Похвала и поощрение — Психологос
Воздействовать на формирование характера, нормальных психологических качеств ребенка можно, разумеется, не только при помощи наказаний. Эффективность наказаний будет выше, если они применяются редко и на фоне поощрений. Главное внимание родители чаще уделяют исправлениям слабостей и несовершенств в поведении ребенка. Гораздо приятнее и результативнее и для детей, и для родителей воспитание при помощи проявлений положительных эмоций, поощрений. А запреты, замечания и наказания должны стать крайними мерами.
Некоторые родители намеренно не замечают успехов и достоинств ребенка, боясь похвалой избаловать его. Но в процессе воспитания важно как наказание, так и поощрение, хотя взрослые часто не видят повода для похвалы ребенка. Если он хорошо себя ведет или научился чему-то новому, обычно это воспринимается как что-то естественное, не требующее поощрений. К тому же считается, что для похвалы ребенка родителям не требуется особых знаний и умений.
Похвала за усилие
Любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание, верный нравственный поступок, поскольку для некоторых детей достижение даже невысоких результатов требует приложения больших усилий. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой.
К сожалению, родители не всегда правильно используют поощрения, действуют по логике естественных последствий: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели только если за этим последует вознаграждение. Но подобное вознаграждение не всегда может оказаться под рукой, а негласные правила, установленные между вами и ребенком, будут этого требовать.
В качестве награды нельзя освобождать ребенка от выполнения домашней работы, иначе он будет воспринимать любой труд как нечто неприятное и будет лишен радости от хорошо выполненного дела. Он не должен думать, что важнее конечный результат, а не средство его достижения. Иначе внешнее поощрение будет важнее чувства внутреннего удовлетворения, получение награды — важнее радости от процесса преодоления трудностей.
Как же хвалить ребенка, чтобы он радовался не награде за выполненную работу, а самому процессу ее выполнения?
Необходимо подчеркивать, усиливать его радость от преодоления трудностей, это будет вдохновлять его, вселять уверенность в своих силах и способностях, вызывать желание достичь новых результатов. Каким же образом можно поощрять ребенка, если не подарками и не освобождением от неприятных обязанностей? В качестве поощрения можно поручить ему выполнение почетной обязанности. Например, полить цветы или помыть не очень грязную посуду.
Для ребенка это будет являться серьезной игрой, ответственным поручением, которое обычно выполняют взрослые, но теперь доверили ребенку. Он наверняка постарается оправдать это доверие, чтобы почувствовать себя «как большие».
Со временем эти поручения можно заменить другими, более сложными, которые с удовольствием выполнят дети, если вы правильно подводили их к этому, т. с. в назначении дополнительных обязанностей видели не меру наказания, а меру привилегированного поощрения, например, разрешили ребенку пользоваться домашними бытовыми приборами (пылесос, магнитофон и др.).
Также возможно поощрение путем расширения прав ребенка. Но прежде родители должны решить, доступны ли они детям данного возраста. Поощрять излишне «взрослые» права ребенка тоже не следует. Главное — добиться, чтобы этот метод повышал чувство личной ответственности и самоконтроля, утвердил те успехи, которых он уже достиг. Поощрением также может быть и благодарность.
Родители должны замечать проявленную детьми душевную чуткость, доброту к близким, высоконравственное поведение в сложной ситуации. Это необходимо для нормального развития ребенка.
Ласка, поцелуи, поглаживания в разумных количествах (не заласкивание и захваливание без учета действительных достижений) допустимы в качестве поощрений и одобрений в любом возрасте с учетом индивидуальных взаимоотношений. Перехваленный ребенок будет стараться избегать решения сложных задач, стремиться получать похвалу какими-то иными путями, ему будет трудно приспосабливаться к жизни вне семьи.
Учитывайте индивидуальность!
Выбор метода поощрения зависит от возможностей, возрастных рамок и индивидуальных качеств конкретного ребенка. При этом нужно объективно учитывать его психическую индивидуальность, тип нервной системы, темперамент и уже приобретенные личностные черты. Какие же существуют основные типы личностей и какие формы поощрения будут для них наиболее приемлемы?
Первый тип представляет собой нерешительных и боязливых детей. Они охотнее действуют не в одиночку, самостоятельно, а под руководством взрослых или более уверенного, умелого ребенка. Дети этого типа склонны волноваться даже по незначительным поводам, переживать, справятся ли они с порученным заданием. Успешно выполнив какую-то работу, они стараются заметить, что другие сделали бы это лучше. Эти дети стараются выбрать более легкую работу, опасаясь неудачи, и часто нуждаются в направляющем воздействии.
Таких детей просто необходимо хвалить и поощрять. Их достижения, даже незначительные, нельзя оставлять без внимания. Это будет внушать им чувство уверенности в собственных силах. Но при этом нужно учитывать возможности ребенка, чтобы не переутомить его частыми требованиями. К таким детям можно применять даже опережающую похвалу, чтобы укрепить в них уверенность при выполнении задания.
Дети второго типа аккуратны и ответственны до педантизма. Им хочется выполнить любое дело с максимально возможным результатом, ошибки для них не допустимы, а если такое случается — это повод для глубоких переживаний. Такие дети стараются выбирать самые сложные задания и редко признаются себе, что не способны справиться с ними. Ребенок этого типа будет требовать достижения высоких результатов не только от самого себя, но и от других. Он может затратить массу стараний и усилий для тщательного выполнения любой работы. Однако не всегда способен отделить главное от второстепенного, поэтому часто не добивается тех результатов, какие были запланированы.
Таких детей тоже следует больше хвалить, но не только при достижении повышенных результатов. Похвала для них будет полезнее на всем протяжении работы, чтобы помочь осознать основной смысл дела, его глубину. Подбадривать и хвалить надо даже тогда, когда что-то не удалось, но были совершены попытки, усилия для выполнения задания. Опережающую похвалу к таким детям применять не следует, поощрять надо лишь за конкретно совершенное дело.
Третий тип — дети, уверенные в себе. Им многое удается без особого труда. Другим для достижения тех же результатов потребуется больше сил и стараний. Поощряя таких детей, нужно опасаться, что уверенность в себе может перерасти в самоуверенность, постоянную потребность в успехе.
Длительные и целенаправленные усилия могут стать для ребенка обременительными. Кроме того, достижения других, не столь значительные, он может обесценивать, относиться к ним с иронией и даже презрением. Если вы заметили, что подобное поведение свойственно вашему ребенку, хвалите его только за то, что стало результатом серьезного усилия, а особенно за помощь, оказанную им другим детям. Старайтесь поощрять любую его попытку порадоваться чужому успеху.Психолого-педагогическая характеристика применения методов поощрения и наказания как средств социализации подростков с девиантным поведением Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум
Развитие духовных и материальных сфер современного общества, интерес науки и социума к проблемам становления индивида как личности делают проблему социализации весьма актуальной. В процессе социализации формируется личность, создается облик человека, как носителя морально-нравственного, социального, культурного опыта, переданного через поколения. Путь социализации сложен особенно для подростков.
В психолого-педагогической литературе значимое место отводится описанию и раскрытию содержания методам педагогического воздействия: поощрению и наказанию. Поощрение и наказание не являются противоположностями, они тесно взаимосвязаны друг с другом. Применяя методы поощрения и наказания в педагогической практике можно стимулировать и тормозить поведенческие реакции. Подобное применение учат ребенка самоконтролю и самодисциплине [13].
Поощрение в психолого-педагогической литературе рассматривается как совокупность стимулирующих положительные эмоции и активность форм взаимодействия, таких как похвала, одобрение, доверие и т.д. Наказание предполагает угрозу, порицание, осуждение и применяется с целью ограничения или коррекции поведения в конкретных ситуациях. Применение данных методов всегда противопоставляет воспитанника группе, выделяет его из общего числа детей и подростков [7;11]
Применять поощрение как метод воспитания необходимо достаточно осторожно. Воспитатель должен помнить, что злоупотребление поощрением также губительно для личностного развития ребенка, как и применения наказания [13]. Методы воспитания призваны стимулировать развитие сознания, воли, чувств ребенка, формировать у ребенка навыки социально одобряемого поведения, его мировоззрение и убеждения [9;11].
Гуманистическая направленность поощрения проявляется в положительных эмоциях ребенка, стимулировании самосознания воспитанника, развитии чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности, формировании у него позитивного Я — образа и выстраивании с воспитателем доверительных отношений, базирующихся на взаимном уважении. Метод поощрения существует в различных его проявлениях – формах. Одобрение, похвала, благодарность – основные вербальные формы поощрения. Поручение почетных обязанностей, индивидуальные и групповые награды – невербальные формы поощрения [7;13].
Метод наказания ассоциируется преимущественно с авторитарным воспитанием. Диапазон наказания имеет широкие границы: от физической агрессии и насилия в отношении ребенка до унижения его личности. Вариативность применения наказания может укладываться в различные классификации агрессивных, насильственно-притесняющих отношений. В самом общем виде наказание как метод воспитания и способ межличностного взаимодействия приобретает различные формы. Вербальные и невербальные, активные и пассивные, прямые и косвенные, физические, психические, сексуальные, экономические, моральные и т.д. [12;13]
На протяжении становления и развития педагогической мысли отношение к наказанию как методу воспитательного воздействия было неоднозначным и дискуссионным. Параллельно с изучением феноменов агрессии и насилия, описанием существующих различных форм принуждения, которые пронизывают всю историю человечества, также шло развитие философско-педагогических идей ненасилия, как гуманистической альтернативы межличностного взаимодействия и взаимодействия субъектов и объектов воспитательного процесса. [6;11]. Наказание как метод воспитания классифицируется путем раскрытия его форм: выговор, неодобрение, замечание, отстранение от работы, удаление из класса (изоляция, бойкот). Наказание в своем проявлении, с одной стороны, призвано порождать чувство вины, стыда и раскаяния. , а с другой — стимулировать либо ограничивать действия ребенка.
Материалы и методы исследования
В интересах выявления среди педагогов, предпочитаемых ими форм поощрения или наказания при работе с девиантными подростками, на первом этапе исследования нами была использована авторская анкета для педагогов, которая включала в себя вопросы о педагогическом стаже, наиболее часто используемых в работе с девиантными подростками форм поощрения и наказания, об эффективности использования методов поощрения и наказания с данной категорией детей. Кроме того, в рамках данной анкеты, педагогам представилась возможность высказать субъективное мнение о целесообразности включения в образовательный процесс недостающих форм поощрения и наказания. В состав исследовательской выборки вошли 7 педагогов, осуществляемых классное руководство в 7-9 классах образовательных организаций г.о. Коломна Московской области.
Анализ полученных данных по результатам использования анкеты, показал, что при работе с девиантными подростками наиболее часто педагоги используют такие формы поощрения как: одобрение и похвала (7 педагогов, а так же благодарность (5 педагогов). Реже используются такие методы как: поручение ответственного задания (1 педагог) и индивидуальные награды (1 педагог (См. Рисунок 1.).
Рисунок 1. Распределение ответов педагогов по показателю «Предпочитаемые формы поощрения в работе с девиантными подростками»
Из наиболее предпочитаемых форм наказания педагоги чаще используют замечание, выговор (7 педагогов), реже используется отстранение от выполнения ответственного задания (3 педагога) и публичное порицание (2 педагога), к форме «удаление из класса» не прибегает ни один из числа опрошенных педагогов (0 педагогов), графически полученные данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Распределение ответов педагогов по показателю «Предпочитаемые формы наказания в работе с девиантными подростками»
Относительно мнения об эффективности применения методов поощрения и наказания, ответы педагогов распределились следующим образом: 3 педагога утверждают, что методы поощрения в работе с девиантными подростками более эффективны и 4 педагога склоняются к тому, что с данной категорией детей методы наказания более эффективны (см. Рисунок 3.)
Рисунок 3. Распределение ответов педагогов по показателю «Наиболее эффективный метод в работе с девиантными подростками»
Важно отметить, интересным является выявленный нами факт, что педагоги, чей педагогический стаж свыше 10 лет, при работе с девиантными подростками считают методы поощрения наиболее эффективными, чем методы наказания, что объясняется наличием большого педагогического опыта по организации воспитательной работы с девиантными подростками.
Кроме того анализируя ответы педагогов на вопрос о том, каких форм поощрения не хватает в образовательной школе, мнения респондентов совпали на то, что данных форм вполне достаточно, как в прочем и форм наказания.
На следующем этапе исследования, с целью изучения предпочитаемых форм поощрения и наказания подростками с девиантным поведением, нами было проведено обследование исследовательской выборки, в которую вошли учащиеся 7-9 классов, состоящих на внутри школьном учете. Объем выборки составил 12 человек (3 девушки и 9 юношей) из которых 2 подростков поставлены на учет по рекомендации Комиссии по делам несовершеннолетних и 10 подростков по решению внутри школьного Совета профилактики.
В ходе данного исследования были получены следующие результаты:
по мнению подростков, наиболее предпочитаемые ими формы поощрения это похвала (12 респондентов), поручение ответственного задания (8 респондентов), благодарность (7 респондентов) и индивидуальные награды (6 респондентов), менее предпочитаемые это одобрение (4 респондента). Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по данному показателю представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по показателю «Применяемые формы поощрения в работе с девиантными подростками»
Из наиболее приемлемых форм наказания педагогами, учащиеся выделяют следующие: замечание, выговор (11 респондентов), отстранение от выполнения ответственного задания (8 респондентов), менее привлекательным является удаление из класса (5 респондентов) и менее всего привлекает подростков публичное порицание (2 респондента). Сравнительный анализ данных педагогов и учащихся представлен ниже на рисунке 5.
Рисунок 5. Сравнительный анализ результатов педагогов и учащихся по показателю «Применяемые формы наказания в работе с девиантными подростками»
Наиболее эффективным методом при работе с учащимися большинство респондентов выделяют методы поощрения (9 респондентов). (см.Рисунок 6.)
Рисунок 6. Сравнительный анализ ответов педагогов и учащихся по показателю «Наиболее эффективный метод в работе с девиантными подростками»
Кроме того, анализируя данные учеников полученных в ходе проведения анкеты было выявлено, что по мнению подростков с девиантным поведением не достает таких форм поощрения как: публичное признание учителем своей неправоты, а так же стимульное подкрепление хорошего поведения (раздача сладостей, вручение премий или стипендий и т.д.), в то время как форм наказания достаточно и тех, которые существуют.
Статистический анализ полученных данных, проведенный с помощью Т-критерия Стьюдента, позволил выявить значимые различия между применяемыми педагогами и предпочитаемыми детьми формами поощрения (См. Таблица 1.). Таким образом, выявлено, что в большинстве случаев ожидания детей, связанные с получением желаемого поощрения не оправдываются, что в свою очередь в последствии может формировать негативное отношение подростка к педагогу, а так же снижению мотивации в выполнении того или иного задания.
Кроме того, нами выявлены значимые различия между применяемыми педагогами и предпочитаемыми детьми формами наказания. Так, например, если педагоги считают наиболее эффективную такую форму наказания как,
публичное порицание, то дети, напротив, предпочитают лояльные методы наказания, говоря о таких формах как замечание и отстранение от выполнения ответственных поручений, утверждая, что публичное наказание унижает достоинство ребенка и вызывает еще большую агрессию и желание делать «все наперекор».
Интересным является выявленный факт о том, что учителя против такой формы наказания как «удаление из класса», хотя сами ученики совсем не против такой меры, объясняя это тем, что если ребенок мешает вести урок, то должен покинуть класс.
Таблица 1.
Сравнительный анализ результатов анкетирования
Показатель |
Подростки |
Педагоги
|
Коэффициент значимости различий (при р≤0,5)
|
Применяемая форма поощрения в работе с девиантными подростками
|
|||
одобрение |
4 |
7 |
tэмп = 3,6 |
похвала |
12 |
7 |
tэмп = 2,07 |
благодарность |
7 |
5 |
tэмп =0,5 |
поручение ответств. обязанностей |
8 |
2 |
tэмп =2,9 |
индивидуальные награды |
7 |
2 |
tэмп =2,11 |
Применяемая форма наказания в работе с девиантными подростками
|
|||
замечание |
11 |
7 |
tэмп = 2,07 |
выговор |
11 |
7 |
tэмп = 2,07 |
отстранение от выполнения ответств. дел |
8 |
3 |
tэмп = 1,2 |
удаление из класса |
5 |
0 |
tэмп = 2,9 |
публичное порицание |
2 |
2 |
tэмп =3,2 |
Наиболее эффективный метод
|
|||
Поощрение |
9 чел. |
4 чел. |
tЭмп = 2,9 |
Наказание |
3 чел. |
3 чел. |
tЭмп =1,7 |
|
|
|
|
* Примечание: Жирным цветом выделены значимые различия, выявленные с помощью Т-Критерия Стьюдента
На завершающем этапе исследования, нами была изучена динамика снятия с внутри школьного учета подростков с девиантным поведением в тех классах, где осуществляют свою деятельность классные руководители, входящие в состав нашей исследовательской выборки. Для этого совместно с социальным педагогом школы, нами были изучены паспорта подростков с девиантным поведением, в ходе чего было выявлено, что процент снятия с внутришкольного учета выше у тех педагогов, которые в своей работе чаще прибегают к методам поощрения.
Выводы и рекомендации
Профилактика и коррекция девиантного поведения в огромной степени зависит от компетентности педагогов, которые, вместе с родителями выступают главными субъектами данного процесса. Методы поощрения и наказания выступают одним из главных инструментов в системе воспитательной работы, их использование способствует формированию нравственного сознания и поведения ребенка, именно поэтому подготовка будущих учителей к целесообразному использованию данных методов выступает необходимым условием для эффективной дальнейшей работы с девиантными подростками. Теоретическая и практическая подготовка будущих учителей в данном направлении, должна осуществляться в рамках оптимизации изучаемых дисциплин, а так же совершенствования полученных знаний и умений на педагогической практике. Еще на этапе обучения в ВУЗе необходимо оценивать сформированность у будущих учителей целесообразного использования методов поощрения и наказания, что в свою очередь может отражать готовность к воспитательной работе в целом.
При использовании методов поощрения и наказания в работе с девиантными подростками педагогам необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Исследователями доказана связь между применением методов поощрения и наказания с уровнем развития культуры поведения, уровнем общения и умением выполнения определенной деятельности ребенком. Соответственно чем выше уровень культуры ребенка, тем реже возникает объективная педагогическая необходимость к применению методов поощрения и наказания.
Применяя ту или иную форму поощрения и наказания, педагогам так же не стоит забывать об особенностях данных методов.
Поощрение является способом положительной оценки поведения ребенка и выполняет стимулирующую функцию в воспитании. Вызывая позитивные эмоции, оно способствует формированию положительных качеств, таких как: чувство собственного достоинства, доброжелательность, дисциплинированность чуткость, ответственность и другие. Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: похвала, одобрение, благодарность и т.д., однако не стоит забывать о том, что оно должно быть адекватным поступку ребенка. В противном случае излишняя поощрение приведет к обесцениванию применения данного метода, будет способствовать формированию потребительского отношения и поиска ребенком выгоды из различных ситуаций, а так же может привести к формированию неадекватной завышенной самооценке.
Наказание это способ показать ребенку его не правоту, формы данного метода так же разнообразны, к ним относят порицание, публичный или индивидуальный выговор и не смотря на то, что в нашей стране запрещены физические наказания, в работе с девиантными подростками стоит помнить, что слово может ранить гораздо больней чем физическая сила, особенно подростка с неустойчивой психикой. Именно по этому, выбирая, определенную форму наказания для данных детей стоит помнить, что не целесообразное или не корректное использование методов наказания может привести к таким негативным последствиям как: формирование заниженной самооценки ребенка, мстительность, агрессивное поведение, повышенный уровень тревожности, суицидальные наклонности. Далеко не всегда необходимо прибегать к наказанию, иногда бывает достаточно воздействовать на провинившегося подростка иронией или шуткой.
Поощрение – искусство поддерживать людей
Поощряя коллег, вы помогаете им осознать свои сильные стороны и ресурсы, чтобы они осознали свою силу и стали более способными принимать решения и делать выбор. В статье дается более четкое объяснение, что такое поощрение, даются конкретные советы, как поощрить коллег на более высоком уровне.
Были ли вы когда-нибудь в ситуации, когда вы чувствовали отчаяние, нежелание что-то делать или истощение на работе? Вы когда-нибудь были в ситуации, когда вы чувствовали, что ваш коллега в отчаянии, не хочет что-то делать или измотан? Вы когда-нибудь были в ситуации, когда коллега не был достаточно уверен в своих способностях? Что вы делали и как это работало? Что побудило вас предложить помощь или что удерживало вас?
Когда вы ответите на эти вопросы, подумайте о ком-то, кто вас подбадривал. Что сделал этот человек? Как этот человек вел себя по отношению к вам?
Вот несколько вопросов, на которые вы должны попытаться ответить сами, когда начнете думать о теме поощрения коллег.
«Поощрение» — очень распространенный термин в позитивной психологии, а также в мире тренеров. Согласно Кембриджскому словарю, это означает «слова или поведение, которые вселяют в кого-то уверенность в том, что нужно что-то делать». Психология Адлера объясняет это как «непрерывный процесс, направленный на то, чтобы дать человеку чувство выполненного долга и более позитивную самооценку». Поэтому поощрение касается вас, другого человека, процесса, находящегося между ними, и результата этого процесса. Другими словами, поощрение можно рассматривать как отношение, направленное на конкретного человека. Поощряя коллег, вы поддерживаете их в признании своих сильных сторон и ресурсов, чтобы они могли осознать свою силу и быть более способными принимать решения и делать выбор. Поощрение является одним из наиболее распространенных способов, с помощью которых люди выражают поддержку друг другу. Поощрение также сильно коррелирует с оптимистичной жизненной философией. Поддержка и поощрение могут значительно повлиять на эмоциональное благополучие и серьезно повлиять на качество жизни.
Поощрение людей к способности видеть искру в других, а затем действовать как зеркало, отражающее эту уникальность обратно к себе. Успешное поощрение — это прочувствованный эмоциональный опыт, который приводит к лучшим когнитивным решениям. Это означает, что люди, которых поощряют, могут даже не замечать этого на сознательном уровне, но результаты процесса видны в их действиях. Поощренные люди более склонны действовать, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, выражать свое мнение и, как правило, чувствуют себя более энергичными и мотивированными.
Поощрение других — это навык социально-эмоционального интеллекта. Это требует умения познать себя и осознать собственное состояние и чувства, а затем почувствовать, что происходит с другим человеком.
Есть несколько способов подбодрить коллег, однако лучший способ сделать это — полностью присутствовать, когда вы с этим человеком. Поощрение коллеги или группы практически означает:
- Выглядеть заботливым и готовым слушать;
- Позволить человеку свободно делиться своими идеями;
- Создание атмосферы доверия;
- Предложение поддержки для преодоления неуверенности в себе;
- Утверждая, что быть несовершенным — это нормально;
- Поощрение человека за хорошо выполненную работу;
- Проявление сочувствия к чувствам человека;
- Признание потенциала человека;
- Вдохновение человека на поиск большего в жизни; и
- Привлечение лица к ответственности без установления вины.
Вы можете просмотреть каждое утверждение и попытаться измерить, насколько хорошо вы используете этот конкретный навык по шкале от 1 до 10. Это даст вам более четкое представление о том, как улучшить свою способность поощрять коллег.
Советы и упражнения:
Связь с коллегой
Первый элемент поощрения — это связь. Очень важно быть на связи, понимать и чувствовать сочувствие к человеку. Иногда поощрение может произойти только в том случае, если один человек готов поддержать другого — слушая, обращая внимание, выражая настойчивость, перефразируя и проявляя неподдельный интерес. Это помогает создать основу доверия и открытости. Следите за своим языком тела и другими невербальными сигналами, которые вы можете выражать.
Знание ПОТОКА своего коллеги
В позитивной психологии ПОТОК — это сознательное состояние, в котором человек полностью погружен в процесс. Это состояние, в котором люди полностью сосредоточены на деятельности или задаче, и благодаря этому ПОТОКУ деятельность или задача выполняются успешно. Во время FLOW присутствует высокий уровень возбуждения, концентрации и удовольствия. ПОТОК происходит, когда человек сталкивается с проблемой, которая проверяет его навыки, и с его набором навыков и способностей он может справиться с этой задачей. И задача, и навыки, необходимые для ПОТОКА, высоки, почти доводя человека до предела. Некоторые примеры FLOW из области тренеров включают:
- Разработка методики обучения;
- Презентация новой темы;
- Участие в обсуждении с другими инструкторами конкретных методов использования; и
- Фокусировка перед тренировкой.
В действительности у каждого человека есть множество ПОТОКОВ, однако лишь немногие осознают свой ПОТОК. Как это связано с поощрением? Зная, где ваши коллеги находят свой ПОТОК, вы можете помочь им реализовать свои сильные стороны и способности, а затем расширить их еще больше. Если вы не знаете ПОТОК своего коллеги, вы можете помочь ему найти его и помочь ему реализовать свой возможный потенциал.
(Ссылка на модель: Не могу найти точный сайт, откуда я взял это фото. Их много. Один — https://www.psychologytoday.com/us/blog/one -среди многих/201502/поток-и-счастье )
Некоторые вопросы, которые могут помочь найти ПОТОК:
- Чем вы занимаетесь каждый день или неделю, потому что хотите?
- В каких мероприятиях вы участвуете ежедневно/еженедельно, потому что хотите?
- Какие занятия так увлекают вас, что кажется, что время пролетает незаметно?
- В какие дела вы так вовлечены, что чувствуете, что время летит незаметно?
- Что вам нравится делать на работе?
- Можете ли вы найти способ делать это чаще?
Дополнительная информация: https://www. psychologytoday.com/us/articles/199707/finding-flow
Задавать вопросы
Вопросы — это один из самых прекрасных подарков, которые вы можете сделать человеку. Это не включает в себя каждый вопрос, который у вас есть на уме, но вместо этого правильный вопрос, в нужное время, с правильным тоном, от правильного человека. Человеческий мозг естественным образом устроен так, что он ищет ответ, когда вы задаете вопрос. Направление этой поисковой задачи будет зависеть (очень сильно) от того, как задан вопрос и что это за вопрос. Вопросы являются мощным средством поддержки человека в процессе размышлений и роста. Они могут раскрыть потенциал человека по-настоящему вдохновляющим образом.
Ориентация на сильные стороны:
- Что вы считаете своими сильными сторонами?
- Если бы ваш близкий друг описал вас, что бы он назвал вашей сильной стороной?
- Что в прошлом вы делали хорошо?
- Что всегда придавало вам уверенности или гордости?
- Какие задачи даются вам легко?
- Какими недавними достижениями вы гордитесь или добились успеха?
Ориентация на будущее:
- Если бы все остальное не имело значения, чем бы вы хотели заниматься?
- Что бы вы изменили в своей жизни или работе? Представьте, что однажды вы проснулись и то, что вы хотели изменить, сбылось. Как выглядит ваша жизнь? Что вы делаете, говорите и чувствуете? Какой шаг вы можете сделать сегодня, чтобы приблизиться к желаемому чувству и будущему? Какие ресурсы у вас есть, чтобы помочь вам двигаться вперед?
Имейте в виду, что, задавая вопрос, вы открываете пространство для размышлений, разговоров и общения. Поощрение коллеги означает не только задать вопрос, но и внимательно выслушать ответ и, если это необходимо, обдумать ответ или задать дополнительные вопросы. Терпение, сосредоточенность и интерес являются ключевыми факторами.
Как это относится к тренеру?
Поощрение второго тренера — это навык, который приносит пользу не только вам и человеку, которого вы поощряете, но и группе стажеров. Во время тренировки часто бывают моменты, когда группа, содержание или методология кажутся более важными, чем качество отношений с другим тренером. Чувствовать это, осознавать это и иметь возможность поощрять другого тренера требует терпения и изменения вашего внимания. Тем не менее, результат может быть намного больше, чем просто благодарность от вашего напарника. Поощряя другого человека, вы на самом деле помогаете себе расти и проводите лучшие тренировки для своей группы.
По моему собственному опыту тренера я действительно могу сказать, что для установления хорошей связи с другим тренером требуются определенные усилия. Дело не только в том, как мы оба видим обучение, как мы будем делить обязанности, как будем сотрудничать. Это больше о том, чтобы чувствовать друг друга и понимать друг друга. Когда связь выстроена, сотрудничество выходит совсем в другом качестве. Более того, когда я начал практиковать умение знакомиться с ПОТОКАМИ моих коллег и находить способы их реализации, я понял, насколько вдохновляющим это может быть для других людей и для меня в том числе. Это исследование длиною в жизнь и процесс развития, и это прекрасно, когда все коллеги осознают это и могут взаимно поддерживать друг друга.
Напоследок хочу сказать, в каком шоке я был, когда пару лет назад начал наблюдать за разговорами тренеров. Многие из них были монологами, некоторые — дискуссиями, очень немногие — выразительным слушанием. Задавать правильные вопросы и искренне интересоваться тем, что говорит и чувствует другой человек, — это шаг вперед к эмпатии и чистой поддержке.
Вопросы для размышления
- Как узнать, что человеку нужна поддержка?
- На каких навыках, упомянутых в статье, вы хотите сосредоточиться, чтобы больше поощрять своих коллег?
- Какие преимущества даст поощрение коллег? Чем это полезно для вас или других?
- Когда вы хотите, чтобы вас больше поощряли? Как вы можете сделать это понятным для ваших коллег?
«Слово поддержки во время неудачи стоит больше, чем час похвалы после успеха». Автор — неизвестен.
«У каждого внутри есть хорошая новость. Хорошая новость в том, что вы не знаете, насколько великим вы можете быть! Как сильно ты умеешь любить! Что вы можете сделать! И каков ваш потенциал.» – Анна Франк
Автор статьи: Лаума Зубуле
Лаума Зубуле более 15 лет занимается молодежной работой. Начав в качестве активного члена, а затем наставника в скаутском движении и руководстве, участвуя в молодежных образовательных программах, она продолжила свои исследования в области организационной психологии, супервизии и коучинга. Она является тренером по неформальному образованию, психологом и супервайзером, работающим с группами молодежи, молодежными работниками, учителями, социальными работниками и людьми из сферы бизнеса и государственных учреждений. Предметы ее работы включают эмоциональный интеллект, работу в команде, мотивацию, размышления и обучение.Закладка ( 0 )
Пожалуйста, войдите, чтобы добавить в закладки
Источник
Кембриджский словарьBeets, Cardinal, & Alderman, 2010. Родительская социальная поддержка и поведение молодежи, связанное с физической активностью: обзор. Health Education & Behavior 37(5):621-44Boniwell I., 2017. Жизнь в потоке: что это такое и как войти в состояние потока? Позитивная психология. Ли С., Лин Ю., Лай Ю., Экштейн Д., Мюлленер Б., 2011. Исследование студентов-учителей, реализующих поощрение в классе. Международный журнал академических исследований, том 3, № 1, Вонг, И.Ю., 2015 г. Психология поощрения: теория, исследования и приложения. Психолог-консультант, том 43 (2), 178–216. Теория поощрения Поиск ПОТОКА
Тихая сила поощрения
Моя недавняя попытка заняться серфингом преподнесла несколько важных жизненных уроков, как в том, что касается противостояния страхам, так и избегания сожалений. Теперь я хотел бы сосредоточить внимание на ключевом человеке, который повлиял на весь мой опыт плавания на волнах: на моем инструкторе по серфингу. Сегодня, в начале сезона Дня Благодарения, я хотел бы немного рассказать о том, почему я так благодарен ей.
Конечно, мой инструктор сделала то, что сделал бы любой хороший учитель серфинга: она предоставила основную информацию, необходимую мне для работы с доской для серфинга. Она показала мне, как правильно расположиться, как перейти от гребли к стоянию и как безопасно падать на мелководье. Она также бдительно защищала меня, внося свой вклад в то, чтобы я не пострадал. Таким образом, во всех этих основах мой инструктор показала себя компетентной и эффективной.
И все же она сделала гораздо больше. Что действительно отличало эту молодую женщину, так это ее постоянная готовность помочь и подбодрить меня. Например, учитывая мою ограниченную силу верхней части тела и явную нехватку гибкости в шее и спине, мне было очень трудно удерживать положение, необходимое для гребли. Когда мой инструктор увидела эту очевидную проблему, она тихонько предложила мне подарок благодати: мягко, но твердо зацепила мою доску ногой и начала буксировать меня в волны.
Ладно, признаюсь, это было для меня унизительно. Было так болезненно очевидно, что мне нужна помощь. Я не мог сделать это самостоятельно. Я была так близка к тому, чтобы меня накрыла темная грозовая туча стыда, которая испортила бы все впечатление. Но вместо этого мне подарили спасательный круг для моих эмоций, бальзам, который успокоил меня и мое ушибленное эго: это был позитивный настрой моего инструктора.
Хотя она могла бы ворчать, закатывать глаза или, по крайней мере, тяжело вздыхать, она не сделала ничего из этого. Вместо этого она представила ситуацию так, будто таскать меня за собой было именно тем, чего она хотела. Хотя я не помню ее конкретных слов, это сообщение, которое она передала мне: «Это здорово! Мне нужно еще немного попрактиковаться в этом. И я получу хорошую тренировку».
Благодаря милости, которую предложил мне мой инструктор, мне не пришлось бороться с волнами в одиночку. Я мог периодически опускать голову и отдыхать. Мне не нужно было слишком долго держать свое тело в неудобном положении, и мне не нужно было тратить драгоценное время и энергию на трудоемкую и неэффективную греблю.
Постоянное ободрение и поддержка моего инструктора помогали мне на протяжении всего моего приключения в серфинге. Когда я пропускал волну или вылетал, она отвечала нежно и терпеливо. Она не ругала меня за мои ошибки и не выказывала ни тени разочарования ни мной, ни моими промахами. Она просто наблюдала за следующей приличной волной, слегка толкала мою доску, а затем учила меня вставать по ступенькам.
Всего через несколько минут после того, как мне удалось несколько раз подняться на ноги, она действительно сказала: «Ты попал!» Она говорила так, как будто я уже добился успеха, и теперь мне оставалось только совершенствовать свои навыки. Ух ты. Разговор о видении стакана наполовину полным!
В моем стакане было всего несколько капель достижений. Но она решила сосредоточиться на сладости этих капель, а не на том, насколько комично они были малы или сколько стакана осталось пустым. И благодаря тому, что она подчеркивала мои достижения, я смог присоединиться к ней в праздновании моих успехов, какими бы скромными они ни были.
Хотя нашей гордости может быть трудно признать это, мы все можем время от времени использовать ускорение.
Какой удивительный подарок мы можем предложить другим, ободряя их! Когда мы «ободряем», мы как будто на самом деле вселяем мужество в другого человека. Поощрение может дать людям силы смотреть вперед, двигаться вперед и достигать следующей цели. Весь эмоциональный тон сложной ситуации можно изменить с помощью поощрения. Почему-то все кажется немного ярче.
Некоторые люди неистово подбадривают. Они раздают щедрые и восторженные похвалы, медвежьи объятия и сердечные приветствия или аплодисменты. Другие поощрители обращаются к тихим и тонким приемам: мягкой улыбке, доброму слову или легкому прикосновению к руке. Но независимо от того, какую форму принимает поощрение, оно несет в себе удивительный потенциал — способность поднимать настроение человека, помогая ему оставаться сосредоточенным на своих целях.
Конечно, мы не можем жить на постоянной диете из восхвалений.