Постановка цели по smart. SMART цели. Правильная постановка целей по SMART технологии
Трагедия жизни заключается не в том,
что цель не достигнута.
Трагедия жизни заключается
в отсутствии цели для достижения.
— Бенджамин Мейс
Задайте себе два достаточно простых вопроса. Эффективно ли все то, что вы делаете в профессиональной сфере и приводит ли это к желаемому результату? Даже если ответ «нет» не категоричен, но вам хотелось бы изменений в лучшую сторону, данная статья о постановке SMART целей будет однозначно полезной.
Система постановки целей в соответствии со SMART критериями зарекомендовала себя как довольно прогрессивная и действенная в менеджменте. Но это не значит, что ее могут применять только . Цель – это то, что нужно достигнуть, то к чему стоит стремиться. Из этого определения следует, что техника постановки умной цели пригодится не только в работе, но и в решении каких-либо личных заданий.
У вас есть идея для стартапа? Уверены что ваш бизнес может быть эффективнее? Не можете привести в порядок дела? Хотите применить умные цели в учебе? Образовательный портал предлагает детально познакомиться с целеполаганием по SMART – методикой, которая научит правильно ставить и достигать цели, экономить время и энергию, повысить продуктивность работы, а также избегать недейственности. Для названных случаев мы проанализируем не только теорию и методологическую основу, но и остановимся на приведении конкретных примеров.
Исторический аспект
Критерии SMART – мнемоническая аббревиатура, используемая для определения целей и постановки задач в проектном менеджменте, управлении производством и личном развитии.
Разные источники авторство термина связывают с несколькими именами. Одни утверждают, что впервые SMART употребил в 1965 г. П. Мейер, который изучал проблематику эффективного менеджмента. Другие основываются на разработке концепции умных целей Дж. Дораном в статье, вмещенной в журнале «Management Review» за 1981 г. и считают автором его. Упоминается также имя П. Дракера, который работал над теорией управления по целям, широко применяя целеполагание по SMART.
Оставим вопрос о первопроходце в области применения техники умных целей на суд истории. Отметим лишь то, что известная сегодня расшифровка со смыслом, вкладываемым в каждое отдельное понятие, описана в уже упомянутой статье Дж. Дорана «There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objectives» (буквально «Вот умный путь написать управленческие цели и задачи»). Опираясь на русский перевод, остановимся на факте, что помимо значения термина SMART как аббревиатуры, в английском языке слово «smart» применяется в значении «умный». Отсюда и требование к процессу целеполагания, который должен быть умным, и синонимичная форма – умные цели, которую мы и многие другие употребляем параллельно со SMART целями.
Возвращаясь непосредственно к труду Дж. Дорана, приведем перевод его расшифровки аббревиатуры (она изменилась в сравнении с ноябрем 1981 г. и сегодня выглядит немного по-другому, но об этом далее). Итак, цели, которые ставятся перед корпорацией, компанией, отделом должны быть:
S (Specific ) – конкретными ; направленными на те или иные аспекты в одной области;
M (Measurable) – измеримыми ; чтоб на основе их анализа можно было вывести показатель прогресса;
A (Assignable) – назначаемыми ; нужно указать кто отвечает за реализацию;
R (Realistic ) – реальными ; с нацеленностью на результат, который может быть достигнут с учетом имеющихся ресурсов;
T (Time — related ) – связанными временем ; границы достижения цели должны быть четко определены.
Расшифровка
Как уже говорилось, применение постановки целей по SMART приобрело значительную популярность в менеджменте, что послужило для дальнейшей разработки как техники в целом, так и смысла вкладываемого в каждый отдельный элемент. Это привело к тому, что накопился огромный эмпирический опыт, который порой сосредотачивается на совершенно разных требованиях к процессу целеполагания. Рассмотрим современные трактовки более подробно:
SPECIFIC (менее частые, но возможные вариации – significant, stretching, simple). В переводе на русский это значит КОНКРЕТНОСТЬ . Умная цель должна быть конкретной в силу нескольких факторов. Менеджмент в больших корпорациях предполагает наличие длинного пути между принимающими решения и воплощающими их в жизнь. Насколько эффективна коммуникация, а, следовательно, связь между ними? Достаточно ли четко видит себе цель рядовой сотрудник и главное – в том ли ключе что и руководство? Из ответов на эти вопросы становится абсолютно очевидно, что чем более емко и конкретно сформулирована цель, тем больше шансов на успех в ее достижении. Но это не все. Конкретность подразумевает не только требование к постановке цели, но и одинаковое понимание ее на всех уровнях, которые она пройдет в процессе реализации.
В частности, описанным выше условием о согласовании, можно объяснить позицию тех авторов, которые употребляют значение simple вместо specific. Простота цели с большей долей вероятности гарантирует, что подрядчик или сотрудник, воплощающий ее в жизнь, сделает все правильно, поскольку сама формулировка не оставляет вопросов.
Таким образом, первый критерий в постановке умной цели – конкретность. Американские авторы утверждают, что для достижения этой характеристики нужно ответить на пять «W» вопросов:
What : Что нужно достичь?
Why : Почему это нужно достичь? Какие выгоды и преимущества будут получены?
Who : Кто вовлечен в работу?
Where : Где происходит работа?
Which : Какие требования, условия и ограничения ставятся к работе?
MEASURABLE (реже – motivational, manageable). ИЗМЕРИМОСТЬ – SMART критерий, задача которого на количественном материале продемонстрировать, как достигается цель. Цель должна быть осязаемой, этот постулат не вызывает сомнений. Любая работа подразумевает наличие результата. Для токаря на заводе это количество изготовленных за смену деталей. Для писателя – напечатанный роман или повесть. Говоря обычным языком, измеримость – система мерок с помощью которой определяется степень достижения цели. Если нет таких критериев, то невозможно ни оценивать выполнение работы, ни контролировать сам процесс.
С другой стороны, как справедливо отмечают отдельные исследователи, количественные показатели (вне зависимости от их формы) в любой деятельности являются неотъемлемым атрибутом. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько необходимо очевидный аспект выносить отдельным пунктом во время постановки умной цели? Вместо него предлагается другой критерий, довольно популярный сегодня – мотивационный. Суть в том, что после постановки цели сотрудников нужно мотивировать на ее выполнение. Но здесь своя специфика, в первую очередь в сфере применения – непосредственные должностные обязанности человек обязан выполнять и мотивация здесь должна исходить не со стороны тех, кто ставит цели. Другое дело, если цель, например – сократить время затрачиваемое на перекуры. В таком случае нужно премировать некурящих, поощрять желание бросить среди курящих.
ACHIEVABLE (возможные вариации – аppropriate, agreed, attainable, actionable). ДОСТИЖИМОСТЬ является очень важным показателем постановки SMART цели. По сути, проверить умность поставленной задачи можно ответив на вопрос: как цель должна быть достигнута с учетом имеющихся в распоряжении кадров?
Хороший руководитель ставит цели своим подчиненным исходя из знаний о них, их опыта и других факторов. Этим объясняется то, что многие расшифровки этого элемента в английском языке связаны с тем, что термин «достижимость» должен употребляться по отношению к каждому сотруднику компании отдельно, в индивидуальном порядке. Над достижением запланированного результата работают разные люди с разным образованием, трудоспособностью, уровнем самоотдачи, самоорганизации и многое другое. Поэтому часто употребляется слово «аppropriate» – соответствующий, что значит применение менеджером различных подходов касательно каждого сотрудника работающего над достижением поставленной цели в силу возможных, описанных выше и характерных только ему особенностей.
RELEVANT (также – results-oriented, resonant, realistic). SMART критерий АКТУАЛЬНОСТЬ объясняет, как максимально эффективно достичь поставленной цели, выяснить достаточно ли актуальны (правильно определены) способы достижения результата, есть ли возможности для позитивного решения. Для определения цели в соответствии с этой категорией к предмету ставятся следующие вопросы: эта цель стоящая? правильно ли выбрано время для решения? совпадает ли это с другими нашими усилиями и потребностями? есть ли люди способные это сделать? это осуществимо в условиях нашей деятельности (экономической, технической)?
Не менее популярной является расшифровка данного элемента как «реальности» достижения цели, справедливой и честной оценки собственных сил. Амбициозные цели приветствуются, но не стоит их подменять фантастикой, пусть и с примесью науки. Хотите начать бег
nevid.ru
Smart цели: технология постановки задач
Если хочется добиться успеха в жизни, важно уметь реализовывать мечты. Ведь если у вас есть мечта, значит присутствует и желание развиваться дальше, достигать нового и сделать жизнь лучше. Можно постоянно мечтать, лежа на диване, или перевести свои желания в материальный мир и осуществить их. Для этого нужно действовать и совершать определенные шаги, которые помогут сделать правильно поставленные smart цели.
Что такое смарт технология
Многие слышали про эту технологию, придуманную в 1954 году Питером Друкером, гением менеджмента, но не все точно понимают, что это такое и как применять ее на практике. На самом деле все достаточно просто.
Технология smart — это руководство для правильной постановки цели, которую можно использовать для организации бизнеса и для улучшения личной жизни.
Чтобы ее применить, необходимо провести анализ информации, установить четкие сроки достижения цели, мобилизовать ресурсы и неукоснительно следовать рассчитанному плану.
В больших компаниях давно пользуются этим методом, являющимся главным секретом успеха. Хороший бизнес невозможно построить без умения ставить четкие задачи подчиненным, для исполнения которых требуется поставить цель и реализовать ее в оговоренные сроки.
Успех больших корпораций свидетельствует о том, что технологию смарт полезно использовать и для улучшения качества жизни обычных людей. Аббревиатура переводится с английского языка как «умный» или «думающий», и это говорит само за себя.
Каждая буква имеет расшифровку, которой надо следовать для правильной постановки задач:
- S— цель должна быть конкретной;
- M— измеримой;
- А — достижимой;
- R— совпадать с другими задачами, быть важной;
- Т — иметь временные рамки.
Эти критерии, разработанные Питером Друкером, успешно работают на протяжении многих лет, поэтому стоит их внимательно изучить и использовать систему для достижения успеха.
Что значит конкретная?
Это слово подразумевает то, что цель необходимо четко сформулировать. Из нее должно быть понятно, какой вы ждете результат. Нужно рассчитать сколько времени необходимо для достижения цели, и какие действия следует выполнять, чтобы ее добиться.
- Например, для успешного похудения мало иметь пространственное желание сбросить лишний вес.
- Чтобы цель привела к успеху, нужно оговорить временные рамки и уточнить, на сколько килограмм надо похудеть.
- Лучше не ставить глобальные задачи, а действовать небольшими шагами.
- Оптимальный вариант — поставить цель похудеть за месяц на 3 кг. Это реально сделать. Когда задача будет выполнена, поставьте новую цель снизить вес еще на 3 кг.
- Если присутствует желание заниматься спортом, то в обобщенном виде оно не имеет конкретики. Нужно определить цель — тренироваться 2 раза в неделю в спортклубе, тогда дело будет четко сформулировано.
Понятие измеримой цели
Чтобы цель можно было измерить, определите критерии, по которым вы будете это делать. Они бывают разные, главное видеть, что прогресс происходит, это усиливает мотивацию.
- Для измерения цели похудеть, нужно уточнить, на сколько, и постоянно проверять достижения на весах.
- Если вы стремитесь увеличить заработок, регулярно проверяйте прибыль в процентах или конкретных суммах.
- Стараясь выучить иностранный язык, определите норму слов, необходимых для запоминания в определенный отрезок времени.
- Полезно завести специальную тетрадь и записывать туда систематические отчеты о результатах работы, оформляя их каждую неделю или месяц. Когда нужно увеличить продажи или рост посещаемости определенного ресурса, необходимо составлять графики с видимым прогрессом.
Что такое достижимая цель
Чтобы поставленную задачу можно было выполнить, она должна быть реальной, поэтому не устанавливайте цель, обреченную на провал.
Просчитайте, есть ли у вас возможности и хватит ли духовных и материальных сил реализовать задуманное.
Нужно учитывать все нюансы: затраченное время, необходимые знания, денежный ресурс, наличие полезной информации и многое другое.
Например, поставив цель в течение месяца похудеть на 20 кг, вы не добьетесь успеха, даже если будете очень стараться. Поставьте задачу, соизмеримую с возможностями, и после гарантированного успеха определите новую цель.
Иногда для достижения желаемого следует усилить мотивацию. Это может быть подарок, о котором вы мечтали долгое время, но не решались его позволить. Например, после достигнутой цели по смарт технологии купите себе путевку на отдых туда, где хотели побывать.
Актуальность цели
Для успешной реализации этого критерия, нужно ставить задачи, действительно имеющие огромное значение для вашей жизни.
- Если достижение цели не слишком волнует, следовать смарт технологии будет сложно, и действия не принесут удовлетворения.
- По системе смарт нужно справедливо оценивать шансы для достижения цели. Полезно составить отчет, в котором подробно расписать чем вы располагаете для решения задачи и определить ресурсы, которых не хватает.
- Непременное условие — цели не должны противоречить друг другу, а наоборот, соответствовать другим поставленным задачам.
- Например, если вам нужно постоянно вставать в 5 часов утра, и вы хотите реализовать это, нельзя поставить в качестве другой цели постоянные ночные тусовки в клубах. Одно несовместимо с другим, поэтому имея такие задачи, вы не реализуете ни одну из них.
Какими должны быть временные рамки
Для выполнения задуманных действий обязательно необходимо установить четкое ограничение по времени. Если этого не сделать, контролировать процесс не получится, а значит не удастся реализовать цель.
У любого дела должен быть конец и начало, иначе можно постоянно откладывать его на более подходящее время, так и не решив начать работу. А когда время безгранично, отпадает необходимость действовать четко и быстро.
Поэтому всегда устанавливайте разумные и реальные временные рамки. Чтобы их правильно обозначить, можно задать себе наводящие вопросы:
- Когда мне нужно увидеть результаты поставленной задачи?
- Насколько быстро я смогу реализовать цель, используя те ресурсы, которые есть в наличии?
Перед постановкой цели постарайтесь выяснить, как ее реализация отразится на близких вам людях. Возможно, она подействует на них отрицательно, или их реакция на нее вам не понравится, и это станет причиной невыполнения задачи.
Когда методика неэффективна
Несмотря на свою популярность и результативность, постановка задач по системе смарт подходит не для всех. Это происходит не из-за влияния определенных факторов. Виноват характер и образ жизни людей.
Не стоит применять смарт технологию, если:
- Вы всегда меняете свои решения и не умеете планировать действия на длительный срок.
- Когда вам не важен конечный результат цели, а просто необходимо двигаться в определенном направлении с нечеткими временными рамками.
- Если в человеке преобладает лень и ему не хочется следовать установленному плану, тогда само планирование теряет смысл, и критерии смарт становятся бесполезными.
- Есть определенная группа людей, предпочитающих действовать спонтанно, полагаясь на интуицию и удачу. Они не терпят планирования, составления списков и написания отчетов. Иногда такие жизненные установки приносят свои плюсы, но не за счет поставленной цели по технологии смарт.
Эта методика работает, когда для достижения определенных высот в жизни люди совершают запланированные поступки. Если их не делать, эффективность технологии сводится к нулю.
Как применять систему
Хорошо обдумайте чего хотите, возьмите бумагу и напишите на ней чего вы желаете добиться. После проверьте желание по 5 критериям, которые мы рассмотрели выше. Они помогут разобраться, возможно ли реализовать задуманное, и какие преграды могут встать на пути.
Анализируя цель, важно настроиться на позитив, поймать нужную волну и выяснить свои истинные желания. Сделав это, легко отсеять цели, навязанные вам другими людьми, и сосредоточиться на собственных приоритетах.
Технологию смарт можно применять для проверки разных советов и предложений. Проверив их по критериям смарт, легко определить, будут ли они полезны и не потребуют ли несоразмерных усилий для их осуществления.
Когда вы ставите перед собой несколько разных целей, всегда проверяйте их на совместимость друг с другом. Это даст возможность заметить плохие цели и вовремя от них избавиться.
ПРИМЕР ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ
- Если вы хотите увеличить свой доход, воспользуйтесь технологией смарт и озвучьте свою цель — «зарабатывать больше».
- Прежде всего, определите, насколько вы стремитесь повысить заработок и установите реальную планку, например, 20 процентов.
- Потом измерьте объем предполагаемого дохода, чтобы точно знать, к чему стремиться.
- Проанализируйте, сможете ли вы достичь желаемого. Однозначно да, если у вас есть мотивация и стремление.
- Для проверки ее реалистичности определитесь, что вы можете сделать для достижения smart цели. Получится ли увеличить рабочие часы, найти дополнительный заработок и организовать работу так, чтобы она не сказывалась отрицательно на семье. Готовы ли вы пожертвовать свободным временем? Если вы уверены, что эти нюансы преодолимы, цель вполне реальна, то смело беритесь за ее осуществление.
- В последнюю очередь рассчитайте время, которое потребуется для воплощения цели. Просчитайте ваши ресурсы и установите разумный временной отрезок, например, 2 месяца. Через указанное время, увеличив ежедневно время работы на 1 час, можно поднять заработок на 20 процентов.
Не забывайте, что жизнь зависит только от вас, и если есть потребность сделать ее лучше, технология smart может стать в этом ценным помощником.
headlife.ru
Постановка цели по smart: учимся на примерах
Приветствую всех читателей блога. Задумывались ли вы о том, что правильная расстановка приоритетов, определение жизненных целей крайне важны для современного человека. Жизнь ускоряется, и это не субъективное ощущение, а реальность.
Есть разные системы координат, помогающие грамотно поставить цели и достичь их. Одна из самых востребованных на сегодняшний день: смарт технология.
Что это такое, в чем особенности данной методики, сейчас мы с вами и будем выяснять.
Содержание статьи:
Что такое SMART технологии
Термин SMART в наше время весьма популярен. Он означает, как правило, современные, умные, продвинутые технологии. Но в отношении разных методик целеполагания этот термин является аббревиатурой. Считается, что ее первооткрывателем является Питер Друкер, один из основоположников менеджмента.
Давайте расшифруем это сложносокращенное слово в данной технология постановки цели так, как задумал именно Друкер. Итак: Specific — конкретная, Measurable — измеримая, Achievable — достижимая, Relevant — релевантная, Time-Bound — определенная по времени.
Так постановка цели по smart толковалась, что называется, по определению, изначально. Но со временем появились и другие расшифровки, которые тоже имеют определенную значимость, а значит, и право на существование.
Так, латинская S может быть представлена терминами Significant (важные, значимые) либо Stretching (расширяющие, напряженные). Дальше идут несколько вариантов «трансформации» буквы А — Agreed (согласованные), Acceptable (подходящие, приемлемые) и т.д.
Аналогично и с остальными составляющими аббревиатуры. Каждый может включиться и предложить свои варианты прочтения задач по smart.
Specific: конкретная
Если мы хотим достичь задуманного достаточно быстро, для начала надо представить эту задачу максимально конкретно. Придя на собеседование в новую фирму, например, мало сказать: «Хочу достойную зарплату». Разговор будет предметным, если вы назовете определенную ставку, которая вас устроит в данной должности.
Это будет грамотный подход при постановке целей.
То же самое и в других жизненных ситуациях. Если вы скажете супругу: «Хочу шубу», эффект один. Совершенно другой последует, если скажете, о какой именно шубке мечтаете, в какую цену это выльется, на какой срок реально взять ее в кредит и т.д.
Еще одна тонкость: когда мы точно знаем, чего хотим, задействуем образ желаемого, то в работу включается и подсознание. А это очень важный инструмент, помогающий двигаться к намеченному более эффективно.
Measurable: измеримая
В продолжение и развитие постулата конкретики в формуле метода постановки целей smart задействован принцип измеримости. То есть, как говорит популярная реклама, надо знать, «сколько вешать в граммах?» Например, не просто размечтаться стать супер образованным, а обозначить это желание по возможности точными вехами.
Правильный пример постановки цели по smart — сдать половину тестов ЕГЭ по высшему баллу, поступить в вуз по избранной специальности. Проштудировать «Тайную доктрину» Блаватской и т.д.
Приведем и другой простой пример по системе smart. Вы вознамерились стать к следующему пляжному сезону стройными. Замечательно, похвально. Но и это обтекаемое понятие надо «оцифровать». Допустим, довести объем талии до 70 сантиметров, для чего придется скинуть десяток килограммов.
И так по любому другому виду деятельности, везде ищем критерии постановки целей, которые можно объективно просчитать.
Achievable: реальная, достижимая
Продолжаем пояснять каждый принцип СМАРТ методики. Вы человек амбициозный? Прекрасно! Но если постоянно «витать в облаках», завышать планку, рано или поздно вы перегорите или засомневаетесь в себе.
Продолжая тот же вышеприведенный пример с похудением, скажем: в этом деле мы часто заблуждаемся. А смарт метод постановки целей призывает стать реалистами. Нельзя, скажем, издеваться над организмом и требовать избавления от тех же 10 килограммов за месяц. Многие пробовали, но у единиц получалось. А потом аукалось болезнями, и ушедший вес чаще всего возвращался, да еще и с добавкой.
А все потому, что сверхзадача не способствует мобилизации организма, а нередко разрушает его защитные силы.
Этот принцип постановки целей предупреждает и о другой крайности. Давать себе слишком большие послабления не стоит.
Пусть цель будет высокой, красивой, актуальной, но посильной.
Relevant: релевантная
Говоря о данной модели постановки целей, обращаем ваше внимание на такой современный термин как «релевантность». Его, в первую очередь, используют в компьютерном мире как понятие о соответствии программы или иного интернет продукта запросам пользователей.
В более широком смысле это адекватность, соответствие неким нормам, критериям.
Это правило постановки целей требует соизмерять их с другими жизненными задачами.
Допустим, вы решили одновременно и заняться фигурой, и стать мамой. Но ограничение рациона в этот период крайне опасно для малютки. Так что заботу о талии придется перенести на более поздний период.
Time-Bound: ориентированная по времени
Еще одна характеристика смарт формата в постановке целей — ориентированность по времени. Любая задача решается в определенный промежуток времени. Если мы поставим «планку» научиться игре на гитаре, и не скажем, к какому сроку, то, скорее всего, до этого музыкального горизонта так и не дойдем.
В системе постановки целей жесткие временные рамки просто необходимы.
Иначе мы расхолаживаемся, и цель ускользает. Конечно, получить высшее образование можно и в преклонном возрасте. Примеры такие есть. Вот только применить полученные знания на практике в 70-80 лет вряд ли получится 🙂
Статьи в тему:
Как сосредоточиться на одной цели: 8 шагов, которые вам в этом помогут
Как научиться ставить цели и добиваться их: практикум для начинающих
Тайм-менеджмент и мудрая постановка целей
Техник постановки целей разработано множество. Любая имеет свои плюсы и минусы. Но все же больше мы доверяем тем авторам методик, которые сами чего-то добились в жизни. И это правильный подход!
Например, многим известный Евгений Попов и его крутой практический курс «Хозяин времени», в котором он рассказывает о своей системе тайм-менеджмента и дает конкретные рекомендации как ставить время себе на службу.
Найдете вы в этом курсе и поучительные яркие примеры постановки целей по смарт технологии. Пусть даже автор и не употребляет данный термин, но суть не меняется: Евгений Попов подсказывает, как грамотно организовать пространство и время, чтобы не терять драгоценных минут и часов и идти к цели настойчиво и неустанно.
Кто-то буквально изнуряет себя, двигаясь к заветному горизонту. И падает, не добравшись до желанной «верстовой вехи». Другие идут поступательно. Твердо, настойчиво, но правильно распределяют силы, учитывают возможности, привлекают союзников, делегируют полномочия. И побеждают!
Давайте постараемся попасть во вторую категорию идущих к цели. И курс «Хозяин времени» нам в этом точно поможет.
***
Дорогие читатели блога, очень надеюсь, что вы узнали что-то новое и полезное из данной статьи. Пусть она станет маленьким звеном в вашем поступательном движении к успеху!
Использовали ли вы СМАРТ технику в своей жизни? А может вы пробовали другой метод? Давайте обсудим в комментариях. Мне эта тема очень любопытна.
И на закрепление материала, как говорила моя учительница по алгебре, предлагаю посмотреть нескучное видео.
А также не забывайте делиться прочитанной информацией с друзьями и подписываться на обновления блога.
До новых встреч!
С вами была Екатерина Калмыкова
blog-bridge.ru
Постановка целей по SMART системе
В данной статье речь пойдет о SMART-целях: что это такое, как их ставить. Информация будет актуальная для каждого человека. Особенно для тех людей, которые не всегда могут найти верные способы разрешения проблемных ситуаций. Или тем, у кого не получается достичь назначенных целей ли например человек не знает как перестать лениться. Часто случается, что человек не управляет собственной жизнью, все негативные изменения принимает как данность. Но это неправильно, ситуацию необходимо менять.
Именно для этого и предназначена умная система постановки целей. С ее помощью человеку станет значительно проще выполнять поставленные задачи. Достижение успеха станет гораздо проще. В статье будет расписана специфика SMART-целей, их назначение, а также на конкретных примерах продемонстрировано их использование.
SMART-цели и их постановка
Много где можно встретить упоминание SMART-целей. Но часто оно происходит вскользь, без подробных объяснений. Большому количеству людей неизвестно о том, что это за термин. Поэтому для начала следует рассмотреть его поподробнее. Так вот, техникой SMART называется новейший способ грамотной постановки целей. Причем применима эта система как для профессиональных, так и для личных успехов, то есть во всех сферах деятельности человека.
Постановка SMART-целей
строится на обобщении заранее известных
данных, определении точных сроков
исполнения заданий, изучение и
использования всех необходимых средств,
а еще установки конкретных и понятных
задач всем участникам. И все эти действия
должны совершаться в самом начале
планирования деятельности.
Дословный
перевод термина smart — умный. Аналогичным
значением обладает и clever. Но второе
слово подразумевает под собой человека,
обладающего большим количеством знаний
разной направленности. Тогда как smart —
характеристика живости ума человека.
Про названного так человека можно
сказать, что он смекалистый. То есть не
обязательно с широким кругозором, но
он сможет придумать умный и простой
выход из сложной ситуации.
Но, в заданном
статьей контексте, слово является
аббревиатурой, буквенным сокращением.
Впервые его употребил в 1954 году Питер
Друкер, известный теоретик менеджмента
того времени. Каждая буква аббревиатуры
является началом слова, обозначающего
критерий верно определенной целей.
Расшифровка SMART:
- S — specific. Должна быть точно определена конкретная цель.
- M — measurable. Она должна быть измеримой.
- A — achievable. Цель должна быть достижимой
- R — Realistic. Цель должна быть реалистичной. Но под буквой R может скрываться и другое слово — Relevant. То есть цель должна релевантная, сосуществующая с другими задачами.
- T — Time bound. Цель должна быть определенная по времени.
Другие авторы могут приводить альтернативные варианты расшифровки, но лучше рассмотреть информацию от первоисточника, ведь она достовернее. Вторичные варианты можно опустить. Теперь же следует подробнее рассмотреть каждый критерий грамотно постановленной цели.
- Specific
Specific в данном контексте можно перевести как «конкретная». Цель нужно определять точно и однозначно. Такая постановка задачи сильно повышает возможность ее выполнения. Specific под собой подразумевает, что у цели должен быть точный и определенный результат, которого человек желает достичь. Если в формулировке появляются прилагательные сравнительной степени, например, слова «больше» или «дольше», то они должны дополнятся конкретными измеримыми данными. Просто фраза «похудеть» — не постановка SMART цели. Ведь отсутствует конкретика. Грамотная формулировка должна быть такой: за полгода сбросить 7 килограмм. Еще вариант: к декабрю весить 65 кг. Вот это уже грамотно поставленная цель по технологии SMART. Именно конкретные цели позволят осуществлять саморазвитие во всех направлениях.
Еще один пример: задача «заниматься спортом» не является конкретной. Нужно ее обозначить подробнее: «совершать утренние и вечерние пробежки каждый день». Но с конкретикой цели иногда возникают трудности. Если человек не может точно сформулировать задачу, то он должен ответить на три вопроса:
— Какой результат является наиболее предпочтительным, и почему это именно так?
— Кто еще участвует в исполнении задачи?
— Имеются ли дополнительные факторы или осложнения, с которыми можно столкнутся при выполнении цели?
Правдивые ответы на вопросы помогут человеку с составлением грамотной формулировке. И не стоит забывать важный момент задачи: на одну цель должен приходиться один результат. Если же задача подразумевает под собой два исхода, то ее нужно разделить на две и рассматривать отдельно друг от друга. -
Measurable
Данный термин лучше всего перевести как «измеримая». SMART-цель устанавливается таким образом, чтобы ее результат можно было измерить. Оценивание итогов исполнения задачи необходимо проводить согласно заранее установленной системе критериев. К примеру, задание «похудеть» не гласит в себе никаких цифр. Необходима конкретика. Нужно определить итоговый вес после похудения. Соответствие результата действительности узнать проще простого: встать на весы.
В процессе постановки цели желательно оперировать только эмпирическими критериями, без субъективности. Но возможно и такое, что численных показателей успеха цели выставить невозможно. В таком случае необходимо ввести шкалу соответствия. И тут важно ее сформулировать так, чтобы ее верно понял любой человек, без двусмысленности.
Для начала необходимо обозначать нынешнее состояние выполнения цели, пусть это будет шкала от нуля до ста процентов. Далее, нужно наметить успешное завершения задачи, какое значение этому будет соответствовать. Следующим шагом будет определение четкого критерия, завершение которого продвинет цель на заданное количество процентов. -
Achievable
Данный критерий переводится как «достижимая». Нельзя устанавливать такие цели, которые невозможно выполнить. Человек должен обладать необходимыми знаниями, умениями и инструментами для достижения задачи. Поэтому, перед постановкой цели, следует изучить собственные возможности, а после уже отталкиваться от них. Многие люди специально ставят для себя заоблачные цели, достигнуть которых не могут даже потенциально. И даже небольшой прогресс является успехом для них. Это неверная постановка задачи, человек должен хотя бы теоретически быть способен достигнуть цели. -
Realistic
Переводом данного критерия будет термин «реалистичность». Здесь речь снова зайдет о ресурсах, которыми распоряжается человек. У него должны быть все необходимые инструменты для достижения цели хотя бы в теории. Для прогнозирования данного критерия рекомендуется составить анкету, в которой нужно расписать имеющиеся ресурсы. А также упомянуть те инструменты или знания, которые могут потребоваться. Если перечень вторых сильно больше, то намеченную цель следует пересмотреть. Так как ее реализуемость является туманностью. В таком моменте большие амбиции — плохая характеристика.
Если же намечено две цели или более, то необходимо рассмотреть их по части совместимости. То есть, не противоречат ли они друг другу. Например, человек намеревается в краткие сроки освоить программирование на C++, а также в его цели входит полное ознакомление с классикой отечественной литературой. Вторая задача весьма объемна, оттого сильно помешает первой. И тут следует расставить приоритеты на цели. -
Time bound
Time bound в переводе «определенная по времени». Правильно поставленная цель должна быть с четким сроком выполнения. Необходимо установить временные рамки, в ином случае задача может растянуться. Четкие сроки позволяют контролировать процесс достижения цели.
При этом временные рамки должны быть грамотно спрогнозированы. Нельзя назначать ранний или поздний срок исполнения. Время, уделяемое задаче, нужно рассчитывать исходя из собственных ресурсов и возможностей, а не как-либо иначе. Для четкого определения сроков человеку нужно ответить на два вопроса:
К какому сроку завершение задачи является предпочтительным?
Как скоро возможно достижение цели? Тут учитываются ресурсы человека.
Обычно интуиция подсказывает ответы, но иногда может понадобиться четкий анализ ситуации. При постановке цели важно понимать, что она должна быть осуществлена в заданный срок. Это ее отличает от обычной мечты человека. Существует еще такое понятие — экологичность цели. Оно обозначает социальную подоплеку установленной задачи. То есть прогнозируемую реакцию людей на выполнение и завершение цели. Ведь они могут стать помехой на пути ее достижения. И это также необходимо учитывать при прогнозировании.
Когда техника SMART-целей не сработает?
Следует упомянуть, что технология постановки SMART-целей подойдет не для всех людей и не для всех ситуаций. Успех задачи при такой методике зависит от условий окружения, а также от особенностей личности человека. Например, SMART-цели не будут успешными в таких случаях:
Невозможность определения точных временных рамок достижения задачи. Внешние условия крайне нестабильны, планирование на долгосрочную перспективу является бессмысленным, так как конкретики в таком случае добиться невозможно, даже с методикой SMART. Еще расстановка целей по данной системе является бессмысленной для людей с постоянно меняющимся настроением или чем-то аналогичным. Перед использованием методики SMART им следует обуздать свой характер.
Во многих ситуациям
людям важен процесс деятельности, а не
ее результат. В таком случае рационализация
задачи не имеет особого смысла. Методика
SMART тогда нужно только частично.
Четко
определенная задача часто требует
незамедлительного выполнения. Но для
некоторых людей это невозможно из-за
лени. Сначала ее нужно перебороть и
настроить себя на достижение цели. А
только потом уже приступить к планированию.
В противном случае методика SMART никак
не поможет.
Некоторые люди никогда
успешно не занимались рационализацией
жизни. Планирование для них чуждо. Такие
люди привыкли действовать спонтанно,
в зависимости от обстановки. SMART-цели
для них не подойдут, так как противоречат
их привычному способу решения проблем.
Пример грамотно
поставленной цели по методике SMART
Теперь
рассмотрим хороший пример грамотно
поставленной цели по методике SMART. Пусть
изначальной формулировкой было «повысить
собственный заработок в интернете». Разобьем ее на
пять критериев, и конкретизируем.
- S. В первую очередь необходимо добавить конкретики в цель. В данном случае это будет количественный прирост заработка. Пусть он составит 20 процентов от нынешнего значения. Цель формулируется точнее: зарабатывать на 20 процентов больше. А можно конкретизировать ее еще больше, добавив конкретные цифры, тогда нужно дополнить ее суммой выручки.
- M. Измеримая ли цель? В данном случае так и есть. Сто двадцать процентов дохода вычислить предельно просто при помощи операции умножения. После проведения необходимых действий человек определит то, к какой сумме он стремится.
- A. Достижимая ли цель? Увеличение заработка возможно для каждого человека. Никто не станет пытаться сковывать его амбиции. А, если он интересуется системой умной постановки целей, то и мотивация у него достаточная.
- R. Реалистичная ли данная цель? Тут человеку нужно ответить на описанные выше вопросы по данному критерию, но переформулировать их под ситуацию. Сможет ли он работать больше часов в день? Сможет ли обеспечить пассивный заработок? Обладает ли он необходимыми знаниями и умениями? Не помешает ли это его близким? Готов ли он привести в жертву лишние часы безделья или отдыха? Если ответы будут положительными, то цель вполне реалистична.
- T. Каковы временные рамки достижения цели? Тут нужен всесторонний анализ ресурсов и возможностей человека. Пусть он все сосчитал и понял, что для увеличения собственного дохода на 20 процентов ему потребуется два месяца. Для этой цели работе он будет уделять на 6 часов в неделю больше времени.
На этом заканчивается
умная постановка цели по методике SMART.
Жизнь каждого человека в его руках. А
данная система способна ее упростить
и упорядочить. Остается только правильно
ей распоряжаться.
trey.pro
smart постановка целей
SMART – это один из самых популярных инструментов личной и управленческой эффективности, незаменимый для постановки задач. Трудно найти человека, который бы о нем не слышал. Поэтому он заслуживает того, чтобы поговорить о нем подробнее.
Когда Алиса из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрола заблудилась в лесу, гусеница спросил Алису, куда она хочет выйти. Алиса сказала, что ей все равно. На что тот очень резонно заметил, что тогда ей также все равно, куда идти. Пока вы четко не сформулируете для себя, чего вы хотите добиться, вы вряд ли чего-то добьетесь. Четко и грамотно поставленную цель достичь намного легче, чем неясную и размытую. Для четкой постановки цели существует, наверное, самый известный управленческий инструмент – модель SMART.
Впервые этот акроним был озвучен в 1981 году Джорджем Дораном, который и создал этот инструмент постановки задач. Для тех, кто не слышал об этом замечательном инструменте, поясню. Согласно модели SMART, любая цель, чтобы ее было проще или даже вообще возможно реализовать, должна отвечать пяти параметрам, зашифрованным в акрониме SMART. А вот что в этом акрониме зашифровано – это совсем не однозначный вопрос. За тридцать шесть лет существования модели было создано с десяток ее вариаций, даже добавлялись дополнительные буквы (SMAART, SMARTER). Ниже в таблице приведена оригинальная дорановская расшифровка букв акронима и более поздние вариации.
Цель должна быть:
SMART | Оригинальная модель | Иные варианты |
S | Specific — конкретной | Significant (значимой), Stretching (сложной), Simple (простой) |
M | Measurable — измеримой | Meaningful (осмысленной), Motivational (мотивирующей), Manageable (управляемой) |
A | Attainable — достижимой | Appropriate (уместной), Achievable (достижимой), Agreed (согласованной), Assignable (приемлемой для делегирования), Ambitious (амбициозной), Attractive (привлекательной), Action-oriented (ориентированной на действия) |
R | Relevant — уместной | Realistic (реалистичной), Resourced (с ресурсами для выполнения), Resonant (значимой), Rewarding (обещающей вознаграждение) |
T | Time bound – ограниченной по времени | Time-oriented (ориентированной на время), Time framed (с расписанием), Timed (расписанной по времени), Time-based, Timeboxed (с использованием инструмента «Коробочки времени», см. рассылку №18), Timely (своевременной), Timetabled ( с графиком выполнения), Time limited (ограниченной по времени), Trackable (отслеживаемой), Tangible (материальной) |
Но как бы ни расшифровывался легендарный акроним, он все равно остается эффективным инструментом целеполагания, потому что заставляет нас анализировать, критически оценивать поставленную цель, уточнять, конкретизировать ее. Работа с этой моделью заставляет нас не только четко сформулировать задачу, но и «зашить» в ее формулировку механизм ее реализации. В этом и заключается секрет успеха модели.
При этом, данный инструмент в равной степени полезен и для постановки производственных задач и для выработки личных целей, и для постановки задач подчиненным, и для прояснения собственных задач и целей.
Давайте более подробно остановимся на каждом из критериев грамотно поставленной цели оригинальной дорановской модели.
S. Конкретность. Чтобы прояснить смысл первой буквы модели позднее был придуман еще один акроним «5W»:
- What (что?): Что я хочу достичь?
- Why (почему?): Зачем мне и/или компании это нужно?
- Who (кто?): Кто будет участвовать в достижении цели?
- Where (где?): Где лучше всего выполнять задачу?
- Which (который?): Какие требования и ограничения существуют для выполнения задачи?
M. Измеримость означает подбор критериев оценки успеха: в рублях, штуках, удавах, попугаях – как вам удобнее.
А. Достижимость – не значит «синица в руках», скорее, вера в достижимость цели, анализ ресурсов ее достижения.
R. Уместность цели означает ее совместимость со стратегией компании или личными ценностями человека, с другими целями и задачами.
Т. Ограниченность по времени предполагает наличие срока реализации цели, графика этапов ее реализации.
Вот один из самых распространенных на сегодняшний день вариантов расшифровки акронима:
- S- specific – конкретная, то есть четко описывающая, что нужно сделать и зачем,
- M- measurable – измеряемая, для того, чтобы можно было точно оценить степень выполнения задания.
- A- agreed – согласованная и принятая к исполнению всеми заинтересованными сторонами,
- R- realistic – достижимая, реалистичная,
- T- time bound – с привязкой по времени, то есть к какому сроку или к каким промежуточным срокам задание надо выполнить.
Давайте на конкретном примере посмотрим, как пользоваться этой моделью.
Пример: Анна недавно начала работать в отделе оптовых продаж крупной российской компании. И вот, огромная удача, ее клиент сделал крупный заказ. Анна посмотрела по компьютеру наличие товара – в притык, но хватает. Согласовала продажу с начальником и назначила отгрузку на следующее утро. Но утром ей позвонил разъяренный клиент – его машина приехала на склад, а товара в нужном объеме там не оказалось. Анна стала разбираться и выяснила, что вчера вечером Дима, менеджер по продажам, сидящий напротив нее в офисе, отгрузил большую партию этого самого товара. Этого конфликта легко можно было бы избежать, если бы Аня проверила свою задачу в связи с этой сделкой по модели SMART. S – получить детальный заказ от клиента, M – определить, что и когда он должен получить на складе, A – согласовать отгрузку не только с начальником, но со всеми заинтересованными сторонами. Можно было позвонить на склад и узнать, не планируются ли отгрузки крупных партий нужного товара до утра или спросить об этом у других менеджеров. R – это уточнило бы реалистичность выполнения заказа. T – конкретизировав все вышеизложенное, можно было бы уже поставить четкие временные рамки выполнения заказа.
Задание: Остап Бендер узнал от Ипполита Матвеевича о сокровищах, спрятанных в одном из двенадцати стульев. Если бы Остап окончил курсы эффективных менеджеров, то он первым делом прописал бы себе задачу по поиску сокровищ по модели SMART. Сделайте это за него.
Пользуйтесь этим замечательным инструментом, подбирайте наиболее уместную для вас расшифровку акронима. Удачи!
Бесплатная подписка по e-mail
uspeh-success.ru
SMART-система постановки целей
В любой сфере современной жизни очень важно правильно и грамотно использовать свое время и ставить правильные цели. Такой подход к задачам и целям гарантирует их максимально успешное достижение. В бизнес-сфере правильную постановку цели называют SMART-системой. Что такое SMART-система постановки целей, расскажем в этой статье.
Что такое SMART-цели
SMART-цель является единым комплексом программирования на успех. А именно, это определение конечной цели и тактических задач, после решения которых цель будет достигнута. Аббревиатура слова SMART обозначает конкретную, измеримую, достижимую/согласованную, реалистичную и отслеживаемую во времени цель.
S – Конкретика цели, что желаете получить в финале (максимально подробно).
M – Измеримость цели – задать четкие параметры для измерения.
A – Достижимость цели – в зависимости от жизненных реалий и личных обстоятельств насколько реально достичь ее.
R – Реалистичность цели – в зависимости от возможностей и достижимости цели, каким образом можно достичь поставленной цели.
T – Временные затраты – четкий срок финала, достижения цели.
Такая технология помогает понять, насколько цель реалистична и как ее достичь. Чем подробнее описание желаемого, понимание временных и денежных затрат и возможность контроля на всех этапах, тем выше процент успеха в достижении этой цели. Методика SMART-цели знакома многим, кто ставил в жизни цели, был руководителем и является целеустремленным человеком. Однако далеко не каждый ставит цели правильно и использовал все составляющие этого инструмента.
В результате получается сформированная картина мечты, которая становится целью благодаря всем остальным пунктам, которые описаны на бумаге. Это первый этап техники SMART, далее необходимо разложить общие цели на составляющие части – тактические задачи проекта. Они должны быть в виде алгоритма действий, поэтапные и логические.
Пример постановки SMART-цели
Обязательное условие работы по системе SMART-цели – это максимальная конкретность ее и однозначность. Чтобы мечта превратилась в цель, необходимо четко проанализировать и прописать тактические и стратегические задачи, определяя при этом приоритеты и критерии. Иными словами, цель – это результат деятельности, к которому стремится человек, учитывающий множество промежуточных целей. Поэтому для достижения ее надо разбить на этапы (сегменты, шаги). Решение задачи – это всегда поэтапная последовательность целевых действий, которые приведут в результате к достижению основной цели.
Примеры могут быть различны. Возьмем один такой: открыть успешный интернет-магазин. При планировании учитываем следующие факторы.
- Конкретика цели. Товары, которые будут продаваться, бюджет, масштаб сайта, география покрытия, уникальность проекта, корпоративный стиль, какие будут ТМ представлены на сайте.
- Измеримость цели. Этот инструмент предполагает собой определение критериев, с помощью которых можно определить, насколько достигнута цель (количество продаж, посещаемость, уровень конверсии). Для этого важно заблаговременно изучить, какие показатели можно считать нормальными для этой отрасли. В процессе возможна корректировка.
- Достижимость цели. Чтобы успешно реализовать цель, необходимы определенные знания. В данном случае понимание направления, в котором работает интернет-магазин (например, разбираться в электротоварах, если планируется продавать именно их). Кроме того, нужны знания в области продвижения интернет-магазинов или бюджет на продвижение сторонними специалистами.
- Реалистичность цели и ее значимость. Следует понять, какую роль в жизни или карьере сыграет реализация этой цели. Очень важна правильная мотивация, аргументированность действий, которая позволит, а может быть, и заставит активнее работать над задачей.
- Временные затраты или соотношение с установленным сроком. Для того, чтобы цель была достигнута, обязательно надо установить финальную дату, когда цель будет реализована и получен ожидаемо положительный результат. Например: к 1 декабря 2017 года у меня уже есть сайт, который приносит мне прибыль. До 1 марта я разрабатываю бизнес-план, до 15 марта – есть необходимый штат для работы + разработанный макет сайта, до 1 апреля – первоначальный вариант сайта уже есть + список поставщиков, до 1 мая – наполнение товарами и разработка рекламной кампании и т.д. Конкретика во времени: что, когда, уровень контроля. В этом может помочь диаграмма Ганта, «гугл-календарь» либо другой инструмент планирования проектов.
В результате разработки SMART-системы по нашему примеру должны быть указаны следующие пункты:
- Какой должен быть сайт, категории товаров, какой целевой потребитель.
- Определены единицы измерения: прибыль на 1 декабря; средний чек на 1 декабря, количество покупок в месяц.
- Список поставщиков товаров.
- Кто будет работать над проектом, какие затраты на специалистов.
- Определение сроков реализации проекта.
Грамотно разработанная техника позволит реализовать цель в минимальные сроки и с минимальными затратами. Как только SMART-цель будет перед глазами, можно приступать к составлению бизнес-плана (если цель – собственный бизнес). Если цель менее глобальна, достаточно планирования и решения поставленных личных и карьерных задач.
zhazhda.biz
Постановка цели по SMART | Уроки успеха
Последнее обновление:9/11/17
Постановка цели по SMART применяется в основном в бизнес-планировании, но и в обычной жизни для определения цели этот метод прекрасно подойдет.
В чем же заключается постановка цели по SMART? В переводе с английского «smart» означает «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый».
В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г.
Постановка цели по SMART содержит в себе 5 критериев, каждая цель должна быть —
- S — Specific — конкретная;
- M — Measurable — измеримая;
- A — Achievable — достижимая;
- R — Realistiс — реалистичная;
- T — Timed — определенная по времени.
Любую вашу цель необходимо проверить по пяти описанным критериям:
- Конкретная цель. Что это значит? Цель должна быть четкой, конкретной. Чего конкретно я хочу? Если в цели есть слова «больше», «раньше» и т.д. Например, я хочу зарабатывать больше, или я хочу выглядеть лучше, или я хочу ездить на машине. Это не подходящая формулировка. Постановка цели по SMART будет выглядеть так: «Я хочу увеличить свой доход, я хочу похудеть, я хочу купить машину».
- Измеримая цель. Результат достижения цели должен быть измеримым. Наш пример, я хочу увеличить свой доход в 1,5 раза, я хочу похудеть на 10 килограммов, я хочу купить машину (и обязательно укажите какую машину вы хотите купить).
- Достижимая цель. Можно ли вообще достичь этой цели? Цель должна быть исполнимой. Вы должны понимать, что у вас есть знания возможности, силы и средства для исполнения этой цели, или есть возможность получить дополнительные ресурсы. Например, если вы наемный работник, то ставить цель увеличить доход в 5 раз вряд ли будет разумным, если вы хотите купить машину, то у вас должны быть средства для этого.
- Реалистичная цель. Вы должны реально представлять результат достижения цели. Реалистичная цель должна согласовываться с другими целями и не противоречить вашим жизненным ценностям. Чтобы они вместе, ценности и цели, вели вас к результату.
- Определенная во времени цель. Цель должна иметь временные рамки. Должны быть четко поставлены сроки достижения цели. Без установки сроков конкретной цели нет.
Возвращаемся к нашим примерам.
Постановка цели по SMART, должна выглядеть так:
- Я (можно указать свое имя) увеличу свой доход в течение года в 1,5 раза и больше, для этого я в ближайшие сроки (указать в какие) найду другую работу, или найду дополнительную работу.
- Я похудею за 6 месяцев на 10 килограммов, строго соблюдая диету, и дважды в неделю занимаясь в фитнес-клубе.
- Я через 3 месяца куплю машину, укажите какую, в салоне «ХХХ» за наличные средства, так как у меня есть уже определенная сумма денег (укажите сумму). В ближайшие 3 месяца я заработаю недостающую сумму (указываете сумму). Таким образом, проверяете каждую цель по системе SMART, отвечая на 5 вопросов. И обязательно все записываете. Если цель не записана, то она не будет достигнута.
Постановка цели по SMART никаких разночтений и двусмысленностей не должна содержать.
На седьмом уроке продолжим изучать методы постановки целей и сделаем упражнения.
www.urokyuspeha.ru