Понятие о чувствах и эмоциях
К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
О связи эмоциональных переживаний с процессами жизнедеятельности организма было известно уже давно. Аристотель полагал, что познавательные процессы реализуются только «душой», а эмоциональные – совместно «душой» и «телом». В XVII в. Декарт (1950) постулировал, что страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника».
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Эмоции тесно связаны с потребностями. При удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» ? сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, ? так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.
По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс (Крылов). По Р.С. Немову, к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Различают несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей.
Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица, пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» ? выражение эмоций в интонации и тембре голоса).
Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции в свою очередь обусловлены индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.
Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, поза, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Влияние эмоций на человека
Разум и тело требуют действия. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, – мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.
(Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание.) То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Последние исследования в области нейрофизиологии показывают, что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. (Если в течение долгого времени человек испытывает злость, тревогу или депрессию – даже если эти эмоции слабо выражены, – то у человека больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию.)
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.
Эмоции и развитие личности. При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоции и развития личности нужно учитывать 2 фактора:
- влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции;
- индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере, т.е. навыки выражения эмоции.
Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок встречают разный прием в мире сверстников и взрослых.
От эмоций, которые чаще всего испытывает человек, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, эмоциональность сказывается даже на интеллектуальном развитии.
Эмоции и секс. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом, презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.
Эмоции супружества и родительское чувство. Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют способ ухаживания и выбор партнера для совместной жизни. Человек, выбирая партнера, стремится к тому, чтобы эмоциональные переживания и экспрессия потенциального спутника жизни не шли в разрез с его переживаниями и способами выражения эмоций, с другой стороны, предпочтение зачастую отдается человеку со сходным эмоциональным профилем, с теми же способами эмоциональной экспрессии. Эмоции во многом определяют родительские чувства и установки. Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций.
Наиболее общими и фундаментальными принципами человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление, деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретным действиям.
psyera.ru
Понятие об эмоциях и чувствах
1.1.Определение эмоций и чувств.
Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами ппознавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада — это разнообразные чувства и эмоции. Они— одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. «Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли…» — отмечает Ф. Энгельс.
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Чувства и эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства — это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.
Источниками эмоций и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.
Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.
Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.
1.2.Основные функции чувств и эмоций.
Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.
Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешают протеканию деятельности, блокируют ее.
Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В не меньшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в «безобидные» процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.
Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности.
Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и легко доступными восприятию других людей.
Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические проявления—тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.
В далеком прошлом у животных — предков человека,— указывал Дарвин, выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В процессе исторического развития человечества изменялись формы взаимоотношений людей с внешним миром, утратили свое прежнее значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение — они являются одной из форм общения. По ним мы узнаем о переживаемых чувствах. Нередко учитель пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие, определенным образом повлиять на учащихся.
Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами их выражения. Чем старше человек и тоньше, богаче его переживания, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек очень искусно научается управлять своими переживаниями и проявлениями. Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые переживания.
В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности. В воспоминаниях часто говорят о Ф. И. Шаляпине как о великом мастере мимики и жестов, который, пользуясь ими, создавал яркие сцены. Совершая первую поездку за границу и не зная английского языка, вспоминал В. Римский-Корсаков, Федор Иванович однажды обратился к англичанам — соседям по столику в ресторане—с небольшим спичем, подражая интонациям английского языка. Конечно, этот спич не имел ни малейшего смысла и содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане поняли его и, едва не приняв за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора Ивановича остался так же непонятным, как и его собственная «английская» речь.
1.3.Основные качества эмоций и чувств.
Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.
Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.
Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные или неопределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.
Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.
Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций и чувств — их полярность. Полярность — это двойственное (или амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чувств (радость—грусть, любовь—ненависть, обаяние — отвращение). Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают, сложны и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением. Если возникают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства. Находясь в Седлецкой тюрьме — Ф. Э. Дзержинский писал своей сестре: «…Я чувствую себя счастливым в страдании и хочу этим счастьем поделиться с тобой… Я думаю, о тебе и вместе с тобой люблю твоих детей и мучаюсь за них…».
mirznanii.com
Эмоции и чувства, Понятие об эмоциях и чувствах
Ключевые понятия темы:
чувства, эмоции, стенические чувства, астенические чувства, чувственный тон, настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, нравственные чувства, интеллектуальные чувства, эстетические чувства, праксични чувства
Понятие об эмоциях и чувствах
Деятельность человека, его поведение всегда вызывают появление определенных эмоций и чувств — положительное или отрицательное отношение к ней. Отношение к действительности отображается в мозге и переживается как удовольствие я или неудовлетворение, радость, печаль, гнев, стыд. Такие переживания называют эмоциями, чувствомми.
Эмоции и чувства осуществляют сигнальную и регулирующую функции, побуждают человека к знаниям, труду, поступков или удерживают ее от негативных поступков
Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. К. Д. Ушинский писал, что»ни слова, ни мысли, даже поступки наши не выражают так чувства на ас самих и наше отношение к миру, как наши чувствачування».
. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не тождественны
. Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности
Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в стекла адни эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они — результат осознания объекта, который обусловил их появление, понимания их жизненного значения, например, переживания удовольствия при восприятии музыки, пейзажзажу.
Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или отрицательные эмоции — радость, любовь, гордость, печаль, гнев, стыд то. ОЩ.
Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью
В чувствах проявляется отношение личности к труду, событий, другим людям, к самому себе. По качеству переживаний отличают одни эмоции и чувства от других, например, радость и гнев, стыд, негодование я, любовь тощо.
Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут иметь противоположный проявление:»радость — горе»,»любовь — ненависть»,»симпатия -. Антип. Патио»,»удовольствие — неудовольствие»Полярные переживания имеют ярко выраженный положительный или отрицательный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувство разного уровня активностивикликають почуття різного рівня активності.
Различают стенични эмоции и чувства — те, которые усиливают активность, побуждают к деятельности, и астенические — угнетающие человека, ослабляют его активность, демобилизуют
зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния и отношения к ситуации и объектов, вызывающих переживания, эмоции и чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают довготрива алыми или кратковременным.
Характерной особенностью эмоций и чувств является то, что они охватывают личность полностью. Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в единое целое всех функций организма, эмоции и чувства с сигнализируют о полезных или вредных воздействиях на организм. Благодаря этому они имеют универсальное значение для жизни организмму.
Охватывая все разновидности переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального ощущение жизни, эмоции могут стать как положительным фактором жизнедеятельности, усиливающих или активность организма, так и отрицательным, подавляя все функции.
Известный физиолог. П. К. Анохин установил, что эмоции, именно долговременные негативные эмоции (страх, переживание боли и т.д.), играют решающую роль в развитии так называемых неврогенных заболеваний
Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как необходимость в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в различных их вариациях. Характер пережил колебаний предопределяется отношением личности к потребностям и обстоятельств, которые способствуют или не способствуют их удовлетворениюню.
Потребности человека и животных отличаются по своему содержанию, интенсивностью и способом их удовлетворения. Это предопределяет различие эмоций людей и животных, даже таких, которые являются общими для людей и животных-гнев в, страх, радость, печаль и т.д.. Человеческие эмоции корне изменились в процессе исторического развития человека, они получили чисто человеческих черт, своеобразных особенностей. Голод, например, переживается человеком не так, как животным. Человек в зависимости от обстоятельств может сдерживать свой голод, отказываться от ешь їжі.
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, которые не свойственны животному. Животные эмоции остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал. Ч. Дарвин, присущее только человекині.
Эмоции и чувства человека взаимосвязаны с ее деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания в связи с отношением к ней и ее результатов, а эмоции и чувства также стимулируют человека к д деятельности, придают ей силу, становятся внутренним побуждением, ее мотивам.
Чувство обогащают жизнь человека. Идеи без чувств — холодные,»светят, и не греют», лишены жизненности и энергии, не способны к воплощению
Убежденность без чувств невозможна
uchebnikirus.com
Чувства. Соотношение понятий «чувства» и эмоция» Характеристики видов чувств
Житейское понятие слова «чувство» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, то есть оценочного отношения к каким-либо объектам. «Чувство – выражение человеком долговременного оценочного отношения». 1)Например, можно получить удовольствие (удовлетворение) от выполненного задания, т.е. испытывать положительную эмоцию, а можно быть удовлетворенным своей профессией, иметь к ней положительное отношение, т.е. испытывать чувство удовлетворенности.
Чувства и эмоции тесно взаимосвязаны. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка ,будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того , каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость.
Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и тоже чувство может выражать разные эмоции. Доказательством их нетождественности являются и боле поздние проявления чувств в отногенезе по сравнению с эмоциями.
Чувства – более сильные эмоциональные переживания, чем настроения. Когда мы говорим, что человек испытывает чувство, а не настроение, этим мы указываем, прежде всего, на интенсивное, ясно выраженное, вполне определенное эмоциональное переживание: человек не просто испытывает удовольствие, а переживает радость; у него не просто настроение, в котором выражается какая-то неопределенная тревога, – он испытывает страх.
Чувства длятся не так долго, как настроения. Их длительность ограничена временем непосредственного действия причин, которые их вызывают, ______
2). Дружинин В.Н.. Психология. СПб:Питер.2009.- с.135.
или воспоминания обстоятельств, которые вызывали данное чувство.
Например, зрители на стадионе испытывают сильные чувства, наблюдая интересующее их футбольное состязание, но эти чувства проходят по окончании матча. Мы можем вновь испытать то или иное чувство, если в нашей памяти возникнет мысль об объекте, вызвавшем в ‘свое время это чувство.
Характерной особенностью чувств является то, что причины, их вызвавшие, всегда ясны для человека, который эти чувства переживает. Это может быть полученное нами письмо, достижение спортивного рекорда, успешное выполнение работы и т. д. В основе чувств лежат сложные нервные процессы в высших отделах коры головного мозга: по словам И.П. Павлова, чувства «связаны с самым верхним отделом и все они привязаны ко второй сигнальной системе»1). «Безотчетное чувство» – термин, не соответствующий психологическим особенностям чувств, которые всегда выступают как осознанные переживания. Этот термин с полным основанием может быть применен к настроениям, а не к чувствам.
Строго дифференцированная связь эмоционального переживания с конкретными предметами, действиями, обстоятельствами,его вызывающими. Чувства не имеют диффузного характера, свойственного настроениям. Мы испытываем чувство удовольствия при чтении именно этой книги, а не другой; занимаясь любимым видом спорта, мы испытываем удовлетворение, которое не распространяется на его другие виды, и т. д. Чувства самым тесным образом связаны с деятельностью, например, чувство страха вызывает желание бежать, а чувство гнева – желание бороться. Этот «предметный» характер чувств имеет большое значение при их воспитании: чувства развиваются, делаются более глубокими и совершенными в результате близкого ознакомления с предметами, их вызывающими, систематического упражнения в данном виде деятельности и т. д.
Чувства отличаются сложностью и многообразием эмоциональных переживаний. В зависимости от их содержания и причин, их вызывающих, они делятся на низшие и высшие.
Низшие чувства связаны преимущественно с биологическими процессами в организме, с удовлетворением или неудовлетворением естественных потребностей человека. Примером низших чувств могут быть удовольствие или страдание, испытываемые при жажде, голоде, сытости,
______
2)..Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер.2011.- с.297.
пресыщенности, а также при различных видах мышечной деятельности, в зависимости от степени мышечного напряжения или мышечной усталости.
Высшие чувства подразделяются на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.
Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.
Интеллектуальными называются чувства, связанные с познавательной деятельностью человека, они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники.
Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Эстетические чувства –это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического.1)
Симпатии – это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) отношение к кому- или чему-нибудь( другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказании. Внимания, помощи (альтруизму). Условием возникновения симпатии является территориальная близость. Она создает доступность контактов с другим человеком. А это позволяет людям находить друг в друге то, что им нравится, что их роднит, оказывать друг другу знаки внимания. Причины возникновения симпатий могут быть осознанными и мало осознанными. К первым относятся общность взглядов, идей, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Ко вторым – внешняя привлекательность. Черты характера, манера поведения и т.п..
Антипатия — чувство крайне противоположное симпатии.
Привязанность-это чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь.
Дружба-это избирательное чувство привязанности.
Любовь-это интимная привязанность, обладающая большой силой,
______
1). Дружинин В.Н.. Психология. СПб: Питер.2009.- с.136.
настолько большой, что утрата объекта привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты бессмысленным.
Враждебность – это неприязненное отношение к тому, к кем человек находится в конфликте.
Зависть – это неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица.
Ревность – это подозрительное отношение к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности либо знание его неверности.
Чувство благодарности (признательности) – это положительное отношение к другому человеку за оказанную субъекту услугу.
Удовлетворенность – это устойчивое долгосрочное положительное эмоциональное отношение (установку) человека к чему-либо, возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения в какой-то сфере жизни и деятельности и высказываемое в форме суждения.
Счастье – это высокий уровень удовлетворенности и личного благополучия в жизни.
Чувство собственного достоинства – есть не что иное, как уважение своих нравственных качеств в самом себе, т.е. положительное отношение к себе как личности.1)
Итак, «чувства – это устойчивые эмоциональные образования, имеющие объективный (предметный) характер. Чувство может продуцировать широкий спектр конкретных эмоций. 2)
______
1). Ильин Е.П.. Эмоции и чувства. СПб: Питер.2011.- с.313-360.
2) Нуркова В.В.,Березанская Н.В. Психология.М.:Юрайтизд.2011, с.175
megaobuchalka.ru
Эмоции и чувства, Понятие эмоции и чувства, их особенности
Понятие эмоции и чувства, их особенности
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, которые его окружают: к вещам, людям и к самому себе. Одни явления действительности вызывают радость, восторг, другие — тоску, грусть, раств ложь. Такие переживания называют эмоциями и чувствомми.
Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности
Эмоции и чувства органически связаны, но по содержанию и форме переживания они не тождественны. Отношение человека (положительное или отрицательное) к действительности отражается в мозгу и переживается как удовольствие я або
«Ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ярко нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства»
. К. Д. Ушинский
недовольство, радость, печаль, гнев, стыд. Такие переживания называют эмоциями
. Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности, реакция психики на удовлетворение или неудовлетворение потребности
Эмоция — это простое, непосредственное, поверхностное, короткоплинне переживания человека в данный момент. Различают простые и сложные эмоции. Переживание удовольствия от еды, бодрости, усталости, боли — это простые е эмоции. Они свойственны и людям, и животным. Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они — результат осознания объекта, который обусловил их появление, понимания их жизненного значения, например, переживания удовольствия во время восприятия музыки, пейзажйзажу.
Более глубокие и стойкие формы отношения к действительности называют чувствами
. Чувство-это специфически человеческий, обобщенный, высокий, глубокий уровень переживаний лицом своего отношения к себе, к событиям, лиц, предметов, которые были, есть и будут
Чувство является специфически человеческой формой проявления аффективной сферы психики, поскольку способность к их переживания сформировалась в процессе развития человека как социального существа. Новорожденный еще не имеет возможности и испытывать чувство, она формируется в процессе развития ребенка и его взаимодействия с социумом. Чувство имеют большую глубину и устойчивость переживаний и могут сопровождаться проявлениями различных эмоций (так, п ры любви как чувстве человек переживает и радость, и печаль, и гнев и другие эмоцииї).
Переживания не могут возникнуть без причины. Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями. Потребности человека и животных ре изняться по содержанию, интенсивностью и способом их удовлетворения, что предопределяет различие эмоций людей и животных, даже таких, которые являются общими для них: гнев, страх, радость тощощо.
У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, которые не свойственны животному. Животные эмоции остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Эмоции и чувства человека связаны с деятельностью: деятельность вызывает различные переживания, последние же, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют ее. Чувство обогащают жизненно я человекини.
Эмоции и чувства как переживания человека
составляют проявления аффективной сферы личности. Каждый человек имеет круг своих предпочтений, симпатий и антипатий: одна эмоционально очень чувствительная, умеет сопереживать, другая не обращает внимания на чувства и эмоциональные ный состояние другого человека, не считает это существенным, одна умеет контролировать интенсивность проявлений своих эмоций и чувств, другая же является несостоятельной к этому, одна умеет проявлять огромную гамму переживаний, другие и это недоступно. Каждая личность живет в своем аффективном пространстве, в котором строятся все ее взаимосвязи с окружающим миром, что отражается на проявлениях психического, вызывая неповторимость лица стости эмоции и чувства присущи следующие особенноститі:
. Аффективный пространство — это эмоции и чувства личности, ее стремление и желание, его переживания, связанные с познанием и самопознанием, непосредственно влияет на действия, поступки и всю жизнь личности
. Рис 281. Свойства эмоций и чувств
uchebnikirus.com