Понятие чувства и виды – Чувство — психология

Содержание

Понятие о чувствах. Виды чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

Функции чувств:

  1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
  2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
  3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
  4. функция синтезирующая основы образа — отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
  5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

Принято выделять низшие и высшие чувства:

  • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
  • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

www.psyworld.ru

Статья — Понятие и виды чувств

Содержание

Что такое чувство

Моральные чувства

Эстетические чувства

Интеллектуальные чувства

Праксические чувства

Роль чувств в жизни человека

Мотивы поведений и эмоции

Школьный и младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Что такое чувство

Понятие «чувство» охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Человек живёт и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир, природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми – одним словом, в процессе его жизни – у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.

Появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, Имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие эмоциональные отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающее определённое влияние на его действия.

Основное в чувстве – это эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или к кругу явлений. Чувство всегда направлено на тот или иной объект действительности.

Настроение же представляет собой эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) всё его поведение, помыслы, переживания.

Для аффектов характерна та стремительность, с которой они овладевают человеком. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, сказывающееся на всей его жизнедеятельности в данный момент. Аффект – это выраженная, стремительно развивающаяся эмоция.

Но под чувством мы подразумеваем также и устойчивое эмоциональное отношение, устойчивое психическое состояние человека; оно выступает как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности (или «отчуждённость» от них), Как стойкая «направленность» на них. Переживание чувства иногда может достигнуть большой силы, приобрести характер аффекта.

У настроений, эмоций, аффектов есть общее – это всё виды эмоциональных реакций. В отличие от них чувства – это те устойчивые отношения личности к окружающему, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.

Наряду с резко внешне выраженными эмоциями, мы можем встретиться с чувствами, в которых очень отчётливо проявляется наше отношение к объекту и вместе с тем это отношение мало выражается вовне, проникнуто более интеллектуальным содержанием.

Чувства органически связаны с процессом познания, ориентировки и действия в окружающей обстановке. Благодаря связи с познанием действительности они пронизываются всё более интеллектуальным содержанием.

При классификации чувств, прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, что психика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее, порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены + субъективной интерпретацией данного явления.

Исходя из этого, чувства различаются:

1. По объекту действительности, на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.)

2. По содержанию (сущность направленности чувства, характер эмоционального отношения к объекту и особенности возникающих при этом субъективных состояний).

Некоторые чувства следует выделить. Прежде всего те, которые называют высшими. Эти чувства связаны с восприятием и осознанием человеком многообразных явлений социальной жизни и культуры. Их особенности:

1. В своих развитых формах они могут достигать большой степени обобщённости.

2. Они всегда связаны с осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

Далее приведена их характеристика.

Моральные чувства

Объектом моральных чувств являются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты, жизненные события, человеческие взаимоотношения и сам человек. Моральные чувства – это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственности, отправляясь от категорий морали, выработанной обществом. Нравственное чувство возникает тогда, когда человек в своих действиях начинает исходить не из побуждений «своей воли», а из общественных требований. В результате воздействия общества на процесс воспитания человека общественные требования к его поведению переходят в сознание индивида, превращаются постепенно в его собственные требования к себе. И поэтому они входят в само переживание чувства как требования нравственного долга. Моральное чувство часто возникает на основе конкретного случая, происшествия и может ограничиться лишь эпизодическим переживанием. А может возникнуть и на основе обобщённого восприятия многих явлений действительности.

Эстетические чувства

В процессе общественного развития, общественной практики человек приобрёл способность воспринимать явления окружающего мира не только с позиции морали, но и руководствуясь принципами прекрасного, — это становится основой для возникновения эстетических чувств.

Эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства, когда человек подходит к окружающим предметам и явлениям с особой оценкой – исходя из категорий прекрасного. При этом и возникает переживание, характеризующееся специфическими чертами.

Благодаря отличию восприятия отличия явлений жизни от восприятия созданий искусства эстетические чувства, порождённые ими, приобретают специфические черты в самом переживании. Человек в произведении искусства воспринимает не саму реальность, но её отражение, в восприятии коей отсутствуют практические житейские установки и соображения.

То обстоятельство, что в эстетическое чувство включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека художественное наслаждение, но и побудить к определённым действиям и поступкам.

Интеллектуальные чувства

Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с решением тех или иных теоретических и практических задач, с процессом приобретения знаний.

По своей сути интеллектуальные чувства близки к моральным.


Праксические чувства

К праксическим относятся те чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека, делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемые деятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями её осуществления, завершением.

Поскольку труд связан с коренными жизненными запросами человека, он вызывает многообразные чувства, связанные с процессом его осуществления. При этом в эмоциональном отношении к процессу труда очень отчётливо выделяется условность выделения в целостном эмоциональном отношении к сложному социальному явлению отдельных видов чувств: моральных, эстетических, праксических.

Чем сложнее деятельность – тем многообразнее чувства, с нею связанные.

В сфере праксических чувств можно выделить творческие чувства.Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение в неё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продукта деятельности. Это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация чувств является условной и создана для удобства изучения психических явлений. Психика, как сложная и целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов и процессов, влияющих друг на друга.

Роль чувств в жизни личности

Невозможно изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувств всегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психические процессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носит субъективный характер. Впрочем, субъективность чувственного отражения не подразумевает искажённость: если рассматривать чувства в целом, станет видно, что они отражают именно те явления и события которые затрагивают человека. Более того, чувства отдельного человека часто формируются как производная от ментальности того общества, в котором живёт человек.

Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к действительности. Это сформировалось в процессе жизни человека. Восприятие человеческих отношений сквозь призму сложившихся убеждений характерно не только для взрослого, но и для ребёнка.

По степени интенсивности влияния на личность чувства бывают:

1 Эпизодическими переживаниями – мало затрагивающие сущность человека; находятся как бы на периферии внутреннего мира человека.

2 Глубокими чувствами – связанными с существенными устремлениями личности, с идеалами, мечтами… Могут быть конфликтные чувства, идущие вразрез с основными устремлениями личности. Такие конфликты могут привести к изменению некоторых личностных установок.

Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.

Чувства играют большую роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – тем интенсивнее такое самопознание.


Мотивы поведения и эмоции

Мотивы – это движущие силы поведения и поступков. Мотивом может стать возникшая у человека потребность в каких – либо предметах или вещах; мотивом может быть интерес или привычка следовать распорядкам. Некоторые чувства могут являться мотивами осуществления какой – либо деятельности, ведут к изменению поведения, поступков человека. Такие чувства носят действенный характер. Эмоции, ограничивающиеся лишь переживанием, называются недейственными. Действенные чувства могут быть как отрицательными (зависть, злость, гнев и т.д.) так и положительными (сочувствие, отзывчивость, преданность, любовь и др.).

Существенным моментом, характеризующим процесс развития чувств человека, является то серьёзное изменение, которое происходит с его нравственными чувствами.

Со временем в результате сложных, в значительной мере неосознанных психических процессов нравственные чувства могут приобрести характер «природного» чувства. И это сказывается на качестве и на особенностях проявления переживаемых чувств.

Существует связь между уровнем притязаний личности и качеством переживаемых чувств. Закономерно, что степень успешности продвижения человека к поставленной цели прямо пропорциональна количеству положительных чувств и эмоций.

Школьный и младший школьный возраст

Наилучшее понимание специфики чувств, характерных для данного периода, возможно только при изучении изменений, проходящих на протяжении всего этого возраста. Анализ доминирующих чувств позволяет увидеть те тенденции, которые характерны для наиболее существенных сторон и вызывающих наибольшие по интенсивности эмоциональные реакции.

Младенческий возраст. Эмоциональная жизнь младенца прежде всего сосредоточена на том что связано с удовлетворением \ неудовлетворением его витальных потребностей, что выражается в испытываемых им чувствах по этому поводу. Для младенца характерна импульсивная реакция на неудовлетворение той или иной потребности, общение и т.д. Эта импульсивность меняется с годами под влиянием окружающих. В младенческом возрасте формируется устойчивое эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.

Чувства дошкольника. По мере развития ребёнок начинает по-новому воспринимать окружающую действительность, изменяются и его эмоциональные реакции. Ребёнок становится более самостоятельным. Отмечается, Что ведущую роль в формировании эмоциональной сферы личности, как и всей личности вообще, играет система общественного порицания или одобрения тех или иных действий. Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, часто случайными впечатлениями. Игры, сперва предметные, а потом ещё и ролевые, также принимают участие в формировании эмоциональной сферы.

Эмоциональная жизнь младшего школьника. Этот возраст охватывает период от 7 – 8 до 11 – 12 лет и характеризуется интенсивным биологическим и психическим развитием. Все эти изменения непосредственно влияют на эмоциональную сферу. Возникают новые социальные связи, появляются новые обязанности, усложняется поведение, в частности – способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность эмоционального поведения ребёнка. Живость и непосредственность проявления чувств младшим школьником говорят не только о его эмоциональной сфере, но и о том, что следует развивать, а что – искоренять.

В этом периоде у ребёнка интенсивно формируются моральные чувства. Происходит это под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственного действия – в общем, всего того, что задевает его эмоционально. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни и получают при этом иную форму, чем у дошкольника.

Помимо всего прочего развиваются у младшего школьника и эстетические переживания. Примерно с 8 – 10 лет они становятся глубокими и стойкими.

Подростковый возраст

Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутости подростка.

Взрослые и подростки. Изменяется эмоциональное самочувствие подростка. Это относится и к его общему эмоциональному тону и к смене настроений и душевных состояний. На основе возникновения новых социальных отношений появляются и закрепляются новые виды переживаний, рождается новое эмоциональное отношение к тому, что ранее было безразлично ребёнку.

Прежде всего у подростка возникает круг острых переживаний в связи с его отношениями со взрослыми и представлений как к нему относятся взрослые. Серьёзное место в эмоциональной жизни подростка занимает также его тяга к общению со сверстниками и все связанные с этим переживания. У старшего подростка в эмоциональной жизни могут значительное место занимать переживания, связанные с его влюблённостью. Нельзя не отметить и его чувств и устремлений социального характера.

Подросток в своих притязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, часто «забегает вперёд» по сравнению со своим действительным развитием. И это обстоятельство вызывает у него иногда желания и побуждения, направленные на изменения сложившихся со взрослыми отношений.

Жажда самостоятельности, свойственная подросткам и невозможность её полного удовлетворения со стороны взрослых порождают у подростка неприязненные чувства к взрослым, такие как недовольство, раздражение, холодность… Непонимание внутренней жизни подростков со стороны взрослых порождает так называемый «конфликт отцов и детей». Вероятно, всему виной несовершенство памяти – взрослые имеют тенденцию забывать о том, что сами когда-то были подростками. Отсюда неумение и нежелание поставить себя на место другого.

Чувство коллективизма, дружба подростков. Желание иметь друзей и потребность в общении, возникающая как бы в противовес замкнутости, обусловлена у подростка в основном от ощущения того, что ему открывается очень много нового в жизни. Хочется быть понятым, кому-то доверять.

Наряду с тягой к общению со сверстниками нельзя забывать и о чувстве симпатии, о внимании к сверстникам другого пола. В условиях совместного обучения в подростковом коллективе у мальчиков и девочек возникает значительно больший интерес друг к другу, чем, например, у школьников 4 класса. Это период возникновения большой симпатии друг к другу, иногда и влюблённости.

Рост самосознания, социальные и асоциальные чувства подростков. Рост самосознания подростков приводит не только к тому, что он начинает отчётливее осознавать себя как личность, отличная от других, но и к тому, что он начинает думать о себе, о своих свойствах, чертах характера, оценивать их плохие и хорошие стороны. У подростка возникает определённое отношение к своим чувствам. Развитие подростка в этом отношении выражается не только в возросшем внимании к своему внутреннему миру, но и в стремлении получать больше знаний, больше впечатлений от окружающего. Эмоции и чувства подростка часто противоречивы, изменчивы. Рост самосознания у подростков может приводить к приступам повышенной рефлексии, которая в свою очередь приводит к депрессиям. Это очень конфликтный возраст, названный «трудным», своё название, исходя из вышесказанного, он оправдывает.

Юношеский возраст

Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют ранней юностью.

Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек – раньше, у мальчиков – позже. Иногда встречаются случаи задержки, но это – редкость.

Характерной чертой юношеского возраста является устремлённость в будущее. Эта устремлённость связана с их представлениями о нераскрытых возможностях, о способности преодолеть жизненные препятствия.

Общее эмоциональное самочувствие в этот период становится более ровным, чем у подростков; как правило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникают у подростков; нет также и скоропалительных суждений о людях.

Происходящие в годы юности серьёзные сдвиги в физическом и умственном развитии ведут к повышению интереса к своей личности. Это в свою очередь приводит к тому, что в юношеском возрасте возникает часто неточное представление о себе и о своём месте среди окружающих.

Юношеский возраст – это период наибольшего расцвета возможностей, таких как овладевание своими чувствами, эмоциональной и эстетической восприимчивостью, способности к сопереживанию.

Конечно, это время связано с дружбой и влюблённостью. Влюблённость – это такое эмоциональное отношение, которое характеризуется общим душевным подъёмом и взволнованностью влюблённого человека. Вся его внутренняя жизнь окрашивается новым светом. Дружба-любовь более сдержанна, рождена симпатией и общностью духовных интересов друзей.

ronl.org

Шпаргалка — Понятие и виды чувств

Содержание

Что такое чувство

Моральные чувства

Эстетические чувства

Интеллектуальные чувства

Праксические чувства

Роль чувств в жизни человека

Мотивы поведений и эмоции

Школьный и младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Что такое чувство

Понятие «чувство» охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Человек живёт и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир, природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми – одним словом, в процессе его жизни – у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.

Появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, Имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие эмоциональные отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающее определённое влияние на его действия.

Основное в чувстве – это эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или к кругу явлений. Чувство всегда направлено на тот или иной объект действительности.

Настроение же представляет собой эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) всё его поведение, помыслы, переживания.

Для аффектов характерна та стремительность, с которой они овладевают человеком. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, сказывающееся на всей его жизнедеятельности в данный момент. Аффект – это выраженная, стремительно развивающаяся эмоция.

Но под чувством мы подразумеваем также и устойчивое эмоциональное отношение, устойчивое психическое состояние человека; оно выступает как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности (или «отчуждённость» от них), Как стойкая «направленность» на них. Переживание чувства иногда может достигнуть большой силы, приобрести характер аффекта.

У настроений, эмоций, аффектов есть общее – это всё виды эмоциональных реакций. В отличие от них чувства – это те устойчивые отношения личности к окружающему, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.

Наряду с резко внешне выраженными эмоциями, мы можем встретиться с чувствами, в которых очень отчётливо проявляется наше отношение к объекту и вместе с тем это отношение мало выражается вовне, проникнуто более интеллектуальным содержанием.

Чувства органически связаны с процессом познания, ориентировки и действия в окружающей обстановке. Благодаря связи с познанием действительности они пронизываются всё более интеллектуальным содержанием.

При классификации чувств, прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, что психика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее, порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены + субъективной интерпретацией данного явления.

Исходя из этого, чувства различаются:

1. По объекту действительности, на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.)

2. По содержанию (сущность направленности чувства, характер эмоционального отношения к объекту и особенности возникающих при этом субъективных состояний).

Некоторые чувства следует выделить. Прежде всего те, которые называют высшими. Эти чувства связаны с восприятием и осознанием человеком многообразных явлений социальной жизни и культуры. Их особенности:

1. В своих развитых формах они могут достигать большой степени обобщённости.

2. Они всегда связаны с осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

Далее приведена их характеристика.

Моральные чувства

Объектом моральных чувств являются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты, жизненные события, человеческие взаимоотношения и сам человек. Моральные чувства – это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственности, отправляясь от категорий морали, выработанной обществом. Нравственное чувство возникает тогда, когда человек в своих действиях начинает исходить не из побуждений «своей воли», а из общественных требований. В результате воздействия общества на процесс воспитания человека общественные требования к его поведению переходят в сознание индивида, превращаются постепенно в его собственные требования к себе. И поэтому они входят в само переживание чувства как требования нравственного долга. Моральное чувство часто возникает на основе конкретного случая, происшествия и может ограничиться лишь эпизодическим переживанием. А может возникнуть и на основе обобщённого восприятия многих явлений действительности.

Эстетические чувства

В процессе общественного развития, общественной практики человек приобрёл способность воспринимать явления окружающего мира не только с позиции морали, но и руководствуясь принципами прекрасного, — это становится основой для возникновения эстетических чувств.

Эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства, когда человек подходит к окружающим предметам и явлениям с особой оценкой – исходя из категорий прекрасного. При этом и возникает переживание, характеризующееся специфическими чертами.

Благодаря отличию восприятия отличия явлений жизни от восприятия созданий искусства эстетические чувства, порождённые ими, приобретают специфические черты в самом переживании. Человек в произведении искусства воспринимает не саму реальность, но её отражение, в восприятии коей отсутствуют практические житейские установки и соображения.

То обстоятельство, что в эстетическое чувство включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека художественное наслаждение, но и побудить к определённым действиям и поступкам.

Интеллектуальные чувства

Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с решением тех или иных теоретических и практических задач, с процессом приобретения знаний.

По своей сути интеллектуальные чувства близки к моральным.


Праксические чувства

К праксическим относятся те чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека, делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемые деятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями её осуществления, завершением.

Поскольку труд связан с коренными жизненными запросами человека, он вызывает многообразные чувства, связанные с процессом его осуществления. При этом в эмоциональном отношении к процессу труда очень отчётливо выделяется условность выделения в целостном эмоциональном отношении к сложному социальному явлению отдельных видов чувств: моральных, эстетических, праксических.

Чем сложнее деятельность – тем многообразнее чувства, с нею связанные.

В сфере праксических чувств можно выделить творческие чувства.Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение в неё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продукта деятельности. Это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация чувств является условной и создана для удобства изучения психических явлений. Психика, как сложная и целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов и процессов, влияющих друг на друга.

Роль чувств в жизни личности

Невозможно изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувств всегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психические процессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носит субъективный характер. Впрочем, субъективность чувственного отражения не подразумевает искажённость: если рассматривать чувства в целом, станет видно, что они отражают именно те явления и события которые затрагивают человека. Более того, чувства отдельного человека часто формируются как производная от ментальности того общества, в котором живёт человек.

Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к действительности. Это сформировалось в процессе жизни человека. Восприятие человеческих отношений сквозь призму сложившихся убеждений характерно не только для взрослого, но и для ребёнка.

По степени интенсивности влияния на личность чувства бывают:

1 Эпизодическими переживаниями – мало затрагивающие сущность человека; находятся как бы на периферии внутреннего мира человека.

2 Глубокими чувствами – связанными с существенными устремлениями личности, с идеалами, мечтами… Могут быть конфликтные чувства, идущие вразрез с основными устремлениями личности. Такие конфликты могут привести к изменению некоторых личностных установок.

Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.

Чувства играют большую роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – тем интенсивнее такое самопознание.


Мотивы поведения и эмоции

Мотивы – это движущие силы поведения и поступков. Мотивом может стать возникшая у человека потребность в каких – либо предметах или вещах; мотивом может быть интерес или привычка следовать распорядкам. Некоторые чувства могут являться мотивами осуществления какой – либо деятельности, ведут к изменению поведения, поступков человека. Такие чувства носят действенный характер. Эмоции, ограничивающиеся лишь переживанием, называются недейственными. Действенные чувства могут быть как отрицательными (зависть, злость, гнев и т.д.) так и положительными (сочувствие, отзывчивость, преданность, любовь и др.).

Существенным моментом, характеризующим процесс развития чувств человека, является то серьёзное изменение, которое происходит с его нравственными чувствами.

Со временем в результате сложных, в значительной мере неосознанных психических процессов нравственные чувства могут приобрести характер «природного» чувства. И это сказывается на качестве и на особенностях проявления переживаемых чувств.

Существует связь между уровнем притязаний личности и качеством переживаемых чувств. Закономерно, что степень успешности продвижения человека к поставленной цели прямо пропорциональна количеству положительных чувств и эмоций.

Школьный и младший школьный возраст

Наилучшее понимание специфики чувств, характерных для данного периода, возможно только при изучении изменений, проходящих на протяжении всего этого возраста. Анализ доминирующих чувств позволяет увидеть те тенденции, которые характерны для наиболее существенных сторон и вызывающих наибольшие по интенсивности эмоциональные реакции.

Младенческий возраст. Эмоциональная жизнь младенца прежде всего сосредоточена на том что связано с удовлетворением \ неудовлетворением его витальных потребностей, что выражается в испытываемых им чувствах по этому поводу. Для младенца характерна импульсивная реакция на неудовлетворение той или иной потребности, общение и т.д. Эта импульсивность меняется с годами под влиянием окружающих. В младенческом возрасте формируется устойчивое эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.

Чувства дошкольника. По мере развития ребёнок начинает по-новому воспринимать окружающую действительность, изменяются и его эмоциональные реакции. Ребёнок становится более самостоятельным. Отмечается, Что ведущую роль в формировании эмоциональной сферы личности, как и всей личности вообще, играет система общественного порицания или одобрения тех или иных действий. Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, часто случайными впечатлениями. Игры, сперва предметные, а потом ещё и ролевые, также принимают участие в формировании эмоциональной сферы.

Эмоциональная жизнь младшего школьника. Этот возраст охватывает период от 7 – 8 до 11 – 12 лет и характеризуется интенсивным биологическим и психическим развитием. Все эти изменения непосредственно влияют на эмоциональную сферу. Возникают новые социальные связи, появляются новые обязанности, усложняется поведение, в частности – способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность эмоционального поведения ребёнка. Живость и непосредственность проявления чувств младшим школьником говорят не только о его эмоциональной сфере, но и о том, что следует развивать, а что – искоренять.

В этом периоде у ребёнка интенсивно формируются моральные чувства. Происходит это под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственного действия – в общем, всего того, что задевает его эмоционально. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни и получают при этом иную форму, чем у дошкольника.

Помимо всего прочего развиваются у младшего школьника и эстетические переживания. Примерно с 8 – 10 лет они становятся глубокими и стойкими.

Подростковый возраст

Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутости подростка.

Взрослые и подростки. Изменяется эмоциональное самочувствие подростка. Это относится и к его общему эмоциональному тону и к смене настроений и душевных состояний. На основе возникновения новых социальных отношений появляются и закрепляются новые виды переживаний, рождается новое эмоциональное отношение к тому, что ранее было безразлично ребёнку.

Прежде всего у подростка возникает круг острых переживаний в связи с его отношениями со взрослыми и представлений как к нему относятся взрослые. Серьёзное место в эмоциональной жизни подростка занимает также его тяга к общению со сверстниками и все связанные с этим переживания. У старшего подростка в эмоциональной жизни могут значительное место занимать переживания, связанные с его влюблённостью. Нельзя не отметить и его чувств и устремлений социального характера.

Подросток в своих притязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, часто «забегает вперёд» по сравнению со своим действительным развитием. И это обстоятельство вызывает у него иногда желания и побуждения, направленные на изменения сложившихся со взрослыми отношений.

Жажда самостоятельности, свойственная подросткам и невозможность её полного удовлетворения со стороны взрослых порождают у подростка неприязненные чувства к взрослым, такие как недовольство, раздражение, холодность… Непонимание внутренней жизни подростков со стороны взрослых порождает так называемый «конфликт отцов и детей». Вероятно, всему виной несовершенство памяти – взрослые имеют тенденцию забывать о том, что сами когда-то были подростками. Отсюда неумение и нежелание поставить себя на место другого.

Чувство коллективизма, дружба подростков. Желание иметь друзей и потребность в общении, возникающая как бы в противовес замкнутости, обусловлена у подростка в основном от ощущения того, что ему открывается очень много нового в жизни. Хочется быть понятым, кому-то доверять.

Наряду с тягой к общению со сверстниками нельзя забывать и о чувстве симпатии, о внимании к сверстникам другого пола. В условиях совместного обучения в подростковом коллективе у мальчиков и девочек возникает значительно больший интерес друг к другу, чем, например, у школьников 4 класса. Это период возникновения большой симпатии друг к другу, иногда и влюблённости.

Рост самосознания, социальные и асоциальные чувства подростков. Рост самосознания подростков приводит не только к тому, что он начинает отчётливее осознавать себя как личность, отличная от других, но и к тому, что он начинает думать о себе, о своих свойствах, чертах характера, оценивать их плохие и хорошие стороны. У подростка возникает определённое отношение к своим чувствам. Развитие подростка в этом отношении выражается не только в возросшем внимании к своему внутреннему миру, но и в стремлении получать больше знаний, больше впечатлений от окружающего. Эмоции и чувства подростка часто противоречивы, изменчивы. Рост самосознания у подростков может приводить к приступам повышенной рефлексии, которая в свою очередь приводит к депрессиям. Это очень конфликтный возраст, названный «трудным», своё название, исходя из вышесказанного, он оправдывает.

Юношеский возраст

Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют ранней юностью.

Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек – раньше, у мальчиков – позже. Иногда встречаются случаи задержки, но это – редкость.

Характерной чертой юношеского возраста является устремлённость в будущее. Эта устремлённость связана с их представлениями о нераскрытых возможностях, о способности преодолеть жизненные препятствия.

Общее эмоциональное самочувствие в этот период становится более ровным, чем у подростков; как правило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникают у подростков; нет также и скоропалительных суждений о людях.

Происходящие в годы юности серьёзные сдвиги в физическом и умственном развитии ведут к повышению интереса к своей личности. Это в свою очередь приводит к тому, что в юношеском возрасте возникает часто неточное представление о себе и о своём месте среди окружающих.

Юношеский возраст – это период наибольшего расцвета возможностей, таких как овладевание своими чувствами, эмоциональной и эстетической восприимчивостью, способности к сопереживанию.

Конечно, это время связано с дружбой и влюблённостью. Влюблённость – это такое эмоциональное отношение, которое характеризуется общим душевным подъёмом и взволнованностью влюблённого человека. Вся его внутренняя жизнь окрашивается новым светом. Дружба-любовь более сдержанна, рождена симпатией и общностью духовных интересов друзей.

ronl.org

Понятие и виды чувств

Содержание

 

Что такое чувство

Моральные чувства

Эстетические чувства

Интеллектуальные чувства

Праксические чувства

Роль чувств в жизни человека

Мотивы поведений и эмоции

Школьный и младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

 

Что такое чувство

 

Понятие «чувство» охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Человек живёт и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир, природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми одним словом, в процессе его жизни у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.

Появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, Имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие эмоциональные отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающее определённое влияние на его действия.

Основное в чувстве это эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или к кругу явлений. Чувство всегда направлено на тот или иной объект действительности.

Настроение же представляет собой эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) всё его поведение, помыслы, переживания.

Для аффектов характерна та стремительность, с которой они овладевают человеком. Основное в аффекте это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, сказывающееся на всей его жизнедеятельности в данный момент. Аффект это выраженная, стремительно развивающаяся эмоция.

Но под чувством мы подразумеваем также и устойчивое эмоциональное отношение, устойчивое психическое состояние человека; оно выступает как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности (или «отчуждённость» от них), Как стойкая «направленность» на них. Переживание чувства иногда может достигнуть большой силы, приобрести характер аффекта.

У настроений, эмоций, аффектов есть общее это всё виды эмоциональных реакций. В отличие от них чувства это те устойчивые отношения личности к окружающему, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.

Наряду с резко внешне выраженными эмоциями, мы можем встретиться с чувствами, в которых очень отчётливо проявляется наше отношение к объекту и вместе с тем это отношение мало выражается вовне, проникнуто более интеллектуальным содержанием.

Чувства органически связаны с процессом познания, ориентировки и действия в окружающей обстановке. Благодаря связи с познанием действительности они пронизываются всё более интеллектуальным содержанием.

При классификации чувств, прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, что психика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее, порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены + субъективной интерпретацией данного явления.

Исходя из этого, чувства различаются:

1. По объекту действительности, на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.)

2. По содержанию (сущность направленности чувства, характер эмоционального отношения к объекту и особенности возникающих при этом субъективных состояний).

Некоторые чувства следует выделить. Прежде всего те, которые называют высшими. Эти чувства связаны с восприятием и осознанием человеком многообразных явлений социальной жизни и культуры. Их особенности:

1. В своих развитых формах они могут достигать большой степени обобщённости.

2. Они всегда связаны с осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

Далее приведена их характеристика.

 

Моральные чувства

 

Объектом моральных чувств являются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты, жизненные события, человеческие взаимоотношения и сам человек. Моральные чувства это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственности, отправляясь от категорий морали, выработанной обществом. Нравственное чувство возникает тогда, когда человек в своих действиях начинает исходить не из побуждений «своей воли», а из общественных требований. В результате воздействия общества на процесс воспитания человека общественные требования к его поведению переходят в сознание индивида, превращаются постепенно в его собственные требования к себе. И поэтому они входят в само переживание чувства как требования нравственного долга. Моральное чувство часто возникает на основе конкретного случая, происшествия и может ограничиться лишь эпизодическим переживанием. А может возникнуть и на основе обобщённого восприятия многих явлений действительности.

 

Эстетические чувства

 

В процессе общественного развития, общественной практики человек приобрёл способность воспринимать явления окружающего мира не только с позиции морали, но и руководствуясь принципами прекрасного, — это становится основой для возникновения эстетических чувств.

Эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства, когда человек подходит к окружающим предметам и явлениям с особой оценкой исходя из категорий прекрасного. При этом и возникает переживание, характеризующееся специфическими чертами.

Благодаря отличию восприятия отличия явлений жизни от восприятия созданий искусства эстетические чувства, порождённые ими, приобретают специфические черты в самом переживании. Человек в произведении искусства воспринимает не саму реальность, но её отражение, в восприятии коей отсутствуют практические житейские установки и соображения.

То обстоятельство, что в эстетическое чувство включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека художественное наслаждение, но и побудить к определённым действиям и поступкам.

 

Интеллектуальные чувства

 

Интеллектуальные чувства это чувства, связанные с решением тех или иных теоретических и практических задач, с процессом приобретения знаний.

По своей сути интеллектуальные чувства близки к моральным.

Праксические чувства

 

К праксическим относятся те чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека, делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемые деятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями её осуществления, завершением.

Поскольку труд связан с коренными жизненными запросами человека, он вызывает многообразные чувства, связанные с процессом его осуществления. При этом в эмоциональном отношении к процессу труда очень отчётливо выделяется условность выделения в целостном эмоциональном отношении к сложному социальному явлению отдельных видов чувств: моральных, эстетических, праксических.

Чем сложнее деятельность тем многообразнее чувства, с нею связанные.

В сфере праксических чувств можно выделить творческие чувства. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение в неё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продукта деятельности. Это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация чувств является условной и создана для удобства изучения психических явлений. Психика, как сложная и целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов и процессов, влияющих друг на друга.

 

Роль чувств в жизни личности

 

Невозможно изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувств всегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психические процессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носит субъективный характер. Впрочем, субъективность чувственного отражения не подразумевает искажённость: если рассматривать чувства в целом, станет видно, что они отражают именно те явления и события которые затрагивают человека. Более того, чувства отдельного человека часто формируются как производная от ментальности того общества, в котором живёт человек.

Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к действительности. Это сформировалось в процессе жизни человека. Восприятие человеческих отношений сквозь призму сложившихся убеждений характерно не только для взрослого, но и для ребёнка.

По степени интенсивности влияния на личность чувства бывают:

1 Эпизодическими переживаниями мало затрагивающие сущность человека; находятся как бы на периферии внутреннего мира человека.

2 Глубокими чувствами связанными с существенными устремлениями личности, с идеалами, мечтами… Могут быть конфликтные чувства, идущие вразрез с основными устремлениями личности. Такие конфликты могут привести к изменению некоторых личностных установок.

Превращение чувства в побудительную

www.studsell.com

Понятие и виды чувств — часть 2

Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество – оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.

Чувства играют большую роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека – тем интенсивнее такое самопознание.


Мотивы поведения и эмоции

Мотивы – это движущие силы поведения и поступков. Мотивом может стать возникшая у человека потребность в каких – либо предметах или вещах; мотивом может быть интерес или привычка следовать распорядкам. Некоторые чувства могут являться мотивами осуществления какой – либо деятельности, ведут к изменению поведения, поступков человека. Такие чувства носят действенный характер. Эмоции, ограничивающиеся лишь переживанием, называются недейственными. Действенные чувства могут быть как отрицательными (зависть, злость, гнев и т.д.) так и положительными (сочувствие, отзывчивость, преданность, любовь и др.).

Существенным моментом, характеризующим процесс развития чувств человека, является то серьёзное изменение, которое происходит с его нравственными чувствами.

Со временем в результате сложных, в значительной мере неосознанных психических процессов нравственные чувства могут приобрести характер «природного» чувства. И это сказывается на качестве и на особенностях проявления переживаемых чувств.

Существует связь между уровнем притязаний личности и качеством переживаемых чувств. Закономерно, что степень успешности продвижения человека к поставленной цели прямо пропорциональна количеству положительных чувств и эмоций.

Школьный и младший школьный возраст

Наилучшее понимание специфики чувств, характерных для данного периода, возможно только при изучении изменений, проходящих на протяжении всего этого возраста. Анализ доминирующих чувств позволяет увидеть те тенденции, которые характерны для наиболее существенных сторон и вызывающих наибольшие по интенсивности эмоциональные реакции.

Младенческий возраст. Эмоциональная жизнь младенца прежде всего сосредоточена на том что связано с удовлетворением \ неудовлетворением его витальных потребностей, что выражается в испытываемых им чувствах по этому поводу. Для младенца характерна импульсивная реакция на неудовлетворение той или иной потребности, общение и т.д. Эта импульсивность меняется с годами под влиянием окружающих. В младенческом возрасте формируется устойчивое эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.

Чувства дошкольника. По мере развития ребёнок начинает по-новому воспринимать окружающую действительность, изменяются и его эмоциональные реакции. Ребёнок становится более самостоятельным. Отмечается, Что ведущую роль в формировании эмоциональной сферы личности, как и всей личности вообще, играет система общественного порицания или одобрения тех или иных действий. Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, часто случайными впечатлениями. Игры, сперва предметные, а потом ещё и ролевые, также принимают участие в формировании эмоциональной сферы.

Эмоциональная жизнь младшего школьника. Этот возраст охватывает период от 7 – 8 до 11 – 12 лет и характеризуется интенсивным биологическим и психическим развитием. Все эти изменения непосредственно влияют на эмоциональную сферу. Возникают новые социальные связи, появляются новые обязанности, усложняется поведение, в частности – способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность эмоционального поведения ребёнка. Живость и непосредственность проявления чувств младшим школьником говорят не только о его эмоциональной сфере, но и о том, что следует развивать, а что – искоренять.

В этом периоде у ребёнка интенсивно формируются моральные чувства. Происходит это под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственного действия – в общем, всего того, что задевает его эмоционально. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни и получают при этом иную форму, чем у дошкольника.

Помимо всего прочего развиваются у младшего школьника и эстетические переживания. Примерно с 8 – 10 лет они становятся глубокими и стойкими.

Подростковый возраст

Подростковый возраст (11 – 12 – 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутости подростка.

Взрослые и подростки. Изменяется эмоциональное самочувствие подростка. Это относится и к его общему эмоциональному тону и к смене настроений и душевных состояний. На основе возникновения новых социальных отношений появляются и закрепляются новые виды переживаний, рождается новое эмоциональное отношение к тому, что ранее было безразлично ребёнку.

Прежде всего у подростка возникает круг острых переживаний в связи с его отношениями со взрослыми и представлений как к нему относятся взрослые. Серьёзное место в эмоциональной жизни подростка занимает также его тяга к общению со сверстниками и все связанные с этим переживания. У старшего подростка в эмоциональной жизни могут значительное место занимать переживания, связанные с его влюблённостью. Нельзя не отметить и его чувств и устремлений социального характера.

Подросток в своих притязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, часто «забегает вперёд» по сравнению со своим действительным развитием. И это обстоятельство вызывает у него иногда желания и побуждения, направленные на изменения сложившихся со взрослыми отношений.

Жажда самостоятельности, свойственная подросткам и невозможность её полного удовлетворения со стороны взрослых порождают у подростка неприязненные чувства к взрослым, такие как недовольство, раздражение, холодность… Непонимание внутренней жизни подростков со стороны взрослых порождает так называемый «конфликт отцов и детей». Вероятно, всему виной несовершенство памяти – взрослые имеют тенденцию забывать о том, что сами когда-то были подростками. Отсюда неумение и нежелание поставить себя на место другого.

Чувство коллективизма, дружба подростков. Желание иметь друзей и потребность в общении, возникающая как бы в противовес замкнутости, обусловлена у подростка в основном от ощущения того, что ему открывается очень много нового в жизни. Хочется быть понятым, кому-то доверять.

Наряду с тягой к общению со сверстниками нельзя забывать и о чувстве симпатии, о внимании к сверстникам другого пола. В условиях совместного обучения в подростковом коллективе у мальчиков и девочек возникает значительно больший интерес друг к другу, чем, например, у школьников 4 класса. Это период возникновения большой симпатии друг к другу, иногда и влюблённости.

Рост самосознания, социальные и асоциальные чувства подростков. Рост самосознания подростков приводит не только к тому, что он начинает отчётливее осознавать себя как личность, отличная от других, но и к тому, что он начинает думать о себе, о своих свойствах, чертах характера, оценивать их плохие и хорошие стороны. У подростка возникает определённое отношение к своим чувствам. Развитие подростка в этом отношении выражается не только в возросшем внимании к своему внутреннему миру, но и в стремлении получать больше знаний, больше впечатлений от окружающего. Эмоции и чувства подростка часто противоречивы, изменчивы. Рост самосознания у подростков может приводить к приступам повышенной рефлексии, которая в свою очередь приводит к депрессиям. Это очень конфликтный возраст, названный «трудным», своё название, исходя из вышесказанного, он оправдывает.

Юношеский возраст

Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе – от 15 до 18 лет называют ранней юностью.

Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека – заканчивается половое созревание. У девочек – раньше, у мальчиков – позже. Иногда встречаются случаи задержки, но это – редкость.

Характерной чертой юношеского возраста является устремлённость в будущее. Эта устремлённость связана с их представлениями о нераскрытых возможностях, о способности преодолеть жизненные препятствия.

Общее эмоциональное самочувствие в этот период становится более ровным, чем у подростков; как правило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникают у подростков; нет также и скоропалительных суждений о людях.

Происходящие в годы юности серьёзные сдвиги в физическом и умственном развитии ведут к повышению интереса к своей личности. Это в свою очередь приводит к тому, что в юношеском возрасте возникает часто неточное представление о себе и о своём месте среди окружающих.

Юношеский возраст – это период наибольшего расцвета возможностей, таких как овладевание своими чувствами, эмоциональной и эстетической восприимчивостью, способности к сопереживанию.

Конечно, это время связано с дружбой и влюблённостью. Влюблённость – это такое эмоциональное отношение, которое характеризуется общим душевным подъёмом и взволнованностью влюблённого человека. Вся его внутренняя жизнь окрашивается новым светом. Дружба-любовь более сдержанна, рождена симпатией и общностью духовных интересов друзей.

mirznanii.com

Реферат: «Понятие и виды чувств»

Что такое чувство

Моральные чувства

Эстетические чувства

Интеллектуальные чувства

Праксические чувства

Роль чувств в жизни человека

Мотивы поведений и эмоции

Школьный и младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Что такое чувство

Понятие «чувство» охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Человек живёт и действует в реальной действительности, познавая окружающий мир, природу, людей и их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми — одним словом, в процессе его жизни — у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.

Появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, Имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие эмоциональные отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающее определённое влияние на его действия.

Основное в чувстве — это эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или к кругу явлений. Чувство всегда направлено на тот или иной объект действительности.

Настроение же представляет собой эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) всё его поведение, помыслы, переживания.

Для аффектов характерна та стремительность, с которой они овладевают человеком. Основное в аффекте — это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, сказывающееся на всей его жизнедеятельности в данный момент. Аффект — это выраженная, стремительно развивающаяся эмоция.

Но под чувством мы подразумеваем также и устойчивое эмоциональное отношение, устойчивое психическое состояние человека; оно выступает как своеобразная «привязанность» к определённому кругу явлений действительности (или «отчуждённость» от них), Как стойкая «направленность» на них. Переживание чувства иногда может достигнуть большой силы, приобрести характер аффекта.

У настроений, эмоций, аффектов есть общее — это всё виды эмоциональных реакций. В отличие от них чувства — это те устойчивые отношения личности к окружающему, которые выражаются в соответствующих эмоциональных реакциях.

Наряду с резко внешне выраженными эмоциями, мы можем встретиться с чувствами, в которых очень отчётливо проявляется наше отношение к объекту и вместе с тем это отношение мало выражается вовне, проникнуто более интеллектуальным содержанием.

Чувства органически связаны с процессом познания, ориентировки и действия в окружающей обстановке. Благодаря связи с познанием действительности они пронизываются всё более интеллектуальным содержанием.

При классификации чувств, прежде всего следует исходить из принципа материалистической психологии, что психика человека являет собой отражение им объективной действительности, существующей независимо от него. Чувства человека, будучи его личным откликом на окружающее, порождены прежде всего характером того явления, на которое направлены + субъективной интерпретацией данного явления.

Исходя из этого, чувства различаются:

1. По объекту действительности, на который они направлены (реальный или воображаемый и пр.)

2. По содержанию (сущность направленности чувства, характер эмоционального отношения к объекту и особенности возникающих при этом субъективных состояний).

Некоторые чувства следует выделить. Прежде всего те, которые называют высшими. Эти чувства связаны с восприятием и осознанием человеком многообразных явлений социальной жизни и культуры. Их особенности:

1. В своих развитых формах они могут достигать большой степени обобщённости.

2. Они всегда связаны с осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

Далее приведена их характеристика.

Моральные чувства

Объектом моральных чувств являются отдельные люди, человеческие коллективы, социальные институты, жизненные события, человеческие взаимоотношения и сам человек. Моральные чувства — это все те чувства, которые испытываются человеком при восприятии им явлений действительности под углом зрения нравственности, отправляясь от категорий морали, выработанной обществом. Нравственное чувство возникает тогда, когда человек в своих действиях начинает исходить не из побуждений «своей воли», а из общественных требований. В результате воздействия общества на процесс воспитания человека общественные требования к его поведению переходят в сознание индивида, превращаются постепенно в его собственные требования к себе. И поэтому они входят в само переживание чувства как требования нравственного долга. Моральное чувство часто возникает на основе конкретного случая, происшествия и может ограничиться лишь эпизодическим переживанием. А может возникнуть и на основе обобщённого восприятия многих явлений действительности.

Эстетические чувства

В процессе общественного развития, общественной практики человек приобрёл способность воспринимать явления окружающего мира не только с позиции морали, но и руководствуясь принципами прекрасного, — это становится основой для возникновения эстетических чувств.

Эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства, когда человек подходит к окружающим предметам и явлениям с особой оценкой — исходя из категорий прекрасного. При этом и возникает переживание, характеризующееся специфическими чертами.

Благодаря отличию восприятия отличия явлений жизни от восприятия созданий искусства эстетические чувства, порождённые ими, приобретают специфические черты в самом переживании. Человек в произведении искусства воспринимает не саму реальность, но её отражение, в восприятии коей отсутствуют практические житейские установки и соображения.

То обстоятельство, что в эстетическое чувство включаются наши нравственные оценки и чувства, объясняет тот факт, что произведение искусства может не только вызвать у человека художественное наслаждение, но и побудить к определённым действиям и поступкам.

Интеллектуальные чувства

Интеллектуальные чувства — это чувства, связанные с решением тех или иных теоретических и практических задач, с процессом приобретения знаний.

По своей сути интеллектуальные чувства близки к моральным.

Праксические чувства

К праксическим относятся те чувства, которые связаны со всеми видами практической деятельности человека, делающимися объектами эмоционального отношения. Это чувства, вызываемые деятельностью. Изменением её в ходе работы, её успешностью или неуспешностью, трудностями её осуществления, завершением.

Поскольку труд связан с коренными жизненными запросами человека, он вызывает многообразные чувства, связанные с процессом его осуществления. При этом в эмоциональном отношении к процессу труда очень отчётливо выделяется условность выделения в целостном эмоциональном отношении к сложному социальному явлению отдельных видов чувств: моральных, эстетических, праксических.

Чем сложнее деятельность — тем многообразнее чувства, с нею связанные.

В сфере праксических чувств можно выделить творческие чувства. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение в неё элементов нового, приводящего к повышению ценности создаваемого продукта деятельности. Это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств.

Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что данная классификация чувств является условной и создана для удобства изучения психических явлений. Психика, как сложная и целостная система, состоит из множества взаимосвязанных элементов и процессов, влияющих друг на друга.

Роль чувств в жизни личности

Невозможно изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности. Процесс изменения чувств всегда связан с изменениями самой личности. Чувства, как и все психические процессы, является отражением действительности. Однако такое отражение носит субъективный характер. Впрочем, субъективность чувственного отражения не подразумевает искажённость: если рассматривать чувства в целом, станет видно, что они отражают именно те явления и события которые затрагивают человека. Более того, чувства отдельного человека часто формируются как производная от ментальности того общества, в котором живёт человек.

Каждая личность характеризуется своеобразным отношением к действительности. Это сформировалось в процессе жизни человека. Восприятие человеческих отношений сквозь призму сложившихся убеждений характерно не только для взрослого, но и для ребёнка.

По степени интенсивности влияния на личность чувства бывают:

1 Эпизодическими переживаниями — мало затрагивающие сущность человека; находятся как бы на периферии внутреннего мира человека (23, «https://referat.bookap.info»).

2 Глубокими чувствами — связанными с существенными устремлениями личности, с идеалами, мечтами… Могут быть конфликтные чувства, идущие вразрез с основными устремлениями личности. Такие конфликты могут привести к изменению некоторых личностных установок.

Превращение чувства в побудительную силу, ведущую к действию, переход переживания в поступок приводят к тому, что чувство приобретает новое качество — оно закрепляется в поведении. Создаёт «нравственные привычки»; человек знает, какие чувства ему присущи.

Чувства играют большую роль и в самопознании человека, поскольку оно возникает не только на основе осмысления собственных поступков и действий, но и на основе осмысления пережитых чувств. Чем значительнее эмоциональная жизнь человека — тем интенсивнее такое самопознание.

Мотивы поведения и эмоции

Мотивы — это движущие силы поведения и поступков. Мотивом может стать возникшая у человека потребность в каких — либо предметах или вещах; мотивом может быть интерес или привычка следовать распорядкам. Некоторые чувства могут являться мотивами осуществления какой — либо деятельности, ведут к изменению поведения, поступков человека. Такие чувства носят действенный характер. Эмоции, ограничивающиеся лишь переживанием, называются недейственными. Действенные чувства могут быть как отрицательными (зависть, злость, гнев и т. д.) так и положительными (сочувствие, отзывчивость, преданность, любовь и др.).

Существенным моментом, характеризующим процесс развития чувств человека, является то серьёзное изменение, которое происходит с его нравственными чувствами.

Со временем в результате сложных, в значительной мере неосознанных психических процессов нравственные чувства могут приобрести характер «природного» чувства. И это сказывается на качестве и на особенностях проявления переживаемых чувств.

Существует связь между уровнем притязаний личности и качеством переживаемых чувств. Закономерно, что степень успешности продвижения человека к поставленной цели прямо пропорциональна количеству положительных чувств и эмоций.

Школьный и младший школьный возраст

Наилучшее понимание специфики чувств, характерных для данного периода, возможно только при изучении изменений, проходящих на протяжении всего этого возраста. Анализ доминирующих чувств позволяет увидеть те тенденции, которые характерны для наиболее существенных сторон и вызывающих наибольшие по интенсивности эмоциональные реакции.

Младенческий возраст. Эмоциональная жизнь младенца прежде всего сосредоточена на том что связано с удовлетворением неудовлетворением его витальных потребностей, что выражается в испытываемых им чувствах по этому поводу. Для младенца характерна импульсивная реакция на неудовлетворение той или иной потребности, общение и т. д. Эта импульсивность меняется с годами под влиянием окружающих. В младенческом возрасте формируется устойчивое эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира.

Чувства дошкольника. По мере развития ребёнок начинает по-новому воспринимать окружающую действительность, изменяются и его эмоциональные реакции. Ребёнок становится более самостоятельным. Отмечается, Что ведущую роль в формировании эмоциональной сферы личности, как и всей личности вообще, играет система общественного порицания или одобрения тех или иных действий. Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания, носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными, часто случайными впечатлениями. Игры, сперва предметные, а потом ещё и ролевые, также принимают участие в формировании эмоциональной сферы.

Эмоциональная жизнь младшего школьника. Этот возраст охватывает период от 7 — 8 до 11 — 12 лет и характеризуется интенсивным биологическим и психическим развитием. Все эти изменения непосредственно влияют на эмоциональную сферу. Возникают новые социальные связи, появляются новые обязанности, усложняется поведение, в частности — способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность эмоционального поведения ребёнка. Живость и непосредственность проявления чувств младшим школьником говорят не только о его эмоциональной сфере, но и о том, что следует развивать, а что — искоренять.

В этом периоде у ребёнка интенсивно формируются моральные чувства. Происходит это под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственного действия — в общем, всего того, что задевает его эмоционально. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни и получают при этом иную форму, чем у дошкольника.

Помимо всего прочего развиваются у младшего школьника и эстетические переживания. Примерно с 8 — 10 лет они становятся глубокими и стойкими.

Подростковый возраст

Подростковый возраст (11 — 12 — 15 лет) часто называют переходным. Происходят резкие перемены в физиологических и психических сферах. Те изменения, что происходят в общем развитии подростка, помогают ему решать такие задачи, которые не мог решать младший школьник. И в то же время эти изменения приводят к замкнутости подростка.

Взрослые и подростки. Изменяется эмоциональное самочувствие подростка. Это относится и к его общему эмоциональному тону и к смене настроений и душевных состояний. На основе возникновения новых социальных отношений появляются и закрепляются новые виды переживаний, рождается новое эмоциональное отношение к тому, что ранее было безразлично ребёнку.

Прежде всего у подростка возникает круг острых переживаний в связи с его отношениями со взрослыми и представлений как к нему относятся взрослые. Серьёзное место в эмоциональной жизни подростка занимает также его тяга к общению со сверстниками и все связанные с этим переживания. У старшего подростка в эмоциональной жизни могут значительное место занимать переживания, связанные с его влюблённостью. Нельзя не отметить и его чувств и устремлений социального характера.

Подросток в своих притязаниях на то, что ему может быть доверено, разрешено, часто «забегает вперёд» по сравнению со своим действительным развитием. И это обстоятельство вызывает у него иногда желания и побуждения, направленные на изменения сложившихся со взрослыми отношений.

Жажда самостоятельности, свойственная подросткам и невозможность её полного удовлетворения со стороны взрослых порождают у подростка неприязненные чувства к взрослым, такие как недовольство, раздражение, холодность… Непонимание внутренней жизни подростков со стороны взрослых порождает так называемый «конфликт отцов и детей». Вероятно, всему виной несовершенство памяти — взрослые имеют тенденцию забывать о том, что сами когда-то были подростками. Отсюда неумение и нежелание поставить себя на место другого.

Чувство коллективизма, дружба подростков. Желание иметь друзей и потребность в общении, возникающая как бы в противовес замкнутости, обусловлена у подростка в основном от ощущения того, что ему открывается очень много нового в жизни. Хочется быть понятым, кому-то доверять.

Наряду с тягой к общению со сверстниками нельзя забывать и о чувстве симпатии, о внимании к сверстникам другого пола. В условиях совместного обучения в подростковом коллективе у мальчиков и девочек возникает значительно больший интерес друг к другу, чем, например, у школьников 4 класса. Это период возникновения большой симпатии друг к другу, иногда и влюблённости.

Рост самосознания, социальные и асоциальные чувства подростков. Рост самосознания подростков приводит не только к тому, что он начинает отчётливее осознавать себя как личность, отличная от других, но и к тому, что он начинает думать о себе, о своих свойствах, чертах характера, оценивать их плохие и хорошие стороны. У подростка возникает определённое отношение к своим чувствам. Развитие подростка в этом отношении выражается не только в возросшем внимании к своему внутреннему миру, но и в стремлении получать больше знаний, больше впечатлений от окружающего. Эмоции и чувства подростка часто противоречивы, изменчивы. Рост самосознания у подростков может приводить к приступам повышенной рефлексии, которая в свою очередь приводит к депрессиям. Это очень конфликтный возраст, названный «трудным», своё название, исходя из вышесказанного, он оправдывает.

Юношеский возраст

Это период жизни человека от 15 до 22 лет. Годы обучения в школе — от 15 до 18 лет называют ранней юностью.

Характеризуется период ранней юности тем, что в этот период заканчивается известная ломка в биологическом развитии человека — заканчивается половое созревание. У девочек — раньше, у мальчиков — позже. Иногда встречаются случаи задержки, но это — редкость.

Характерной чертой юношеского возраста является устремлённость в будущее. Эта устремлённость связана с их представлениями о нераскрытых возможностях, о способности преодолеть жизненные препятствия.

Общее эмоциональное самочувствие в этот период становится более ровным, чем у подростков; как правило, нет резких аффективных вспышек, которые нередко возникают у подростков; нет также и скоропалительных суждений о людях.

Происходящие в годы юности серьёзные сдвиги в физическом и умственном развитии ведут к повышению интереса к своей личности. Это в свою очередь приводит к тому, что в юношеском возрасте возникает часто неточное представление о себе и о своём месте среди окружающих.

Юношеский возраст — это период наибольшего расцвета возможностей, таких как овладевание своими чувствами, эмоциональной и эстетической восприимчивостью, способности к сопереживанию.

Конечно, это время связано с дружбой и влюблённостью. Влюблённость — это такое эмоциональное отношение, которое характеризуется общим душевным подъёмом и взволнованностью влюблённого человека. Вся его внутренняя жизнь окрашивается новым светом. Дружба-любовь более сдержанна, рождена симпатией и общностью духовных интересов друзей.

referat.bookap.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *