Правила поведения в общественных местах и дома. Советы одиноким родителям. | Консультация на тему:
Правила поведения в общественных местах
Дети и подростки обязаны:
1. в общественных местах — на улицах, бульварах, во дворах, в парках, театрах, кинотеатрах, домах культуры, клубах, на стадионах, катках, спортплощадках, в городском и других видах транспорта строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования городским и другими видами транспорта;
2. Быть вежливыми со старшими, внимательными к лицам преклонного возраста, инвалидам и маленьким детям;
3. Бережно относится к государственному и общественному имуществу;
4. Соблюдать чистоту на улицах и в общественных местах;
5. Удерживать товарищей от недостойных поступков;
6. Пребывание на улицах детей и подростков до 16 лет без сопровождения взрослых разрешается в течение учебного года до 22 часов, а во время школьных каникул — до 23 часов.
7. Посещение спектаклей в театрах, киносеансов, танцевальных площадок, дискотек, видеосалонов, выступлений рок-групп и других зрелищных мероприятий детям и подросткам до 16 лет разрешается до 21 часа 30 минут в течение учебного года и не позднее 22 часов 30 минут во время школьных каникул.
Детям и подросткам запрещается:
1. участвовать в несанкционированных уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;
2. играть в карты и другие азартные игры, распивать спиртные напитки, торговать на улицах,
3. бульварах, в скверах, на пляжах и в других общественных местах;
4. загрязнять улицы, дворы, подъезды и другие общественные места;
5. ломать зеленые насаждения, портить газоны и клумбы, стены домов и подъездов, а также другое государственное и общественное имущество, собираться группами в подъездах, на крышах домов и в подвалах;
6. играть, кататься на коньках, лыжах, санках, самокатах на проезжей части дороги;
7. лицам моложе 14 лет управлять велосипедом при движении по дорогам, а моложе 16 лет велосипедом с подвесным мотором, мопедом или мотоциклом;
8. купаться в реках, озерах, прудах в неустановленных для купания местах;
9. накладывать на железнодорожные рельсы посторонние предметы.
Правила поведения дома, в подъезде
Не забывай закрывать дверь на цепочку. Кто-то постучал в окно? Громко крикни: «Папа! Иди сюда!» — и ни в коем случае не подходи к окну. Звонок в дверь? Это не повод распахнуть ее мгновенно. Посмотри в глазок. Что бы ни говорили незнакомые люди (сотрудник милиции, работник коммунальных услуг или почты, сослуживец родителей, сосед), дверь открывать нельзя. Тебе говорят, что принесли телеграмму. Попроси зачитать ее вслух. Кричат, что ты заливаешь соседей. Скажи: «Сейчас к вам придут», а сам проверь, есть ли вода на полу в ванной, туалете и кухне. Тебя спрашивают: один ты дома или нет? Ответь утвердительно, что не один, папа спит (брат смотрит телевизор, мама разговаривает по телефону), и спроси, что нужно. Незнакомцы решаются ломать дверь? Звони в полицию («02») или в службу спасения, родителям, а если нет телефона или он не работает, выйди на балкон или открой окно и громко кричи: «Пожар!»
Ты кого-то ждешь? Прежде чем открыть дверь, спроси: «Кто там?» — и не открывай на ответ: «Я». Пусть гость назовется, даже если тебе показалось, что ты узнал его по голосу или одежде, увиденной в глазок.
На каждый телефонный звонок, снимая трубку, говори: «Алло», «Вас слушают», но никогда — «Квартира таких-то». Извиняются, уверяют, что ошиблись номером, и спрашивают, какой это номер? Попроси продиктовать, какой набрали, не называя своего, спокойно сообщи, что ошиблись. Если незнакомец говорит по телефону непристойности, не вступай в диалог, положи трубку. Позвонивший представляется другом твоих родителей и уговаривает тебя напомнить адрес, который он якобы забыл. Попроси перезвонить позже или сообщи рабочий телефон родителей, но не домашний адрес, даже если тебе показалось, что ты узнал человека по голосу. Не спеши называть его по имени, пусть он сам тебе представится. А когда «знакомые» твоих родителей скажут, что они скоро придут, попроси их подойти к определенному времени. Немедленно перезвони родителям, предупреди их об этом.
Ты все же открыл дверь и увидел незнакомых людей. Захлопни ее тут же! Они подставили в проем ногу? Урони на нее гирю или какой-нибудь тяжелый предмет, который приготовлен для этих целей заранее.
Никогда и никому не рассказывай о распорядке дня в твоей семье. Не вешай ключи от квартиры на пояс или на шею, носи их в специальном кармашке.
Трудно открывается замок? Не проси о помощи посторонних, не доверяй им ключи, позвони в дверь напротив.
Если в дом проникли преступники и напали на твоих родителей, не пытайся с ними бороться. Беги из квартиры прочь, зови на помощь соседей, прохожих, громко кричи: «Пожар!»
Ты пришел домой, а дверь в квартиру открыта. Не заходи, осторожность не помешает. Обратись к соседям с просьбой позвонить от них домой и, если трубку не снимают, вызывай полицию.
Ты увидел возле квартиры постороннего, не подходи к нему, пройди в другой конец лестничной площадки, позвони к соседям, когда они откроют, попроси их о помощи.
Ты вошел в квартиру, а на пороге лежат чужие сумки или собранные вещи. Тут же выйди, позвони домой от соседей, и если тебе не ответят, звони в полицию.
Когда ты выходишь из квартиры «на минуточку» — за почтой или вынести мусор, — не забывай сначала посмотреть в глазок. И если на площадке посторонние, отложи свой поход.
Ты вышел из квартиры ненадолго — все равно закрой дверь на ключ, даже если ты будешь ее видеть.
Спускаясь за почтой или с мусорным ведром, видишь посторонних, тут же поднимись обратно. Забирая из ящика почту, не просматривай ее на площадке, вернись в квартиру.
Ждешь лифт…
Ты ждешь лифт. Встань так, чтобы за спиной у тебя была стена. Вместе с тобой в лифт хочет войти незнакомец. Сошлись на забывчивость, спустись к почтовому ящику, но не заходи вместе с ним в кабину, даже если человек показался тебе неопасным.
Если тебя заталкивают в лифт, зажав рот, постарайся ударить мусорным ведром, рюкзаком, набитым учебниками, любым другим предметом, оказавшимся с тобой, укусить за палец.
Не угрожай нападающему и не кричи в кабине лифта, тебя все равно не услышат.
Попытайся нажать на кнопку «стоп», а затем — на кнопку ближайшего этажа. Выбегая из лифта, нажми любую кнопку.
Советы одиноким родителям:
Если вы одинокий родитель, значит ли это, что ваш ребенок будет обязательно слабо учиться и его успехи в жизни окажутся неважными? Конечно же нет! Зато ваша педагогическая задача гораздо усложняется. Вот несколько простых правил вам в помощь.
- Обязательно работайте, чтобы иметь цель в жизни и укрепить уверенность в себе. Если вы станете жить только ради детей, им будет стоить слишком больших усилий справляться с бременем возложенного на них влияния.
- Разрешите себе проводить время в компании взрослых. Не следует винить себя, что вы отдыхаете без детей.
- Найдите для детей заслуживающую доверие няню или детское учреждение. Для детей важна личность воспитателя и окружающая обстановка.
- Относитесь к ребенку как к ребенку. Не превращайте ребенка в игрушку для взрослого, которому можно доверять свои переживания.
- Не обещайте детям, что будите любить только их. Если им придется делить ваше внимание с другим человеком – это будет расценено как обман.
- Если дети вернулись от другого родителя, где гостили некоторое время, и вы не можете призвать их к порядку, не следует винить вашего бывшего супруга за плохое поведение детей. Лучше скажите, что вам приятно видеть, что дети хорошо провели время, затем постарайтесь хорошо отозваться о другом родителе – дети быстрее успокоятся. Им необходимо знать, что они могут любить вас обоих.
- Даже если времени катастрофически не хватает, внимательно относитесь к достижениям ваших детей, поощряйте их ответственное поведение, радуйтесь их успехам.
- У мальчиков должен быть пример для подражания. Это могут быть дяди, дедушки, учителя, руководители спортивных секций. Они помогут вашему сыну взрослеть, постепенно становиться мужчиной. Поддерживайте знакомство с достойными людьми.
- Бывает так что родной отец не является достойным примером для сыновей. В этом случае не говорите детям, что они очень на него похожи и напоминают вам его, особенно не делайте этого, когда рассержены.
- Избегайте столкновений с отцом ваших детей если он открыто проявляет к вам неуважение или плохо обращается с вами, то, видя это, ваши сыновья могут начать подражать такому отрицательному поведению.
Правила поведения дома, в школе и других общественных местах — МКОУ СОШ №14 г.Слободского
«Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни» (Дж. Дьюи).
«Школа – это мастерская человечности» (Я.А. Коменский).
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В.А. Сухомлинский).
«Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» (А.С. Макаренко).
«Вежливость порождает и вызывает вежливость» (Э. Роттердамский).
Ситуации из жизни.
Семья едет в транспорте. В автобус вошла пожилая женщина. Ребенок хочет уступить ей место и привстает. Мама говорит ему: «Сиди, сиди, ты еще маленький».
Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках в школе. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, взрослые начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.
Идет школьный праздник. Выступают дети и родители. Некоторые взрослые начинают с детьми негативно обсуждать актеров, говорить о них плохо и неуважительно.
Кто из родителей повёл себя правильно?
В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – тот, который умеет хорошо себя вести. Воспитание, привитие хороших манер, уважительное отношение к другим людям и самому себе начинаются в детстве. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Он должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на протяжении всей жизни.
Чтобы ученик быстрее освоился в школе, привык к ней, для него составлены правила поведения в различной обстановке: в школе, дома, в общественных местах. «Прилежно учись, внимательно слушай объяснения учителя, старательно и самостоятельно выполняй все его задания, веди себя хорошо на уроках и переменах, не опаздывай на занятия» – так сформулировано первое правило в школьном Уставе.
Преподаватель обязательно расскажет учащимся, что в школу надо приходить вовремя, аккуратно одетым, в начищенной обуви, аккуратно подстриженным, гладко причесанным. От педагога ваш ребенок узнает, что если в класс входит взрослый – директор, учитель – в знак приветствия все должны встать. Чтобы спросить или ответить взрослому, необходимо поднять руку.
А что могут сделать родители, чтобы усовершенствовать навыки культурного поведения? Очень многое. Ведь семья играет главенствующую роль в процессе становления личности, это первый устойчивый коллектив в жизни малыша. Именно в семье, еще до школы, формируются и закладываются его основные черты характера, привычки.
Чтобы ваш ребенок быстро запомнил имена учителей, одноклассников, надо почаще спрашивать его об этом, не забывать говорить «волшебные слова», не грубить и не сквернословить самим, так как вашу привычку обязательно переймет ваш ребенок. Не демонстрировать показную вежливость и чуткость, так как ребенок начнет вам подражать, и вы заметите фальшь в отношениях. Если вы будете тактичны с другими людьми, это станет замечательным уроком добра и человечности для ребенка.
Наблюдения за первоклассниками показали, что они знают вежливые слова, однако употребляют лишь «здравствуйте» и «до свидания». Очень редко говорят: «пожалуйста», «разрешите», «извините». А все потому, что в диалоге ребенка со взрослым чаще слышишь: «дай», «отстань», «не мешай» и т. д. Необходимо больше беседовать с детьми, рассказывать о том, как возникло то или иное слово, в какой ситуации его целесообразно использовать.
Читайте больше рассказов о жизни детей, поучительные истории, басни.
Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит – надо встать, когда позволит, тогда – сядь. Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.
Дети очень любят эти стихи и с радостью запоминают их. Попросите ребенка дома показать, как он сидит за своей партой, как поднимает руку, как встает, как отвечает у доски. Можно даже проинсценировать эти незамысловатые ситуации в кругу семьи.
Основные правила, посвященные организации жизни ребенка дома, следующие:
Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время; Ежедневно делай утреннюю гимнастику. Всегда будь чистым и опрятным;
Слушайся родителей, помогай им в домашних делах.
И здесь нужна помощь родителей. Продумайте, как лучше организовать свободное время ребенка, его досуг, какие поручения по дому вменить ему в обязанность. Будьте для него примером не только на словах, но и на деле. Чередуйте любимые занятия ребенка с посильной помощью по дому. Как правило, 6-летние дети должны сами убирать свою постель, завязывать шнурки на ботинках. С поступлением в школу самообслуживание становится обязанностью первоклассника: придя домой после занятий, ребенок должен переодеться, аккуратно повесить форму, навести порядок в портфеле, на своем рабочем месте.
Если вы поручаете своему сыну или дочери вытереть пыль, подмести пол, полить цветы, не забудьте, пожалуйста, о доброжелательном тоне. Если работа выполнена не очень качественно, помогите исправить недочеты. Не оставляйте без внимания мелкие огрехи, это приведет к безответственности, выполнению задания спустя рукава.
Правилам поведения в общественных местах также уделяется в школе огромное значение. Проводятся инструктажи, разыгрываются различные ситуации. Во время поездки на транспорте приучайте ребенка уважать старших, не портить государственное имущество, быть чутким и заботливым к окружающим.
Все правила, о которых шла речь, очень важны. Каждый учитель стремится воспитать у детей самые добрые чувства. Но эта работа дает результаты лишь тогда, когда слова педагога подтверждаются родителями. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого. Раздел: Социально-психологическая служба
Поведение вашего ребенка держит вас в заложниках?
Если ваш ребенок ведет себя публично, а вы не реагируете должным образом, ваш ребенок узнает, что может шантажировать вас и держать вас в заложниках своим поведением. Их мышление таково: «Дайте мне дорогу или столкнитесь с моим поведением».
Их поведение может включать крики, крики и истерики. Это могут быть злые лица и брезгливый тон, неуважительные замечания и даже ругательства. В любом случае, игра, в которую они играют, заключается в использовании плохого поведения, чтобы решить свои проблемы и получить то, что они хотят. И они будут продолжать играть в эту игру, пока она эффективна. К сожалению, для многих детей это единственная игра, которую они знают.
На протяжении многих лет я работал со многими родителями, которые обычно сдавались, когда их дети вели себя плохо. У одной матери, которую я встретил, я назову ее Линда, был двенадцатилетний сын, который часто использовал угрозы плохого поведения, чтобы добиться своего.
Линда боялась водить его в торговый центр, потому что знала, что в конечном итоге она купит ему все, что он попросит, чтобы он не обзывал ее, не топтал и не кричал на нее, и не устраивал сцены, в которых она чувствовала себя униженной и бессильной. По сути, поведение ее сына держало ее в заложниках.
Чему учится ваш ребенок, когда вы поддаетесь плохому поведению
Так что же происходит, когда мы реагируем на такое поведение, уступая? Когда вы уступаете, ваш ребенок понимает, что может добиться своего, если он плохо себя ведет или угрожает плохо себя вести. Он узнает, что плохое поведение — это эффективный способ решения проблем. И не заблуждайтесь, сообщение, которое вы посылаете своему ребенку, заключается в том, что плохое поведение работает.
Когда дети усваивают этот урок, они обнаруживают, что нет абсолютно никаких причин меняться или взрослеть. Более того, каждый раз, когда вы вознаграждаете их за плохое поведение, вы делаете эту часть их личности сильнее.
Правильно: вы укрепляете ту их часть, которая хочет плохо себя вести и не хочет следовать социальным правилам или быть цивилизованной. На самом деле, вы можете посмотреть на воспитание таким образом: наша роль состоит в том, чтобы научить наших детей правилам того, как быть цивилизованными и жить в нашем обществе.
В нашей культуре мы ходим в торговый центр, ходим по магазинам, относимся к людям с уважением и ведем себя соответствующим образом. Когда вы поддаетесь неадекватному поведению, ваш ребенок вырастает без навыков преодоления трудных жизненных ситуаций.
Поймите, что когда ваш ребенок использует отыгрывание в качестве навыка решения проблем, а не он учится тому, как развивать другие, более подходящие навыки.
Дети неизбежно закатывают истерики, когда они расстроены или расстроены — такое случается. Но независимо от того, почему они закатывают истерику, все равно действует одно и то же правило — не поддаваться. Если вы поддаетесь, вы только учите своего ребенка продолжать действовать на публике.
Не используйте последствия, когда маленькие дети закатывают истерику
Когда большинство детей младшего возраста устают и переутомляются, им трудно контролировать свои эмоции — это не их вина. Поэтому, когда дети в возрасте от двух до трех лет закатывают истерику, не должно быть никаких последствий, кроме как заставить их сидеть где-то, пока они не успокоятся.
Когда я нахожусь в торговом центре или в центре города, где я живу, ближе к вечеру я вижу маленьких детей в возрасте трех, четырех или пяти лет, которые плачут и падают. Я думаю, что большинство родителей признают, что их дети слишком устали, но взрослый разум справляется с стимуляцией совершенно иначе, чем детский. Мы знаем, как все разделить и взвесить.
На детей стимуляция накатывает волной. А торговый центр — стимулирующее цунами. Я думаю, что родители должны осознавать и терпеть некоторые разочарования, которые выразят их дети. Родители также должны научиться либо избегать таких ситуаций, либо находить способы управлять ими.
Частью ответственности родителей является знать своего ребенка, знать, какую стимуляцию он может выдержать, а также когда он устал или голоден и ему нужно уйти.
Когда ваш маленький ребенок закатывает истерику, будь то из-за усталости или из-за того, что он злится из-за того, что не добивается своего, управленческие навыки остаются теми же: вы ждете, немного подбадриваете и не сдаетесь.
Заранее подготовьтесь к публичным выступлениям
Вы знаете, что утомляет вашего ребенка. Ты знаешь, какая дополнительная помощь ему нужна. И вы знаете ситуации, которые его расстраивают. Подготовьте своего ребенка, прежде чем войти в любую новую или стимулирующую ситуацию. Скажи ему:
«Если ты начнешь расстраиваться, дай мне знать, и мы отдохнем. ХОРОШО? А если ты считаешь, что просто не можешь продолжать, дай мне знать, и мы пойдем домой».
Вы также хотите уточнить:
«Если ты закатишь истерику, я сделаю вот что».
Затем объясните своему ребенку, как именно вы будете справляться с истерикой.
Реально оценивая темперамент вашего ребенка и обсуждая с ним, как вы будете справляться с любыми вспышками гнева, вы можете значительно улучшить поведение вашего ребенка на публике. И вы значительно улучшите свою реакцию, когда они начнут таять.
Начните с малого, обучая ребенка вести себя на публике
Обучая ребенка вести себя на публике, начните с малого. Сначала отведите его в менее людное место, прежде чем отвести в оживленное. Другими словами, если этот ребенок не может ходить в торговый центр, сначала отведите его в аптеку. Скажи ему:
«Посмотрим, как ты справишься с этим. Мы зайдем на пять или десять минут.
Идея состоит в том, чтобы дать им возможность попрактиковаться в самоконтроле в месте, более удобном для управления, чем торговый центр. Таким образом, вы можете легко выйти, если ситуация начнет ухудшаться.
Вот что я имею в виду, когда начинаю с малого: тренируйте их в прощающей среде, где они могут научиться общаться, решать проблемы и вести себя как все.
Напомните ребенку о правилах
Вот отличный совет для детей дошкольного возраста и младше. Держите в машине каталожную карточку с тремя правилами:
.- Делай то, что я говорю в первый раз.
- Принять «нет» в качестве ответа.
- Не повышайте голос и не ругайтесь.
Прочтите эту карточку своему ребенку, прежде чем войти в торговый центр или магазин. Одно это маленькое действие поможет вашему ребенку держать себя в руках. Читать им правила — все равно, что одалживать им структуру. Вы не можете предполагать, что дети будут вспоминать информацию, которая поможет им измениться.
Вот еще один способ взглянуть на это: допустим, вы превысили скорость и получили штраф. Предполагается, что в следующий раз, когда вы будете торопиться, вы вспомните, каково было платить за этот билет, и вы не превысите скорость.
Несмотря на то, что это может быть правдой, в каждом штате по-прежнему установлено ограничение скорости каждые пять миль. Так что давайте ребенку постоянные напоминания, которые помогут ему сосредоточиться.
Не реагируйте на истерики, пока они происходят
Если ваш ребенок нарушит правила, когда вас нет дома, я заберу его из магазина. Если они закатывают истерику, не реагируйте, даже ничего не говорите. Сохраняйте спокойствие и дайте им закатить истерику.
Позвольте мне заверить вас, что я знаю, насколько неприятными могут быть истерики для родителей. Но вы должны понимать: ваш ребенок тоже знает, как неудобно вам его поведение. А ваш дискомфорт и смущение — это то, чем они вас шантажируют.
В их сознании это звучит так: «Позвольте мне действовать по-своему, иначе я опозорю вас и заставлю чувствовать себя неловко перед всеми этими взрослыми». Всё просто — это шантаж. И вам нужно перестать позволять им держать вас в заложниках своим поведением. Не реагируя на поведение, поведение теряет свою силу.
Так что пусть закатывают истерику. Присаживайтесь и смотрите шоу. А если люди будут задавать вопросы, скажем,
«Он закатывает истерику, и я ничего не могу сделать. Это скоро закончится».
На этом представление окончено. Больше никаких покупок не будет. С маленькими детьми можно просто взять их за руку и отвести в машину. Если они сопротивляются вам, не принимайтесь физически. Просто подожди их.
Я думаю, что родители должны делать это каждый раз, пока не прекратится публичное отыгрывание. Помните: когда вы не уступаете своему ребенку, ему приходится искать другой способ решить свою проблему.
Оставьте ребенка дома, если он не справится с магазином
Я не думаю, что есть что-то плохое в том, чтобы оставить ребенка дома под надлежащим присмотром. Скажите своему ребенку:
«Ты не можешь прийти сегодня, потому что не справишься. Ты устроил сцену, когда мы в прошлый раз ходили по магазинам, так что сегодня ты останешься дома.
А если ваш ребенок обещает, умоляет и клянется, что будет вести себя хорошо, скажите ему:
«Нет, посмотрим, как ты себя поведешь, оставаясь дома. Если ты с этим справишься, тогда посмотрим».
И заставить их сидеть дома. Дайте им понять, что вас не будут шантажировать их поведением, и когда вы будете принимать решения, вы будете придерживаться их.
Заключение
Вот простая истина: когда дети прибегают к неподобающему поведению, чтобы добиться своего, они не учатся решать проблемы. И когда это происходит, они вступают во взрослую жизнь с настоящим инвалидом.
Многие взрослые умеют злиться и кричать друг на друга только в случае эмоционального стресса. Частично это связано с тем, что у них плохие коммуникативные навыки и плохие навыки решения проблем. Столкнувшись с проблемой, они знают только, как ее избежать, а это значит, что они позволяют ей накапливаться внутри, пока не взорвутся.
Так что примите решение, что вы не позволите своему ребенку держать вас в заложниках своим неподобающим поведением. Не поддавайтесь, когда ваш ребенок угрожает отыграться.
Связанное содержание: Отрицательные дети: как вести себя с жалующимся ребенком или подростком
Почему дети разные дома и в школе?
Дети нередко ведут себя по-разному в разных условиях. Например, вы ожидаете, что ребенок будет вести себя одним образом на вечеринке по случаю дня рождения друга и другим в доме ее бабушки и дедушки. Но поведение некоторых детей — особенно детей с такими проблемами, как тревожность, трудности в обучении, СДВГ и аутизм — может различаться гораздо более заметно, особенно когда они дома, а не в школе. Это несоответствие может оставить родителей озадаченными, если не расстроенными, и обеспокоить их тем, что они делают что-то не так.
Возьмем Сэма, которому сейчас 15 лет, он одаренный, но у него также диагностировано расстройство аутистического спектра, СДВГ и проблемы с обучением. Его мать, Маратея Кантарелла, исполнительный директор организации Twice Exceptional Children’s Advocacy, вспоминает, как проблемы в школе привели к взрывному поведению дома.
В школе, между попытками угодить своим учителям и общением со сверстниками, «он действительно усердно работал, чтобы держать себя в руках», — говорит Кантарелла. К тому времени, как он вернулся домой, «мне часто казалось, что он просто ищет способ выпустить накопившееся напряжение». Он выпустил его, с 30-минутными истериками из-за домашней работы или «на самом деле чего угодно», включая крики, швыряние вещей, а иногда и удары ногами и головой. После этого, когда он успокаивался, добавляет она, «он чувствовал ужасный стыд и вину».
Но для некоторых детей школа — это место, где их проблемы наиболее очевидны. У 8-летней Хлои избирательный мутизм и социофобия. Ее мать, Ким Байман, говорит, что дома Хлоя «веселая, бестолковая, разговорчивая и энергичная девочка». Но когда она добирается до школы, она закрывается. Она никогда не разговаривала со своими учителями или одноклассниками, хотя участвует во всех областях, которые не требуют словесного общения. Она не будет проситься в туалет; она ждет, пока она не вернется домой.
Так почему же дети могут так по-разному работать в разных условиях?
Почему некоторые дети лучше учатся в школе?
Некоторые дети могут хорошо справляться со своими ожиданиями в школе, но для них это такая борьба, что это скажется дома. Дети с СДВГ, тревожностью, аутизмом и трудностями в обучении «могут использовать много своих ресурсов, чтобы следовать указаниям или справляться в классе», — говорит Стефани Ли, психолог, клинический психолог из Института детского разума. Как только все эти дети вернутся домой, «им будет сложно придумать такое же количество ресурсов для управления».
В то же время, добавляет она, многие дети, включая детей с аутизмом, получают пользу от последовательности, структуры, предсказуемости и рутины, присущих их школьной среде. Это часто невозможно отразить дома, «потому что жизнь устроена иначе», — говорит она.
В школе поощрения и последствия, скорее всего, происходят последовательно, что родителям может быть сложнее настроить дома. Кроме того, социальное моделирование в школе может помочь детям встать на ноги, буквально и фигурально. Наконец, у учителей нет времени на безделье: если ребенок не следует указаниям после первой или второй подсказки, учитель, скорее всего, немедленно примет меры, в то время как родители могут в конечном итоге позволить своему ребенку избежать следующего шага или отложить его, потому что они проводят много времени, говоря об этом.
Подавление симптомов в школе
Джерри Бубрик, доктор философии, клинический психолог и директор службы обсессивно-компульсивных расстройств в Институте детской психики, отмечает, что дети с некоторыми расстройствами, включая тревогу и ОКР, очень обеспокоены тем, как люди воспринимают их, особенно когда они попадают в средние и старшие классы школы. Поэтому они действительно пытаются скрыть свои симптомы. «Обычно в школе мы видим, как дети функционируют на более высоком уровне, — говорит доктор Бубрик, — менее симптоматично, потому что они пытаются поддерживать это социальное представление о том, что с ними все в порядке. И они, как правило, испытывают много смущения и стыда из-за своих симптомов».
Еще одна ключевая причина, по которой дети лучше учатся в школе: они чувствуют себя в безопасности, будучи «самыми худшими собой» дома, будучи уверенными в том, что родители по-прежнему будут любить и поддерживать их.
«Я думаю, что иногда дети приходят домой, и это похоже на то, когда вы снимаете обувь и чувствуете облегчение», — объясняет доктор Бубрик. Например: «Хорошо, теперь я могу быть собой». Для детей, которые действительно хорошо подавили свои симптомы в школе, дома, где они чувствуют, что их никто не осуждает, «может произойти взрыв симптомов». ».
Как вспоминает мама 10-летнего ребенка с ОКР, в школе ее дочь раскачивалась или рисовала на липком блокноте, чтобы сопротивляться навязчивым мыслям, даже если она была в беде. «Поэтому она закупоривала это в школе, а потом выходила из автобуса дома и просто взрывалась», — говорит она. «Физически и словесно она была очень расстроена».
Это тоже может сбить родителей с толку. «Родители обычно говорят: «Я иду в школу, и учителя говорят, что Джонни такой милый в классе, и я не вижу, чтобы он извивался». Я не вижу ничего из того, о чем вы говорите», — говорит доктор Бубрик. «А потом ребенок приходит домой из школы, и у него действительно есть симптомы, и ему трудно это контролировать».
Почему некоторым детям лучше дома?
Для большинства детей академические и социальные требования в школе превышают те, с которыми они обычно сталкиваются дома, отмечает д-р Ли. Это может спровоцировать проблемное поведение у некоторых членов семьи, которых они никогда не видят дома.
Дети с такими проблемами, как СДВГ и тревога, часто имеют очень низкую толерантность к фрустрации; просить их быть терпеливыми или настойчивыми в школе может быть большим стрессом. «Для детей это может быть невероятно сложной задачей, — говорит доктор Ли, — поэтому мы можем увидеть много действий в подобных ситуациях».
Точно так же дети с социальной тревожностью, которые беспокоятся о том, как их воспринимают другие, или дети, которые беспокоятся о производительности, могут не иметь никаких проблем в поведении дома. Но когда они приходят в школу и им приходится заниматься математикой или читать отрывок вслух, они могут вести себя негативно, чтобы избежать этого. «Отыгрывание в этой конкретной ситуации может оказаться полезным для них, — говорит д-р Ли, — потому что, если они будут вести себя немного глупо, учитель может их отругать, но тогда они продолжат».
Когда дело доходит до аутичных детей, им может быть разрешено очень ритуализированное или самостоятельное поведение дома, например, время, проводимое перед экраном или игра Lego. Когда они приходят в школу, им не разрешают заниматься этими делами или им приходится ждать занятий, к которым они могут иметь свободный доступ дома, что может быть для них очень сложным. Это также может привести к деструктивному поведению.
Как помочь детям
Одно из основных предложений доктора Ли — максимально поощрять сотрудничество и открытое общение между семьей и школой. «Если есть стратегии или методы, которые действительно приносят пользу ребенку дома или в школе, можно ли ими поделиться и адаптировать для поддержки этого ребенка в обеих средах?» она говорит.
Например, замечает она, если ребенку помогает возможность видеть визуальное расписание в школе, можно ли составить его для дома? «Точно так же, — добавляет она, — если мы знаем, что ребенку действительно полезны утверждения «когда/то» дома — то есть «когда ты сделаешь это, тогда это произойдет» — поделитесь этим с учителем».
Доктор Ли говорит, что лучший способ наладить отношения сотрудничества со школой — это «удостовериться, что вы хвалите учителя и цените его работу, а также даете ему информацию о вашем ребенке».
Детям, чье проблемное поведение выявляется дома, доктор Ли рекомендует дать им возможность расслабиться после перехода из школы: «Абсолютно нормально предъявлять менее строгие требования к ребенку в этот период времени, если ему нужна помощь». перерыв. Тем не менее, для них важно понимать, что правила домашнего хозяйства по-прежнему необходимо соблюдать».
Доктор Бубрик вторит этой идее, говоря, что очень важно следить за тем, насколько хорошо ребенок питается и хорошо отдыхает. Вернуться домой голодным после того, как целый день боролись за то, чтобы держать себя в руках, — хороший рецепт для послеобеденного нервного срыва. Он советует родителям вернуть детей в нужное русло, дав им перекусить и дать им отдохнуть, что позволит им перегруппироваться, чтобы хорошо начать вечер.
Терапия, которая может помочь
Большинство экспертов рекомендуют детям управлять своим поведением в школе или дома с помощью когнитивно-поведенческой терапии, или КПТ. КПТ была адаптирована для многих различных эмоциональных и поведенческих проблем; Общим для всех этих специализированных методов лечения является то, что дети учатся навыкам саморегуляции или тому, как лучше справляться с сильными эмоциями, чем действовать импульсивно.