Как правильно поощрять детей? — Азбука воспитания
Актуальное
Оглавление- Чем можно поощрять ребенка?
- Родительские ошибки при поощрении детей
- Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
- Можно ли поощрять ребенка деньгами?
- Советы психолога
- Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста
Мы часто ругаем детей. При этом забываем, что они заслуживают и поощрения. Ведь это не просто хороший педагогический прием, а и стимул для хорошего поведения. Как правильно поощрять детей? Как найти ту золотую серединку, которая бы помогла ребенку правильно воспринять это поощрение, а родителю грамотно похвалить его? В этом помогут разобраться советы психолога.
Родителям, говорят психологи, следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Они уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность.
Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег. Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.
Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.
Чем можно поощрять ребенка?
На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?
- Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
- Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
- Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
- Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
- Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.
Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.
Родительские ошибки при поощрении детей
Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.
Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.
Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.
- Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
- Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
- Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат. Как правильно поощрять детей?
Советы психолога
Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.
Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.
Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.
В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.
Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям. Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.
Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий — это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.
В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом.
Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.
Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.…
Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков.
Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.…
Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста
Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.
Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.
Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.
Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.
Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино.
Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.
К оглавлению
Меры и виды поощрения детей
Поощрение положительных поступков позволяет вырабатывать у ребенка правильное поведение. Иногда взрослые люди считают, что так они «покупают» расположение малыша. На самом деле, поощрение — это важная часть воспитательного процесса.
Почему это важно?
Дети рождаются с нулевыми социальными навыками. Только под воздействием внешней среды у них формируются представления о мире, в том числе и о границах допустимого поведения. Говорить малышу «плохо» или «хорошо» не особо результативно, так как абстрактные понятия ему не понятны.
Поэтому поощрения и наказания являются действенными способами оценки поведения ребенка. С их помощью малыш понимает, как поступать можно, а как нельзя. Но тут не все так просто. Переизбыток похвалы приведет к избалованности. Недостаток — к черствости и неполноценности.
Хвалить можно за хорошие поступки, выполнение просьб, указаний. Поощрение может служить отличным мотиватором к действиям. Детям дошкольного возраста важно объяснить: хорошее отношение можно заслужить определенными поступками.
Виды
Стоит сразу запомнить: одного универсального способа поощрять не существует. С одними детьми работает определенный метод, с другими нет. Поэтому родителям придется проявляться чудеса гибкости и иметь в запасе несколько вариантов действий.
Виды:
- Словесные — это похвала, благодарность, одобрение.
- Материальные — награда, подарок, выполнение желания ребенка.
- Телесные — объятия, поцелуй, поглаживание.
Нельзя однозначно сказать, какой вид будет действенным. Один ребенок может предпочитать эмоциональное общение, другой — телесный контакт. Поэтому нужно экспериментировать.
Подарки = покупки?
Сложнее всего дело обстоит с материальным поощрением. Давать деньги дошкольнику нет смысла. Он не воспринимает их в полной мере и не ценит. Легче использовать покупку игрушек или других вещей. Но тут можно использовать одну хитрость.
На стену вешается ватман. Родитель чертить ряд клеточек и сверху подписывает дату. При хорошем поведении малыш получает наклейку, когда он соберет определенное количество, то получает подарок. Важно чтобы цель была сложно достигаемой. Какой смысл ребенку стараться получить конфету, если они свободно лежат в вазе? Никакого. Поэтому нужно выбирать то, что малыш не имеет возможности взять.
Ошибки
Родители не являются профессиональными педагогами и поэтому они не всегда правильно поступают. Нельзя дарить подарки или ласкать ребенка только в обмен на что-то — это формирует товарно-денежный подход. Иными словами, говорить: «Я буду обнимать тебя только за хорошее поведение» неправильно.
При похвале нельзя сравнивать достижение ребенка с другими малышами. Не стоит высказывать: «ты убрал комнату, а у Маши всегда чисто». Так родители только обесценивают поступок дошкольника.
Важно помнить: оценивают поступок, а не личность ребенка. Помимо поощрений нужно применять и наказания. Только тогда получится вырастить полноценную личность.
Как хвалить ребенка словами (50 примеров)
Как правильно и эффективно хвалить ребенка словами? Придумать ободряющие слова для детей может быть сложно.
Слова поддержки для детей, если их правильно использовать, могут оказать сильное положительное влияние на жизнь детей. Но если вы не будете осторожны, будут неожиданные побочные эффекты.
Давайте рассмотрим 7 проверенных типов ободряющих слов, которые могут мотивировать детей без негативных побочных эффектов.
Подбадривающие слова для детей обычно используются родителями и учителями. При правильном использовании эти ободряющие слова могут оказать сильное положительное влияние на детей. Это связано с тем, что положительное подкрепление может заставить маленьких детей повторять похвальное поведение.
Будь то академическая успеваемость или спортивные достижения, «Молодец», «Хорошая работа» или «Ты такой умный» — это общие слова, которые ободряют хорошо выполненные задания.
Но использование этих ободряющих слов для детей не всегда вдохновляет их мотивацию.
Фактически, их использование без разбора может привести к обратным результатам 1 .
Преимущества использования подходящих и эффективных слов поддержки для детей
Вот три преимущества использования правильных слов поддержки для детей.
Повышение самооценки детей
Исследования показали, что положительные фразы для детей с низкой самооценкой особенно полезны 2 .
Повышение внутренней мотивации
Положительные слова ободрения могут повысить внутреннюю мотивацию учащихся. Академическая внутренняя мотивация может повлиять на желание ребенка учиться. В результате студенты с более высокой внутренней мотивацией, как правило, имеют более высокие академические достижения.
Повышение настойчивости
Поощрение родителей в отношении детей может повысить вовлеченность и настойчивость детей 4 .
Как хвалить ребенка словами
Если поощрения настолько полезны, значит ли это, что вы должны щедро хвалить своего сына или дочь, и тогда они будут настолько мотивированы, что вам никогда не придется беспокоиться о том, что они не будут усердно учиться в школе ?
Есть много способов похвалить ребенка, но не все ободряющие слова одинаковы.
Слова имеют значение.
При частом использовании некоторые виды поощрения могут принести больше вреда, чем пользы.
Итак, как поощрять детей без негативных последствий?
Ключ лежит в как и когда дети хвалят.
Вот 7 советов, как конструктивно использовать ободряющие слова для детей.
1. Хвалить искренне и честно
Иногда мы намеренно хвалим наших детей, чтобы повысить их самооценку, мотивировать их, поощрить определенное поведение или защитить их от обидных чувств. Однако если ободряющие слова не воспринимаются как искренние и честные, дети не будут чувствовать себя очень воодушевленными 1 .
Неискренние похвалы не только неэффективны, но и могут нанести вред.
Подбадривающие слова, несовместимые с самооценкой, могут быть восприняты как неискренние. Эти ободряющие слова игнорируются, когда дети думают о своем поведении, которое противоречит похвале («Это неправда. На самом деле я был не так хорош»). Такое поощрение может привести к самокритике детей и даже к преднамеренному саботажу для устранения таких несоответствий.
Эксцентричное или слишком общее поощрение также может быть воспринято как неискреннее, потому что чем более общая похвала, тем меньше вероятность того, что она согласуется с существующими фактами. («Я не ангел. Я не сделал домашнее задание прошлой ночью».)
Если вы не хвалите детей спонтанно или хвалите только для того, чтобы подкрепить их поведение или манипулировать им, это также считается неискренним.
Примеры:
Не делай | Делай |
---|---|
Ты гений в решении этой задачи! («Гений? Я ответил только на один вопрос из трех!») | Вы дали отличный ответ на последний вопрос. |
Какой ты ангел! («Я ангел, если поделюсь печеньем? Как насчет того, чтобы не делать домашнюю работу прошлой ночью?») | Великодушно с твоей стороны поделиться своим печеньем. |
Вы очень хорошо справились. Я уверен, что в следующий раз у тебя все получится. (манипулировать) | Мне нравится решение, которое вы придумали. |
2. Будьте конкретными и описательными
Вместо размашистых слов ободрения хвалите детей, используя описательные и конкретные слова. Чем менее общим или общим является поощрение, тем более вероятно, что оно действительно верно и воспринимается как искреннее .
Указание на конкретный аспект деятельности ребенка или описание того, какое поведение привело к отличным результатам, — хороший способ отправить позитивные сообщения.
То, что вы замечаете мелочи, свидетельствует о том, что вы внимательны и вам действительно не все равно. Установлено, что они более эффективно стимулируют желаемое поведение 5 .
Примеры:
Нельзя | Делать |
---|---|
Какая потрясающая картина! | Мне нравится, как вы используете разные цвета на этом рисунке. |
Отличная работа! | Вы придумали вдумчивый ответ и действительно задали этот вопрос! |
3. Хвалите детей за усилия и процесс, а не за их достижения или способности
Одна из причин, по которой человек является самым умным животным на Земле, заключается в том, что мы хотим учиться и понимать причины и следствия вещей. То, как мы приписываем событиям, влияет на то, как мы думаем о будущих событиях и реагируем на них 6 .
Когда детей хвалят за их усилия при выполнении задания, они учатся приписывать успех своим усилиям. Поскольку усилие — это качество, которое мы все можем контролировать и улучшать, эти дети будут больше сосредотачиваться на приложении усилий для практики или развития навыков, чем на достижении результатов как таковых.
Этот тип поощрения мастерства помогает детям принять установку на рост, которая позволяет им верить в практику и совершенствование навыков. такой настрой на обучение может повысить внутреннюю мотивацию, настойчивость и удовольствие детей.
Столкнувшись с неудачей, эти дети считают, что они потерпели неудачу, потому что просто недостаточно старались. Неудачи можно будет избежать, если они приложат больше усилий. Таким образом, у этих детей есть мотивация попробовать еще раз, и они, как правило, улучшают свои результаты 7 . Они более устойчивы и не рассыпаются при выходе из строя .
С другой стороны, дети, которых хвалят за способности, приписывают успех своим способностям, а не собственным усилиям. Такие ободряющие слова для детей имеют тенденцию негативно влиять на детей двумя разными способами.
Во-первых, наличие хороших результатов, связанных со способностями, может повлиять на детей, чтобы они изменили свои цели достижений на ориентированные на результат. Они оценивают свои способности через производительность.
Например, похвала умного ребенка за хорошую оценку может вызвать у него желание продолжать доказывать, что он умный, путем хорошей успеваемости 8 . Это может мотивировать детей, которым удалось сделать больше и стараться больше.
На первый взгляд, такое поощрение может повысить мотивацию детей.
Однако исследователи обнаружили, что эти дети также с большей вероятностью пожертвуют потенциально ценными возможностями обучения, если эти возможности связаны с риском совершения ошибок и не гарантируют выдающихся результатов. Эти дети отказываются от нового обучения, чтобы сохранить свой «ум». Как только эти дети сталкиваются с неудачей в хвалебной области, они также быстрее сдаются.
Похвала способности послала тонкое сообщение о том, что предыдущий успех был связан с восхваляемыми чертами. Таким образом, неудача подразумевает отсутствие фиксированной способности. Дети с этим фиксированным мышлением легче отказываются от попыток, когда что-то становится трудным. Они страдают от беспомощности, основанной на достижениях 9,10 . Тем, кто не может восстановиться, чтобы попытаться снова после неудачи, не хватает стойкости, необходимой для достижения успеха в жизни.
Таким образом, способность хвалить дает немедленную выгоду в мотивации, но она также имеет долгосрочную цену в виде уязвимости перед неудачей или трудными ситуациями .
Способность и усилие — не единственный определяющий элемент эффективности поощрения. Другие факторы включают возраст ребенка (могут ли они различать способности/усилия?) и контекст поощрения (их хвалят после другого события, которое может иметь другие последствия?).
Чтобы избежать этих потенциальных ловушек, родители могут похвалить процесс , который является еще одним видом поощрения, связанного с усилиями 11 . Процесс включает в себя не только усилие, но и другие качества, такие как стратегии, вдумчивость, концентрация, самокоррекция.
Исследования показывают, что дети ясельного возраста, которых чаще хвалят за процесс, через семь лет лучше успевают в учебе 12 .
Примеры:
Не делай | Делай |
---|---|
Какой умный мальчик! | Я вижу, что вы очень усердно работали над сбором деталей. |
Ваши способности решать головоломки превосходны. | Ваша стратегия в решении этой головоломки путем разделения цветов была превосходной! |
Ты отлично разгадываешь головоломки! | Вы умеете пробовать разные способы решения сложной головоломки. |
Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством
4.
Избегайте контролирующей или условной похвалы овладение заданием. Они даны с намерением манипулировать или контролировать.Утверждение типа «Хорошо! Я знаю, что ты можешь добиться большего успеха» предназначено для того, чтобы мотивировать ребенка стараться больше в следующий раз.
Когда поощрение используется в качестве инструмента контроля, они произносят одобрение и положительную оценку, которая зависит от хороших результатов или производительности. Эти условные поощрения прививают детям чувство условной самооценки 13 .
Самоуважение – это общее положительное/отрицательное отношение (или хорошее/плохое), которое, по их мнению, они заслуживают от других. У детей в возрасте двух лет или дошкольников развивается чувство собственного достоинства.
Когда дети считают, что их чувство собственного достоинства зависит от одобрения и положительного суждения, они стремятся к целям, ориентированным на самооценку. Таким образом, самооценка этих детей зависит от достижения целей 14 .
Например, если ребенок чувствует, что его самооценка зависит от того, насколько хорошо он играет в футбол, то его целью будет добиться хороших результатов на тренировках и в матчах, чтобы повысить или сохранить сильное чувство собственного достоинства.
Для некоторых родителей это может быть то, что они хотят, или они думают хотят.
Однако этот ребенок также будет избегать действий, которые могут вызвать негативное суждение.
Это означает, что дети, которые считают, что их самооценка зависит от одобрения, не захотят пробовать что-то новое, опасаясь новизны, что означает отсутствие опыта для достижения хороших результатов. Эти дети также менее креативны, потому что инновации могут нарушить культурные нормы, что приведет к негативным суждениям. Они также менее склонны к самоуправлению и предпочитают соответствие 15 .
Условная похвала также действует как внешняя мотивация и снижает внутреннюю мотивацию детей 16 . Эти дети, как правило, имеют менее здоровую самооценку 17 .
Также стоит отметить, что негативное влияние контроля над похвалами больше на девочек, чем на мальчиков 18 .
Примеры:
Не делай | Делай |
---|---|
Уверен, в следующий раз ты захочешь сделать лучше. | Вы очень усердно работали над этим каждый день, и мне нравится, как вы нарисовали эту картинку, используя яркие цвета. |
Вы очень хорошо справились с этим, как и ожидалось. | Ты отлично справился с этим. |
Если вы будете продолжать в том же духе каждый день, я верю, у вас все получится. | Вы действительно хорошо собрали данные. |
5. Избегайте сравнений и похвал
Легко привыкнуть поощрять сравнением. Ведь именно так большинство из нас воспитывали — нас сравнивали в школе, в спорте, во внеучебной деятельности, на вступительных экзаменах в вузы типа SAT или ACT, на работе.
Иногда сравнение с кем-то может мотивировать нас учиться или работать усерднее.
Проблема в том, что это может иметь неприятные последствия, если мы потерпим неудачу.
Подумайте, что вы чувствуете, когда сравниваете себя с более успешным сверстником. Когда мы показываем хорошие результаты в сравнении, мы гордимся 19 , взволнованы и мотивированы 20 . Но когда мы терпим неудачу, это, скорее всего, нас угнетает, а не мотивирует.
Подобным образом похвала в сравнении делает детей уязвимыми перед неудачами в будущем. Дети, которых хвалят за сравнение, не перестают сравнивать, когда терпят неудачу. Вместо этого они быстрее теряют мотивацию 21 .
Когда эти дети сталкиваются с трудностями, они проявляют больше негативных эмоций, разочарования, беспокойства, и беспомощности, чем дети, которых в основном хвалят за мастерство задачи 22 . Они становятся менее выносливыми.
Подобно условной похвале, поощрение с помощью социального сравнения учит детей тому, что целью является победа, а не обучение. Это ориентированное на победу отношение снижает внутреннюю мотивацию, влияющую на желание детей учиться или преодолевать неудачи 23 .
Чтобы предотвратить неудачу, эти дети избегают испытаний или прекращают изучать новые вещи, требующие навыков, в которых у них еще нет преимущества перед другими.
Не делай | Делай |
---|---|
Ты такой хороший, прямо как твоя сестра. | Ты хорошо играешь в эту игру. |
Ты самый умный в своем классе! | Вы решили проблему с такой тщательностью. |
6. Избегайте похвалы за легкость или чрезмерной похвалы
Когда взрослые хвалят простые задачи или перехваливают что-либо, это может вызвать множество негативных последствий.
Подбадривающие слова за задания, которые легко выполнить или выполнить не очень хорошо, воспринимается как неискреннее. Это также может иметь два типа воздействия на самооценку ребенка, и оба не очень хороши 24 .
Для детей с низкой самооценкой родители могут хвалить их напыщенно, пытаясь поднять ее. Как это ни парадоксально, такая похвала может снизить у этих детей мотивацию и чувство собственного достоинства в случае неудач 25 .
Для детей с завышенной самооценкой завышенная похвала не снижает самооценку, а культивирует нарциссизм . Нарциссические дети чувствуют свое превосходство над другими, считают, что имеют право на привилегии и хотят, чтобы другие восхищались ими 26 .
Чрезмерная похвала также заставляет детей каждый раз ожидать похвалы. Это становится внешней наградой, которая снижает, а не увеличивает мотивацию. Частая похвала также приводит детей к мысли, что отсутствие похвалы означает неудачу.
7. Будьте спонтанны
Похвала — палка о двух концах. Чтобы не перехваливать и не звучать неискренне, лучший способ использовать слова поддержки — говорить их спонтанно, когда их не ждут.
Сделайте комплимент неожиданно и искренне.
Будь спонтанным. Например, включите ободряющую записку для ребенка, сделайте подтверждение или предложите слова благодарности для детей в качестве сюрприза. Оценка детской работы может принимать разные формы. Вы также можете поощрять своего ребенка физически, например, крепко обнимите их, дайте пять или похлопайте по спине, чтобы отметить их достижения.
Не вздумайте хвалить каждое положительное действие. Вам не нужно хвалить каждый день, чтобы мотивировать детей. Польза от похвалы ребенка исчезает, когда ее ждут.
Нужна помощь в мотивации детей?
Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.
В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.
Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.
50 примеров ободряющих слов для детей
Ниже приведен список ободряющих слов и положительных примеров похвалы, которые можно использовать в обычных случаях.
Ободряющие и вдохновляющие слова
Поздравляем! Вы очень много работали для этого.
Вы активно решили эту проблему и добились успеха.
Гордись собой.
Ваши усилия имеют огромное значение.
Очень креативные идеи.
Вы нашли прекрасное решение.
Ваше уникальное решение помогло ответить на этот вопрос.
Я вижу, что вы очень усердно работали, собирая их вместе.
Ты был так осторожен, когда складывал блоки и смотрел, какая у них высота.
У вас была потрясающая концентрация, когда вы работали над этим проектом.
Слова поддержки для принятия правильных решений
Это очень щедрый поступок.
Вы очень заботливы.
Ты такой хороший друг.
Вы сказали такие добрые слова.
Спасибо, что подумали о сестре.
Ты меняешь ситуацию.
Вы дали очень хороший совет своему другу.
Мне нравится твое уникальное чувство стиля.
У тебя такое доброе сердце.
Ваше сострадание к другим прекрасно.
Мне нравится, как ты включил в игру своих новых друзей.
Ваши идеи очень уместны.
Слова ободрения в трудные времена
Речь идет о том, сколько вы узнали, а не о том, сколько вы выиграли.
Вы весело провели время! Победа – это не цель.
Вы так многому научились и сможете использовать эти знания для улучшения своих навыков.
Я люблю тебя таким, какой ты есть.
Не сдаваться и продолжать практиковаться каждый день — ваши лучшие качества.
Победа или поражение не определяют, кто вы. Вы делаете.
В школу ходят учиться, а не просто хорошо сдавать тесты.
У вас есть куда расти, пока вы не сдаетесь.
Верь в себя.
Слова, чтобы поблагодарить ребенка или похвалить ребенка
Спасибо, что сказали это. Это так много значит для меня.
Вы не представляете, как много это значит для меня.
Вы так щедры.
Это было очень самоотверженно с твоей стороны.
Вы были так добры к этому малышу.
Спасибо за то, что ты такой замечательный помощник.
Вы сделали мой день.
Ваша помощь позволила нам закончить это быстро.
Самоотверженность, которую вы там продемонстрировали, достойна восхищения.
Этой маленькой девочке так повезло, что ты ее друг.
Какой вы щедрый человек!
Ссылки
1.
Хендерлонг Дж., Леппер М.Р. Влияние похвалы на внутреннюю мотивацию детей: обзор и синтез. Психологический бюллетень . 2002: 774-795. дои: 10.1037/0033-2909.128.5.774
2.
Smith RE, Smoll FL. Самоуважение и реакция детей на поведение юношеских спортивных тренеров: полевое исследование процессов самосовершенствования. Психология развития . 1990:987-993. дои: 10.1037/0012-1649.26.6.987
3.
Готфрид А.Э., Флеминг Дж.С., Готфрид А.В. Роль родительских мотивационных практик в внутренней академической мотивации и достижениях детей. Журнал педагогической психологии . 1994: 104-113. дои: 10.1037/0022-0663.86.1.104
4.
Waters LE, Loton D, Jach HK. Предсказывает ли воспитание, основанное на силе, академическую успеваемость? Опосредующие эффекты настойчивости и вовлеченности. Жеребец счастья J . Май 2018: 11:21-11:40. дои: 10.1007/s10902-018-9983-1
5.
Мел К., Бизо Л.А. Конкретная похвала улучшает поведение при выполнении задания и удовольствие от счета: исследование учеников четвертого класса, участвующих в уроке счета. Педагогическая психология на практике .
6.
Грэм С. Обзор теории атрибуции в контексте достижений. Educ Psychol Rev . Март 1991: 5-39. дои: 10.1007/bf01323661
7.
Diener CI, Dweck CS. Анализ выученной беспомощности: II. Обработка успеха. Журнал личности и социальной психологии . 1980:940-952. дои: 10.1037/0022-3514.39.5.940
8.
Мюллер К.М., Двек К.С. Похвала за интеллект может подорвать мотивацию и успеваемость детей. Журнал личности и социальной психологии . 1998:33-52. дои: 10.1037/0022-3514.75.1.33
9.
Diener CI, Dweck CS. Анализ выученной беспомощности: непрерывные изменения в производительности, стратегии и достижениях после неудачи. Журнал личности и социальной психологии . 1978: 451-462. дои: 10.1037/0022-3514.36.5.451
10.
Эллиотт Э.С., Двек С.С. Цели: подход к мотивации и достижения. Журнал личности и социальной психологии . 1988: 5-12. дои: 10.1037/0022-3514.54.1.5
11.
Каминьс М.Л., Двек С.С. Человек против процесса похвалы и критики: последствия для условной самооценки и преодоления трудностей. Психология развития . 1999:835-847. дои: 10.1037/0012-1649.35.3.835
12.
Гундерсон Э.А., Сорхаген Н.С., Грипшовер С.Дж., Двек К.С., Голдин-Медоу С., Левин С.К. Родительская похвала малышей предсказывает академические успехи в четвертом классе через постепенный образ мышления детей. Психология развития . Март 2018 г.: 397–409. дои: 10.1037/dev0000444
13.
Томпсон Т. Нужно ли обучать учителей тому, как хвалить? Теория самооценки говорит, что да. Обучение и инструкция . Март 1997: 49-63. doi: 10.1016/s0959-4752(96)80730-4
14.
Крокер Дж., Найт К.М. Непредвиденные обстоятельства самооценки. Curr Dir Psychol Sci . Август 2005 г. : 200-203. doi:10.1111/j.0963-7214.2005.00364.x
15.
Haslam SA, Reicher StephenD. Оспаривание «природы» конформизма: что на самом деле показывают исследования Милгрэма и Зимбардо. ПЛОС Биол . Ноябрь 2012 г.: e1001426. doi:10.1371/journal.pbio.1001426
16.
Деси Э.Л., Драйвер Р.Э., Хотчкисс Л., Роббинс Р.Дж., Уилсон И.М. Отношение контролирующих вокализаций матерей к внутренней мотивации детей. Журнал экспериментальной детской психологии . Апрель 1993 г.: 151–162. doi:10.1006/jecp.1993.1008
17.
Кернис М.Х., Браун А.С., Броди Г.Х. Хрупкая самооценка у детей и ее связи с воспринимаемыми моделями общения родителей и детей. Журнал Личности . Апрель 2000 г.: 225–252. дои: 10.1111/1467-6494.00096
18.
Каст А., Коннор К. Половые и возрастные различия в реакции на информационную и контролирующую обратную связь. Психологический бюллетень . Сентябрь 1988 г . : 514–523. дои: 10.1177/0146167288143010
19.
Вебстер Дж. М., Дювалл Дж., Гейнс Л., Смит Р. Роль информации о похвале и социальном сравнении в переживании гордости. J социальной психологии . Апрель 2003: 209-232. дои: 10.1080/00224540309598441
20.
Гейнс Л.М., Дюваль Дж., Вебстер Дж.М., Смит Р.Х. Хорошее самочувствие после похвалы за успешное выступление: важность информации о социальном сравнении. Я и личность . Октябрь 2005 г.: 373–389. дои: 10.1080/15298860500280223
21.
Дейкстра П., Кайпер Х., ван дер Верф Г., Буунк А.П., ван дер Зее Ю.Г. Социальное сравнение в классе: обзор. Обзор образовательных исследований . Декабрь 2008 г .: 828–879. дои: 10.3102/0034654308321210
22.
Зейднер М., Шлейер Э.Дж. Эффект большой рыбы-маленького пруда для академической самооценки, тревожности перед экзаменами и школьных оценок у одаренных детей. Современная педагогическая психология . Октябрь 1999 г .: 305–329. doi:10.1006/ceps.1998.0985
23.
Корпус Дж.Х., Огле К.М., Лав-Гейгер К.Е. Влияние социального сравнения и похвалы за мастерство на внутреннюю мотивацию детей. Мотив Эмот . август 2006 г .: 333–343. дои: 10.1007/s11031-006-9039-4
24.
Бруммельман Э., Нелеманс С.А., Томас С., Оробио де Кастро Б. Когда похвала родителей раздувается, самооценка детей падает. Ребенок Дев . Август 2017: 1799-1809. дои: 10.1111/cdev.12936
25.
Браммельман Э., Крокер Дж., Бушман Б.Дж. Парадокс похвалы: когда и почему похвала имеет неприятные последствия у детей с низкой самооценкой. Перспектива детской разработки . Март 2016 г.: 111-115. doi:10.1111/cdep.12171
26.
Бруммельман Э., Томас С., Седикидес С. Отделение нарциссизма от самооценки. Curr Dir Psychol Sci . Февраль 2016: 8-13. дои: 10.1177/0963721415619737
Обновлено Памелой Ли от 6 мая 2023 г.
Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше
Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт
Как поощрять своих детей, чтобы добиться от них лучшего поведения
Миранда устала ворчать на свою малолетнюю дочь, чтобы она выполняла ее работу по дому. Джек не знает, как мотивировать сына выключить видеоигры и заняться школьными делами. Аманда изо всех сил пытается помочь своему чувствительному детсадовцу справиться с его сильными эмоциями.
Что общего у этих родителей? Им нужно узнать, как поощрять своих детей, чтобы помочь им добиться большего успеха.
Если вы внимательно посмотрите на слово ободрить , вы заметите корневое слово внутри: мужество . Поощрять наших детей — значит придавать им мужества. Каждый день нашим детям нужна смелость, чтобы отстаивать то, что правильно, и делать правильный выбор дома, в школе и со своими друзьями.
Поощрение не следует путать с дисциплиной. Родители призваны дисциплинировать своих детей (Притчи 19:18), но дисциплина — это не то же самое, что ободрение. Дисциплина – это то, что мы до ; обнадеживает то, что мы есть .
Мне нравится думать, что ободрение — это воздух, которым мы дышим. Это атмосфера нашего дома. В блеске наших глаз и ритме наших голосов. При правильном использовании поощрение побуждает к совершенству и послушанию. Он открывает двери для оптимизма и позитивного подхода даже к сложным задачам и поручениям. Поощрение допускает риск, необходимое качество для роста и послушания.
Носите правильную шляпу
Раньше я тренировала баскетбольную команду младших девочек. Как и другие спортсмены, игроки моей команды учились, тренировались, болели и судили. На протяжении многих лет я наблюдал, как каждая роль по-своему поощряла и мотивировала — и каждая из них была жизненно важна для успеха команды.
Стремясь мотивировать своих детей, вы добьетесь наибольшего успеха, если будете играть роль, которая лучше всего подходит для преодоления трудностей, с которыми они сталкиваются. Но вам нужно быть внимательным и гибким, чтобы понять это.
Быть учителем
Лучшие мотивационные стратегии и все наклейки в мире не повысят краткосрочную и долгосрочную мотивацию детей, если они законно запутались и не уверены. Они должны знать, что делать, чтобы добиться успеха. И родители могут быть теми, кто научит их.
Родители должны объяснять и демонстрировать правильные способы действий, а также противопоставлять эти действия неправильным. Например, когда кто-то недобр к вам, стремление отомстить — неправильный способ справиться с этой ситуацией (Римлянам 12:19).).
Быть тренером
Тренеры разбивают сложные задачи на маленькие кусочки, обучают каждому и заставляют детей выполнять их по очереди. Это помогает детям начать работу, сосредоточиться на задаче и учиться более эффективно. Когда я тренировал баскетбол, моим девочкам нужно было хорошо вести мяч стоя, прежде чем они могли вести мяч на ходу. Потом они побежали. Затем они бегали и вели мяч с другой девушкой, которая пыталась украсть мяч.
Подумайте о простой просьбе: «Убери свою комнату». Родитель, который тренирует, расскажет своему ребенку о различных предметах (например, заправит постель, разложит одежду по своим местам, найдет место для всех игрушек) и даже проведет ребенка через весь процесс. По мере того, как ваш ребенок растет и развивается, некоторые из этих процессов будут усложняться, но вы создадите прецедент обучения их с помощью многоэтапных решений и задач.
Быть болельщиком
Некоторые дети знают, что и как делать, но они нерешительны, неуверенны и напуганы из-за прошлых неудач или реакции родителей или других людей. Им нужно, чтобы мама и папа были чирлидерами, которые оставались вовлеченными в течение «всей игры».
Лучшие чирлидеры знают, когда менять свои приветствия. Если футбольная команда проигрывает 28 очков в четвертой четверти, их болельщицы не кричат: «В-И-К-Т-О-Р-И!» Они все еще там, но они изменили приветствие на что-то вроде сильного финиша. Если бы они этого не сделали, болельщики, игроки и тренеры знали бы, что группа поддержки не обращает внимания. Ликующие родители должны внимательно наблюдать, знать своих детей и подбадривать их соответствующим образом.
Быть судьей
Иногда родителям нужно сообщать своим детям, когда они находятся за пределами поля, за линией или когда им нужно держать руки при себе. Если родители этого не сделают, дети не будут знать, над какими слабостями нужно работать, или не будут предвидеть, как они могут навредить другим. Чем больше усилий родители вкладывают в обучение и коучинг, тем меньше им нужно будет тратить на судейство. Чем чаще вы подбадриваете, тем лучше дети справятся, когда вам нужно дать свисток.
Наблюдая за своими детьми, вы можете определить, какая из этих четырех ролей поможет им в конкретных обстоятельствах. Высокоэмоциональному детсадовцу может понадобиться чирлидер на полный рабочий день, а подростку может понадобиться тренер или судья.
Вы также можете обнаружить, что ваш ребенок лучше реагирует на одну роль, чем на другую. Я предпочитаю, чтобы меня тренировали; в то время как немного аплодисментов проходит долгий путь для меня. Просто помните, что для того, чтобы команда выиграла игру, в какой-то момент должны произойти обучение, тренировка, поддержка и проверка.
Правильный тон
Размышляя об этих четырех функциях поощрения, также учитывайте тон, который вы используете для общения с ними. Если вы обескуражены или подавлены, вы можете общаться демотивирующими способами, такими как критика, жалобы или придирки, даже не осознавая этого.
Изменение стиля общения может побудить ваших детей слушать вас. Эти три стиля общения могут помочь:
Быть оптимистом
Оптимисты охотно объясняют вещи, веря, что дети будут учиться и совершенствоваться. Они ожидают, что все пойдет хорошо, и верят в лучшее в своих детях. Оптимисты видят то, что правильно, прежде чем они увидят, что неправильно, и они видят негатив только тогда, когда это необходимо. Оптимисты не будут паниковать, когда дети совершают ошибки, или ожидать, что они продолжат совершать ошибки. Оптимист не скажет: «Ты никогда не научишься» или «Сколько раз мне тебе это повторять?»
Будьте позитивны
Позитивно настроенные родители больше говорят о том, чего они хотят, чем о текущем поведении, которое они видят. Например, если вы расстроены тем, что ваши дети постоянно забывают задания или припасы, вы можете сказать: «Не забывай». Это напоминает им о том, что они делают неправильно. Вместо этого вы можете попробовать сказать: «Обязательно запомни». Вы можете сказать: «Будь вовремя» вместо «Не опаздывай» и «Пожалуйста, потише, потому что твоя сестра дремлет» вместо «Я хочу, чтобы ты прекратил все эти крики». Видите ли вы позитивный характер этих сообщений? Простое переключение языка может передать ободряющий тон.
Будьте полны энтузиазма
Равнодушие может быть одним из самых болезненных чувств, которые дети получают от родителей и других взрослых. Противоположностью является энтузиазм, определяемый как «живой интерес». Когда ваши дети знают, что вы искренне интересуетесь ими, тем, что они делают и как они поступают, они будут более склонны доверять вам, заботиться о том, что вы думаете, и слушать, что вы хотите сказать.
Стремясь быть позитивными и полными энтузиазма, вы обнаружите, что ваши дети станут более мотивированными, с большей вероятностью обратятся к вам за помощью и с большей готовностью признают, что они сбиты с толку и нуждаются в обучении или тренировке.