Представление в психологии это: Представление (психология) | это… Что такое Представление (психология)?

Что такое представление в психологии человека

Что такое представление в психологии. Понятие представления в психологии. Два типа представлений в психологии человека. Представление памяти и представление воображения.Что такое представление и какую роль процесс имеет для психологии человека? Для начала, следует разобраться, как мы узнаем об окружающем мире? Как с самого раннего возраста получаем сведения о предметах и образах? С малых лет в мозг поступают данные по средствам восприятия и ощущений, которые передаются органами чувств: глазами, ушами, по средствам тактильного контакта и прочее.

Например, когда мы слышим рассказы о далеких странах или красивых местах, видим различные фотографии, прикасаемся к чему-либо, мы в голове воспроизводим остальные характеристики (внешний вид, состав, условия). Все, что хотя бы раз мы увидели или услышали, никуда не девается и не исчезает, вся информация и образы остаются в памяти навсегда.

Любое восприятие обеспечивается мышлением, письменностью, памятью и др. , за счет чего формируется представление.

Что такое представление в психологии

Это всего лишь начало психологических процессов восприятия окружающего мира, которые происходят в мозге человека. Самым важным аспектом является момент, когда услышанные данные или запомнившиеся картинки, начинают «всплывать» в голове человека специально или непреднамеренно.

Такие образы, которые мы вспоминаем, называются последовательными и в квалификационных психологических кругах получили название — «представление». Именно благодаря восприятию предметов, объектов, которое имело место когда-то в прошлом, пусть даже мимолетно, обусловлено само преставление.

Два типа представлений

Представление в психологии характеризуется двумя основными процессами:

  • Память;
  • Воображение.

Итак, представление памяти, основывается на полученной в прошлом информации, в реальности. Таким образом, для того чтобы запустить процесс восприятия памяти необходимо чтобы человек действительно увидел или услышал когда-либо данные, которые сейчас вспомнил. А есть другое представление. Оно происходит по средствам воображения – это совершенно другое дело.

Человеческий мозг устроен так, что может некоторые детали объекта или предмета просто додумать самостоятельно, получив хотя бы минимум информации. Представление воображения позволяет отобразить то, чего никогда не видел, к примеру, не многие бывали в тропиках, зато практически все видели фотографии, и на основании этого человеческое воображение вполне способно задействовать воображение и достаточно реалистично сформировать представление о них.

Собственно чем больше человек видит, слышит, читает, чем больше он интересуется, тем более реалистичные картинки в дальнейшем может создать воображение.

При этом стоит понимать, что такая активность благотворна не только для воображения, но еще и для остальных психологических процессов, участвующих в познавательной деятельности. Например, для памяти, интеллекта, творческих способностей.

Развивайте и тренируйте способность представлять — это один из трех фундаментальных основ здорового интеллекта!

Данная статья входит в цикл статей о памяти.

Часть первая [Вы прочитали её выше] Что такое представление в психологии

Часть вторая Индивидуальные особенности формирования представлений

Часть третья Функции представления в психологии человека

Часть четвертая Индивидуальные особенности представления в психологии человека

Определение и основные характеристики представления

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы.

Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд.

Представления воображения формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики.

Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать.

Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы.

В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др. ), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.

Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную.

Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности.

Следующая функция представлений — настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о представлениях математических, географических, технических, музыкальных и т. д.; 2) по степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.

Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием.

Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Суть музыкальных представлений главным образом заключается в представлении о соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими соотношениями.

Другой класс представлений — двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц.

Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы двигательно представим себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Следовательно, без двигательных представлений мы вряд ли могли бы пользоваться речью и общение друг с другом было бы невозможным.

Необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений — пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно.

Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами — образами пространства, так как одну сторону действительности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда — двигательный компонент. Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности.

Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов. Следует также отметить, что все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека.

Произвольные представления — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа.

Вам также может быть полезна лекция «Движение подземных вод».

К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида. Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова.

Цифры им запоминаются также в виде слухового образа. Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала.

Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления.

При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях.

Один путь — это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. Другой путь — путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, и отображают целую группу предметов и явлений.

внутренних представлений объектов – Zililab

Главная / Исследования / Внутренние представления объектов

Природа или характеристика внутренних представлений, возможно, является «Святым Граалем» в когнитивной психологии. Нас интересуют аспекты визуального восприятия внутренних представлений, сосредоточив внимание на том, как трехмерные геометрические фигуры представлены в мозгу. В частности, мы задаем вопрос:

В какой степени зрительная система способна конструировать представление объекта из оптического стимула, которое максимизирует вероятность того, что он будет успешно распознан при повторном столкновении?

Например, после того, как вы встретите кого-то в первый раз, как мозг запоминает лицо, чтобы вы могли узнать его/ее в следующий раз? Прическа человека, макияж, угол обзора и почти наверняка условия освещения будут другими, но обычно это не мешает нам узнать человека. Почему? Как мозг запоминает лицо? Какова природа запоминаемой информации?

 Вопрос о природе репрезентации внутренних форм в зрительной памяти был предметом длительных и временами горячих споров в области зрительного познания. Одна школа мысли постулирует, что представление объекта основано на внешнем виде, на представлении или на изображении — что-то вроде теории образцов в литературе по концепциям и категоризации. Это имеет экспериментальную поддержку; изображение объекта, идентичное ранее увиденному изображению, почти всегда лучше распознается, чем если бы новое изображение каким-то образом отличалось.

То, что мы делаем, можно описать двумя способами. Во-первых, мы хотим показать, что иногда идентичное изображение на самом деле

труднее распознать, чем если бы объект был представлен несколько иначе. Во-вторых, и это более важно, мы считаем, что восприятие — это процесс абстракции, а , а не — просто процесс записи моментальных снимков объекта или лиц. Это связано с тем, что, как упоминалось ранее, объект с гораздо большей вероятностью будет выглядеть иначе, чем тот же самый в следующий раз. Поэтому интуитивно понятно, что зрительная система представляет более стабильные и внутренние аспекты формы. Например, если вы видите фотографию с разбрызганной на нее краской, вы, скорее всего, проигнорируете краску в своем представлении фотографии в памяти.

 Итак, как мы продемонстрируем эту интуицию в лаборатории? Основная идея заключается в том, что представленное исходное изображение обеднено. В случае фотографии с брызгами краски мы бы назвали фотографию «частично закрытой». Окклюзия дает зрительной системе возможность работать усерднее, чтобы закодировать соответствующую информацию в памяти. Первый класс объектов, которые мы использовали, — это лица, поскольку у зрительной системы есть сильные ожидания относительно того, как должно выглядеть закрытое пятно лица на основе видимой части лица (Керстен, 19 лет).87). Во время тестирования предъявляется либо то же изображение лица, либо изображение того же лица, но с меньшей окклюзией. Испытуемые-люди показали лучшую точность распознавания и чувствительность различения, когда тестовое изображение отличалось (меньше окклюзии), чем когда оно было идентично исходному изображению.

Впоследствии мы также показали, что это верно для природных сцен и китайских иероглифов.

 Интересно, что чем меньше окклюзия, тем лучше. Распознавание улучшилось с уменьшением окклюзии (изображение уменьшающейся капли краски), но только до определенной степени. На самом деле это имеет большой смысл, потому что зрительная система может лучше вывести (или «угадать») закрытую информацию, когда она находится ближе к границе перекрытия — когда она находится рядом с незакрытой информацией, чем в противном случае. Следовательно, зрительная система « мудро», чтобы держать эту неопределенность под контролем и не представлять область глубоко внутри окклюзии с неверным предположением. Эта линия рассуждений может быть сформулирована и была сформулирована в статистическом выводе. Другими словами, мы можем не только понять результаты, мы также можем количественно оценить степень, в которой достигается перцептивная абстракция. Это даст нам лучшее представление о том, насколько точно форма объекта представлена ​​зрительной системой и, в некоторой степени, почему.

 В настоящее время мы изучаем другие аспекты перцептивной абстракции в ряде ситуаций, например, когда лицо искажено и когда изображение размыто (низкая контрастность).

Рисунок: Когда мы смотрим на лицо, частично закрытое квадратами разного размера, у всех нас есть разумное представление о том, как выглядит этот человек. Наверняка все мы знаем, как выглядит человеческое лицо. Но здесь действуют более фундаментальные свойства осмысленного образа.

Под осмысленным изображением мы просто подразумеваем, что оно не является случайным. Например, если генерируется случайное изображение, в котором цвет и яркость пикселя полностью независимы от любого из соседних пикселей, то абсолютно невозможно предсказать, как должен выглядеть закрытый пиксель. На более значимой фотографии с объектами и сценами все более предсказуемо в том смысле, что цвет и яркость пикселя можно разумно предсказать по цветам и яркости соседних пикселей. На самом деле, чем ближе соседние пиксели, тем лучше будет предсказание.

Человеческий глаз все время делает что-то очень похожее. Например, у всех нас есть слепое пятно на сетчатке, где нет фоторецепторов, потому что все кабели сетчатки перед фоторецепторами должны пройти через это пятно, чтобы пройти за глаз. Есть также кровеносные сосуды перед сетчаткой, но мы их никогда не видим.

Наши исследования выходят за рамки этого. Мы предполагаем, что наша зрительная память или то, как формируется наш мысленный образ, проходит через аналогичный процесс. Мы также сделали следующее контринтуитивное предсказание. После того, как будет видно частично закрытое изображение, участники будут настаивать на том, что они действительно видели более чистую версию изображения, и узнают более чистую версию лучше, чем исходное изображение. Это то, что мы действительно нашли.

Угадывание того, что скрывается за окклюзией, или, в более общем смысле, вывод о том, что недоступно напрямую с помощью органов чувств, неизбежно сопряжено с определенным риском. Это потому, что зрительная система не должна переусердствовать и сделать большую ошибку.

Следовательно, как следует балансировать между разумным предположением и одновременной верностью сенсорным данным? Это одно из активных исследований, которое мы проводим в лаборатории.

Дэн Райдер, Проблемы репрезентации I: природа и роль

Дэн Райдер

Введение Есть некоторые исключения, которые мы увидим ниже, но практически все теории психологии и когнитивистики используют понятие репрезентации. Возможно, народная психология тоже торгует репрезентациями или, по крайней мере, сильно намекает на их существование. В психологической и философской литературе обсуждается множество разных вещей, которые являются кандидатами на репрезентативность. Во-первых, это пропозициональные установки – убеждения, суждения, желания, надежды и т. д. (см. гл. 9).и 17 настоящего тома). Если пропозициональные установки являются репрезентациями, то они являются репрезентациями на уровне личности — суждение о том, что солнце яркое, принадлежит Иоанну, а не его субличной части. Напротив, репрезентации краев в V1 коры головного мозга, о которых говорят нейробиологи, и символические репрезентации «переходов через нуль» Дэвида Марра в раннем зрении (Marr 1982) находятся на «подличностном» уровне — они относятся к частям или состояния человека (например, нейронные части или вычислительные состояния зрительной системы).

Еще одно важное различие часто проводится между перцептивными, когнитивными и ориентированными на действие репрезентациями (например, моторными командами). Другой контраст лежит между «сохраненными представлениями» (например, воспоминаниями) и «активными представлениями» (например, текущим состоянием восприятия). С этим связано различие между «диспозиционными репрезентациями» и «происходящими репрезентациями». Убеждения, которые в настоящее время не поддерживаются, являются диспозиционными, т.е. ваша вера в то, что Соединенные Штаты находятся в Северной Америке — без сомнения, у вас была эта вера две минуты назад, но вы не обращались к ней сознательно, пока не прочитали это предложение. Возникающие представления, напротив, являются активными, сознательными мыслями или восприятиями. Это приводит нас к еще одному важному различию: 1) между сознательными и бессознательными ментальными репрезентациями, некогда странно звучащему различию, которое стало привычным со времен Фрейда (см. главу 4 этого тома).
Я упомянул об этих различиях в самом начале, чтобы дать вам некоторое представление о диапазоне явлений, которые мы будем рассматривать, и подготовить почву для нашей центральной «проблемы репрезентации»: что такое ментальная репрезентация и как мы ее реализуем? решить, есть ли они? Мы знаем, что существуют разного рода публичные представления: слова, карты, изображения и т. д.

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

Посмотреть на PhilPapers

Дэн Райдер

Университет Британской Колумбии

Дата архивации: 21 ноября 2015 г.
Просмотреть все версии

Вычисления и представления, Разное в философии когнитивных наук

Репрезентация в когнитивной науке в философии когнитивной науки

Репрезентация в нейронауке в философии когнитивной науки

Концепция репрезентации в философии сознания

Разновидности репрезентации в философии сознания

Добавить ключевые слова

Добавлено в PP
23 июня 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *