Потребности человека удовлетворяются с помощью – § 2 Потребности общества и способы их удовлетворения. Основы экономики

Потребности человека Как изменить себя Мои статьи Отдельные статьи Михаила Литвака

« Назад

20.05.2016 17:28

В своих книгах я часто описывал черты невротических личностей, их проблемы и сложности. Какими же характеристиками обладают абсолютно нормальные психологически люди? Каков набор качеств успешного, уверенного в себе человека? Давайте разбираться.

Невротики зачастую видят мир искаженно, сквозь свои ощущения и переживания, сформированные ещё в детстве. Невротик не любит перемены и спонтанность, ему проще существовать в своем выдуманном мире, но при этом он очень зависим от мнения окружающих людей. Психологически здоровый человек – счастлив, занят любимым делом и развивается. Это происходит, когда естественные – основные потребности организма удовлетворены. Определение и уровни потребностей выделил Маслоу, давайте ознакомимся с ними.

1. Потребности физиологические – это первоочередная нужда человека в пище, голод не дает думать ни о чем, кроме того как насытиться.

2. Потребность безопасности – желание ощущать защищенность. При недостаточном удовлетворении этого условия, человек углубляется в создание уюта дома, на работе. Он боится перемен и хочет постоянности, боится мира и опасностей.

3. Сексуальная потребность – удовлетворение этой потребности – одна из основ счастья человека. Она проявляется уже в подростковом возрасте, если, конечно, первые потребности в норме. Но часто люди насыщают потребность в еде и безопасности с помощью других людей – и тут может возникать ряд проблем.

4.  На четверном уровне человека настигает потребность в любви – каждому необходима своя ячейка общества, родные и любимые люди, которые ценят и принимают. Человека без семьи заполняет одиночество и тревожность.

5. Для человека важно быть уверенным в себе, это обеспечивает реализация потребности в признании, которая делится на два уровня – потребность в осознании своей важности и могущественности и жажда престижа. Если человек теряет уверенность в себе, он ощущает унижение, потерянность, также очень плохо отражается на здоровье зависимость от чужого мнения, особенно если оно является основой самооценки.

6. Реализацию заложенных в человеке способностей Маслоу называл самоактуализацией. Потребность в самоактуализации помогает человеку понять, что он занимается не своим делом, не предназначенным именно ему. И человек начинает искать свой путь, ведь музыкант должен создавать песни, художник – картины и т.д.

7. Потребность в понимании и познании — это тяга человека к новой информации. Эта потребность не столь выразительна, как другие, и ее неудовлетворение также сразу не проявляется, но может привести к большим бедам. Так, например, если интеллектуально развитый человек занимается скучной работой, которая не развивает его способностей и не удовлетворяет потребность в новых знаниях, рано или поздно он заболеет или случится нервный кризис.

Любопытство и тяга к новому наиболее заметна у детей, и очень важно поддерживать это желание, а не противодействовать ему. При удовлетворении потребности в познании человек осознает себя счастливым, причастным к происходящему в мире и в жизни в общем, будто он прикасается к истине. Знания – это своего рода наслаждение, от них повышается настроение, обучаясь чему-либо, мы становимся развитее и лучше, поэтому необходимо постоянно подпитывать свой интеллект новой порцией информации.

Потребности делятся на низшие и высшие, Маслоу определил между ними следующие отличия.

Потребности высокого уровня начинают выделяться у развитых индивидов, то есть ряд потребностей свойственны только человеку, так как он обладает интеллектом. Физические потребности присутствуют и у животных – в пище, безопасности и сексе, но  удовлетворение резко отличается от человеческого – звери набрасываются на еду, норы себе роют там, где удобно. Человек же учится, работает, зарабатывает деньги, чтобы себя прокормить и приобрести дом.

При индивидуальном развитии сначала проявляются низшие, а затем высшие потребности. Новорожденного беспокоят только физиологические потребности, позже появляется потребность в безопасности, спустя несколько месяцев – потребность в любви. Когда эти потребности удовлетворяются, появляется потребность в самоактуализации, обычно у детей она выявляется рано. Очень важно, чтобы ребенка не пытались переделать родители и учителя, ведь если ребенок хочет быть актером или художником – значит так должно быть.

Низшие потребности – это непосредственно наша физиология и работа организма, поэтому они доминируют и их неудовлетворение заметно сразу. Если потребность стоит очень высоко в структуре потребностей, она не очень важна в процессе выживания, и может долго оставаться невыполненной, при этом никаких угроз жизни не возникнет.             

Реализация высших потребностей вызывает наибольшую радость и большое количество эндорфинов. Если человек живет, учитывая и удовлетворяя высшие потребности, он меньше болеет, качество его жизни улучшается, а ее продолжительность увеличивается. Распознать свои высшие потребности – сложная задача, ведь они не такие явные, как низшие. Поэтому понять и выявить их,  – это уже большое достижение.Когда человек удовлетворяет свои высшие потребности, он приближается к состоянию гармоничной личности, обретает счастье и спокойствие, ощущает, что его жизнь именно такая, какая и должна быть.

Если человек стремится искать и удовлетворять высшие потребности, то это приводит его к психологическому равновесию и здоровью.Чтобы реализовать высшие потребности нужно значительно больше усилий и подготовки, чем при насыщении низших. Для того, чтобы человек задумался об удовлетворении высших потребностей, необходима благоприятная обстановка. Все мы в детстве мечтали кем-то стать, но если же ребенок не задумывается кем он будет, когда вырастет, значит, все его желания и мечты настолько легко выполняются родителями, что ребенок лишен мотива для будущей деятельности. И это очень плохо. Или же другое неблагоприятное условие – когда родители заставляют ребенка идти учиться на полезную, по их мнению, специальность, и человек в итоге не становится тем, кем он на самом деле должен быть.

Для человека реализация высшей потребности – максимально значимо и ради нее он готов претерпевать различные сложности.С повышением уровня высших потребностей – в человеке увеличивается количество любви. Он счастлив, и количество любимых людей растет. И здесь имеется в виду именно любовь, а не секс.Высшие потребности неэгоистичны, это их важное отличие от низших. Потребность  любви ведет к общению и взаимоотношениям с людьми. Поэтому реализация высших потребностей делает человека лучше – и в гражданском, и в социальном плане.

Выполнение высших потребностей – важнейший шаг к самоактуализации. Самоактуализированный человек счастлив, гармоничен и живет в мире с собой. Индивидуализм – это следствие удовлетворения высших потребностей, возможность любить себя, свою жизнь людей в ней.Человек с высоким уровнем потребностей намного восприимчивее к психологическому воздействию.

Голодный человек не сможет воспринять психотерапевтическую помощь.Низшие потребности обладают ограниченностью и четкостью, и необходимость в их удовлетворении более заметна и очевидна, чем реализация потребностей высшего уровня. Голод удовлетворяется едой, но потребность в знаниях не насыщается определенным количеством информации, она бесконечна.

Выявление своих высших потребностей – сложный процесс, но необходимый, так как от этого зависит наше здоровье. Важно, чтобы человек слышал и знал себя, поэтому перед психотерапией стоит задача помочь человеку докопаться до истины, убрать зажимы и внутренние границы, те рамки, которые нам навязывают воспитанием, в школах и институтах.

Категории статей

litvak.me

Как проявляются потребности и как они удовлетворяются

Как проявляются потребности и как они удовлетворяются

Потребности действительно обеспечивают нас базовой мотивацией поступать тем или иным образом, но они не указывают нам, как их удовлетворить. Форма проявления потребностей и уровень их удовлетворения зависят от целого ряда факторов, в том числе от наших личностных характеристик, образа жизни, ценностей и культуры, в которой мы живем.

Например, если я голоден, то моя потребность в пище побуждает меня что-нибудь съесть. То, как именно я удовлетворю эту потребность, будет зависеть от моих личных вкусов и среды проживания. Например, если я сладкоежка, то постараюсь найти апельсин или конфету; если я люблю соленое, предпочту крендель или картофельные чипсы; если я живу в Японии, могу съесть суши; если в Ливане, велика вероятность того, что это будет, скажем, хумус. Личностно-социальный контекст создает четкие схемы для проявления и удовлетворения потребностей предлагая нам определенные пути и стиль поведения. Во многих случаях эти схемы работают вполне эффективно, и наши потребности удовлетворяются, что поддерживает наше психологическое здоровье и субъективное благополучие.

Однако представьте себе, что бы было, если бы я каждый раз, почувствовав голод, ел шоколадный торт. Многие физиологические потребности моего тела в конкретных питательных веществах оставались бы неудовлетворенными, что, без сомнения, негативно сказалось бы на моем организме. Кроме того, наши личностные характеристики и культура, в которой мы живем, далеко не всегда обеспечивают нас путями, позволяющими нам адекватно удовлетворять свои психологические потребности. Нередко определенные аспекты нашей индивидуальности и жизненные обстоятельства вынуждают нас удовлетворять свои потребности, по сути, изощренными способами. А иногда наша среда просто неспособна предоставить нам достаточно возможностей для здорового проявления наших потребностей, и в результате уводит нас от образа жизни, который реально мог бы помочь нам стать счастливее.

Одного взгляда на современную потребительскую культуру достаточно, чтобы понять, что людей сегодня постоянно бомбардируют месседжами, сводящимися к тому, что любые потребности можно удовлетворить благодаря использованию правильных продуктов. Вы не чувствуете себя в безопасности на дороге или дома? Приобретите новые шины или дверной замок. Вас беспокоит, что вы можете умереть молодым? Ешьте на завтрак вот эти полезные хлопья и на всякий случай застрахуйтесь вот в этой страховой компании. Ваш газон не слишком привлекателен по сравнению с газоном соседа? Купите эту газонокосилку и эти удобрения. Давно не ходили на свидания? Купите вот это платье, вон тот шампунь и этот дезодорант. В вашей жизни не хватает приключений? Купите этот тур, этот спортивный автомобиль или хотя бы подпишитесь на вот эти журналы. Кроме того, потребительские общества предлагают своим членам множество ролевых моделей, изначально предполагающих, что высокое качество жизни (то есть полное удовлетворение потребностей) возможно только в случае успешного достижения материалистических целей. Герои и героини потребительских культур, как правило, богаты, знамениты и внешне привлекательны. Нам говорят: вот эти преуспевающие люди, которым нужно стараться подражать и чью жизнь стоит скопировать.

Под градом лозунгов, наперебой прославляющих путь потребления и богатства, каждый человек в какой-то момент в той или иной степени принимает и усваивает идеи материализма. Это означает, что мы включаем месседжи потребительского общества в свои системы ценностной ориентации и убеждений. И тогда наша жизнь начинает строиться вокруг материалистических ценностей, влияя на цели, которых мы стремимся достичь, на наше отношение к людям и предметам, наше поведение и поступки[47].

Практически все люди на земле считают вещи, деньги и имидж в той или иной мере важными, но в системе ценностной ориентации некоторых из них материализм занимает центральное место. Как следствие, меняется их жизненный опыт. Чтобы проиллюстрировать это, возьмем двух человек: первый ценит материальные блага превыше всего, у второго противоположный набор приоритетов. Решая вопрос карьеры, первый, вероятно, постарается найти высокооплачиваемую работу, обеспечивающую высокий статус и возможность хорошо зарабатывать; а второй вполне может согласиться на должность с меньшей зарплатой, если это позволит ему приносить реальную пользу обществу. Или представьте, что им обоим попался в руки специальный номер журнала Forbes, в котором рассказывается, как разбогатели некоторые из сильных мира сего. Первый, по всей видимости, прочтет журнал от корки до корки, а второй наверняка довольно скоро прекратит чтение. Данные примеры наглядно показывают, что жизнь этих двоих и, следовательно, их жизненный опыт совершенно разные, и объясняется это тем, что они разделяют разные ценности.

Отличия между этими двумя парнями непременно повлияют и на то, в какой степени в конечном счете будут удовлетворены их потребности. Точно так же как человек, который питается фастфудом, скорее всего, будет менее здоровым, чем тот, кто ест много фруктов и овощей, у человека, ставящего во главу угла материалистические ценности, гораздо меньше шансов удовлетворить потребности, необходимые для его психологического роста и счастья. Как мы увидим в следующих главах, материализм приводит людей к образу жизни и жизненному опыту, не слишком способствующим удовлетворению их психологических потребностей. Если расширить метафору с правильным и неправильным питанием, то это означает, что потребительское общество продает нам нездоровую пищу, обещая при этом, что она божественно вкусная и непременно сделает нас счастливыми. В результате многие из нас ее покупают. Увы, насыщаемся мы ею лишь на короткое время, ибо обещание было ложным, и пища не приносит удовлетворения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Потребности удовлетворенные — Энциклопедия по экономике

МОТИВЫ — побудительные причины поведения и действий человека, возникающие под воздействием его потребностей и интересов, представляющие собой образ желаемого человеком блага, которое придет на смену потребностей при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия. М. трудового действия формируются из трех основных компонентов первый компонент — отражение человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности) второй компонент — отражение тех благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд третий компонент — отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют. Выбор человеком варианта своего поведения зависит не только от ожидаемого вознаграждения, но и от цены, платы за результаты.  [c.188]
Реальную практическую помощь в решении данной проблемы и призвана выполнить концепция маркетинга. Использование ее основных положений и принципов привносит в производственную и хозяйственную деятельность предприятий кардинально новые аспекты, ориентирует изготовителей на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых становится основной целью изготовителя.  [c.55]

Целью социалистического способа производства является не прибыль, а человек с его потребностями, удовлетворение его материальных и культурных потребностей. Машинная техника в социалистическом хозяйстве является наиболее могуществен-  [c.9]

Потребности/ базовые ценности/ навыки Отношения/ Эксперименты/ А вовлеченность/ А повеДение г v удовлетворение г мотивация н , -потребностей Удовлетворенность  [c.112]

Покупатель с определенными потребностями —> Удовлетворенный покупатель  [c.12]

На практике реальная И.п. корректируется различной степенью их удовлетворения менее важные потребности, удовлетворение которых дальше от точки насыщения спроса, могут стать в определенных условиях более настоятельными. Иногда же потребности более высокого уровня приобретают приоритет перед более элементарными потребностями.  [c.114]

Маркетинговая возможность — область покупательских потребностей, удовлетворение которых есть основа прибыли компании.  [c.99]

Продукция и ее качество не существуют вне потребностей. Удовлетворение потребности с помощью определенных свойств некой продукции с минимальными затратами материальных средств, эмоциональных и физических сил потребителя — вот высшая цель управления качеством, которое есть не что иное, как действенный и эффективный способ организации дела, организации производства для достижения этой высшей цели  [c.12]

Блок 2. Изучение характера и объема новых потребностей рынка. В сфере потребления в соответствии с экономическим законом возвышения потребностей, наряду с имеющимися, зарождаются новые потребности, удовлетворение которых потребует продукции более высокого качества, более высокого уровня. На этой основе в механизме управления качеством появляется новая прямая связь, дающая начальный импульс для включения последующих звеньев механизма управления качеством. Вслед за восприятием первой прямой связи в блоке 2 происходит осмысление содержательной стороны новых потребностей, выясняется их психофизиологическая, бытовая или производственная природа. Осуществляется, насколько это возможно, определение действия закона развития потребности во времени, т. е. определяется динамика роста, угасания, объема и распределения потребности во времени и пространстве.  [c.112]

Экономические потребности — это часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного производства, включая производственную и непроизводственные сферы.  [c.150]

Потребляемая вещь единична в потреблении, определена по качеству и количеству и находится в соотношении с специфической потребностью. Но ее специфическая годность, как определенная количественно, сравнима с другими вещами той же годности, равно как и специфическая потребность, удовлетворением которой она служит, есть вместе с тем потребность вообще и в качестве таковой может быть сравнена по своей особенности с другими потребностями соответственно этому также и вещь становится сравнимой с другими вещами, которые удовлетворяют другим потребностям. Эта ее всеобщность, простая определенность которой проистекает из частного характера вещи, но так, что вместе с тем абстрагируются от ее специфического качества, есть ценность вещи, в которой ее истинная субстанциальность определена и есть предмет сознания. В качестве полного собственника вещи я — собственник как ее ценности, так и ее потребления…  [c.170]

Потребность в пище — одна из первейших потребностей, удовлетворение которой составляет основу физической жизни человека и обеспечивает воспроизводство его как биологического существа.  [c.29]

Человек может работать лишь тогда, когда он поддерживает свое существование питается, одевается, имеет кров над головой, то есть удовлетворяет свои насущные потребности. Удовлетворение насущных жизненных потребностей рабочего необходимо для того, чтобы поддерживать его рабочую силу в таком состоянии, когда она способна действовать.  [c.44]

Рабочий день — время суток, в течение которого трудящийся работает на предприятии или в учреждении. Р. д. имеет физические границы, определяемые для работника необходимостью восстановить свои силы, моральные, вызываемые потребностями удовлетворения социальных и культурных нужд, а также юридические, установленные законодательным актом.  [c.189]

Осуществление плана социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства требовало максимальной концентрации средств для финансирования тяжелой индустрии, совхозов и колхозов. Это яе могло не отразиться на соотношении общегосударственных и местных ресурсов. В то же время с развитием советской экономики, с общим ростом богатства страны те потребности, которые ранее (на первом этапе нэпа) удовлетворялись по мере имеющихся на местах возможностей, приобретали характер и значение важнейших общегосударственных потребностей, удовлетворение которых ие могло быть поставлено в зависимость лишь от местных средств. Часть затрат, ранее финансировавшихся из местных бюджетов, была перенесена на государственный (союзный, республиканские) бюджет. Для обеспечения же растущих затрат на социально-культурные мероприятия (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение), а также на жилищно-коммунальное хозяйство все боль  [c.315]

В России после 1917 г. частнокапиталистическая собственность была заменена абсолютной монополией государственной собственности, которой соответствовала вертикально-централизованная система управления и планирования. Наличие средств производства в собственности отдельных лиц исключалось. Господство абсолютной монополии государственной собственности резко ограничило возможности удовлетворения потребностей, удовлетворение которых должно было обеспечиваться иными формами собственности резко снизило стимулирование труда первоначально дало толчок, а затем затормозило научно-техническое и социально-экономическое развитие страны. Возникла необходимость ликвидации господства абсолютной монополии государственной собственности и трансформации  [c.272]

По результатам прогнозирования потребности в каждом сегменте рынка следует проанализировать степень удовлетворения потребности как в количественном измерении, так и относительно качественных характеристик потребности. Постараться найти такие сегменты, на которых наметилась перспективная потребность, удовлетворение которой не освоено конкурентами.  [c.187]

Следовательно, социализм создает благоприятную основу как для значительного расширения пользования материальными и духовными благами, так и для всестороннего совершенствования самих потребностей, удовлетворение которых обеспечивает гармоническое развитие каждой отдельной личности. К- Маркс подчеркивал, что основным принципом социализма является полное и свободное развитие каждого индивидуума .  [c.351]

Планомерное поддержание народнохозяйственной пропорциональности предполагает прежде всего обеспечение согласованности личных и производственных потребностей. При этом личные потребности непосредственно составляют основу производственных потребностей, удовлетворению которых служат средства производства. Выявление общественных потребностей в продуктах личного и производственного потребления, а также в услугах позволяет социалистическому обществу определять необходимые для их удовлетворения ресурсы, соответствующие размеры производства, его структуру и темпы роста. Тем самым устанавливается необходимое соотношение между структурой общественных потребностей и развитием материального и нематериального производства.  [c.339]

В ряде капиталистических стран в период после второй мировой войны под напором рабочего класса, вдохновляемого неуклонным ростом жизненного уровня трудящихся в социалистических странах, предприниматели вынуждены были пойти на некоторое повышение заработной платы. Однако уровень потребления рабочих повысился отнюдь не в соответствии с уровнем их потребностей. Капитализм по самой своей природе менее всего считается с размерами и ростом потребностей рабочего класса. Он признает за рабочим право лишь на те минимальные потребности, удовлетворение которых безусловно необходимо для воспроизводства рабочей силы.  [c.182]

Однако люди расходуют своп средства, исходя прежде всего из собств. экономич. н обществ, положения, к-рое характеризуется не только общностью коренных интересов, но и различиями в их материальной обеспеченности, культурном развитии, степени социальной активности и т. п. Нек-рые члены социалистич. общества, связанные сложившимися индивидуальными, семейными, групповыми традициями потребления, неизбежно недооценивают значимость ряда интеллектуальных и социальных потребностей, удовлетворение к-рых важно для постепенного достижения социаль-по-экономич. равенства.  [c.150]

Потребности, как известно, нельзя наблюдать или измерять непосредственно. Об их существовании судят по поведению людей. Психологи определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда человеком ощущается потребность, она пробуждает в нем состояние нацеленности, устремленности. Побуждение проявляется как ощущение недостатка в чем-либо, которое имеет конкретную направленность. Поведенческое проявление потребности концентрируется на достижении цели. Последнее представляется как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает подобной цели, он ощущает свою потребность удовлетворенной. Однако нередко это удовлетворение является неполным. Бывает и частично удовлетворенная или совсем неудовлетворенная потребность. v  [c.195]

Основная задача маркетолога заключается в производстве (генерировании) идей по совершенствованию потребительных свойств товара, созданию товара рыночной новизны. Причем эта работа должна носить постоянный, непрерывный характер. Менеджер по маркетингу все время должен думать о том, что требуется еще сделать его фирме, чтобы прежние нужды людей удовлетворять еще в большей мере, на более высоком уровне. Если фирме благодаря маркетинговым идеям удается это сделать, на рынке появляются новые потребности, удовлетворение которых и принесет ей коммерческую выгоду. В разделе III рассмотрены процедуры работы с идеями маркетинга. А из всего предыдущего содержания пособия можно заключить, что для производства маркетинговых идей необходим всесторонний, взвешенный и опять же постоянный анализ внешнего окружения фирмы в сопоставлении с ее потенциальными возможностями. Осуществление такой аналитической работы и составляет суть первоочередной задачи (функции) менеджера по маркетингу.  [c.591]

Человек совершает покупку, имея определенные представления о том, что он хочет получить от продукта или услуги, надеется на удовлетворение своей потребности. Удовлетворение определяется как положительная оценка выбранной альтернативы суждение потребителя о том, что купленный им продукт соответствует ожиданиям или даже превосходит их.  [c.204]

Теория равенства Физиологические потребности Удовлетворение потребностей  [c.136]

В мотивации поведения человека неудовлетворенные низшие потребности (физиологические, безопасности и т.д.) имеют приоритет. Более высокие потребности актуализируются, становятся главными и определяют поведение работника лишь после того, как удовлетворяются низшие потребности. Удовлетворенность работника достигается тогда, когда степень насыщения потребности соответствует его ожиданиям. В противном случае наступает чувство неудовлетворенности, которое блокирует актуализацию более высоких потребностей.  [c.189]

В этом определении акцент делается не на максимизации прибыли, а на потребителе, на его потребностях, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.  [c.13]

АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — область экономико-математических исследований, основными задачами которых являются прогнозирование будущих материальных потребностей членов общества и поиск оптимальных путей их удовлетворения. Для этого строго разграничиваются понятия платежеспособного спроса и потребностей удовлетворение спроса — это хотя и необходимый, но недостаточный этап на пути решения задачи полного удовлетворения непрерывно растущих потребностей членов общества.  [c.27]

Мотивация персонала неразрывно связана с потребностями, удовлетворение которых служит мотивом к действию. Мотивация персонала определяется широким спектром потребностей, и руководители различного уровня, чтобы усилить мотивацию конкретно работника, должны дать ему возможность их удовлетворить. Осуществляя соответствующие действия, менеджеры способствуют достижению целей всей организации. При низком уровне жизни руководители могут поощрять подчиненных почти исключительно экономическими стимулами. При высоких заработках и достаточном уровне социальных благ на первое место выходят духовные потребности, соответственно мотивация персонала происходит прежде всего за счет удовлетворения вторичных потребностей. Затрачивая определенные усилия, работник ожидает, что результат приведет к удовлетворению его потребностей. Проявляя инициативу и творческий подход, он полагает, что, помимо материального вознаграждения, повысятся его престиж, уважение коллектива, степень его самовыражения. Если связь между затрачиваемыми усилиями  [c.391]

Результаты удовлетворения потребностей удовлетворение частичное удовлетворение отсутствие удовлетворения  [c.34]

По мере того, как насыщаются потребности населения в автомобилях и жилищах, на первый план выходят потребности, удовлетворение которых не требует крупных инвестиций (потребности главным образом в услугах) потребность в медицинском обслуживании, досуге и образовании, посещении ресторанов, кафе и т.п. В счмой богатой стране мира — США на долю данной товарной  [c.124]

Теория Маслру имеет свои недостатки. Видимо, четкой идеи ступенчатой иерархической структуры потребностей, по Мас-лоу, не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека.  [c.74]

Увеличение частоты пользования душем или ванной вызывается не безответственным отношением к материальным благам, лредоставляемым государством в индивидуальное пользование на льготных условиях, а соображениями гигиены и тем, что развитие общей и физической культуры способствует росту у населения соответствующих потребностей, удовлетворение которых обеспечивается технической и экономической политикой государства, в частности переходом на централизованное горячее водоснабжение. Доказательством этого служит, например, то, что после снятия квартирных газовых счетчиков и перехода на оплату газа по месячным ставкам расход горячей воды в квартирах при нагреве ее на местных газовых приборах возрос до размеров, значительно меньших, чем при централизованном горячем водоснабжении.  [c.186]

Полезность (utility) — способность товара или услуги удовлетворять потребности удовлетворение или удовольствие, получаемое потребителем от потребления товара или услуги (или от потребления набора товаров и услуг).  [c.953]

Советские экономисты-математики строго разграничивают понятия платежеспособного спроса и потребностей удовлетворение спроса — это лишь необходимый (для сбалансированного ведения хозяйства), но недостаточный этап к полному удовлетворению непрерывно растущих потребностей членов общества. Ученые сосредоточивают свои усилия на исследовании спроса и потребления однородных социальных групп — однородных с точки зрения характера их пе-требительского поведения. Речь идет о группах, различающихся уровнем доходов, интересами, родом занятий, семейным положением и т. Д. Для этого ведутся широкие демографические и статистические исследования, на основе которых выявляются определенные типы потребления . Каждый тип характеризуется присущей ему системой предпочтений и иерархией потребностей (эти понятия разъясняются в разделе Анализ спроса и потребления ).  [c.12]

Оценка настоятельности удовлетворения подобных потребностей существенно различна для общества в делом и для представителей разных групп, слоев, классов. В силу этого необходимо активное включение социалистпч. гос-ва в процесс формирования структуры фактически удовлетворяемых потребностей с тем, чтобы планомерно обеспечивать такое потребление, iipn к-ром материальные условия для развития личности, её способности к труду были бы относительно равными для всех членов общества. Гос-во определяет круг потребностей, удовлетворение к-рых на общественно необходимом уровне нуждается в его вмешательстве, организует и финансирует (полностью или частично) их покрытие, сообразуясь с имеющимися ресурсами. Экономич. формой выполнения социалистич. гос-вом указанной функции выступают О. ф. п.  [c.150]

Наконец, существует ряд потребностей, удовлетворение к-рых на основе индивидуальной инициативы потребителей хотя и не достигает общественно необходимого уровня, но и не очень от него отстаёт. Таковы потребности в организованных формах отдыха (дома отдыха, туристские походы и поездки и т. д.), содержании детей в дошкольных детских учреждениях, группах и школах продлённого дня, интернатах и целый ряд др. Потребит, блага, удовлетворяющие эти потребности, как правило, предоставляются на льготных началах, т. о. их движение опосредствуется движением денег лишь частично. Предоставляя льготы за счёт О. ф. п., общество фактически сохраняет за собой возможность активно влиять на структуру потребления (т. к. льготы даются при приобретении определ. благ), стимулирует прогрессивные сдвиги в структуре ден. расходов населения, ориентирует индивидуальную инициативу потребителей в направлении развития и удовлетворения особенно важных, с точки зрения развития общества, потребностей. Это гибкая, эффективная и перспективная форма воздействия гос-ва на процесс формировании потребит, структуры.  [c.151]

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, часть общественных потребностей, удовлетворение к-рых связано с функционированием обществ, произ-ва, включая производств, и непроизводств, сферы. Будучи порождением сш редел, обществ, отношений, Э. п. отражают прежде всего эти отношения, поэтому Э. п. следует рассматривать как категорию, выражающую отношения между людьми по поводу произ-ва и использования производимых благ и услуг. Специфика осн. производств, отношения определяет качеств, особенность Э. п. об-щества. При капитализме выделяются потребности рабочего класса, ограниченные потребностями воспропз-ва рабочей силы, и потребности капиталистов, стремящихся прежде всего к реализации прибавочной стоимости во всё возрастающих масштабах и тем ограничивающих личное потребление трудящихся.  [c.509]

Потребности представляют собой необходимые условия воспроизвоства и развития субъекта, выражают его связь с окружающей средой и служат исходными моментами и целями его деятельности. Все многообразие потребностей, удовлетворение которых обеспечивает жизнедеятельность субъекта, разделяется на первичные и вторичные, основные и производные, материальные и духовные, текущие и перспективные и т.д. Соответствие потребностей уровню развития общества и самого субъекта достаточно обосновано в литературе. Здесь мы остановимся на том, как потребности выступают в качестве движущих сил во взаимосвязи с интересами.  [c.43]

economy-ru.info

Потребности человека. Как их определять и управлять ими

Потребность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития человека. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

Потребность это то, что толкает человека к активным действиям. Это необходимость, которая побуждает человека к каким либо действиям, направленным на удовлетворение своего желания.

Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму. Желание это то, как мы эту потребность понимаем, основываясь на наших чувствах и ощущениях.

Например: человек хочет есть. Это элементарная потребность, основанная на инстинкте самовыживания. Человек легко распознает эту потребность. Она проста в ощущениях, понятна и ее сложно спутать, с какой либо другой потребностью. Однако многие путают. Есть потребность в потреблении жидкости, и есть потребность в потреблении еды. Сосредоточенны они в одном месте. Но что именно человек хочет и в чем его потребность, он не может распознать в силу определенных обстоятельств или внутренних нарушений в ощущениях и чувствах. Ему чего-то хочется, но вот именно чего, он не понимает. Порой ощущения очень похожи и по ошибке человек может не пить а есть, в попытке удовлетворить свою нераспознанную потребность, нанося своему организму вред. В итоге состояние удовлетворения не приходит. А ощущения в большей степени негативны.

Желание это то, как мы понимаем свою потребность. Желание это наше понимание своей внутренней необходимости. Например: у человека есть желание достичь успеха в карьере. Это желание. То, что мы можем назвать и разработать, как план действий это есть желание. Потребность нельзя выразить иначе как через желание. Потребность это набор ощущений, которые находятся внутри организма. Потребности свойственно по мере ее реализации, приносить состояние удовлетворения, либо когда она реализована, на ее место приходит другая потребность.

Например: человек хочет достичь определенного уровня в карьере. Он делает для этого определенные шаги, процесс продвигается, но вот однажды он уже не чувствует этой потребности… она уже не существует. Человек чувствует усталость, напряженность, отсутствие желания это делать. Другими словами уже нет необходимости двигаться в этом направлении. Но как же так? Ведь человек еще не дорос до уровня генерального директора или владельца бизнеса? Это говорит о том, что потребность уже реализована, а дальше идти, уже смысла нет. Дальше это будет уже желание привнесенное.

Когда человек реализовал свою потребность на смену ощущению желания приходит ощущение удовлетворенности и радости. Когда же человек не реализует свою потребность у него совершенно противоположные ощущения. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Неудовлетворенные потребности более высокого уровня несут в себе опасность всевозможных заболеваний, в том числе и психологических. Депрессия – одно из самых распространенных заболеваний связанных с неудовлетворенными потребностями человека.

Итак, человек построил в своем сознании карьерную лестницу и стал предпринимать действия по ее реализации. Он видел себя в верху этой карьерной лестницы, уж не меньше чем владельцем собственного Бизнеса!

Он чувствовал в самом начале пути в себе эту потребность, и все что он делал, у него хорошо получалось. Он себя мотивировал, и это приносило ему радость и удовлетворение. И он продолжает делать действия, ведущие его к желаемому. Но когда он начинает действовать и реализовывать дальше, оказывается, что состояние удовлетворения он достиг на какой то ступеньке, а дальше у него на первый план выходят совершенно другие потребности, а эта уже не активна. И то, что он делает дальше в направлении данного желания – это уже «Сизифов» труд, то есть становится катастрофически тяжело. На это уже нет энергии, нет сил и нет желания. И все чаще возникает вопрос: А зачем мне это надо? Выполнять привнесенные и не свои потребности, тяжело и сопряжено с потерями, которые приводят к серьезным проблемам.

Потребности – это проекция наших задач на земле. Под каждую потребность есть силы. Если у человека есть потребность, то есть силы и есть энергия для ее реализации. Если потребности нет, то реализация того желания, которое уже не актуально, или привнесенное (не его), пойдет за счет энергии «выделенной» на реализацию другой его потребности.

Мы живем в век всеобщего потребления и многое нам сегодня навязано чужой идеологией. Промышленность и торговля нуждаются в потребителе, обогащающего их, поэтому в нас и воспитывают этого потребителя, всячески популяризируя всякого рода «обладай», «имей больше, лучше». И на уровне государства в том числе. Особенно печально, когда вместо жизненно необходимого, тебя подталкивают владеть чем-то на грани (или вообще за гранью) твоих возможностей и твоих потребностей. Бери машину, потом оплатишь! Как, еще нет загородного дома?! А достаточно ли у тебя финансов, чтобы считать себя состоявшимся человеком? Все это навязывается нам в угоду тем или иным потребностям других. Зачастую это не то, что нам действительно нужно, и не то, что мы из себя представляем. Мы словно втянуты в эту всеобщую игру, в популяризацию чужих потребностей. Человек – явление социальное и эти социальные потребности нам навязаны. И мы берем на себя ответственность за реализацию этих потребностей. А в чем ответственность? В достижении чужих целей… Человек включается в эту игру, взамен он получает что-то материальное. Он проявил ответственность, вложил много труда, он использовал свое качество или свое умение для достижения какой-то цели, которая на самом деле может и вовсе не являться целью. Или является не его целью, поскольку ему вменена, навязана. Это не всегда приносит человеку удовлетворение в душе. Это часто приводит к неудовлетворенности и «сгоранию» как духовному, так и физическому.

В эпоху потребления все смешалось и нам нужно возвращаться к нашим основным ценностям, которые всегда были определяющими в человеке. В них не нужно убеждать, потому что человек интуитивно их выбирает и с ними соглашается.

Как отличить за ворохом всех потребностей, где свои, а где чужие? Надо просто начать действовать. Действие – это «лакмусовая бумажка» показывающая твоя это потребность или нет. Как только человек начинает действовать в направлении реализации потребности, у него возникает либо чувство удовлетворения, либо негативные ощущения. Либо ничего не выплывает – какое то оно никакое. Первых ощущений вполне достаточно, что бы понять, что человек занялся не своим делом. Достаточно сделать первый шаг и сразу становится видно твоя ли это потребность. Если при действии вдруг возникает ощущения нехватки сил, на то что бы продолжать и делать, нет состояния удовлетворения, нет желания. Если нет желания – значит — нет потребности. И даже если человеку говорят, внушают, манипулируют: «Ты должен! Ты просто обязан!» — но нет желания, нет сил, значит это не его потребность. Что делать в таком случае? – Каждый делает свой выбор. Если человек не против сделать это и чувствует что в принципе он ничего не теряет и это ему не в тягость, то он может позволить себе это сделать. Если же он не согласен – он имеет право сказать «НЕТ». Если человек может сказать «Нет» – он этого делать не будет. Он понимает, что ему навязали эту потребность. Но если он пообещал, либо он зависим, бывают и такие ситуации, как бы ему не рассказывали, что это не его, человек все равно это будет делать. Это выбор человека. И смысл заключается в том, что бы постепенно перейти к тому, что бы все-таки, реализовывать свои потребности.

Человек, устроившийся на работу, получивший работу как наемный служащий — реализует как ключевую — потребность владельца бизнеса или компании, а не свою. Бизнес, в большинстве своем, построен так, что потребность подчиненного, она удовлетворяется только в деньгах. Если же есть совпадение потребностей одного человека и другого и удовлетворяются несколько потребностей – тогда это хороший союз. Все силы складываются и реализуются потребности и быстрее и эффективнее.

На каждом этапе, по мере эволюционного развития человека, какая то потребность становится ведущей. Если мы рассмотрим пирамиду А. Маслоу, то мы видим, что потребности выстраиваются по мере развития человеческой личности. И по мере того как человек растет, какие то потребности становятся ведущими. И чем выше потребность по этой иерархической лестнице, тем меньше человек зависим от физиологических базовых потребностей. А. Маслоу описал основные. С точки зрения философии и медитативной техники йоги, можно увидеть, что уровень каждой чакры, уровень каждого позвонка в позвоночнике человека, дает очень много оттенков потребностей. Например, потребность иметь много денег — это потребность доминирования в обществе. Эта потребность ощущается с точки зрения медитативных техник в районе позвоночника на уровне пупа. Эта потребность, связана с карьерой, деньгами, бизнесом, и у человека именно в этом месте проявляется эта необходимость. Эти потребности выходят на первый план точно так же, как и физиологические потребности. Только частота физиологических потребностей чаще, в еде, в питье, каждый день. А такие потребности, как стабильность или желание определенного дохода, более сложные в ощущениях и чувствах, но они такие же важные и требуют реализации. Всегда есть среди всех потребностей человека ведущая, которая периодически напоминает о себе, настойчиво и упорно дает о себе знать.

Потребность – это ориентир – если говорить языком йоги – это ориентир к развитию самого человека. Физиологические потребности –побуждают человека постоянно заботится и нарабатывать новый опыт. В природе постоянно все меняется и даже для того, что бы решить вопрос с основными потребностями, человеку надо постоянно предпринимать определенные действия, зарабатывать, искать варианты решения и реализации ее. Но для того, что бы перейти к следующему уровню потребностей, которые так же есть у человека и которые необходимо удовлетворять, человеку надо оптимизировать работу по регулярному удовлетворению ежедневных базовых потребностей.

Сказка про Лягушонка.

Жил был в одном болоте маленький лягушонок. И вот как-то на большой праздник, лягушата организовали, соревнование по бегу и прыжкам. Цель этих соревнований была – забраться на высокую башню. Очень высокую. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над участниками. Ни кто из зрителей не верил в то, что кто то из лягушат сможет забраться на такую высокую башню. Слышны были реплики: «Это слишком сложно!», «Ни кто из них НИКОГДА не заберется на вершину!», «Нет шансов! Башня слишком высокая!». Но соревнования начались, и лягушата побежали вперед. Наш маленький лягушонок, очень захотел забраться на вершину башни. И он так же принял участие в этих соревнованиях. Спустя немного времени некоторые из лягушат начали падать с башни, один за другим, не удержавшись. Лишь некоторые, у которых «открылось второе дыхание», все еще стремились вперед. Зрители продолжали кричать: «Это не реально» Это слишком сложно! Они не смогут!». Еще больше лягушат стало падать с высоты башни. И лишь наш герой все прыгал и прыгал вперед. В конце концов, он остался один и добрался до вершины башни. Зрители примолкли, но всем было любопытно, как же он смог туда добраться??? И кто-то его спросил об этом. Но оказалось…. Что наш герой был просто глухой, и ему очень хотелось забраться на вершину башни и посмотреть оттуда на мир вокруг их болота. Мораль этой басни проста: если ты имеешь потребность и у тебя огромное желание, то и силы и энергия на реализацию данной потребности у тебя есть. И у многих не получится то, что получится у тебя. А слушать других пессимистов или не слушать – выбор каждого. Может и не слушать, но прислушиваться и не к пессимизму, а к рациональным подсказкам, помогающим реализовать потребность.

Умение осознавать свои потребности – это очень важно. При понимании и определении своей потребности надо быть осознанным. Тогда и ее реализация пройдет быстро и успешно.

Мой преподаватель по массажу рассказывал такую историю:

Он однажды сдавал экзамен по иглоукалыванию. Экзамен принимали прямо на практике. Надо было вставить иголку в большой палец ноги – это очень болезненная процедура. И преподаватель – китаянка – обучение проводили Китайские специалисты — она преподавала, но секреты не раскрывала. И условия экзамена было тем, что бы человек поставил иголку безболезненно. Ее просят – покажите – она показывает, потом следом ученик Берет и ставит – человеку больно. Пациент подпрыгивает от боли, чуть ли не до потолка. Мой преподаватель заинтересовался процессом. У него включилась потребность познавательная не потребность сдать экзамен – а потребность знать, как это делается. Его заинтересовало, а почему болит? И он подошел к этому с другой стороны. Если все скучились и смотрели на то, как она ставила иголку, а он подумал, что если все так смотрят и ничего не видят, значит надо изменить точку зрения – угол зрения. Он присел и стал смотреть снизу. И увидел, что преподаватель большим пальцем другой руки пережимала нерв под большим пальцем ноги и другой рукой ставила иглу сверху. А все кто смотрел сверху – этого не видели. И когда он уже подошел сдавать экзамен, и только положил палец и зажал нерв на большом пальце ноги пациента, преподаватель сказала: «Все, можете не ставить, вы свободны, вы сдали экзамен». Большую роль играет то, что нужно идти за своей потребностью. Если есть потребность познавательная, то надо идти за ней, а не бояться что вот не сдам экзамен. Его потребность было узнать, а как оно устроено, как оно действует, а не просто получить хорошую отметку и сдать экзамен. По сути то, что происходит в наших институтах, не совсем гармонично, потому что оно идет вразрез с основными потребностям человека, это привнесенные потребности. Ученику не интересно. Если ему не интересно преподали, то у него потребность просто сдать, а не получить результат или знания.

Автор: Наталия Бринькова

interesnyimir.com

Какие потребности удовлетворяются созданными вещами и услугами

Хозяйственная жизнь общества осуществляется ради удовлетворения потребностей. Потребности людей чрезвычайно разнообразны и усложняются с развитием общества.

Например, строительные организации удовлетворяют потребность в жилье. Магазины и сети розничной торговли работают для удовлетворения потребностей покупателей в пище, одежде, бытовых товарах и технике. Работа правительства связана с общественными потребностями, в частности, с развитием образования, науки, культуры, помощи обездоленным, обеспечением общественного правопорядка и национальной безопасности. Банки удовлетворяют потребности клиентов в безопасном хранении (экономии) средств и т.п..

Потребность проявление необходимости в определенных вещах и услугах. Она отражает желание обладать вещами и иметь определенные услуги.

Каждый человек является носителем многих потребностей в том смысле, что для нормальной жизни ей нужно много вещей и услуг. Для лучшего понимания содержания, взаимосвязи потребностей и осознание способов их удовлетворения потребности определенным образом классифицируют.

Классификация предусматривает объединение потребностей в группы по определенному признаку (критерию).

По источнику возникновения потребности делятся на базовые и те, которые порождены развитием цивилизации. К базовым относятся потребности связанные с существованием человека как биологического существа. Это потребности в пище, содержащей определенное количество калорий, витаминов, в помещениях, одежде, которые защищают от переохлаждения, в лекарствах, которые поддерживают физическое здоровье и т.д.. К порожденнымому развитию цивилизации принадлежат потребности, связанные с комфортностью жизни, культурой, традициями, интеллектуальным развитием человека.

Потребности в модной одежде, комфортном помещении, оборудованном всеми удобствами, в современном медицинском обслуживании, в посещении театров, музеев, клубов и т.д., относятся именно к тем, которые обусловлены развитием общества. По критерию благ (вещей и услуг), которыми удовлетворяются потребности, последние делятся на материальные и духовные. Материальные потребности предполагают наличие вещей, имеющих материальное воплощение. Это — одежда, транспортные средства, пища, жилье и т.п..

Духовные потребности удовлетворяются услугами культуры и искусства, образования и предусматривают использование вещей, для которых материальное воплощение может не быть определяющим. Например, когда мы наслаждаемся приключенческими романами Жюля Верна или фэнтези Дж. Толкина, то для нас является второстепенным, на бумаге напечатано тексты и какова обложка книги. По способу удовлетворения потребности разделяют на индивидуальные и коллективные. Из природы человека как личности следует желание удовлетворять часть потребностей — в одежде, жилье, пище — только индивидуально.

Другие потребности, например в поддержании общественного порядка, национальной безопасности, государственном управлении, могут довольствоваться только коллективно.

Существуют и такие потребности, которые можно удовлетворять и индивидуально, и коллективно, в частности в образовании, транспорте, физической культуре.

8cent-emails.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о