Предмет и объект исследования в психологии: 3.3. Определение объекта и предмета исследования.

Понятие предмета и объекта психологического исследования

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Понятие предмета и объекта психологического исследования

ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА И ОБЪЕКТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Подготовила:
Акчурина Камила
Формулирование проблемы влечет за собой выбор
определенного объекта исследования. Объектом
может быть все то, что явно или неявно содержит
противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Объект психологического исследования — это то, на
что направлен процесс познания. Под объектом
понимается конкретное психическое явление:
процесс, состояние, свойство, отношение,
особенности личности, деятельность.
Ошибочным является указывать в качестве объекта
категорию испытуемых («учащиеся начальных
классов», «супружеские пары», «больные с
алкогольной зависимостью» и т.п.). С формальной
точки зрения это кажется правильным, однако
становится непонятным, какую психологическую
реальность изучает психолог. Неопределенность и
размытость в описании объекта ведет к
аналогичным деформациям и в определении
предмета исследования.

3. Объектом исследования

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ
могут быть определенные формы поведения,
деятельности людей (или животных),
психические явления (процессы, состояния,
свойства). Например, объектом исследования
может быть самооценка младшего школьника. В
таком случае предметом исследования станут
факторы формирования самооценки младшего
школьника. Объектом исследования может быть
учебный процесс, учебная деятельность
школьника, процесс психического развития на
определенной возрастной ступени.

4. Предмет исследования

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
те или иные стороны, свойства, характеристики
объекта, которые представляют научный интерес в
связи с решаемой проблемой. Предметом
исследования могут стать определенные
психологические факторы, механизмы,
закономерности. Если объекты исследования —
психические процессы, то предметом могут стать
структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом
исследования будут психические состояния, то
предметом его будут их проявления, причины,
механизмы возникновения, последствия. Если
объектом исследования оказываются психические
свойства, то его предметом могут стать факторы и
механизмы развития, связь с другими свойствами.

5. Предмет исследования определяет

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ
ЦЕЛЬ
Назначение
работы
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЕТ
Позицию
Точку зрения
взгляд на то
или иное
психическое
явление.
Объект и предмет соотносятся между собой как общее
и частное. Объект исследования всегда шире, чем
предмет. Объект исследования формулируется
кратко, двумя-тремя словами, предмет —
расширенно. И объект, и предмет должны быть
обязательно отражены в названии темы
исследования.
Например: Название темы: Стратегии преодоления
жизненных трудностей в пожилом возрасте.
Объект: стратегии преодоления жизненных трудностей.
Предмет: особенности, проявления стратегий
преодоления жизненных трудностей у пожилых людей.

English     Русский Правила

Объект и предмет курсовой работы: как определить, пример

Написание как курсовой, так и дипломной работы подразумевает исследование определенной области знаний. Для того, чтобы понимать, какие именно исследования необходимо проводить — нужно четко определить объект и предмет исследования в курсовой работе или дипломной работе. Чаще всего объект и предмет курсовой можно определить из названия темы работы. Но необходимо более детально сформулировать предмет и объект во введении курсовой работы. Это важно для того, чтобы любой член аттестационной комиссии смог понимать, о чем пойдет речь в написанной работе, только лишь ознакомившись с введением.

Как определить объект и предмет курсовой работы

Объектом исследования является определенная часть научных знаний, которая попадает под исследование. Объектом может быть явление или процесс, которые попадают в рамки темы курсовой работы и дисциплины, по которой она пишется. Объект — это всегда широкое понятие, которое может заключать в себе большое количество тем, предметов и даже дисциплин изучения. Поэтому необходимо конкретизировать объект курсовой работы до определенных рамок. К примеру, объектом исследования может быть определенное предприятие, но изучать его можно с экономической или юридической стороны. В зависимости от дисциплины, по которой пишется курсовая работа, важно более четко определить объект исследования.

Предмет исследования — это более детальное понятие. Он конкретнее говорит о том, что исследуется в объекте. То есть в одном объекте может быть несколько предметов исследования, но курсовая работа изучает только один предмет одного объекта и это важно конкретизировать во введении. Зачастую предмет исследования курсовой работы совпадает с темой работы. Важно понимать, что предмет должен полностью входить в объект исследования и не выходить за его рамки.

Для успешного создания курсовой работы важно изначально понять смысл и уметь определять объект и предмет курсовой. Для упрощения понимания необходимо просто запомнить, что объект — это нечто общее, а предмет — более частное понятие. Объект отвечает на вопрос «Что исследует курсовая работа», а предмет — «Что именно изучает курсовая работа».

Объект и предмет. Курсовая. Пример

В курсовой работе по психологии или педагогике объектом исследования может быть группа школьников 8-9 го класса. Но в психологии предметом исследования будет причина девиантного поведения школьников 8-9 го класса, а в педагогике — развитие когнитивных способностей у школьников 8-9 го класса.

С этого примера становится понятно, что объект исследования может подпадать под различные дисциплины изучения, в то время как предмет исследования конкретизирует не только предмет, по которому пишется курсовая работа, но и тему самой работы.

Объект и предмет курсовой работы. Пример 2

Студентам юридических факультетов знакомо понятие объекта и предмета преступления. При изучении уголовного или общественного права достаточно времени выделяется на изучения понятия объекта преступления, его классификации, а также предмета преступления. По сути, они определяются теми же методами, что объекты и предметы курсовой работы. Предмет преступления будет частью объекта преступления, полностью входить в рамки объекта преступления и конкретизировать сам состав преступления.

Объект и предмет исследования в курсовой работе, актуальность и цель

При выборе или получении темы курсовой либо дипломной работы важно сразу определить цель научной работы, ее актуальность и определить понятия объекта и предмета исследования. Такая структура написания научного труда обязательна по ряду причин.

Цель и задачи курсовой или дипломной работы должны показывать, чего именно желает достичь студент в данной работе и каким путем. Результаты исследований, изучение и выявление закономерностей — это все то, что ведет к цели научной работы.

Актуальность работы имеет первоочередную важность, особенно в дипломных работах. Курсовая работа может быть написана и не на самую актуальную тему, об устаревших методах и технологиях, но это скорее для того, чтобы изучить структуру создания любых научных трудов. В дипломной же работе тема должна быть не просто актуальна, но идея ее реализации обязана быть новаторской. В любом случае важно, чтобы студент обосновал значимость курсовой или дипломной работы.

Объект и предмет курсовой обязаны давать четкое понимание, что именно изучал студент в своей работе. Нет необходимости охватывать большую сферу исследования в рамках студенческой работы. Важно детально изучить лишь один фрагмент дисциплины, но полностью раскрыть его суть в курсовой работе.

Все эти понятия важно коротко определить во введении в своей научной работе. Студент может использовать любые доступные ему данные, изучать научные работы других авторов, опираться на статьи, рефераты и исследования. Всегда можно обратиться за помощью к своему научному руководителю и задать ему конкретные вопросы по теме. Примеры работ на определенную тему можно найти в студенческой библиотеке или интернете. Сегодня студенту предложено неограниченное количество помощи. Главное умение грамотно ею воспользоваться.

Примеры определения объектов и предметов курсовой, изучение целей и задач, помощь в написании или структурировании любых учебных работ можно найти на различных интернет-порталах помощи студентам.  На сегодняшний день создание курсовой работы не будет являться большой проблемой, если знать к кому обратиться за помощью.

Глава 2: Исследования в области психологии: цели и идеалы

1. Что из нижеперечисленного не связано с использованием научного метода в психологических исследованиях? [TY2. 1]

  1. Стремление к получению знаний путем наблюдения и эксперимента.
  2. Обязательство основывать знания исключительно на здравом смысле и мнении.
  3. Обязательство основывать знания на эмпирических данных.
  4. Приверженность открытию правды.
  5. Обязательство обеспечить правильную интерпретацию результатов.

Ответ:  B

2. Что из следующего способствует развитию знаний и теории в психологии? [TY2.2]

  1. Доказательства, подтверждающие гипотезу.
  2. Доказательства, противоречащие гипотезе.
  3. Доказательства, проверяющие гипотезу.
  4. Все вышеперечисленное.
  5. Только ответы (a) и (c).

Ответ:  D

3. Какое из следующих утверждений верно? [ТИ2.3]

  1. Если результат надежен, его должно быть легко воспроизвести с использованием тех же процедур.
  2. Если вывод надежен, он также будет действительным.
  3. Если результаты надежны, это будет важно.
  4. Если открытие надежно, оно должно быть примером хорошей научной практики.
  5. Если результат надежен, значит, он правильно интерпретирован.

Ответ:  A

4. Какое из следующих утверждений верно? [ТИ2.4]

  1. Основная цель науки — выявить как можно больше фактов.
  2. Основная цель науки — разработать как можно больше теорий.
  3. Основная цель науки — объяснить как можно больше фактов с помощью наименьшего числа теоретических принципов.
  4. Главная цель науки — провести как можно больше исследований с наименьшими затратами.
  5. И (а), и (б).

Ответ:  Нет ответа

5. Что из нижеперечисленного не является общепризнанным признаком хорошего исследования? [TY2.5]

  1. Должен быть общедоступным.
  2. Должен быть кумулятивным.
  3. Должен быть действительным.
  4. Он должен быть надежным.
  5. Это должно поддерживать теорию.

Ответ:  Ответ не дан

6. Какое из следующих утверждений верно? [TY2.6]

  1. Все исследования в области психологии связаны с развитием объяснительной теории.
  2. Все исследования в области психологии демонстрируют приверженность научному методу.
  3. Все исследования в области психологии используют научный метод, даже если исследователи в него не верят.
  4. Интерпретация всех исследований в психологии, как и всех научных исследований, остается под вопросом.
  5. Ничего из вышеперечисленного.

Ответ:  Ответ не дан

7. Прочитав исследование на тему отношения студентов к университетским курсам, Марк проводит исследование, чтобы выяснить, какой любимый предмет у студентов в университете. При этом он обнаруживает, что студенты-психологи последнего курса предпочитают изучать психологию любому другому предмету. На этом основании он делает вывод, что психология является наиболее популярным предметом.

Однако Джейн утверждает, что этот вывод неверен, поскольку исследование фактически показывает, что студенты предпочитают предмет, который они в конечном итоге изучают. На чем основано ее возражение против исследования Марка? [ТИ2.7]

  1. Исследование недействительно.
  2. Исследование недостоверно.
  3. Исследование не является кумулятивным.
  4. Исследование неэкономично.
  5. Ничего из вышеперечисленного.

Ответ:  A

8. Если экспериментальный вывод верен, какое из следующих утверждений верно?

  1. Должно быть легко воспроизвести
  2. Он поддерживает экспериментальные предсказания исследователя
  3. Поддерживает теорию исследователя
  4. Произошло по причине, выдвинутой исследователем
  5. Это внесет очевидный вклад в научные знания

Ответ:  D

9. Какое из следующих чисел , а не представляет интерес для бихевиориста?

  1. Реакция человека на мигающий свет.
  2. Различия в реакции разных людей на мигающий свет.
  3. Когнитивные процессы, связанные с реакцией на раздражитель.
  4. Воздействие определенного стимула на поведение.
  5. Различное поведение, возникающее в результате воздействия различных раздражителей.

Ответ:  C

10. Что из следующего является физиологическим показателем?

  1. Показатель кровотока через мозг человека.
  2. Подробная информация о генеалогическом древе человека.
  3. Ответ человека на вопросы в опросе.
  4. Ответ человека на вопросы в ходе эксперимента.
  5. Предпочтение, которое человек отдает одному раздражителю, а не другому.

Ответ:  A

11. Теория А объясняет явление L, явление M и явление N, используя принципы J и K. Теория B объясняет явление L, явление M и явление N, используя только принцип K. Теория C объясняет явление L и явление N с использованием принципов J и K. Какое из следующих утверждений верно?

  1. Теория А самая экономная.
  2. Теория Б — самая экономная.
  3. Теория С — самая экономная.
  4. Теория А и Теория С одинаково и наиболее экономны.
  5. Теория А и Теория Б одинаково и наиболее экономны.

Ответ:  B

12. «Аргумент, в котором вещь, подлежащая объяснению, представлена ​​как объяснение (например, когда способность памяти используется для объяснения производительности памяти)». Какой тип аргумента является определением глоссария?

  1. Концептуальный аргумент
  2. Удобный аргумент
  3. Причинный аргумент
  4. Циклический аргумент
  5. Случайный спор

Ответ:  D

13. «Цель объяснить максимальное количество эмпирических данных с точки зрения наименьшего количества теоретических принципов». Это глоссарий определения какого принципа?

  1. Максимизация.
  2. Скупость.
  3. Надежность.
  4. Срок действия.
  5. Внешняя валидность.

Ответ:  B

14. «Формально — высказывание о причинно-следственной связи между отдельными явлениями (т. е. в форме «А вызывает Б»). Обычно это происходит из определенной теории и предназначено для проверки в исследованиях». Определение какой конструкции является глоссарием?

  1. Прогноз.
  2. Вычет.
  3. Гипотеза.
  4. Обычное рассуждение.
  5. Дедуктивное рассуждение.

Ответ:  C

15. «Относиться к абстракции так, как если бы это была реальная конкретная вещь. В психологии это относится к процессу и результату обращения с эмпирическим открытием, как если бы оно было прямым выражением лежащего в основе психологического процесса (например, рассмотрение результатов тестов интеллекта как выражения интеллекта)». Это глоссарий определения какого процесса?

  1. Овеществление.
  2. Опровержение
  3. Конкретизация.
  4. Ложный консенсус.
  5. Экспериментальное изобретение.

Ответ:  A

Научные исследования в области психологии – Методы исследования в психологии – 2-е канадское издание

Глава 1: Психологическая наука

  1. Опишите общую модель научных исследований в психологии и приведите конкретные примеры, соответствующие этой модели.
  2. Объясните, кто проводит научные исследования в области психологии и почему они это делают.
  3. Различать фундаментальные исследования и прикладные исследования.

На рис. 1.1 представлена ​​более конкретная модель научных исследований в психологии. Исследователь (который чаще всего представляет собой небольшую группу исследователей) формулирует исследовательский вопрос, проводит исследование, предназначенное для ответа на вопрос, анализирует полученные данные, делает выводы об ответе на вопрос и публикует результаты, чтобы они становятся частью исследовательской литературы. Поскольку исследовательская литература является одним из основных источников новых исследовательских вопросов, этот процесс можно рассматривать как цикл. Новые исследования приводят к новым вопросам, которые ведут к новым исследованиям и так далее. На рис. 1.1 также показано, что исследовательские вопросы могут возникать вне этого цикла либо в результате неформальных наблюдений, либо в связи с практическими проблемами, которые необходимо решить. Но даже в этих случаях исследователь начинал с проверки исследовательской литературы, чтобы увидеть, был ли уже дан ответ на вопрос, и уточнить его на основе того, что уже было обнаружено предыдущим исследованием.

Рис. 1.1. Простая модель научных исследований в психологии

Эта модель хорошо описывает исследования Мела и его коллег. Их вопрос — являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины — был навеян им как стереотипами людей, так и опубликованными заявлениями об относительной разговорчивости женщин и мужчин. Однако, когда они проверили исследовательскую литературу, они обнаружили, что этот вопрос не рассматривался должным образом в научных исследованиях. Затем они провели тщательное эмпирическое исследование, проанализировали результаты (обнаружив очень небольшую разницу между женщинами и мужчинами) и опубликовали свою работу, чтобы она стала частью исследовательской литературы. Однако публикация их статьи — это не конец истории, потому что их работа ставит много новых вопросов (о достоверности результата, о потенциальных культурных различиях и т. д.), которые, вероятно, будут подняты ими и другими исследователями. вдохновленные их работой.

Читать в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. Или зайдите на youtu.be/XToWVxS_9lA

В качестве другого примера рассмотрим, что по мере того, как сотовые телефоны стали более распространенными в 1990-х годах, люди начали задаваться вопросом, оказывает ли и в какой степени использование сотовых телефонов негативное влияние на вождение. Многие психологи решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения (Collet, Guillot, & Petit, 2010) [1] . Из ранее опубликованных исследований стало ясно, что выполнение простой вербальной задачи ухудшает производительность перцептивной или двигательной задачи, выполняемой в то же время, но никто не изучал конкретно влияние использования мобильного телефона на вождение. В тщательно контролируемых условиях эти исследователи сравнивали эффективность вождения людей при использовании мобильного телефона с их эффективностью без использования мобильного телефона как в лаборатории, так и в дороге. Они обнаружили, что способность людей обнаруживать дорожные опасности, время реакции и контроль над транспортным средством ухудшались из-за использования мобильного телефона. Каждое новое исследование публиковалось и становилось частью растущей исследовательской литературы по этой теме.

Научные исследования в области психологии обычно проводятся людьми, имеющими докторскую степень (обычно ) и степень магистра в области психологии и смежных областях, часто при поддержке научных сотрудников со степенью бакалавра или другой соответствующей подготовкой. Некоторые из них работают в государственных учреждениях (например, в Комиссии по психическому здоровью Канады), в национальных ассоциациях (например, в Канадской психологической ассоциации), в некоммерческих организациях (например, в Канадской ассоциации психического здоровья) или в частном секторе (например, в разработка продукта). Однако большинство из них — преподаватели колледжей и университетов, которые часто сотрудничают со своими аспирантами и студентами. Хотя некоторые исследователи имеют подготовку и лицензию клиницистов, особенно те, кто проводит исследования в области клинической психологии, большинство таковыми не являются. Вместо этого у них есть опыт в одной или нескольких из множества других областей психологии: поведенческой неврологии, когнитивной психологии, психологии развития, психологии личности, социальной психологии и так далее. Исследователи с докторской степенью могут быть наняты для проведения исследований на постоянной основе или, как многие преподаватели колледжей и университетов, для проведения исследований в дополнение к преподаванию на занятиях и другим видам обслуживания своего учреждения и сообщества.

Конечно, люди также проводят исследования в области психологии, потому что им нравятся связанные с этим интеллектуальные и технические задачи, а также удовлетворение от вклада в научные знания о человеческом поведении. Возможно, вы обнаружите, что вам тоже нравится этот процесс. Если это так, ваш колледж или университет может предложить возможность принять участие в текущих исследованиях в качестве научного сотрудника или участника. Конечно, вы можете обнаружить, что вам не нравится процесс проведения научных исследований в области психологии. Но, по крайней мере, вы будете лучше понимать, откуда берутся научные знания в психологии, оценивать их сильные и слабые стороны и понимать, как их можно применять для решения практических задач психологии и повседневной жизни.

Интересный и простой способ следить за текущими научными исследованиями в области психологии — это читать любой из множества отличных блогов, посвященных обобщению и комментированию новых открытий.

Среди них:

  • Brain Blogger
  • Майндхаки
  • Дайджест исследований
  • Обсуждение психологии
  • Психологический блог
  • Глаз социальной психологии
  • Мы всего лишь люди

Вы также можете просматривать исследовательские блоги, выбирать психологию в качестве своей темы и читать записи из самых разных блогов.

Людей всегда интересовал мир природы, включая самих себя и их поведение (на самом деле, вероятно, именно поэтому вы изучаете психологию в первую очередь). Наука выросла из этого естественного любопытства и стала лучшим способом получения подробных и точных знаний. Имейте в виду, что большинство явлений и теорий, которыми заполнены учебники по психологии, являются продуктами научных исследований. В типичном вводном учебнике по психологии, например, можно узнать о конкретных областях коры, отвечающих за язык и восприятие, принципах классического и оперантного обусловливания, предубеждениях в рассуждениях и суждениях, а также об удивительной склонности людей подчиняться тем, кто находится у власти. И научные исследования продолжаются, потому что то, что мы знаем прямо сейчас, лишь поверхностно описывает то, что мы знаем.0325 может  знать.

Научные исследования часто классифицируют как фундаментальные или прикладные. в психологии проводится в первую очередь для достижения более подробного и точного понимания человеческого поведения, не обязательно пытаясь решить какую-либо конкретную практическую проблему. К этой категории относится исследование Мела и его коллег. проводится прежде всего для решения какой-либо практической задачи. Исследование влияния использования сотового телефона на вождение, например, было вызвано соображениями безопасности и привело к принятию законов, ограничивающих эту практику. Хотя различие между фундаментальными и прикладными исследованиями удобно, оно не всегда четкое. Например, фундаментальные исследования половых различий в разговорчивости могут в конечном итоге повлиять на то, как практикуется брачная терапия, а прикладные исследования влияния использования мобильных телефонов на вождение автомобиля могут дать новое понимание основных процессов восприятия, внимания и действий.

  • Исследования в области психологии можно описать простой циклической моделью. Исследовательский вопрос, основанный на исследовательской литературе, приводит к эмпирическому исследованию, результаты которого публикуются и становятся частью исследовательской литературы.
  • Научные исследования в области психологии проводятся в основном людьми с докторскими степенями в области психологии и смежных областях, большинство из которых являются преподавателями колледжей и университетов. Они делают это по профессиональным и личным причинам, а также для того, чтобы внести свой вклад в научные знания о человеческом поведении.
  • Фундаментальные исследования проводятся для изучения человеческого поведения сами по себе, а прикладные исследования проводятся для решения какой-либо практической задачи. Оба ценны, и различие между ними не всегда четкое.
  1. Практика: Найдите описание эмпирического исследования в профессиональном журнале или в одном из блогов по научной психологии. Затем напишите краткое описание исследования с точки зрения циклической модели, представленной здесь. Достаточно одного-двух предложений для каждой части цикла.
  2. Практика: основываясь на собственном опыте или на том, что вы уже узнали о психологии, перечислите три основных вопроса исследования и три вопроса прикладного исследования, которые вас интересуют.
  3. Посмотрите следующее видео TED Ed, в котором Дэвид Х. Шварц знакомит с двумя типами эмпирических исследований, а также с некоторыми методами, которые ученые используют для повышения надежности своих результатов: