Вопрос 41. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.
Понятие мышления.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.
Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.
Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.
Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:
Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците.
Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.
Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.
Мыслительные операции. Формы мышления.
1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)
2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое
3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия
4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам
5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.
6. Конкретизация — это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.
Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)
Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.
Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.
Обобщенность и опосредованность мысли.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.
Виды мышления.
Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.
Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.
Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)
Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)
Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением репродуктивным.
Критическое мышление – представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.
Пралогическое мышление— понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.
При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)
Вербально – логическое мышление – один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.
Пространственное мышление – совокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.
Интуитивное мышление – один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.
Также существует непроизвольное и произвольное мышление.
Возможности классификации.
(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.
Могут выделять таким образом:
по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;
по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;
по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное
по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.
Общая психология — Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления
« Предыдущий вопрос
Состав памяти
Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т. д.
Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать
на телефон шпаргалки по общей психологии.
Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html,
а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления
Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.
Анализ – мыслительная опера
Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Черты мышления:
1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;
2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме.
3) опосредованно отражает окружающий мир
К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют;
б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например археологические раскопки
в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу чтобы узнать температуру воздуха;
4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации
5) расширяет границы познания;
6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения
По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).
В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое). По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий. Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов. Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений. Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием. Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные. Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д. Суждения подразделяются на общие, частные, единичные. Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»). Частные – только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»). Единичные – речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»). Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.
3.1 Типы мышления – Успех в колледже
Цели обучения
- Понимать, что существуют разные типы мышления.
- Определите, как каждый тип мышления способствует обучению.
Так что же представляют собой различные типы мыслительных навыков и что мы делаем, когда применяем их? В 1950-х годах Бенджамин Блум разработал классификацию навыков мышления, которая до сих пор полезна; она известна как таксономия Блума. Он перечисляет шесть типов навыков мышления, ранжированных в порядке сложности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Рисунок 3.2 «Типы навыков мышления» описывает каждый навык и то, что связано с этим типом мышления, обновленный Лорином Андерсоном и Дэвидом Кротволем.
В раздумьях | Что это включает в себя |
---|---|
1. Запоминание и припоминание | Извлечение или повторение информации или идей из памяти. Это первый и самый базовый навык мышления, который вы развиваете (начиная с раннего возраста с изучения цифр, букв и цветов). |
2. Понимание | Интерпретация, построение значения, вывод или объяснение материала из письменных, устных или графических источников. Чтение является наиболее распространенным навыком понимания; эти навыки развиваются, начиная с раннего образования. |
3. Подача заявления | Использование изученного материала или применение материала в новых ситуациях. Этот навык обычно используется, начиная со средней школы (в некоторых случаях раньше). |
4. Анализ | Разбивка материала или концепций на ключевые элементы и определение того, как части соотносятся друг с другом или с общей структурой или целью. Умственные действия, включенные в этот навык, включают изучение, противопоставление или дифференциацию, разделение, категоризацию, экспериментирование и вывод. Скорее всего, вы начали развивать этот навык в старшей школе (особенно на курсах естественных наук) и будете продолжать практиковать его в колледже. |
5. Оценка | Оценка, вынесение суждений и выводов на основе идей, информации или данных. Критика ценности и полезности материала. Этот навык охватывает большую часть того, что обычно называют критическим мышлением; этот навык будет часто применяться во время обучения в колледже и после него. Критическое мышление является первой темой этой главы. |
6. Создание | Соединение частей или реорганизация их новым способом, формой или продуктом. Этот процесс является наиболее сложной психической функцией. Этот навык поможет вам выделиться в колледже и пользуется большим спросом на рынке труда. Креативное мышление — вторая тема этой главы. |
Все эти мыслительные навыки важны для работы в колледже (а также для жизни в «реальном мире»). Вероятно, у вас уже есть большой опыт работы с навыками мышления более низкого уровня (желтая секция). Навыки среднего уровня — это навыки, с которыми вы будете много практиковаться в колледже, и, возможно, вы уже находитесь на пути к их освоению. Навыки мышления более высокого уровня (красная секция) являются наиболее требовательными, и вам нужно будет приложить целенаправленные усилия для их развития.
В этой книге мы даем советы, которые помогут вам развить мыслительные способности. Вы прочитали о цикле обучения и важности применения ваших знаний. Вы узнаете советы для , запоминая информацию из своих заметок и занятий. Подготовка к уроку требует от вас анализа того, что вы знаете и что вам нужно выучить. Разделы по аудированию и чтению помогут вам развить навыки понимания . Ищите эти советы и практикуйте их.
В этой главе мы сосредоточимся на критическом мышлении (оценке) и творческом мышлении. Они заслуживают особого внимания, потому что они, вероятно, будут навыками, с которыми вы будете меньше всего практиковаться. Это навыки, наиболее полезные для успеха в колледже и в «реальной жизни». Креативное мышление поможет найти возможные решения проблем и новые идеи. Критическое мышление поможет вам решить, какие из этих идей наиболее ценны и заслуживают реализации.
