( в посте использованы материалы из различных статей и публикаций в инете.)
На этой неделе мы здесь, на Сплетнике, обсуждали мнение Ололо насчёт того,
важна ли внешность при приёме на работу, насколько первое впечатление может
расположить к тебе работодателя, или, напротив, оттолкнуть. Лаврентьева
приводила пример, что ей однажды не продали дорогую сумку, как в фильме
«Красотка», но не потому, что она девушка такой же судьбы, как героиня Джулия
Робертс, а потому, что на ней в тот день не оказалось кольца с большим
бриллиантом. Она уверяла своих подписчиков, что все ждут от богатых русских
определённой манеры поведения и дорогих украшений.
Ну что ж, первое впечатление бывает очень важным, хотя с основными посылами
поста Оксаны подавляющее большинство разумно не согласилось.
К привлекательным людям мы относимся более снисходительно. Именно
так утверждают психологи и подводят под этот вывод впечатляющую научную базу.
Проще говоря, если кто- то разбил мячом окно в школе, подумают скорее не на
Петю, который учится на одни пятёрки, а на двоечника Колю.
Также эффект ореола (или гало-эффект) может иметь и еще одну сторону, которую
называют весьма громким названием – эффектом дьявола.
К примеру, когда из двух подозреваемых (привлекательного и непривлекательного)
люди более решительно обвиняют в совершении преступления именно
непривлекательного человека.
Примеры эффекта ореола:
Работу получает тот соискатель, который кажется более привлекательным;
Ноутбук с лучшим дизайном кажется более функциональным, чем с неброским;
Люди с приятной внешностью кажутся более умными;
Жюри присяжных испытывает трудности, когда его убеждают, что симпатичный
человек виновен в преступлении.
Исследование, которые провели в 2011 году психологи Мур, Филиппу и Перретт
показало, что эффект ореола может касаться и мнения об интеллекте. То есть,
если человек считает другого человека умным, он ему приписывает и другие
положительные качества: дружелюбие, чувство юмора, лидерские
качества.
Тут можно с уверенностью сказать, что этот эксперимент расширяет понятие
эффекта ореола.
Маркетологи используют эффект ореола для продажи товаров и услуг. Когда
знаменитость одобряет конкретный продукт, положительная оценка этого человека
может повлиять на восприятие самого продукта.
Формулировка «закон предшествования» появилась в 1925 году. Тогда известный
психолог из США М. Лундт выявил, что люди больше всего подвержены влиянию
первого сообщения или новости. Последующие сообщения о каком-либо событии уже
меньше воздействуют на человека. В принципе, этот закон многим известен. Ведь
существует поговорка «Встречают по одежке». Законом предшествования активно
пользуются студенты, которые на первых курсах стараются получить хорошие
оценки. Это будет помогать им в дальнейшей учебе, преподаватели часто смотрят
на предыдущие успехи. Закон работает и в средствах массовой информации. Обычно
в новостях сначала выдвигается версия канала, чтобы в большей степени повлиять
на зрителей.
Мы часто встречаемся с эффектом первого впечатления в обычной жизни. Во время
первой встречи с человеком, с каким-то явлением или вещью мы формируем свое
отношение. Это отношение существенно влияет на наше последующее мнение. С
помощью эффекта первого впечатления можно быстро сформировать все свои мысли в
отношении объекта. Не всегда речь идет о непроизвольном впечатлении, иногда мы
выносим вердикт намеренно. Огромное влияние на первое впечатление оказывает
внешность и поведение. Но наши собственные личностные особенности тоже играют
важную роль. От них зависит, будет ли первое впечатление положительным или
отрицательным, будем ли мы оценивать отдельные качества или объект целиком и
т.д.
Эффект ореола – это один из излюбленных приемов мошенников. Причем о некоторых
из них мы могли читать в художественной литературе. Классический пример – это
«Ревизор». Хлестаков изначально предстал перед другими героями картины как
ревизор, важный и уважаемый человек. Даже если главный герой впоследствии
проявлял свою некомпетентность, показывал незнание своей работы, то другие
персонажи вовсе этого не замечали. Как и не замечали того, что Хлестаков
совершенно не выглядит как ревизор.
Этот феномен объясняет, почему многие люди любят фотографироваться в чужих
дорогих автомобилях или в чужих роскошных загородных домах. Считается, что они
перетягивают на себя часть положительных впечатлений и богатства этих
объектов. Также многие политики часто появляются в компании знаменитостей –
талантливых певцов и актеров. Так они стараются получить немного больше любви
и признания публики, которым обладают звезды. Если обычному человеку удалось
сфотографироваться с видными деятелями, то фотография станет предметом
гордости. Они будто перенимают успех у других. Но стоит помнить, что «рядом» —
это еще не означает «вместе».
Вот признайтесь: часто в вашей жизни случалось так, что первичное впечатление
о человеке оказывалось ошибочным.
Уверенна, что очень часто.
К примеру, встретили вы симпатичного юношу, который уступил вам место в
маршрутке.
После 10 минут разговора вам кажется, что вот он – принц, воплощение всех
достоинств.
А вот после пары свиданий оказывается, что принц – глупый, самовлюбленный
нарцисс, с которым даже поговорить не о чем.
А место в маршрутке он вам уступил не потому, что галантный, просто это его
обычный способ знакомиться с девушками, причем он насколько глуп, что сам же
вам об этом и рассказал.
Эта история – пример позитивного эффекта ореола.
Но это явление бывает и негативным.
К примеру, переехали вы в новый дом, встретили соседку по лестничной площадке,
хотели с ней познакомиться, а она даже разговаривать с вами не стала, буркнула
что-то и закрылась в своей квартире.
Ясное дело, вы тут же навесили на нее ярлык «нелюдимой грубиянки» и успели
посетовать: «Как же мне не повезло-то с соседями».
И лишь через месяц окажется, что новая соседка – милейшая девушка, просто в
тот день она похоронила близкого человека и ясное дело – ей было не до
знакомств.
Чтобы не стать жертвой эффекта ореола, постарайтесь:
Никогда не судить о людях, ориентируясь лишь на первое впечатление. Дайте другому шанс, узнайте его поближе и лишь тогда решайте: нравится он вам
или не нравится.
Не поддаваться общественному мнению: первая красавица в группе вполне может
оказаться эгоистичной дурой, а серая мышка, над которой смеются, может стать
вам верной спутницей жизни.
Не доверять малознакомым людям, потому что вашей легковерностью обязательно
воспользуются мошенники и негодяи.
Как видите, эффект ореола – достаточно опасная штука, постарайтесь не стать ее
случайной жертвой.
Однако, симпатия к брендам Шанель и Виттон, не перешла на обладательницу
эксклюзивных сундуков и сумок Яночку. Уважение не вызывает стоявшая и лежащая
рядом со многими знаменитостями Лопырева. Совершенно точно не кажется нам
хорошим человеком представительница люкса и отечественных виноградников
Снежана. И мы не испытываем пиетета перед бизнес- вумен Ололо только потому,
что ей когда- то фортануло и дали много денег известного банка.
Это все потому, что нас, сплетниц, простым ореолом и словами не возьмёшь, нам
подавай объективный разбор полётов.
Так и живём…)
Пример эффекта ореола в маркетинге
19 января 2014 Бизнес, Интересное, Маркетинг
Приходилось ли вам делать выводы о человеке, зная только несколько фактов из его биографии? Например, знаете, где он получил образование, где одевается или обедает – и в вашем сознании уже родился образ. Даже один взгляд на фото позволяет представить себе личные качества человека, предположить, каков он в общении, обосновать мотивы его поступков…
Это – пример эффекта ореола (нимбовая ошибка, halo effect), известное социально-психологическое явление. Например, высокого, привлекательного человека мы заранее считаем приятным, надёжным, умным, честным. Хотя, вы сами знаете, сколько в мире красивых злодеев.
При чём тут маркетинг?
Очень просто. Заменим слово “человек” на слово “компания” или “продукт” – и вот вам маркетинг.
Причём эффект ореола работает в двух направлениях. Если вам нравится один аспект чего-то (будь то человек, компания или продукт) – вы, скорее всего, будете лояльны и к остальным аспектам. А если что-то вызвало отторжение или раздражение – то этот негатив вы перенесёте на восприятие всей компании, товара, персоны.
Пример эффекта ореола? Один неудачный продукт позволяет составить мнение обо всём ассортименте. Ответ секретаря по телефону – то самое первое впечатление, которое будет перенесено на дальнейшую работу с компанией. Любое представительство фирмы – офис, сайт, социальная сеть и пр. – даёт мощнейший эффект ореола.
Почему это важно для нас с вами? Нимбовая ошибка провоцирует людей к принятию поспешных решений.
У них на сайте плохое юзабилити? Значит, сам сайт сделан плохо. Значит, они не уважают своих клиентов. Значит, я не буду с ними работать.
У их секретаря неприятный голос? Наверное, и остальные сотрудники тоже довольно неприятные люди, поищу другую компанию.
В их офисе бардак и негде сесть, а менеджер занят другими клиентами? Вряд ли у них хорошая продукция и сервис. Вокруг полно конкурентов…
Для малого бизнеса такие вещи смертельны. У нас нет широкой брендовой рекламы. О нас не знают все-все-все. Зачастую люди узнают о нас, только соприкоснувшись с нами (читайте в Интернете про точки входа). Поэтому эффект ореола может как поставлять нам лояльных клиентов, так и отпугивать.
Важно помнить об хало-эффекте тогда, когда вы начинаете планировать свою деятельность. Тщательно продумайте ваши возможности. Не беритесь за то, на что у вас нет времени. Недоделанный сайт, заброшенная группа в соцсетях, вечно занятый телефон – это не дополнительные точки входа, способные приносить клиентов, это негатив, который с помощью эффекта ореола распространяется на всю вашу компанию и на вас лично.
Поищите пример эффекта ореола в вашем бизнесе. Найдёте – боритесь с ним. Удачи 🙂
Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант
В соцсети нас уже больше 20 тыс. Присоединяйтесь, чтобы получать советы по развитию бизнеса и полезные ссылки
* В случае упоминания в тексте социальных сетей Facebook, Instagram, уведомляем: деятельность компании Meta (Facebook, Instagram) признана экстремистской и на территории РФ запрещена.
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии Основатель и главный редактор