Сочинение Жизненные ценности ОГЭ 9.3
Пример из жизни, пример из литературы
По тексту Лиханова, Яковлева, Токаревой, Паустовского, Гоголя
Класс
9
Оценка
4
Кол-во слов:
267
Содержание
- Жизненные ценности по тексту Лиханова (95 слов)
- Жизненные ценности по тексту Яковлева (174 слова)
- Жизненные ценности по тексту Токаревой (179 слов)
- Жизненные ценности по тексту Паустовского (145 слов)
- Жизненные ценности по тексту Гоголя (121 слово)
- Сочинение-рассуждение на тему Жизненные ценности (251 слово)
- Сочинение-рассуждение на тему От чего зависит выбор жизненных ценностей (122 слова)
Жизненные ценности по тексту Лиханова (95 слов)
Жизненные ценности – это главные ориентиры, которые помогают нам правильно строить свои отношения с внешним миром. Самые важные из них формируются в детстве. Аргументирую своё высказывание примерами.
В тексте А.А.Лиханова рассказывается, как в детях закладывается ответственность: «. ..и мал и стар зависимы друг от дружки, и коли ты забудешь об этом, забудешь о том, что книжку надо беречь, и потеряешь по рассеянности или ещё по какой другой, пусть даже уважительной, причине, то маме твоей придётся отвечать за тебя, плакать, собирать по рублю деньги в десятикратном размере». Наверное, это та самая жизненная ценность, которую нужно приобрести в самом раннем возрасте, иначе никакая другая не сможет быть сформирована.
У меня тоже есть жизненные ценности: ими для меня являются книги. Из книг я узнаю много о жизни, они помогают решать мои проблемы и чтение просто приносит мне удовольствие.
Таким образом, я объяснил значение словосочетания «жизненные ценности».
Оценка: 4
(95 слов)
Жизненные ценности по тексту Яковлева (174 слова)
Жизненные ценности – это то, во что мы верим, чем дорожим, без чего человек теряет ориентиры, цели, теряет себя. Я думаю, у каждого человека есть свои жизненные ценности. Ведь каждый из нас стремится к чему-то и на кого-то равняется. Аргументируя свой тезис, приведу два примера.
В тексте Яковлева речь идет о мальчике, который, несмотря на дождь, стоит под окнами музыкального училища, слушает скрипку и ждет девочку Диану, которая на этой скрипке играет. И вот к главному герою подходит круглолицая девочка. Она приглашает его к себе домой пить чай и слушать ноктюрн. Мальчик соглашается и идет за своей новой знакомой. Но по дороге ему начинает казаться, что это не он идет рядом с круглолицей девочкой и несет тяжелый футляр с её виолончелью. Главный герой разворачивается и, попрощавшись, бежит назад «к скрипке, к самому себе». Для мальчика важна лишь одна Диана, пускай холодная и равнодушная. Он остается верен своему чувству, потому что именно в этом его жизненные ценности.
У меня тоже есть жизненная ценность. Однажды мои друзья взяли дома пачку сигарет и пошли гулять. Немного прогулявшись, ребята стали звать меня за серые гаражи. Они достали сигареты. Весь мир для меня потух, посерел. Я понял, что эти ребята мне больше не товарищи, я не поддерживал нездоровый образ жизни. Мальчики больше не вызывали у меня уважения к ним.
Таким образом, я объяснил значение словосочетания «жизненные ценности».
Оценка: 4
(221 слово)
Жизненные ценности по тексту Токаревой (179 слов)
Что такое жизненные ценности? Жизненные ценности – это важные вещи, события в жизни человека. Жизненная ценность для каждого человека может быть разной. У кого-то это образование, у других – покупка машины, квартиры. Докажу это на примере данного текста и жизненного опыта.
В тексте В. Токаревой мы видим конфликт мамы и ее шестнадцатилетней дочери Оксаны, которая думает только о себе и грубо разговаривает с матерью. Корольков, ее отец, осознает, что сам виноват в эгоистичном характере своего ребенка – надо было с детства формировать правильные жизненные ценности и меньше баловать. А теперь придется исправлять свои ошибки и браться за воспитание дочки.
В произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Лис учит своего друга жизненным ценностям, принятым на Земле. Его заповеди гласят о том, что мы должны быть в ответе за тех, кого приручили, и о том, что самого главного не увидеть глазами — «смотреть» нужно сердцем.
Таким образом, наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. Хорошо, если в семье формируются правильные жизненные ценности, тогда человеку проще идти с ними по жизни.
Оценка: 5
(179 слов)
Жизненные ценности по тексту Паустовского (145 слов)
На мой взгляд, жизненные ценности – это то, ради чего ты живёшь. У каждого человека есть то, что он считает самым важным в своей жизни. Для кого-то это семья, любовь, для кого-то — карьера и деньги. Справедливость своих слов докажу конкретными примерами.
Обратимся к тексту К. Г. Паустовского, в котором Викентия Ивановна ставит счастье близких людей превыше всего. Она радуется успеху своего внука и чувствует в этот момент небывалый подъем и радость.
Своё мнение также могу подтвердить примером из художественной литературы. В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» важнейшими ценностями была семья и нравственный долг. Полюбив Онегина, Татьяна была готова отдать ему свою душу, но Евгений отвергает любовь, ведь ему чужда семейная жизнь.
В заключение хочу сказать, что у каждого человека есть идеи и взгляды, которые делают его сильнее. Однако не у всех эти ценности положительные, ведь люди сами определяют, что для них важно.
Оценка: 5
(145 слов)
Жизненные ценности по тексту Гоголя (121 слово)
Жизненные ценности – это то, что люди считают важным в жизни: принципы, ориентиры, убеждения. У кого-то в приоритете могут быть материальные ценности: достаток, богатство, стабильное финансовое положение. А кто-то выберет духовные ценности: любовь, честность, доброту. От предпочтения человека зависят его взаимоотношения с окружающими, реализация права выбора, принятие важных решений.
Рассуждая о жизненных ценностях, сразу вспоминаю братьев Остапа и Андрия, геров произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий предал отца, свой народ, Родину. Остап же, наоборот, до самой смерти оставался верным Отчизне. Его жизненны ценности вызывают восхищение и уважение.
Таким образом, каждый сам выбирает жизненные ценности, которые служат ориентиром в жизни, помогают принимать верные решения и выстраивать отношения с окружающими людьми.
Оценка: 4
(121 слово)
Сочинение-рассуждение на тему Жизненные ценности (251 слово)
У каждого человека есть свои приоритеты и жизненные ценности. Для кого-то это благосостояние, слава, успех, карьера. Для меня жизненные ценности – это моя семья и друзья. Возможно, что многие меня не поймут. Но для меня важнее, чтобы моя семья и друзья мне доверяли и знали, что я никогда не оставлю их в беде.
К сожалению, многие мои сверстники забывают о том, что родители им дали не только жизнь. Они заботились о детях, когда те болели, старались изо всех сил купить то, о чём мечтал ребёнок, помогали в самых сложных ситуациях, оберегали и защищали.
Сейчас, когда жизнь достаточно трудна и заставляет родителей много работать, чтобы прокормить детей, дать достойное образование и всё необходимое, я мечтаю быстрее повзрослеть. Почему? Хочу найти работу и начать помогать родителям. Ведь только мы, их дети, можем сделать это. Наши родители заслуживают уважения и помощи.
Мои друзья ещё достаточно молоды, но нередко помогали мне. Я знаю, что когда понадобится, они обязательно поддержат. Уверена, что обязательно сделаю для них всё, что в моих силах. Когда мы повзрослеем и у нас появятся свои семьи, мы сохраним дружбу и всегда будем готовы прийти на помощь друг другу.
Если в вашей жизни случилась беда – не бойтесь обращаться за помощью к родным, друзьям и близким. Не нужно опасаться, что вас неправильно поймут или будут насмехаться. Истинные друзья и члены семьи никогда так не сделают! Вы сами всё поймёте и увидите, что любые трудности можно преодолеть сообща. Это и есть самое главное в жизни. Карьера, слава, деньги – блага временные. Истинные ценности остаются с вами всегда.
Оценка: 4
(251 слово)
2 вариант сочинения (111 слов) (н)
Жизненные ценности формируются у человека всю жизнь, его приоритетом является семья, близкие люди книги, фильмы. Жизненные ценности – это любовь, друзья, хобби, образование.
«Чёрной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашёл прошлым летом на озере, возле лагеря, прикормил, приручил и всю зиму лечил». «Она умерла… а не сдохла». Тем самым мы понимаем, что Колькина семья равнодушна к этой птице. А для Кольки она была ценностью. Из текста Алексеева виден этот аргумент. Автор этого произведения хотел показать, что чувства есть и к животным, нужно ценить это.
Подобный пример жизненных ценностей мы можем увидеть в рассказе Чехова «Каштанка». Собака потерялась, ищет своего хозяина, на след которого не может напасть.
Жизненными ценностями нужно уметь дорожить.
Оценка: 4
(111 слов)
Сочинение-рассуждение на тему От чего зависит выбор жизненных ценностей (122 слова)
Жизненные ценности – это то, что люди считают важным в своей жизни.
У каждого они свои и у каждого они меняются с течением времени. В детстве мы не особо думали о жизненных ценностях, но, как я считаю, именно в детстве формируется понимание того, что нам нужно в жизни для счастья. Уже в более взрослом возрасте мы начинаем понимать, что нам важно. Иногда происходит так, что ценность чего-то пропадает. И это абсолютно нормально. Мы взрослеем, меняемся и, в связи с этим, меняются наши интересы, ценности. Но есть те ценности, без которых не может быть настоящего человека. Для меня это ценность людей в жизни каждого. Не осознавая настоящую ценностью людей, мы вряд ли можем быть счастливыми. Наша жизнь есть путь сотрудничества одной личности с другими.
Оценка: 5
(122 слова)
Примеры жизненных ценностей из литературы
- Сочинения
- 11 класс ЕГЭ
- Примеры жизненных ценностей из литературы
Жизненные ценности — это то, во что верит человек, его моральные устои. У каждого человека абсолютно разные жизненные ценности. Но совершенно точно, что каждый человек готов посвятить жизнь этим самым ценностям. Для кого-то жизненные ценности — материальные предметы, но чаще — мораль.
Жизненные ценности есть не только у нас, реальных людей, но и литературных героев. Опять у всех они совершенно разные. Литературные герои очень похожи на нас, им свойственны такие же желания и ценности, как и нам. И не всегда их жизненные ценности бывают во благо им самим. А иногда бывает, что эти самые ценности направлены во вред другим.
Одним из ярких проявлений наличия у героя жизненных ценностей стала героиня произведения А.И. Солженицына «Матрёнин двор» — Матрёна. Эта пожилая женщина посвятила всю свою жизнь помощи другим людям. Она была добра ко всем. Матрёна дала крышу над головой бедному сельскому учителю, ничего не потребовав взамен. Она всегда бескорыстно помогала всем соседям. Однажды к ней приехали родственники из соседней деревни. Матрёна позволила вывезти им часть своего дома. Более того, она помогала с вывозом брёвен. Помогая своим родным, Матрёна погибла — она попала под поезд. Эта самоотверженная женщина отдала жизнь ради своей цели. По моему мнению, Матрёна может являться примером для многих людей.
Другим примером может стать Чичиков, герой поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя. Жизненная ценность героя была материальной — он желал любым способом разбогатеть. Чичиков выдрессировал мышь и продал её, делал так, что его товарищам приходилось покупать у него еду. Он угождал тем, кто стоял по должности выше его самого. Однажды Чичиков даже чуть не женился, чтобы получить хороший чин. Герой проворачивал разные аферы, чтобы заработать. А последняя его идея казалась ему гениальной. Чичиков решил скупить у помещиков мёртвые души задёшево, чтобы потом получить за них большие деньги. Хотя его план раскрыли, Чичиков уже имел на руках бумаги о покупке душ и скрылся в неизвестном направлении. Хотя мёртвыми душами называют умерших крестьян мужского пола, главной мёртвой душой в этом произведении является Чичиков, для которого деньги оказались важнее всякой морали.
Жизненные ценности — движущая сила каждого человека. Все свои действия человек совершает ради своей цели и жизненных ценностей.
Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому языку.
Нравственность, моральные качества человека, свойства личности. Моральное и материальное. Проблема достоинства, чести, совести, духовной слабости человека, зависти, жадности, бездуховности, нарушения нравственных законов, мечты, веры, лжи во спасение, преступления, истинных и ложных ценностей, утраты духовных ценностей, эгоизма, соотношения морального и материального, духовной убогости, роли материальных ценностей.
Что такое достоинство?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни нужно уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже, уметь извиняться, признавать перед другим ошибку. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя.
Соотношение чести и совести (истинная и ложная честь)
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Честь и совесть – это разные понятия.Совесть всегда исходит из глубины души. Совесть не бывает ложной. Но представления о чести бывают совершенно ложными. Они наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». Такая честь заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, бороться с охраняющими памятники обществами, настаивать на продолжении неудачных строек. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души.
В чем проявляется духовная слабость человека?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить. Эстетически не восприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.
Причины зависти, влияние зависти на человека, как научиться не завидовать?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Перечислите все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти.
Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя.
Что значит жадность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
«Стремление удовлетворить чрезмерное, ненасытное желание чего-либо» или «скупость, корыстолюбие» (это из одного из лучших словарей русского языка). В принципе это определение верно, но оно не передает того чувства отвращения, которое меня охватывает, когда я наблюдаю проявления жадности в человеке.
Чем отличается жадность от бережливости?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, это душевная кособокость, жуткая направленность ума, крайне его ограничивающая, жухлость умственная, жалкость, желтушный взгляд на мир, желчность к себе и другим, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.
Что такое бездуховность?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.
К чему приводит нарушение нравственных законов?
А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»
Для Барона скупость и накопительство – не цель. Золото и деньги для него лишь олицетворение власти над людьми. Ему достаточно даже не самой власти, а осознания собственной силы, возможности того, что «стоит лишь захотеть…» Под воздействием этой страсти происходит постепенная деградация человека в Бароне. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти (она же жажда денег). В результате в Бароне не остается никаких человеческих черт, никаких человеческих чувств – ни любви к сыну (он даже обвиняет его в попытке убить отца), ни любви к ближнему, ни сострадания. Последние его мысли перед смертью о ключах.
СКУПОЙ РЫЦАРЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Как соотносится эгоизм с нравственными законами общества? (соотношение общественных и личных интересов )
А.С. Пушкин «Каменный гость»
В «Каменном госте» Пушкин на противоположную нравственному закону чашу весов кладет волю личности, «эго» отдельного человека. Философия Дона Гуано – философия индивидуализма. Дон Гуано сознательно попирает их, чтобы ощутить свою волю, власть. Он противопоставляет свою волю Божьему промыслу, стремясь в своем своеволии сравниться с Богом. Не случайно Дон Гуан, убив Дона Карлоса, тут же, при убитом, объясняется в любви Лауре, не случайно вспыхивает страстью к Донне Анне только после того, как узнает, что она – вдова убитого им человека. Решив соблазнить Донну Анну, Дон Гуан преследует цель гораздо большую, чем просто любовь смертной женщины. Это его соревнование с Богом. Сцена приглашения Статуи в гости к Донне Анне – подтверждение тому. Дон Гуан умело манипулирует сознанием людей, используя при этом в качестве наживки, в частности, и нравственный закон. Соблазняя Донну Анну, он уверяет, что под воздействием любви к ней стал добродетельным человеком, давая, таким образом, своей жертве возможность примирить в своей душе противоречия между страстью и нравственным законом – по словам Гуана, Донна Анна, отвечая на его любовь взаимностью, наставляет его на путь истинный, таким образом получается, что ее любовь имеет якобы нравственную миссию. Сцена явления Статуи Командора – высшее наказание «своевольному» человеку за попытку состязаться с Богом.
Чем опасно отсутствие веры?
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» появление Воланда в Москве 30-х годов вполне закономерно. Он как бы иллюстрирует библейскую мудрость о том, что место, откуда изгоняют Бога, тут же занимает Дьявол. Поэтому Воланд со своей свитой прибывает в атеистическую Москву, как в свои владения, принимает гостей, дает бал, а останавливается, естественно, у того, кто более других способствует расчищению места для Дьявола – в квартире Берлиоза, человека умного, но в желании угодить властям становящегося воинствующим атеистом. Он и «получает по вере» – уходит в небытие, а его череп – сосуд для мыслей и чувств, оскверненный бездуховностью и атеизмом, – становится чашей для вина на балу у Сатаны.
Как мечта соотносится с реальностью?
М.Горький «На дне»
Желая добра, Лука не способен бороться за него. Лука – тип утешителя пассивного. Он не задумывается об истинном положении вещей, об их объективной сути: «Во что веришь, то и есть…» Главное, по его мнению, с добром и состраданием отнестись к человеку. Он искренне хочет помочь людям. И вряд ли можно назвать его советы намеренной ложью. Теоретически и от алкоголизма можно излечиться, и настоящую любовь наконец найти… Ночлежники, поддержанные сострадательным словом Луки, раскрываются лучшими сторонами личности. Они обретают возможность хотя бы на время стать людьми, у которых есть будущее. Но как только Лука исчезает, они теряют едва обретенную надежду. Благородные устремления ночлежников, да и самого Луки не переходят в поступки. У ночлежников не хватает сил бороться с тяжелыми обстоятельствами своей жизни. Всем ходом сюжета позиция Луки ставится под сомнение, а его исчезновение в кульминационный момент действия демонстрирует несостоятельность этого героя в столкновении с реальными конфликтами жизни. Он и сам предпочитает скрыться, предвидя неизбежную драматическую развязку. А в случае с Актером драматическое противоречие оказывается неразрешимым, и он кончает жизнь самоубийством. Авторская точка зрения выражается именно в сюжетном развитии. Все обещанное Лукой приводит к прямо противоположным результатам. Актер удавился, как и герой притчи о праведной земле, рассказанной Лукой. Хотя Лука говорил в ней о необходимости надежды. Жизнь ночлежников возвращается в прежнее страшное русло.
Приемлема ли ложь во спасение?
М. Горький «На дне»
Нельзя сказать, что в пьесе «На дне» однозначно осуждается утешительная позиция, ложь Луки во спасение, и утверждается беспощадная правда. Это противопоставление сузило бы философский смысл пьесы. Не случайно антагонист Луки правдолюб Бубнов, умный и злобный, показан автором негативно. Он говорит правду, желая уличить, разоблачить и унизить человека. В его позиции нет места любви к человеку и веры в него. Такая правда неприемлема и отрицаема автором. Горький убежден, что человеку необходима любовь, но только соединенная с истиной. Любовь и правда, преобразующие жизнь.
НА ДНЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
НА ДНЕ АНАЛИЗ
Почему человек совершает преступления?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Свидригайлов – это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы. Свидригайлов, как и Раскольников, совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ
Что такое преступление?
Д.М. Достоевский «Преступление и наказание».
Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ
Соотношение истинных и ложных ценностей.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В сценах частной жизни и в исторических сценах, расположенных в разных частях романа, обнаруживается общий смысл. Так, кардинальная для Толстого мысль об истинных и ложных жизненных ценностях равно открывается Николаю Ростову после огромного карточного проигрыша, князю Андрею, лежащему после ранения на Праценской горе, Пьеру, наблюдающему за солдатами, идущими к Бородину перед сражением. Общность ситуации в том, что во всех трех случаях происходит решительный сдвиг – жизнь нарушает свое обычное течение перед лицом смерти (Николаю невозможность заплатить «долг чести» грозит самоубийством, князь Андрей смертельно ранен и истекает кровью, Пьер думает о том, что эти веселые люди завтра, возможно, погибнут), – и тогда обычные и не вызывающие сомнений ценности, для каждого свои (офицерская честь, слава, удобство и комфорт), обнаруживают свою ложность и в силу вступает настоящее и всеобщее в жизни – сила молодости и искусства, открывшаяся Николаю в пении Наташи, истина высокого неба, как будто впервые увиденного князем Андреем, спокойная уверенность в необходимости общего дела, которую почувствовал в солдатах Пьер.
К чему может привести зависть?
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Вероятно, нет на свете людей, которые никому и никогда не завидовали. Это чувство досады, вызванное благополучием другого, разрушает человека. Обычно люди привыкли либо скрывать зависть, либо бороться с ней, однако главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» открыто заявляет, что завидует. Печорин не стремиться бороться со своими эмоциями, наоборот, он их подпитывает. Встретив в Пятигорске своего знакомого Грушницкого, Григорий отмечает, что молодой юнкер вызывает у него неприязнь. Возможно, именно поэтому влюбленность Грушницкого в Мери и ее ответные реакции заставляют офицера завидовать. Печорин делает все, чтобы Грушницкий проиграл в битве за сердце молодой девушки. Движет им отнюдь не любовь к Мери и не личные счеты со старым товарищем, он просто считает себя лучше Грушницкого, поэтому не может смириться с счастьем последнего. Зависть толкает его на ужасные поступки: он влюбляет в себя, а затем отталкивает молодую княжну, разбивая своими словами ей сердце, и убивает на дуэли юнкера. Из этой истории можно сделать такой вывод: зависть не может привести ни к чему хорошему, осознав в себе это чувство, нужно приложить силы, чтобы бороться с ним, иначе оно может толкнуть человека на ужасные деяния.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
К чему приводит утрата духовных ценностей?
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Человек, утративший духовные ценности, не может обрести счастье. Духовные ценности лежат в основе внутреннего поиска человека и относятся к нематериальным категориям. Человек, не понимающий сути добра, любви, душевной красоты и дружбы не может испытать удовлетворения от жизни. Так, главный герой романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою непродолжительную жизнь стремиться почувствовать радость. Но отвергая любовь и дружбу, он сам себя лишает счастья. Поиски его тщетны, потому что ищет он не там. На протяжении всего романа мы видим, как Григорий пытается испытать удовольствие от жизни, к несчастью, все его эмоции кратковременны, а бурные романы и опасные приключения не могут утолить его жажду жизни. В итоге жизненные силы его угасают, он не видит никакого света на пути и умирает, так и не осознав, что виноват в своем несчастье только он сам.
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
К чему может привести эгоизм?
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Эгоизм проявляется, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Однако эгоизм, доведенный до абсурда, может причинить не только большой вред окружающим, но и сломать жизнь человеку, взращивающему в себе это чувство. Ярким примером эгоизма является поведение главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин – красивый, образованный, богатый молодой человек своими руками разрушает жизнь. Он не верит в дружбу, манипулируя людьми только в своих интересах, отвергает любовь, боясь потерять свою свободу, не способен прощать, боится быть осмеянным. Вся его жизнь — это поиск удовольствий, удовлетворение своих потребностей. Однако такой путь разрушителен: Печорин ломает судьбы людей, меняет их жизни, делает несчастным самого себя. Таким образом, эгоизм — главная причина, мешающая Григорию обрести любовь и дружбу, и только непонимание этого решения приводит его к печальному финалу.
Для чего нужна совесть?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Совесть — внутренний регулятор поведения человека. Только она способна помочь человеку сделать правильный выбор и признать свою неправоту.
Ярким примером, подтверждающим мою позицию, может служить роман Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил убийство, проверяя на что он способен и к какому типу людей относится: к «дрожащим» или «право имеющим». Сама проверка подобной теория является бессоветсной. Человек может не слушать окружающих, однако остаться глухим к совести невозможно. После содеянного его «внутренний судья» стал внушал ему, чтобы он пошел и признался во всем. Несмотря на то, что он долго сопротивлялся, совесть победила: Раскольников во всем признался и сдался властям. В этот момент ему стало гораздо легче. Таким образом, мы может увидеть на примере главного героя, что ,приглушая свою совесть, человек может превратиться в чудовище, которое считает свою жизнь выше жизни других. Поэтому совесть нужна для того, чтобы человек, делая выбор, был справедлив по отношению к окружающим.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ
Как соотносится моральное и материальное?
Д.С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».
Любить старые здания, старые вещи – все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни, нормально. Все это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Вещи материальны стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром.
Чем опасна духовная убогость?
Н.В. Гоголь «Шинель»
Главный герой повести — титулярный советник Акакий Башмачкин, чья жизнь описана от рождения до смерти, является ярким примером «маленького человека». Замечательно то, что автор сначала объявляет чин, а потом уже имя героя, объясняя это так: «… у нас прежде всего нужно объявить чин». Все нравственные, умственные и социальные возможности личности ограничены той ступенью общественной лестницы, на которой она стоит. В данном случае, перед нами чиновник девятого класса, над которым смеются и которым помыкают все в департаменте, где он служит. В образе Акакия Акакиевича Башмачкина мы видим духовное и физическое убожество персонажа, который живет мечтой о шинели. Обиженный и растоптанный всеми, Башмачкин пытается найти радости в том скудном мирке, в котором он живет. Служба доставляет ему истинное, ни с чем не сравнимое удовольствие. Свободное время он проводит, переписывая особо понравившиеся ему бумаги для собственного удовольствия. Он доволен своей жизнью, не стремится сделать хоть какую-то карьеру, не замечает убожества своего быта.
Какова роль материальных ценностей в жизни человека?
Н.В. Гоголь «Шинель»
Главный герой повести узнает, что починить старую шинель уже невозможно, необходимо шить новую. Это известие полностью меняет жизнь Акакия Акакиевича. С появлением «идеи будущей шинели» жизнь его обретает новый смысл, нищета духа оборачивается страстью, обнаруживает новые стороны натуры героя «…как будто само существование его сделалось как-то полнее». Естественно, что ограбление Башмачкина, потеря им шинели – это настоящая трагедия. Ведь украдена не просто вещь – жизнь лишилась смысла, потеряна та подруга, с которой он надеялся в мире, согласии и удовольствии доживать свои дни. Жалкие потуги Башмачкина бороться за свои права оборачиваются ощущением своего ничтожества, болезнью и смертью.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Элен Курагина в романе представлена как человек с отсутствием моральных принципов, потому и понятие верности ей чуждо. В жизни она руководствуется только выгодой, чувства других людей для нее ничего не значат. Выходя замуж за Пьера, она не осознавала, что может причинить ему боль, и думала только о материальной выгоде. Элен не любила Пьера и не хотела от него детей. Поэтому брак был обречен на гибель. Ее многочисленные измены не оставили шанса их союзу. В итоге Пьер предложил ей расстаться, так как не мог больше терпеть позора.
Литературная стоимость | English Conceptual Learning
Литературная ценность
Что это такое
Определенные тексты были отмечены как «высоко ценные» и получили статус «канонических» или «классических», поскольку «эксперты» заявляют, что они имеют универсальную и вневременную привлекательность. Однако такие вопросы, как «Чей канон?», «Насколько универсален?» и «Что делает это популярным?», задаются всегда. На самом деле ценность любого текста постоянно пересматривается, поскольку принципы и процессы приписывания ценности меняются в зависимости от времени и культуры, а тексты популярной культуры становятся классикой.
Литературная ценность не включает ценности, выраженные или подразумеваемые в тексте, но конкретно относится к тому, как можно приписать ценность тексту с точки зрения его ценности для «цивилизации», культуры, общества или определенной группы людей. Каждая из этих групп может приписывать разное значение тексту и использовать для этого разные критерии.
Почему это важно
Вопросы ценности регулярно возникают у учителей, которым необходимо выбрать то, что ценно для изучения учащимися. Они также возникают у студентов, которые хотят знать, почему им нужно изучать тот или иной текст и что они ценят в текстах. По этим причинам учителя должны разъяснять своим ученикам, на каком основании мы делаем эти оценочные суждения и как учащиеся могут сделать эти суждения сами.
Студенты должны понимать, что тексты могут цениться по разным причинам: их эстетическая ценность; значимость их сообщения; их историческая ценность, то, как они внедряют инновации в технологии, или то, как они иллюстрируют важные аспекты или движения в литературе.
Этап 6
Учащиеся понимают, что понятие литературной ценности пересматривается под влиянием глобализации, цифровизации и формирующего влияния средств массовой информации.
Они узнают, что
- критерии валоризации варьируются в зависимости от преобладающих вкусов культуры и меняются от века к веку и от технологии
- литературная ценность традиционно присуща текстам,
— выполняют функцию отражения или формирования общества*
— «возвышают» или «цивилизуют» в продвижении эстетических и моральных ценностей*
— кажутся оригинальными и возникают благодаря индивидуальному гению*
— создают предположения об универсальности*
— формировать хранилище культурного капитала как оплот против эрозии популизмом*
- разные способы оценки текстов отражают и подразумевают разные способы чтения.*
*Курсы продвинутого уровня и повышения квалификации
Этап 5
Учащиеся понимают, что тексты оцениваются в рамках систем личных и культурных ценностей и что они могут меняться в различных исторических и культурных контекстах.
Они узнают, что
- тексты ценятся за выражение мнений о состоянии человека
- текстовый рисунок выглядит эстетично
- понимание литературной ценности может меняться в зависимости от времени и культуры
- текста, которые открывают новые способы осмысления идей и ценностей, являются культурно значимыми.
Этап 4
Учащиеся понимают, что тексты ценятся за их эстетическую и социальную значимость.
Учащиеся узнают, что
- тексты основываются на культурных знаниях и пропагандируют определенные ценности
- выразительные образы и элегантное расположение идей радуют
- разные типы текстов оцениваются по-разному
- тексты могут быть более или менее значимыми для разных групп
- текста, которые поднимают вопросы или открывают новые способы мышления о жизни и жизни, имеют большое значение.
Этап 3
Учащиеся начинают понимать, что тексты можно ценить за то, как они передают опыт и идеи.
Учащиеся узнают, что
- тексты, имеющие несколько смысловых слоев или которые можно интерпретировать по-разному, могут быть удовлетворительными Ценятся
- текста, которые заставляют задуматься и расширяют представление о мире.
Этап 2
Учащиеся понимают, что удовольствие можно получить, делясь идеями и чувствами по поводу текстов
Учащиеся узнают, что
- тексты — это способ встречи с идеями
- творческие тексты являются выражением идей реального мира
- текста могут быть источником эмоционального удовлетворения.
Этап 1
Учащиеся понимают, что есть определенные аспекты текстов, которые доставляют удовольствие.
Они узнают, что
- тексты — это путь в мир воображения
- текстов литературной ценности можно просматривать много раз.
ES1
Учащиеся понимают, что работа с текстами может быть источником удовольствия.
Поиск ваших жизненных ценностей: с чего даже начать?
Каковы ваши жизненные ценности? Есть ли ценности, которые вы хотели бы изменить? Почему важно определять свои личные ценности и жить в соответствии с ними?
В своей книге Тонкое искусство пофигизма , Марк Мэнсон говорит о том, как найти свои ценности. Ваши личные ценности лежат в основе всего, что вы делаете. Вот почему важно выяснить, что вы цените, какие ценности могут вам навредить и как исправить свои негативные ценности.
Ниже вы найдете все, что вам нужно знать о том, как найти, понять и изменить свои личные ценности.
Если вы ищете свои ценности, спросите себя: как я определяю успех и неудачу? По какому критерию я себя меряю?
- Наши ценности лежат в основе того, что мы делаем. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, являются результатом наших ценностей и влияют на то, насколько мы счастливы и удовлетворены.
- Поскольку наши эмоции и мысли основаны на наших ценностях, неконструктивная ценность может вывести их из равновесия.
В «Может быть, вам стоит поговорить с кем-нибудь » Лори Готлиб, которая одновременно является и автором, и главным героем, иллюстрирует важность не только сознательного раскрытия и определения ваших основных ценностей, , но также и , заменяя неконструктивных значений конструктивными значениями. Готлиб не может преодолеть свой кризис среднего возраста, пока не идентифицирует ценности, вызвавшие его. Работая с другим терапевтом, она в конце концов понимает, что ценит безопасность и контроль ; она чувствует, что добивается успеха, когда все идет по плану, и впадает в кризис, когда ее планы на собственную жизнь внезапно рушатся (в данном случае из-за неожиданного разрыва отношений). Чтобы исцелиться, она должна принять более конструктивные ценности, такие как принятие вещей такими, какие они есть, получать удовольствие от неопределенности и ценить каждый момент жизни.) |
Задавать трудные вопросы
наши чувства и ценности, Мэнсон предлагает задавать себе трудные вопросы — вопросы, которые могут поставить нас в неудобное положение. Например:
- Подумайте о том, что вас беспокоит.
- Спроси себя почему тебя это беспокоит.
- Часто, когда нас что-то беспокоит, это происходит потому, что мы подсознательно думаем, что в чем-то ошиблись (например, что мы в чем-то ошибаемся).
- Если вы действительно считаете, что потерпели неудачу, спросите себя, почему вы так думаете.
- Спросите себя, есть ли другой взгляд на ситуацию.
- Например, что, если это не провал, а возможность обучения?
Использование вопросов для поиска своей цели Еще один способ понять свои основные ценности — понять, чего вы надеетесь достичь в жизни, другими словами, свою цель. Психолог Анджела Дакворт предлагает выяснить свою цель, записав каждую цель, которая у вас есть (от краткосрочных целей, таких как ответ на телефонный звонок, до долгосрочных целей, таких как похудение или получение высшего образования). Когда у вас есть список, организуйте свои цели в виде пирамиды. Основанием вашей пирамиды будут ваши краткосрочные конкретные цели, например, сделать этот телефонный звонок. Выше этого будут немного более долгосрочные цели, такие как сдача теста или работа над проектом на работе. Выше этого будут еще более долгосрочные цели, такие как получение степени. Хитрость заключается в следующем: каждый уровень пирамиды должен поддерживать уровень над ним. Если цели на одном уровне не приближают вас к целям на следующем, вам следует отказаться от них. На самом верху пирамиды будет ваша конечная цель в жизни — ваша «цель высшего уровня», как называет ее Дакворт. Вы можете даже не знать, какова ваша основная цель в данный момент; чтобы найти ее, начните с цели более низкого уровня и спросите себя «почему?» Например, почему вы хотите поступить в этот колледж? Когда у вас есть этот ответ, снова спросите себя «почему» и продолжайте для каждого из ваших ответов. Например, почему вы хотите стать инженером? Почему вы хотите получить работу по созданию более безопасных сооружений? Почему вы хотите сделать мир более безопасным местом для жизни и работы? Когда вы дойдете до ответа «Просто потому что», это будет вашей высшей целью. |
Мэнсон говорит, что когда у вас плохие ценности и стандарты, вам плевать на вещи, которые не имеют значения. Это приводит к трудным или даже неразрешимым проблемам. Отрицательные значения не являются фактическими, неконструктивными или находятся вне вашего контроля. Например:
- Популярность — вне вашего контроля; это основано на мнении других о вас.
- Власть над другими — неконструктивная; это требует причинения вреда или манипулирования другими людьми, чтобы получить то, что вы хотите.
- Хорошее самочувствие — не факт; это чистая эмоциональная реакция.
(Краткое примечание: подобные отрицательные значения обычно связаны с тем, что вы думаете другое значение человек. Они о том, как вы относитесь к другим (власть и контроль), что вы думаете, они восхищаются вами (деньги или статус) или как они думают о вас (популярность, восхищение, слава и т. д.). Мэнсон призывает вместо этого выбирать ценности, которые касаются вас самих, потому что вы не можете контролировать то, что думают или делают другие люди. Поскольку это вне вашего контроля, вам не о чем беспокоиться.)
В отличие от этого, Мэнсон считает, что , когда вы принимаете здоровые ценности и стандарты, вы приберегите свои е*ски для вещей, которые приведут к хорошим проблемам и улучшат ваше самочувствие. благополучие. Положительные ценности основаны на фактах, конструктивны и имеют результат, который вы можете контролировать.
Философ Фридрих Ницше обсуждал, как люди создают свои собственные ценности, утверждая, что вещи сами по себе не имеют ценности — они просто существуют, и любое значение, которое мы им придаем, является нашим собственным творением. Поэтому мы вольны делать любые суждения о том, что важно, а что нет. В философии Ницше мы можем увидеть корни аргумента Мэнсона о том, что мы должны выбирать, что ценить. Однако Мэнсон расширяет идеи Ницше, говоря, что мы должны выбрать право вещей на ценность; в противном случае мы обрекаем себя на разочарование и несчастье. |
В остальной части книги Мэнсона обсуждаются пять полезных ценностей, которые противоречат культурным и социальным сообщениям, которые Мэнсон советует вам принять. Они требуют решения проблем, а не их избегания с помощью отрицания или упражнений на хорошее самочувствие.
- Взять на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни, независимо от того, виноваты вы или нет.
- Принятие неопределенности : Принятие того, что вы можете ошибаться и что вы не все знаете. Изучение и сомнение в своих убеждениях.
- Принятие неудач: Желание обнаружить свои недостатки и исправить их, а также извлечь уроки из того, что идет не так.
- Практика отказа : Сосредоточение внимания на нескольких важных вещах и отказ от второстепенных. Также развивайте способность говорить «нет» и принимать «нет» от других.
- Размышление о своей смертности , чтобы держать свою жизнь и ценности в перспективе.
В каждой из оставшихся глав рассматривается одна из этих тем.
Ценности Мэнсона в сравнении с «Медитациями» Аврелия Пять парадоксальных ценностей Мэнсона очень похожи на некоторые из основных тем «Медитации » Марка Аврелия : Тонкое искусство пофигизма: Возьмите на себя ответственность за все в своей жизни . Однако помните, что ответственность и вина — не одно и то же. Принять неопределенность. Помните, что вы не знаете всего; сомневайтесь в себе и своих убеждениях и критически исследуйте их. Примите неудачу. Учитесь на своих ошибках и используйте неудачи как возможности для роста. Практика отказа. Перестань думать о неважных вещах в своей жизни. Отвергайте все второстепенное. Следствие: тренируйтесь говорить людям «нет» и принимать это, когда люди говорят «нет» вам. Подумай о своей смертности. Держите свою жизнь в перспективе, так как это поможет вам развить конструктивные ценности и стандарты. Медитации: Будьте строги к себе и терпеливы к другим. Единственное, что вы можете контролировать, это ваши собственные действия, поэтому вы несете личную ответственность за все, что делаете. Вы не несете ответственности за то, что думают, говорят и делают другие люди; это не ваша ответственность и не ваша проблема. Embrace logos (имеется в виду как личная логика, так и законы природы). Аврелий считал, что Вселенная управляется совершенной логикой и законами природы, которые гарантируют, что все будет происходить наилучшим образом. Однако у людей ограниченный кругозор и несовершенная логика, что часто приводит их к неверным выводам. Аврелий утверждал, что если вы чувствуете себя несчастным или встревоженным, то это потому, что вы боретесь с неправильным пониманием мира. Живи без страха. Аврелий настаивает на том, что единственная опасность в жизни — это та, которая наносит ущерб вашему характеру — другими словами, единственное, чего вы должны бояться, — это собственных недостатков. Таким образом, вы должны работать безжалостно и бесстрашно, чтобы улучшить себя. Заботьтесь только о том, чтобы хорошо жить. Аврелий призывает вас отказаться от материальных благ и удовольствий и полностью посвятить себя своему долгу (каким бы он ни был). Рассмотрите жизнь и смерть рационально. Жизнь человека конечна и ничтожна по сравнению с миром. Поэтому все, что вы делаете для себя, бессмысленно; каждое ваше действие должно каким-то образом делать мир лучше. |
Мэнсон отмечает, что вы уже делаете выбор, на что вам наплевать. Изменение — это просто вопрос выбора чего-то другого.
Звучит просто, но есть неприятные (но временные) побочные эффекты:
- Чувство неуверенности : Изменение давних ценностей дезориентирует. Вы будете задаваться вопросом, правильно ли вы поступаете.
- Чувство неудачи : Когда вы пытаетесь применить новые ценности и стандарты, в каждой ситуации на ум будут приходить старые. Вы почувствуете себя неудачником, отказавшись от них.
- Столкновение с возражениями : Ваши отношения строятся на ваших ценностях, поэтому, когда вы меняете свои ценности, ваши отношения также меняются. Вы получите отпор.
По словам Мэнсона, чувство неуверенности является наиболее распространенной реакцией, когда вы решаете перестать заботиться об определенных вещах и вместо этого заботиться о других вещах. Просто помните, что культивирование неопределенности — это вторая из пяти альтернативных ценностей, которые могут изменить вашу жизнь.
Определение ваших ценностей — первый шаг Важно понимать, как изменить свои ценности и с какими трудностями вы можете столкнуться, пытаясь это сделать. Однако вы можете обнаружить, что даже не уверены, каковы ваши ценности. Например, вы действительно похуй на то, что ты нравишься людям? Возможно, на самом деле вы цените уверенность, а популярность — это просто хороший стимул для уверенности. Будьте непредвзятыми Вы, вероятно, думаете, что уже знаете, кто вы и что вы цените. Такая ложная уверенность будет мешать этому упражнению; попробуйте начать с предположения, что вы не знаете себя. Перечислите свои ценности Перечислите ценности, которые, как вы знаете, у вас есть, это поможет вам обнаружить истинные ценности, лежащие в их основе. Сгруппируйте значения по темам. Найдите центральные темы. Выделите это значение и оставьте остальные в качестве объяснения или контекста для него. Сократите свой список Даже после шага 4 вы можете обнаружить, что у вас слишком много значений для эффективной работы. Постарайтесь сузить список до 5-10 наиболее важных для вас. Контекстуализируйте свои ценности Для 5-10 основных ценностей, которые вы выбрали, разверните каждую из них в действенное утверждение. Например: «Честность — всегда говори правду, даже если это может выставить меня в дурном свете». Проверьте каждое значение. Вернитесь к списку на следующий день и просмотрите его свежим взглядом. Посмотрите, как каждая ценность заставляет вас чувствовать себя, и соответствуют ли они тому, кто вы есть или кем вы хотите быть. |
Мэнсон определяет значения как то, что вы считаете важным и чего хотите достичь. Он определяет стандартов как критерий, который вы используете для измерения успеха или неудачи в соответствии с вашими ценностями.
Каковы ваши личные стандарты? У нас есть внутренние стандарты, по которым мы измеряем себя, не обязательно осознавая их. Важно распознавать и понимать их, чтобы мы могли изменить наши ценности, если они не являются конструктивными .
Наши ценности и стандарты могут быть созидательными или разрушительными — они могут привести к хорошим проблемам, которые нам нравится решать, или к проблемам, которые ставят нас в тупик и расстраивают нас, приводя к несчастью.
Книга Тони Роббинса «Разбуди великана внутри » рекомендует установить для себя несколько стандартов: несколько очень высоких стандартов, которые заставят вас расти, и некоторые достижимые стандарты, которые позволят вам наслаждаться своими достижениями. |