Как делать свою речь четкой, понятной и красивой
01 октября 2022 г., 21:31
Лучший способ сделать устную речь красивой и понятной — работа над речью письменной. Свои мысли записывать, записывать так, чтобы они стали понятными. Свои речи готовить, чтобы они стали понятными и красивыми.
В Синтоне этому посвящены тренинги «Логический анализ текста» и «Риторика».
Как сделать свою речь чистой
Очищать свою речь от вставочных слов можно так же, как и от кофликтогенов — на листах А4 написать себе напоминалки, расклеить их дома на видном месте и за каждое мусорной «вот» приседать. Или платить деньги близким, которые будут рады помочь вам в этой достойной работе↑.
Писать тексты — в текстах обычно мусорные слова не используются — а поэтому мозг от них отвыкает — и речь в результате становится чище и стройнее.
Читать и учить наизусть — но не что попало — а произведения классиков — выучите несколько отрывков из Толстого — посмотрите как преобразится ваша речь.
Знать, о чем собираешься говорить — лучше вначале подумать что скажешь, а потом сказать.
- Речь
- Как
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 янв. 2006 г.
Как отучать себя от конфликтогенов
Если человек не получил хорошего воспитания, от конфликтогенов избавляться бывает непросто. От тонких конфликтогенов трудно избавляться, потому что люди (авторы) их часто не замечают, а от грубых избавляться трудно, потому что «это» сделать просто хочется, потому что эти горячие слова так и рвутся с души…
2Подробнее
01 янв. 2012 г.
Как выработать хорошую дикцию
Дикция — ясное, отчётливое произношение.
10Подробнее
01 окт. 2022 г.
Простая, доступная и понятная речь
Простая, доступная и понятная речь — это речь, которая легко воспринимается слушателями и не оставляет у них ощущение сложности темы.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Развитие креативности речи
Развивайте креативность непрерывно в течение дня. Для этого используйте простые упражнения. Бредогенерация, Ассоциации, Слово – фраза, Обобщение-уточнение
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Живая, яркая, плотная и весомая речь
Когда человек понимает что-то только головой, он может это учесть, но настоящей реальностью это для него не является. Человек ощущает реальность тогда, когда может видеть, слышать и ощущать, когда он вовлечен в это всем своим вниманием и погружен телом, а вовлекается душой и погружается телом он только во что-то живое.
0Подробнее
Содержание
Новые статьи:
- Как отмечать день рождения ребенка?
- Не все праздники — твои!
- Результатник, умеющий наслаждаться
- Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
- «Зима и котик», стихотворение
Популярные статьи:
- Обманывать папу не советую
- Невероятная жизнь Бенджамина Франклина
- Гнев, злость, ярость. Что делать с собственной агрессивностью?
- Воспитание девочки
- Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
Хиты недели:
- Как решить вопрос с сексом раз и навсегда
- Воспитание девочки
- Психология мужчины. Как женщинам понимать мужчин?
- Сильный человек, слабый человек
- Аутогенная тренировка, аутотренинг
Понятная речь — Студопедия
Поделись с друзьями:
Наши семинары — это публичные семинары. Это значит, что на них приходят разные люди и по возрасту, и по положению в социуме, и по уровню образования, и по роду своей деятельности. Поэтому во время обучения вам необходимо использовать простой язык.
Вы наверняка слышали об очень известной газете «Нью-Йорк тайме». Ее руководство приняло решение использовать в статьях такой язык, который соответствует уровню слушателя I курса университета, только-только окончившего колледж. Это привело к значительному увеличению рейтинга газеты. На этом примере я хочу показать необходимость использовать доступный для понимания язык.
Так, если вы являетесь специалистом в области философии, химии или др. отрасли науки и владеете большим количеством терминов, непонятных обычным людям, не используйте их во время семинара. Старайтесь изъясняться как можно проще, потому что главная цель нашего обучения состоит в том, чтобы слушатели как можно полнее восприняли материал вашего семинара, чтобы они понимали, что они будут учить и как они это получат. Это значит, что вы должны уметь правильно объяснить то, чему вы собираетесь обучать, и излагать все содержание первой ступени своими собственными словами. Но ваша речь должна быть, вне всякого сомнения, грамотной.Мы не требуем, чтобы при обучении вы владели лексикой высокого уровня, однако уровень вашей речи должен быть не ниже университетской. Ваши знания в различных областях, соприкасающихся с цигун, должны быть, по крайней мере, на уровне университетских знаний.
Результат обучения слушателей очень сильно зависит от того, каким языком вы говорите. Если у двух преподавателей будет существенно отличаться уровень речи, то уровень их учеников будет также разли- чен. Я уверен, что существует много университетских профессоров, которые обладают глубоким и обширным знанием, но не могут достаточно хорошо обучать. Почему?
Потому, что уровень их ораторского мастерства отличается, отличаются и актерские способности. Ваша речь должна быть не просто интересной — вы должны использовать ораторское искусство, подбирать и формировать конкретные слова и выражения. Вы должны также проанализировать, почему речь некоторых спикеров, актеров или лекторов интересна, а других — нет.
И еще вы должны учитывать, что некоторые вещи иногда нужно пояснять не напрямую, а использовать косвенный, непрямой путь, путь аналогий.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Разборчивость речи и почему это важно для малышей — Toddler Talk
Автор Стефани Кеффер
Термин
речь разборчивость используется для описания того, насколько хорошо ребенок (или взрослый) может быть понят другими людьми, насколько они «понятны».Это не имеет абсолютно никакого отношения к тому, насколько умен (сообразителен) ребенок. Диапазон варьируется от 0% (вы ничего не понимаете, что они говорят) до 100% (вы все понимаете).0005
Нормы разборчивости, или процент того, что ребенок говорит, что вы ожидаете быть в состоянии понять, увеличивается в течение всего периода дошкольного возраста. Подробнее о нормах разборчивости далее.
Окружающим трудно понять моего ребенка, это нормально?Прежде чем поделиться нормами разборчивости для малышей, важно знать, что мы ожидаем, что разные люди будут понимать вашего малыша по-разному.
Для родителей и близких родственников нормально понимать вашего ребенка лучше, чем кто-либо другой — вы эксперт! Ваш мозг учится интерпретировать то, как ваш ребенок говорит определенные вещи, например, когда ваш ребенок говорит «тути» на 9.0012 cookie или «baper» вместо подгузника , или недавно мой 3-летний ребенок, говорящий «Пинни Ву» вместо Winnie the Pooh ! Наш родительский мозг понимает их лучше, чем кто-либо другой.
С учетом сказанного вы хотите знать, нормально ли то, насколько хорошо вы или другие люди понимаете вашего ребенка. Эта таблица ниже должна помочь. Эта таблица показывает, насколько хорошо ребенок должен быть понят в определенном возрасте. Он разделен на столбец «Основной попечитель» и столбец «Другие». Как вы уже узнали, родители, как правило, понимают больше, чем продавец в продуктовом магазине или тетя, которые видят ребенка только раз в месяц.
Норма разборчивости речи:
18 месяцев | 25% | 0-25% |
50-75% | 25-50% | |
3 года | 75-100% | 50-75% |
4 года | 100% | 100% |
Логопеды будут использовать точный анализ, чтобы определить, какой процент речи ребенка понятен.
Дома вы можете получить довольно хорошее представление о разборчивости речи вашего ребенка, записав его разговор в течение нескольких минут (можно снять пару видео). После того, как видео были записаны, воспроизведите их. Создайте две колонки на листе бумаги: «Слова, которые я понял» и «Слова, которые я не понял». Используйте подсчет баллов, чтобы оценить каждую категорию, когда вы слушаете.
После того, как вы завершили подсчет, сосчитайте каждую сторону. Затем вы захотите разделить:
(# слов понято / (# слов понято + # слов не понято)) x100 = % разборчивости
Так, например, если вы поняли 55 слов и не поняли 45 слов, вы разделите (55/100)x100 = 55% разборчивости речи.
Разборчивость речи является хорошим показателем общего развития речи ребенка. Если вы понимаете меньше ожидаемого процента для возраста ребенка, это свидетельствует о том, что у ребенка есть трудности в одной или нескольких областях развития речи.
Поэтому, если вашего ребенка трудно понять, рекомендуемым следующим шагом будет оценка речи и языка у лицензированного логопеда.
Логопеды могут помочь определить, какая область речи влияет на разборчивость, и определить, присутствует ли нарушение звука речи. Кроме того, логопеды (другое название логопеда) знают множество научно обоснованных методов поддержки развития речи вашего ребенка.
Логопеды также часто используют разборчивость речи как способ измерения прогресса во время сеансов логопедии. В логопедии цель всех занятий и упражнений состоит в том, чтобы помочь вашему ребенку быть более понятным для других.
Что влияет на разборчивость речи?Есть 3 основные области речи, которые влияют на разборчивость речи. По мере того как малыши развивают свои навыки в каждой области речи, их разборчивость естественным образом улучшается. Однако, если ребенок сталкивается с трудностями в развитии одной или нескольких областей речи, его разборчивость речи начинает отставать от возрастных норм.
1. Артикуляция — Артикуляция включает в себя отдельные звуки, которые ребенок может произносить. Трудности с артикуляцией могут затруднить понимание ребенка, потому что многие слова могут произноситься одинаково. Если ребенок не может произнести определенный звук, он либо:
полностью исключит этот звук из слова (например, если ребенок еще не может произнести букву «т», тогда летучая мышь звучит как «Ба»).
Или заменить другим звуком (например, если ребенок еще не может произнести «т», тогда летучая мышь будет звучать как «бап»)
2. Фонология 9 0010 — Фонология относится к способы, которыми люди объединяют звуки вместе. Развитие фонологических навыков позволяет детям произносить более длинные слова и слова с различными сочетаниями гласных и согласных. Если ребенок борется за развитие фонологических навыков, он может быть не в состоянии произносить согласные звуки на концах слов, поэтому такие слова, как Кошка, Молоко, и Тарелка будет звучать как «Ка», «Ми» и «Плати».
3. Навыки моторной речи — Навыки моторной речи включают в себя то, как ребенок координирует все точные и быстрые движения рта, чтобы произносить определенные звуки и произносить слова. Когда у ребенка возникают трудности с развитием двигательных навыков речи, родители часто могут понять его так же, как и менее знакомых взрослых, потому что их ошибки каждый раз разные. Логопедия особенно полезна для таких детей.
Что делать, если я беспокоюсь о звуках речи моего ребенка?Если вы считаете, что у вашего ребенка звуки не соответствуют возрасту, или другие (или даже вы) не понимают их так, как мы ожидаем, пора попросить о дополнительной помощи. поговорив со своим врачом или связавшись со службой раннего вмешательства вашего штата/округа.
Первое, что может сделать ваш врач, это попросить вас пройти проверку слуха. Даже если ребенок проходит проверку слуха новорожденного в больнице, у него могут быть ушные инфекции или другие проблемы с ушами, о которых вы не знали, и которые затрудняют правильное и четкое прослушивание каждого звука. Важно исключить любые проблемы со слухом при подозрении на нарушение звука речи.
Кроме того, вам, вероятно, будет полезна дополнительная помощь логопеда. Логопед сможет подробно изучить конкретную ситуацию вашего ребенка и помочь вам действительно определить, попадает ли он в ожидаемый диапазон, и/или составить план, чтобы помочь ему улучшить звуки речи и разборчивость.
Выучить новый звук речи, не говоря уже обо всех 44, — задача не из легких. Требуется время и практика, чтобы освоить координацию каждого движения, необходимого для создания звука. Вот почему мы ожидаем, что более легкие звуки будут воспроизводиться младшими детьми, а более сложные звуки оставить для детей постарше. Помня об этих таблицах, которые мы обычно ожидаем, вы сможете понять, какие звуки действительно нужно отслеживать и помнить, когда разговариваете с ребенком и играете с ним.
Получите бесплатную копию нашего руководства по разборчивости речи для малышей ↓
Вот еще несколько вопросов, которые родители часто задают о разборчивости речи:
Родители должны понимать своего 2-летнего ребенка примерно в 50-75% случаев.
Взрослые, которые проводят меньше времени с ребенком, меньше его понимают.
2,5-летний ребенок большую часть времени должен четко говорить. Обычно вы можете понять, что говорит 30-месячный ребенок примерно в 75% случаев.
Родители обычно начинают понимать около половины того, что говорят их дети, к тому времени, когда им исполняется 2 года (24 месяца). Вы можете ожидать, что поймете, что говорит ваш ребенок примерно в 100% случаев, когда ему будет от 3 до 4 лет.
Важно отметить, что в возрасте 3-4 лет они все еще будут неправильно произносить некоторые слова, но будет очень легко понять, что они пытаются сказать.
Вам также может быть интересно прочитать:
Изучение основных различий между речью и языком малышей
Начало речевого лета
Автор:
Стефани Кеффер, MS CCC-SLP
Стефани Бургенер-Вейдер MA CCC-SLP
© 2020-2023. Стефани Кеффер, MS CCC-SLP. Все права защищены.
Контент, предлагаемый на ToddlerTalk.com, предназначен только для информационных целей. Toddler Talk не занимается предоставлением профессиональных советов, медицинских или иных, отдельным пользователям, их детям или семьям. Никакой контент на этом сайте, независимо от даты, никогда не должен использоваться в качестве замены прямой медицинской консультации от вашего врача, логопеда или другого медицинского работника. Получая доступ к контенту на ToddlerTalk.com, вы подтверждаете и соглашаетесь с тем, что берете на себя ответственность за здоровье и благополучие вашего ребенка. В обмен на предоставление вам информации, связанной с домашней речью и языковой практикой, вы отказываетесь от любых претензий, которые могут возникнуть у вас или вашего ребенка в результате использования контента на ToddlerTalk.com.
Стефани Кеффер
Факты о разборчивости речи: диапазон частот человеческого голоса
Произносимые и спетые слова должны быть разборчивы. К сожалению, технически сложно сохранить разборчивость при записи или усилении голоса. В этой статье мы представляем некоторые факты о разборчивости речи и, самое главное, о том, как ее сохранить.
Загрузите файл для печати здесь.
Резюме
Язык происходит от произнесенного слова. Поэтому при записи голоса всегда следует учитывать разборчивость речи.
Воздух проходит через голосовые связки и создает звук. Управляя голосовыми связками, можно изменять уровень и высоту голоса. Воздействуя на впадины над голосовыми связками (глоточную, ротовую, носовую), к голосовому спектру добавляется фильтрация.
Изменение вокального усилия изменяет как уровень, так и частотный спектр звука голоса. Даже высота голоса меняется при вокальном усилии. Крик звучит иначе, чем разговор обычным голосом.
При записи вы обнаружите, что пики акустического сигнала намного выше среднеквадратичного или среднего уровня. Убедитесь, что все пики сохраняются в цепочке записи.
В нетональных языках важны согласные. Согласные (к, р, с, т и др.) преимущественно встречаются в частотном диапазоне выше 500 Гц. Точнее, в диапазоне частот 2 кГц-4 кГц.
Мы воспринимаем голос как естественный и максимально разборчивый, когда находимся примерно в 1 метре от говорящего. Стоя сбоку или сзади человека, снижается естественность и разборчивость.
На самом деле, спектр шансов голоса практически в любом другом положении, кроме как когда мы приближаемся к говорящему человеку с нашим ухом или микрофоном.
Каждая позиция на голове или груди имеет свой звуковой окрас – или тембр. Например, в спектре речи, записанной на груди человека, обычно отсутствуют частоты в важном диапазоне 2-4 кГц. Это приводит к снижению разборчивости речи. Если микрофон этого не компенсирует, следует внести поправки эквалайзером.
Поэтому при размещении микрофона помните об этих проблемах. Будьте готовы выбрать правильный микрофон, предназначенный для использования в том месте, где вы его размещаете. В противном случае будьте готовы к компенсации (выравниванию) для получения правильного звука.
Вы можете быстро начать работу, посмотрев серию коротких видеороликов, в которых представлены и объяснены некоторые важные факторы, влияющие на разборчивость голоса. Когда вы будете готовы к более глубокому погружению в теорию, вам следует ознакомиться с полной статьей под плейлистом.
1. Голос как источник акустического звука
Голос как источник звука важно понимать. В то время как язык может быть чем-то общим для групп людей, звук и характер голоса индивидуальны для каждого человека. В то же время речь, рассматриваемая как акустический сигнал, является наиболее знакомым нам типом звука.
Уровень звука
Вокальные усилия различаются; от приглушенного шепота до громкого крика. Трудно присвоить фиксированное число уровню речи, так как это индивидуально для каждого человека. Значения в приведенной ниже таблице указывают средний взвешенный по шкале А уровень речи взрослого человека.
Стоит отметить, что способность понимать речь оптимальна, когда уровень речи соответствует уровню нормальной речи на расстоянии 1 метра. Другими словами, уровень звукового давления примерно 55-65 дБ относительно 20 мкПа. (В данном случае «ре» означает «относительно»; эталоном является самый слабый слышимый уровень звукового давления.)
Уровень речи
Расстояние прослушивания [м] | Обычный | Поднятый | Громко | Крик |
---|---|---|---|---|
0,25 | 70 | 76 | 82 | 88 |
0,5 | 65 | 71 | 77 | 83 |
1,0 | 58 | 64 | 70 | 76 |
1,5 | 55 | 61 | 67 | 73 |
2,0 | 52 | 58 | 64 | 70 |
3,0 | 50 | 56 | 62 | 68 |
5,0 | 45 | 51 | 57 | 63 |
Средняя громкость речи в зависимости от расстояния прослушивания/записи. Разница между обычной речью и криком составляет почти 20 дБ.
Крест-фактор
Обратите внимание, что каждый уровень, представленный в таблице, представляет собой усредненный уровень RMS, а не пиковый уровень. Обычно пики на 20-23 дБ выше среднеквадратичного уровня. Отношение между пиковым уровнем и среднеквадратичным уровнем называется коэффициентом амплитуды. Этот фактор является важным параметром при записи или воспроизведении голоса в электроакустической системе.
Также обратите внимание: Громкое пение, измеренное на губах, может достигать уровня 130 дБ относительно 20 мкПа RMS и пиковых уровней выше 150 дБ относительно 20 мкПа.
Мужской голос, обычный разговор (продолжительность 18 секунд). Среднеквадратичное значение: -21,5 дБ полной шкалы, пиковое значение: -0,5 дБ полной шкалы. Крест-фактор 11 (21 дБ). Пунктирная красная линия указывает уровень RMS.
Спектр речи
Спектр речи охватывает довольно широкую часть полного спектра слышимых частот. В нетональных языках можно сказать, что речь состоит из гласных и согласных звуков. Гласные звуки генерируются голосовыми связками и фильтруются голосовыми полостями. Шепот без звонких звуков.
Однако полости, которые способствуют образованию различных гласных, по-прежнему влияют на проходящий поток воздуха. Вот почему характеристики гласных также проявляются в шепоте. Как правило, основная частота сложного речевого тона, также известная как высота тона или f0, у мужчин находится в диапазоне 100-120 Гц, но могут встречаться и отклонения за пределами этого диапазона. F0 для женщин находится примерно на одну октаву выше. Для детей f0 составляет около 300 Гц.
Согласные образуются в результате закупорки воздуха и шумовых звуков, образующихся при прохождении воздуха через горло и рот, особенно через язык и губы. По частоте согласные лежат выше 500 Гц.
При нормальной интенсивности голоса энергия гласных обычно быстро уменьшается выше примерно 1 кГц. Обратите внимание, однако, что акцент на спектре речи смещается на одну-две октавы в сторону более высоких частот, когда голос повышается. Также обратите внимание, что невозможно увеличить громкость согласных до такой же степени, как гласных. На практике это означает, что разборчивость речи не повышается при крике по сравнению с приложением обычных голосовых усилий в ситуациях, когда фоновый шум незначителен.
Голосовые спектры (1/3 октавы) в зависимости от усилий.
Formants
Если вы послушаете двух людей, которые говорят или поют одну и ту же гласную на одной высоте (f0), гласные предположительно распознаются как идентичные в обоих случаях. Однако любые два голоса не обязательно воспроизводят один и тот же спектр. Форманты обеспечивают воспринимаемые гласные звуки. Кроме того, форманты предоставляют информацию, отличающуюся от говорящего к говорящему. Форманты объясняются акустической фильтрацией спектра, генерируемого голосовыми связками. Гласные создаются «настройкой» резонансов полостей голосового тракта.
2. Что влияет на разборчивость?
В тоновых языках, таких как китайский и тайский, говорящие используют лексический тон или основную частоту для обозначения смысла.
В нетональных языках, таких как английский, испанский, японский и т. д., слова различаются по изменению гласного, согласного или того и другого. Однако из этих двух согласные являются наиболее важными.
Важные частоты
Важные частоты в нетональных (западных) языках показаны на диаграмме ниже. Здесь полоса частот около 2 кГц является наиболее важным частотным диапазоном с точки зрения воспринимаемой разборчивости. Большинство согласных находятся в этой полосе частот.
(Ссылка: Н. Р. Френч и Дж. К. Стейнберг: Факторы, определяющие разборчивость звуков речи. JASA, том 19, № 1, 1947 г.).
Спектр речи подвергается фильтрации верхних или нижних частот. Использование фильтра HP на частоте 20 Гц (вверху слева) делает речь разборчивой на 100%. (Это потому, что присутствует полный речевой спектр). HP-фильтр, отсекающий все ниже 500 Гц, все же оставляет речевой сигнал разборчивым. Несмотря на то, что большая часть речевой энергии отсекается, разборчивость снижается только на 5%. Однако применение более высокого порога приводит к падению разборчивости.
И наоборот, применение LP-фильтра приводит к очень быстрому падению разборчивости. При резке на 1 кГц разборчивость уже меньше 40%. Видно, что частотный диапазон от 1 кГц до 4 кГц имеет большое значение для разборчивости.
Фоновый шум
Фоновый шум влияет на воспринимаемую разборчивость речевого сигнала. В этом случае шумом можно считать все сигналы, кроме самой речи. Таким образом, в аудитории или классе кондиционеры и другие шумные установки могут сделать речь менее разборчивой. Кроме того, присутствие других людей создает шум. В телевизионном или кинозвуке очень часто возникает вопрос соотношения между уровнем диалога и уровнем фоновой музыки/звуков атмосферы.
На этой диаграмме разборчивость речи представлена в зависимости от отношения сигнал/шум (S/N). Нижняя кривая показывает, что речь все еще может быть до некоторой степени разборчивой, даже если отношение сигнал/шум отрицательно, то есть шум на 10 дБ громче, чем уровень речи. Но в любом случае оптимальным является воспринимаемый уровень речи около 60 дБ относительно 20 мкПа.
В этой области было проведено множество исследований. В целом результаты показывают, что:
- Оптимальный уровень речи постоянен, когда уровень фонового шума ниже 40 дБ(А)
- Оптимальный уровень речи — это уровень, при котором поддерживается отношение сигнал/шум около 15 дБ(А) при уровне фонового шума более 40 дБ(А)
- Трудность прослушивания возрастает по мере увеличения уровня речи при условии, что отношение сигнал/шум достаточно хорошее, чтобы поддерживать разборчивость близкой к идеальной
Кроме того, диапазон частот 1–4 кГц должен быть «оставлен свободным». Например, при добавлении музыки в качестве фона для повествования параметрический эквалайзер, обрезающий музыку на 5-10 дБ в этом частотном диапазоне, улучшит разборчивость.
Реверберация
Реверберация считается шумом, когда речь идет о разборчивости речи. Небольшая реверберация может поддержать речь, но как только согласные размазываются, разборчивость падает.
3. Звуковое поле
На звуковое поле вокруг говорящего человека влияет не только физика голосового тракта, но также голова и тело человека.
Направленность
Ниже приведены полярные графики говорящих людей как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.
Человек-говорун. (Ссылка: Chu, W.T.; Warnock, A.A.C.: Подробная направленность звуковых полей вокруг людей, говорящих.)
Нанесенный на график уровень является взвешенным по шкале A, и на каждой диаграмме нанесены как мужчины, так и женщины. Все говорящие сели. Уровни измерялись на высоте 1 метр. Видно, что разница между фронтом и тылом составляет примерно 7 дБ. Однако это не дает никакой информации о частотной зависимости: высокие частоты затухают больше на обратной стороне, чем низкие частоты.
Обратите внимание, что в вертикальной плоскости уровень выше в направлении 330° по сравнению с другими направлениями. Это происходит главным образом потому, что звук отражается от грудной клетки.
На этой диаграмме показаны частотно-зависимые полярные диаграммы от 160 Гц до 8 кГц.
Видно, что направленность увеличивается приблизительно от 1 кГц и выше. В сочетании с важностью частот выше 1 кГц становится очевидным, что более высокая разборчивость достигается при записи перед человеком, а не позади него.
Говорящий человек, полярные графики с интервалом в 1/3 октавы. Раздел 5 дБ (ссылка: Chu, W.T.; Warnock, A.A.C.: Подробная направленность звуковых полей вокруг говорящих людей.)
Расстояние и направление
Поскольку не все микрофоны расположены на расстоянии 1 метра от говорящего , интересно узнать, что происходит, когда мы приближаемся к источнику звука.
На следующих диаграммах показано отклонение от спектра речи, записанного на расстоянии 1 метра в заданном направлении. Углы (+45 градусов, 0 градусов и -45 градусов) находятся в вертикальной плоскости. Эти результаты являются средними для 10 говорящих.
Линии на каждой из трех диаграмм показывают отклонения на 80 см, 40 см, 20 см и 10 см соответственно.
Если бы спектр не менялся при изменении направления и расстояния, все кривые были бы прямыми линиями, но отклонение увеличивается по мере приближения к говорящему.
На верхнем рисунке показаны положения измерения под углом 45° вверх от оси. Отклонение отсюда тонкое. Вот почему гулкий над головой обеспечивает стабильный речевой спектр, не так зависящий от расстояния.
Нижняя диаграмма показывает, что происходит, когда мы улавливаем голос ниже осевой плоскости. Влияние звука, отраженного от тела, существенно.
Отклонения по оси находятся где-то между двумя другими, что означает, что спектр речи изменяется с расстоянием до микрофона.
(Ссылка: Бриксен, Эдди Б.: Регистрация человеческого голоса в ближнем поле: спектральные изменения в зависимости от положения. Конвенция AES 104, Амстердам, Нидерланды. Препринт 4728)
Голова и грудь
В приложениях для вещания и живого звука предпочтительным микрофоном часто является петличный микрофон (нагрудный) или головной микрофон (на голове), что дает пользователю больше свободы движений. Следует учитывать тот факт, что размещение микрофона на таком коротком расстоянии приводит к тому, что записанный спектр отличается от естественного и нейтрального спектра, воспринимаемого на обычном расстоянии прослушивания. Эта разница далеко не пренебрежимо мала.
Ниже приведены пять кривых, которые объясняют, что происходит со спектром речи при размещении микрофонов на теле или голове. Все кривые основаны на измерениях и в среднем для 10 человек (см. ссылку).
Верхняя кривая (грудь) показывает, насколько спектр речи, улавливаемый грудью, отличается от спектра речи того же человека, улавливаемого на расстоянии 1 метр по оси. При размещении микрофона на груди происходит существенное снижение частот в критическом диапазоне 2-4 кГц.
Вторая кривая (шея) показывает отклонение, если микрофон находится еще ближе, чуть ниже подбородка. Эта позиция в значительной степени применима к радиовещанию, потому что это единственный практичный способ разместить петличный микрофон, если журналист или интервьюируемый носит футболку, толстовку и т.п. или пальто. Для использования на улице микрофон можно одеть в мех или спрятать за шарф. При любых обстоятельствах: наблюдается массивное снижение согласных частот.
Кривая лба показывает, что размещение микрофона на лбу является наименее препятствующим для спектра положением. Эта позиция идеальна для сцены и кино, но не для новостей.
Кривая уха показывает постепенный спад высоких частот в этом месте. Удобно расположить микрофон у уха; однако для сохранения разборчивости речи требуется компенсация.
При размещении микрофона на щеке (гарнитура) диапазон 2–4 кГц лучше, чем в большинстве других положений. Однако потребность в подъёме на самых высоких частотах всё же есть. Гарнитуры DPA имеют встроенный подъемник.
Следует отметить, что уровень речи в «уголке улыбки» (у щеки) примерно на 10 дБ выше по сравнению с положением на груди.
Из кривых видно, что существует общая тенденция повышения около 800 Гц, которую можно считать компенсированной. Однако наиболее значительным отклонением является затухание, вызывающее снижение разборчивости речи. Об этом всегда нужно заботиться!
(Ссылка: Бриксен, Эдди Б.: Спектральная деградация речи, улавливаемой миниатюрными микрофонами, установленными на головах и груди людей. Конвенция AES № 100, Копенгаген, Дания. Препринт 4284.)
4. Размещение микрофона
Исходя из этих условий, можно составить набор правил для выбора и размещения микрофона, когда важна разборчивость речи.
Ручные вокальные микрофоны
- Ручные вокальные микрофоны должны располагаться перед ртом под углом ±30°
- При использовании направленного микрофона (кардиоидного типа или дробовика) к нему следует обращаться по оси (а не как к рожку мороженого)
- Слишком плотные ветровые стекла могут снижать высокие частоты. Не забудьте компенсировать это
Петличный/нагрудный микрофон
Спектр речи при типичном положении на груди имеет недостаток частот в основном диапазоне 3-4 кГц. Если микрофон с плоской АЧХ расположить на груди человека, диапазон 3-4 кГц следует усилить примерно на 5-10 дБ, чтобы компенсировать потери.
- На практике есть два решения: использовать микрофон с предварительной коррекцией для компенсации или не забыть сделать правильную коррекцию в процессе монтажа. Обратите внимание, что никакие микшеры или камеры ENG не компенсируют это автоматически, и для этого не предусмотрено никаких средств управления. Во многих случаях это никогда не компенсируется. Следовательно, разборчивость часто низкая
Микрофон гарнитуры
- Уровень микрофона гарнитуры примерно на 10 дБ выше, когда он сидит на щеке, по сравнению с положением на груди
- На спектр влияет меньше, чем на грудь.