Приемы структурирования текста: 7 приемов яснее мыслить и убедительнее писать

7 приемов яснее мыслить и убедительнее писать

Экспертный контент в маркетинге

Книга Светланы Ковалёвой

Проблемы со структурой текста отражают проблемы с мышлением автора. Как он мыслит, так и пишет. Но это работает и в обратную сторону: научившись ясно и понятно излагать мысли в тексте, мы учимся яснее мыслить.

За год я читаю и даю обратную связь по текстам пары сотен людей. Это студенты курсов, сотрудники моего агентства, кандидаты на вакансию контент-маркетолога. Я их подбираю, когда строю отдел контент-маркетинга для своих заказчиков. Есть у меня такая услуга.

Эта пара сотен людей пишет тексты в качестве домашнего задания или тестового. И в половине из них есть проблемы со структурой.

Как структура влияет на понимание текста

Хороший текст — это текст, который легко запомнить и пересказать, прочитав один раз. В таком тексте есть скелет — структура, на которую автор наложил фактуру — мясо текста.

Даже просто пробежавшись глазами по подзаголовкам, читатель сможет понять:

  1. О чем текст;
  2. Будет ли статья понятна и полезна;
  3. Стоит ли тратить свое время на чтение.

Сразу видно, что это плохой текст. Автор выплеснул поток сознания без какой-то логики и структуры. Скорее всего он сам не до конца понимает, что хочет сказать и чего ждет от читателя.

Так бывает, когда автор берет мысли из головы или факты из брифа (то самое мясо), и начинает лепить из них текст, как ему муза подскажет. Проблема в том, что читателю муза на ухо не шепчет, и разобраться в мыслях автора ему будет сложно. Гораздо проще закрыть страницу и пойти дальше.

Как помогает правильная структура

1. Облегчает нагрузку на мозг читателя.

Все любят с горочки кататься, но мало кто — саночки возить. Так и читатель не любит тратить энергию на переваривание текста. Если мозгу тяжело, читатель уйдет, даже если контент супер-полезный. А если легко — дочитает до конца.

Снизить нагрузку помогают:

  • единообразие в структуре,
  • повторяющийся ритм подзаголовок/абзац/пробел,
  • порядок в навигации: в любом месте статьи понятно, где ты находишься.

2. Позволяет сделать транзитивные подзаголовки

Это заголовок, который передает суть, квинтэссенцию абзаца одной фразой. Он помогает читателю понять, о чем текст и стоит ли его читать.

Например: Яблоко ред чиф переехало в Крым и повысило удовлетворенность жизнью на 58%.

3. Работает на SEO

Поисковые системы выше ранжируют сайт, если на нем соблюдена вложенность заголовков Н1, Н2, Н3.

4. Показывает дыры в логике повествования

Когда у вас кирпич текста, вы не сможете понять, в какой его части проблема. Если вы пишете по структуре, то вам придется написать подзаголовок, а значит:

  • Решить, про что этот абзац, и какая мысль в нем — главная.
  • Добавить логическую связь, переход от одного абзаца к другому.

В отличие от потока сознания, структурированный текст легко пересказать. Это верный признак хорошего, понятного и убедительного текста.

7 приемов сделать текст логичнее

  1. Ставьте новый подзаголовок каждые 400-500 знаков

Так вы прочитаете подзаголовки, увидите структуру текста, сможете найти нелогичные переходы и исправить их. Если вы не можете придумать подзаголовок для абзаца, значит в нем нет главной мысли. Абзац надо перенести или удалить.

А еще это поможет читателю ориентироваться в тексте: он сможет сразу перейти к интересующим его тезисам.

2. Делайте заголовки единообразным

Если подзаголовок не похож на предыдущие, возможно, есть пробел в логике. Абзац надо перенести или удалить.

Если вы хотите делать экспертный контент, но у вас нет контент-отдела или он работает не так, как вам нужно, вы можете обратиться ко мне.

Я могу помочь 3-мя способами: научить, сделать за вас или построить отдел контент-маркетинга.

Подробнее

3. Оформляйте перечисления списком.

Это визуально разгрузит текст, его станет легче «переварить». Если в перечислении встречается одно и тоже слово, выносите его за скобки. Так читателю их легче воспринимать, они не утомляют мозг и делают текст понятнее.

4. Перечисляйте однородные вещи, а не красный, зеленый, круглый, мокрый

Чтобы понять, почему вы поставили в один ряд разные вещи, нужно будет напрячься. Читатель устанет и уйдет, не дочитав.

5. Пишите тексты в Google Docs и сразу используйте форматирование.

На полях слева вы увидите структуру документа и заметите, если с ней что-то не так.

6. Вам не обязательно сразу давать название каждому абзацу.

Если вы еще набираете фактуру, отформатируйте как Н2 слово «Подзаголовок». Так вы на этапе фундамента текста заложите правильную структуру.

7. Проверяйте уровни вложенности: у h4 всегда есть материнский Н2.

Если вы пытаетесь по какой-то причине «перепрыгнуть» на уровень ниже, помните, скорее всего читатель не поймет такой структуры.

h2 Как за два года увеличить количество лидов в 10 раз, сократив долю рекламных расходов

h3 Какую задачу нам поставили
h3 Какие ошибки мы вскрыли

h4 Кампании неправильно сгруппированы
h4 Неполное семантическое ядро
h4 Нет УТП в заголовках

h3 Как мы все поменяли

Резюме

  1. Пишите тексты с ясной и логичной структурой. Они будут понятны читателю, и он захочет дочитать их до конца. Чужой поток сознания никому не интересен.
  2. Структурировать текст — не талант, а навык, который приходит с практикой. Чтобы стать хорошим копирайтером, его надо тренировать. Решайте логические задачки — это тоже помогает. Например, такие.
  3. Навести порядок в тексте можно с помощью моего чек-лист по редактуре текста. Его отдает чат-бот.

7 приемов яснее мыслить и убедительнее писать

Экспертный контент в маркетинге

Книга Светланы Ковалёвой

Проблемы со структурой текста отражают проблемы с мышлением автора. Как он мыслит, так и пишет. Но это работает и в обратную сторону: научившись ясно и понятно излагать мысли в тексте, мы учимся яснее мыслить.

За год я читаю и даю обратную связь по текстам пары сотен людей. Это студенты курсов, сотрудники моего агентства, кандидаты на вакансию контент-маркетолога. Я их подбираю, когда строю отдел контент-маркетинга для своих заказчиков. Есть у меня такая услуга.

Эта пара сотен людей пишет тексты в качестве домашнего задания или тестового. И в половине из них есть проблемы со структурой.

Как структура влияет на понимание текста

Хороший текст — это текст, который легко запомнить и пересказать, прочитав один раз. В таком тексте есть скелет — структура, на которую автор наложил фактуру — мясо текста.

Даже просто пробежавшись глазами по подзаголовкам, читатель сможет понять:

  1. О чем текст;
  2. Будет ли статья понятна и полезна;
  3. Стоит ли тратить свое время на чтение.

Сразу видно, что это плохой текст. Автор выплеснул поток сознания без какой-то логики и структуры. Скорее всего он сам не до конца понимает, что хочет сказать и чего ждет от читателя.

Так бывает, когда автор берет мысли из головы или факты из брифа (то самое мясо), и начинает лепить из них текст, как ему муза подскажет. Проблема в том, что читателю муза на ухо не шепчет, и разобраться в мыслях автора ему будет сложно. Гораздо проще закрыть страницу и пойти дальше.

Как помогает правильная структура

1. Облегчает нагрузку на мозг читателя.

Все любят с горочки кататься, но мало кто — саночки возить. Так и читатель не любит тратить энергию на переваривание текста. Если мозгу тяжело, читатель уйдет, даже если контент супер-полезный. А если легко — дочитает до конца.

Снизить нагрузку помогают:

  • единообразие в структуре,
  • повторяющийся ритм подзаголовок/абзац/пробел,
  • порядок в навигации: в любом месте статьи понятно, где ты находишься.

2. Позволяет сделать транзитивные подзаголовки

Это заголовок, который передает суть, квинтэссенцию абзаца одной фразой. Он помогает читателю понять, о чем текст и стоит ли его читать.

Например: Яблоко ред чиф переехало в Крым и повысило удовлетворенность жизнью на 58%.

3. Работает на SEO

Поисковые системы выше ранжируют сайт, если на нем соблюдена вложенность заголовков Н1, Н2, Н3.

4. Показывает дыры в логике повествования

Когда у вас кирпич текста, вы не сможете понять, в какой его части проблема. Если вы пишете по структуре, то вам придется написать подзаголовок, а значит:

  • Решить, про что этот абзац, и какая мысль в нем — главная.
  • Добавить логическую связь, переход от одного абзаца к другому.

В отличие от потока сознания, структурированный текст легко пересказать. Это верный признак хорошего, понятного и убедительного текста.

7 приемов сделать текст логичнее

  1. Ставьте новый подзаголовок каждые 400-500 знаков

Так вы прочитаете подзаголовки, увидите структуру текста, сможете найти нелогичные переходы и исправить их. Если вы не можете придумать подзаголовок для абзаца, значит в нем нет главной мысли. Абзац надо перенести или удалить.

А еще это поможет читателю ориентироваться в тексте: он сможет сразу перейти к интересующим его тезисам.

2. Делайте заголовки единообразным

Если подзаголовок не похож на предыдущие, возможно, есть пробел в логике. Абзац надо перенести или удалить.

Если вы хотите делать экспертный контент, но у вас нет контент-отдела или он работает не так, как вам нужно, вы можете обратиться ко мне.

Я могу помочь 3-мя способами: научить, сделать за вас или построить отдел контент-маркетинга.

Подробнее

3. Оформляйте перечисления списком.

Это визуально разгрузит текст, его станет легче «переварить». Если в перечислении встречается одно и тоже слово, выносите его за скобки. Так читателю их легче воспринимать, они не утомляют мозг и делают текст понятнее.

4. Перечисляйте однородные вещи, а не красный, зеленый, круглый, мокрый

Чтобы понять, почему вы поставили в один ряд разные вещи, нужно будет напрячься. Читатель устанет и уйдет, не дочитав.

5. Пишите тексты в Google Docs и сразу используйте форматирование.

На полях слева вы увидите структуру документа и заметите, если с ней что-то не так.

6. Вам не обязательно сразу давать название каждому абзацу.

Если вы еще набираете фактуру, отформатируйте как Н2 слово «Подзаголовок». Так вы на этапе фундамента текста заложите правильную структуру.

7. Проверяйте уровни вложенности: у h4 всегда есть материнский Н2.

Если вы пытаетесь по какой-то причине «перепрыгнуть» на уровень ниже, помните, скорее всего читатель не поймет такой структуры.

h2 Как за два года увеличить количество лидов в 10 раз, сократив долю рекламных расходов

h3 Какую задачу нам поставили
h3 Какие ошибки мы вскрыли

h4 Кампании неправильно сгруппированы
h4 Неполное семантическое ядро
h4 Нет УТП в заголовках

h3 Как мы все поменяли

Резюме

  1. Пишите тексты с ясной и логичной структурой. Они будут понятны читателю, и он захочет дочитать их до конца. Чужой поток сознания никому не интересен.
  2. Структурировать текст — не талант, а навык, который приходит с практикой. Чтобы стать хорошим копирайтером, его надо тренировать. Решайте логические задачки — это тоже помогает. Например, такие.
  3. Навести порядок в тексте можно с помощью моего чек-лист по редактуре текста. Его отдает чат-бот.

Что такое структура текста? (Видео)

Организационные методы структурирования текста


Посмотреть это видео на YouTube

Расшифровка

Авторы организуют свое письмо в зависимости от цели своего текста. Пять основных методов, которые авторы используют для структурирования своего текста, — это причина и следствие, сравнение и противопоставление, хронологический порядок, индуктивное представление идей и дедуктивное представление идей.

Причина и следствие

Причина и следствие представляют собой причины, по которым что-то произошло. Например, если бы я сказал: «Если вы поздно ляжете спать, то устанете», причина — поздно ложиться спать, а следствие — усталость.

В статье о причинно-следственных связях вы будете постоянно объяснять, почему что-то произошло, и следствия этой конкретной причины.

Сравните и сопоставьте

Сравните и сопоставьте, в письме обсуждаются сходства и различия. Он расскажет, чем две вещи похожи и чем они отличаются. Они также могут показаться «за» и «против», где вы найдете плюсы двух вещей и минусы двух вещей.

Например, если бы я сказал в качестве тезиса: «Те, кто разбирается в технологиях, все еще спорят о том, что лучше — DVD или Blu-ray», — автор мог бы пройти и описать все сходства между DVD. и Blu-ray и все различия между DVD и Blu-ray дисками. В конце концов, вы можете решить, какой из них лучше, потому что они просто сравнивают и противопоставляют два.

Хронологический порядок

Хронологический порядок представляет информацию в том порядке, в котором она произошла. Он начинается с самого начала и работает до конца. Хорошим примером произведений в хронологическом порядке являются биографий . Вы начинаете всякий раз, когда кто-то рождается, вы проходите через его детство, взрослую жизнь и события, приведшие к его смерти. Книга построена так, чтобы описывать события именно в том порядке, в котором они происходили в хронологическом порядке во времени.

Индуктивная презентация

Индуктивное изложение идей начинается с конкретных примеров и переходит к общему заключению. Если бы я хотел убедить вас в том, что сдавать кровь — это хорошо, я бы начал с множества конкретных примеров или причин, почему сдавать кровь — это хорошо, а затем сделал общий вывод: сдавать кровь нужно всегда.

Дедуктивное представление

Дедуктивное представление идей будет противоположным этому. Он начинается с этого вывода (Вы всегда должны сдавать кровь), а затем он объясняет подтверждающие примеры. Я бы привел вам примеры или причины, перечисляющие преимущества донорства крови. Вы можете видеть, что они противоположны. Важно помнить разницу: индуктивная система перечисляет их все и делает в конце общий вывод.

Дедуктивный метод похож на деление. Вы начинаете с одного большого вывода и делите его на множество дополнительных деталей или примеров.

Всякий раз, когда вы пытаетесь организовать свое собственное письмо или пытаетесь выяснить цель авторского письма, попытайтесь выяснить, каков был метод организации, и это может помочь вам понять общую цель текста.

 

Академия Mometrix – Главная

606263

5 Типы информационных текстовых структур

Подавляющее большинство текстов написано для одной или нескольких из этих трех целей:

  • Чтобы привести аргумент
  • Информировать
  • Рассказать историю

Для достижения этих целей авторы используют одну или несколько из следующих 5 текстовых структур:

  • Описание
  • Последовательность/Инструкция/Процесс
  • Причина/Следствие
  • Сравнить/сопоставить
  • Проблема/решение

Учащиеся должны уметь распаковывать эти 5 текстовых структур и изучать их компоненты, чтобы полностью понимать и анализировать информационные тексты, независимо от того, читают ли они учебники, новостные статьи или литературные научно-популярные произведения.

1. Описание

Это довольно просто. Тексты, использующие эту структуру, просто что-то описывают. За некоторыми исключениями, эти тексты также содержат множество подробностей о том, что они описывают.

Текст, использующий эту структуру, может также:

  • Рассказывать вам, почему что-то описывается
  • Расскажите, почему описанная тема важна
  • Приведите примеры описанной темы (тем)

Описательные тексты повсюду — в романах, научно-популярных произведениях, новостных статьях, научных учебниках — что имеет смысл, поскольку весь смысл описания заключается в представлении информации.

2. Последовательность/Инструкция/Процесс

Эта текстовая структура предназначена для нескольких целей:

  • Последовательные инструкции (Шаг 1, Шаг 2, Шаг 3; сделайте это, затем сделайте то и, наконец, сделайте это)
  • Хронологические события (Это случилось, потом это случилось, потом это случилось и т. д.)
  • Аргументы, в которых используются доказательства в поддержку утверждения (представление доказательств от наименее убедительных к наиболее убедительным)

Когда учащиеся читают или пишут текст с такой структурой, порядок имеет ключевое значение. Тексты, использующие этот формат, обычно не представляют никаких событий или инструкций не по порядку, поскольку это затруднило бы выполнение его указаний.

В качестве нелепого примера представьте себе рецепт торта, в котором предварительный разогрев духовки является последним этапом. Это было бы просто запутанно и странно. Плохо написанные инструкции просто не стоят вашего времени.

Вот неисчерпывающий список слов и фраз, которые указывают, что текст следует структуре текста последовательности/инструкции/процесса:

после до во время ранее
в итоге наконец первый из
как по заказу последний тем временем
следующий сейчас до в то время как

3. Причина/Следствие

Текстовые структуры Причина/Следствие объясняют, в общем, причины и следствия. Звучит довольно просто! Но работы, в которых используется эта структура, могут стать сложными, когда следствие имеет несколько причин (или наоборот).

Студенты столкнутся со сложными примерами причинно-следственной связи при чтении исторических текстов. Многие исторические события имели более одной причины, и все они были связаны таким образом, что разобраться в них может быть трудно.

Вот неполный список слов и фраз, указывающих на то, что текст следует структуре текста причина/следствие:

потому что причина привело к причина
соответственно эффект результат следствие

4. Сравнение/сопоставление

Эта текстовая структура включает в себя сравнение нескольких вещей, показывающее, чем они похожи и чем отличаются.

Убедитесь, что ваши ученики знают, что противопоставление двух или более вещей не обязательно означает их определение как хороших или плохих. Сравнения просто отражают различия; следовательно, одна вещь может иметь как положительные, так и отрицательные черты.

Вот неисчерпывающий список слов и фраз, указывающих на то, что текст следует структуре текста сравнения/сопоставления:

аналогично также оба сопоставимый
даже общий так же, как аналогичный
хотя но несмотря на
разница
однако вместо иначе в отличие от

5. Проблема/Решение

Эта текстовая структура состоит из двух частей:

  • Автор определяет проблему
  • Автор подробно описывает решение этой проблемы

Проблема/Решение может иметь очень сложную текстовую структуру, так как требует использования и других структур. Понятно, что автору нужно описать проблему. Автор, вероятно, также объяснит причины и следствия проблемы, чтобы привести доводы в пользу их решения. Включает ли реализация авторского решения выполнение ряда конкретных шагов? Это связано с другой структурой. Что, если автор захочет упомянуть другие потенциальные решения, а затем объяснить, почему их решение является лучшим? О, привет, Сравните/Контрастируйте!

Здесь, как и в любом тексте, в котором автор приводит аргумент, важно то, что автор использует только ту информацию, которая необходима для выдвижения аргумента или опровержения контраргументов. Когда учащиеся изучают текст, в котором используется текстовая структура Проблема/Решение, они должны изучить как минимум две вещи: аргумент в целом и его отдельные компоненты.

Знание того, что аспекты других текстовых структур могут появиться в задаче/решении, поможет учащимся изучить отдельные компоненты аргумента. Вот почему очень важно, чтобы учащиеся понимали и могли анализировать остальные четыре структуры, если вы хотите, чтобы они могли эффективно исследовать проблему/решение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *