце XVHI в.; в самом общем виде означает приспособляемость — способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды. При этом подразумеваются объекты системной природы, обладающие качеством саморегуляции, то есть способностью к компенсационному изменению собственных параметров в ответ на изменение параметров внешней среды. Поэтому термином адаптация пользуются не только в науках о живом, но также в кибернетике.

   В области физиологии исследования приспособительных процессов велись по двум основным направлениям, каждое из которых имеет определенное значение и для психологии. Во-первых, были детально изучены закономерности сенсорной адаптации, то есть приспособительных изменений чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Полученные в этой области объективные данные имеют определенное значение при организации какой бы то ни было деятельности в условиях избыточной или недостаточной освещенности, повышенного уровня шума и т.п.

   В рамках другого направления изучались приспособительные реакции целостного организма в ответ на неблагоприятные факторы среды. Начало этим исследованиям положили работы У.Кеннона, изучавшего физиологические изменения под воздействием голода, боли, страха и гнева. В первой четверти XX в. Кеннон в качестве наиболее общих ответов живых организмов на опасность описал две основные реакции — нападение и бегство. Кеннон первым указал на то, что активизация энергетических ресурсов организма может порождаться не только физическими, но и эмоциональными факторами.

   Приблизительно два десятилетия спустя канадский физиолог Г.Селье начал разрабатывать концепцию адаптационного синдрома — определенного неспецифического комплекса реакций организма на любую нагрузку. Во множестве экспериментальных исследований на животных Селье установил, что наряду с тем, что различные факторы вызывают в организме специфические реакции (например, холод вызывает сужение сосудов, и т.п.), те же самые факторы вызывают и определенную стереотипную, общую, неспецифическую реакцию, не имеющую отношения к характеру конкретного фактора, служащую как бы ответом на требование, предъявляемое этим фактором к способностям организма приспосабливаться к внешним условиям. Этот общий, неспецифический сигнал к включению приспособительных возможностей организма и является, по мнению Селье, сущностью стресса (ему принадлежит сам этот термин). При этом даже неважно, являются ли фактор или ситуация, воздействующие на организм, приятными или не приятными, существен лишь факт, что они предъявляют требования к приспособительным возможностям организма.

   В психологии понятие стресса получило самые разнообразные толкования, особенно в психогигиеническом контексте. При этом нередко упускается из виду, что, согласно Селье, стресс выступает нормальной, естественной приспособительной реакцией на постоянно меняющиеся внешние условия. Так что пропагандируемая многими популярными изданиями идея борьбы со стрессом сама по себе абсурдна. Полным освобождением от стресса является лишь смерть.

   В большинстве психологических теорий центральной является проблема взаимодействия человека с миром, и в ряде случаев она рассматривается именно как приспособление, адаптация человека к миру. Однако в разных теориях само понятие адаптации получило самые разные трактовки.

   В психоанализе понимание функционирования психики человека основывается на представлениях о возможностях удовлетворения его бессознательных влечений. З.Фрейд исходил из того, что психическая деятельность координируется механизмами, приводящимися в движение колебаниями между повышением и снижением напряжения, возникающего в результате ощущения удовольствия-неудовольствия. Когда притязания бессознательных влечений Оно, ориентированных на получение непосредственного удовольствия (принцип удовольствия), не находят своего удовлетворения, возникают невыносимые состояния. Ситуация удовлетворения возникает при помощи внешнего мира. Именно к нему обращено Я (сознание, разум), принимающее на себя управление и считающееся с реальностью (принцип реальности). Бессознательные влечения
Оно
настаивают на незамедлительном удовлетворении. Я стремится защититься от возможной неудачи и выступает посредником между притязаниями Оной ограничениями, налагаемыми внешним миром. В этом отношении деятельность Я может осуществляться в двух направлениях: Я наблюдает за внешним миром и пытается поймать благоприятный момент для безопасного удовлетворения влечений; Я оказывает влияние на Оно, стремясь укротить его влечения путем отсрочки их удовлетворения или отказа от них за счет какой-либо компенсаторной деятельности. Так происходит приспособление человека к внешнему миру.    Успешная адаптация способствует нормальному развитию человека, поддержанию его душевного здоровья. Тем не менее, как считал Фрейд, если Я оказывается слабым, беспомощным перед бессознательными влечениями
Оно
, то при столкновении с внешним миром у человека может возникнуть ощущение опасности. Тогда Я начинает воспринимать исходящую от бессознательных влечений опасность как внешнюю и после неудачных усилий, аналогичных ранее предпринимавшимся по отношению к внутренним побуждениям, пытается спастись от этой опасности бегством. В этом случае Я предпринимает вытеснение бессознательных влечений. Но поскольку внутреннее подменяется внешним, подобная защита от опасности хотя и приводит к частичному успеху, тем не менее этот успех оборачивается вредными последствиями для человека. Вытесненное бессознательное оказывается для Я «запретной зоной», в которой образуются психические замещения, дающие эрзац-удовлетворение в форме невротических симптомов. Таким образом, «бегство в болезнь» становится такой формой адаптации человека к окружающему миру, которая осуществляется неадекватным образом и свидетельствуете слабости, незрелости Я.    Исходя из подобного понимания адаптации, цель психоаналитической терапии заключается в «реставрации Я», освобождении его от ограничений, вызванных вытеснением и ослаблением его влияния на
Оно
, с тем чтобы более приемлемым способом, чем «бегство в болезнь», разрешить внутренний конфликт, связанный с приспособлением к требованиям окружающего мира.

   Дальнейшее развитие соответствующих представлений об адаптации нашло свое отражение в трудах ряда психоаналитиков, в том числе Х.Гартмана и Э.Фромма.

   Так, в работе Гартмана «Психология Я и проблема адаптации» данная проблематика рассматривалась не только в плане изменений, производящихся человеком или в окружающей его среде, или в собственной психической системе, но и с точки зрения возможности поиска и выбора им новой психосоциальной реальности, в которой адаптация индивида осуществляется путем как внешних, так и внутренних изменений.

   В книге Фромма «Бегство от свободы» ставился вопрос о необходимости различать адаптацию статическую и динамическую. Статическая адаптация — это приспособление, при котором «характер человека остается неизменным и постоянным и возможно появление только каких-либо новых привычек». Динамическая адаптация — приспособление к внешним условиям, стимулирующее «процесс изменения характера человека, в котором проявляются новые стремления, новые тревоги».

   В качестве иллюстрации статической адаптации может служить, согласно Фромму, переход от китайского способа приема пищи с помощью палочек к европейскому способу владения вилкой и ножом. Когда приехавший в Америку китаец приспосабливается к общепринятому способу приема пищи, такая адаптация не служит причиной изменений его личности. Примером динамической адаптации может являться случай, когда ребенок боится отца, подчиняется ему, становится послушным, но во время приспособления к неизбежной ситуации в его личности происходят существенные изменения, связанные с развитием ненависти к отцу-тирану, которая, будучи подавленной, становится динамическим фактором характера ребенка.

   С точки зрения Фромма, «любой невроз представляет собой не что иное, как пример динамической адаптации к таким условиям, которые являются для индивидуума иррациональными (особенно в раннем детстве) и, несомненно, неблагоприятными для психического и физического развития ребенка». Социально-психологические явления, в частности наличие явно выраженных разрушительных или садистских импульсов, также, по Фромму, демонстрируют динамическую адаптацию к определенным социальным условиям.

   В совершенно ином аспекте проблема адаптации рассматривается в тех научных направлениях, которые сконцентрировались на изучении познавательных процессов и рассматривают их становление по приспособительному принципу. Наибольшую известность и влияние среди этих концепций получила генетическая психология Ж.Пиаже, в которой понятию адаптации принадлежит одно из ключевых мест.

   Субъект, по Пиаже, — это организм, наделенный функциональной активностью приспособления, которая наследственно закреплена и присуща любому организму. С помощью этой активности происходит структурирование окружающей действительности. Интеллект представляет собой частный случай структуры — структуру мыслительной деятельности. Характеризуя субъекта деятельности, можно выделить его структурные и функциональные свойства.

   Функции — это биологически присущие организму способы взаимодействия со средой (вспомним, что по образованию Пиаже — биолог, психологию никогда специально не изучавший, что не помешало ему создать собственную психологическую концепцию исключительной глубины). Субъекту свойственны две основные функции — организация и адаптация. Каждый акт поведения организован, или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит в балансе процессов ассимиляции и аккомодации. В результате внешних воздействий у субъекта происходит включение нового объекта в уже существующие схемы действия. Этот процесс называется ассимиляцией. Если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, то происходит перестройка этих схем, их приспособление к новому объекту. Этот процесс прилаживания схем субъекта к объекту называется аккомодацией.

   В течение всего онтогенетического развития, считает Пиаже, основ ные функции, составляющие адаптацию, как наследственно закрепленные не зависят от опыта. В отличие от функций, структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени.

   Наряду с названными существует еще и социально-психологический аспект проблемы адаптации, также рассматриваемый несколькими школами и направлениями. Социальная адаптация понимается ими как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды (а также как результат этого процесса). Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения (так, проблема социальной адаптации в детском возрасте обычно поднимается в связи с поступлением ребенка в детский сад, в школу). Основные типы адаптационного процесса — тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду (ребенку, разумеется, почти недоступный), и тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации группы, — формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности. Важным аспектом социальной адаптации выступает принятие индивидом определенной социальной роли; этот аспект детально изучается в рамках особой теории ролей.

   Социальную адаптацию относят к основным механизмам социализации личности.

   Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых является аутизм.

   В современной зарубежной психологии проблема социальной адаптации рассматривается в рамках комплексного направления, возникшего на базе необихевиоризма и ответвлений психоаналитической психологии, связанных с культурной антропологией и психосоматической медициной. При этом основное внимание уделяется нарушениям адаптации (невротическим и психосоматическим расстройствам, алкоголизму, наркомании и т.п.) и способам их коррекции.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

psychology.academic.ru

Понятие адаптации с точки зрения психологии

Библиографическое описание:

Александров И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии // Молодой ученый. — 2018. — №22. — С. 283-285. — URL https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 15.10.2019).



В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, личность, механизмы адаптации, социальная группа.

Актуальность этой проблемы заключается в общественной заинтересованности сохранения и улучшения психического и физического здоровья человека. В связи с этим, изучение закономерностей, принципов и механизмов человеческой адаптации в различных социальных и производственных условиях на разнообразных уровнях, в данный момент приобретает ключевое теоретическое и практическое значение.

В разных науках очень распространён термин «адаптация». Это слово происходит из латыни, и означает приспособление. Впервые термин был введён Г. Аубертом. Само понятие, как утверждает Г. И. Царегородцев в своём труде «Философские проблемы теории адаптации», способствует объединению знаний различных систем. Общенаучные понятия помогают объединению исследуемых объектов разных наук в целостные теории [11].

Адаптацию рассматривают с разных точек зрения: философски её пытались объяснить в Древней Греции такие мыслители как Анаксагор, Гиппократ и Демокрит, делая акцент на том, что внешний вид может зависеть от образа жизни. Объяснение адаптации через эволюцию пытался произвести сначала Ламарк, идеи которого легли в теории адаптации Дарвина. Физиологически, резервные способности организма обеспечивают возможность адаптации на биохимическом и клеточном уровнях. Согласно классической модели Г. Селье, развитие психологической адаптации происходит в три этапа: тревога, сопротивление, истощение. Во время адаптации, задействуются две противопоставленных системы: система изменений, затрагивающая органы и системы работы организма с одной стороны, и система сохранения гомеостаза с другой. Н. А. Фомин в своей работе «Физиология человека» утверждает, что сохранение баланса между этими двумя системами ведёт к адаптации [9].

С точки зрения А. Маслоу, психологическая адаптация является оптимальным взаимодействием личности и окружающей среды. Целью такой адаптации становится достижение позитивного духовного здоровья. Несостыковка личностных ценностей с восприятием социальной ситуации вызывает конфликт, который личность пытается устранить путём мыслительной и трудовой деятельности [3].

