Православие как не нервничать: Великое дело — успокоиться и довериться Христу / Православие.Ru

Архимандрит Андрей (Конанос): Нервами никого не изменишь

«Да, мой ребенок выбрал иной путь, и что же мне делать? Я точно не смогу ему помочь, если начну вместе с ним сходить с ума – обрывать телефон, кричать и нервничать. Нервами никого не изменишь». Как довериться Богу и не брать на себя лишнюю ответственность за близких, рассуждает архимандрит Андрей (Конанос).

В офис с другим настроением

Архимандрит Андрей (Конанос)

Озарение во время молитвы не приходит внезапно. Здесь нужна подготовка. Необходимо помнить об искушениях и не парить в облаках. А если человек забывается, расслабляется, то при первой же трудности можно впасть в раздражение и беспокойство. Вот почему святые подвижники и напоминают нам в своих трудах: неправильно молиться только по утрам, а в течение дня даже не вспоминать о Боге. Потому что в таком случае очень трудно преодолевать серьезные искушения. Нужно помнить о Нем постоянно, с каждым вдохом – словно дышишь Им. Как сказал апостол Павел: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28).

Мы существуем в Божественной благодати, дышим ею, вдыхаем ее вместе с воздухом, с кислородом. Воздух, пропитанный любовью Божией, Его нетварной энергией – это доказательство тому, что Господь укрепляет и любит нас.

То есть воздух, которым мы дышим, – это не просто воздух, газообразное вещество. Он содержит в себе часть Божией благодати, укрепляющей нас, и таким образом постоянно напоминает нам о том, что Господь любит нас, даруя жизнь. Понимаешь? Поэтому, когда это чувство будет с тобой постоянно, каждый миг, каждый день – чувство, что любовь Божия защищает тебя, – ты начнешь приходить в свой офис совсем с другим настроением, потому что во всем будешь видеть прекрасную возможность приблизиться к святости, к Богу.

Коллега с трудным, своенравным и упрямым характером будет учить тебя терпению; сотрудник, вызывающий только раздражение и гнев, научит прощению; кто-нибудь еще научит тебя быть всегда и со всеми приветливым. И тогда ты скажешь: «Все возможно в этой жизни!» И станешь умным, мудрым, зрелым и невозмутимым человеком.

«Где ты научился всему этому?» – спросят тебя. «Меня научил этому Бог, любовь и молитва, которую я возношу к Нему. Да, на своем пути я совершал множество ошибок, страдал от страстей, часто спотыкался и падал, но, ошибаясь, в следующий раз был уже внимательнее. Падал, но каждый раз вставал». – «Что же помогало тебе не отчаиваться?» – «Молитва».

Я смотрел на Бога и опирался не на свое «я», которое то и дело меня подводит, а на Него, говорящего: «Дитя Мое, Я не осуждаю тебя. Тебя осуждает общество – люди, которые, исходя из каких-то своих представлений и норм, считают, что ты такой, сякой и разэтакий, отталкивают, прогоняют и ругают тебя. А Я люблю тебя».

Молитва чинит механизм сердца

Итак, говори с Богом. Пытайся понять Его послания, Его суд, который коренным образом отличается от людского суда. Помнишь, во времена Христа все считали, что грешникам место в аду? А Господь говорил – они первыми войдут в Царствие Божие. То есть всё абсолютно наоборот, Господь полностью перевернул бытовавшие в те времена представления о грешниках. Первыми оказались в раю мытари и блудницы, о которых тогда говорили: «Они-то точно пойдут в ад!»

Если мы посмотрим на жизнь глазами Бога, если Он откроет нам, как Он видит этот мир и людей, то начнем смотреть на все совершенно другими глазами. Этому нас учит молитва. И здесь важны не какие-то умственные усилия, потому что можно думать о чем-то хорошем, а сердце все равно этого не принимает. Важна «атмосфера» молитвы. И если сравнить наше сердце с механизмом, состоящим из разных шурупов и винтиков, можно сказать, что молитва меняет эти винтики с шурупами. То есть чинит механизм, с помощью которого работает сердце.

Молитва открывает тебя людям, дарит надежду и терпимость по отношению к другим. Дарит озарение, после чего ты, исполненный благодати, начинаешь оказывать влияние на людей, не говоря при этом много слов.

Фото: patriarchia.ru

У наркомана свои отношения с Богом

А когда почувствуешь Бога, не нужно сразу же ожидать какого-то результата прямо здесь и сейчас. Просто скажи Ему: «Господи, а как Ты смотришь на это? Если даже Ты, Бог, не даешь ответа сразу, то как же мне решить проблему одним словом, так, чтобы все устроилось? Никак. Что же в таком случае делать? Успокоиться, расслабиться, выдохнуть и после этого уже спокойно, другими глазами посмотреть на своего брата, на своего ребенка, – который, в сущности, тоже мой брат». Ведь что такое дети? Разве они – собственность родителей? Нет. Твой ребенок – такой же человек, как и ты, с такой же бессмертной душой. Он просто у тебя родился. Но он тебе не принадлежит. Он – не какая-то красивая вещь, которую можно взять и поставить на любое место в доме, а потом делать с ней что угодно.

Молитва учит нас относиться с уважением и пониманием как к самим себе, так и к ближнему. И в таком случае ты ни на кого не будешь раздражаться, что бы ни случилось.

Как бы человек ни поступил с тобой, ты не перестанешь его любить, а будешь, хоть и с сожалением, молиться и надеяться на то, что он изменится. Но в этой надежде не будет места требованиям и насилию. Ты не будешь говорить: «Если мой ребенок не изменится, я сойду с ума!» Как так – сойдешь с ума? То есть, если он все-таки изменится, ты не сойдешь с ума и будешь самым счастливым человеком на земле? Это большое заблуждение.

У многих родителей – очень хорошие дети и, несмотря на это, масса проблем, потому что проблемы живут в нас самих. Я знал одну женщину, у которой сын был законченным наркоманом. Несчастная мать сильно переживала, молилась за него со слезами, но эта проблема не сломила ее, потому что она помнила: ее сын – это другой человек, не похожий на нее. То есть у меня – свои отношения с Богом, а у моего ребенка – свои, как с Ним, так и со мной. Мне с Господом хорошо, я знаю, что Он – мой отец, и когда я окажусь на том свете, Он не спросит меня: «Почему твой ребенок принимает наркотики?» – потому что я молюсь и переживаю за него.

Включи телевизор, посмотри новости

Молитва очень помогает избежать этого обмана, этой ошибки, когда мы превышаем меру своей ответственности за другого человека. Ты начинаешь понимать, что действительно важно, какая проблема на самом деле является главной, и, решая ее, успокаиваешься. Бывают семьи, где порой творится настоящий сумасшедший дом, все делают, что хотят. Но при этом кому-то в такой семье удается сохранять полное спокойствие. Как? Просто этот человек решает для себя: «Я хочу быть с Богом, хочу пребывать в молитве и чувствовать Его любовь». Разве это не прекрасно?

Да, мой ребенок выбрал иной путь, и что же мне делать? Я точно не смогу ему помочь, если начну вместе с ним сходить с ума – обрывать телефон, кричать и нервничать. Нервами никого не изменишь. Господь Сам показывает нам это на собственном примере, никого не меняя насильно.

Включи телевизор, посмотри новости – как думаешь, Бог изменил мир? Остановил войны, прекратил убийства, уничтожил бедность, исправил экологическую ситуацию, сделал так, чтобы дети не умирали?

Он применил силу, чтобы прекратить все это? Нет. Но разве Он не хочет, чтобы этого не было? Хочет. Но что Он может здесь сделать?

Господь понимает, что никого и ничего невозможно изменить силой. Только любовью. И только тогда, когда для этого наступает подходящий момент. Когда человек сам может сделать выбор и измениться. Поэтому лучшая помощь – дать людям то, чем теперь обладаешь ты: мир и душевный покой. Это как подарить человеку прекрасный вид на море во время заката, когда последние лучи солнца отражаются в тихих волнах.

Перевод Елизаветы Терентьевой для портала «Правмир»

Словарь «Правмира» — Молитва

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Как прогнать тревогу и начать жить без страха?

Рядом с нами нет людей, живущих без тревог и волнений, людей, которые могли бы поделиться спокойным состоянием своей души. Духовный мир, о котором мы читаем в книгах, будто и не существует; он изображается на иконах, описывается в рассказах, но ведь этого недостаточно для утоления духовной жажды.

Если мы подумаем о том, что включает в себя понятие страх, то увидим здесь много ложных чувств и поймем: для страха нет причин. Жизнь человека задумана Богом как спокойная и радостная. Мы должны жить долго и счастливо – почему нет? Бог даровал нам эту жизнь для того, чтобы мы жили на свете с наслаждением и благодарностью к Нему за этот дар. И чтобы эта благодарность (или благодарение, евхаристия), в свою очередь, открывала нам путь к Нему.

Архимандрит Андрей (Конанос)

Иногда, уезжая из гостей, я могу нечаянно забыть какую-то свою вещь – например, ручку или очки. А хозяин дома, где я гостил, спустя какое-то время видит забытую мною вещь и говорит: «О, это оставил отец Андрей!» То есть, увидев мои очки, он вспоминает обо мне, его мысли устремляются в мою сторону.

А почему мы дарим подарки? Чтобы человек, глядя на подарок, вспоминал того, с кем он недавно был вместе, о любви этого человека. И если нашим подарком начинает пользоваться другой человек, а не тот, для кого он был предназначен, то подарок теряет всякий смысл. Ведь мы подарили его для того, чтобы у нас возникла связь с этим человеком – связь, наполненная теплом и любовью, – а не просто для обычного пользования.

Именно так поступает Бог. Он посылает нас в этот прекрасный мир (который, правда, мы затем превращаем во что-то совсем другое) – посылает нас сюда для того, чтобы мы наслаждались Его дарами, Его милостью к нам, чтобы мы жили в этом мире так же спокойно, как живут дети в доме своего Отца – без тревог и печалей («У нас есть папа!»). Ведь когда у ребенка есть нежный, любящий отец, он ничего не боится.

Так поступает с нами Бог. Для этого Он и попустил нам жить в этом мире.

Как-то в одной передаче выступал очень хороший доктор. Он говорил, что организм человека устроен таким образом, что мы можем жить гораздо дольше, если вести при этом правильный образ жизни.

Разумеется, такая жизнь подразумевает правильное питание. Но не только. Важно быть душевно уравновешенным человеком, спокойным и мирным. Если бы мы все были такими, то жили бы дольше.

Человек стареет из-за переживаний по поводу своих проблем, из-за стресса, беспокойства, неуверенности в завтрашнем дне. Все это приводит к тому, что его волосы начинают седеть еще в ранней молодости – без каких-то видимых причин, просто от переживаний. Стресс вызывает болезни желудка – например, язву.

За одной болезнью появляется другая, и так далее. Сколько заболеваний вызывают душевные переживания! Поэтому, если мы действительно хотим радоваться жизни и жить многая лета, нам следует открыть для себя способы, ведущие к долголетию.

Один из таких способов – это жизнь без страха. Жизнь без тревоги, без этой боли, которая разъедает нашу душу изнутри.

Как-то в одном доме я увидел несколько старых фотографий. На них были изображены пожилые семейные пары – старички и старушки. Видели вы когда-нибудь такие черно-белые фото – со своими дедушками и бабушками? Бабушка в платочке, дедушка с усами, в пиджаке – стоят и смотрят в камеру простыми, невинными глазами, взглядом, идущим из самой глубины души.

Их лица покрыты морщинами, они выглядят уставшими, постаревшими от тяжелой работы на поле, от множества детей, от постоянных забот. Но на тех фото я заметил и еще кое-что. Руки этих людей загрубели от тяжелого труда на земле, лица женщин постарели от частых родов (а в те времена в семьях было от 5 до 10 и более детей), но при этом у них был спокойный, мирный взгляд. Их глаза излучали благодать.

Усталые, но спокойные, эти люди не знали, что такое лифтинг, маски для лица, спа-процедуры… Мылись они обычным мылом, и то не каждый день – а их тела пахли не пóтом, а землей, т.е. ароматом природной, настоящей жизни. Их чистота была другой. Другими были и их красота, их спокойствие, и это отражалось на их лицах.

Эти люди мало спали, но короткий сон насыщал их. Им не снились кошмары, они не падали во сне с кровати. Они засыпали мгновенно, им не нужны были никакие снотворные, никакие специальные таблетки, успокоительные или, наоборот, бодрящие чаи – ничего из того, чем пользуемся сегодня мы.

Честный дневной труд, спокойная совесть, физическая усталость – эти люди спали, как птицы, – мало, но крепко, отдыхая по-настоящему, освежаясь душой. И просыпались они с жаждой жизни, с новыми силами. У них были свои трудности, но они обладали секретом, который помогал им жить счастливо, и в первую очередь – без страха.

Этот секрет они передавали из поколения в поколение, и таким образом на свет появлялись здоровые дети, которые любили жизнь, хотели создавать семьи, работали и плыли по житейскому морю без страха и тревог. Эту жажду жизни они впитывали с молоком матери. Что же происходило? Что за секрет был у этих людей?

Просто в своей жизни они руководствовались не собой, а Богом. Эти старики были в живой «закваске» с Богом и Церковью. Они не знали многого из того, что знаем мы, но у них была живая вера. У них не было ни телепередач, ни конференций, ни журналов, ни кассет; они не читали ни Добротолюбия, ни других творений святых отцов, – но вся их жизнь при этом была сплошным Добротолюбием.

Не выходя их своего села, они жили по Патерику, в котором мы сегодня читаем о подвижниках и подвижницах, трудившихся в пустыне. Открывая по утрам окна, они видели своих соседей и радовались; смотря друг на друга, они учились терпению, надежде, решимости, молитве, смирению, любви, покаянию и прощению – всему тому, что сейчас мы черпаем из книг.

Сегодня мы не видим всего этого вокруг себя. Рядом с нами нет людей, живущих без тревог и волнений, людей, которые могли бы поделиться спокойным состоянием своей души. Духовный мир, о котором мы читаем в книгах, будто и не существует; он изображается на иконах, описывается в рассказах, но ведь этого недостаточно для утоления духовной жажды.

Если человеку хочется пить, а ему показывают прекрасную фотографию водопада, он не перестанет хотеть пить. Глядя на снимок, он увидит, что где-то есть вода, которую кто-то может пить, но он-то не может! И продолжает испытывать жажду. Вот в чем дело. Мы читаем, слушаем, но не чувствуем. Мы не имеем покоя, потому что рядом с нами нет спокойных людей.

А вы знаете, что это очень заразно – и спокойствие, и страх? Они передаются – от человека к человеку. Никогда не слышали, как некоторые люди говорят: «Не делай того-то и того-то, потому что твое беспокойство передается мне. Я тоже стану паниковать, и что же будет, если мы оба начнем нервничать?»

Так вот, у этих стариков не было таких беспокойств и волнений.

Один мой друг, священник, приехал в Грецию из Шотландии, из Эдинбурга. Там люди более спокойные, у них другой жизненный ритм, другой менталитет, другая культура… И это не благодаря вере в Бога, а просто там спокойный ритм жизни. Разумеется, здесь оказали влияние и экономика этой страны, и ее политика, и история… Так вот, мой друг приехал на родину и отправился на автобусе в Афины по делам. А вернувшись из города, он позвонил мне и сказал:

– Ох, бедная моя голова! Как же она разболелась в Афинах! Что здесь за жизнь? Что за сумасшедший дом? Как вы выдерживаете все это? Толкучка, дикие перекошенные лица – люди будто постоянно гонятся за чем-то, а зачем, и сами не знают! Как можно так жить? Я всматривался в лица и не увидел ни одного спокойного, мирного… Все какие-то безумные. Что-то здесь не то. В Эдинбурге люди другие. Конечно, они не такие, какими бы хотели их видеть Господь и Церковь, но они хотя бы не такие беспокойные. А мы, греки, – средиземноморский народ. Мы наполнены солнцем, и потому мы экстравертны, динамичны… Но одно дело – динамичность, а другое – душевное беспокойство.

Фотис Контоглу в своей книге «Благословенное прибежище» так говорит о нашем «смутном времени»: «Когда я встречаю человека, который спокоен и не пребывает в волнении, то останавливаюсь, осеняю себя крестным знамением и прославляю Бога, говоря: «Наконец-то я встретил спокойного человека! Ведь все вокруг куда-то бегут, спешат, и никто при этом не радуется, не наслаждается жизнью. Все мы гонимся за чем-то, но, не успев порадоваться своим достижениям, опять устремляемся за чем-то новым»».

Это беспокойство – результат нашего эгоизма. Мы хотим все делать сами. Мы уверены в том, что человек – хозяин своей жизни. Но если, и правда, начать считать себя таковым, то, действительно, можно впасть в страшное беспокойство и волнение. Как же не волноваться, если все зависит только от тебя! Особенно если речь идет о собственных детях.

Но беспокойство о детях исчезнет, если мы научимся говорить такие слова: «Бог привел меня в эту жизнь и подарил мне детей. Он использовал меня, чтобы дать им жизнь, Он привел их к существованию через мое тело, с моим участием, но Он не требует от меня сделать для них абсолютно все. Я должна сделать для них лишь возможное, а невозможное я доверю Богу и не буду беспокоиться из-за своего бессилия. Я доверюсь Богу и доверю Ему своих детей. И тогда успокоюсь».

Это правильное отношение к жизни. А мы берем все на себя и думаем, что именно от нас зависит жизнь нашего ребенка (или, например, наша карьера). Мы хотим все контролировать, и в результате доходим до морального истощения: наступает переутомление, силы покидают нас, мы все бросаем, а затем сходим с ума.

Разве мы способны держать все в голове и думать обо всем на свете? Нет, не способны. Нужно и Богу давать возможность сделать что-нибудь. Доверим своих детей Его попечению. Конечно, мы тоже должны прикладывать свои усилия, но – с молитвой. С молитвой, любовью и лаской, а не со страхом – ведь, постоянно волнуясь, ты не помогаешь своим детям. Наоборот: им передается твой страх.

Например, ребенок ведет себя плохо, а мать, переживая из-за этого, тоже начинает себя «плохо» вести. И если даже, находясь в таком состоянии, она захочет приласкать свое дитя, то ребенок не почувствует этой ласки. Он почувствует материнский страх – а это самое худшее наследство, которое только может передать мать своему ребенку. И наоборот: никакое богатство, никакое имущество или банковский счет не заменят детям самого прекрасного дара от своих родителей – спокойствия.

Нет денег на счету в банке? Не переживай, не бойся. «Но что же я оставлю своему ребенку?» А что в свое время тебе оставили? Как тебе удалось построить свой дом? Конечно, нельзя оставлять ребенка в полной нищете, поэтому какое-то наследство все же должно быть.

Но настоящее богатство, которым ты действительно сможешь обеспечить его жизнь, – это богатство простоты. Истинное сокровище – это простота: простая душа, простые мысли, простая жизнь, простое поведение. Пусть твой ребенок научится у тебя не бояться, а жить спокойно и мирно. И тогда когда-нибудь он скажет: «Мои родители были спокойными людьми. Они во всем доверяли Богу и поэтому никогда не испытывали чувство страха». Если бы все мы, покинув этот мир, смогли оставить о себе такое воспоминание!

Как же прекрасно – доверять Богу! Ты говоришь, что у тебя не получается. Постарайся! Это великое благо. Как говорит святитель Григорий Богослов, «самое великое дело – это бездействие». Иногда можно услышать такие слова: «Ты в Церкви ничего не делаешь». Ну, а попробуй сам сделать то, о чем говорит Церковь, то есть не делать ничего? Сможешь ли ты, ничего не делая, оставаться спокойным? Попытайся, и ты поймешь, как это трудно. Потому что на самом деле в этом случае ты не бездействуешь. Наоборот, ты прилагаешь множество усилий для того, чтобы научиться во всем доверять Богу. Это великое искусство – ничего не делая, доверять все Господу.

В Патерике есть рассказ об одной монахине. Как-то ее спросили, сколько лет она не выходила из своей кельи.

– Тридцать лет, – ответила она.

– Что же ты делаешь здесь, сидя на одном месте? – спросили ее снова.

– Я не сижу, а нахожусь в непрерывном странствии. То есть с виду я действительно сижу на одном месте, но эта жизнь, которая может показаться очень спокойной, беззаботной и даже безразличной, на самом деле – очень подвижна. Потому что я молюсь.

Поэтому, когда я говорю не волноваться, то не имею в виду, что мы не должны ничего делать. Наоборот: мы должны делать все. Это все – предание себя на волю Божию. «Сами себе и весь живот наш Христу Богу предадим». Эта ектения, знакомое всем нам прошение, которое звучит на Литургии, говорит именно об этом: чтобы мы предали себя, наших близких и всю нашу жизнь со всеми проблемами, расходами, болезнями, браками, покупками, детьми, имуществом – со всем на свете, – в руки Божии. Поэтому имя Христос Бог и стоит здесь в дательном падеже: Христу Богу.

Доверимся Христу, Который – наш Бог. Доверимся Ему во всем. В руки Твои, Господи, предаю дух мой. Слово предадим означает, что мы полностью доверяемся Господу и оставляем все у Его ног, в Его руках и объятиях.

И когда ты доверишься Богу, то сразу почувствуешь, как все внутри тебя расслабляется. Ты видела, как спит ребенок на руках у матери? Он засыпает, и через несколько минут его ручки повисают, ножки – тоже, в его тельце нет никакого напряжения, он полностью расслаблен. Все его тело расслаблено. Почему? Потому что он – в объятиях. В объятиях мамы, или папы – они держат его, и он спит. Ребенок полностью доверяет своим родителям. В их объятиях он успокаивается и своим видом словно говорит: «У меня есть папа, у меня есть мама. Как только я проснусь, они сразу же дадут мне поесть».

Видел ли кто-нибудь из вас ребенка в тревоге или беспокойстве? Если даже такие дети и попадаются, то, глядя на них, думаешь: «С этим ребенком что-то не то!» Разве можно представить себе обычного ребенка, который просыпается утром и говорит: «Что будет со мной сегодня? Что я сегодня буду есть? Мне так тяжело! Мне страшно, я боюсь завтрашнего дня. Если я испачкаюсь, кто меня переоденет? А если проголодаюсь, кто меня накормит?» Дети полностью доверяют своим родителям и целиком полагаются на них.

 И Господь, и Церковь призывают нас захотеть поступать так же – сознательно, добровольно и обдуманно. Чтобы, приняв такое решение, мы поверили и сделали это.

Предаться в руки Божии, доверить Ему всю свою жизнь, все свои проблемы – доверить все. И не кому-то, а Богочеловеку, Христу, Который может позаботиться (и заботится) обо всем на свете. Господи, Ты дал нам все и все сделал для нас, как говорится в литургии святителя Василия Великого. И Ты никогда не оставишь нас без Своей помощи. В последний момент, когда ситуация кажется безвыходной, Ты сделаешь за нас все. «Вспоминал я дни древние, поучался деяниями Твоими», – говорит Псалтирь (Пс. 142:5). «Скорее услышь меня, Господи!» (Пс. 142:7).

Вспомни, сколько раз Господь спасал тебя, сколько раз защищал и предлагал тебе наилучшее решение проблемы! И вспомнив об этом, можешь ты, наконец, успокоиться и сказать: «Я дитя Божие. Я чувствую Божию любовь. Успокоюсь! Бог показал мне, что Он любит и защищает меня. Пусть исчезнут все мои страхи, моя неуверенность и душевная тревога, которые преследуют меня!»

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Планирую не волноваться — заниматься Православием

4 сентября

Планирую не волноваться

Хурия Фейт Поттер

«Поэтому не беспокойтесь о завтрашнем дне, потому что завтра будет заботиться о своем. Хватит на день, сама себе беда. Д
— Матфея 6:34

На этой неделе я много думал об этом стихе и часто повторял его про себя. Для тех, кто борется с тревогой, вы знаете, что не волноваться гораздо легче сказать, чем сделать. В «Православная учебная Библия» , в одной из сносок к 6-й главе Евангелия от Матфея проводится различие между беспокойством и планированием, напоминая читателям, что Иисус предостерегает от беспокойства о завтрашнем дне, а не отговаривает планировать его.

1 сентября для православных начинается новый богослужебный год. Я очень люблю проводить время духовной оценки и нового начала в это время года, когда происходит сбор урожая и есть чувство изобилия и предвкушения приближения нового сезона. Так полезно сделать шаг назад и честно взглянуть на свою духовную жизнь, подвести итоги того, как выглядел прошедший год, и спланировать изменения, которые вы хотели бы произвести. Я понял, что одной из моих главных духовных потребностей сейчас является потребность планировать заранее и составить список практических способов следовать заповеди Иисуса не беспокоиться в трудные дни.

Я подумал, что этот список может быть полезен для тех, кто также борется с тревогой.

  1. Выйдите на улицу и обратите внимание на красоту, которую вы видите. Это восходит к словам Христа в 6-й главе Евангелия от Матфея. Мне нравится, как Христос в этом отрывке из Евангелия от Матфея призывает людей, борющихся с беспокойством, посмотреть на птиц, лилий и траву. Это такой прекрасный совет, и постоянно растет количество научных исследований о влиянии окружающей среды на тревожность и другие проблемы со здоровьем. Используйте описательные слова для того, что вас окружает. Это поможет вам заземлиться в вашем реальном окружении и поможет вам присутствовать и заниматься таким образом, который поможет вытеснить беспокойство.

  2. Не увлекайтесь тревожными мыслями. Иногда ты не можешь удержать мысль от того, чтобы она не пришла тебе в голову, но ты не обязан позволять ей там укореняться. Когда вы понимаете, что у вас возникла тревожная мысль, вместо того, чтобы мысленно и эмоционально погрузиться в нее, постарайтесь просто заметить ее, а затем мягко перейти к другой, более животворной мысли.

  3. Превратите свои заботы в молитву. Когда вы понимаете, что начинаете волноваться, немедленно обратитесь к Господу и помолитесь простым «Господи, помилуй». Одна вещь, которую я недавно осознал, заключается в том, что часто, когда я обращаю свои заботы в молитву, я молюсь в духе беспокойства вместо того, чтобы покоиться в Господе. Для меня было очень полезно начать свое молитвенное время с просьбы о мире, а затем молча стоять перед моими иконами, делая глубокие, расслабленные вдохи, прежде чем я добавлю слова к своему молитвенному времени.

  4. Обратитесь к своему внутреннему голосу мудрости. Один из основных принципов диалектической поведенческой терапии (ДПТ) называется «мудрый ум». Визуал для него состоит из двух перекрывающихся кругов, один из которых — «эмоциональный разум», а другой — «разумный разум». Принцип ДПТ «мудрого ума» говорит, что мудрость — это пересечение двух, где ни одна из них не берет верх и ни одна сторона не отвергается. Найдите это место в себе и осознанно двигайтесь оттуда

  5. Выбирайте благодарность везде, где это возможно. Когда вы начинаете беспокоиться о том, что может произойти, переосмыслите свое беспокойство о будущем, спросив себя, за что вы можете быть благодарны в данный момент, в котором вы находитесь прямо сейчас. Благодарность так исцеляющая и благотворная. Это не значит, что вы не признаете боль; это просто означает, что вы не позволяете этому быть единственным, что вы видите.

  6. Смейся! Смех — прекрасный способ снять внутреннее напряжение. Будьте глупы с тем, кого вы любите и кому доверяете. Может быть, даже посмеяться над своим беспокойством? Сделайте шаг назад и посмотрите, каким глупым иногда может быть беспокойство!

  7. Делайте все по одному дню. У каждого дня действительно хватает своих проблем, так что не добавляйте к себе лишнего груза, придумывая вещи, которых не было и которые, возможно, никогда не случатся, наваливаются на то, что у вас сегодня на тарелке.

Есть утренняя молитва, написанная святителем Филаретом Московским, о которой я недавно думал. Я хочу взять за правило молиться этой молитвой каждое утро в этом новом литургическом году. Я впервые услышал ее за несколько лет до прихода в Православие и особенно поражался тогда и снова сейчас красотой заключительной строки: «Сам во мне молись». Это дает такой глубоко утешительный образ того, что Бог находится так близко к нам, что Он не только Тот, кто слышит нашу молитву, но и Тот, кто молится в нас, и даже есть сама Молитва.

«Господи, дай мне встретить грядущий день с миром.

Помоги мне во всем полагаться на Твою святую волю.

В каждый час дня открывай мне Свою волю.

Благослови мои отношения со всеми, кто меня окружает.

Научи меня относиться ко всему, что приходит ко мне в течение дня, со спокойствием души и с твердой уверенностью, что Твоя воля правит всем.

Во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами.

В непредвиденных случаях дай мне не забыть, что все послано Тобой.

Научи меня действовать твердо и мудро, не озлобляя и не смущая других. Дай мне силы перенести усталость грядущего дня со всем, что он принесет. Направь мою волю, научи меня молиться, молись Ты Сам во мне.

Аминь.

Показать 2 комментария

Хурия Фейт Поттер

Фейт Поттер — жена священника в предгорьях Адирондака в Нью-Йорке, где ее обычно можно найти в своем огороде или прогуливающейся вдоль Гудзона.

Когда страхи не беспочвенны

Пробуждение к Божественности

Ответ на тревогу и стресс

Четыре ключа к обретению радости Христа в вашей жизни, Сообщение от о. Christopher Makiej

Сегодня я хочу поговорить с вами об ответе, решении беспокойства и беспокойства в вашей жизни.

Есть так много людей в состоянии стресса, беспокойства, беспокойства, пессимизма в отношении жизни. Но Церковь дает нам ответ в Библии –  Послание святого Павла к Филиппийцам 4:4-9.

ПОПРОБУЙТЕ БЫТЬ РАДОСТНЫМ  Первый ответ-ответ на тревогу и тревогу – радоваться – искать радости в жизни, стараться быть более счастливым человеком: Стих 4-5 « Радоваться Господи, еще раз скажу радуйся. Пусть твоя кротость будет известна всем людям. Господь близко ».

Пол писал это письмо в тюрьме. Он страдал. Он был избит, замучен, перенес много лишений. Тем не менее, он говорит нам, чтобы мы старались иметь больше радости в своей жизни… даже среди трудностей, с которыми мы все боремся.

Итак, смысл здесь в том, чтобы попытаться увидеть светлую сторону вещей. Не будьте все время такими стоическими, пессимистичными и серьезными. Мы можем выбрать быть счастливыми. Исследования говорят, что люди, которые больше улыбаются и смеются, на самом деле живут дольше. Я не говорю о поверхностном, фальшивом счастье. И я не умаляю обстоятельства или трудности, через которые вы сейчас проходите. Но то, что этот отрывок говорит нам, должно держать все это в перспективе. Подумайте об этом — в данный день, почему мы в таком плохом настроении? Почему мы подавлены и подавлены? Держим ли мы его в перспективе по сравнению с другими?

Как священник,  я вижу людей, у которых действительно есть страдания, болезни, невзгоды и трудности, которые очень серьезны. Тем не менее, многие из этих людей вдохновляют меня, потому что они все еще время от времени находят способ улыбнуться. Затем я вижу людей с самыми тривиальными проблемами, но они в полной депрессии!

Итак, сообщение такое: постарайтесь смотреть на наши трудности в перспективе. Немного радости и смеха может уменьшить много беспокойства и страданий. В конце концов, разве Иисус не воскрес из мертвых? Разве мы не должны быть этому хоть немного рады? И это то, что Павел сказал здесь в этом стихе: «Радуйтесь!» Имейте немного радости. Господь близко, Господь жив. Наша настоящая радость, наше истинное счастье, братья и сестры, в Господе! Он воскрес; Он жив; и Он незримо присутствует с нами, ныне и всегда! И есть чему улыбнуться. Он — ответ на наши беспокойства и страдания — и Он с нами в хорошие и плохие времена в жизни.

МОЛИТВА . Во-вторых, еще одним ответом на наши заботы и тревоги из этого отрывка является Молитва. Стихи 6-7: « Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет ваши сердца и ваши мысли во Христе Иисусе».

Молитва успокаивает и исцеляет наши заботы и тревоги и дает нам покой. Многие представители искушенной элиты общества скажут, что молитва — это просто признак слабости. «Неужели ты не можешь справиться со своими проблемами? И Бога все равно нет». Ну, этот менталитет просто заблуждение и высокомерие! Видите ли, молитва — это наш способ связи и связи с нашим Богом, который создал нас. Я искренне призываю каждый дом иметь православный молитвенник (есть в нашем церковном книжном магазине).

Видите ли, когда мы будем больше молиться, мы начнем видеть, как Божья сила действует в нашей жизни – в мелких проблемах и в серьезных кризисах. Я верю, что чем больше мы молимся, чем больше мы делаем Бога частью нашей жизни, тем меньше кажутся наши проблемы. Но когда Бог является небольшой частью нашей жизни, даже самые маленькие проблемы в жизни кажутся большими и непреодолимыми.

В этой книге есть молитвы на все случаи жизни. Конечно, мы можем добавить к этому и молиться по-своему, но мудро иметь руководство и направление. Каждый день мы можем немного помолиться. Начните с маленьких двухминутных молитв – молитв на утро, на вечер, во время болезни, в бедственное время, на утешение, супружеские молитвы. И лучшая молитва из всех — это просто вдыхать и выдыхать, произнося Имя Иисуса. Делайте это как можно чаще.

Молитва успокаивает нас  миром . Это были первые слова, сказанные Иисусом Своим ученикам после того, как Он воскрес из мертвых: «Мир вам» («Ирини паси»).

Дорогие друзья, чем больше мы молимся и стремимся соединиться с Иисусом, и обращаемся к Нему в молитве со своими заботами и тревогами, тем более реальным Он становится в нашей жизни. Не только в нашем воображении, но очень правдиво и реально.

Некоторые из нас сегодня тяжело обременены проблемами и заботами, и я говорю вам сегодня: помощь доступна! Некоторым из вас в последнее время выпало немало трудностей, и вы, возможно, сейчас находитесь в очень сложной ситуации, но, я полагаюсь на вас, она может измениться — Бог поможет вам!

Когда мы доверяем Богу и обращаемся к Нему в молитве, Он вполне способен изменить наши нынешние обстоятельства. Это то, что Иисус сделал со Своим Крестом. Он превратил смерть и распятие на Кресте в Воскресение и новую жизнь. И через молитву Он может сделать то же самое для нас: Он может изменить нашу депрессию, наше одиночество, наши тревоги и беспокойства. Просто идите к Нему немного, каждый день в молитве.

ХОРОШИЕ, ПОЗИТИВНЫЕ МЫСЛИ . И третий ответ на беспокойство и тревогу из этого отрывка — размышлять о хороших вещах. Думайте о хороших и добродетельных вещах. Стих 8: « Наконец, братия, о том, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, благодатно, превосходно, похвально, о том помышляйте ».

Братья и сестры, то, что мы смотрим, читаем и слушаем, влияет на нас, влияет на наш разум и нашу философию жизни. Библия учит нас преобразовывать свой разум и не подчиняться мировоззрению этого мира. (Римлянам 12:2)

Итак, медитируйте и думайте о хорошем. Я знаю, что это может быть трудно сделать. Сегодня в СМИ и индустрии развлечений так много негативных, пессимистичных новостей. И это может вызвать тревогу, стресс, разочарование.

В недавней статье Business Week под названием «Избавьтесь от телевизора» автор Джульет Шор рассказала о своей книге «Рожденные покупать: коммерциализированное дитя и новая культура потребления». Она говорит, что больше всего ее удивило в результатах исследования то, что чем больше дети (и взрослые) знакомятся с культурой потребления, тем выше вероятность того, что они впадут в депрессию, будут страдать от беспокойства или будут испытывать низкую самооценку».

Больше всего ее беспокоила изощренность сообщений, которые нам швыряют маркетологи. Здравое понимание семейной динамики и того, как они могут использовать давление семьи, чтобы заставить их покупать вещи (и смотреть вещи).

Суть в том, что Голливуд, средства массовой информации и корпоративные маркетологи не заботятся о наших семьях. Мы должны быть мудрыми. Ищите хорошее. Чаще выключайте телевизор, компьютер, айфон. Постарайтесь найти поучительные книги для чтения, особенно Библию, достойные вещи для просмотра и вдохновляющие, позитивные темы для размышлений.

БУДЬТЕ ВОКРУГ ВЕРУЮЩИХ . И последнее учение, которое этот отрывок предлагает в качестве ответа на беспокойство и тревогу, заключается в том, чтобы искать хороший христианский образец для подражания и пытаться быть им самим. Это означает стремиться к тому, чтобы быть рядом с хорошими друзьями, единоверцами во Христе. В стихе 8 говорится: « Что вы узнали, и получили, и услышали, и увидели во мне, то и делаете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *