Во Франции представлены рекомендации по регулированию конфликта интересов в коммерческом секторе
Документ разработан для использования компаниями бизнес-сектора и государственными учреждениями, осуществляющими промышленную и коммерческую деятельность, и содержит рекомендации по выявлению ситуаций конфликта интересов, их предотвращению и урегулированию.
1. Конфликт интересов как коррупционный риск
Как отмечено в Руководстве, регулирование конфликта интересов является важной составляющей деятельности по предупреждению коррупции как в государственном, так и в частном секторах. Хотя нахождение лица в ситуации конфликта интересов само по себе не является правонарушением, в случае непринятия надлежащих мер по его урегулированию конфликт интересов может перерастать в коррупционное преступление, такое как подкуп должностных лиц, коммерческий подкуп, злоупотребление влиянием, незаконное сохранение интересов у должностного лица, фаворитизм и т.д. При этом за совершение указанных преступлений к ответственности могут быть привлечены не только должностные лица и организации государственного сектора, но и коммерческие компании, в том числе по обвинению в участии в сговоре, посредничестве или подстрекательстве к совершению преступления, отмывании доходов.
Однако, как отмечают авторы документа, на данный момент термин «конфликт интересов» определен только применительно к публичному сектору: так, согласно Закону от 11 октября 2013 г. №2013-907 «О прозрачности публичной жизни» (Loi n° 2013-907 du 11 octobre 2013 relative à la transparence de la vie publique), под конфликтом интересов на государственной службе понимается любое несоответствие между общественными и частными интересами, которое влияет или может повлиять на независимое, беспристрастное и объективное выполнение функций государственным служащим.
Для соблюдения единообразия AFA в своем Руководстве вводит понятие «конфликта интересов» и для коммерческих организаций, определяя его как любое несоответствие между функциями, которое лицо выполняет в организации, и его личными интересами, если оно влияет или может повлиять на независимое, беспристрастное и объективное выполнение им соответствующих функций.
Например, лицо, ответственное за найм персонала, исходя из данного определения, будет находиться в ситуации конфликта интересов в случае, если одним из кандидатов на должность окажется его родственник.Кроме того, составители Руководства подчеркивают необходимость учета таких характеристик конфликта интересов, как:
- прямой или косвенный характер: личная заинтересованность, порождающая конфликт интересов, может возникать как у самого работника, так и, например, у его родственников;
- реальный или потенциальный характер: в случае реального конфликта интересов работник уже находится в ситуации, когда его личные интересы идут вразрез с интересами организации / с выполняемыми функциями, в случае потенциального – несоответствие между интересами работника и интересами компании / выполняемыми функциями может возникнуть при определенном стечении обстоятельств. Так, потенциальным конфликтом интересов будет являться ситуация, когда сотрудник отдела закупок организации, объявляющей тендер, является родственником менеджера отдела продаж компании, которая с большой долей вероятности примет в нем участие, а когда указанная компания подаст документы на участие в закупке, конфликт интересов уже станет реальным;
- срок возникновения личной заинтересованности, которая может появиться в прошлом, настоящем или будущем; от этого следует отталкиваться при введении ограничений и запретов для работников организаций, например, судебные представители не могут выполнять свои функции в отношении физических или юридических лиц, от которых они прямо или косвенно получали вознаграждение в течение последних 5 лет;
- значимость личных интересов – как отмечено в Руководстве, регулированию в первую очередь подлежат такие ситуации, в которых личный интерес оказывается достаточно значительным, чтобы повлиять (или казаться влияющим) на работника и способным сподвигнуть его не ненадлежащее выполнение своих обязанностей;
- мнимые конфликты интересов – авторы документа обращают внимание на необходимость распространения регулирования на «кажущиеся» конфликты интересов, которые могут нанести ущерб имиджу организации и подорвать к ней доверие.
2. Выявление конфликта интересов
В своем Руководстве AFA традиционно рассматривает три ключевых элемента регулирования конфликта интересов: выявление, предупреждение и урегулирование.
Что касается первого элемента – выявления конфликта интересов, – авторы документа указывают, что существует неограниченное число ситуаций конфликта интересов, возникающих как внутри организации (например, наличие родственных связей между сотрудниками, работающими в одном отделе), так и при взаимодействии с контрагентами (например, наличие у сотрудника организации финансового интереса в деятельности конкурирующей компании), и, так как охватить регулированием все возможные ситуации не представляется возможным, рекомендуют организациям в первую очередь обращать внимание на конфликты интересов, затрагивающие:
- «чувствительные процессы» – процессы, в рамках реализации которых возникновение конфликта интересов наиболее вероятно может нанести ущерб организации, например, закупки, финансирование (взносы, займы, гранты и т. д.), инвестиционная деятельность, подготовка финансовой отчетности, управление человеческими ресурсами и т.д.;
- «чувствительные функции» – функции, выполнение которых наиболее подвержено рискам возникновения конфликтов интересов; после определения таких функций в Руководстве рекомендуется провести анализ ситуаций, в которых выполняющие их работники могут отдавать предпочтение личным интересам в урон интересам организации;
- «чувствительные процессы операционной деятельности», например, поиск новых рынков, взаимодействие с государственным сектором и т.д.
С этой целью авторы рекомендуют организациям составить карту рисков возникновения конфликтов интересов или, если организация подпадает под действие Закона от 9 декабря 2016 г. № 2016-1691 «О прозрачности, борьбе с коррупцией и модернизации экономической жизни» (Loi n° 2016-1691 du 9 décembre 2016 relative à la transparence, à la lutte contre la corruption et à la modernisation de la vie économique), дополнить имеющуюся общую карту коррупционных рисков сведениями о рисках возникновения конфликтов интересов.
Для обеспечения выявления конфликтов интересов авторы документа предлагают организациям такие меры, как:
- внедрение процедуры периодического декларирования интересов для отдельных категорий сотрудников, например, занимающихся лоббистской деятельностью, а также представления деклараций интересов при приеме на работу, назначении на должность или переходе на иную должность;
- установление обязанности ситуационного уведомления о возникновении конфликта интересов;
- ведение специального реестра деклараций интересов, а также реестра повторяющихся конфликтов интересов, составленного на основе ситуационных уведомлений о конфликтах интересов.
Кроме того, рекомендуется внедрить дополнительные процедуры оценки контрагентов для целей регулирования конфликта интересов, например, устанавливая в договорах обязанность декларировать конфликты интересов и раскрывать информацию о наличии политически значимых лиц в числе бенефициарных собственников контрагента, а также включая в процесс оценки добросовестности контрагентов процедуры проверки наличия связей между сотрудниками, менеджерами, директорами, бенефициарными собственниками и т.
д. контрагента и искомой организации.Одновременно в Руководстве приводятся примеры типовых ситуаций конфликта интересов, которые разделены на несколько групп в зависимости от того, в какие правонарушения они могут перерасти в случае отсутствия надлежащего регулирования со стороны организации:
- конфликт интересов, который может привести к преступлению, связанному со взяточничеством: например, должностное лицо (сотрудник), принимающее решение о присуждении контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), способствует присуждению победы компании, которая пообещала указанному лицу выгодное трудоустройство в будущем, хотя ее товары (работы, услуги) не являлись лучшим предложением в рамках проводимой закупки с точки зрения интересов организации;
- конфликт интересов, который может привести к фаворитизму или незаконному извлечению выгоды: к примеру, предоставление конфиденциальной информации об условиях проводимой закупки организации, в которой работает родственник должностного лица (сотрудника) заказчика, ответственного за заключение контрактов;
- конфликт интересов, который может привести к преступлению, связанному с торговлей влиянием: например, использование личных связей с должностными лицами для получения государственного контракта;
- конфликт интересов, который может привести к нецелевому расходованию корпоративных активов: например, если председатель совета директоров организации уполномочен принимать решение о погашении долговых обязательств, а основным акционером компании-заемщика является его жена, то он, действуя в интересах жены, может одобрить списание долга такой компании без его фактического возмещения, что будет наносить ущерб интересам организации, лишая ее соответствующих денежных средств.
3. Предупреждение конфликта интересов
При реализации второго элемента – принятии мер по предупреждению конфликта интересов, – следует учитывать выявленные ранее риски возникновения конфликтов интересов, а также специфические характеристики организации (ее сферу деятельности, организационную структуру, местонахождение и т.д.).
Деятельность по предупреждению конфликтов интересов при этом включает, в том числе:
- разработку и принятие политики организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; при этом ее основные принципы могут быть включены в кодекс поведения работников организации, в то время как процедурные аспекты, касающиеся предупреждения конфликта интересов, должны быть закреплены в форме отдельного документа;
- разработку политики в отношении подарков и приглашений, в которой может быть предусмотрен, в том числе порядок согласования соответствующих действий и/или необходимость ведения специального реестра;
- внедрение процедуры ротации сотрудников, функции которых отнесены к «чувствительным», и т. д.
Одновременно организации следует создавать благоприятный климат для раскрытия информации о возникновении конфликта интересов, в том числе за счет:
- информирования и проведения обучения работников, руководителей и директоров, в первую очередь замещающих наиболее подверженные рискам возникновения конфликта интересов должности;
- назначения лица, ответственного за контроль соблюдения требований, касающихся конфликтов интересов, которое, среди прочего, сможет консультировать сотрудников относительно того, является ли та или иная ситуация конфликтом интересов;
- информирования контрагентов об обязанности (при наличии) декларирования конфликтов интересов и уведомления о наличии политически значимых лиц в числе бенефициарных собственников.
4. Урегулирование конфликта интересов
В случае, когда конфликт интересов уже возник, эксперты AFA рекомендуют сначала определить, насколько значимость личных интересов соответствующего лица в данном случае преобладает над его готовностью надлежащим образом выполнять свои функции в организации, а затем, при необходимости, принять меры по урегулированию конфликта интересов, например:
- усилить контроль за деятельностью такого лица;
- изменить полномочия, задачи, обязанности и т. д. соответствующего лица;
- предусмотреть необходимость самоотвода работника в ситуации конфликта интересов, например, отказа от участия в определенной процедуре, выхода из состава комиссии по оценке кандидатов на трудоустройство или комиссии по выбору поставщиков;
- делегировать функции, в рамках выполнения которых может возникать конфликт интересов, иному сотруднику, который не находится в подчинении лица, находящегося в ситуации конфликта интересов;
- предусмотреть возможность отказа от интереса, например, продажи акции или их передачи в доверительное управление;
- предусмотреть возможность сохранения интереса, если он является незначительным и с низкой долей вероятности может спровоцировать работника на ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
- уволить работника.
Хотя, как отмечено в документе, трудно заранее определить, какие меры урегулирования конфликта интересов окажутся надлежащими в конкретной ситуации, авторы рекомендует организациям предусмотреть методологию, в которой будут определены примерные критерии выбора тех или иных мер с тем, чтобы повысить объективность принимаемых решений.
Кроме того, эксперты AFA отмечают необходимость документального оформления всех принимаемых решений, в том числе внесения сведений о принятых мерах урегулирования вместе с аргументацией их обоснованности в специальный реестр (при наличии).
5. Санкции
Как уже отмечалось, само по себе нахождение работника в ситуации конфликта интересов не является правонарушением и потому не должно наказываться. Вместе с тем, действия и решения, принятые работником несмотря на наличие конфликта интересов, а также неуведомление о конфликте интересов может повлечь применение мер дисциплинарной или гражданской ответственности. При этом доказать факт неправомерных действий будет проще, если организация внедрила систему мер по предотвращению конфликта интересов (кодекс поведения, политику в отношении подарков и приглашений, проведение информационно-просветительских мероприятий, положения об ответственности в трудовом договоре и т.д.).
Когда возникают конфликты интересов в бизнесе и как их избежать / Хабр
Автор: Владислав Глебов, управляющий партнер юридической компании MILTON LEGALВ последнее время волна слияний и поглощения по причине банкротства предпринимателей, а также нормализация судебных заседаний спровоцировали рост числа конфликтов интересов в бизнесе.
Конфликт интересов в бизнесе возникает довольно часто — обычно тогда, когда у совладельцев есть разногласия или когда пересекаются интересы компании и ее сотрудника. Максимальный риск это несет для малого и среднего бизнеса, которые слабо защищены финансово и практически не поддерживаются государством.
История знает примеры конфликтов интересов — между бывшими и нынешними акционерами, между основным акционером и основателями и другие варианты — приведших к убыткам на миллиарды долларов.
Как закон регулирует конфликты интересов
С точки зрения закона, конфликт интересов — это ситуация, когда предприниматель своими действиями или бездействием наносит ущерб интересам компании ради личной выгоды (ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Например, выбирает контрагента или нового сотрудника из партнеров или родственников, дает доступ к корпоративной тайне третьим лицам и т.д.
Виды конфликтов интересов в бизнесе
Конфликт интересов возможен в любой сфере деятельности и, как правило, провоцируется ошибочным распределением функций в компании и несовпадением задач и интересов сотрудников. Например, это характерно для работы по KPI, когда качество работы сотрудников оценивается по объему портфеля, но бонусы они получают за продажи. Большинство усилий такие сотрудники направляют на достижение собственных финансовых целей — это не означает ущерб для компании, но и не работает так, как хотелось бы собственнику бизнеса.
Чтобы решить эту проблему, необходимо выстроить такую систему мотивации и контроля, чтобы сотрудникам было выгодно выполнять нужные бизнесу задачи.
Выделяют 2 типа конфликта интересов:
1. Конфликт личных интересов и интересов компании
Например, директор по закупкам заключает контракт с компанией родственника, притом что объективно это не самый сильный участник тендера.
2. Противоречие между профессиональными интересами
Например, директор по продажам недостаточно тщательно оценивает благонадежность покупателя и соглашается на сомнительную сделку, чтобы повысить свои продажи.
Конфликт интересов между совладельцами часто основан на том, что в компании нет единой цели, нет общего видения развития компании и нечетко распределены задачи. По статистике, только 40% компаний выигрывают от того, что у них несколько совладельцев — чаще же с ростом бизнеса отношения между партнерами портятся, и это негативно отражается на компании, в том числе финансово. Эксперты советуют совладельцам по возможности договариваться до того, как внедрять в компании изменения — иначе ситуация усугубится, принеся убытки.
Как избежать конфликта интересов и как быть, если он возник
Конфликт интересов или риск того, что он может возникнуть, сильно снижают эффективность работы компании. Поэтому нужно прилагать усилия к тому, чтобы не допустить такого развития событий и не терпеть убытки.
Мотивировать сотрудников в индивидуальном порядке
Например, продажник заинтересован в привлечении как можно большего количества клиентов, а подразделение рисков — в том, чтобы портфель клиентов был качественным.
Чтобы не возникло конфликта интересов, сейлзам должно быть выгодно не просто продавать, но и привлекать качественных клиентов, а рисковики должны быть заинтересованы в проценте одобрений, для чего рассматривать заявки в индивидуальном порядке, а не формально. Вам нужно обеспечить сейлзам поток лидов, и тогда они смогут привлекать хороших клиентов, чтобы не перегружать рисковиков лишней работой, а подразделению рисков — инструменты и механизмы для быстрой оценки и позволить отсеивать только действительно ненадежных клиентов. Выиграют от этого оба подразделения и весь бизнес в целом.
Как предотвратить назревающий конфликт
Наиболее опасный вид конфликта интересов — скрытый, или латентный. Крайне важно, чтобы сотрудники не замалчивали конфликты и раскрывали их добровольно. Что можно для этого сделать?
Локальные нормативные акты
Работодатель может закрепить как норму обязанность сотрудника сообщать о конфликте интересов — в общем положении для всех сотрудников либо в должностных инструкциях индивидуально (ст. 81 ТК РФ).
Благодаря таким нормативным актам сотрудники, скрывшие конфликт, будут наказываться, а компания сможет работать с раскрытыми конфликтами — например, отстранять от работы тех, кто уличен в нарушениях.
Правило «четырех глаз»
Согласно этому распространенному в Европе правилу, все важные документы подписываются двумя менеджерами, каждый из которых уполномочен спрашивать что угодно о выборе подрядчика и цены. Для этого есть KYC — правила и процедуры идентификации и верификации контрагентов (know your counterparty — «знайте своих контрагентов»).
Важно проверить, давно ли контрагент работает, благонадежен ли он, имеет ли связь с кем-то в вашей компании. Это существенно снижает вероятность конфликта интересов, а заодно неисполнения условий договоров и налоговых претензий. Конечно, на 100% обезопасить бизнес не получится, но система принятия решений должна быть прозрачной и контролируемой.
Договоренность о поведении в спорах
Есть несколько способов предотвратить конфликт интересов между совладельцами:
договориться, кто в компании ставит стратегические цели;
распределить между владельцами зоны ответственности;
закрепить договоренности о целях и функциях между владельцами в письменном соглашении.
Корпоративный договор
Корпоративный договор нужен, чтобы партнеры могли заранее согласовать и прописать правила поведения в определенных спорных ситуациях. Например, если для развития бизнеса понадобилось дополнительное финансирование — прописать, кто из партнеров какую сумму или процент от суммы вносит. В случае убытков партнеры так же могут договориться привлечь займы участников компании или увеличить уставной капитал.
Заключая корпоративный договор, партнеры могут договориться о способах урегулирования вероятных будущих конфликтов и спорных ситуаций. Например, об обращении к профессиональному независимому переговорщику или медиатору для урегулирования конфликта до суда.
Другой вариант — закрепить обязанность выкупить долю уставного капитала компании в случае, если не достигнуты заранее оговоренные показатели финансовой деятельности.
Привязка бонусов сотрудников к прибыли компании
Система мотивации в компании должна:
быть максимально прозрачной, чтобы сотрудник понимал, за что получает деньги;
мотивировать сотрудников решать приоритетную задачу бизнеса — например, увеличивать прибыль;
без сложных расчетов, которые сотрудники воспринимают как попытку их обсчитать;
строиться на рыночных принципах, то есть соответствовать предложению конкурентов.
Примеры конфликта интересов | Поддержка исследований
Развернуть все
Исследовать
Категория | Принципы |
---|---|
Формирование спинаута | Все ученые, участвующие в формировании нового отделения, должны составить план управления конфликтом интересов, который должен быть рассмотрен Исследовательской службой и одобрен главой отдела до того, как первоначальные инвестиции могут быть осуществлены. Также доступно руководство для отделов по дочерним компаниям: |
Интеллектуальная собственность | Если исследователь имеет финансовую заинтересованность в лицензиате (или предполагаемом лицензиате) университетской интеллектуальной собственности, он должен сообщить об этом и отказаться от участия в переговорах, которые должны вестись Группой по управлению правами на интеллектуальную собственность и Оксфордским университетом по инновациям. |
Подача заявок на гранты и заключение контрактов | Сотрудники и студенты должны заявлять обо всех конфликтах при подаче заявок на гранты, заключении контрактов и т. д. В частности, необходимо заявлять о финансовых конфликтах, чтобы избежать сомнений в достоверности исследований и последующего потенциального ущерба для репутации. |
Издательство | Авторы, подающие рукопись, должны раскрыть информацию о любой «значительной финансовой заинтересованности» или других отношениях с производителями любых коммерческих продуктов или поставщиками коммерческих услуг, обсуждаемых в рукописи, и любыми финансовыми сторонниками исследования. Цель такого раскрытия информации состоит не в том, чтобы помешать автору, имеющему значительные финансовые или иные отношения, опубликовать статью, а в том, чтобы предоставить читателям информацию, на основании которой они могут составить собственное мнение. |
Роли и деятельность за пределами университета
Категория | Принципы |
---|---|
Внешние назначения (начало нового бизнеса, консультационная или консультационная работа, руководство и т. д.) | Должно быть одобрено главой отдела для работы по совместительству и проведения внешних назначений, как указано в положениях и соответствующей политике. Руководство по внешним назначениям для академического персонала и связанного с ним персонала |
Внешние назначения (использование ресурсов Университета) | Сотрудники не должны использовать ресурсы Университета при проведении консультационной работы или работы для внешних организаций, за исключением случаев, когда на это имеется специальное разрешение департамента. Основная обязанность сотрудников связана с университетом, поэтому максимум 30 дней в течение учебного года могут быть потрачены на внешние назначения. Эти назначения должны управляться так, чтобы они не конкурировали с обязанностями перед университетом (время, график обучения, использование ресурсов и т. д.). |
Студенческий надзор и обучение
Категория | Принципы |
---|---|
Прием, кураторство, успеваемость | Персонал, имеющий тесные личные или семейные отношения со студентом или семьей студента, не должен участвовать в принятии решений о зачислении этого студента, надзоре или успеваемости, а также о присуждении ему каких-либо студенческих стипендий, призов или других грантов. Если член комиссии, принимающей решения о присуждении стипендий, является руководителем кандидата, то и научный руководитель, и студент должны заявить о своей заинтересованности. |
Другая деятельность университета (работа комитетов, закупки, набор, прием, заключение контрактов)
Категория | Принципы |
---|---|
Прием Вербовка Переговоры по контракту | Сотрудники, участвующие в приеме на работу, приеме на работу или заключении контрактов, не должны иметь дело с кандидатами или другими сторонами переговоров, которые им известны, и принимать решения в отношении них. Например, сотрудник не будет участвовать в назначении, найме, продвижении по службе, надзоре или оценке лица, с которым он состоит в близких личных отношениях. Академический или неакадемический сотрудник, входящий в совет управляющих школы, не будет участвовать в рассмотрении кандидатуры учащегося этой школы на место в бакалавриате. |
Закупки | Если у сотрудника есть конфликт интересов (вытекающий из личных отношений или внешнего назначения), связанный с закупкой товаров и услуг, он не может участвовать в принятии решения о покупке. |
Работа в комитетах | Члены Комитета должны заявлять о любых конфликтах либо в начале заседания, либо в начале рассматриваемого вопроса. Затем председатель несет ответственность за принятие решения о дальнейших действиях. Заявление должно быть отмечено в протоколе комиссии. Членство в комитете не должно приводить к конфликту интересов, и члены комитета не должны принимать участие в принятии решения, в котором у них есть конфликт интересов. Например, ни один член комитета не должен участвовать в утверждении проекта, который он спонсирует. |
Конфликты интересов Примеры и дела в сфере финансовых услуг
Компании в сфере финансовых услуг подвержены повышенному риску возникновения конфликта интересов, в основном из-за влияния и связей, связанных с территорией. Эта статья расскажет вам, как выявлять конфликты и управлять ими по мере их возникновения.
Что такое конфликт интересов?В случае конфликта интересов лицо или организация имеют несколько интересов, связанных с ситуацией, что создает риск того, что, обслуживая один из этих интересов, они не смогут должным образом служить другому интересу.
«Интересы» часто носят финансовый характер. Например, человек может иметь финансовую заинтересованность в компании, которая ему платит, в активе, в который он инвестировал, или в подарках, которые он ожидает получить от третьего лица. Другие виды интересов включают личные, семейные, профессиональные, деловые и политические интересы.
Конфликты интересов обычно можно отнести к одной из трех категорий:
- Фактический конфликт интересов: личные интересы сотрудника или директора в настоящее время противоречат его общественным обязанностям как профессионала.
- Потенциальный конфликт интересов : можно предвидеть, что личные интересы работника или директора могут вступить в конфликт с их общественными обязанностями как профессионала.
- Предполагаемый конфликт интересов: общественность или третья сторона могут счесть, что личные интересы сотрудника или директора могут вступить в противоречие с их общественными обязанностями как профессионала.
Хотя определение «конфликта интересов» хорошо известно на международном уровне, существуют региональные различия в законодательстве. Например, закон о конфликте интересов в Австралии может отличаться более мелкими деталями от закона о конфликте интересов в Сингапуре. Компании, предоставляющие финансовые услуги, должны быть осведомлены о законодательстве о конфликте интересов в каждой юрисдикции, с которой они ведут бизнес, поскольку законодательство о конфликте интересов может применяться экстерриториально.
Что является примером конфликта интересов в сфере финансовых услуг?Компании, предоставляющие финансовые услуги, склонны к конфликту интересов из-за высокой вероятности пересечения интересов директоров и сотрудников, а также их партнеров.
Без надлежащего управления эти конфликты могут привести к репутации компаний и уголовным санкциям. В одном недавнем громком деле руководители China Rise Securities Asset Management Company подверглись санкциям Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) за нарушения, в том числе незаконные короткие продажи со стороны персонала, отсутствие внутреннего контроля для мониторинга перекрестных сделок, и неспособность сообщать о прямых деловых операциях на Фондовую биржу Гонконга. Это были недостатки образования, надзора и подотчетности.
Ежедневно по всему миру регистрируются многочисленные примеры конфликта интересов. По данным Центра исследований экономической политики, следующие области финансовых услуг особенно подвержены конфликту интересов:
- Андеррайтинг и исследования в инвестиционно-банковской сфере
- Аудит и консультирование в бухгалтерских фирмах
- Кредитная оценка и консультации в рейтинговых агентствах
- Универсальный банковский
При этом конфликты интересов могут возникать везде, где пересекаются профессиональные и частные интересы, включая, помимо прочего:
- Конфликты между работником и клиентом или фирмой и клиентом
- Личный кабинет Торговля финансовыми услугами
- Злоупотребление рынком
- Практика вознаграждения сотрудников
- Близкие личные отношения
- Внешние деловые интересы
- Процедуры китайской стены
- Менеджмент МНПИ
- Управление списком инсайдеров
- Подарки и развлечения
Что происходит, когда возникает конфликт интересов?
Конфликт интересов может привести к ущербу для репутации и, в крайних случаях, к уголовным санкциям.
Ущерб репутации может быть причинен, когда действующее лицо, такое как разоблачитель, репортер или другое заинтересованное третье лицо, делает публичные комментарии о конфликте интересов. Это может привести к негативным последствиям для сторон, вовлеченных в конфликт интересов, например к ухудшению общественного мнения, падению продаж и уменьшению возможностей найма.
Если конфликт интересов будет признан незаконным на основании положений, применимых к вовлеченным сторонам, это может привести к уголовным санкциям, таким как штрафы и отстранение.
Общеизвестно, что внутри организации могут существовать потенциальные конфликты интересов. Таким образом, компании, предоставляющие финансовые услуги, могут предотвратить плохие результаты, отслеживая конфликты интересов и предпринимая соответствующие действия при их выявлении, например. не давая подписи члену команды сделать что-то, что может вызвать реальный конфликт интересов.
Примеры ситуаций, которые могут считаться фактическим конфликтом интересов на работе, включают:
- Член команды участвует в дискуссиях, касающихся карьерного роста или уровня заработной платы другого члена команды, с которым он состоит в отношениях
- Член команды принимает чрезмерные корпоративные подарки и развлечения от заинтересованной третьей стороны
- Член команды не сообщает о подозрительных транзакциях или заказах из личных интересов
- Использование прямо или косвенно информации, недоступной остальной части рынка
Конфликты интересов очень вероятны в финансовой фирме, поэтому компании должны быть хорошо подготовлены к выявлению, мониторингу и урегулированию конфликтов по мере их возникновения.
Мы рекомендуем предпринять следующие шаги:
- Написать политику конфликта интересов в соответствии с действующим законодательством. Этот документ может включать правила, ограничивающие использование сотрудниками своего профессионального положения в своих интересах, их участие в деятельности, которая может принести прямую или косвенную прибыль конкурентам, а также возможность владения акциями определенных компаний. Постарайтесь сделать Политику как можно более конкретной. Например, укажите долларовую стоимость корпоративных подарков, которые члены команды могут дарить или получать. Вы также должны указать подробную информацию о дисциплинарных последствиях за нарушение Политики.
- Регулярно обучайте и обучайте сотрудников политике. Освещение ключевых моментов, таких как использование систем компании для подачи заявления о конфликте интересов. Поддержите свое сообщение, сообщив персоналу о новых актуальных тематических исследованиях конфликта интересов.
- Внедрение технологий, которые помогают членам команды сообщать о потенциальных конфликтах интересов , например. иметь систему, помогающую отслеживать подарки, развлекательные и представительские мероприятия, просматривать личную торговлю сотрудников, отслеживать и сообщать о внешней деловой деятельности.
На наш взгляд, Этап №3 особенно важен. Написание политики конфликта интересов и обучение вашей команды — отличное начало, но вам нужны соответствующие технологии, чтобы видеть, как члены команды соблюдают эту политику в режиме реального времени. Это помогает сделать компанию полностью подотчетной.
MyComplianceOffice может помочь вам в автоматизации и управлении конфликтами интересов, включая конфликты сотрудников, клиентов, третьих лиц и конфликты сделок/транзакций. Внедрение нашего единого интегрированного модульного решения помогает компаниям по всему миру успешно выявлять конфликты на рабочем месте и управлять ими.