что это значит, преимущества, особенности
В психологии много интересных явлений, и понятийное мышление – одно из них. Иногда понятийное мышление ассоциируется с интуитивным, и это близко к истине, если познакомиться с тремя важными моментами этого определения:
- умение выделять из общего суть;
- умение выявить причину и спрогнозировать последствия действий, явления, решения и т.д.;
- способность к систематизации информации и видения целостной картины ситуации.
Обладающие понятийным мышлением люди нередко считаются окружающими адекватными, поскольку реально оценивают происходящее и делают верные выводы, в отличие от тех, кто витает в своих облаках и жестоко наказывается за отрыв от реальности.
Первичную сформированность понятийного мышления можно определить уже в детстве, в возрасте 5-6 лет
Бывает и так, что с возрастом под влиянием внешних обстоятельств и изменения психологического состояния человека понятийное мышление может ослабевать. Такой взрослый человек часто путается в причинно-следственных связях, обобщает информацию от частного к частному, стремится в своих жизненных неудачах обвинить кого угодно, но не способен критично рассматривать свои поступки и решения.
С возрастом понятийное мышление часто ослабевает
Особенности понятийного мышления
По данным исследователей не более 20% взрослых людей действительно обладают понятийным мышлением. Интересно, что в подавляющем большинстве своем это люди, изучавшие технические и естественные науки, не гуманитарии. У педагогов, философов, психологов, юристов, политиков, как правило, понятийное мышление не слишком хорошо развито, но они обладают ценным даром умения подать свои мысли и идеи в красивом речевом оформлении.
Важно понимать, что сформировать понятийное мышление в быту только благодаря жизненному опыту не получится. Понятийные принципы, в основе которых формируются и выстраиваются от простого к сложному, как пирамида, базовые понятия, усваиваются только в процессе изучения естественных наук (физики, химии, биологии, математики). Если ребенок в школе был не слишком прилежен в освоении этих наук, можно смело говорить, что понятийным мышлением он свой жизненный багаж уже не пополнит. В дальнейшей жизни он будет руководствоваться эмоциями и субъективными представлениями.
Врожденного понятийного мышления не существует!
Считается, что общее снижение интеллектуального уровня населения напрямую связано с тем фактом, что процентное соотношение людей с понятийным мышлением снижается из года в год. Чем это чревато? Непредсказуемостью. Решения, которые принимаются на самом высоком уровне, программы и проекты не продуманы с необходимой детальностью, они не работают на перспективу, затухая после вялых попыток внедрить их в ту или иную сферу.
К сожалению, понятийное мышление подменить какими-то другими, такими же по важности, качествами, невозможно. Именно поэтому важно, чтобы ребенок школьного возраста развивался разносторонне, а родители следили за его успехами не только в гуманитарных, но и в таких важных (пусть и сложных) естественных науках.
Значение естественных наук для развития понятийного мышления доказано
Следует отметить и один негативный нюанс понятийного мышления: обладающие им люди не способны принять быстрое решение в стрессовой ситуации. Им необходимо вникнуть в суть, выявить для себя причины происходящего, спрогнозировать и продумать каждый из возможных исходов. В условиях необходимости принятия быстрого решения такой человек может показаться тугодумом – нужно действовать, а ему «необходимо разобраться».
Зачем нужно понятийное мышление?
Почему развитое понятийное мышление так важно, мы разобрались. Сейчас обозначим практическую пользу для обладающих им людей:
- толерантность по отношению к людям другой культуры, другого бытового поведения;
- людям с развитым понятийным мышлением не свойственна агрессия или тревога, поскольку они отлично понимают, по какой причине возникает та или иная ситуация, и с большой долей вероятности могут правильно спрогнозировать ее исход;
- понятийное мышление – это высокий культурный уровень: письменная и речевая грамотность, аргументация мнения;
- такие люди не склонны к различного рода психологическим отклонениям, они обладают здоровой устойчивой психикой;
- понятийное мышление обеспечивает работоспособность и фокусировку внимания в течение длительного времени, что позволяет занимать высокооплачиваемые инженерные должности и должности, требующие принятия ответственных долгосрочных решений.
Обладающий понятийным мышлением человек адекватен во всем
Людей с плохо развитым понятийным мышлением в общении выявить несложно. Часто эти люди упрямы, патологически убеждены в своей правоте, не слушают и не вникают в аргументы оппонента, легко раздражаются, им свойственны вспышки агрессии и желание критиковать всех и вся.
Понятийное мышление — Блог Викиум
По статистике понятийный метод мышления может использовать и развивать только один человек из шести. Но это связано отнюдь не с генетикой: получить достаточно высокий уровень понятийного мышления может практически каждый человек, если он задастся такой целью. Для этого существуют определенные комплексы упражнений, дающие хороший результат. Но сначала давайте разберемся, имеет ли смысл развивать этот навык и для чего это может пригодиться.