С точки зрения Р. Ласаруса, в процессе восприятия мира, личность получает информацию, противоречащую её установкам. Таким образом, возникает конфликт между личностными установками и образом реальности. Интенсивность реакций индивида, направленных на устранение раздражающего фактора, свидетельствует о степени адаптированности личности.

В работе И. А. Милославской «Роль социальной адаптации в условиях современной НТР» выделяется объективно-субъективный характер адаптации. Так же обозначается, что из-за социальной адаптации человек усваивает необходимые навыки и стандарты жизнедеятельности для приспособления к повторяющимся условиям жизни [4].

В психоанализе, в работах З. Фрейда и А. Адлера адаптация представлена с позиции анализа защитных механизмов личности. Адаптация включает в себя и ситуации, связанные с решением конфликтов, и процессы из сферы Эго, свободной от конфликтов. Хорошо адаптированный человек живёт без нарушений продуктивности и с уравновешенным психическим состоянием. Личность изменяется в процессе адаптации, также меняется и среда. Эго регулирует процесс адаптивности [1].

Социально-психологическая адаптация строится на взаимодействии личности и группы, при котором личность нормально функционирует без серьёзных и длительных конфликтов с внутренней и внешней средами, т. е. выполняет свою роль, удовлетворяет свои социальные потребности, самоутверждается и демонстрирует нормальную, девиантную и патологическую виды адаптации [5].

Нормальная адаптация выражается в устойчивом поведении при конфликтных ситуациях, без изменения самой личности и норм социальной группы, с которой личность взаимодействует. При девиантной адаптации личность обеспечивает удовлетворение своих потребностей без учёта потребностей социальной группы, а паталогическая адаптация приводит с негативными последствиями для личности в интересах социальной группы, что может привести к невротическим расстройствам [5].

В профильной литературе существует более широкое определение социальной адаптации. Социальная адаптация является итогом социальных, психологических, моральных, экономических и демографических изменений отношений между личностями. Стоит отметить, что процесс социально-психологической адаптации не имеет жёстких временных рамок. В таком случае, о способности к адаптации можно судить по скорости её протекания [7].

Л. П. Хохлова выделяет условия, необходимые для проведения социально-психологической адаптации. Условия бывают внешние и внутренние. К внешним условиям относятся совместная деятельность с группой и её способность к встречной адаптации с личностью. К внутренним условиям относятся свойства высшего уровня личностной структуры, такие как установки, жизненные цели, ориентиры [10].

Адаптация напрямую связана с личностными характеристиками. Например, на неё влияют внушаемость, эмоционально-волевое самообладание, тревожность, активность. Последнее выделяется отдельно. К. К. Платонов в кратком словаре системы психологических понятий описывает активность как сознательную целенаправленную деятельность личности и её целостные социально-психологические качества, которые определяют и характеризуют воздействие субъекта на предметы, процессы и явления окружающей действительности или определяют степень этого воздействия [6].

Таким образом, в активности выделяются два фактора: изменение и сохранение. С одной стороны, личность активно изменяет свою систему отношений, входя в новую конфликтную среду, а с другой стороны, личность пытается сохранить ключевые позиции своей системы ценностей и отношений без изменений. Балансировка между этими параметрами приводит к социально-психологической адаптации личности [8].

Подводя черту, мы можем сказать, что социально-психологическую адаптацию можно определить как процесс вхождения личности в коллектив, в новую для нее социальную среду. Исходя из того, как складываются взаимоотношения личности и группы можно выделить следующие виды адаптации: нормальную, девиантную и патологическую. Адаптация рассматривается как определенный период, по истечении которого устанавливается оптимальное соотношение личности и ее окружения, т. е. достигается состояние адаптированности [2].

Так как существуют различия по способности приспосабливаться, то наиболее приоритетными становятся задачи изучения и разработки системы улучшения адаптивности с целью оказания эффективного воздействия на людей. Также, включение этого параметра как одного из основных в разработку программ подготовки специалистов любого уровня, поможет улучшить уровни психологического состояния общества и его трудоспособности.

Литература:

  1. Дебольский Н. Г. Трансцендентальный реализм Гартмана. // Новые идеи в философии, сб. 13. СПб.: Образование, 1914.
  2. Ковригина И. С. Социально-психологическая адаптация: сущность, виды и стадии формирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 9. С 201–205
  3. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 304 с.
  4. Милославская И. А. Социальная психология и философия / Под ред. Б. Ф. Парыгина. Вып.2. М.: Просвещение, 1973. 173 с.
  5. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). М.: Ереван, 1988. 253 с.
  6. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 176 с.
  7. Саблин В. С. Психология человека. М.: Мысль, 2004. 352 с.
  8. Терещенко Н. Г. Психологическое обеспечение адаптации персонала в организации // Адаптация личности в современном мире / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов: Научная книга, 2012. С. 204–215
  9. Фомин Н. А. Физиология человека. М.: Просвещение, 1982. 320 с.
  10. Хохлова Л.П Исследование адаптирующей способности коллективов. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания // Вопросы психологии. Москва. 1984. С. 174–176
  11. Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Просвещение, 1975. 277 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая адаптация, личность, социальная группа, социальная адаптация, адаптация, психологическая адаптация, вид адаптации.

moluch.ru

Глава 1. Адаптация понятие, этапы, критерии, медицинские аспекты

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГАОУ СПО РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Э.Р. РАДНАЕВА

Медицинские аспекты адаптации детей к обучению в первом классе

Дипломная работа

Бурлакова В.В. 643 группы, сестринское дело

Цыренова Е.В. преподаватель по педиатрии

Улан-Удэ

2013г.

Содержание

Стр.

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Адаптация понятие, этапы, критерии, медицинские аспекты.

1.1. Общее понятие об адаптации ……………………………………………….5

1.2. Адаптация детей к обучению. Этапы адаптации. Дезадаптационные проявления. Возрастные периоды ………………………………………………7

1.3. Адаптация первоклассников: особенности детского организма в данном возрастном периоде, критерии наблюдения за адаптацией первоклассников, медицинские аспекты адаптации ………………………………………………13

1.4 Особенности медицинского обслуживания первоклассников в период адаптации. Роль медицинской сестры школы.

Глава 2. Экспериментальная работа по оценке адаптации первоклассников.

    1. Изучение медицинских адаптационных показателей у первоклассников в течение учебного года ……………………………………………………….26

    2. Проведение обследования состояния здоровья учащихся первых классов, анализ полученных данных…………………………………………………28

Заключение ……………………………………………………………………..44

Список литературы ……………………………………………………………47

Приложения …………………………………………………………………….49

Введение

Актуальность. Проблема школьной адаптации в настоящее время очень актуальна, так как поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Новый вид деятельности, другой коллектив, иной режим дня, требования неукоснительного соблюдения правил поведения на уроке и перемене, высокая сложность и интенсивность школьной программы могут приводить к нарушениям здоровья дезадаптационного генеза. Наблюдение педиатра, медицинской сестры и педагога показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим, и они долгое время не адаптируются в школьной жизни.

На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие школьно-значимых психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности).

Изучение состояния здоровья школьников – актуальная проблема и одно из приоритетных направлений в области охраны здоровья детей. В последние годы многие исследователи отмечают устойчивые негативные тенденции в динамике параметров здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях: рост функциональных расстройств и хронической патологии, увеличение общей заболеваемости, в том числе и так называемыми «школьными» болезнями. Доказано, что показатели состояния здоровья детей ухудшаются в процессе обучения в школе – от младших классов к старшим. Можно предположить, что этот процесс начинается уже с первого класса, особенно учитывая тот факт, что многие дети идут в школу с 6-летнего возраста, испытывая трудности в адаптации к новым условиям жизни и воспитания.

Цель исследования:анализ медицинских аспектов адаптации детей к обучению в первом классе.

Задачи исследования:

  1. Определить основы адаптации детей к обучению, выделить медицинские аспекты адаптации.

  2. Выявить особенности медицинского обслуживания первоклассников в период адаптации. Роль медицинской сестры школы.

  3. Изучить медицинские показатели адаптации у первоклассников наблюдаемые в течение учебного года

  4. Провести обследование состояния здоровья учащихся первых классов в конце учебного года

  5. Проанализировать результаты работы.

Объект исследования: состояние здоровья учащихся первых классов

Предмет исследования: медицинские аспекты адаптации к обучению у первоклассников

1.1. Общее понятие об адаптации

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация — это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация — это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.

И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, внешняя среда есть внешний стереотип. «При изменении обычного образа жизни, — отмечал И.П. Павлов, — при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового» [13].

Адаптация (приспособление) — это процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (школа, работа, отдых, и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации [13].

Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже.

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта.

Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, перенеся понятие гомеостаза с организма на личность.

В работах отечественных психологов теория адаптации получает своё дальнейшее развитие. Так, А.Н. Леонтьев, обращаясь к концепции Ж. Пиаже, возражал против «безоговорочного, без надлежащего анализа» распространения понятия гомеостаза (в значении «приспособление») на онтогенетическое развитие человека. Действительно, человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания [18].

Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации.

В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной психолого-педагогической литературе наметилось несколько основных подходов. Д.А. Андреева считает, что «адаптация означает приспособление, приноровление индивида к новым условиям, вживания в них».

Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников определяют это понятие как «процесс активного овладения социальными ролями» [18].

Здоровье человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне и низко адаптивные люди. Врожденные основы адаптивности — это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни [13].

В результате адаптационных процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер [13].

Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность.

В тоже время адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры [13].

studfiles.net

Адаптация человека – виды, понятие и факторы

Важной способностью человека во все века была адаптация. Чтобы выжить, привыкнуть к новому, научиться чему-либо, человек должен адаптироваться. Разделяют виды адаптации, которые зависят от факторов их формирования. Само понятие адаптации является актуальным на сегодняшний день в свете постоянно меняющегося мира.

Человек всегда был вынужден адаптироваться. Чтобы поймать мамонта, ему необходимо было создать оружие и разработать стратегию охоты. Чтобы выжить в условиях холода или жары, ему следовало создать определенные средства защиты своего организма. Современному человеку, к примеру, необходимо постоянно адаптироваться к новым законам или правилам общества. А если человек уезжает в другую страну, тогда адаптация считается важным элементом в процессе организации новой жизни.

Адаптация является главным этапом, который позволяет человеку вскоре привыкнуть и выработать привычки, по мнению интернет-журнала psytheater.com. Можно сказать, что даже в процессе своего взросления и жизни человек постоянно вынужден адаптироваться. Данное понятие следует связать с такими терминами, как изменение и гибкость. Человек должен менять себя, чтобы адаптироваться. При этом он должен гибко воспринимать окружающие обстоятельства, чтобы благоприятно для самого себя пройти процесс адаптации.

Что такое адаптация?

Что подразумевает под собой понятие адаптации? Это приспособление человека к окружающей среде. Осуществляется это на одном из или сразу на всех уровнях:

  • Физиологический.
  • Поведенческий.
  • Генетический.
  • Личностный.

Выглядит это как изменение человеком своего поведения в соответствии с окружающими обстоятельствами. Индивид стремится сохранить гармонию в условиях окружающей среды, к которой приспосабливается, плюс к людям, которые в ней находятся и тоже адаптируются к ней.

  1. Адаптация – это способность организма сохранять постоянство характеристик в меняющихся окружающих условиях.
  2. Адаптация – это процесс привыкания к меняющимся в окружении обстоятельствам.

Человек как существо социальное проходит адаптацию на трех уровнях: физиологическое, психологическое и социальное. Иногда они воздействуют друг на друга, а порой и не отражаются.

Многие люди говорят о приспособленности к жизни. Успешные люди гордятся данным качеством. В литературе все чаще можно прочитать о различного рода людях, адаптированных к жизни. Но что же понимается под этим словосочетанием?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к жизненному примеру, который ярко демонстрирует явление приспособленности к жизни. Многие люди могут заметить, что ученики, которые учились на отлично в школах и университетах, занимают низшие слои профессий, нежели те, кто славился «двоечником» в учебные годы. Не исключением являются случаи, когда некогда красивые женщины вдруг превращались в «серых мышек», а успешные мужчины – в бедных людей. Почему так происходит? Почему одни продолжают сохранять свой статус или развиваются, а другие, наоборот, деградируют, падают со своего пьедестала короля?

Все довольно-таки просто. Жизнь любого человека делится на периоды: младенчество, детство, школьные годы, подростковый период, студенчество, взросление и т. д. Периоды могут заключаться и в жизненных событиях: замужество, рождение ребенка, появление новых знакомых, изменение места работы, расставание с любимым или начинание новых любовных отношений. Под периодами можно понимать все, что влияет на жизненный уклад в большей или меньшей степени. Какие-то периоды легко воспринимаются индивидом, а какие-то сложно. Например, смерть близкого человека тяжелее переносится, чем знакомство с новым партнером, с которым вы увидитесь единожды в жизни.

Итак, каждый период, который меняет привычный жизненный уклад человека, влияет на него. Именно в этот самый момент, когда жизнь человека меняется малейшим образом, происходят изменения в его личности: он может остаться прежним, начать развиваться или, наоборот, деградировать. Проще говоря, прошлый образ жизни (период) помогал человеку быть успешным и красивым, а новый период не соответствует привычным действиям человека. Все, что действовало раньше, перестало действовать, и если человек не смог изменить свои привычки в соответствии с изменившимися обстоятельствами, то он превращается в неудачника.

Многие могут это связать со следующим фактором: раньше у человека была цель, ради которой он что-то делал и развивался, но когда цель была достигнута, новой цели не появилось. Поэтому человек потерял былой пыл, активность или свою успешность. К этому всему добавляется потеря активности человека, который раньше постоянно чем-то занимался и увлекался, а теперь, в связи с новыми обстоятельствами, стал пассивным, не интересующимся ничем.

Вот почему некоторые «отличники» работают на «двоечников», становясь взрослыми; вот отчего бывшие бизнесмены не всегда могут начать новое дело; вот почему некоторые былые красавицы становятся скучными и «серыми» и т. д. Их жизнь изменилась (они больше не учатся в школе; бизнеса больше нет; женщина достигла замужества) и перешла на новый этап своего становления. Только вот сами люди не были готовы к подобным изменениям: они не поставили перед собой новые цели, которые подведут их к новому росту, а также перестали проявлять активность.

На первый план, возможно, встала депрессия от потери былой славы, мнение окружающих людей, а не свое собственное, стремление чего-то достичь, бороться с собственной ленью и жить в соответствии со своими желаниями. Периоды жизни постоянно сменяют друг друга, но только к одним периодам человек готов (и тогда он становится Королем), а к другим – нет (тогда он становится несчастным и неудачливым человеком).

Чтобы в будущем не «упасть с вершины», на которую вы взобрались, следует понимать, что жизнь не всегда будет стабильной и постоянной. Необходимо быть гибким и приспособленным к переменам. Обычное течение жизни изменится, но вы можете поставить перед собой новые цели, которые будут вмещать все то, что важно для вас и чего вы хотите еще достичь, а также быть активными в их реализации. Помните, только вы можете возвысить себя или опустить. Не поддавайтесь факторам, которые вас могут лишить нужных качеств и способностей. Приспосабливайтесь к жизни: берегите то, что имеете, ставьте новые цели и активно достигайте их.

Адаптация часто становится необходимой в период достижения цели. Здесь возникают барьеры, трудности. Это и есть те самые внешние обстоятельства, к которым нужно адаптироваться. Какими способами?

  • Получить новые знания.
  • Четко поставить цель.
  • Адекватно оценить обстановку.
  • Сделать свои действия такими, чтобы устранить барьер.

Механизмами адаптации являются:

  1. Социальный интеллект – усматривание отношения, связей между объектами.
  2. Социальное воображение – создавать опыт, осознавая себя, собственные возможности и ресурсы, размещая себя в текущие обстоятельства и предопределяя будущее.

Защитными механизмами при адаптации являются:

  1. Отрицание – игнорирование травмирующего и неприятного.
  2. Регрессия – проявление инфантильного поведения.
  3. Вытеснение – стирание из памяти неприятных воспоминаний.
  4. Формирование реакции – изменение эмоциональных состояний и нерациональных импульсов на противоположные.
  5. Подавление – то же, что и вытеснение, только сознательное.
  6. Проекция – наделение других качествами, которыми обладает сам человек, только не осознает их.
  7. Рационализация – попытка интерпретировать событие так, чтобы смягчить травмирующий элемент.
  8. Идентификация – приписывание себе качества другого реального или вымышленного человека.
  9. Юмор – снижение эмоциональной напряженности путем смешных рассказов.
  10. Сублимация – преобразование инстинктов в общественно приемлемые формы поведения.

Эмоции являются регулятором того, насколько хорошо человек адаптируется. Успешность адаптации – это ощущение равновесия в физическом и психическом во внешней среде. Эмоции при этом человек испытывает уравновешенные и спокойные.

перейти наверх

Факторы адаптации

Адаптироваться человеку приходится ко многим факторам, одни из них являются естественными, другие – созданными искусственно:

  • Природные факторы: живая природа, климатические факторы, природные катаклизмы.
  • Материальная среда: окружающие предметы, автомобили, техника и прочие искусственные элементы, работа, дом.
  • Социальная среда: государство, этнос, люди.

Адаптивностью называется способность человека приспосабливаться к новым условиям. Все привыкают к одним условиям с разным темпом. Одни приспосабливаются быстро, другие  — медленнее. На это влияют два фактора:

  1. Субъективные. Включают физиологию, возраст и психику человека. Психологический фактор включает умение человека познавать, эмоционально реагировать на ситуации, практически совершать действия и мотивировать себя.
  2. Средовые. Включают то окружение, в которой человек живет: дом, люди, работа, хобби, экономика и пр.
перейти наверх

Виды адаптации

В адаптации выделяют:

  • Биологическую адаптацию. Это путь эволюции. Организм человека меняется в соответствии с той средой, где он проживает. Если организм не может приспособиться, тогда он заболевает.
  • Социальную адаптацию. Это привыкание человека к общественному распорядку, чтобы быть способным достигать личных целей. Адаптированность может выражаться в различных формах – от полного приспособления до нежелания работать или с кем-то коммуницировать. При этом человек обычно адаптируется пассивно. Однако активная (осознанная, намеренная) форма адаптации считается более приемлемой и эффективной.
  • Этническую адаптацию. Адаптация человека к тому обществу, в котором он проживает.
  • Психологическую адаптацию. Это приспособление человека в характере, поведении, мировоззрении, ценностях, что будет вызывать гармоничные и спокойные ощущения в окружающем мире.

Неприемлемыми формами адаптации являются:

  1. Девиантное поведение – антисоциальное, направленное против социума, против его правил и законов.
  2. Патологическое поведение – это невротические и психические расстройства.
перейти наверх

Итог

Человек вынужден адаптироваться всегда на различных уровнях своей жизни. Сначала человек адаптируется физиологически, привыкая к контролю за своим телом, потом к окружающей природе. Социальная адаптация начинается в тот момент, когда родители приступают к воспитанию ребенка.  При этом осуществляется психологическая адаптация, когда человек вырабатывает такие черты характера, которые помогут ему чувствовать себя гармонично в существующих условиях.

Адаптация не всегда предполагает исключительно эффективное и успешное, приемлемое поведение. Адаптироваться можно путем формирования болезни или плохого поведения, что также помогает более быстро достигать поставленных целей в имеющихся условиях.

 

psytheater.com

Общее понятие об адаптации человека

Адаптация человека к тем или иным условиям не может осуществляться изолированно от внешней среды, которые оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. Очень часто это воздействие носит отрицательный характер.

Организм человека может функционировать в очень ограниченных условиях. Например, при повышении температуры тела всего на один градус, человек начинает чувствовать себя уже некомфортно. При повышении на 5-6 градусов, могут начаться необратимые процессы.

Организм человека нормально может функционировать только при таких параметрах внешней среды, которые имеют незначительный интервал изменения характеристик.

Факторы, обуславливающие выживание человека, с одной стороны, связаны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой стороны, связаны со способностью опосредованного отражения человеком окружающей действительности. Данная способность существует благодаря нервной системе и психике, которые определяют возможность выживания человека как вида и обеспечивают процесс его адаптации.

Замечание 1

Адаптация в системе «человек – среда» помогает достичь оптимального функционирования и сбалансированности всех систем организма.

Проблему функционирования живого организма как целостной системы, одним из первых начал изучать французский физиолог К. Бернар. Он предположил, что любой живой организм существует, благодаря тому, что обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные параметры внутренней среды. Происходить это может потому, что все системы и процессы, протекающие в организме, находятся в равновесном состоянии. Организм живет и действует до тех пор, пока сохраняется равновесие и, по мнению К. Бернара, это условие свободной жизни. Эта идея Бернара позже была поддержана и развита американским физиологом У. Кэнноном и названа им гомеостазом.

Современное представление об адаптации отечественных ученых основывается на работах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина и др. Из всего многообразия определений феномена адаптации, можно назвать несколько её проявлений. Это основные проявления, которые позволяют утверждать:

  • Адаптация – это свойство организма;
  • Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям среды.

Суть процесса заключается в том, что одновременно достигается равновесие между средой и организмом;

  • Адаптация – это результат взаимодействия в системе «человек – среда»;
  • Адаптация – это цель, к которой стремится организм.

Физиологическая адаптация

В основе приспособления организма к изменению окружающих условий, лежит совокупность физиологических реакций, которые способствуют сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза. Физиологическая адаптация повышает устойчивость организма к холоду, теплу, недостатку кислорода, атмосферному давлению и др. Чтобы понимать процесс саморегуляции организма и его взаимодействие с окружающей средой, большое значение имеет изучение физиологической адаптации. Практический интерес представляют её исследования в связи с полетами человека в космос.

Физиологическая адаптация к экстремальным условиям проходит несколько стадий:

  • Явления декомпенсации, т.е. вначале преобладают нарушения функций;
  • Неполное приспособление. Организм активно занимается поиском устойчивых состояний, которые соответствуют новым условиям среды;
  • Фаза относительно устойчивого приспособления. Например, физиологическая адаптация к высоте. Тренировки к высотным условиям здесь будут играть большую роль, и помогать переносить большие перегрузки. Хорошо известно, что тренированные люди с новыми трудными условиями справляются значительно лучше.

Реактивность организма в физиологической адаптации имеет огромное значение – это исходное функциональное его состояние – возраст, тренированность, от них будут зависеть ответные реакции организма на разные воздействия. Пластичность нервной системы дает возможность организму восстанавливать контакт и равновесие в изменившихся условиях.

Те механизмы, которые раскрывают процесс физиологической адаптации, в какой-то мере позволяют понять и явления приспособления организма в ходе эволюции.

Психическая адаптация

Механизмы адаптации имеют психическую природу, поэтому психическая адаптация – это значимый уровень для обеспечения успешной адаптации человека в целом.

Адаптированная психическая деятельность, как считает отечественный психиатр Ю.А. Александровский, является важнейшим фактором, который обеспечивает человека состоянием здоровья. О «норме» можно говорить тогда, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому уровню для активной жизнедеятельности.

Психическая адаптация это своего рода результат деятельности целостной самоуправляемой системы. Совокупность отдельных компонентов обеспечивают её активность, а их взаимодействие порождает новые интегративные качества. Состояние психической адаптации и будет являться результатом функционирования всей системы. Оно дает возможность наиболее оптимально не только противостоять природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно на них воздействовать.

Как считает Р.М. Баевский, процессы адаптации поддерживают равновесие внутри организма, а также между организмом и средой, а как процессы управления они связаны с выбором функциональной стратегии, которая обеспечивает выполнение главной цели. Вообще вся система психической адаптации всегда готова к выполнению характерных для неё функций. К исходному состоянию оперативного покоя она возвращается после того, как адекватно прореагировала на фактор внешней среды, который на неё воздействовал.

Психологическая адаптация характеризуется двумя понятиями – адаптивность и не адаптивность и выражается в согласовании целей и результатов.

Возможная адаптивная направленность человека имеет разные варианты:

  • Гомеостатический вариант. Цель адаптивного исхода заключается в достижении равновесия;
  • Гедонистический вариант. Адаптивный исход заключается в получении наслаждения, избегание страдания;
  • Прагматический вариант – практическая польза, успех.

От всех других самоуправляемых систем психическая адаптация человека отличается наличием механизмов сознательного саморегулирования.

Социальная адаптация

Данная адаптация понимается двояко:

  1. Как постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
  2. Как результат активного приспособления.

Характер социальной адаптации непрерывный и связан с тем, что периодами происходит кардинальная смена деятельности индивида и его социального окружения. Можно выделить два типа адаптационного процесса:

  1. Тип активного воздействия на социальную среду;
  2. Тип пассивный. Он характеризуется конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы.

Принятие индивидом социальной роли является важным аспектом социальной адаптации – это один из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Эффективность этой адаптации зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Недостаточно развитое представление о себе может привести к нарушениям социальной адаптации или крайнему её выражению – аутизму.

Замечание 2

Таким образом, социальная адаптация это приведение к системе норм и ценностей, господствующих в данном обществе, как индивидуального, так и группового поведения.

Её осуществление происходит в процессе социализации и с помощью механизмов социального контроля, которые включают меры общественного и государственного принуждения.

В результате ускорения темпов социальных изменений, значение социальной адаптации все больше возрастает. Эти изменения могут затрагивать такие стороны жизни общества, как миграции, возрастные изменения, быстрое промышленное развитие и др.

Все три уровня адаптации между собой очень тесно связаны, они непосредственно влияют друг на друга и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.

Замечание 3

Адаптация с одной стороны, это свойство любой живой саморегулируемой системы, которая обеспечивает её устойчивость к условиям внешней среды, а с другой стороны – это динамическое образование рассматривается как процесс приспособления к условиям внешней среды.

spravochnick.ru

Адаптация человека – виды, понятие и факторы адаптации

Когда человек рождается, он еще не обладает знаниями, навыками и умениями, которые идеально подходят к совершению всех действий, приводящих к сохранению здоровью, самообеспечению, самообслуживанию и т. д. Человеку приходится учиться всему. Данное обучение можно назвать одной из форм адаптации человека, которая является обязательным процессом в любых обстоятельствах. В статье детально рассмотрено данное понятие, виды и факторы адаптации.

Понятие

Под адаптацией понимается приспособление человека к условиям и обстоятельствам окружающего мира. Целью любой адаптации является достижение гармонии при взаимодействии между человеком и другими людьми, окружающим миром. Данное понятие используется практически всю жизнь, поскольку любое изменение привычной обстановки и попадание в новые для себя условия приводят к необходимости приспособления.

Человек адаптируется к окружающему миру и людям, в то время как и окружающие люди тоже вынуждены приспосабливаться к человеку. Данный механизм является двусторонним. В этом принимают участие физиологические, личностные особенности, генетические и поведенческие факторы.

Понятие адаптации рассматривается с двух сторон:

  1. Человек привыкает к внешним обстоятельствам, в которых он пребывает.
  2. Человек саморегулирует и балансирует на фоне воздействующих на него внешних факторов.

Адаптация всегда происходит на трех уровнях:

  1. Физиологическом.
  2. Психологическом.
  3. Социальном.

Данные уровни как между собой, так и внутри друг друга поддаются взаимному влиянию.

В процессе адаптации значимую роль играют факторы, которые являются барьерами на пути достижения цели. Если человек проходит через ситуацию без существенных препятствий, тогда речь идет о конформном поведении. Если же были препятствия, через которые человек прошел или нет, речь идет об отсутствии эффективного приспособления. Человек часто проявляет защитную реакцию на ситуации, когда не достигает желаемого. Здесь важными становятся умения человека адекватно реагировать на ситуацию, оценивать, анализировать и прогнозировать, планировать свои действия, которые способны помочь в достижении гармонии, адаптации и цели.

Защитными механизмами, к которым человек прибегает в ситуации неприспособления, являются:

  • Отрицание – игнорирование неприятной или травмирующей информации.
  • Регрессия – проявление инфантильного поведения.
  • Формирование реакции – изменение положительного на отрицательное, и наоборот.
  • Вытеснение – стирание из памяти тех эпизодов, которые причиняют боль.
  • Подавление – намеренное игнорирование и забывание неприятных воспоминаний.
  • Проекция – приписывание миру или людям качеств, которыми человек сам обладает.
  • Идентификация – приписывание себе качеств другого человека или нереального персонажа.
  • Рационализация – попытка интерпретировать ситуацию так, чтобы она меньше всего травмировала личность.
  • Юмор – способ снижения эмоциональной напряженности.
  • Сублимация – преобразование инстинктивных реакций в общественно приемлемые формы.

Все это является способами адаптации, которыми часто пользуются люди в повседневной жизни.

перейти наверх

Виды

Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru выделяет 4 вида адаптации:

  1. Биологическая – процесс, когда человеческий организм эволюционирует с целью максимального приспособления к окружающему миру. Здоровье считается критерием, который указывает на адаптированность организма к нынешним условиям. Если адаптация затягивается, тогда организм заболевает.
  2. Этническая – процесс адаптации группы лиц к новым социальным, погодным, местным условиям. Проблемой может стать расистское отношение местного населения к новым лицам.
  3. Социальная – процесс приспособления к социальной среде, в которой он пребывает. Это и взаимоотношения с окружающими людьми, и трудовая деятельность, и культура, и т. д. Человек может пассивно меняться, то есть ничего в себе не менять и надеяться на судьбу, что все само наладится, а может активно действовать, что является наиболее эффективным способом. В случае неприспособления человек может сталкиваться как с недоброжелательным отношением, напряженностью, так и с нежеланием что-либо делать.
  4. Психологическая – проявляется во всех видах адаптации. Человек вынужден эмоционально и психически приспосабливаться к любым условиям, чтобы быть способным выжить и установить гармонию внутри себя.

