Приемы воображения в психологии: Способы, признаки и функции воображения

37. Основные приемы воображения.

Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. К ним относятся: агглютинация, аналогия, акцентирование, типизация, придача и перемещение.

Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

Аналогия – это процесс создания нового, по сходству с известным. Так по аналогии с птицами человек изобрел летательные устройства, по аналогии с дельфином – каркас подводной лодки и т.д.

Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов.

Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

Акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения хорошо выделены отдельные черты характера, то писатель их подчеркивает еще больше.

Типизация— прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

Придача – заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему качества или функции (сапоги-скороходы, ковер-самолет).

Перемещение – субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.

Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.

Человеческая речь выполняет целый ряд функций

: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:

Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.

Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.

Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.

56. Виды и приемы воображения. Шпаргалка по общей психологии

56. Виды и приемы воображения. Шпаргалка по общей психологии

ВикиЧтение

Шпаргалка по общей психологии
Резепов Ильдар Шамильевич

Содержание

56. Виды и приемы воображения

Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое.

Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

1) агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

2) аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

3) акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

4) преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются

Мост воображения

Мост воображения Арабское слово «толкование», табир, буквально означает «переход, переправа». Настоящий толкователь сновидений (муаббир) – тот, кто «переходит от ограниченных образов сохранившегося в памяти сновидения на более глубокие уровни его значения и к более

Месть воображения

Месть воображения Большевистская революция и тоталитаризм загнали тех, кто интересовался снами, в подполье. Теперь безопасным способом написания книг о сновидениях стало только участие в одобренных государством исследованиях фольклора и народного искусства, а также

Развитие воображения

Развитие воображения Уже давно замечено, что тот, кто при недомогании психологически входит в образ здорового человека, быстро и эффективно поправляет свое здоровье. Основой является воздействие воображения. С его помощью вы можете развить в себе удивительные

Природа воображения

Природа воображения Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно

Виды воображения

Виды воображения В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие этих уровней определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На низших

«Техника» воображения

«Техника» воображения Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования. Одним из таких приемов является

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Для улучшения способности формировать зрительное представление следует освоить методику вхождения в СК на глубину, позволяющую работать с заданной программой – в данном случае возражением. Развитое воображение (зрительное, вкусовое, болевое,

Использование воображения

Использование воображения Использование воображения при лечении тревоги было подробно описано в другой работе (Beck et al., 1985). Те же самые методы могут быть использованы при лечении расстройств личности, чтобы позволить пациенту снова пережить травмирующие события из

Краски воображения

Краски воображения Доводилось ли вам когда-либо предпринимать попытки настроить свой разум на выполнение какой-либо заведомо невыполнимой задачи, например: попытаться понять, что такое вечность или бесконечность; представить себе цвет, которого нет среди цветов радуги,

4.

Развитие воображения.

4. Развитие воображения. «…Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т. е. от определенным образом организованной материи». «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира…». Ощущения —

Сила воображения

Сила воображения С силой воображения вы уже очень хорошо знакомы и умеете ее применять для программирования своих целей. Но этот навык нужно постоянно тренировать и совершенствовать. Чем лучше будет работать ваше воображение, тем скорее исполнятся ваши мечты.К тому же

Сила воображения

Сила воображения Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змееныша. Не желая обидеть хозяина, он мужественно осушил чашу до дна.Вернувшись домой, он почувствовал страшные

Техника активного воображения: основные шаги

В этой статье вы прочтете о:

Карл Густав Юнг утверждал, что сны и другие бессознательные образы могут быть особенно яркими, когда эти образы пытаются проникнуть в сознание. В процессе активного воображения эти образы могут стать менее яркими и позволить содержимому бессознательного разумно интегрироваться с сознательным умом. Юнг предупреждал, что процесс активного воображения следует проводить осторожно, потому что он может вызвать разрыв с реальностью.

Активное воображение предназначено для того, чтобы вызвать состояние гипнагогии. Это состояние между сном и бодрствованием, когда человек может частично осознавать, что видит сон. Юнг (купите его книги на Амазонке) утверждал, что активное воображение может быть достигнуто естественным образом во время интенсивных состояний расслабления, например, когда вы слушаете историю или засыпаете.

Обретение фокуса

Когда мы начинаем медитировать, наш ум обычно очень активен и беспокоен, поэтому наш первый шаг — успокоить ум и удержать поток внимания.

Когда ум расслабляется, мы начинаем осознавать наш маленький луч внимания, который «наблюдает» все наши бегущие мысли, наш сознательный разум.

Сосредоточьтесь на сне

После того, как ум успокоился и мы чувствуем себя присутствующими, мы затем перемещаем наше внимание на образ из недавнего сна по нашему выбору.

Весь фокус в том, чтобы как можно дольше удерживать внимание на сновидении. Мы можем потерять внимание к более приземленным вещам, но когда это происходит, мы спокойно возвращаем его к образу сна.

Реклама

Позвольте бессознательному говорить

Когда мы фокусируемся на образе сна, мы вглядываемся в бессознательное. Чтобы «получить сообщение», которое бессознательное пытается передать нам через наш сон, нам нужно начать позволять бессознательному говорить через образ.

Для этого нам нужно ослабить фокус ровно настолько, чтобы бессознательное могло начать оживлять образ сна, но мы должны быть осторожны, чтобы не ослабить фокус слишком сильно, иначе мы можем быть поглощены мыслями о мирских вещах. снова.

Это решающий шаг, так как мы позволяем нашему бессознательному разуму говорить, мы можем вернуться к повествованию сна, или мы можем в конечном итоге поговорить с одним из персонажей сна. Персонажи сновидений могут олицетворять архетипические структуры, находящиеся в низших частях нашей психики, которые хотят, чтобы мы осознали конкретную информацию, которая может помочь нам в нашей жизни наяву. Очень полезно узнать больше об архетипах, таких как анима и анимус, тень, персона или мудрый старик.

Активное воображение и рекомендации книг по архетипам

C.G. Юнг – Архетипы и коллективное бессознательное

Джон А. Сэнфорд – Невидимые партнеры

К.Г. Юнг — Психология бессознательного

Кэрол С. Пирсон — Пробуждение героев внутри

Кларисса Пинкола Эстес — Женщины, которые бегут с волками

Энн и Барри Уланов — Трансформация сексуальности. Архетипический мир Анимы и Анимуса

К.Г. Юнг — Красная книга; Издание для читателей

Роберт А. Джонсон. Владение собственной тенью