Содержание:
- 1 Что такое понятийное мышление
- 2 Плюсы развития понятийного мышления
- 3 Пример
- 4 Особенности
- 5 Методика развития
Что такое понятийное мышление
Большинство людей, принимая решения, опираются скорее на эмоции, чем на посылы разума. И только немногие способны выстраивать логические цепочки и принимать по-настоящему разумные решения. В результате итог импульсивных действий, совершенных под воздействием эмоций, может быть абсолютно непредсказуемым.
А, вместе с тем, если разумно подходить к своим решениям и поступкам, то можно почти со стопроцентной вероятностью просчитать развитие событий и конечный результат, к которому приведут те или иные действия. Но такой способностью обладают только те люди, которые хорошо освоили процесс понятийного мышления, остальные не в силах просчитать что-либо даже на несколько шагов вперед.
Плюсы развития понятийного мышления
Зачем же нужна методика такого мышления? Давайте разбираться.
- Человек, который обладает этим типом мышления, в состоянии просчитать итоги своих поступков, их плюсы и минусы, выстроить логическую цепочку.
- Работать над информацией того или иного вида — например, систематизировать ее и использовать в дальнейшем.
Людей с этим типом мышления не принимают решения очень быстро.
Пример
Допустим, что человеку нужно куда-то поехать. У него есть несколько вариантов: воспользоваться услугами такси, общественного транспорта, частника или просто отказаться от этой идеи.
Если у человека хороший уровень понятийного мышления, то он рассуждает примерно так: такси — это дорого, но быстро, автобус — дешево, но долго, с частником ехать опасно, а если не ехать совсем, то… к чему это приведет?
Таким образом, он рассматривает данный вопрос со всех сторон, и его окончательное решение будет зависеть от всех вышеуказанных факторов.
Особенности
Следует знать, что формирование понятийного мышления происходит в достаточно юном возрасте — начиная с 6 лет и заканчивая школьными годами. Когда человек перешагнул этот возрастной рубеж, процесс можно только развивать, но пытаться учиться понятийному решения, когда вам за 18-20 лет — практически бесперспективно.
Методика развития
Если вы решили развивать данный вид мышления в себе и своих детях, на помощь придут такие упражнения:
- Возьмите какой-нибудь предмет и подумайте о нем всерьез. Что его изобретение принесло человечеству? Что будет, если его не станет? Как его произвели?
- Налейте воду в обычный воздушный шар и подумайте, что с ним станет в результате разных действий? Какой он примет вид, если выкинуть его в окно, проткнуть, расплавить и так далее?
- Старайтесь больше читать. Книги — отличное наглядное пособие.
Если у вас уже развито понятийное мышление, отлично, но если еще нет — не отчаивайтесь. Вы еще можете и сами сформировать его для себя, и научить детей. Поверьте, что в будущем это еще не раз пригодится для того, чтобы принимать верные решения в самых разных жизненных ситуациях. Улучшить разные типы мышление поможет курс Викиум «Развитие мышления». Интересные факты, научные методики, специальные тренажеры на укрепление полученных навыков — все это ждет вас уже сейчас!
Концептуальное мышление | Психология Вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
В мышлении концептуальное мышление есть решение проблем или мышление, основанное на познавательном процессе абстрагирования и концептуализации — это процесс самостоятельного анализа в творческом поиске новых идей или решений, который принимает за отправную точку то, что ни одна из принятые ограничения «сегодняшней реальности» обязательно должны применяться к будущему или формировать его. Таким образом, он не принимает полученную мудрость, статус-кво или инерцию как необходимые детерминанты каждого бита будущего.
Концептуальное мышление может быть ценным аналитическим инструментом или инструментом решения проблем в любой области; например, Environment Canada в примечании к «компетенциям метеорологов» определяет его следующим образом:
- Концептуальное мышление — это способность понять ситуацию или проблему путем выявления закономерностей или связей и решения основных проблем. Концептуальное мышление включает в себя интеграцию вопросов и факторов в концептуальную основу. Он включает в себя использование прошлой профессиональной или технической подготовки и опыта, творчества, индуктивных рассуждений и интуитивных процессов, которые приводят к потенциальным решениям или жизнеспособным альтернативам, которые могут быть явно не связаны или легко идентифицируемы.
Концептуальное мышление требует открытости новым способам видения мира и готовности исследовать. Но как только аналитическая работа завершена и появляется новая концепция или карта ума, начинается тяжелая работа по передаче этого нового видения. Концептуальные мыслители, если они хотят добиться успеха, должны понимать, что новые и для многих незнакомые идеи нуждаются в взращивании и поддержке.
В более распространенных терминах его часто называют «латеральным мышлением» (Эдвард де Боно) или «нестандартным мышлением», в обоих случаях термины относятся к сознательному упущению или отказу от общепринятых убеждений или ограничений.
См. также
- Когнитивный диссонанс
- Формирование концепции
- Концептуальное смешение
- Концептуальные изображения
- Концепции
- Креативное решение проблем
- Эдвард Де Боно
- Латеральное мышление
- Томас Кун
- Смена парадигмы
Ссылки
Внешние ссылки
- Основные компетенции
На этой странице используется лицензионный контент Creative Commons из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
Природа и измерение понятийного мышления
Природа и измерение понятийного мышленияРеклама
1 из 16
Верхний вырезанный слайд Скачать для чтения офлайн 0004Реклама
Реклама
Реклама
Природа и измерение концептуального мышления
- «ТЕМА» Природа и измерение концептуального мышление
- Понятийное мышление – это познавательный процесс, который позволяет нам упростить и организовать информация. Познание относится к умственной деятельности связанные с мышлением, познанием воспоминаний, и сообщение одного из этих умственных деятельности есть концептуальное мышление. Концептуальное мышление – это процесс использования творческие приемы и критическое мышление разработать новые подходы к решению проблем и решение потенциальных и существующих проблем.
- Это означает вызов существующим процессам и процедур с целью их улучшения. Это означает прислушиваться к новым идеям и признание их ценности в решении проблемы. Это означает сочетание и применение различных идеи и подходы к достижению цели Это означает поиск общих факторов в различных ситуациях и используя ранее успешные подходы к удовлетворению уникальных потребность ситуации.
- • понятие в основном является абстрактной идеей. • Дорабатываем информацию до понятий • Мысленные группировки похожих предметов, событий, идея или люди. • Пример: много разных стульев (Кресла-качалки, складные стулья, обеденные стулья и т. д) • Когда мы думаем о стуле, мы вспоминаем конкретные особенность, которая определяет стулья.
- Более распространенный способ представления понятий формируется за счет развития прототипы. Прототипы – это мысленные образы категория. Это связано со схемой. теория прототипов относится к категоризация, при которой некоторые члены категории являются более центральными или более совершенными, чем другие.
- Это означает, что некоторые вещи могут принадлежать определенному категории элементов, они все еще могут быть воспринимаются как неравные. НАПРИМЕР: Примером этого неравенства является курица и категория птиц. Большинство людей будут относиться к малиновкам или голуби как хорошие примеры птиц категория; голуби и малиновки больше прототипом птицы, чем курица.
- На прототипы влияют многие факторы: язык социальный фон культурный фон. У разных людей могут быть разные восприятие и интерпретация одних и тех же слов Пример: Слово «транспортные средства» может означать автобусы и автомобили. горожанину, а крестьянину из гористой местности это может означать экипажи и мотоциклы.
- Как только понятия формируются через что-либо означает, что они могут быть дополнительно упрощены путем организация Часто наш разум использует категориальные иерархии, такие как таксист, могут быть разделены город на квадранты, кварталы и улицы в для быстрого получения информации. Иерархия потребностей Маслоу также пример этого, потому что в теориях потребности определяются на основе иерархия.
- При этом нарушения концептуального мышления упоминается как связанный с шизофрения, которая является продолжением линии исследовать. Не используются фактические методы исследования, просто анализ прошлого метода.
- По результатам различных испытаний (например, сортировка) шизофреники, как правило, ограничиваются мышление в конкретных терминах. которые уменьшают их способность формировать широкое, общее, глубокое понятие. Эти выводы были определены в ходе исследование, как наблюдение и тестирование.
- . Понятийное мышление началось с возраста функционализм, интроспекция Некоторые из наиболее изначально влиятельных людей в области концептуального мышления были школа вурцбруга, в том числе Освальд Кульпе, и Карл Марбе
- Руководство по тесту на абстрактное мышление: Его также называют тестом на концептуальное мышление. Он измеряет подвижный интеллект человека, который ваша способность быстро определять закономерности, логические правила и тенденции в новых данных, интегрировать эту информацию и применять ее к решать задачи.
- • Поведение и различные психические процессы, такие как проверенные y различные технологии и методы. • Для измерения использовались разные процедуры. и создать новую гипотезу о концептуальном мышление. • Кубический тест Гольдштейна-Шелера • Тест сортировки по цветовой форме Вейгля • Испытание конструкции блока Хос
- 1920 Самуэль Хос Когнитивный тест Дети и взрослые Возраст от 3 до 19 лет 16 блоков 17 карт 45 минут
- С различными цветными рисунками и запросами воспроизвести их с помощью набора цветных блоки.