Ключевые выводы
- Мы используем разные типы мыслительных навыков для удовлетворения различных потребностей, и эти навыки классифицируются в таксономии Блума.
- С детства вы используете множество мыслительных навыков.
- Два очень важных навыка мышления, которые вам необходимо развить для достижения успеха в колледже и в жизни, — это критическое (или оценочное) мышление и творческое мышление.
Андерсон, Л. В., и Дэвид Р. Кратвол, ред., Таксономия обучения, преподавания и оценки: пересмотр таксономии образовательных целей Блума (Бостон, Массачусетс: Allyn & Bacon, 2001).
15 типов мышления и их характеристики
8 минут
Хорошее мышление позволяет жить лучше. Один из способов добиться этого — узнать, какие типы мыслей может производить ваш мозг.
Написано и проверено психологом Валерией Сабатер .
Последнее обновление: 27 сентября 2022 г.
Каждый день в вашем уме возникают разные типы мыслей. Некоторые более ценны, чем другие. Многие из них позволяют принимать решения перед лицом как мелких, так и крупных проблем. Однако в настоящее время нейронаука до сих пор не знает, что такое человеческая мысль и как она создается.
Что они действительно знают, так это то, что мысли реагируют на удивительный результат активности нейронов и что они требуют активации различных областей мозга. Фактически, немецкий врач и физик Герман фон Гельмгольц однажды заявил, что когнитивная магия является результатом бессознательных умозаключений. Позже Роджер Шепард определил их как мысленные представления.
Сегодня нейробиологи подчеркивают, что мысли и эмоции имеют прямую связь, до такой степени, что то, как вы думаете, может влиять на то, как вы себя чувствуете. На самом деле, несмотря на сложность определения этих психологических процессов, нельзя отрицать, что хорошее мышление, как сказал бы нобелевский лауреат Даниэль Канеман, позволяет жить лучше.
Один из способов лучше овладеть своими мыслями — узнать их и понять, как различать каждую модальность мысли, которую производит ваш мозг.
«Мир, каким мы его создали, — это процесс нашего мышления. Его нельзя изменить, не изменив наше мышление».
-Альберт Эйнштейн-
Определение мышления
Мышление – это любой психический процесс, произвольный и непроизвольный, посредством которого вы развиваете содержание информации об окружающей среде, других и о себе. На самом деле под мышлением понимаются все идеи, воспоминания, рассуждения, убеждения и образы, созданные вашим разумом.
Однако, как бы учёные ни старались дать определение мышлению, они, как правило, терпят неудачу. В конце концов, — чрезвычайно сложный процесс. Действительно, лежащий в его основе неврологический механизм до сих пор остается загадкой не только для неврологии, но и для науки в целом.
Тем не менее, мы можем определить некоторые характеристики мышления:
- Это абстрактная деятельность разума .
- Это обусловлено нервным, физическим и моторным развитием. Кроме того, на него влияют язык, окружающая среда, опыт и эмоции.
- Искажения мышления могут привести к проблемам с психическим здоровьем .
- Мышление — это способность, которую можно улучшить с помощью умственных упражнений и включения нового содержания.
Дисциплины, изучающие мышление
Поскольку это такой сложный объект, к изучению мышления подходят разные дисциплины и с разных точек зрения. Среди них:
- Психология . В этой области рассматривается влияние мышления на поведение и эмоции, а также влияние последних на наши мысли. Он также изучает искажения, возникающие в наших мыслях, и предлагает более здоровые альтернативы мышлению. Кроме того, он изучает, как язык и окружающая среда влияют на мышление и наоборот.
- Логика . Это формальная наука, изучающая законы, управляющие человеческим мышлением. Он также определяет правильные формы рассуждений.
- Философия . С древних времен эта область давала многочисленные размышления о природе мысли и ее характеристиках. Философская область способствовала развитию эмпирических наук, изучающих мышление и другие психические явления.
- Психиатрия . Это раздел медицины, который анализирует способы мышления и лечит расстройства, возникающие в результате их изменения.
Типы мышления
В течение дня у вас возникает много разных мыслей. Вы представляете, мечтаете, беспокоитесь о вещах, которые еще не произошли, выносите суждения и думаете о решениях проблем, из-за которых вы, возможно, теряете сон. Все они модулируют то, как вы обрабатываете и реагируете на то, что вас окружает и что происходит.
Чрезвычайно полезно осознать образ мышления, который преобладает над вами в течение дня . На самом деле, несмотря на то, что многие из них появляются в вашем уме непроизвольно, осознание их может позволить вам стремиться к большему контролю над ними.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные типы мышления.
1. Рефлексивное мышление
Рефлексивное мышление позволяет глубоко, вдумчиво и спокойно анализировать различные окружающие вас реальности . Это способствует принятию лучших решений, не ведущих к импульсивности.
В исследовании, проведенном Университетом Тунку Абдул Рахман (Малайзия), подчеркивается необходимость развития этой компетенции у детей для достижения способности к критическому мышлению.
2. Критическое мышление
Немногие навыки так необходимы, как рассуждение и критическое мышление . Они выходят за рамки того, что очевидно, нормативно или установлено, чтобы улавливать нюансы, подвергать сомнению очевидное и находить противоречия и недоработки. На самом деле, именно в этих маленьких уголках повседневной жизни иногда обнаруживаются великие откровения.
3. Дедуктивное мышление
Человек, который мыслит дедуктивно, выводит информацию из анализа конкретных переменных. Они делают это к начиная с некоторых общих предпосылок, чтобы позже прийти к конкретному выводу . В некотором смысле, это один из самых распространенных типов мыслей, которые используются ежедневно.
Например, если вы заходите в магазин и видите, что одежда, на которую вы смотрите, дорогая, вы делаете вывод, что этот магазин слишком дорог для вас.
4. Индуктивное рассуждение
В 1938 году Леон Терстон, пионер психометрии, определил индукцию как способ рассуждения о том, что начинается с ряда конкретных наблюдений. Они позволяют вывести общие законы и выводы (противоположное дедуктивному мышлению).
5. Логическое мышление
Логические мыслители — отличные наблюдатели. Они тщательно анализируют каждый факт, затем сравнивают, делают выводы, делают выводы, а затем делают выводы на основе этой доступной информации. Это позволяет им всегда обосновывать каждый шаг благодаря собранным данным.
Логически мыслящие люди не руководствуются своими инстинктами. Они отбрасывают предположения и предрассудки, чтобы использовать вдумчивые и всегда объективные подходы.
6. Креативное мышление
Такой способ рассуждения может изменить вашу жизнь. Это потому, что творческие мыслители исследуют множество точек зрения и возможностей. На самом деле, , обладающий новаторскими и подлинными идеями, позволяет вам выбирать разные пути познания.
Исследование, проведенное Радбаудским университетом в Неймегене (Нидерланды), показало, что создание программ обучения творческому мышлению улучшает академические результаты студентов.
7. Систематическое мышление
Одним из самых интересных типов мышления является систематическое. В этом случае вы вступаете в контакт с тем, что вас окружает, чтобы понять каждый компонент, не трансформируя его. Это включает в себя просмотр вещей через увеличительное стекло, чтобы попытаться понять, из чего они сделаны.
8. Обдуманное мышление
Человек, практикующий обдуманное мышление, действует, решает и думает на основе своих ценностей и эмоций. В этом случае отражения остаются в стороне, и они ведут себя и реагируют аутентично, человеческий, эмоциональный образ.
9. Дивергентное мышление
Спонтанность, креативность, вызов, оригинальность. Дивергентное или латеральное мышление способно генерировать множество оригинальных решений конкретной проблемы . Эта когнитивная гибкость позволяет деактивировать догматизм повседневной жизни.
10. Конвергентное мышление
Логика, разум, индукция, дедукция. Конвергентное мышление — один из самых интересных типов мышления. Он использует логический, основанный на опыте подход, обычно используемый для решения проблем.
11. Магическое мышление
Магическое мышление характерно для детей, суеверных людей и даже некоторых религий. Он также встречается в некоторых литературных жанрах. Он состоит из выводов, основанных на необоснованных, необоснованных, фантастических или сверхъестественных переменных.
Однако в некоторых случаях вы можете даже сами использовать это волшебное рассуждение. Например, когда вы думаете, что достаточно чего-то очень сильно захотеть, чтобы это произошло.
12. Аналоговое мышление
Это мышление используется людьми при понимании мира и принятии решений. Он характеризуется использованием воспринимаемых сходств в качестве основы для вмешательства в некоторые другие сходства, которые еще не были восприняты или подтверждены с уверенностью .
Один из примеров рассуждений по аналогии следующий: Анна и Джон — спортсмены. Анна здорова; следовательно, вполне вероятно, что и Джон тоже. Это тип мышления, типичный для науки. Например, об этом свидетельствуют аналогии между исследованиями на животных и людях.
13. Мягкое мышление
Этот тип мышления характеризуется обращением к абстрактным и неясным понятиям , часто метафорическим, и тенденцией не избегать противоречий.
Люди, которые так думают, склонны избегать окончательных выводов . Кроме того, его обычно связывают с дискурсом постмодернистских философских течений и психоанализа.
14. Тяжелое мышление
Этот тип мышления был предложен Роджером ван Оехом. это характеризуется тем, что предлагает конкретные понятия и идеи, которые идут прямо к пункту и не допускают двусмысленности в своих словах.
Кроме того, упорное мышление известно своей точностью, последовательностью, точностью и логической достоверностью . Люди, которые склонны рассуждать таким образом, предлагают идеи и мнения, которые больше похожи на науку, чем на субъективные или фантастические рассуждения.