Социально-реабилитационный центр Тарского района — Психокоррекционное занятие «Говорим о чувствах»
Психокоррекционное занятие
«Говорим о чувствах»
Цель: коррекция эмоциональной сферы (формировать способность выявлять и обозначать словами чувства и эмоции, говорить о своих чувствах и эмоциях с другими и иногда заниматься анализом испытываемых чувств и эмоций)
Приветствие.
Песня – танец «Если весело живется, делай так…»
Цель: активизировать детей на совместную деятельность.
Игра «Орфей и Эвридика»
Цель: способствовать умению чувствовать себя и окружающую действительность.
Инструкция: участники встают в пары друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Напомните им миф об Орфее и Эвридике: певец Орфей спустился к Аиду, чтобы вернуть в мир живых свою любимую жену Эвридику. При этом он не должен был смотреть на нее, но просто чувствовать, что она следует за ним.
Для начала участники разогревают ладони, секунд 10 энергично потирая, их друг о друга, пока руки не станут горячими. Затем все закрывают глаза и держат руки на уровне груди ладонями наружу, после чего осторожно вытягивают руки вперед до тех пор, пока они не соприкоснутся с руками партнера. Каждая пара ждет 5-10 секунд, ощущая, как энергия перетекает из одних рук в другие.
После этого партнеры разъединяют ладони и разводят руки в стороны. Очень медленно каждый поворачивается на месте на 360 градусов и снова пытается с закрытыми глазами, вытянув руки, найти ладони партнера. Как только это получилось, оба открывают глаза.
На втором этапе партнеры вновь соприкасаются ладонями (закрыв глаза), но в этот раз каждый поворачивается вокруг своей оси дважды и снова пытается найти ладони партнера.
Теперь партнеры поворачиваются вокруг оси три раза и снова ищут руки друг друга.
Чем больше оборотов вокруг своей оси они совершают, тем выше сложность задания. Участники должны действовать согласованно, стараться совершать все свои действия синхронно. При этом им разрешается как молчать, так и разговаривать.Упражнение «Список эмоций»
В жизни все мы испытываем различные эмоции — положительные, отрицательные. Вспомните их названия (ребята вспоминают эмоции и чувств).
Давайте подробнее рассмотрим их подробнее
Каждый человек обладает четырьмя чистыми эмоциями:
— гнев
— страх
— радость
— уныние.
Эти виды эмоций создают комбинацию остальных чувств и эмоций, которые каждый из нас может переживать ежедневно.
Условно виды эмоций человека можно разделить на три основные категории: негативные, позитивные и нейтральные.
Краткое описание основных видов эмоций и чувств:
Виды положительных эмоций:
Интерес – состояние, помогающее развитию умений, навыков и приобретению новых знаний.
Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование.
Симпатия – может основываться на общих интересах и увлечении, сексуальной привлекательности. Это чувство при определенных обстоятельствах может развиться в восхищение, дружбу, любовь, уважение, доверие.
Виды отрицательных эмоций:
Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса.
Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени.
Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию.
Презрение – порождается разногласием в жизненных установках человека с поведением и жизненной позицией другого человека.
Страх – появляется при получении информации о возможной угрозе благосостоянию. Может вызываться не реальной опасностью, а воображаемой, этим и отличается от эмоции страдания.
Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам.
Игра «Многоликость чувств»
Цель: очень важно, чтобы дети как можно раньше научились понимать свое окружение. Ведь чувства выражаются преимущественно не впрямую — словами, а опосредствованно — лицом, позой, движением, голосом. Когда дети научатся распознавать чувства другого, им будет легче идентифицировать себя с другой личностью. В этой игре дети учатся замечать чувства другого человека и связывать эти наблюдения с собственными переживаниями.
Инструкция: сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства с помощью лица и тела (просмотрим фотографии с изображениями различных чувств и эмоций). Теперь внимательно изучите картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство или скуку? Затем рассмотрите позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Опишите, какое чувство испытывает изображенный на фотографии человек.
Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом выражается это чувство.
Подумайте, пожалуйста, что вы ощущаете, когда испытываете это чувство:
— как изменяется ваше лицо?
— как вы дышите?
— в каком состоянии находятся ваши мышцы?
— что вы ощущаете в теле?
— какие движения вы делаете при этом?
— какие мысли или образы приходят вам в голову, когда вами овладевает это чувство?
— что вам больше всего хочется сделать, когда вы испытываете это чувство?
Опишите, как вы справляетесь с этим чувством.
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе заметить чувства другого человека?
— На что ты обращаешь особенное внимание — на звуки голоса, на движение, на выражение лица?
— Про кого из детей в группе ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство он испытывает?
— Про каких детей ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?
— Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?
— Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание помочь другим людям?
— Какие чувства тобой владеют, когда ты испытываешь желание уйти?
— Какие чувства тебе чужды или неприятны?
— Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства человека?
— Почему люди так часто скрывают свои чувства?
Игра «Вырази чувство»
Цель: способствовать умению анализировать и распознавать эмоции и чувства других людей.
Инструкция: каждый участник группы по очереди подходит к «волшебному ящику» достает листок с определенным чувством (радости, скуки, грусти, заинтересованности, раздражения и т. п.), которое он должен продемонстрировать группе, а дети должны догадаться, какое чувство или эмоцию он выразил.
Упражнение «Закончи предложение»
Ведущий раздает всем участникам бланки, на которых нужно закончить предложения:
— «Счастливее всего я, когда…»
— «Хуже всего мне, когда …»
— «Не могу понять, почему я…»
— «Моя жизнь была бы лучше, если бы я…»
— «Главное, что я хотел бы в себе изменить, — это…»
Ведущий собирает бланки через 5–10 минут. Результаты в группе не обсуждаются (эти бланки анализируются ведущим и впоследствии используются на индивидуальном консультировании).
Игра «Благодарность»
Цели: можно сказать, что сочувствие — другая сторона благодарности. Ребенку, который чувствует себя одиноким и лишенным заботы и внимания, достаточно трудно испытывать или высказывать сочувствие другим. Поэтому мы в этой игре обратим внимание детей на всех тех, кто в жизни относится к ним с сочувствием и заботой. Мы предложим детям всю их благодарность выразить в едином «благодарственном письме».
Материалы: бумага и карандаши каждому ребенку.
Инструкция: пожалуйста, подумай о человеке, который тебе помогает, делает для тебя то, что важнее всего для тебя, кто понимает тебя. Подумай обо всех этих взрослых и детях и сделай маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуй в середине листа кружок и напиши там свое имя. Потом нарисуй другие кружки и впиши имена людей, о которых ты подумал. Соедини свой кружок с этими кружками линиями. Напиши под каждым кругом, что этот человек для тебя сделал… Теперь напиши каждому из них по предложению, в котором ты его благодаришь…
Возьми новый лист бумаги и подумай, кого ты долгое время не благодарил. Напиши короткое письмо, в котором ты ему или ей скажешь, что ты очень рад, что он или она тебе помогают. Вырази ему (ей) словами свою благодарность…
Теперь сядьте по двое и покажите друг другу картинки и письма. Послушайте, что другие дети думают об этом.
Анализ упражнения:
— Почему очень важно, чтобы и дети, и взрослые учились выражать вслух свою благодарность?
Рефлексия.
Цель: подвести итоги занятия.
Инструкция: выбери в соответствии со шкалой цветной кружок и поясни, почему ты его выбрал (какие чувства испытывал на протяжении всего занятия)
Красный – было поучительно,
Зеленый – было интересно,
Желтый – было скучно.
Составитель — психолог отделения по предоставлению временного приюта
Яковлева Елена Николаевна
с чемпионата Европы остались позитивные эмоции
Екатерина Перова осталась довольна выступлением на чемпионате Европы, даже несмотря на то, что не смогла завоевать медаль и отобраться в олимпийскую сборную России по гребному слалому. Итоги соревнований, пошедших в Липтовском Микулаше (Словакия), спортсменка подвела пресс-службе Федерации гребного слалома России.
Екатерина Перова осталась довольна выступлением на чемпионате Европы, даже несмотря на то, что не смогла завоевать медаль и отобраться в олимпийскую сборную России по гребному слалому. Итоги соревнований, пошедших в Липтовском Микулаше (Словакия), спортсменка подвела пресс-службе Федерации гребного слалома России.
Екатерина Перова
Напомним, что в состязаниях байдарок-одиночек среди женщин в финале она заняла девятое место.
— Екатерина, оцените для себя чемпионат Европы?
— Чемпионат Европы для меня прошел превосходно! Я была в хорошей форме, что и сумела показать на дистанции в квалификационных заездах, где удалось сэкономить силы, пройдя в стадию полуфинала с первого раза, уступив лучшему времени всего несколько сотых. Это дало позитивный настрой перед решающими воскресными заездами. Также и в полуфинале чувствовалась уверенность в своих силах — даже, несмотря на ошибку в середине трассы и две штрафные секунды, достаточно уверенно вышла в финал. В соответствии с правилами олимпийского отбора в сборную России даже попадание в финал не давало мне право представлять страну на главном старте четырехлетия. Тем не менее из Липтовского Микулаша я увожу позитивные эмоции — поддержка родных и близких из дома, товарищей по команде, тренеров, а также друзей изо всех уголков Европы — это дорогого стоит! И все это настраивало на победу. Всем большое спасибо!
— Что помешало выступить более удачно в финал?
— Признаюсь, было приятно сражаться за медаль чемпионата Европы с таким сильным составом спортсменок — фактически все мои соперницы по финалу будут представлять свои страны на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро в начале августа. Так что, могу признать, почувствовала олимпийскую атмосферу, несмотря на то, что не отобралась в олимпийскую команду. Было интересно! К сожалению, в финале сказалась усталость — между попытками было два часа. Казалось бы, это целых два часа, но все же нервное напряжение отнимает много сил и восстановить их полностью не удалось. Хотя считаю, что даже в такой ситуации борьба за медаль была реальной как никогда. Плюс к тому спорный пятидесятисекундный штраф на восьмых воротах и еще один штраф в пятьдесят секунд на предпоследних воротах отбросили меня ниже в итоговом протоколе. Но в целом оцениваю свое выступление на пять с минусом!
— Как дальше будет проходить сезон?
— Очень жаль об этом говорить, но официально международный сезон для вторых и третьих лодок основной сборной команды страны окончен в связи с недостаточным финансированием. Все средства брошены на «передовую» — Олимпийские игры. В ближайшие выходные нас ожидает Кубок России в Окуловке. А в сентябре пройдут еще одни соревнования на окуловском слаломном канале — чемпионат России. Пока что сложно сказать, чем займу этот четырехмесячный перерыв. Хочется надеяться, что ситуация изменится. Я оптимист и всегда верю в лучшее!
Список положительных эмоций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
| ||
| ||
|
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Положительные эмоции: определение и примеры
Вы чувствуете себя на седьмом небе! Вы только что сдали экзамен по биологии, получили повышение на работе и недавно завязали новые захватывающие отношения. Ничто не может сломить тебя. Несомненно, вы испытываете положительные эмоции. Но каково значение положительных эмоций в психологии? Как они помогают нашему общему благополучию?
- Во-первых, как определить положительные эмоции?
- Что такое положительные эмоции в психологии?
- Далее давайте перечислим несколько примеров положительных эмоций.
- Каково значение положительных эмоций?
- И, наконец, рассмотрим положительные эмоции и самочувствие.
Определение положительных эмоций
Люди испытывают бесконечное множество эмоций, которые могут меняться от момента к моменту или быть продолжительными. Так как же определить положительные эмоции, которые мы испытываем? Это просто.
Положительные эмоции — это чувства, которые мы испытываем и которые доставляют нам удовольствие.
То, кем мы являемся, во многом зависит от наших генов и нашего опыта или окружающей среды. Поэтому понятно, что наш прошлый опыт может повлиять на наши эмоции в любой момент. Это часто называют явлением уровня адаптации .
Феномен уровня адаптации — это когда мы судим об окружающей среде или ситуации на основе предыдущего опыта.
Другими словами, то, чувствуем ли мы удовольствие, может зависеть от того, что мы испытали до этого момента.
Вы никогда не забудете последнюю песню, которую они сыграли на выпускном вечере. Ты был так счастлив в тот момент быть со всеми своими друзьями. Когда вы слышали эту песню раньше, вы ничего о ней не думали. Но теперь, каждый раз, когда вы слышите это, кажется, что вы чувствуете ту же радость, что и в тот особенный момент.
На наши эмоции также может влиять то, как мы сравнивать себя с другими . Мы можем чувствовать себя хорошо или плохо, в зависимости от окружающих.
Вы можете испытывать негативные эмоции, если считаете, что кто-то более успешен, чем вы. Но с другой стороны, если вы считали, что у вас больше друзей, это может вызвать у вас положительные эмоции.
Мораль этой истории: сравнивать себя с другими — рискованное дело.
Рис. 1 Чистая радость.
Примеры положительных эмоций
Давайте рассмотрим несколько примеров положительных эмоций. Несколько психологов сформулировали свой список основных эмоций. Идея состоит в том, что, по мнению каждого теоретика, все различные положительные эмоции, которые мы испытываем, можно свести к одной из основных эмоций.
Единственная положительная эмоция в списке Пола Экмана — это счастье , , что часто является наиболее распространенным способом, которым мы описываем наши положительные эмоции.
Счастье : общий термин для положительных или приятных эмоций.
Кэрролл Изард был более конкретным в своих десяти основных эмоциях. Положительные эмоции в его списке радость и интерес-возбуждение .
В зависимости от контекста сюрприз , который указан как в списках Экмана, так и в списках Изарда, также можно считать положительной эмоцией.
Радость : опыт чрезвычайно приятного или положительного опыта.
Интерес-возбуждение : радостное, активное и волнующее чувство, которое приводит к вниманию и концентрации.
И, наконец, Барбара Л. Фредриксон представила свой список десяти наиболее распространенных положительных эмоций, которые мы испытываем. К ним относятся:
Hope | Gratitude |
Serenity | Amusement |
Pride | Inspiration |
Awe | Joy |
Love | Interest |
Positive Emotions in Psychology
Нельзя отрицать, что положительные эмоции и хорошее самочувствие идут рука об руку. Когда люди в больнице полны надежд и окружены друзьями и семьей, которые их любят, у них больше шансов быстрее выздороветь. Положительные эмоции помогают как нашему физическому, так и эмоциональному благополучию. Но чтобы понять как, мы должны сначала понять, как негативные эмоции влияют на наше самочувствие.
Хотя переживание отрицательных эмоций иногда может быть полезным, они могут вызвать серьезные проблемы, если они продолжительны, экстремальны или неуместны в данном контексте.
Человек, испытывающий постоянный страх и тревогу, может стать более восприимчивым к развитию таких расстройств, как фобии и другие тревожные расстройства.
Негативные эмоции также могут вызвать у человека сильный стресс. Что происходит, когда человек испытывает хронический стресс? Это может вызвать болезни, связанные со стрессом (т. е. болезни сердца) и нарушают функционирование иммунитета , что делает их уязвимыми для развития других типов заболеваний (т.