37. Основные приемы воображения.
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.
Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).
Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.
Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов.
Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.
Типизация— прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).
Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).
Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.
Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.
Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Человеческая речь выполняет целый ряд функций
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:
Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.
56. Виды и приемы воображения. Шпаргалка по общей психологии
56. Виды и приемы воображения. Шпаргалка по общей психологииВикиЧтение
Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич
Содержание
56. Виды и приемы воображения
Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.
Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:
1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;
2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;
3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.
Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.
Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое.
Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.
Приемы творческого воображения:
1) агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;
2) аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;
3) акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;
4) преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.
49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.
Мост воображения
Мост воображения Арабское слово «толкование», табир, буквально означает «переход, переправа». Настоящий толкователь сновидений (муаббир) – тот, кто «переходит от ограниченных образов сохранившегося в памяти сновидения на более глубокие уровни его значения и к более
Месть воображения
Месть воображения Большевистская революция и тоталитаризм загнали тех, кто интересовался снами, в подполье. Теперь безопасным способом написания книг о сновидениях стало только участие в одобренных государством исследованиях фольклора и народного искусства, а также
Развитие воображения
Развитие воображения Уже давно замечено, что тот, кто при недомогании психологически входит в образ здорового человека, быстро и эффективно поправляет свое здоровье. Основой является воздействие воображения. С его помощью вы можете развить в себе удивительныеПрирода воображения
Природа воображения Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно
Виды воображения
Виды воображения В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших
«Техника» воображения
«Техника» воображения Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования. Одним из таких приемов является
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Для улучшения способности формировать зрительное представление следует освоить методику вхождения в СК на глубину, позволяющую работать с заданной программой – в данном случае возражением. Развитое воображение (зрительное, вкусовое, болевое,
Использование воображения
Использование воображения Использование воображения при лечении тревоги было подробно описано в другой работе (Beck et al., 1985). Те же самые методы могут быть использованы при лечении расстройств личности, чтобы позволить пациенту снова пережить травмирующие события из
Краски воображения
Краски воображения Доводилось ли вам когда-либо предпринимать попытки настроить свой разум на выполнение какой-либо заведомо невыполнимой задачи, например: попытаться понять, что такое вечность или бесконечность; представить себе цвет, которого нет среди цветов радуги,
4.
Развитие воображения.4. Развитие воображения. «…Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т. е. от определенным образом организованной материи». «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…». Ощущения —
Сила воображения
Сила воображения С силой воображения вы уже очень хорошо знакомы и умеете ее применять для программирования своих целей. Но этот навык нужно постоянно тренировать и совершенствовать. Чем лучше будет работать ваше воображение, тем скорее исполнятся ваши мечты.К тому же
Сила воображения
Сила воображения Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина, он мужественно осушил чашу до дна.Вернувшись домой, он почувствовал страшные
Техника активного воображения: основные шаги
В этой статье вы прочтете о:
Карл Густав Юнг утверждал, что сны и другие бессознательные образы могут быть особенно яркими, когда эти образы пытаются проникнуть в сознание. В процессе активного воображения эти образы могут стать менее яркими и позволить содержимому бессознательного разумно интегрироваться с сознательным умом. Юнг предупреждал, что процесс активного воображения следует проводить осторожно, потому что он может вызвать разрыв с реальностью.
Активное воображение предназначено для того, чтобы вызвать состояние гипнагогии. Это состояние между сном и бодрствованием, когда человек может частично осознавать, что видит сон. Юнг (купите его книги на Амазонке) утверждал, что активное воображение может быть достигнуто естественным образом во время интенсивных состояний расслабления, например, когда вы слушаете историю или засыпаете.
Обретение фокуса
Когда мы начинаем медитировать, наш ум обычно очень активен и беспокоен, поэтому наш первый шаг — успокоить ум и удержать поток внимания.
Когда ум расслабляется, мы начинаем осознавать наш маленький луч внимания, который «наблюдает» все наши бегущие мысли, наш сознательный разум.
Сосредоточьтесь на сне
После того, как ум успокоился и мы чувствуем себя присутствующими, мы затем перемещаем наше внимание на образ из недавнего сна по нашему выбору.
Весь фокус в том, чтобы как можно дольше удерживать внимание на сновидении. Мы можем потерять внимание к более приземленным вещам, но когда это происходит, мы спокойно возвращаем его к образу сна.
Реклама
Позвольте бессознательному говорить
Когда мы фокусируемся на образе сна, мы вглядываемся в бессознательное. Чтобы «получить сообщение», которое бессознательное пытается передать нам через наш сон, нам нужно начать позволять бессознательному говорить через образ.
Для этого нам нужно ослабить фокус ровно настолько, чтобы бессознательное могло начать оживлять образ сна, но мы должны быть осторожны, чтобы не ослабить фокус слишком сильно, иначе мы можем быть поглощены мыслями о мирских вещах. снова.
Это решающий шаг, так как мы позволяем нашему бессознательному разуму говорить, мы можем вернуться к повествованию сна, или мы можем в конечном итоге поговорить с одним из персонажей сна. Персонажи сновидений могут олицетворять архетипические структуры, находящиеся в низших частях нашей психики, которые хотят, чтобы мы осознали конкретную информацию, которая может помочь нам в нашей жизни наяву. Очень полезно узнать больше об архетипах, таких как анима и анимус, тень, персона или мудрый старик.
Активное воображение и рекомендации книг по архетипам
C.G. Юнг – Архетипы и коллективное бессознательное
Джон А. Сэнфорд – Невидимые партнеры
К.Г. Юнг — Психология бессознательного
Кэрол С. Пирсон — Пробуждение героев внутри
Кларисса Пинкола Эстес — Женщины, которые бегут с волками
Энн и Барри Уланов — Трансформация сексуальности. Архетипический мир Анимы и Анимуса
К.Г. Юнг — Красная книга; Издание для читателей
Роберт А. Джонсон. Владение собственной тенью
Предыдущее
Следующее
Amazon Bookshelf
Иногда процесс общения с бессознательным может быть даже темным или странным, особенно если мы используем это чтобы понять кошмары, но это нормально, просто это то, с чем мы могли бы не столкнуться в прошлом. Это хороший момент, чтобы встретиться лицом к лицу со своими страхами и принять наши стремления. Мы не должны забывать, что конечная цель активного воображения, с точки зрения Юнга, состоит в том, чтобы помочь человеку начать и завершить свой собственный процесс индивидуации, который никогда не обещает быть легкой задачей (наоборот).
Какую бы форму ни приняло это «проявление», займитесь им и постарайтесь запомнить его как можно ярче, потому что четвертый шаг — воплотить его в жизнь.
Создание артефакта
Теперь пришло время писать, рисовать или рисовать то, что мы только что испытали в тишине нашего разума.
Цель здесь не в том, чтобы увлечься попыткой создать шедевр, а просто в том, чтобы превратить этот бессознательный образ в артефакт, который мы можем попытаться расшифровать на следующем шаге.
Любой, кто страдает от писательского ступора, может извлечь выгоду из скрытого бонуса активного воображения. Этот шаг — способ задействовать безумный творческий потенциал. Это также преподает важнейший урок создания первого и критики второго.
Рекомендации книг по активному воображению
Юнг об активном воображении
Барбара Ханна — Встречи с душой. Активное воображение, разработанное К.Г. Юнг
Искусство К.Г. Юнг
Процесс индивидуации и научная практика
C.G. Юнг — Красная книга; Издание для читателей
C.G. Юнг — Символы сновидений процесса индивидуации
Мария-Луиза фон Франц — Алхимическое активное воображение
Стефани Л. Стивенс — К.Г. Юнг и мертвые. Видения, активное воображение и бессознательное.
Дафна Додсон — Воображаемое воспоминание. Путешествие нашей души через память и воображение
Внутренняя работа. Приглашение к истинной свободе и непреходящему счастью
Том Холмс — Внутренние работы. Иллюстрированный путеводитель по вашей внутренней жизни
Книжная полка Amazon
Станьте своим собственным аналитиком
А теперь сделаем перерыв. Мы выходим из воображения и возвращаемся в нормальное сознание.
Когда мы готовы и заземлены, мы обращаемся к нашему интеллекту и видим, можем ли мы найти сообщение, содержащееся в произведении, которое мы только что создали.
Go Deeper
Попробуйте эту технику несколько раз, и когда вы достигнете комфортного уровня игры с ее различными концепциями, вы можете начать экспериментировать с различными изменениями, такими как:
- Сосредоточение внимания на чувстве во сне, а не на образе во сне — может помочь вам лучше соединиться с более глубокими чувствами, которые были подавлены или которые вы считаете неприемлемыми.
- Творите, используя пластилин, глиняную посуду или любой другой материал вместо бумаги. Различные материалы вызывают очень разные ощущения и часто требуют противоположных модальностей взаимодействия, что приводит к ослаблению защитных механизмов, которые мешают вам иметь более четкое представление. себя.
- Вербально общайтесь с персонажами, расставляйте акценты или создавайте другую сцену, которая кажется более подходящей для вашего взаимодействия.
Помните, что принцип всегда один и тот же: позволить бессознательному проявиться в сознании, а затем попытаться интегрировать его уроки, тем самым добившись важного прогресса в достижении того, что Юнг называл индивидуацией.
Реклама
Руководство по активному воображению — Льюис Коннолли
Священный символ яйца. Изображение из «Красной книги» Карла Юнга.
Активное воображение — это техника, разработанная Карлом Юнгом для доступа к бессознательному в бодрствующей жизни. Когда мы думаем о привлечении бессознательного, большинство из нас думают исключительно об анализе снов — процессе анализа наших снов и раскрытия того, чему они пытаются нас научить, в идеале с помощью обученного аналитика. Юнг считал, что наши сны состоят из материала нашего бессознательного.
Вы можете думать об этом так. Ваше бессознательное подобно отдельному автономному человеку, который живет внутри вас, который всегда слушает и наблюдает за всем, что вы делаете и говорите. Понятно, что иногда этот безмолвный свидетель может признать проблемы или возможности, которые вы (то есть ваше эго) упустили. Таким образом, этот безмолвный свидетель каждую ночь стремится общаться с вами через ваши сны, причем язык снов состоит из ассоциаций, символов, эмоционального заряда и т. д.
Хотя интерпретация сновидений является основным способом взаимодействия с бессознательным, Юнг также считал, что с бессознательным можно работать напрямую посредством того, что он называл активным воображением.
Эта техника начинается с расслабления ума. Юнг не дает конкретных указаний, как это сделать. Лично я считаю время перед сном наиболее благоприятным: мы чувствуем себя комфортно, расслаблены и можем позволить отвлечься от любых отвлекающих факторов в течение дня. Тогда мы начинаем с чего-то похожего на медитацию, мы пытаемся успокоить ум. Может быть полезно сосредоточиться на своем дыхании, сосредоточиться на ощущениях, которые мы ощущаем, когда тело вдыхает и выдыхает. В этом медитативном состоянии мы не пытаемся подавить свои мысли, мы просто позволяем им возникать; но мы их не задействуем, скорее, замечая их, мы мягко возвращаем внимание к дыханию.
Достигнув этого расслабленного состояния, мы можем приступить к активному воображению.
Прежде чем я углублюсь в эту кроличью нору и изучу, что это означает на практике, я должен сделать небольшое заявление об отказе от ответственности. Юнг часто говорил о том, что у них есть две половины жизни, первая половина — это то, где мы утверждаемся в мире, строим свою карьеру, наши семьи и сосредотачиваемся на окружающем мире. Во второй половине жизни мы можем обратить внимание на эти внутренние измерения себя, то есть проделать эту глубокую работу по привлечению бессознательного. Юнг считал, что выполнение этой более глубокой работы слишком рано, до достижения второй половины жизни, закрепления в мире и осознания того, кто мы есть в этом мире, может быть опасным. Я оставляю это на ваше усмотрение, но имейте в виду, что это упражнение подходит не всем.
Активное воображение начинается с образа. Может быть, образ, возникший у нас интуитивно, или образ из сна, что-то, что выделяется для нас как значимое. Все, что мы собираемся делать, это сидеть с этим изображением и наблюдать за тем, что происходит. Мы ждем спонтанных изменений. Как я уже говорил ранее, может быть полезно думать о бессознательном как об отдельной автономной личности, поэтому мы ждем, что это изменение произойдет не от нас, не от того, что мы можем захотеть наложить на образ, наших собственных мыслей. или будет, но скорее мы позволяем нашему молчаливому свидетелю произвести изменение. Это начало активного воображения.
Вместо простого изображения его можно расширить, чтобы охватить всю сцену из сна. Это то, что называется «мечтать о мечте вперед». Мы снова ждем, когда образы, диалоги, повествование сна развернутся сами по себе. Делая это, мы принимаем к сведению эмоциональный эффект этого контента. Точно так же, как может быть полезно вести записи своих снов в журнале сновидений (или записывать свои речи), точно так же ведите запись этого содержания по мере его создания. Делая это, мы развиваем более сильное ощущение различных аспектов самих себя, нашего эго (той части нас, сидящих за рулем), и нашего бессознательного, понимаемого как отдельное. Весь этот процесс, очерчивание различных аспектов нас самих, открытость тому, что сообщает бессознательное, — все это способствует тому, что Юнг называл «индивидуацией». Процесс осознания всего нашего Я. Процесс, позволяющий бессознательному войти в сознательное сознание.
Красная книга Юнга.
Сам Карл Юнг начал использовать эту технику примерно в 1913 году, когда ему было около тридцати восьми лет. Он назвал этот период своей «конфронтацией с бессознательным», периодом, когда он глубоко погрузился в свою богатую фантазию жизнь. Это включало детскую игру, рисование абстрактных работ и написание фантастических рассказов. Этот период внутренней работы в конечном счете завершился его тем, что Юнг назвал Liber Novus 9.0158, или, как его чаще называют, Красная книга. Красная книга была опубликована только в 2009 году, ее публикация ясно показала, что именно техника активного воображения находится в самом центре психологии Юнга.
Активное воображение проявляется по-разному у разных людей в зависимости от их личности (то есть их типологии). Это может найти выражение в таких средствах, как идеи или истории, для некоторых основное внимание уделяется изображениям, это могут быть картины, рисунки, это могут быть движения, танцы, театр, йога, это может быть первобытная игра в грязи или песке, это это может быть музыка, это может быть молитва, это может быть лепка или резьба по дереву.