Причины хамства: Причины, психология и проблема хамства

Содержание

Причины, психология и проблема хамства

Это произведение —  в ряду аналогичных — первоначально было опубликовано Л.Е. Пинским в парижском журнале «Синтаксис» под псевдонимом Н. Лепин:

«Памяти Хама, сына Ноева, или парафраз на тему Ветхого Завета. Библейский рассказ о Хаме, втором сыне патриарха Ноя, — это подлинная парадигма всякого хамства как явления антикультуры. Своего рода «пролегомены к возможной в будущем науке хамоведения».

Основные моменты:

1. Эпизод с Хамом завершает рассказ о всемирном Потопе. Хамство выступает на арену истории после некоего великого кризиса, после выхода жизни из традиционной колеи — при закате старой эры и переходе к новой.

2. Житейски это выражается в ослаблении культурных перегородок в более близком сопрокосновении — в быту — скотов с людьми, «чистых» с «нечистыми», в некоем уравнении  жизненных условий. Сто пятьдесят дней совместной жизни семьи Ноя со всеми животными в одном ковчеге подготовили выступление Хама.

3. Социальная почва хамства, однако, не только в материально трудных условиях кризисного перелома, но и в наступающих затем (или одновременно) материально благоприятных показателях начинающегося «прогрессивного подъёма». Земля была утучнена длительным потопом, «Ной начал возделывать землю и посадил виноградник» (ст. 20), который обильно плодоносил. Ной попробовал — по-видимому, впервые в истории гастрономии — вина и «выпил он и опьянел» (ст. 21). Рост «потребления», расцвет «потребительского» общества, вызванный «материальным подъёмом», — важная социальная предпосылка хамства.

4. Но дело не только в социально-материальном. Социальный кризис снизу сопровождается — и это не менее важно — моральным упадком сверху. Расцвет «потребления», «реабилитация плоти» порождают некоторую «духовную беспечность» — и распущенность. Ной «лежал обнаженный в шатре своём» (ст. 21) — в самом неприглядном виде. В культуре все начинается сверху, с культурных верхов. Рыба тухнет с головы.

5. И тут на сцену выходит Хам. «И увидел Хам наготу отца своего» (ст. 22). Хам приходит к потрясающему открытию: у папы патриарха между ногами те же штучки, что и у нас с братьями, те же, что я, Хам, не раз видел в ковчеге у всех скотов. Между нами, между людьми и скотами — право, никакой существенной разницы. Ведь в этих штучках — начале всех начал — всё. Остальное только «надстройки» на биологическом базисе. Все равны — и должны быть во всём уравнены! В абсолютном эгалитаризме — вся культурология хамства, прежде всего — политика и этика хамства.

6. И его эстетика. «И вышедши рассказал двум братьям своим» — побежал первым делом поделиться замечательным своим открытием. И впрямь, что может быть интереснее?! Эротический рассказ, неприличный анекдот, матерное ругательство — есть ли на свете что-нибудь занимательнее, увлекательнее? Поистине до наших дней неисчерпаемая тема общения (особенно устного, живого) для потомков Хама — во всех кругах общества.

7. Но братья не оценили открытия Хама. «Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад и они не видели наготы отца своего» (ст. 22). Начало культуры — стыд. Об этом сказано ещё в третьей главе Книги Бытия: лично «Господь Бог сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (ст. 21). Противоположность (стыдящийся человек) — это Хам, человек Бесстыдный. Суть культуры — культ, уважение, благоговение. Для патриархального общества — прежде всего перед патриархом, перед родителями.

8. В этом мифе о сыновьях Ноя всё полно парадигматического значения — вплоть до возрастно-переходного места Хама между его братьями старшим Симом и младшим Иафетом. Ибо Хам — существо межеумочное, в культурном обществе — деклассированные. Как правило, социальная база Хама (о чём знали ещё древние римляне) — это «деревня в городе». Район Хама, его местожительство — пригород, Хам — человек пригородный: мораль патриархальная (деревенская) утрачена, а культурная («городская») ещё не усвоена. Хам — опасный полузнайка, Хам — вечный профан ( — «предхрамный»), вечно «непосвящённый», непричащённый, «беспричастный», духовный недоносок, недоучка. Но самоуверенности и готовности других поучать — хоть отбавляй.

9. И пусть сам Хам фанатически настаивает на своей универсальности («все равны»), в иерархии культурной жизни — а культура по природе иерархична, раз личность — это степень культуры, — место Хама, пока он Хам — всегда внизу: «раб рабов братьев своих», как предсказал и заповедал, проснувшись, патриарх-отец. На самой низшей ступени. Жесткие регламенты для Хама — прежде всего необходимы самому Хаму, вечному недоумку, недорослю культуры. И, разумеется, жизненно необходимы также обществу, породившему Хама».

Н. Лепин, Парафразы и памятования, в Сб.: «Сумма» — за свободную мысль, СПб, Изд-во журнала «Звезда», 2002 г., с. 614-616.

Какие причины хамства и как реагировать на него?

Иногда приходится сталкиваться с хамством в разных местах и с разными людьми. В чем может быть причина хамства? Как в разных ситуациях на него реагировать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *