Понятие предмета и объекта психологического исследования
Похожие презентации:
Темперамент. Типы темперамента
Воображение и его виды
Вербальные и невербальные средства общения
Конфликты и способы их разрешения
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)
Гуманистическая психология
Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи
Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)
Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
1. Понятие предмета и объекта психологического исследования
ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА И ОБЪЕКТАПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Подготовила:
Акчурина Камила
Формулирование проблемы влечет за собой выбор
определенного объекта исследования. Объектом
может быть все то, что явно или неявно содержит
противоречие и порождает проблемную ситуацию.
Объект психологического исследования — это то, на
что направлен процесс познания. Под объектом
понимается конкретное психическое явление:
процесс, состояние, свойство, отношение,
особенности личности, деятельность.
Ошибочным является указывать в качестве объекта
категорию испытуемых («учащиеся начальных
классов», «супружеские пары», «больные с
алкогольной зависимостью» и т.п.). С формальной
точки зрения это кажется правильным, однако
становится непонятным, какую психологическую
реальность изучает психолог. Неопределенность и
размытость в описании объекта ведет к
аналогичным деформациям и в определении
предмета исследования.
3. Объектом исследования
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯмогут быть определенные формы поведения,
деятельности людей (или животных),
психические явления (процессы, состояния,
свойства). Например, объектом исследования
может быть самооценка младшего школьника. В
таком случае предметом исследования станут
факторы формирования самооценки младшего
школьника. Объектом исследования может быть
учебный процесс, учебная деятельность
школьника, процесс психического развития на
определенной возрастной ступени.
4. Предмет исследования
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯте или иные стороны, свойства, характеристики
объекта, которые представляют научный интерес в
связи с решаемой проблемой. Предметом
исследования могут стать определенные
психологические факторы, механизмы,
закономерности. Если объекты исследования —
психические процессы, то предметом могут стать
структура, взаимосвязи, механизмы. Если объектом
исследования будут психические состояния, то
предметом его будут их проявления, причины,
механизмы возникновения, последствия. Если
объектом исследования оказываются психические
свойства, то его предметом могут стать факторы и
механизмы развития, связь с другими свойствами.
5. Предмет исследования определяет
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТЦЕЛЬ
Назначение
работы
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ УТОЧНЯЕТ
Позицию
Точку зрения
взгляд на то
или иное
психическое
явление.
Объект и предмет соотносятся между собой как общее
предмет. Объект исследования формулируется
кратко, двумя-тремя словами, предмет —
расширенно. И объект, и предмет должны быть
обязательно отражены в названии темы
исследования.
Например: Название темы: Стратегии преодоления
жизненных трудностей в пожилом возрасте.
Объект: стратегии преодоления жизненных трудностей.
Предмет: особенности, проявления стратегий
преодоления жизненных трудностей у пожилых людей.
English Русский Правила
Объект и предмет исследования | Обучонок
После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования по индивидуальному проекту учащегося. Рассмотрим в чем разница между предметом и объектом исследования, что называется объектом и предметом исследования в проектной или исследовательской работе школьника.
В данном разделе рассмотрим формулировки объекта и предмета исследования в исследовательской работе и проекте школьника, для проведения индивидуальной и групповой проектной работы в школе и грамотного оформления самого проекта.
Объект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.
В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
В исследовательской работе объект и предмет исследования, цель, задачи и методы исследования формулируются и записываются во введении проекта.
Примеры объекта и предмета исследования
Объект исследования: | Предмет исследования: |
---|---|
магнит | свойства магнитов |
гора Чатырдаг | легенды и мифы о горе Чатырдаг |
тригонометрические уравнения и их системы | способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах |
учащиеся и преподаватели школы | зависимость от СМС |
английские предложения | способы и причины расположения слов в английских предложениях |
семейно-родовые обычаи | родинный ритуал |
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре | процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
глаз | свойства и структура глаза как оптического инструмента |
микроклимат учебных помещений | условия микроклимата в учебных помещениях |
магнитное поле | магнитное поле в школьных учебных кабинетах |
Описание объекта и предмета исследования
Рассмотрим несколько интересных примеров формулировки объекта и предмета исследования, которые касаются исследовательских работ и проектов учащихся, а также научно-исследовательских работ.
Приведем примеры записи предмета и объекта в исследовательской работы (проекте) о влиянии чипсов на здоровье людей, на исследование содержания железа и меди в яблочных соках детского питания, а также об адаптации тюленей к условиям зоопарка.
Иногда вместо словосочетания «Объекты исследований» лучше подходит «Объекты наблюдений». Объектами наблюдения могут быть растения, животные, насекомые и другие живые существа, а также звезды, планеты, облака, т.е. то, что за чем мы можем следить и наблюдать на протяжении определенного времени.
Пример 1
Объект исследования: чипсы.
Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.
Пример 2
Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.
Пример 3
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.
Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.
Пример 4
Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.
Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.
Перейти к разделу:
Цель исследовательской работы
Если Вы желаете разместить ссылку на эту страницу, установите у себя на сайте или форуме один из следующих кодов:
Код ссылки на страницу «Объект и предмет исследовательской работы«:
<a href=»http://obuchonok.ru/node/425″ target=»_blank»>Объект и предмет исследования</a>
Код ссылки на форум:
[URL=http://obuchonok.ru/node/425]Объект и предмет исследования[/URL]
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
10.1 Обзор исследований одного субъекта – Методы исследования в психологии
Цели обучения
- Объяснить, что такое исследование одного субъекта, в том числе чем оно отличается от других типов психологических исследований.
- Объясните, кто использует исследования с одним объектом и почему.
Односубъектное исследование – это тип количественного исследования, которое включает в себя подробное изучение поведения каждого из небольшого числа участников. Обратите внимание, что термин один субъект не означает, что изучается только один участник; обычно бывает от двух до десяти участников. (Вот почему планы исследований с одним субъектом иногда называют небольшими — n , где n — статистический символ размера выборки). большое количество участников и изучение их поведения в первую очередь с точки зрения групповых средних, стандартных отклонений и т. д. Большая часть этого учебника посвящена изучению группового исследования, которое является наиболее распространенным подходом в психологии. Но исследование одного субъекта является важной альтернативой и основным подходом в некоторых более прикладных областях психологии.
Прежде чем продолжить, важно отличать исследование одного субъекта от тематических исследований и других более качественных подходов, предполагающих подробное изучение небольшого числа участников. Как описано в Главе 6, тематические исследования включают в себя углубленный анализ и описание человека, которое обычно носит преимущественно качественный характер. В более широком смысле качественные исследования сосредоточены на понимании субъективного опыта людей путем наблюдения за поведением и сбора относительно неструктурированных данных (например, подробных интервью) и анализа этих данных с использованием нарративных, а не количественных методов. Исследования с одним субъектом, напротив, сосредоточены на понимании объективного поведения посредством экспериментальных манипуляций и контроля, сборе строго структурированных данных и количественном анализе этих данных.
Предположения об исследовании с одним испытуемымОпять же, исследование с одним испытуемым предполагает изучение небольшого числа участников и интенсивное внимание к поведению каждого из них. Но зачем использовать этот подход вместо группового? Есть несколько важных предположений, лежащих в основе исследования одного субъекта, и будет полезно рассмотреть их сейчас.
Прежде всего, это предположение о том, что важно интенсивно сосредоточиться на поведении отдельных участников. Одна из причин этого заключается в том, что групповые исследования могут скрывать индивидуальные различия и давать результаты, которые не отражают поведение какого-либо человека. Например, лечение, оказывающее положительное влияние на половину людей, подвергшихся ему, но оказывающее отрицательное воздействие на другую половину, в среднем не имеет никакого эффекта. Однако исследование с одним субъектом, скорее всего, выявит эти индивидуальные различия. Вторая причина пристального внимания к отдельным лицам заключается в том, что иногда в первую очередь интересует поведение конкретного человека. Школьный психолог, например, может быть заинтересован в изменении поведения конкретного учащегося, который ведет себя агрессивно. Хотя предыдущие опубликованные исследования (как с одним субъектом, так и с группой), вероятно, дадут некоторое представление о том, как это сделать, проведение исследования на этом студенте было бы более прямым и, вероятно, более эффективным.
Второе допущение исследования одного субъекта состоит в том, что важно обнаружить причинно-следственные связи посредством манипулирования независимой переменной, тщательного измерения зависимой переменной и контроля посторонних переменных. По этой причине исследование одного субъекта часто считается типом экспериментального исследования с хорошей внутренней валидностью. Вспомните, например, что Холл и его коллеги много раз измеряли свою зависимую переменную (обучение) — сначала в контрольных условиях без лечения, затем в условиях лечения (положительное внимание учителя), а затем снова в контрольных условиях. Поскольку наблюдалось явное увеличение количества исследований, когда лечение вводили, снижение, когда его отменяли, и увеличение, когда его снова вводили, мало сомнений в том, что лечение было причиной улучшения.
Третье допущение исследования с одним субъектом состоит в том, что важно изучать сильные и последовательные эффекты, имеющие биологическую или социальную значимость. Прикладные исследователи, в частности, заинтересованы в методах лечения, которые оказывают существенное влияние на важное поведение и могут быть надежно реализованы в реальных условиях, в которых они происходят. Иногда это называют социальной валидностью (Wolf, 1976) [1] . Исследование Холла и его коллег, например, имело хорошую социальную валидность, потому что оно показало сильное и последовательное влияние положительного внимания учителя на поведение, которое имеет очевидную важность для учителей, родителей и учеников. Кроме того, учителя обнаружили, что лечение легко реализовать даже в их часто хаотичных классах начальной школы.
Кто использует исследования одного субъекта?Исследования одного субъекта существуют столько же, сколько и сама область психологии. В конце 1800-х годов один из основателей психологии Вильгельм Вундт изучал ощущения и сознание, уделяя особое внимание каждому из небольшого числа участников исследования. Другими ранними примерами являются исследования памяти Германа Эббингауза и исследования классической обусловленности Ивана Павлова, которые до сих пор описываются почти в каждом вводном учебнике по психологии.
В середине 20-го века Б. Ф. Скиннер прояснил многие предположения, лежащие в основе исследования одного субъекта, и усовершенствовал многие из его методов (Skinner, 1938) [2] . Затем он и другие исследователи использовали его для описания того, как награды, наказания и другие внешние факторы влияют на поведение с течением времени. Эта работа проводилась в основном с использованием нечеловеческих субъектов — в основном крыс и голубей. Этот подход, который Скиннер назвал экспериментальным анализом поведения , остается важной областью психологии и продолжает полагаться почти исключительно на исследования одного субъекта. Прекрасные примеры этой работы можно найти в любом выпуске Журнал экспериментального анализа поведения . К 1960-м годам многие исследователи были заинтересованы в использовании этого подхода для проведения прикладных исследований в первую очередь с людьми — подобласть, которая теперь называется , прикладной анализ поведения (Baer, Wolf, & Risley, 1968) [3] . Прикладной анализ поведения играет особенно важную роль в современных исследованиях нарушений развития, образования, организационного поведения и здоровья, среди многих других областей. Прекрасные примеры этой работы (включая исследование Холла и его коллег) можно найти в Журнал прикладного анализа поведения .
Хотя большинство современных исследований с участием одного субъекта проводится с поведенческой точки зрения, в принципе их можно использовать для решения вопросов, сформулированных с точки зрения любой теоретической точки зрения. Например, методику обучения, основанную на когнитивных принципах обучения и памяти, можно оценить, апробировав ее на отдельных старшеклассниках с использованием однопредметного подхода. Односубъектный подход также может использоваться клиницистами, придерживающимися любой теоретической точки зрения — поведенческой, когнитивной, психодинамической или гуманистической — для изучения процессов терапевтических изменений у отдельных клиентов и документирования улучшения их клиентов (Каздин, 19).82) [4] .
Key Takeaways
- Исследование одного субъекта, которое включает в себя тестирование небольшого числа участников и интенсивное внимание к поведению каждого человека, является важной альтернативой групповым исследованиям в психологии.
- Исследования одного субъекта следует отличать от качественного исследования одного человека или небольшого числа людей. В отличие от более качественных исследований, исследования с одним субъектом сосредоточены на понимании объективного поведения посредством экспериментальных манипуляций и контроля, сборе строго структурированных данных и количественном анализе этих данных.
- Односубъектные исследования существуют с самого начала психологии.
Сегодня он наиболее тесно связан с теоретической поведенческой точки зрения, но в принципе может использоваться для изучения поведения с любой точки зрения.
- Вольф, М. (1976). Социальная валидность: случай субъективного измерения или то, как прикладной анализ поведения находит свое сердце. Журнал прикладного анализа поведения, 11 , 203–214. ↵
- Скиннер, Б. Ф. (1938). T поведение организмов: экспериментальный анализ . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts. ↵
- Бэр, Д.М., Вольф, М.М., и Рисли, Т.Р. (1968). Некоторые современные аспекты прикладного анализа поведения. Журнал прикладного анализа поведения, 1 , 91–97. ↵
- Каздин А.Е. (1982). Дизайны исследований с одним случаем: методы для клинических и прикладных условий . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ↵
Объективные и субъективные измерения в наших исследованиях
Любой хороший ученый знает, что в каждом хорошем наборе данных должен быть способ взглянуть на данные объективно и субъективно. Без обоих типов данных может быть трудно получить полную картину и понимание того, что изучается.
Что означает объективное измерение?
Объективное измерение – это то, что измеряется последовательно. Например, измерение того, насколько хорошо кто-то может выполнять определенное количество задач в контролируемой среде. Нет никаких других факторов, которые могут изменить данные, собранные с помощью этого измерения.
В медицинском мире это может быть повторение таких задач, как анализ крови или определение того, на сколько дюймов вы можете растянуться. Это также может включать в себя количество шагов, которые вы делаете каждый день, или время, когда кто-то может собрать пазл. На объективные данные не влияет мнение или точка зрения других.
Для сбора объективных данных необходимо, чтобы каждый участник выполнил один и тот же набор задач. Это даст вам более надежные и непротиворечивые данные. fNCI, наша основополагающая технология сканирования мозга, обеспечивает объективное измерение, основанное на задачах, и дает нашей клинике возможность увидеть, как на самом деле функционирует мозг. Вы можете узнать больше о fNCI здесь.
Что означает измерение предмета?
Субъективное измерение — это то, как ученые измеряют то, что говорят люди. Очень важно, чтобы мы слушали наших пациентов и получали отзывы об их опыте здесь. Это может включать в себя использование опроса для ответов на открытые вопросы, ранжирование опыта на основе чувств и многое другое. Субъективные данные важны, но их может быть сложно понять без полного контекста опыта.
В нашей клинике мы используем стандартизированный ежедневный самоотчет о симптомах, называемый Шкалой симптомов после сотрясения мозга (PCSS). Каждый пациент оценивает свои симптомы по шкале от 1 до 6 в зависимости от того дня или другого периода времени. Эти ежедневные отчеты являются важным показателем во время лечения.
Мы используем их, чтобы убедиться, что наша команда находится на правильном пути и сосредоточена на потребностях каждого пациента во время лечения.
Связь между субъективными и объективными измерениями
Оба измерения являются ключевыми для достижения нашей цели и влияют на наш подход к лечению.