Конспект урока русского языка для 2 класса на тему: «Лексическое значение слова» по УМК «Школа России» | План-конспект урока по русскому языку (2 класс):
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему:
«Лексическое значение слова»
по УМК «Школа России»
Учитель: Лядвик Т.Н.
Тема: «Что такое лексическое значение слова»
Дата: 01.10.2019г
Класс: 2
УМК «Школа России»
Предмет: русский язык
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова», с правописанием словарных слов «береза», способствовать формированию умения объяснять значение слов.
Тип урока: урок новых знаний
Задачи урока: — способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ;
— создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
— способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты :
Личностные: расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Регулятивные: научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные: научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, сигналы (прищепки) для самооценки, презентация
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности .
1. Организационный момент
Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выправим спинки и настроимся на урок. Сделайте глубокий вдох, затем выдох
2. Психологический настрой.
Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, возьмите в руки ручки, сядьте правильно, выпрямите спинки, поставьте на место ваши ножки.
-запишите дату: сегодня начинается второй осенний месяц, запишите его название правильно.
-классная работа.
II. Чистописание
— Ребята, а с чего мы начинаем урок русского языка? (с минуты чистописания)
— А чему нас учит урок русского языка на минуте чистописания? (учит нас грамотному и красивому письму)
Между прочим, каллиграфия — это искусство четкого и красивого письма. Калос с греческого языка переводится как красивый, а графо – пишу. Значит «красиво пишу».
-Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (наклон, высоту и ширину элементов букв, расстояния между словами и соединения букв).
— Напишите каллиграфически те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки, не имеющие пары по звонкости и обозначающие всегда мягкий согласный звук.
1. Чч Щщ
(учитель одновременно демонстрирует на доске соединение)
— Какая орфограмма нам известна с этими буквами?
Ча ча Чу чу Ща ща щу щу
-Напишите данный ряд до конца строки в указанной последовательности.
III. Актуализация опорных знаний.
Орфографическая минутка.
Посмотрите на экран. Какое бы вы предложили выполнить задание? (составить предложение)
Ковёр, листьев, лежит, на, из, земле.
— Составьте предложение из слов, запишите его.
– Найти знакомые орфограммы (лежит-ЖИ с буквой И; ковёр – безударная гласная; листьев-разделительный мягкий знак.
— Найдите и подчеркните главные члены предложения.
IV. Постановка учебной задачи
Работа в парах:
А теперь поработаем в парах. Расшифруйте слово.
-У вас на столах лежит карточка под №1
В каждом ряду вам необходимо найти «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку нижней строки и прочитать полученное слово.
М | Я | Д | С | Ю | К | Е |
М | Е | Д | Р | Ю | Н | Е |
Л | Я | Д | Р | И | Н | Е |
М | Я | Д | Р | Ю | Н | Е |
М | Я | Д | Р | Ю | Н | А |
М | Я | К | Р | Ю | Н | Е |
— Какое слово у вас получилось? (Лексика)
-Что означает это слово?
-Какая проблема возникла?
Какую вы перед собой поставите цель?
Я хочу узнать…… ( что такое лексика?)
— А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета
В словаре Ожегова дано следующее определение.
— Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).
— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Откройте учебник на стр.41 и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать (Слова,слова.слова…)
-Прочитайте, чему мы будем учиться
-Прочитайте тему урока.
Чтение подготовленным учеником стихотворения И.Токмаковой «Плим».
Действительно ли мальчик, герой стихотворения, придумал новое слово?
— Прочитайте вопрос. (Что такое лексическое значение слова?)
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
Игра «Отгадай слово»
- Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)
- Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)
- Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)
— А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.
-Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)
-Какой же можно сделать вывод?
— Прочтите правило с. 43
Фронтальная работа.
-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.
Упр.48 (устно).
Запишите одну из групп.
Словарная работа. (Видеоурок) Загадка( 2.57)
-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
-Назовите лексическое значение этого слова (учебник стр. 42)
(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза.
Записать ответы на доске и в тетрадях:
-Как ласково назвать берёзу? (берёзка)
-Как называют сок берёзы? (берёзовый)
-Лес из берёз? (березняк)
-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)
-подчеркните во всех этих словах букву Е
— Какое из этих слов можно назвать «лишним»?
Физминутка.
VI.Первичное закрепление знаний и способов действий
— В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова, надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети:
Ложка-то, чем едят суп
Садовод-дядя, который водит детей в садик
Зима-время года, когда идёт снег
Перчатки-то, что делает еду острой
— Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?
— Объясните значения этих слов.
— Выскажете своё мнение: почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)
-А где можно уточнить значение слов?
Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Слайды 8 и 9 (презентация)
Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80 000 слов ). Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов.
В нашем учебнике тоже есть Толковый словарь (стр.138). Слова в нём, как и во всех словарях расположены по алфавиту.
Найдите и запишите словарную статью к слову шоссе.
Работа в парах.
— Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. Давайте для начала вспомним правила работы в паре.
Задание.
1.Соедини значение и слово.
Начинающий стареть, немолодой- (какой?)… | баловаться | |
Любящий трудиться, усердный- (какой?)… | ленивый | |
Вести себя безобразно-(что делать?)… | пожилой | |
Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)… | трудолюбивый | |
Очень весёлый человек- (какой?)… | жизнерадостный |
Работа с интерактивной доской. Желающие выходят к доске и соотносят слова с его лексическим значением. Остальные записывают любые три предложения в тетрадь.
Диск. Работа на интерактивной доске:
1. ___________- первый месяц весны.
2. ___________ — маленькая птичка с коричневато – серым оперением.
3. ___________ — лиственное дерево с белой корой.
4. ___________ — тот, кто учится в школе.
5. ___________ — плод с яблони.
6. ___________ — маленький зверёк с иглами на теле.
Запишите любую словарную статью в тетрадь. Если с доски видно не достаточно хорошо, подобное задание есть в учебнике – упр.52 (стр.44)
VII. Рефлексия учебной деятельности.
— Какова тема сегодняшнего урока?
-какова была цель нашего урока?
— Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)
— Что делать, если не знаешь слово?
Продолжите предложения:
Материал урока был…..
Урок помог мне….
Для меня было сложным….
Урок показался мне….
Возьмите сигналы для самоконтроля. Оцените свою работу в целом на уроке.
Если на уроке вам было понятно и интересно – зелёная совушка
Если что-то вызвало затруднения или вы в чём-то сомневались- жёлтая совушка
Если тема показалась для вас трудной – красная совушка
VIII. Домашнее задание : упр.49 (стр.43) – п/п
По выбору – записать лексическое значение одного слова из упражнения.
«При плохом владении языком дети испытывают трудности с самовыражением»
Статья
Школьный учитель о своем опыте обучения детей грамоте с помощью платформы Akelius
Маргарита Бочарова
UNICEF/2022/РусланКарсамов
28 июня 2022
Одна из крупнейших школ столицы – школа-лицей №53 имени Бауыржана Момышулы – расположена в «Юго-Восточном» районе города. Школа примечательна не только тем, что функционирует в густонаселенном районе Нур-Султана, но и тем, что участвует в пилотной программе, поддерживаемой Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ). Данная программа направлена на повышение грамотности детей в миграционных процессах и детей, нуждающихся в специальных курсах для восполнения пропущенных занятий. Два раза в неделю Гульнара Рахимгазина, учитель русского языка и литературы, проводит уроки для своих учеников из Китая, Азербайджана и Узбекистана на платформе Akelius.
UNICEF/2022/РусланКарсамов Учитель Гульнара Рахимгазина во время урока Акелиуса со своими учениками. Нур-Султан, Казахстан.
«Я, наверное, писал [в сочинениях] с третьего класса, что стану учителем. Я люблю детей, хочу их учить», — говорит 35-летняя учительница. Сегодня Гульнара Мырзагалиевна преподает русский язык в казахскоязычных классах и говорит, что в обновленной программе на изучение грамматики отводится меньше часов.
«Но мы по-прежнему сосредоточены на том, чтобы дети стали грамотными, расширили свои знания о мире, поэтому мы поощряем их больше читать», — сказала учительница.
Такой же подход у Гульнары Мырзагалиевны к детям, которых она обучает грамоте по специально разработанному курсу на платформе Акелиус. В ее группе 15 детей. Двое детей из Караганды учатся онлайн, остальные уже год приходят к ней на офлайн-занятия по четвергам и субботам.
«У меня дети разного возраста и уровня. В группе шесть мальчиков и девять девочек», — говорит Гульнара Мырзагалиевна о своей необычной группе, признаваясь, что счастлива заниматься с детьми на таком «грамотно составленном» курсе.
Гульнара Рахимгазина выбрана для участия в проекте не зря. Во-первых, она более десяти лет работала со школьниками, мигрировавшими в столицу из южных регионов Казахстана. Во-вторых, у нее есть опыт преподавания русского языка взрослым иммигрантам из других стран. «В Аягозский район Восточного Казахстана переехало очень много семей, и нам пришлось их содержать, наших оралманов из Китая. Они приходили [в школу] вечером, я их учил. Тогда мне пришлось начинать с алфавита», — вспоминает учитель.
UNICEF/2022/РусланКарсамов Ибрахимов Теймур, учащийся программы Акелиус школы-лицея №53 имени Бауржана Момышулы. Нур-Султан, Казахстан.
Она с благодарностью вспоминает тот год и уверена, что он помог ей избежать многих ошибок в нынешней работе с детьми. Гульнара Мырзагалиевна подчеркивает важность индивидуального подхода и подробно рассказывает о своих учениках: одни пришли к ней с нулевым знанием языка, другие знали только алфавит.
«Ребенок в старшем классе ничего не знал, кроме букв. Он мог скопировать текст, но не знал языка. Он понятия не имел, что означают эти слова, о чем текст», — описывает Гульнара свою 15-летнюю ученицу из Китая.
После месяцев напряженной работы были достигнуты первые результаты: «Они уже читают, например, некоторые учебники для средней школы. Да, они уже бегло говорят. Они могут говорить на простом русском языке: они могут поговорить друг с другом, о чем-то спросить», — говорит Гульнара. Гульнаре Мырзагалиевне особенно приятно получать обратную связь от своих коллег.
«Например, Карлыгаш Бахытовна говорит, что Шохсанам улучшила свой русский язык. Она может сама оценить свой прогресс. Она уже понимает, что читает», — перечисляет Гульнара своих учеников из Узбекистана.
UNICEF/2022/РусланКарсамов Шохсанам Ержанова и Бахтияр Ержанов – учащиеся программы Акелиус школы-лицея №53 имени Бауржана Момышулы. Нур-Султан, Казахстан.
Такой прогресс стал возможен отчасти благодаря тщательно спланированным урокам. Ее уроки обычно начинаются с упражнений на артикуляцию и произношение, затем они повторяют материалы предыдущих уроков, переходят к новой теме и закрепляют новый материал. Заключительная часть урока обычно содержит диалог с учителем и одноклассниками, за которым следует контрольная работа. «Мы часто играем с детьми на переменах, но это развивающие игры, чтобы дети что-то запомнили, чтобы было какие-то новые слова выучить, осмыслить», — говорит Гульнара, тут же цитируя стихи-загадки про баню, медведя и луну.
Планшет с установленной платформой Akelius — очень эффективный инструмент. «На платформе все просчитано, разбито на уровни. Каждый ребенок при переходе с одного уровня на другой зарабатывает баллы, — объясняет принцип работы образовательной платформы «Акелиус» Гульнара Мырзагалиевна. Она избегает прямой оценки успеваемости учеников.
«Я отношусь ко всем одинаково. Я стараюсь хвалить их всех в какой-то момент. Мы культивируем свободу на уроках, но при этом я слежу за тем, чтобы они правильно говорили и писали», — отмечает Гульнара.
UNICEF/2022/РусланКарсамов Учитель Гульнара Рахимгазина во время урока Акелиуса со своими учениками. Нур-Султан, Казахстан.
Дружелюбие и отсутствие барьеров между детьми и воспитателем создает непринужденную атмосферу: «Они сразу говорят, чего не понимают. Мы переводим пример на казахский язык и стараемся продемонстрировать смысл», — делится Гульнара Мырзагалиевна. Она также помогает своим ученикам вне класса. «Мадина приносит все свои учебники, тетради, все то, что она не смогла сделать самостоятельно, например, в программе первого класса, я ей лично объясняю», — так работает Гульнара со ученицей из Азербайджана. Девятиклассники из Китая, например, прошли дополнительную подготовку перед экзаменами.
Родители тоже приходят к Гульнаре Мырзагалиевне сказать спасибо. Мать одной девятиклассницы призналась, что раньше у нее были трудности в общении с людьми разных национальностей, но сейчас дочь помогает ей адаптироваться, часто выступая переводчиком. Но в центре внимания программы, конечно же, дети. «Большое внимание уделяется тому, чтобы дети чувствовали себя комфортно, чтобы они могли интегрироваться в общество. Гульнара Мырзагалиевна признается, что инициатива по повышению грамотности детей с самого начала показалась ей привлекательной.
Гульнаре, как и ее коллегам по проекту, оказывается методическая и организационная поддержка не только со стороны школы, но и других заинтересованных сторон. Например, специалисты Международного университета информационных технологий оказывают методическую поддержку в планировании уроков, смешанном обучении и оценивании. Казахстанское международное бюро по правам человека помогает определить студентов, которым необходимо пройти такую программу. Центр модернизации образования акимата города Нур-Султан также помогает программе, оказывая методическую и координационную поддержку.
UNICEF/2022/РусланКарсамов Студент проходит тест по программе Akelius. Нур-Султан, Казахстан.
Гульнара особенно заботится о том, чтобы детям не приходилось сталкиваться с чрезмерной нагрузкой. «Слишком многого требовать тоже нельзя, потому что невозможно выучить всю грамматику, которую люди изучают в школе, за пять-шесть лет», — отмечает она. Даже если дети путают родовые окончания и плохо владеют фразеологией, это не должно им психологически мешать», — говорит Гульнара Мырзагалиевна. Бонусом такой программы является цифровая грамотность и повышенная мотивация.
«Когда они не говорят на языке, они не могут говорить о себе, не могут выразить свои чувства, не могут сказать, что хотят, не могут поделиться своим мнением. И это то, чему мы здесь, чтобы научить их», — заключает она.
Партнерство русского, восточноевропейского и евразийского фольклора
Приведенные ниже учебные материалы предназначены для учащихся средних и старших классов.
Все материалы находятся в свободном доступе по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать произведение в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях.
Теги: 2 50-минутных периода, 9-12 классы
План урока, PPT традиционных ценностей и историй северо-западного побережья коренных американцев со ссылками на видео и аудио, рабочие листы, тексты коренных американцев и русских народных сказок. Используя рассказы, стратегии повышения грамотности,… Подробнее
Теги: 3 50-минутки, 8-12 классы, Обществознание
Учащиеся будут анализировать дифференцированные первичные и вторичные источники, связанные с жизнью и творчеством Александра Пушкина, чтобы лучше понять дореволюционную народную культуру России. Скачать урок… Подробнее
Теги: 45 минут, 9–12 классы, Гуманитарные науки, Обществознание
Учащиеся назовут различные способы, которыми люди в Америке чтят память умершего родственника или друга, сравнит эти обычаи с русскими традиционными обычаями и поразмышляют о соединение… Подробнее
Теги: Искусство, География, 7 класс, Языки, Обществознание
Учащиеся изучат персонажей русской народной сказки и литературного текста, чтобы проанализировать, какие маленькие добрые дела способствуют как дарителю, так и получателю, и определить путь… Читать Еще
Теги: 3-6 классы, Музыка, Обществознание
Слайд-шоу с аудио и видео демонстрирует русские детские игры в хлопки с сопровождающими их рифмовками. Учащиеся могут изучить русские игры и сравнить их с играми в своей родной культуре. Тексты на… Подробнее
Теги: 7-12 классы
Этот фольклорный проект включает в себя взгляд на культурное наследие в целом и погребальные обычаи в частности. Просмотрев и обсудив русский поминальный обряд, учащиеся получат представление об элементах народной культуры… Подробнее
Теги: английский язык, 10 класс
После просмотра презентации PPT о русских обычаях Троицы для почитания умерших учащиеся обсудят и сравнит параллельные традиции в других культурах, включая латиноамериканский День… Подробнее
Теги: 2 50-минутных урока, география, 9-12 классы, история
Учащиеся будут взаимодействовать с Glog (онлайн-мультимедийным плакатом), описывающим фольклор и празднование Троицы.