Человек легко адаптируется, когда он лично готов к любым переменам и трудностям, с которыми он неизбежно столкнется, если чего-то не знает, не умеет, игнорирует. Адекватная реакция на происходящие изменения, готовность анализировать и трезво оценивать ситуацию, а также менять модель своего поведения в новых условиях до максимально конформного позволяют человеку приспособиться к любым условиям.

Если человек не способен удовлетворить личные потребности в имеющихся условиях (дезадаптация), в таком случае у него возникает тревога, которая часто провоцирует страх и беспокойство. Здесь человек ведет себя по-разному: начиная от адекватной оценки ситуации и изменения своего поведения до включения защитных механизмов и попыток отгородиться от негодных условий.

Если человек неадекватно реагирует на ситуацию, неправильно ее интерпретирует либо на него воздействуют непреодолимой сложности факторы, тогда может сформироваться неприемлемая форма поведения. Она бывает:

  • Девиантной – удовлетворение личных потребностей неприемлемыми для социума действиями. Поступки являются:
  1. Неконформистскими – конфликты.
  2. Новаторскими – новые способы решения ситуаций.
  • Патологической – действия, формирующие невротические и психотические синдромы. Здесь выделяют дезадаптацию – форму поведения, которая не соответствует общепринятым нормам, а также приводит к конфликтам с людьми или внутри себя.

Девиантное поведение часто прослеживается в подростковом возрасте, когда человек желает сам диктовать свое поведение. Часто здесь прослеживаются такие виды девиантного поведения:

  1. Отрицательная девиация – ложь, лень, нахальное и грубое поведение, склонность к физическому насилию, агрессивность, злоупотребление наркотическими, алкогольными и никотиновыми веществами.
  2. Положительная девиация – стремление находить новые модели и варианты решения ситуаций, экспериментирование, творчество.
перейти наверх

Факторы

Под факторами адаптации понимаются внешние условия, к которым вынужден приспособиться человек. К ним относят такие факторы:

  • Природные – погодные и климатические условия, территориальное расположение, возникновение катаклизмов.
  • Материальные – это предметы внешнего мира, которыми человек вынужден уметь пользоваться. Например, одежда, деревья, земля, автомобили и т. д.
  • Социальная – это деятельность и взаимоотношения между людьми.
  • Техногенные – факторы, которые являются побочным эффектом от деятельности человека: свалки, мусор, загрязнение атмосферы и т. д.

Каждый человек индивидуален в своих темпах адаптации. Кому-то легко дается приспособление к новым условиям, поэтому такие люди часто путешествуют. Кто-то тяжело переносит перемены, поэтому практически навсегда сохраняет ту среду обитания, в которой находится.

Психологи отмечают, что на адаптивность человека влияют такие факторы:

  1. Субъективные, которые бывают:
  • Демографическими – возраст, пол.
  • Психофизиологическими.
  1. Средовые включают:
  • Обстоятельства и условия жизнедеятельности.
  • Обстоятельства социальной среды.
  • Режим и характер деятельности.

Трудно говорить о том, что благоприятствует быстрому приспособлению. К примеру, считается, что молодым людям удается легко адаптироваться к новым условиям. Хотя пожилые люди предпочитают проживать в привычных условиях, они обладают колоссальным опытом, который помогает им находить «общий язык» с окружающей средой намного быстрее, чем молодым людям.

Роль еще играют эмоции, знания человека, его готовность к действиям и мотивированность. Обучение является одним из способов адаптации, при которой человек учится жить в новых условиях. Человек приобретает знания и нарабатывает умения, чтобы они помогали ему в новых обстоятельствах. Чем больше они соответствуют реальности, тем быстрее адаптируется человек.

перейти наверх

Итог

Адаптация человека является одной из важных механизмов, которые позволяют живому организму жить в тех условиях, в которых он пребывает. Яркими примерами отрицательного итога становятся животные, которые погибают как вид, если не приспособлены к новым климатическим условиям. Динозавры вымерли, поскольку их организмы не были приспособлены к изменившимся условиям. Так и с человеком: если он на всех уровнях не приспосабливается, в таком случае начинает погибать.

Психические расстройства можно назвать своеобразной дезадаптивностью человека. Психика нашла самый идеальный вариант для приспособления путем формирования болезни. Пока человек живет, он остается больным. Продолжительность жизни при дезадаптации значительно сокращается.

Как долго живут люди, которые адаптировались к окружающей среде? Все зависит от срока функциональности их организма, а также способности избежать ситуаций, когда они могут стать дезадаптивными.

Чем больше человек готов к трудностям и изменениям своей жизни, тем благоприятнее становится прогноз его жизни. Следует понимать, что абсолютно все люди приходят в материальный мир, не будучи к нему приспособленными. Необходимость учиться ходить на двух ногах и говорить человеческим языком являются одними из первых необходимостей, которые заставляют адаптироваться.

Почти всю жизнь человек будет вынужден приспосабливаться. Это связано больше не с природными, а с социальными факторами. Изменение окружения, друзей, политики и экономики, условия проживания заставляет находить новые способы сохранения гармонии на физиологическом и психологическом уровне. Это является естественной необходимостью каждого живого существа, если он не желает стать «изгоем» общества и объектом, которое следует уничтожить.

psymedcare.ru

Понятие адаптации

Понятие адаптации

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организмсреда «. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организмсреда » возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе » индивидуумсреда «, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация .

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя «), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса :

1). непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги) ;

2). максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности) ;

3). нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

источник неизвестен

hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *