Понятие бессознательного в психологии: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Понятие бессознательного

Бессознательное

   Бессознательное (по словарю) — совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.

 Традиционно понятие бессознательного связывают с психоаналитическим направлением. Но тем не менее, к бессознательному (т.е. протекающему вне сознания), можно отнести более широкий спектр явлений, чем его понимали Фрейд, Юнг. С точки зрения П.В. Симонова, все эти процессы правильно называть неосознаваемыми.

 Сознание (со-знание) — знание, которое с помощью слов, математических символов, обобщающих образов художественных произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Неосознаваемое — все то, что не может быть сообщено другим (связывают с отсутствием возможности вербализации).

 По П.В. Симонову неосознаваемое состоит из подсознание и сверхсознания.

 По Ю.Б. Гиппенрейтер неосознаваемое состоит из:

 — неосознаваемых механизмов сознательных действий

 — неосознаваемых побудителей сознательных действий

 — «надсознательных» процессов.

   I. Подсознание — все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях.

 По Гиппенрейтер:

 1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

 а) неосознаваемые автоматизмы:

 — первичные — врожденные или очень рано сформированные процессы;

 — вторичные — навыки. Гиппенрейтер рассматривает 3 сферы сознания: фокус, периферию и за границей — неосознаваемое: при формировании навыков процессы сначала помещаются в фокус, после чего смещаются на периферию и при окончательном заучивании выходят за границу сознания. Навыки могут быть не только в сфере моторной (пианино), но и в других: перцепция (восприятие знакомого иностранного языка), мышление (быстрое решение примеров по заученным формулам), сюда же можно отнести сверхсознание по З.Фрейду, то есть интериоризованные нормы общества и т.д.

 Функции — освобождение сознания для другой работы.

 б) неосознаваемые установки (связано с Д. Н. Узнадзе)

 Установка — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия, или к реагированию в определенном направлении.

 Опыт с шарами: 1 этап — испытуемому раз 15-18 дают в две руки 2 разных шара, 2 этап — дают одинаковые шары, испытуемый говорит, что они разные. Если 1 этап проходит под гипнозом, результат 2-го этапа тот же, значит установка, что шары все время разные, неосознаваема.

 в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий (мимика, имитация, физиологическое сопровождение эмоциональных реакций (основа детектора лжи).

 г) субсенсорная — зона чувствительности организма, вызывающая непроизвольные реакции, но не отражаемая в сознании человека.

 К свойствам этой группы неосознаваемых процессов можно отнести их большую устойчивость, консервативность, малую контролируемость (особенно в отношении физиологических сопровождений эмоционального реагирования и неосознаваемых установок).

 Проявления — поведенческие компоненты, физиологические реакции.

 2)Неосознаваемые побудители сознательных действий

 Эта область наиболее тесно связана с теорией бессознательного З.Фрейда. Сознание — предсознание — бессознательное.

 К предсознательным относятся скрытые, латентные знания, которые легко могут перейти в сознание, но в данный момент не актуализированы. Бессознательное — результат вытеснения, подавления, сопротивления; следствие действия социальных норм и запретов.

 Свойства:

 — большая энергетическая заряженность;

 — трудность перехода в сознание;

 — действенность (связано с первым).

 Проявления: 3 основные формы:

 — сновидения

 — ошибочные действия (забывание, описки, оговорки)

 — невротические симптомы (в своем роде сублимация).

 Далеко не всегда в основе симптомов лежит подавленное сексуальное влечение. Это могут быть другие неприятные переживания, вытесненные субъектом (Фрейд не мог вспомнить ресторана, название которого совпадает с именем недруга).

 Индивидуальное бессознательное по Юнгу — область, состоящая из психических элементов, ранее осознанных, но вытесненных и забытых, подавленных, а также из элементов, которые были настолько энергетически слабы, что не смогли проникнуть в сознание (например, субсенсорное восприятие). Проявление индивидуального бессознательного — через поведение — комплексы (комплекс матери, комплекс власти…)

   II. Сверхсознание или надсознание

 Психические процессы, порождающие новую, ранее не существовавшую информацию путем рекомбинации следов впечатлений, полученных извне.

 Функция — защита от преждевременного вмешательства сознания.

 Будучи вероятным по природе, сверхсознание тем не менее не случайный подбор комбинаций, оно обусловлено:

 1) ранее накопленным опытом, включая опыт предшествующих поколений;

 2) задачей или целью, которое перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблему;

 3) доминирующей потребностью.

 Свойства — качественная новизна информации, неизвестность момента завершения процесса и перехода в сознание.

 Проявления:

 1) Сверхсознание связывают с творческим процессом. В этом случае оно проявляется во внезапном (относительно внезапном — предварительно эта тема должна стать доминирующим на каком-то этапе) появлении гипотез, идей, решений… либо в художественных произведениях.

 2) К надсознательным иногда относят процессы переживания больших жизненных событий, чувств; следствие работы сверхсознания — личностные кризисы.

 3) Мифы, суеверия, верования — которые не являясь отражением действительности, тем не менее удовлетворяют потребность в упорядочивании представлений об окружающем мире. К надсознательным с этой точки зрения можно отнести коллективное бессознательное по Г.Юнгу (хотя с другой стороны можно его рассматривать и как бессознательные установки).

 4. П.В. Симонов относит к проявлениям сверхсознания юмор как чувство превосходства нового над громоздкостью устаревших норм.

Вернуться к содержанию

История бессознательного и Зигмунд Фрейд

Феномен бессознательного давно известен науке. Как можно охарактеризовать проявление души, есть ли вероятность, что это часть психики? В разное время ученные по-разному относились к понятию Бессознательного, признавая или опровергая его существования, саркастически высмеивая работы самонадеянных смельчаков. По сей день не все тайны души и тела человеческого разгаданы, не все дилеммы разрешены. История изучения бессознательного начинается с конца 19-го столетия.

Фрейд и общество

Первая половина XX века по праву золотой век психологии. Многие замечательные открытия и фундаментальные теории были созданы именно в эту эпоху. Научное сообщество кипело и бурлило, рождая новые идеи и опровергая старые аксиомы. В связи с этим Фрейда можно назвать человеком истинно своей эпохи.

С детства привыкший быть в оппозиции к обществу (в основном из-за еврейского происхождения) Зигмунд был по ту сторону признанного психологического сообщества. Постоянная критика и нелестные отзывы скептиков оставили отпечаток на жизни ученного и частной практике (потеря репутации и части клиентов). Один плюс был в таком положении — можно было быть абсолютно не зависимым в суждениях, это отличало Фрейда от оппонентов.  

В научной среде сложилось весьма неоднозначное и противоречивое отношение как к личности самого ученного, так и к его работам.

Критика научного сообщества

Многие именитые ученные XX века выказывали свое сомнение в отношении идей Фрейда.
Выделим основные из них:

УченыйКритика
Фриц ПерлзСоздатель гештальт-терапии, в авторских работах как будто бы ведет постоянный критический диалог с Фрейдом, оспаривая всевозможные стороны психоанализа [1].
Эрих ФроммОбвинял его в излишней «буржуазности» и адаптации классического психоанализа под потребности времени [2].
Альберт ЭллисПоддавшись более сильному влиянию работ Карен Хорни и Эриха Фромма, покидает ряды ярых сторонников теории психоанализа и опровергает многие его фундаментальные основы [3].
Карл КраусЛитературный критик упрекал Ф. в создании чуть ли не новой светской религии, где главная фигура преклонения — сам психоаналитик.
Карл ПопперИзвестный созданием критерия фальсифицируемости ученый. Во время изучения работ Ф., усомнился в научности психоанализа, назвал теорию незаслуживающей доверия [4].
Альфред АдлерОдин из соучастников и потенциальных продолжателей «кружка» Фрейда, неоднократно подвергал разгромной критике идеи Фрейда, что причиной их размолвки .
Карл ЮнгУход самого Карла Юнга из круга соратников Ф.
оказался ударом в спину. Раскол произошел из-за увлечения Юнгом оккультными практиками и неприятия идеи Ф. о верховенстве сексуальной составляющей в психике человека [5].
Ганс Юрген АйзенкОдин из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, так писал в своей книге: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни.» [13].

Причина такому, скорее всего не только эпатажные идеи психолога, повергшие в шок научное сообщество, но и глубокий анализ труда «первооткрывателя». Тем более, что настолько откровенно о таких интимных сторонах жизни человека раньше никто не смел заговорить.

Секс и есть самоцель всего сущего!
З. Фрейд

Бессознательное

Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.

Бессознательное в психоанализе

Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.

Что же говорится о бессознательном в психоанализе?

Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.

Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.

Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:

Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:

Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .

Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.

Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.

Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.

Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.

Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.

В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:
  • Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
  • Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.

Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.

  • Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
  • Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.

Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».

Три кита Бессознательного

Рассмотрим структуру этого загадочного и непознанного явления.

Неврозы

Что такое невроз? Как невроз связан с бессознательным? Как он проявляется? Что говорят об этом врачи?

Бессознательное (в случае невроза) — это след задержанного аффекта. Произошедшее тревожное, зачастую неприятное событие пациент пытается вытеснить из сознания. Но это невозможно, тогда событие порождает симптом.

При практике терапии, например, гипноза, гипнотизируемый вновь вспоминает об этом событии. В гипнотическом сне пациент вторично аффективно реагирует. Как следствие устранения причины симптома — наяву исчезает сам симптом или невроз. Мало-помалу пациент идет на поправку.

Введем ещё одно контекстуальное определение Б. — аффективный комплекс.

Комплекс (по Фрейду) — сцепление различных звеньев определенной ситуации, сопряженной с аффектом. При травмирующем событии аффект «сцепляется» со значимой составляющей произошедшего. Т. е. комплекс — переплетение деталей. Это могут быть знаковые моменты, события . Соответственно комплекс — явление, при котором человек недостаточно понимает произошедшую ситуацию. Именно комплекс есть та отправная точка в лечении невроза — говорит нам Фрейд.

Также рассмотрим комплекс под другим углом. Комплекс — всегда соединение Явного и Скрытого. Явное— сам симптом, Скрытое — причина симптома.

В сознании проявляется лишь симптом, в бессознательном — скрыта причина. Следую логике этих понятий цель психоанализ (по факту) — проследить путь сознательного проявления причины к её бессознательному содержанию.

Сновидения

К анализу сновидений Фрейд пришел не сразу. Проследим ход научной мысли ученого.

В ранних опытах Фрейд обычно обращался к гипнозу, но позднее категорически отказался от него в пользу анализа сновидений. И вот почему — Ф. говорит, что проблему (комплекс) человек создает себе сам, но без постороннего вмешательства не может её разрешить. Делает вывод — пациенту самому следует разрешить эту проблему {tipт. к. гипноз — измененное состояние сознания} наяву, {/tip}. а не под гипнозом .

Теперь у Ф. появляется потребность в новом методе. И тут Ф. приходит к обоснованию использования снов.

Сны — попытки фантастического исполнения вытесненных желаний. Это утверждение рассмотрим на примере детских снов, где материал нет необходимости разгадывать. В детских сновидениях есть прямое исполнение желания сновидца. Также сновидение — аффективный комплекс деталей, в нем всегда есть запоминаемая часть — симптоматическая и скрытая— бессознательная. Ф. находит метод анализа симптомов, который был назван {tipтермин был предложен учеником Ф., Карлом Юнгом } «метод свободных ассоциаций» {/tip}. Проанализируем данный термин:

  • Свободное — любое возможное;
  • «Ассоциация — зацепка, ведущая к причине симптома».

Так, сон можно назвать своеобразным ребусом. Чтобы разгадать, разделяем его на некоторые фрагменты, и относительно каждого пациент озвучивает всё, что приходит ему на ум. Вот примерное содержание сеанса психоанализа .

Ошибки обыденной жизни

Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.

Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.

Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».

А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?

Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».

Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.

Бессознательное 1914

Бессознательное встречается в многочисленных работах Ф. с завидной частотой. В послевоенное время автор пишет такие труды, как: «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное» и «Печаль и меланхолия». В одной из работ (Бессознательное, 1914 [6]) рассматривается концепция трех систем: Сознательного, Предсознательного и Бессознательного.

Работа являлась маленьким, но прорывным шагом к раскрытию тайны мозговой деятельности человека. Рассматривались две части психики — Сознательное и Бессознательное.

Такое разделение функционально обосновано. Фрейд говорит о целесообразности такого деления {tipт. е. нет частей мозга, отвечающих исключительно за сознательные или бессознательные проявления жизнедеятельности человека} не в смысле анатомии человека {/tip}, а в конкретном понимании этих терминов самим Фрейдом.

Что же подразумевает Ф. под понятиями «сознательное» и «бессознательное»? Эти термины характеризуют принадлежность {tipФ. ни в коем случае не утверждает, что какая-то часть мозга отвечает полностью или частично за бессознательные проявления или сознательные действия} протекающих процессов в какой-либо функциональной части психики {/tip}. Во избежание двусмысленности автор вносит следующие обозначения:

  • BW — сознательное;
  • UBW — бессознательное.

Есть и некоторые сложности:

Существуют такие сознательные представления, оставшись в скрытой форме, более относятся к BW. Именно о последней составляющей психики повествует текст.

В системе бессознательного нет критического отношения к представлениям, скорее наоборот. Мистическое воспринимается сродни реальному; подчас противоречащие друг другу представления мирно соседствуют; не существует здесь и понятия времени. В клиническом опыте Ф. было множество примеров проявления бессознательного в сновидениях или неврозах. Именно это принципиально отличает систему Ubw от Bw.

Содержание Ubw можно сравнить с психическими аборигенами. Если у человека имеются унаследованные психические образования, нечто аналогичное инстинкту животных, то это составляет ядро бессознательного. К ядру позже присоединяется все устраненное в период детского развития из сознания как недопустимое. Ubw не может напрямую сообщать сигналы к активности мускулам.

Bw, наоборот, оказывает прямое влияние на моторную деятельность тела человека, имеет связь с органами чувств, формирует представление о реальности. Опыт работы с шизофрениками показывает, что разрушение защитного барьера между сознательным (Bw) и бессознательным (Ubw) может приводить к искаженному восприятию реальности больным.

У других авторов

У идейного продолжателя Фрейда, Карла Густава Юнга, в большинстве работ красной нитью проходит мысль о бессознательном. Ученый вместе с анализом подхода к изучению бессознательного Фрейда развивал собственное учение о бессознательном.

Первые его работы были насквозь проникнуты мистикой, это пристрастие сопровождало Карла на протяжении всей научной деятельности. Вместе с тем как угасала его симпатия к Фрейду, появлялось все больше отсылок к символам и оккультным знакам. Это главная особенность его работ, помимо тематики бессознательного в разных контекстах.

Книга под названием «Либидо, его метаморфозы и символы» покажется более чем увлекательной поклонникам психоанализа. Именно в ней становится очевидно расхождение во мнениях Юнга с именитым учителем [7].

Если вас интересует качественная оценка разницы подходов двух ученных — произведение «Критика психоанализа» 1961 прольет свет на многие вероятно возникающие у вас вопросы. Ключевые моменты работы:

  1. Юнг опровергает силу подавления, как единственную причину расстройств психики.
  2. Вводит в трактовку образов бессознательного теологическую символику.
  3. Для него либидо уже не абсолютный синоним сексуальности.

Книга «Очерки по психологии бессознательного» — вобравшая в себя только некоторые публикации Юнга на тему бессознательного [8]. Отличительная черта — в данной книге анализ свойств психики излагается уже в ключе, авторского направления Карла Юнга, аналитической психологии. Уже представлены отсылки к теории «коллективного бессознательного», первооткрывателем которой также стал ученый. В работе Юнг излагает собственные взгляды на некоторые проблемы бессознательного, некоторые из них:

  • воля к власти, как один из ведущих источников психической энергии личности
  • Взаимодействие личного и коллективного бессознательного
  • Концепция «Анима и Анимус»

Еще одна опубликованная на русском языке книга, заложившая фундаментальные положения аналитической психологии — «Подход к бессознательному» развивает учение Юнга о коллективном бессознательном [9]. Рассматривается теория об архетипах бессознательного как источника всеобщей символики, проявляющееся как во снах (индивидуальный уровень), так и в мифах целых народов (коллективный уровень).

Живой пример практического использования теории психоанализа в ключе структурализма книга «Лакан в Японии» известного фрейдиста, Жака Лакана [10]. Он рассказывает о возможности применения психоанализа к культуре, чуждой, а иногда и прямо противоположной, западной. Лакан описывает структурирование бессознательного на основе особых свойств японского языка в сравнении с его западными аналогами.

За последний век неофрейдистами также было написано немало стоячих работ.

Современный взгляд

Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:

  • Восприятие
  • Память
  • Творчество

Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.

Литература:
  1. Bocian B. Fritz Perlsin Berlin 1893–1933. Expressionism – Psychonalysis – Judaism // Verlag Andreas Kohlhage, Bergisch Gladbach. 2010. P. 211.
  2. Фромм Э. [Fromm Е.] Величие и ограниченность теории Фрейда: пер. снем. // Серия «Классики зарубежной психологии». М.: АСТ, 2000.
  3. Ellis A., Blau S.The Albert Ellisreader: a guidetowell-beingusingrationalemotivebehaviortherapy // Carol Publishing Group. 1998. P. 306.
  4. Энциклопедия «Кругосвет»: Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. — 2016 [http://www.krugosvet.ru/]. Дата обновления: 21.02.2016. — URL: http://www.krugosvet.ru/node/38185 (дата обращения: 21.02.2016).
  5. Юнг К. Символы трансформации. М.: АСТ, 2008.
  6. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: сборник. — СПб.: Алетейя, 1998. — С.151-193.
  7. Юнг, К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2008. — 839 с.
  8. Юнг, К.Г. Очерки по психологии бессознательного / К.Г. Юнг ; пер. В.В. Зеленский. — М. : Когито-Центр, 2010. — 352 с.
  9. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг. — М. : Директ-Медиа, 2007. — 165 с.
  10. Лакан в Японии / под ред. В. Мазин, А. Юран. — СПб : Алетейя, 2012. — 116 с.
  11. Лекторский В.А.Философия и исследование когнитивных процессов. Вместо введения // Когнитивный подход. М., 2008.
  12. Герасимова И.А. Творческое сознание как дисциплинированная спонтанность // Философия науки. Вып. 12. Феномен сознания. М., 2006, С. 92-110.
  13. Ганс Айзенк, Психология: Польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел, Минск, «Харвест», 2003 г., 729.

Автор: Карина Орос
Кубанский государственный университет

Публикуется в авторской редакции

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Что такое «бессознательный» разум?

Автор: Абхиджит Бхадури

Когда мы «осознаем» что-то, мы осознаем это. Таким образом, сознательный разум в психологии относится ко всем мыслям и воспоминаниям, которые, как мы знаем, у нас есть.

Бессознательное — это психологическая концепция, направленная на противоположное. Это относится к той части нашего разума, которую мы не можем легко «услышать». Сюда входят мысли и воспоминания, о которых мы не знаем, или которые мы «подавили» (спрятали от самих себя).

Здесь используется стандартная метафора айсберга. Мы видим верхушку айсберга (сознание). Но под водой может быть огромное ледяное тело, уходящее на много километров вниз (бессознательное).

Действительно ли существует бессознательное?

Даже с развитием нейронауки мозг во многом остается загадкой.

Очевидно, что многие процессы в мозгу происходят автоматически и находятся за пределами нашего сознания. Исследования когнитивной психологии, например, доказали, что мы получаем гораздо больше информации, чем можем сознательно распознать. И это правда, что есть участки мозга, такие как миндалевидное тело, которые имеют свои собственные, разные «воспоминания» о событиях из прошлого. Кроме того, некоторые части мозга кажутся более связанными с нашим осознанием самих себя, чем другие.

Итак, мы можем сказать, что существует «бессознательная работа» мозга. Однако сказать, что существует «бессознательное», на самом деле не совсем точно . «Бессознательное» — это не нейроанатомическая структура. В мозгу нет специального «шкафа», в котором прячутся вещи. Мозг — это скорее набор систем и паттернов, причем некоторые из них сознательны, а некоторые, возможно, правильнее назвать «бессознательными».

Ссылка на «бессознательное», тем не менее, по-прежнему является хорошим «стенографическим» и ценным психологическая модель для понимания того, как мы думаем и чувствуем.

Подсознание против бессознательного

Автор: Педро Рибейру Симойнс

Это предмет непрекращающихся споров – бессознательный разум и подсознание – это одно и то же или разные?

Некоторые школы делают между ними особые различия. Это включает в себя теорию о том, что подсознание — это то место, где происходят мыслительные процессы, о которых мы не знаем, а бессознательное — это место, где мы прячем вещи, которые угрожают или подавляют, например, неприемлемые идеи и травмирующие воспоминания.

По правде говоря, когда дело доходит до психологии , Фрейд был тем, кто популяризировал оба эти термина. На самом деле он впервые использовал эти два термина для обозначения того же самого, что и . Но затем он отдавал предпочтение просто термину «бессознательное».

Сегодня большинство специалистов в области психического здоровья и ученых придерживаются термина «бессознательное».

Теория бессознательного Фрейда

Фрейд, считающийся отцом психоаналитической психотерапии, не создавал концепцию бессознательного. Идею бессознательной части нашего разума можно рассматривать как восходящую на тысячи лет назад, к таким древним текстам, как даже индуистские Веды. Но он сделал этот термин важной частью психотерапевтической мысли.

Фрейд решил, что разум состоит из трех основных частей: сознательный, предсознательный (подобно комнате ожидания для мыслей, которые мы в данный момент не осознаем, но можем вызывать при необходимости) и бессознательное.

Фрейд рассматривал бессознательное как тайник для вещей, которые, как мы чувствуем, угрожают нашему существованию, если мы примем их, или которые мы считаем иррациональными. К ним относятся желания, примитивные импульсы сексуального и агрессивного характера, тяжелые воспоминания и травматические переживания.

Чтобы никогда не столкнуться с тем, что находится в бессознательном , мы создаем то, что Фрейд называл «защитными механизмами» (подробнее об этом читайте в нашей статье, объясняющей распространенные защитные механизмы).

Инструменты психоанализа были разработаны, чтобы помочь вашему терапевту «подключиться» и интерпретировать ваше скрытое хранилище бессознательного. К ним относятся свободные ассоциации, анализ сновидений и словесные «оговорки», которые вы, возможно, слышали под названием «оговорки по Фрейду».

Модель Фрейда вызвала ожесточенные споры, особенно в связи с достижениями нейробиологии и новыми способами проведения когнитивных исследований.

Но что полезно взять из теории Фрейда и из идеи, которая до сих пор лежит в основе большинства современных «разговорных терапий», так это то, что зачастую именно наши неосознанные мысли, воспоминания и чувства делают нас несчастными и управляют поведением. которые делают нас несчастными. Использование техник, помогающих выявлять и обрабатывать такие «бессознательные» блоки, может привести к тому, что вы сделаете лучший выбор для себя и почувствуете себя лучше в целом.

У вас есть вопрос или комментарий о бессознательном? Сообщение в разделе комментариев ниже.

Карл Юнг и концепция коллективного сознания

Стивен Гимбел, доктор философии, Геттисбергский колледж

20

-й век стал свидетелем разрушения нашего представления о себе как о людях. Мы были не разделительной линией Великой Цепи Бытия, а не чем иным, как продуктом наших детских травм, предложенным трехчастной теорией разума Зигмунда Фрейда.

Согласно Фрейду, подсознание человека формируется через его отношения с определенными людьми в его жизни. Он также считал, что организованная религия, подобно государству и культуре, работает как коллективное суперэго, которое контролирует и подавляет человеческое стремление быть собой. Это понятие коллективного суперэго было расширено Карлом Густавом Юнгом.

Понятие коллективного сознания было предложено Карлом Густавом Юнгом (Изображение: Lightspring/Shutterstock)

Теории Юнга о коллективном бессознательном

Карл Юнг был лучшим учеником и ближайшим учеником Фрейда, который продолжил психоаналитическое движение Фрейда. Юнг не соглашался с Фрейдом в отношении понятия организованной религии. Он считал религиозный импульс естественной и универсальной частью человеческого сознания. Его вера в универсальное сознание была центральным различием между ним и Фрейдом, которое навсегда разделяло их.

Зигмунд Фрейд не принимал концепцию коллективного бессознательного. (Изображение: Max Halberstadt/Public domain)

В то время как Фрейд не терпел никаких идей, противоречащих его, Юнг придерживался других взглядов. Он соглашался с Фрейдом в отношении подсознания как хранилища первичных желаний. Он также верил в концепцию Фрейда о том, что многие формы неврозов являются результатом конфликтов между сознательным и бессознательным. Но он считал, что Фрейд не принял во внимание то, что он называл «коллективным сознанием» как расширение Оно. Человеческое подсознание является хранилищем не только личных переживаний и воспоминаний, но и всего человечества. Все люди имеют общее подсознание, в котором хранятся воспоминания обо всех людях, живых и мертвых.

Согласно Юнгу, мы храним воспоминания о наших предках в нашем подсознании. Мы используем это коллективное бессознательное, чтобы придать миру структуру и смысл.

Это стенограмма из серии видеороликов «Переосмысление реальности: интеллектуальные последствия современной науки». Смотрите прямо сейчас, на Вондриуме.

Что такое юнгианские архетипы?

Юнг наблюдал подобные закономерности в образах, персонажах и событиях, повторяющихся в мифах, религиях и культурных верованиях. Эти сообщества и общества вряд ли были в контакте друг с другом, но в их центральных историях фигурировали одни и те же элементы с одинаковыми ролями.

Юнг называет эти центральные элементы архетипами. Также он называл синхронистичностью повторные появления этих архетипов в культурах, изолированных друг от друга.

Карл Юнг обнаружил закономерности среди культур и обществ и назвал их архетипами. Мы получаем набор расплывчатых паттернов или архетипов. Наш разум интерпретирует мир и события, используя эти архетипы, и придает миру смысл.

Различия, которые мы видим в специфических чертах каждой культуры, связаны с тем, что каждая культура применяет эти общие архетипы на основе своих географических и исторических особенностей. Но центральные ценности необычайно общие, настолько, что мы не можем поверить, что эти культуры независимы друг от друга.

Согласно Юнгу, эти паттерны видны как в человеческом уме, так и во всем мире. Он называет их коллективными бессознательными ноуменами.

Узнайте больше о мудрости толпы.

Ноумены и явления

Ноумены были выделены Иммануилом Кантом в 18 веке от феноменов. Согласно этому немецкому философу, феномены — это опыт вещи человеком, а ноумены — реальная вещь.

Например, когда мы смотрим на ручку, мы получаем ее изображение и думаем, что знаем что-то о ручке. Но образ не имеет физического проявления; это только в нашем уме. Нет никакого способа узнать, что то, что находится в уме, похоже на реальную вещь, создающую этот образ. Действительно ли он имеет те же функции, или мы просто думаем, что функции одинаковы? Согласно Канту, метафизика бесполезна, поскольку мы имеем доступ только к явлениям. Мы никогда не можем выйти за пределы нашего разума. Поэтому мы не можем быть уверены в реальности.

Но у Юнга была другая идея. Для него коллективное бессознательное связывает разум с миром. Мы можем добраться до реальности через коллективное бессознательное, с которым связаны все человеческие виды. Юнг утверждал, что существуют любопытные совпадения, которые невозможно объяснить, пока они не являются полностью случайными. Они не могут происходить случайно и должны иметь какое-то объяснение. Мы воспринимаем их как сигналы, посланные нам Вселенной. Юнг считал, что эти синхронности показывают, что это коллективное бессознательное связывает нас.

Другое сходство между идеями Фрейда и Юнга состоит в том, что они оба изучают людей не в вакууме, а в отношении к другим существам. Для Фрейда отношения между отцом и ребенком определяют характер человеческого разума и поведения.

Последний шаг Юнга состоит в том, что он отвергает объект как индивидуальность и рассматривает его как единое целое. Объект не имеет значения сам по себе; это просто модус более широкой коллективной реальности.

Узнайте больше о том, откуда берутся характеры людей?

Общие вопросы о Карле Юнге и концепции коллективного сознания

В: Что такое теория Карла Юнга?

Теория Карла Юнга — это коллективное бессознательное. Он считал, что люди связаны друг с другом и со своими предками через общий набор переживаний. Мы используем это коллективное сознание, чтобы придать смысл миру.

В: В чем разошлись мнения Фрейда и Юнга?

Фрейд и Юнг расходились во мнениях по некоторым ключевым аспектам. Например, Юнг считал религию естественной частью человеческого сознания, а Фрейд рассматривал религию как форму коллективного невроза. Кроме того, Юнг верил в коллективное сознание, которое постоянно разделяло их.

В: Какое определение архетипа лучше всего?

Согласно Юнгу, архетипы — это сходные образы, персонажи и события, которые повторяются в мифах, религиях и культурных верованиях разных сообществ, которые вряд ли были в контакте друг с другом.

В: Что такое синхронность?

Юнг рассматривает синхронистичности как повторяющиеся появления архетипов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *